190 лет со Дня рождения Николая Семёновича Лескова: биография и творчество. Поклон!

Николай Семёнович Лесков

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831, село Горохово Орловского уезда Орловской губернии.

Дата смерти — 21 февраля (5 марта) 1895, Санкт-Петербург — русский писатель.

«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», — писал Д. П. Святополк-Мирский (1926). В его духовном формировании немалую роль также сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим свойственником А. Скоттом.

 

БИОГРАФИЯ

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать, Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева), была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая — за богатым англичанином. Младший брат, Алексей, стал врачом, имел учёную степень доктора медицинских наук.

Детство
Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа.
В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с Н. А. Некрасовым, литературовед Б. Я. Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали — с одной стороны, безнадзорность, с другой — отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте».

Служба и работа
В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казённой палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.
В Киеве (в 1850—1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительное влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.
В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое, по его словам, пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.

Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…
— Стебницкий (Н. С. Лесков). «Русское общество в Париже»
В этот период (до 1860 года) он жил с семьёй в селе Николо-Райском Городищенского уезда Пензенской губернии и в Пензе. Здесь он впервые взялся за перо. В 1859 году, когда по Пензенской губернии, как и по всей России, прокатилась волна «питейных бунтов», Николай Семёнович написал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», опубликованные в «Отечественных записках». Эта работа — не только о винокуренном производстве, но и о земледелии, которое, по его словам, в губернии «далеко не в цветущем состоянии», а крестьянское скотоводство «в совершенном упадке». Он полагал, что винокурение мешает развитию сельского хозяйства губернии, «состояние которого безотрадно в настоящем и не может обещать ничего хорошего в будущем…».

Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование, и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистикой и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, остановившись у И. В. Вернадского.

Литературная карьера
Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле». В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», которые сам Лесков называл своей первой работой,) считающиеся его первой крупной публикацией. Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.

Псевдонимы Н. С. Лескова
В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебни́цкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года под первой беллетристической работой — «Погасшее дело» (позже «Засуха»). Держалась она до 14 августа 1869 года. Временами проскальзывали подписи «М. С», «С», и, наконец, в 1872 году «Л. С», «П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член общества», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Дивьянк», «М. П.», «Б. Протозанов», «Николай–ов», «Н. Л.», «Н. Л.–в», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов», «N. L.», «Л.».

Статья о пожарах
В статье по поводу пожаров в журнале «Северная пчела» от 30 мая 1862 года, о которых распространялись слухи как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос. Кроме того, критика действий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» — вызвала гнев самого царя. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».
Вследствие этого Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. Он объехал западные провинции империи, побывал в Динабурге, Вильне, Гродно, Пинске, Львове, Праге, Кракове, а в конце командировки и в Париже. В 1863 году он вернулся в Россию и опубликовал серию публицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже».

«Некуда»
С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также — критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность получила на страницах тогдашнего «Современника».
Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863—1864). Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» (1864). «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», — позже признавал сам писатель.

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображённых Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).
Именно этот первый, в политическом отношении радикальный дебют на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах. Это и предопределило его сближение с М. Н. Катковым, издателем «Русского вестника».

Первые повести
В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863). При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в изменённом виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман» (издательство «Время», под редакцией П. В. Быкова). Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного произведения — в благодарность за составленную им в 1889 году библиографию сочинений. Относительно этой версии существовали сомнения: известно, что Н. С. Лесков уже в предисловии к первому тому сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» обещал во втором томе напечатать «опыт крестьянского романа» — «Амур в лапоточках», но тогда обещанной публикации не последовало.
В те же годы вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) — повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа, родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться. Элементы прославившего Лескова литературного стиля есть и в повести «Котин Доилец и Платонида» (1867).
Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинен критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях». Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть «Обойденные» (1865), полемизировавшую с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?», и «Островитяне» (1866), нравоописательная повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове.

«На ножах»
В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением. Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М. Н. Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой», — писал Н. С. Лесков.
Некоторые современники (в частности, Достоевский) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. С. Лесков больше не возвращался.

«Соборяне»
Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал М. Горький, «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников». Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, «имевшим значительный успех».

Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Д. П.», 1873). Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой (согласно В. Коровину) «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощённость в русской жизни христианства», вызвала недовольство М. Каткова. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, «не стал дописывать роман». «Катков… во время печатания „Захудалого рода“ сказал (сотруднику „Русского вестника“) Воскобойникову: Мы ошибаемся: этот человек не наш!» — позже утверждал писатель.

«Левша»
Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к совсем иным, часто противоположным». Об этом «коварстве» собственного стиля сам Н. С. Лесков писал:

Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врождённому коварству моей натуры.
Как отмечал критик Б. Я. Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова, с точки зрения героя — почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. «Левша» подвергся сокрушительной критике с обеих сторон. Согласно Б. Я. Бухштабу либералы и демократы («левые») обвинили Лескова в национализме, реакционеры («правые») сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Н. С. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения.

При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого.
Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды.

1872—1874 годы
В 1872 году была написана, а год спустя опубликована повесть Н. С. Лескова «Запечатленный ангел», повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хожений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», потому что, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях».
В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий». Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе.
Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто, и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты. Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть. В частности, критик Н. К. Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку».
После разрыва с Катковым материальное положение писателя (к этому времени женившегося вторично) ухудшилось. В январе 1874 года Н. С. Лесков был назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу.

«Праведники»
Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.) Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом». Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний (в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т. д.), старался придать повествованию фон исторической достоверности, вводя в сюжет описания реально существовавших людей.
Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания. К примеру, в рассказе «Несмертельный Голован» использован «Прохладный вертоград» — лечебник XVII века. В 1884 году в письме в редакцию газеты «Варшавский дневник» он писал:
В статьях вашей газеты сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие.

1880-е годы
Лесков (согласно воспоминаниям А. Н. Лескова) считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». В предисловии к первому из этих рассказов («Однодум», 1879) писатель так объяснил их появление: «Ужасно и несносно… видеть одну „дрянь“ в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и… пошёл я искать праведных, <…> но куда я ни обращался, <…> все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать».
В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Скоморох Памфалон» и «Аза» были переведены на немецкий, причём издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом, автором «Дочери египетского царя».
Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.

Отношение к церкви
В 1880-х годах изменилось отношение Н. С. Лескова к церкви. В 1883 году в письме Л. И. Веселитской о «Соборянах» он писал:
Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство.
На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов. «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума», — писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Г. Черткову.

Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891 года журнала «Вестник Европы». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. «Повесть свою буду держать в столе. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет», писал Н. С. Лесков Л. Н. Толстому 8 января 1891 года.

Скандал вызвал и очерк Н. С. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. С. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала. Литературовед Б. Я. Бухштаб отметил, что в то же время «либералы становятся особенно трусливы, — и те, кто прежде трактовал Лескова как писателя реакционного, теперь боятся печатать его произведения из-за их политической резкости».
Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889—1890 годах десятитомного собрания его сочинений (позже были добавлены 11-й том и посмертно — 12-й). Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания (содержавший в себе произведения на церковные темы) задержан цензурой (впоследствии он был издательством переформирован).

Поздние произведения

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил:
Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.
Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чертовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник К. Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года. Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелет» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни превратилась в непрестанную муку.

Последние годы жизни
Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю — 21 февраля) 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Издание произведений
Незадолго до смерти, в 1889—1893 годах, Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах (в 1897 году переиздано А. Ф. Марксом), куда вошли большей частью его художественные произведения (причём, в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой). В 1902—1903 годах в типографии А. Ф. Маркса (в качестве приложения к журналу «Нива») вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое наследие писателя и которое вызвало волну общественного интереса к творчеству писателя. После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2-х рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова — в 1956—1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме (тома 10-11). В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. В 1989 году первое собрание сочинений Лескова — также в 12 томах — было переиздано в «Библиотеке „Огонька“». Впервые по-настоящему полное (30-ти томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор. В это издание помимо известных произведений планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся статьи, рассказы и повести писателя.

Отзывы критиков и писателей-современников
Л. Н. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», А. П. Чехов считал его, наряду с И. Тургеневым, одним из главных своих учителей.
Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний.

Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.
— Максим Горький
Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи. Это отмечали и писатели-современники: Л. Н. Толстой, высоко ценивший Лескова, упоминал в одном из писем, что в прозе писателя «… много лишнего, несоразмерного». Речь шла о сказке «Час воли божией», которую Толстой оценил очень высоко, и о которой (в письме от 3 декабря 1890 года) говорил: «Сказка всё-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше».
Лесков не собирался «исправляться» в ответ на критику. В письме В. Г. Черткову в 1888 году он писал: «Писать так просто, как Лев Николаевич, — я не умею. Этого нет в моих дарованиях. … Принимайте моё так, как я его могу делать. Я привык к отделке работ и проще работать не могу».
Когда журналы «Русская мысль» и «Северный вестник» раскритиковали язык повести «Полунощники» («чрезмерная деланность», «обилие придуманных и исковерканных слов, местами нанизанных на одну фразу»), Лесков отвечал:

Меня упрекают за… «манерный» язык, особенно в «полунощниках». Да разве у нас мало манерных людей? Вся quasi-учёная литература пишет свои учёные статьи этим варварским языком… Что же удивительного, что на нём разговаривает у меня какая-то мещанка в «Полунощниках»? У ней, по крайней мере, язык весёлый и смешной.
Индивидуализацию языка персонажей и речевые характеристики героев Н. С. Лесков считал важнейшим элементом литературного творчества.

Личная и семейная жизнь
В 1853 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке. Главным врачом её был известный в своё время психиатр О. А. Чечотт, а попечителем — знаменитый С. П. Боткин.
В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей. Его сын, Юрий Андреевич (1892—1942) стал дипломатом, вместе с женой, урождённой баронессой Медем, после революции осел во Франции. Их дочь, единственная правнучка писателя, Татьяна Лескова (род. 1922) — балерина и педагог, внёсшая весомый вклад в становление и развитие бразильского балета. В 2001 и 2003 годах, посетив дом-музей Лескова в Орле, она передала в его коллекцию семейные реликвии — лицейский значок и лицейские кольца своего отца.

Вегетарианство
Вегетарианство оказало влияние на жизнь и творчество писателя, в особенности с момента его знакомства с Львом Николаевичем Толстым в апреле 1887 года в Москве. В письме к издателю газеты «Новое время» А. С. Суворину Лесков писал: «К вегетарианству я перешёл по совету Бертенсона; но, конечно, при собственном моём к этому влечению. Я всегда возмущался бойнею и думал, что это не должно быть так».
В 1889 году в газете «Новое время» была опубликована заметка Лескова под названием «О вегетарианцах, или сердобольниках и мясопустах», в которой писатель охарактеризовал тех вегетарианцев, которые не едят мяса из «гигиенических соображений», и противопоставил им «сердобольников» — тех, кто следует вегетарианству из «своего чувства жалости». В народе уважают только «сердобольников», — писал Лесков, — которые не едят мясной пищи не потому, что считают её нездоровой, а из жалости к убиваемым животным.

История вегетарианской поваренной книги в России начинается с призыва Н. С. Лескова создать такую книгу на русском языке. Этот призыв писателя был опубликован в июне 1892 года в газете «Новое время» под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев». Необходимость издания подобной книги Лесков аргументировал «значительным» и «постоянно увеличивающимся» числом вегетарианцев в России, которые, к сожалению, до сих пор не имеют книг с вегетарианскими рецептами на родном языке.
Призыв Лескова вызвал в русской прессе многочисленные насмешливые реплики, а критик В. П. Буренин в одном из своих фельетонов создал пародию на Лескова, называя его «благолживым Аввой». Отвечая на подобного рода клевету и нападки, Лесков пишет о том, что «нелепость» не есть плоти животных «выдумана» задолго до Вл. Соловьёва и Л. Н. Толстого, и ссылается не только на «огромное количество» неизвестных вегетарианцев, но и на имена, известные всем, такие как Зороастр, Сакия-Муни, Ксенократ, Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Эпикур, Платон, Сенека, Овидий, Ювенал, Иоанн Златоуст, Байрон, Ламартин и многие другие.

Год спустя после призыва Лескова в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке. Она называлась “Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания со вступительной статьёй о значении вегетарианства и с приготовлением обедов в 3 разряда на 2 недели. Составлена по иностранным и русским источникам. — М.: Посредник, 1894. ХХХVI, 181 с. (Для интеллигентных читателей, 27).

Травля и насмешки со стороны прессы не запугали Лескова: он продолжал печатать заметки о вегетарианстве и неоднократно обращался к этому явлению культурной жизни России в своих произведениях.

Николай Семёнович Лесков — создатель первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ Фигура, 1889 год). К различным аспектам вегетарианства, к вопросам этики пищи и защиты животных Лесков обращается и в других своих произведениях, таких, как рассказ «Грабёж» (1887 год), где описывается убой молодых бычков богатым мясником, который, стоя с ножом в руках, слушает соловьиные трели.
Позднее в творчестве Лескова появляются и другие персонажи-вегетарианцы: в рассказе «Полунощники» (1890) — девушка Настя, последовательница Толстого и строгая вегетарианка, а в повести «Соляный столб» (1891—1895) — живописец Плисов, который, повествуя о себе и своём окружении, сообщает, что они «не ели ни мяса, ни рыбы, а питались одною растительною пищею» и находили, что это для них и их детей предостаточно.

Лесков в культуре
Композитор Д. Д. Шостакович по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» создал одноимённую оперу, первая постановка которой состоялась в 1934 году.

Память

Латвийская оккупационная газета «Двинский вестник» не забывала Николая Лескова.
В 1974 году в Орле открыт дом-музей Н. С. Лескова.
В 1981 году, в честь 150-летия со дня рождения писателя в Орле установлен памятник Лескову.
В городе Орле имя Лескова носит Школа № 27.
Сын Николая Лескова — Андрей Лесков, на протяжении долгих лет работал над биографией писателя, закончив её ещё до Великой Отечественной войны. Эта работа вышла в свет в 1954 году.
В честь Н. С. Лескова назван астероид (4741) Лесков, открытый 10 ноября 1985 года сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной
Географические названия
В честь Николая Лескова названы:

улица Лескова в районе Бибирево (Москва),
улица Лескова в Киеве (Украина) (с 1940 года, ранее — Большая Шияновская улица, место действия событий, описанных в «Печерских антиках»),
улица Лескова в Ростове-на-Дону
улица Лескова и переулок Лескова в Орле,
улица Лескова и два проезда Лескова в Пензе,
улица Лескова в Ярославле,
улица Лескова во Владимире,
улица Лескова в Новосибирске,
улица Лескова в Нижнем Новгороде,
улица Лескова и переулок Лескова в Воронеже,
улица Лескова в Саранске (до 1959 года улица Новая),
улица Лескова в Грозном,
улица Лескова в Омске (до 1962 года улица Моторная),
улица Лескова в Челябинске,
улица Лескова в Иркутске
улица Лескова в Николаеве (Украина),
улица Лескова в Алматы (Казахстан),
улица Лескова в Качканаре,
улица Лескова в Сорочинске
улица и переулок Лескова в Хмельницком (Украина)
улица Лескова в Симферополе
и другие.

В филателии
Почтовые марки СССР
1956 год, номинал 40 коп.
1956 год, номинал 1 руб.

Источник: https://filosoff.org/leskovnikolai/

**************************************************

Лесков Николай — все книги автора

Старинная литература: прочее

Бесчувственная любовь Читать

Сказка

Левша (сборник) Читать

Серия: Русь православная

Час воли божией (сказка) Читать

Русская классическая проза

Kochanko moja! na со nam rozmowa? Читать

Алексей Петрович Ермолов Читать

Антука Читать

Архиерейские объезды Читать

Аскалонский злодей Читать

Белый орел Читать

Бессребреник Читать

Божедомы Читать

Большие брани Читать

Борьба за преобладание Читать

Бродяги духовного чина Читать

В тарантасе Читать

Вдохновенные бродяги Читать

Великосветские безделки Читать

Герои Отечественной войны по гр Л Н Толстому Читать

Город Краков Читать

Грабеж Читать

Граф Михаил Андреевич Милорадович Читать

Дама и фефёла Читать

Детские годы Читать

Домашняя челядь Читать

Жемчужное ожерелье Читать

Заметки неизвестного Читать

Засуха Читать

Захудалый род Читать

Заячий ремиз (Наблюдения, опыты и приключения Оноприя Перегуда из Перегудов) Читать

Из мелочей архиерейской жизни Читать

Из одного дорожного дневника Читать

Импровизаторы (Картинка с натуры) Читать

Интересные мужчины Читать

Как отравляются угольным чадом в Париже Читать

Карикатурный идеал Читать

Колыванский муж Читать

Легенды о совестном Даниле Читать

Леон дворецкий сын Читать

Лучший богомолец Читать

Маланья – голова баранья Читать

Мелочи архиерейской жизни Читать

На краю света (сборник) Читать

Некрещеный поп Читать

Несколько слов о духоборских и других сектах Читать

Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках) Читать

Николай Гаврилович Чернышевский в его романе ‘Что делать’ Читать

Николай Гаврилович Чернышевский в его романе Что делать Читать

О «Квакереях» Читать

О рассказах и повестях А Ф Погосского Читать

О романе ‘Некуда’ Читать

О романе Некуда Читать

О русской иконописи Читать

Обуянная соль Читать

От тебя не больно Читать

Отборное зерно Читать

Очарованный странник (сборник) Читать

Пагубники Читать

Печерские антики Читать

Пигмей Читать

По поводу крейцеровой сонаты Читать

Повести. Рассказы Читать

Под Рождество обидели Читать

Полунощники (Пейзаж и жанр) Читать

Последняя встреча и последняя разлука с Шевченко Читать

Праведники Читать

Прекрасная Аза Читать

Привидения в Инженерном Замке Читать

Продукт природы Читать

Разбойник Читать

Райский змей Читать

Рассказы кстати Читать

Расточитель Читать

Русские общественные заметки Читать

Русский драматический театр в Петербурге Читать

Святочные рассказы Читать

Сибирские картинки XVIII века Читать

Сим воспрещается Читать

Синодальный философ Читать

Скоморох Памфалон Читать

Случай у Спаса в Наливках Читать

Сошествие в ад Читать

Старинные психопаты Читать

Старые годы в селе Плодомасове Читать

Темняк Читать

Том 1 Читать

Тупейный художник (Рассказ на могиле) Читать

Ум свое, а черт свое Читать

Умершее сословие Читать

Фигура Читать

Ходули по философии нравоучительной Читать

Христос в гостях у мужика Читать

Чающие движения воды Читать

Чёртовы куклы Читать

Чертогон Читать

Шерамур Читать

Штопальщик Читать

Юдоль Читать

Серия: Библиотека всемирной литературы

Соборяне Читать

Серия: Н. С. Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах («Терра»)

Некуда Читать

Серия: Рассказы

Кадетский монастырь Читать

Серия: Собрание сочинений в одиннадцати томах

Том 10 Читать

Том 11 Читать

Том 2 Читать

Том 3 Читать

Том 4 Читать

Том 5 Читать

Том 6 Читать

Том 7 Читать

Том 8 Читать

Том 9 Читать

Религиозная литература: прочее

Повести и рассказы Читать

Рассказ

Леди Макбет Мценского уезда (сборник) Читать

Публицистика

Внутреннее обозрение Читать

Геральдический туман Читать

Еврей в России: несколько замечаний по еврейскому вопросу Читать

Забыта ли Тарасова могила? Читать

Модный враг церкви Читать

Очерки винокуренной промышленности Читать

Письма Н. Лескова в редакцию Читать

Русские женщины и эмансипация Читать

Русское общество в Париже Читать

Русское тайнобрачие Читать

С людьми древлего благочестия Читать

Сборник статей Читать

Специалисты по женской части Читать

Статьи Читать

Статьи, предположительно написанные Лесковым Читать

Страна изгнания Читать

Страстная субоота в тюрьме Читать

Театральная хроника. Русский драматический театр Читать

Проза

Левша Читать

Очарованный странник Читать

Неотсортированное

Голос природы Читать

Научная фантастика

Зверь Читать

Классическая проза

Административная грация Читать

Александрит Читать

Бесстыдник Читать

Божина Немцова Читать

Владычный суд Читать

Воительница Читать

Дух госпожи Жанлис Читать

Епархиальный суд Читать

Железная воля Читать

Жидовская кувырколлегия Читать

Житие одной бабы Читать

Загадочное происшествие в сумасшедшем доме Читать

Загадочный человек Читать

Загон Читать

Запечатленный ангел Читать

Заячий ремиз Читать

Зимний день Читать

Импровизаторы Читать

Инженеры бессребреники Читать

Котин доилец и Платонида Читать

Кувырков Читать

Легенда о совестном Даниле Читать

Легендарные характеры Читать

Маленькая ошибка Читать

На краю света Читать

На ножах Читать

Невинный Пруденций Читать

Неоцененные услуги Читать

Неразменный рубль Читать

Несмертельный Голован Читать

О двенадцати месяцах Читать

Обман Читать

Обойдённые Читать

Овцебык Читать

Однодум Читать

Островитяне Читать

Павлин Читать

Пламенная патриотка Читать

Повесть о богоугодном дровоколе Читать

Полунощники Читать

Популярные русские люди Читать

Праведники (Цикл) Читать

Привидение в Инженерном замке Читать

Пугало Читать

Пустоплясы Читать

Путешествие с нигилистом Читать

Ракушанский меламед Читать

Рассказы кстати (Цикл) Читать

Русский демократ в Польше Читать

Святочные рассказы (цикл) Читать

Сеничкин яд Читать

Смех и горе Читать

Совместители Читать

Сошествие во ад Читать

Справедливый человек Читать

Старый гений Читать

Таинственные предвестия Читать

Томленье духа Читать

Тупейный художник Читать

Человек на часах Читать

Язвительный Читать

Серия: Рассказы

Лев старца Герасима Читать

Серия: Русь православная

Час воли божией Читать

Серия: Школьная хрестоматия

Леди Макбет Мценского уезда Читать

Историческая проза

Оскорбленная Нетэта Читать

Ироническая фантастика

Дама и фефела Читать

Литератор-красавец Читать

Маланья — голова баранья Читать

Обойденные Читать

Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине Читать

Документальная литература

О раскольниках г. Риги Читать

Письма Читать

Детская литература: прочее

Гора Читать

Детективы: прочее

Дурачок Читать

Биографии и Мемуары

Воспоминания о Николае Лескове Читать

Путимец Читать

Соборяне. Повести и рассказы Читать

Воспоминания Н. Лескова (Сборник) Читать

Заметки Н. Лескова (Сборник) Читать

Письма Н. Лескова (Сборник) Читать

Аудиокниги

Русская литература

Владычный суд

Воительница

Детские годы

Дух госпожи Жанлис Н.

Заметки неизвестного

Запечатленный ангел

Заячий ремиз

Легенды о первых христианах Н.

Н. Левша. Тупейный художник

Н. Леди Макбет Мценского уезда

Некуда

Овцебык

Очарованный странник

Сказание о Фёдоре-христианине и друге его Абраме-жидовине

Человек на часах

Русская классика

Грабеж. Отборное зерно. Жемчужное ожерелье. Чертогон

Кадетский монастырь

Н. Белый орел

Романы

На ножах

Драмы

елезная воля Н.

На краю света Н.

Продукт природы

Скоморох Памфалон

Детские

Час воли Божией


ЦИТАТЫ Н.С. ЛЕСКОВА

* Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру.

* Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.

* Не надо забывать старого правила: кто хочет, чтобы с ним уважительно обходились другие, тот прежде всего должен уважать себя сам.

* Труд — дело святое, всякому подобает.

* И лучшая из змей все-таки змея. Истинная любовь скромна и стыдлива. Любовь не может быть без уважения.

* Горе одного только рака красит.

* Как иногда люди женятся и выходят замуж? Хорошие наблюдатели утверждают, что едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие чаще проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве супружеских союзов. Говорят, что самые умные люди покупают себе сапоги с гораздо большим вниманием, чем выбирают подругу жизни.

* Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и — что всего обиднее — эти вредные упражнения практикуются в тех самых. органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности.

* Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

* Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старою сказкой. Чудная вещь старая сказка! Горе тому, у кого ее не будет под старость!

* Обещания даются по соображениям, и исполняются по обстоятельствам.

* Спорливость — черта, удаляющая человека от истины.

* Прежде ростовщики сознавали, что действуют преступно, и всеми мерами скрывали свое гнусное ремесло, что, много ли, мало ли, но оберегало нравственность народа.

* Не тот богаче других, кто имеет более дарового золота, а тот, кто лучше других умеет довольствоваться и пользоваться тем, что имеет.

* А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает.

* Деньги, как пошлина, взыскиваются всегда за какое-нибудь право.

* Людям ложь вредна, а себе еще вреднее.

* Прощение дается даром, по снисходительности того, кто прощает, а извинение вызывается причинами, которые заставляют не считать вину виною.

* Всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми.

* Я отдал литературе всю жизнь, <…> я не должен “соблазнить” ни одного из меньших меня и должен не прятать под стол, а нести на виду до могилы тот светоч разумения, который мне дан Тем, пред очами Которого я себя чувствую и непреложно верю, что я от Него пришёл и к Нему опять уйду <…> я верую так, как говорю, и этою верою жив я и крепок во всех утеснениях.

«…кротко сияющий луч спокойно совершает то, что не в состоянии сделать свирепая буря».

«Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты».

«На горизонте литературном я не вижу ничего, кроме партийной, или лучше сказать, направленской лжи, которую я понял и служить ей не могу».

«Я иду сам,куда меня ведет мой фонарь».

«Мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя.»

«Все люди, желающие во что бы то ни стало поступать во всем по-своему, сами того не замечают, как становятся рабами чужого мнения».

**************************************************

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляем вам подборку цитат писателя Николая Лескова (1831 – 1895).

Ему немного не повезло — среди знаменитых русских классиков он оказался в тени.

Цитаты сведены по темам: жизненная этика, Россия и русские, брак, люди, любовь, женщины, жизнь, русский язык, ростовщики, богатство, труд, горе, суета, вера.

О жизненной этике

А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает.

Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру.

Пока ты зло помнишь — зло живо, а пусть оно умрет, тогда и душа твоя в покое жить станет.

Не надо забывать старого правила: кто хочет, чтобы с ним уважительно обходились другие, тот прежде всего должен уважать себя сам.

Нужно собрать всю волю и уйти от людей, с которыми жизнь мука, а не спокойный труд и не праздник.

Общество более всего нуждается в оздоровлении его духа, и это зависит менее от власти, чем от нас.

Бесполезное это дело: дураков учить все равно что мертвых лечить.

Кто отдает друзей в обиду, у того у самого свет в глазах тает.

Надо, чтобы на свете никто на жалостливых не рассчитывал, потому что их немного, да и в тех можно ошибиться, и тогда хуже будет. А строгость лучше: при ней всяк о себе больше заботится и, злых людей опасаясь, лучшее себе во всем получает.

Не стоит думать о том, что будут делать другие, когда вы будете делать им добро, а надо, ни перед чем не останавливаясь, быть ко всем добрым.

Поступай как знаешь, все равно — будешь раскаиваться.

О России и русских

Лучшее средство полюбить снова Родину — это разлучиться с нею на время.

Все полагают, что на Руси жизнь скучна своим однообразием, и ездят отсюда за границу развлекаться, тогда как я утверждаю и буду иметь честь вам доказать, что жизнь нигде так не преизобилует самыми внезапнейшими разнообразиями, как в России.

Мешай дело с бездельем, — лучше с ума не сойдешь.

Подполз еще ближе: гляжу, крестятся и водку пьют, — ну, значит, русские!..

Русский народ любит смотреть на пышность, но уважает простоту.

Пустяки. Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится.

Англичане из стали блоху сделали, а наши тульские кузнецы ее подковали, да им назад отослали.

Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

О браке

Где и на муже и на жене на обоих штаны надеты, там не бывать проку.

Самые умные люди покупают себе сапоги с гораздо большим вниманием, чем выбирают подругу жизни.

Едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие чаще проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве супружеских союзов.

Живые люди, оставленные самим себе, никогда друг для друга не исчерпываются и не теряют великого жизненного интереса; остаются друг для друга вечно, так сказать, недочитанною любопытною книгою.

Кстати, цитаты про свадьбу и брак

О людях

Народу, мой друг, много, а людей нет.

Ко всякому отвратительному положению человек по возможности привыкает, и в каждом положении он сохраняет по возможности способность преследовать свои скудные радости. По обдуманным поступкам не узнаешь, каков человек, его выдают поступки необдуманные.

Всякому то кажется странно, что самому не свойственно.

Спорливость — черта, удаляющая человека от истины.

Людям ложь вредна, а себе еще вреднее.

Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели.

Кстати, цитаты о людях

О любви

Истинная любовь скромна и стыдлива.

Любовь не может быть без уважения.

Любовь — наша святыня!

Любить и видеть любимый предмет, не обладая им, значит обречь себя на жертву неминуемую… подле нее я всегда чувствовал жгучий пламень, но не ощущал отрадной теплоты.

Кстати, цитаты про любовь

О женщинах

Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесет, что за все царство от нее не вылечишься, а она одна в одну минуту от нее может исцелить.

Ах красота, красота, сколько из-за неё делается безобразия.

Говорят иносказательно, что наилучшее, чтобы женщина ходила с водой против мужчины, ходящего с огнем, то есть дабы, если он с пылкостию, то она была бы с кротостию.

Знать я изволю, а следовать неспособна, и оттого я хуже тех, которые не знают.

Кстати, цитаты о женщинах

О жизни

Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.

В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом — полное счастие, при котором ничего больше не хочешь.

Где уже нам с вами за одним столом чай пить, когда мы по-вашему морщиться не умеем.

Кстати, цитаты про жизнь

О русском языке

Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и — что всего обиднее — эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности.

О ростовщиках

Прежде ростовщики сознавали, что действуют преступно, и всеми мерами скрывали свое гнусное ремесло, что, много ли, мало ли, но оберегало нравственность народа.

Дозволение ростовщикам действовать гласно привело к тому, что теперь многие приучились смотреть на ростовщичество, как на простое коммерческое дело, и такое мнение случается не раз слышать от очень порядочных людей.

О богатстве

Деньги, как пошлина, взыскиваются всегда за какое-нибудь право.

Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше?

Не тот богаче других, кто имеет более дарового золота, а тот, кто лучше других умеет довольствоваться и пользоваться тем, что имеет.

О труде

Труд — дело святое, всякому подобает.

Работники, конечно, умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью.

О горе

Горе одного только рака красит.

Большое личное бедствие — плохой учитель милосердия. Оно притупляет чувствительность сердца, которое само тяжко страдает и полно ощущения собственных мучений.

О суете

Суета затемняет ум.

Человек в жилетке сверх тёплого полушубка — есть суета, потому что жилет сверх полушубка не нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли.

О вере

Вера — роскошь, которая дорого народу обходится.

Где всему легко верят, там легко утрачивают всякую веру.

О разном

И лучшая из змей — все-таки змея.

Обещания даются по соображениям, и исполняются по обстоятельствам.

Книга что жена, ее нельзя дать на подержание даже лучшему другу.

Прощение дается даром, по снисходительности того, кто прощает, а извинение вызывается причинами, которые заставляют не считать вину виною.

Не так страшен чёрт, как его малютки.

Не режь льву мяса, ему на это природа зубы дала.

Астрономия — наука загадок.

 

Складывается впечатление, что пока Лесков вглядывался в русский народ, находя в нем вековые источники духовности, сам народ двигался в другом направлении, придя в конечном итоге к Октябрьской революции.

Цитаты про Лескова

  • Л. Толстой: Самый русский из наших писателей. (кстати, цитаты Льва Толстого)
  • Ф. Достоевский: Много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Нигилисты искажены до бездельничества, — но зато отдельные типы! Какова Ванскок! Ничего и никогда у Гоголя не было типичнее и вернее. Ведь я эту Ванскок видел, слышал сам, ведь я точно осязал ее! Удивительнейшее лицо! Если вымрет нигилизм начала шестидесятых годов, то эта фигура останется на вековечную память. Это гениально! (о «На ножах»). (кстати, цитаты Федора Достоевского)
  • М. Горький: Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих. Различие Лескова с великанами литературы нашей только в том, что они писали пластически, слова у них — точно глина, из которой они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана… (кстати, цитаты Максима Горького)
  • Ф. Раневская: Только Россия могла дать и Толстого, и Пушкина, и Достоевского, и Гоголя, и аристократа (от лавочника) Чехова, и мальчика Лермонтова, и Щедрина, и Герцена, и Лескова неуемного ― писателя трагически одинокого; и в его время, и теперь его не знают, теперь нет интеллигентных, чтобы знать их вообще, писателей русских. У Лескова нашла: «Природа ― свинья». Я тоже так думаю! И всегда так думала я. Но люблю ее неистово (а «свинья» ― это о похоти). (кстати, цитаты Фаины Раневской)
  • Ю. Нагибин: Он, порвавший последние слабые связи с киевским кланом Лесковых, с дряхлой матерью, сестрами, вычеркнувший из души жалкую дочь Веру, обвинивший бывшую жену, мать Дронушки, в гибели своего семейного счастья, хотя не было сомнений, что погасил домашнюю лампу сам Николай Семенович, не терпящий никаких уз, обязательств, кроме велений творческого духа. Но и с единственной привязанностью к сыну что-то сталось, и здесь закрутило, закорчило крутого человека. Неужели и деликатный Дронушка неведомо для себя встрял между Лесковым и письменным столом с побитым молью, закапанным свечным воском и ламповым керосином старым нелепым сукном?

Источник: Статья Цитаты Лескова с https://burido.ru/968-tsitaty-leskova на сайте Буридо

**************************************************

ВЕЛИКОМУ РУССКОМУ ПИСАТЕЛЮ — МОЙ ПОКЛОН! Ом

**************************************************

ЗАГОВОР СЛАБОКОРЕННЫХ
190 лет Лескову. Волшебному, недосягаемому! О языке его пишут все. Тут и добавить нечего. Еще бы этот язык болонскому поколению понимать без словаря!
Но, к моему удивлению, совсем наперечет работ об одном из наивысших достижений великого писателя — русских женских типах, смиреннице и хищнице, по классификации Ап. Григорьева. Протопоп Туберозов говорит о своей протопопице: «Да и
вправду, поведайте мне времена и народы, где кроме святой
Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель.
Кто её всему этому учил? Кто её воспитал, кроме Тебя, всеблагий
Боже…». Но Лесков написал и Катерину Измайлову, которую любовь превратила в чудовище (— Отчего ж я этого, Сережа, не чувствовала, что ты по мне убиваешься? Это ведь, говорят, чувствуют.). В «Житии одной бабы» смирение и неодолимая страсть сходятся в несчастной Насте: «Беда у нас родиться смирным да сиротливым — замнут, затрут
тебя, и жизни не увидишь. Беда и тому, кому Бог дает прямую душу
да горячее сердце нетерпеливое: станут такого колотить сызмальства и доколотят до гробовой доски».
Сталкивает Лесков эти начала и в «Очарованном страннике». Как всегда в лесковском мире, причиной служит слабый, нарциссичный мужчина. Две женщины любят князя — человека «души доброй, но переменчивой». Секретарскую дочь Евгению Семеновну, которая сама о себе говорит: «Прохладная кровь с парным молоком», князь разлюбил, потому что после родов она «располнела». Цыганка Груша надоела князю, потому что от ее «изумрудов яхонтовых» его клонило в сон. Евгения не только не держит зла, но и помогает ветренику приобрести суконную фабрику. Груша же «любила его,
злодея, всею страстною любовью цыганскою, каторжной, и
ей было то не снесть и не покориться, как Евгенья
Семеновна сделала, русская христианка, которая
жизнь свою перед ним как лампаду истеплила».
Лесков искал в женщине золотую середину между Марфой и Марией, безусловно предпочитая Марию многословному «марфунству». И, кажется, нашел ее в образе княгини Протозановой из неоконченного «Захудалого рода». Варвара Никаноровна, на все представляемые ей «политические комбинации» эпохи ответствовавшая: «на кота широко, а на собаку узко», одинаково неудобная либералам и консерваторам, с тех пор ни на йоту не изменившимся, на все противоречия смотрела широко и мудро:
– Если древо не будет колеблемо, – говорила она, – то оно крепких корней не пустит, в затишье деревья слабокоренны.
«Слабокоренное» «нынешнее племя», густо оплевывающее любого несогласного и беспрекословное в собственной несравненной правоте, Лескова не читало. //Фейсбук
*****************************************************
https://www.youtube.com/watch?v=V-nOTk8kchY — Лекция о Лескове. Иннокентий Анненский
*****************************************************
Книги и статьи о Н. С. Лескове и его творчестве
Монография Поздина И.В. — Жанровая специфика прозы Н.С. Лескова 1860-х годов. (2012г.)
Лесков Николай Семёнович. Жизнь и творчество.
Рекомендательный список литературы (база данных ИНИОН).
http://www.nsu.ru/library/images/BiblUkaz/Leckov.pdf
Татьяна Георгиевна Петрова:»Я отдал литературе всю жизнь…»: статьи о творчестве Н.С.Лескова (сводный реферат)».//Социальные и гуманитарные науки.Серия 7. №4.,2015 (реферативный журнал).https://vk.com/doc236879577_524354648?hash=588e3102d5..Елена Николаевна Ашихмина:»Руководители орловской гимназии лесковского времени».(материалы к биографии Н.С.Лескова).// СПб. Известия РГПУ им.Герцена.№118.,2009

https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/..

Е.Н.Ашихмина:»Лесков в Орловской палате Уголовного суда:новые автографы писателя».//Орел.,Ученые записки ОГУ.,№1.,2009

https://booksc.xyz/ireader/50604145

https://vk.com/doc236879577_519048495?hash=e9704be68b..
либо:
http://oreluniver.ru/public/file/archive/200901.pdf (с.182)

Е.Н.Ашихмина:»Персонажи рассказа Н.С.Лескова «Грабеж» — жители города Орла».//Орел.Ученые записки ОГУ.,№3.,2009

https://booksc.xyz/ireader/50711143

https://vk.com/doc236879577_519049419?hash=11f9add80b..
либо:
http://oreluniver.ru/public/file/archive/200903.pdf (с.88)

Е.Н.Ашихмина — автор книг «Н.С.Лесков в Орле»(2010), «В этом странном городе»(2012).

Мария Владимировна Антонова:»Орловский губернский текст Н.С.Лескова: консерватизм и удальство в характере персонажа».//Брянск.Вестник БГУ.,№2(2).,2012

https://booksc.xyz/ireader/50682165
либо:
https://vk.com/doc236879577_519047790?hash=740294fe0b..

Наталья Валерьевна Ангелова:»Тайна русского характера: произведения Н.С.Лескова 1880-1890-х годов». Монография.
Мичуринск., МичГАУ.,2007

http://www.libozersk.ru/files/file_item/path/117/____..

Н.В.Ангелова:»Проблема русского национального характера в романе Н.С.Лескова «Некуда»(1864)».//Вестник Тамбовского ун-та.вып.№3.,2008

https://booksc.xyz/ireader/50742163
либо:
https://vk.com/doc236879577_518911153?hash=9d29932618..

Гурий Константинович Щенников:»Певец русского подвижника».//Послесловие к книге:
Лесков.Н.С. Избранное.,Свердловск.,1981

https://vk.com/doc-29030996_27536645

Иван Алексеевич Дергачев:»Эпос народной жизни в творчестве Н.С.Лескова»(набросок).//Дергачевские чтения -98.,Изд.УрФУ.,Екатеринбург.,1998

http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/49351/1/dc-1998-0..

Наталья Михайловна Старцева:»Очарованный русской душой:Н.С.Лесков и его мастерство рассказчика».//Русский язык в школе.№3.,2015

https://vk.com/doc236879577_520537374?hash=8f5c7e5abf..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *