А.И. Херсонов. Светлые, да яркие

     Елена, что родилась 12 августа 1831 года прошла по жизни одиноко, много путешествовала, обрела громкую, но обрела сомнительную и незаслуженно скандальную славу. Елена, что родилась 12 февраля 1879 года, прожила уединённо, удостоилась негромкой, но самоотверженной, небывалой славы. Создала крепкую семью, каждый член которой явился яркой, незаурядной , общественно значимой личностью. «Лучик света» февральской Елены, как маяк, показывал направление жизни остальным членам семьи . Её так и называли –«ведущая».
Впереди речь о женщинах России по имени Елена, в глазах потомков снискавших славу духовного авторитета, оставивших труды, повлиявших на развитие сознания мирового сообщества. Читатель, наверняка догадался о каких Еленах идёт речь. Это Елена Блаватская и Елена Рерих. И, возможно, заметил сходство в судьбах обеих Елен, ибо жизненное поприще старшей Елены достойно продолжила Елена младшая. И это главное. Августовская Елена, носительница астрологического психотипа «Лев», явилась основательницей Теософского общества, написала фундаментальный труд «Тайная доктрина», при жизни обрела множество сторонников во всех уголках мира.
Елена февральская, носительница психотипа «Водолей», явилась создателем и проводницей Учения Живой Этики, явилась участницей уникального эксперимента, испытания огненной йогой. Благодаря самоотверженной деятельности, создала Учение Эры Водолея, познать которое предстоит человечеству в будущем. Обе Елены творили под руководством Великих Учителей, Махатм, с которыми были связаны во многих прошлых жизнях.
Процесс познания Учения, хотя медленно и с большим трудом, происходит в наши дни.
На фотографиях перед вами удивительно похожие молодые лица. Похожие не чертами лица, но выражением высокого интеллекта, вдумчивостью и духовной устремлённостью.
     Елена Блаватская                                                                                                      Елена Рерих
Но и столетие спустя мировая общественность , озабоченная материальными проблемами, всё ещё не готова приобщиться к основам великого духовного Учения. Пока не готова. Но «приближение» к Учению Живой Этики, безусловно, произойдёт. И хочется верить, что произойдёт в ХХI веке. Уже происходит!
                                            Светлая, да избранная
Вначале познакомимся со значением имени «Елена».
Из энциклопедии: «Имя Елена — греческого происхождения. Его перевод неоднозначен, скорее всего, означает «избранная», «светлая». Кроме того, имя Елена может означать «факел», «огонь», «свет»; «светлая», «сверкающая», «сияющая», «блестящая», «солнечная», «лунная», «огненная», «избранная». Есть мнение, что имя Елена соотносится с понятиями «солнечный луч» или «солнечный свет», а само имя Елена – производное имя от имени Гелиос, бога Солнца в древнегреческой мифологии».
Полностью соответствуя значению имени и будущему призванию, Елена Блаватская и Елена Рерих действительно явились для общества «избранными» и представляли «силы светлые». И тут возникает вопрос: «Кем избранные»? Ответ имеется. Обоим Еленам Высшими Силами доверялось нести символический «факел», «осветительный огонь», который и сегодня освещает духовный путь человечества, притягивает к себе мыслящих людей. Однако, огонь Учения Живой Этики Елены Рерих, не символический и не умозрительный. Это огонь реальный, живой, действующий во времени и пространстве, разрушающий застарелое и созидающий новое.
                                              Такие близкие судьбы
Однако, удивляться фактическому «совпадению» в судьбах обеих Елен не приходится. Это отметила и ближайшая помощница Елены Рерих, Зинаида Григорьевна Фосдик:«Читая о жизни Блаватской и слушая рассказы Е.И. о себе, прихожу к убеждению, что между ними масса сходства» (2, стр.58). И тут возникает вопрос: как именно проявилось в жизни выдающихся Елен значение собственного имени? Есть и другой «хороший» вопрос: гармонично ли значение числа рождения 3 с содержанием имени Елена? Вовсе не удивительно, что печать «Водолея» отражена в микрокосме Елены Рерих. Новорожденной Елене предстояло обрести качества провозвестницы Эры Водолея, а для этого, следовало в себе ощутить природу «Водолея». Как вероятно заметил читатель, у героинь совпадают не только имена, но и числа дня рождения, сводящиеся к простому числу 3. Вот почему не лишено смысла предположение, что в магии числа 3 и в значении имени «Елена» заключаются характерные особенности судеб обеих героинь.
Имеется и другой объединяющий аспект. Обе Елены родились русскими. И это важно. По замечанию писателя Михаила Пришвина, «быть русским, любить Россию – это духовное состояние». Известный индолог Александр Сенкевич пишет: «С ранних лет Блаватская стремилась к духовному и умственному общению – наиценнейшему дару русского человека» (1, стр.63). Как видим, и в этом случае отражена та же мысль.
                                                  Те, что даруют радость
Начнём с рассмотрения содержания числа 3. К месту будет вспомнить, что на Руси «в три перста крест кладут», а «Бог любит троицу».
Из нумерологии: «Число 3 принадлежит планете Юпитер. Это наиболее созидательное число. Принцип соединения двух начал — активного и пассивного. Сумма. Результат действия разума на материю. Мотивация, созидание, вдохновение. Триада. Число Бога в христианстве и индуизме.
Не удивительно, что девиз числа 3 — «дарующий радость».
Положительные качества:
Число 3 — число жизнелюбивое и веселое, наделенное здоровым оптимизмом, вдохновением и воображением. Оно эмоционально, даёт успех в самовыражении, предполагает хороший художественный вкус и творческий талант.
Число 3 наделено даром предвидения и даром слова, который поможет обратить на себя внимание и заставить людей поверить.
Отрицательные качества:
Люди числа 3 не умеют прощать обиды, и достаточно эгоцентричны. Это согласно знаний эзотерики.
Но имеет ли обозначенное выше к «нашим» Еленам, носителям числа 3? Оказывается, имеет. Обе Елены, судя по жизнеописанию, в раннем детстве проявляли прозорливо отмеченные нумерологией негативные черты характера, которые во взрослой жизни , благодаря усилиям разума и воли , постепенно исчезли…
Далее: «Число 3 — божье дитя, оно вечно юное и постоянно развивающееся. Тройка наделена большим энтузиазмом и способна буквально превращать невозможное, в возможное. Число 3 склонно к мечтательности, и ее мечты чаще, чем у остальных становятся реальностью. Лучше всего у тройки идут дела в сферах, где она может выразить свое стремление творить и дарить красоту.
Число 3 любит масштабность во всем. Цифра 3 обретет счастье только в том случае, если найдет себе творческую работу. Цифра три способна вдохновить своими речами многих, и эти люди захотят помочь ей в её планах. Энтузиазма у числа три не занимать. Один из самых выдающихся талантов цифры три это ораторское мастерство, которое открывает ей дороги к таким профессиям, как: учитель, лектор, консультант или комментатор. Благодаря дару пророчества, число 3 может найти себя в религии».
                                          Такие похожие Елены
В биографиях обеих героинь действительно находим немало похожего. Начнём с натуры и характера. Описывая ранние годы Блаватской, Александр Сенкевич пишет:«С детских лет она была подвержена необыкновенным галлюцинациям. Она умела, впадая в транс, в течение долгого времени видеть наяву то, что для большинства людей тут же растворяется в воздухе» (1, стр.60). Писатель замечает, что «подверженность», называемую «эпилептической аурой», у Блаватской наступила в 12-летнем возрасте. И тут же упоминает Елену Рерих : «Этим заболеванием страдали как мужчины, так и женщины. Например, Елена Ивановна Рерих». Последнее утверждение оставим на совести автора, ибо оно не находит основательного подтверждения. И ещё: «Она была сверх меры нервной и чувствительной, во сне громко говорила и часто ходила во сне…разговаривала с каким-то невидимым существом» (1, стр.66). Нечто подобное встречается и у Елены Рерих. В «Снах и видениях», вспоминая детские годы, она записывает:«В трёхлетнем возрасте начались приступы необъяснимого плача, который переходил в неистовый крик. Ничто и никто не мог утешить её». Далее: «Очень рано девочка начала видеть значительные сны и даже видения». «Приблизительно около 12 лет вспыхнуло сознание о существовании Учителя Света и уже не оставляло девочку продолжительное время» (3, стр.53). Как видим, в обоих случаях фигурирует число 12, число особое, значимое и в нумерологии, и в астрологии. Известно, что именно 12 знаков Зодиака, лежат в основе астрологического учения.
                                        Кто отметил и кто приветил?
Вот мы и подошли к «избранничеству» обоих Елен. Александр Сенкевич отмечает:«С детских она была поражена силой страстной и высокой любви к никому не известному индийцу в белых одеждах» (1, стр.57). Автор упоминает о «чрезвычайном событии, случившимся с Е.П. ещё в раннем детстве, как бы доказывавшем невидимое присутствие её Хранителя». Это был экзотический подарок её деду, а именно, «привезённый из Тибета халат из толстой шёлковой материи». И приходит к выводу, что «уже в детстве её оберегал кто-то могущественный и невидимый» (1, стр.112).
Похожую историю находим и в биографии Елены Рерих. З.Г.Фосдик отмечает:«Имела видения: видела мальчика дивной красоты, дивные глаза, часто обращённые на неё; однажды, когда была больна, видела двух высоких людей в восточных одеяниях, стоявших возле кровати и указывавших на неё. Это, оказывается, были Мастера М. и К.Х.» (2,стр.59).
Остаётся добавить, что Мастер М. – это Махатма Мория, а Мастер К.Х. – Махатма Кут Хуми, с которыми, спустя годы, не во сне, а наяву общалась Елена Рерих. Великие Души, с которыми сотрудничали Рерихи в создании Учения Живой Этики.
                                                             Елена о Елене
Выдающийся теософ Елена Блаватская ушла из жизни в 1891 году. Елене Шапошниковой, будущей Елене Рерих, в тот год исполнилось 12 лет. И опять появляется связующее обеих Елен «настырное» число 12 …
К слову, раз уж речь зашла о числе 12, не могу не сообщить, что согласно разработкам автора число 12 лежит в основе исторического цикла развития России (5). Вполне понятно, что мы не найдём упоминания Елены Блаватской о никому не известной в детские годы жизни Елене Шапошниковой. Зато в эпистолярном наследии Елены Рерих неоднократно встречаем благодарную и самую высокую оценку личности и трудов Елены Блаватской. И эта оценка, подчас явно эмоциональная, всё же вполне объективна: «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская истинно наша национальная гордость…Вечная слава ей! (4, стр. 60).
        Часть 2. Экскурсия в картинную галерею «Небесная сфера»
Далее читателю совместно с автором предстоит совершить экскурсию в воображаемую картинную галерею, в трёх залах которой астролог разместил картины-символы рождения Елены Блаватской и Елены Рерих. Экскурсоводом в этом необычном путешествии явится знаменитый астролог и психоаналитик Дэйн Радьяр (6). Итак, группа экскурсантов-читателей в сборе и можно переступить порог виртуальной картинной галереи. В первом зале размещаются картины-символы Солнца, раскрывающие особенности жизненной и творческой энергии выдающихся россиянок.
                                            Картины-символы Солнца
На картине — символе Солнца микрокосма Елены Блаватской, именуемой «19-ый градус Льва», изображёна «Развлекательная поездка на пароходе». Весёлая , кажущаяся легкомысленной картина, не правда ли? Но напомним, речь идёт о символах и, предвидя неверное истолкование картины, дадим пояснения экскурсовода-психоаналитика:«На картине изображено наслаждение временной свободой от жестоко структурированного социального поведения» (6, стр.119).
Данным тезисом предположительно психоаналитик невольно истолковывает известный факт странного замужества юной Елены Ган, скоропалительно вышедшей замуж за пожилого генерала Блаватского. Цель замужества? Насладиться временной свободой от жестоко структурированного социального поведения. Однако, наслаждение явилось скоротечным и бросив старика-мужа, уже не Елена Ган, а Елена Блаватская, пустилась в свободное путешествие по миру. Цель путешествия обозначена:испытать наслаждение подлинной духовной свободой. На это же обращает внимание и комментарий невольного экскурсовода Дэйна Радьяра: «Картина указывает на возможность найти высвобождение естественных энергий и компании, обеспечивающей свободу от социальной жестокости».
Перейдём к рассмотрению второй картины — символа, а именно Солнца микрокосма рождения Елены Рерих , называемой «24-ый градус Водолея».
На картине показано как «Человек, преодолевший свои страсти, учит глубокой мудрости с позиций своего опыта» (6, стр. 215).
Но зададим вопрос: случались ли у юной Елены Шапошниковой опасные страсти?
Страсти, которые непременно следовало бы преодолеть? Оказывается, случались. И довольно неприятные. О чём без утайки рассказывает в воспоминаниях сама Елена Рерих (3, стр.51). А так же повествует «корифей рериховедения» Павел Фёдорович Беликов:«Нельзя не остановиться на более «смущающих» местах в письмах Н.К. и Е.И., где он, и к тем делам, которые ему дороги, укоряет её в увлечении балами, сомневается в силе привязанности к нему и даже допускает возможность полного и окончательного разрыва между ними» ( 7, стр.67) .
Незримый экскурсовод и в этом случае вносит пояснения в замысел картины-символа:«Конструктивное использование трудного прошлого опыта, как примера для тех, кто ещё борется со своими страстями». И поясняет:«Каждый, сделавший шаг в эволюции, может помочь другим сделать этот шаг, вот подлинное образование, основанное на возможности передачи».
Передачу собственного опыта и знания американским сотрудникам встречаем почти в каждом письме Елены Рерих. Итак, приходим к выводу: жизненная и творческая энергия Елены Рерих направлялась на помощь тем, кому предстояло сделать шаг в эволюционном развитии. И делалось это путём передачи духовных знаний.
                                                      Картины рождений
Перейдём во второй зал галереи, где расположились картины-символы микрокосмов Моментов рождения.
У Елены Ган (Блаватской) картина-символ Момента рождения именуется «6-й градус Скорпиона» и изображает «Золотую лихорадку, которая отрывает людей от родных земель». Авторитетный экскурсовод поясняет внутренний смысл картины: «Страстный поиск новых ценностей , которые на каком бы то ни было уровне обещают более изобильную жизнь» (6, стр. 161).
И надо признать, существо Момента рождения микрокосма Елены Блаватской действительно заключает в себе … алчность. Но не в осуждаемою материальную алчность, но алчность духовную. Не она ли, духовная алчность, оказалась движущей силой в создании экстраординарного труда «Тайная доктрина»? По мнению Дэйна Радьяра «драматизируя способность человека оторваться от известного и знакомого, рискуя всем ради мечты». Таковой и явилась миру Елена Блаватская.
Что касается Момента рождения микрокосма Елены Шапошниковой (Рерих), то картина-символ именуется «9-й градус Рака» и изображает «Маленькую голую девочку, которая нагнулась над прудом, пытаясь поймать рыбку».
Что же «разглядел» в картине экскурсовод-психоаналитик? «В картине изображён первый наивный поиск знаний и вечно ускользающего понимания жизни».
Речь идёт о «нарождающемся любопытстве к знанию, которое ведёт начинающий ум к наиболее элементарному опыту, который естественная жизнь нам предлагает» (6, стр.98).
Таковым явился первоначальный путь Елены Рерих к истинному, великому познанию Природы и Космоса. Итак, в данном случае речь идёт о врождённой чистоте понимания Елены Рерих, при которой следует предположить, что, испытывая недостаток в серьёзном академическом образовании, Елена Рерих компенсировала его отсутствие упорным самообразованием и врождённым чувствознанием, накопленным во множестве предыдущих жизней.
                                   Картины-символы Славы и Репутации
Перейдём в третий зал картинной галереи. Любопытно, о чём поведает экскурсовод-психоаналитик отношении Славы и Репутации выдающихся Елен? Для Елены Блаватской соответствующая картина-символ микрокосма называется «18-й градус Льва» и изображает «Химика, проводящего эксперимент перед студентами». Довольно неожиданная картина-символ, невольно заставляет обратиться к временам алхимии.
Что бы могло означать характерное экспериментальное обучение молодёжи? Химик – учёный, получающий новые вещества. «Химик» — Блаватская — учёная получающая… новые энергии, новые духовные знания. Прислушиваемся к комментарию экскурсовода: «Исследуя скрытые процессы природы, человеческий ум испытывает трепет открытия». Отсюда выявляется основа Славы и Репутации Елены Блаватской: «Индивидуум демонстрирует свою силу и власть, основанную на длительном ряде усилий. Он – звено в цепи трансляции, и его деятельность продолжается в будущее» (6, стр.119).
А далее следует неожиданное заявление экскурсовода : «На высочайшем уровне этой деятельности можно говорить об алхимии». Следовательно, предчувствие связи химии и алхимии в отношении Блаватской не обмануло автора. В этом случае выявляется подлинная сущность алхимии. Речь идёт о получении не пресловутого «золотого тельца», презренного металла, за который гибнут люди, а о получении «золота» духовного, новых духовных знаний. В этом и заключается сущность эксперимента «алхимика» Блаватской.
Символ указывает на то, что Елена Блаватская была не первой, а явилась звеном в цепи трансляции духовного знания. Кроме того, усилия Блаватской обязательно продолжатся исследователями следующих поколений — деятельность продолжается в будущее. Случилось так, как и предсказывает эзотерическое знание: в ХХ веке творческим продолжением «Тайной доктрины» Елены Блаватской явилось Учение Живой Этики Елены Рерих.
В отношении Елены Рерих картина-символ Славы и Репутации под названием «20-й градус Водолея» микрокосма полна торжественности и величия. Картина изображает «Большого белого голубя, который несёт послание».
И посетители картинной галереи, и автор этих строк, чувствуют важность каждого элемента картины. И то, что изображён голубь. Да не какой-нибудь, а «большой и белый». И то, что голубь не праздный гуляка, а выполняющий важное, конкретное поручение.
Голубь несёт послание! Подлинное значение картины-символа в устах психоаналитика звучит так: «Ответ духовных сил на основательные, непрерывные, или победоносные усилия индивидуума» (6, стр.213).
Итак, Слава и Репутация Елены Рерих заключается в том, что ею предпринимаются победоносные усилия и делается это непрерывно, при этом духовные силы отвечают на предпринятые усилия. Экскурсовод задаёт воображаемый посетителям вопрос : «Что за «послание» несёт голубь?» И сам же отвечает: «Это послание мира, в сердце которого можно видеть удостоверение ценности и победы индивидуума».
Не возможно не процитировать полный комментарий к картине-символу, настолько он важен и близок Славе и Репутации Елены Рерих: «Индивидуум, мужественно и несгибаемо прошедший через кризис испытания, получает глубокое духовное благословение сферы души: «Миссия выполнена. Мир с вами». В этом благословении может быть усмотрено тайное пророчество того, что будет, если ум воспринимающего проницателен и духовно чувствителен. Каждый реальный духовный шаг, который человек совершает в своем развитии – результат побед над силами инерции и деструкции. Божественное всегда полностью присутствует в сердце всех истинных побед».
Александр Иванович Херсонов
Литература
(1) Александр Сенкевич «Блаватская», ЖЗЛ, Москва, Молодая Гвардия, 2010
(2) З.Г.Фосдик «Мои учителя», Москва, Сфера, 3003
(3) Е.И.Рерих «У порога нового мира», МЦР, Мастер-Банк, 2007
(4) В.М.Сидоров «Блаватская и Рерихи. Мост над потоком». Москва, Эксмо, 2010.
(5) Журнал «Чудеса и приключения», № 6, 2012 г., «Адамант» 01.06.2012
(6) Дэйн Радьяр «Астрологичесая мандала», Москва, Сампо, 2006
(7) П.Ф.Беликов «Рерих. Опыт духовной биографии», МЦР,

Один комментарий

  1. О Творчестве

    Очень интересно, публикация заставляет о многом задуматься в земном пути, о Елене Блаватской, Елене Рерих-написано немало,но глубина исследования в эзотерической астрологии важна ,ибо описывает Путь принявших Свет за Основу Бытия земного,идущих в Беспредельность,тружеников,помогающих увидеть то.что так важно в земных тропах многим идущим и принимающим уроки на Земле…
    Благодарность автору статьи.
    Надежда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *