Рождество Христово в русской живописи

«Мы будем знать, что Господь к нам пришел, когда в нас утихнут хищные звери, когда прекратится внутренняя война, взаимное уничтожение и восстание темных стихий внутри нас. Вот это и будет мир <…> тем, кто стремится к этому, кто хочет, кто упорно <…> ждет, <…> когда мы сможем сказать: «С нами Бог! Приди, Господи, к нам, будь нашим Гостем в этот Рождественский день»».
(Протоиерей Александр Мень, 1987 год)

****************************************************

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, ПРАВОСЛАВНЫЕ!

ЖЕЛАЮ ВСЕМ — БЫТЬ БЛИЖЕ К ДУШЕ, БЫТЬ ВЕДОМЫМИ ЕЮ, ДУШОЮ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ВО ХРИСТЕ! 

ДА ПРИБЛИЗИТСЯ РОССИЙСКИЙ НАРОД К МИРОВОЙ ДУШЕ, ДА ИСПОЛНИТ ВОЛЮ ОТЦА НЕБЕСНОГО, ХРИСТА-МАЙТРЕЙИ, БОГА, ЕДИНОГО ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ЗЕМНОГО И ВСЕЛЕНСКОГО! АМИНЬ. ОМ.

РАДОСТИ И ЗДОРОВЬЯ, НРАВСТВЕННОГО И ТЕЛЕСНОГО, — ВСЕМ ЖИВУЩИМ! МИРА И СОГЛАСИЯ!

…а Идущим, проснувшимся во Христе, не сойти с Пути под Лучом Звезды — Планеты Венеры!

ЧУДА ЛЮБВИ Вам, Дорогие!

Шаг и Путь! АОУМ!

Ваш редактор, Наталья Шлемова, 07.01.2020, Россия

****************************************************************************************************

Рождество Христово в русской живописи

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.


Сон Иосифа.
Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.
Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Москва. Государственная Третьяковская галерея

* * *


Рождество Христово.
Гагарин Григорий Григорьевич

* * *


Поклонение волхвов.
Гагарин Григорий Григорьевич

* * *


Рождество Христово (Поклонение пастухов).
Шебуев Василий Козьмич. 1847 г. Холст, масло. 233×139,5 см.
Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге

* * *


Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73×53,3.
Государственная Третьяковская галерея

* * *


Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е.
Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4×39,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Славословие пастухов.
Иванов Александр Андреевич. 1850 г.

* * *


Явление ангела пастухам.
Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213х161.
Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник — ученик Карла Брюллова — в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.

* * *


Рождество Христово.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896
Росписи Владимирского собора в Киеве

* * *


Рождество Христово.
Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.
Из Троице-Петровского собора.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

* * *


Рождество.
Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея

* * *


Рождество Христово.
Боровиковский Владимир Лукич. Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

* * *


Рождество Христово.
М.В. Нестеров. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15006


Рождество Христово.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41×31,8
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14959

Рождество Христово.
М. В. Нестеров. 1890 г.


Коленопреклоненная фигура юноши с посохом в руке. Рука, держащая посох. Рука, поднятая к устам.
М.В. Нестеров. Этюд. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, итальянский карандаш, уголь. 49×41.
Подготовительные этюды для фигуры одного из пастухов композиции «Рождество Христово» (алтарь южного приделана хорах Владимирского собора в Киеве)
Киевский государственный музей русского искусства
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4661


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1903 г.
Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15189


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза, алюминий. 31×49.
Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского.
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15177

* * *


Волхвы. Эскиз
Рябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварель
Костромской государственный объединенный художественный музей

* * *


Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Рождество Христово.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). Графика.
Церковно-археологический кабинет МДА


Поклонение волхвов.
Клавдий Васильевич Лебедев,
Церковно-археологический кабинет МДА

* * *


Поклонение волхвов.
Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71×66.
Оригинал мозаики для храма Спаса на крови


Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург


Рождество Христово.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург

* * *


Рождество Христово и другие священные сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматeри.
И. Я. Билибин.
Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах

* * *


Волхвы (мудрецы).
Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37×39,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga’s Gallery

* * *


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7×34,9.
Частная коллекция
Первоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.
17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby’s,
затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.
Аукционный дом Christie’s


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5×45,5.
Частное собрание, Швейцария
Публикация Третьяковской галереи, 2006 г.
http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf

Сайты-источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописиАрт-каталогetnaa — русская живопись

https://www.ippo.ru/ipporu/article/rozhdestvo-hristovo-v-russkoy-zhivopisi-201464
****************************************************

Русский авангард:

Рождественские картины Натальи Гончаровой (1881-1962)

Наталия Сергеевна Гончарова (4 июня 1881, село Архангельское, Тульская губ. — 17 октября 1962, Париж) — русская художница-авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. Правнучатая племянница жены Пушкина, Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой. По состоянию на 2009 год её картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории.

Наталья Гончарова_Рождество_1910 (700x539, 610Kb)
Наталия Сергеевна Гончарова. Рождество, 1910.

Наталья Гончарова_Богоматерь с младенцем_1911 (695x700, 775Kb)
Наталия Сергеевна Гончарова. Богоматерь с младенцем, 1911.

Наталья Гончарова_Богоматерь_1911 (627x700, 599Kb)

Наталия Сергеевна Гончарова. Богоматерь, 1911.

// https://www.liveinternet.ru/users/feigele/post405830569/

****************************************************

Д. Бортнянский «Слава в вышних Богу» (Концерт №6) | D. Bortniansky «Gloria». Хоровой концерт:

https://www.youtube.com/watch?v=D4OgOdNgBeE
******************************************************

4 комментария

  1. Диакон Владимир Василик на вопрос о том, как понимать Софию Премудрость Божию, прямо отвечает: «Святая София Премудрость Божия — это есть Христос, Премудрость Божия и Божия Сила. И Святая София Константинопольская, нынешняя София, которая была построена императором Юстинианом, после страшного пожара, после восстания „Ника“, строилась с 532 по 536 год — это храм воплотившейся Премудрости Божией, это храм Христа, потому что Христос есть Слово Отчее, Отчий Разум, Отчая Премудрость. И вы знаете, какой был престольный праздник в Святой Софии, когда праздновался престольный день храма? На Рождество Христово »

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *