29 января — День рождения Антона Павловича Чехова. Поклон! Избранное …

Антон Павлович Чехов

Русский писатель, прозаик, драматург, врач. Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

**************************************************

Антон Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

Антон Чехов родился в большой семье в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, сначала гонял продавать быков из Воронежской губернии в Москву, а в 1858 году стал купцом третьей гильдии. В браке с Евгенией Морозовой у них родилось шестеро детей, сам Антон был третьим.

Обстановка в доме Чеховых была строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке. Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Мать же учила детей быть отзывчивыми, уважать и поддерживать слабых, любить природу и окружающих.

Учиться будущий писатель начал в 1868 году в таганрогской гимназии. Там он взял литературный псевдоним Чехонте, по прозвищу, которое дал ему один из учителей. В 13 лет Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену и литературу.

Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…
Из письма Антона Чехова, 1898 год

В 1876 году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву. Шестнадцатилетний Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один и занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. В эти годы он много читал, писал очерки для гимназических журналов, а журнал «Заика» с короткими зарисовками из таганрогской жизни отправлял братьям в Москву. Тогда же Чехов написал первую пьесу — «Безотцовщина» и водевиль «Недаром курица пела».

В 1879 году Чехов окончил гимназию и уехал из Таганрога в Москву. Там он начал заботиться о семье, обеспечивал близких на скромный доход от литературных публикаций. Дебют Чехова в печати состоялся в декабре того же года: в журнале «Стрекоза» были опубликованы рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.».

В этом же году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова. Студент-медик жил у брата Ивана в подмосковном Воскресенске (сегодня город Истра). Там же в 1881 году он познакомился с заведующим Воскресенской земской больницей, доктором Павлом Архангельским. Еще во время учебы Чехов принимал больных, здесь же прошел практику, а после окончания университета остался работать уездным врачом. Летом 1884 года он перешел на должность заведующего звенигородской больницей.

Занятия в университете Антон Чехов совмещал с постоянной литературной работой. В основном он публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте, позднее появились «Врач без пациентов», «Дяденька», «Человек без селезенки», «Балдастов», «Антонсон», «Брат моего брата» — всего около пятидесяти.

Чехов печатался в московских юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколки», сотрудничал с «Петербургской газетой», газетой «Новое время» и «Русскими ведомостями». В 1882 году писатель завершил работу над первым сборником рассказов «Шалость», но в печать он так и не вышел, вероятно из-за финансовых проблем. Первый сборник Чехова, «Сказки Мельпомены», увидел свет в 1884 году.

К 1885 году Чехов был уже популярным автором малых рассказов. Но в его литературный путь вмешался писатель Дмитрий Григорович, который раскритиковал молодого человека за растрату своего таланта. С таким мнением были согласны многие ведущие авторы и критики тех лет.

Голодайте лучше, как мы в свое время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного, обделанного, писанного не в один присест, но писанного в счастливые часы внутреннего настроения. Один такой труд будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам.
Из письма Дмитрия Григоровича Антону Чехову, 1886 год

Но именно благодаря одному из критиков, издателю Алексею Суворину, Чехов смог раскрыть свой потенциал. В журнале Суворина «Новое время», с которым начал сотрудничать Чехов, авторам платили приличный гонорар, не ограничивали их ни по времени создания работ, ни по количеству слов. Именно в это благоприятное для писателя время вышли одни из его лучших работ: «Панихида», «Враги», «Агафья», «Кошмар» и другие — и появился чеховский рассказ как новое явление в русской литературе. В «Новом времени» Антон Чехов впервые начал подписывать тексты собственным именем.

Впрочем, пятью рассказами, помещенными в «Нов[ом] времени», я поднял в Питере переполох, от которого я угорел, как от чада.
Из письма Антона Чехова брату Александру, 1886 год

С 1887 года Чехов начал пробовать себя в более серьезных жанрах и темах. Переломным произведением в творчестве писателя стала повесть «Степь» для журнала «Северный вестник». Вдохновение для нее Чехов нашел в путешествии по Приазовью, во время которого побывал и на родине — в Таганроге. «Степь» хорошо приняла публика. Друг Чехова, бытописатель Москвы Владимир Гиляровский, писал: «Прелесть! Ведь это же настоящая, настоящая степь! Прямо дышишь степью, когда читаешь». В том же году в московском театре Корша поставили первое драматическое произведение Чехова — пьесу «Иванов», а через год его третий сборник, «В сумерках», отметили в Академии наук Пушкинской премией.

…Рассказы г. Чехова, хотя и не вполне удовлетворяют требованиям высшей художественной критики, представляют однако же выдающееся явление в нашей современной беллетристической литературе.
Из постановления академической комиссии, 1888 год

В 1890 году Антон Чехов отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Местная администрация запрещала общаться с политзаключенными, но писатель это правило нарушал. Ему удалось провести перепись населения острова, заполнив десять тысяч карточек на его жителей. Через пять лет вышла художественно-публицистическая книга путевых записок о ссыльной колонии и каторге — «Остров Сахалин».

После Сахалина писатель поселился в Москве на Малой Дмитровке. В эти годы Чехов был уже одним из самых читаемых авторов в России. Его публиковали в журналах «Северный вестник», «Русская мысль», газетах «Новое время» и «Русские ведомости». Он общался с писателями Владимиром Короленко, Владимиром Гиляровским, Дмитрием Мережковским, режиссером Владимиром Немировичем-Данченко, актерами Александром Ленским и Александром Южиным, художником Исааком Левитаном.

В 1890 году Антон Чехов снова отправился путешествовать, на этот раз по Западной Европе. Писатель побывал в Вене, Болонье, Венеции, Неаполе, где он поднимался на Везувий, в Париже и других городах.

Одно могу сказать: замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видел. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни.
Из письма Антона Чехова брату Ивану, 1891 год

В марте 1892 года Чехов купил имение в подмосковном Мелихове. Там он открыл медицинский пункт, построил три школы и колокольню, помогал прокладывать шоссейную дорогу и, разумеется, лечил больных. Во время голода, который свирепствовал в Мелихове в эти годы, писатель собирал пожертвования для голодающих, а во время холеры работал санитарным врачом от земства: в его участке было 25 деревень, четыре фабрики и монастырь.

Врачебная практика отнимала много сил и времени, но именно в Мелихове Чехов написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» — всего около 40 значительных произведений.

… Семь лет «мелиховского сидения» не прошли для него даром. Они наложили на его произведения этого периода свой особый отпечаток, особый колорит. Это влияние признавал и он сам. Достаточно вспомнить об его «Мужиках» и «В овраге», где на каждой странице сквозят мелиховские картины и персонажи.
Из воспоминаний брата писателя Михаила Чехова

Современники нередко называли Чехова «Поэтом Сумерек». Его творчество многие считали пессимистическим и упадническим, существовал даже термин «чеховские настроения». Писателя удивляли такие комментарии, как он вспоминал: «Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ — «Студент». И слово-то противное: «пессимист»…»

В августе 1895 года Чехов отправился в Ясную Поляну, чтобы познакомиться со Львом Толстым. Граф Толстой уважал писателя, высоко ценил творчество называл его «несравненным художником жизни».

Вам нужна моя биография? Вот она. Родился я в Таганроге в 1860 г. … В 1891 г. совершил турне по Европе, где пил прекрасное вино и ел устриц. Писать начал в 1879 году. Грешил и по драматической части, хотя и умеренно… Из писателей предпочитаю Толстого, а из врачей — Захарьина. Однако все это вздор. Пишите что угодно. Если нет фактов, то замените их лирикою.
Из письма Антона Чехова своему редактору, 1892 год

В последние годы жизни у Чехова обострился туберкулез, поэтому врачи настояли на переезде литератора на Юг. Сначала он жил в Ницце, потом в Париже, а в сентябре 1898 года обосновался в Ялте. Там он построил дачу, работал в местном Попечительстве о приезжих больных.

В этом же году писатель познакомился со своей будущей женой — актрисой Ольгой Книппер. Впервые он увидел ее на репетиции в Московском Художественном театре. В 1901 году они поженились. Актриса была примой труппы МХТ, поэтому не могла надолго уезжать из Москвы. Там же были и все знакомые Чехова, друзья и издатели, а он оставался в Ялте и работал над пьесой «Три сестры», рассказом «Дама с собачкой» и повестью «В овраге». Теплые и трепетные отношения с женой Чехов сохранял по переписке — они отправили друг другу более 800 писем и телеграмм.

Милюся моя, здравствуй! В письме своем ты сердишься, что я пишу тебе помалу. Но зато ведь я пишу тебе часто! <…> Пиши мне почаще, не скупись. За это я тебя награжу, я тебя буду любить свирепо, как араб. Прощай, Оля, будь здорова и весела. Не забывай, пиши и почаще вспоминай твоего Antoine.
Книпшиц милая, в последнем номере «Нивы» изображен ваш театр, между прочим, ты, Мария Фед. и Савицкая. Ты вышла лучше, чем где-либо. Этот номер стоит того, чтобы купить его и спрятать на память. Между прочим, найдешь там и академиков; меня с очень толстым носом. <…> О, дуся моя, дуся, хорошая моя! Рассчитывал засесть без тебя за стол и начать работать, но по-прежнему ничего не делаю и чувствую себя не совсем важно. Имей в виду, скоро приеду, веди себя хорошо. Целую тебя крепко. Твой Antonio.

Последним произведением драматурга стала пьеса «Вишневый сад». Летом 1904 года он отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер лечить легкие. Но местный доктор обнаружил, что состояние сердца писателя значительно ухудшилось. По воспоминаниям жены, в ночь с 1 на 2 июля Чехов проснулся, первый раз в жизни сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского…» После чего писатель вновь лег спать — и уже не проснулся. Утром 5 июля гроб с телом Чехова отправили в Москву. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Ольга Книппер-Чехова пережила мужа на 55 лет.//

Источник: https://www.culture.ru/persons/8209/anton-chekhov

**************************************************

Антон Чехов: Избранное. В 3-х томах

бесплатно: book1611931081_844  //https://find-allbooks.site/anton-chexov-izbrannoe-v-3-x-tomax-70043/

**************************************************

Чехов Антон — Рассказы. 1887

Чехов Антон. Рассказы. 1887 — royallib.com.doc

Автор: Чехов Антон
Название: Рассказы. 1887
Жанр: Классическая проза
Серия: [Живая] классика
ISBN: 5-386-00034-9, 978-5-386-00034-9
Издательский дом: Наука
Год издания: 1974
Аннотация:
[Живой] Чехов — звучит необычно. Почему живой? Почему в квадратных скобках? Ответ прост: в этой книге мы попытались показать Антона Павловича живым человеком, попытались оживить чеховскую эпоху (квадратные скобки — традиционный знак реконструкции), попытались посмотреть на произведения классики свежим взглядом. Ведь одно дело читать сухой школьный или вузовский учебник, а совсем другое — оказаться пассажирами машины времени, отправившимися в XIX век. Хрестоматийные произведения А.П.Чехова, публикуемые в книге, снабжены подробными комментариями, касающимися повседневного быта эпохи России конца XIX века. Должное внимание уделяется разъяснению непонятных слов и реалий, врезками даются статистические данные и небольшие энциклопедические статьи, посвященные историко-литературному, философскому и бытовому контексту чеховских произведений. Предисловие являет собою увлекательный путеводитель по произведениям Чехова и той эпохе, которая в них описывается. Среди приложений вы найдете: синхронистическую таблицу, которая позволит вам соотнести основные вехи биографии и творчества Чехова с событиями в истории и культуре России, Европы и США, а также ироническое школьное сочинение, написанное Андреем Левкиным, лауреатом премии Андрея Белого.
 

Читать книгу On-line

**************************************************

ЦИТАТЫ ЧЕХОВА:

Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.

Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?

Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.

Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.

Университет развивает все способности, в том числе — глупость.

Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда.

Здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди.

Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже.

Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»

У очень хорошего человека такая физиономия, что его принимают за сыщика; думают, что он украл запонки.

Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.

Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.

Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.

Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него.

Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда он уйдет.

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, — ничего не делай.

Нужно по капле выдавливать из себя раба.

Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.

Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.

Не стоит мешать людям сходить с ума.

«Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.

Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.

Если бы все люди сговорились и стали вдруг искренни, то всё бы у них пошло к чёрту прахом.

Талантливый человек в России не может быть чистеньким.

Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен.

Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.

Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.

«Познай самого себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.

Уходить от людей — это самоубийство.

На земле нет ничего хорошего, что в своём первоисточнике не имело бы гадости.

…за почтовым отделением давно уже установилась репутация учреждения, в котором страшно бывать.

На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.

на фото — А.Чехов и Л.Толстой.

Источник: https://fishki.net/3010044-35-genialynyh-i-korotkih-citat-chehova.html?sign=22805312351881%2C315711202643253 © Fishki.net

**************************************************

**************************************************

Нашему Любимому Писателю и Человеку — Поклон! Аминь. Ом

9 комментариев

  1. Наталья Шлемова

    http://jezmmm.ru/litart/shlemovana/2021/01/29/29-yanvarya-den-rozhdeniya-antona-pavlovicha-chehova-poklon-izbrannoe/
    «Сегодня день рождения Антона Чехова. Прожил 44 года. Умер почти в том же возрасте, что и Высоцкий. Всего 44.

    Загадка: почему сверходаренные люди иногда между Эросом и Танатосом выбирают Танатос?
    Почему Чехов, знавший о своем туберкулёзе, совершил длительную и губительную для здоровья поездку на Сахалин?
    Почему Бродский, перенёсший несколько инфарктов, не выпускал сигарету изо рта?
    И почему Высоцкий всеми доступными и недоступными средствами разрушал свой организм?
    Обыкновенным людям такое трудно понять.

    Какое счастье снимать с полки зелёный том собрания сочинений и перечитывать Чехова. Всегда находишь что-нибудь, ранее не замеченное, какую-то мысль, или деталь, или даже рассказ, сюжет которого подзабыл». Марина Птушкина, fb

  2. Наталья Шлемова

    «Чехова, как художника нельзя даже сравнивать с прежними русскими писателями – с Тургеневым, с Достоевским или со мной. У Чехова своя особенная манера, как у импрессионистов. Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого, как будто, отношения эти мазки между собою не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь и, в общем, получается цельное впечатление: перед вами яркая, неотразимая картина природы. И вот ещё наивернейший признак, что Чехов истинный художник: его можно перечитывать несколько раз…».
    Толстой Л. Н.

  3. НОВЫЙ ЧЕХОВ
    http://domloseva.ru/events/afisha/event/2843-lektsiya-b-evseeva-chekhov-vzglyad-na-mir-cherez-korotkij-rasskaz
    22.02.22. ЛЕКЦИЯ в «Доме А.Ф.ЛОСЕВА», Арбат 33.

    «Что нового можно сказать о Чехове сегодня? Всё ли когда-то бывшее новым, остаётся новым сейчас? Об этом и многом другом — на лекции. А пока — короткое вступление.
    ХХI ВЕК И ЧЕХОВ
    Чехов сделал для русской прозы то же, что Пушкин для поэзии века девятнадцатого: определил вектор движения. Именно Чехов в конце XIX-го — начале XX-го века начал великую и пока не вполне осознанную нами реформу прозы: первым в новое время стал сочетать на сжатом до обморока пространстве одной страницы элементы драматического и эпического родов литературы. Строка становилась сценической ремаркой. Сценическая ремарка – строкой. Кроме того, именно Чехов впервые стал соединять куски текста по принципу «монтажных звеньев»: без излишних перемычек и мёртвых «соединительных» слов. Позже этим приёмом успешно пользовались в кино Эйзенштейн, Антониони, Тарковский.
    Лев Толстой писал: «Чехов создал новые, совершенно новые для всего мира формы письма». Что это за формы? Чехов ввёл в большую литературу сжатый рассказ. Чеховская краткость противостояла традиционным жанрам романа и повести, «как новый, более совершенный метод изображения действительности». Антон Павлович — сменил функцию жанра! Рассказ под его пером стал выполнять «обязанности» повести, иногда – романа. В сравнении с чеховскими, многие тогдашние, да и теперешние романы и повести кажутся старообразными, дряхлыми…
    Лучшая книга писателя – книга его жизни, написанная им самим. Гениальная книга поступков Антона Павловича — у нас на столе. Его повседневное творческое поведение было безукоризненным: 1890 – остров Сахалин; 1891 — холерный доктор (его участок: 25 деревень, 4 фабрики, 1 монастырь); и всю жизнь – отказ от ложного чинопочитания, борьба с общероссийской пошлостью…
    Когда у знаменитого Эжена Ионеско спросили: «Кто, по-вашему, мог бы стать во главе мирового правительства? Платон, Данте, Шекспир?» Ответ был краток: «Чехов».
    Мне кажется, ответ на вопрос, кто стоит во главе новой русской прозы будет таким же: Антон Павлович Чехов.
    Наш век ещё только начинается, однако, его ужимки, гримасы, победы и злодеяния уже хорошо видны. Употребляя чеховское выражение, «нравственная физиономия» XXI в. вполне сформировалась. И перекличку Чехова с новым веком не слышит разве глухой». Борис ЕВСЕЕВ (с)

  4. Симпатичный х/ф о Чехове —
    «Прощайте, доктор Чехов» : https://youtu.be/uvlWkElTfPk

  5. https://youtu.be/NkXQ7F4voN0?si=54CtUlB09CaQO5Rt
    YouTube
    «Печать Мастера» #9//«ДРАМАТУРГИЯ ЧЕХОВА»
    Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить еще больше интересного!
    И подписывайтесь на канал Евгения Викторовича: https://t.me/Evgeny_Zharinov

    Сегодня обсудим чеховские ружья, чеховскую грусть и как великий писатель мог подсветить разные мнения в конфликтах.…

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *