«Сюрреализм — это я!» — Сальвадор Дали: жизнь и творчество. «Дневник одного гения»

Сальвадор Дали
Художник, скульптор, писатель

«Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм».  С. Дали.

**************************************************
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/salvador-dali

Сальвадора Дали называют самым необычным художником XX века. Его талант был несомненным, а эпатажные поступки заставляли окружающих думать, что у этого человека не все в порядке с головой. На протяжении всей своей жизни художник вел дневники, которые стали доступными читающей публике только после его кончины. Но даже эти записи не могут дать четкий ответ, кем же на самом деле был Сальвадор Дали – странным, но чрезвычайно талантливым художником-сюрреалистом или великим мистификатором.

ДЕТСТВО
Сальвадор Дали родился в испанском городе Фигерас 11 мая 1904 года. Его отец, Сальвадор Дали-и-Куси, был богатым нотариусом. Маму младенца звали Фелипе Доменеч. Мальчик был вторым ребенком в семье, его старший брат, которого тоже звали Сальвадором, умер, когда ему было всего два года. Причиной смерти малыша было воспаление мозга. Второго ребенка родители решили назвать в честь умершего малыша, им хотелось, чтобы имя Сальвадор снова звучало в доме. Значение этого имени в переводе с испанского – «Спаситель».

Мама, пережившая потерю старшего ребенка, была без ума от своего черноглазого сыночка. Она ласкала, опекала и баловала его. Отец придерживался других правил, старался быть строгим, но справедливым. Противоречивые методы воспитания сделали свое дело, мальчик рос неуправляемым, капризным и своенравным. В пять лет ему рассказали об умершем брате, и это оказало негативное влияние на неокрепшую психику ребенка. Сальвадору было неприятно осознавать, что он второй ребенок в семье, ему разонравилось красивое имя, он стал бояться смерти, ассоциируя себя с братом.

Когда мальчику исполнилось четыре года, родилась его сестра Ана Мария Дали. Именно эта девочка станет на долгие годы самой близкой подругой будущего художника. А пока маленький Дали учится рисовать. Кажется, это единственное большое увлечение маленького проказника. Родители замечают, что рисование отвлекает его от баловства и капризов, после работы с красками и кистями он успокаивается и ведет себя вполне прилично. Маленькому художнику даже соорудили мастерскую в подсобном помещении, и он с удовольствием проводил там долгие часы.

Несмотря на любовь матери, он часто испытывает сильную тревогу, чувствует себя одиноким и покинутым, впадает в панику. Маленький пример из его детства, рассказанный самим Дали. Взрослые ждали события космического масштаба, недалеко от Земли должна была пройти комета Галлея. Они рассуждали о конце света, и мальчик просто задыхался от ужаса, слушая их предположения. Его охватил настоящий приступ паники, он плохо соображал, что делает. Чтобы обратить на себя внимание, Дали пнул сестренку, ползавшую по полу.

Разгневанный отец запер хулигана в своем кабинете. Сальвадор отчаянно кричал и извивался, просил выпустить его, во что бы то ни стало он хотел увидеть комету Галлея. Но отец был неумолим, мальчику не удалось увидеть комету, но страх перед концом света преследовал его всю жизнь.

ТВОРЧЕСТВО
Отец видел, что в семье растет необычный ребенок, который вряд ли станет продолжателем его дела. Он записывает Сальвадора в муниципальную школу, куда ходили дети бедняков. При этом состоятельный нотариус имел достаточно средств, чтобы дать сыну хорошее образование, выучить его в частной школе. В школе Сальвадор учился плохо, вел себя вызывающе. Однажды, когда ему было 16 лет, он прыгнул вниз с такой крутой лестницы, что его сверстники похолодели от ужаса. Некоторые ученики стали сочувствовать Дали, жалеть его. Юноше так понравилось это, что в дальнейшем он еще не раз повторит свой «подвиг» в надежде на сочувствие окружающих.

Отец Дали не был жестоким, бессердечным человеком. Просто он хорошо понимал, что его сын сделан из другого теста. Нотариус договорился с местным художником, чтобы тот давал уроки живописи его сыну. Так первым учителем Сальвадора Дали стал Рамон Пичот. Когда юному живописцу исполнилось 14 лет, в Фигерасе открылась его первая выставка. Картины Дали представляли собой пейзажи живописных окрестностей родного города, к которым он до конца своей жизни будет испытывать трепетную любовь.

Первые работы молодого художника показали, что его мало интересует академическая живопись. Зато Дали старательно осваивал технику письма импрессионистов, кубистов, пуантилистов. Следующим его наставником был профессор художественных искусств Хуан Нуньес. Под его руководством юноша создает такие полотна, как «Сумеречный старик», «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе» и некоторые другие картины. В этот период Дали сильно увлекается европейским авангардом, зачитывается трудами Ницше, Фрейда. Он пробует себя в качестве писателя, сотрудничает с местным журналом. Короткие рассказы Дали иллюстрирует собственными рисунками. Молодой художник становится известным человеком в Фигерасе.

В 1921 году юноша пережил огромную потерю, от рака груди скончалась его мать. В то время ей было всего 47 лет. Кончина этой женщины стала настоящей трагедией для семьи. Отец Дали никогда не сможет забыть свою супругу, а характер его сына станет совершенно невыносимым. Через некоторое время он начнет учиться в Мадридской Академии художеств, но заносчивость и высокомерие Дали не позволили ему получить полноценное образование.

Для Дали нет никаких авторитетов, он ведет себя вызывающе по отношению к студентам и преподавателям. Этот заносчивый франт совершенно не умеет вести себя в обществе, он считает себя талантливее педагогов и не собирается сдавать экзамены тем, кто меньше его знает. Так думает Дали, и ведет себя соответствующим образом. Подобное поведение выглядит отвратительно, и педагоги не собираются его терпеть. Дважды невыносимого студента изгоняют из учебного заведения. Но за короткое время пребывания в столице ему удалось завести полезные знакомства.

Федерико Гарсиа Лорка, Луи Бонюэль, Пабло Пикассо становятся его близкими друзьями, повлиявшими на творческое развитие молодого художника. Но молодых людей объединяла не только любовь к искусству. Например, Гарсиа Лорка нисколько не скрывал своей нетрадиционной ориентации. Современники были твердо убеждены, что этот человек был связан с Сальвадором любовными отношениями. Но Дали не был гомосексуалистом, несмотря на всю необычность своей сексуальной жизни.

Эпатажное поведение, отсутствие академического образования не стали помехой на пути талантливого художника. Через несколько лет он приобрел мировую известность. Несколько его картин – «Портрет отца», «Автопортрет», «Женская фигура у окна», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Порт-Альгер», были одобрительно встречены критикой и поклонниками. Одна из картин, написанных в этот же период, попадает на международную выставку, которая проводилась в Соединенных Штатах. Это была «Корзинка с хлебом». Большую помощь в это время ему оказывала родная сестра. Ана Мария выступала в качестве главной модели художника.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ
Одной из лучших работ художника считается картина «Постоянство памяти». Сюжет ее прост — на фоне песочного пляжа со стола стекают жидкие часы. Это полотно в настоящее время размещено в Музее современного искусства в Соединенных Штатах. Его называют самой известной работой мастера. Супруга Сальвадора, Гала, очень многое сделала для организации выставок Дали во многих испанских городах, в Лондоне, Нью-Йорке.

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти»
Работы талантливого художника привлекают внимание Виконта Шарля де Ноэйля. Этот меценат, большой ценитель современного искусства, скупает картины эпатажного творца по большой цене. Супруги Дали становятся состоятельными людьми. Они потратили деньги с умом, приобрели хороший дом недалеко от приморского городка Порт-Льигата. Дали не останавливается на достигнутых успехах, он решил присоединиться к обществу сюрреалистов. Но эксцентричный каталонец не сумел вписаться в рамки этого общества. Даже на фоне яростных бунтарей, возмутителей традиционного искусства он выглядит настоящей белой вороной.

КОНФЛИКТУЕТ СО ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБЩЕСТВА, ПРОВОЗГЛАСИВ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ГОРДЫЙ ЛОЗУНГ – «СЮРРЕАЛИЗМ – ЭТО Я!»

Когда в Германии к власти пришел Гитлер, у эпатажного художника начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии, связанные с этим политиком. Взгляды Дали всегда находят отражение в его творчестве, и его отношение к Гитлеру возмутило коллег. Сальвадор разрывает свои контакты с французскими художниками, уезжает в Америку.

Сюрреализм Сальвадора Дали
В этот период он, вместе со своим другом Луисом Бонюэлем работал над созданием сюрреалистического фильма «Андалузский пес». Зрители отзывались об этой картине с восторгом. Далее был второй фильм – «Золотой век». В это время Дали работает над полотном «Загадка Вильгельма Телля». Советский лидер компартии предстал на этой картине с огромной ягодичной мышцей, изображенной в стиле ню.

Несколько десятков полотен этого период выставлялось в Англии, США, Испании, Франции. Даже названия многих картин способны «взорвать мозг» у обывателя. Например, «Телефон-омар», «Возбуждающий пиджак», «Мягкая конструкция с вареными бобами или Предчувствие гражданской войны». В 1936 году Дали посетил Италию, его поразило искусство итальянского Возрождения, заставило обратиться к чертам академического творчества. Это стало еще одним поводом для конфликта с сюрреалистами. Художник пишет картины «Портрет Фрейда», «Гала – Сальвадор Дали», «Испания», «Осенний каннибализм», «Метаморфозы нарцисса».

«Метаморфозы нарцисса»

«Метаморфозы нарцисса»
Последней работой этого художника в стиле сюрреализма считают «Сон Венеры». Над этой картиной он работал в США. В этой стране он занимается живописью, оформлением магазинов, рисует рекламные плакаты. Плодотворным было сотрудничество Дали с Хичкоком и Диснеем, он выступал как художник-оформитель их фильмов. Художник много времени уделяет написанию своей автобиографии, назвав свой труд «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Эта книга выходила большими тиражами и не успевала задерживаться на прилавках магазинов. Дали умел себя рекламировать.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В 25 лет эксцентричный молодой человек нашел любовь всей своей жизни. Ей стала русская женщина, супруга поэта Поля Элюара, Елена Ивановна Дьяконова. Женщина звала себя Галой.

Сальвадор Дали и Елена Дьяконова

Сальвадор Дали и Елена Дьяконова
Разъяренный отец, недовольный выбором сына, лишил его финансовых дотаций. Но после первой встречи Дали и Гала уже не расставались.

В последние годы союз был странным, они потеряли сексуальный интерес друг к другу и нашли себе других партнеров.

Ссылки
Страница в Википедии
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/salvador-dali

**************************************************

Далее, см.: Магия и секреты Сальвадора Дали

https://www.culture.ru/s/salvador-dali/ 

**************************************************

См. также: Гений сюрреализма, провокатор и суперзвезда: жизнь и творчество Сальвадора Дали — в фотографиях и картинах — https://esquire.ru/entertainment/152864-geniy-syurrealizma-provokator-i-superzvezda-zhizn-i-tvorchestvo-salvadora-dali-v-fotografiyah-i-kartinah/

**************************************************

**************************************************

«Дневник одного гения» – так называются мемуары Сальвадора Дали, изданные в 1964 году в Париже. Дневник содержит записи с 1952-го по 1963-й год и является своеобразным памятником при жизни, который автор воздвиг сам себе. Полный текст дневника обогащают маргинальные приложения, предусмотренные самим автором для первого издания: «Наука бздюма», «Похвала мухе», «Далианская мистика…», а также сравнительная таблица достоинств художников прошлого и будущего.

************************************************

Название: Дневник одного гения
Перев. с франц. Ольги Захаровой
Автор: Сальвадор Дали
М.: ООО Изд-во Эксмо, 2003. — 464 с.
DJVU 6,5 Мб
Качество: отличное
Язык: русский
ISBN 5-04-003286-2
Серия: Антология мудрости

Сальвадор Дали — один из величайших оригиналов XX века. Его гениальные картины известны лаже тем, кто не интересуется изобразительным искусством. А его шокирующие откровения о своей жизни и изящные ироничные рассуждения о людях и предметах позволят читателю взглянуть на окружающий мир глазами великого мастера эпатажа.В прологе к своим дневникам Дали написал следующее. Еще со времен Французской революции появилась эта дурацкая, кретинская мода, когда все кому не лень воображают, будто гении (оставляя в стороне их творения) — это человеческие существа, более или менее похожие на всех остальных простых смертных. Все это чушь. И уж если это чушь в отношении меня — гения самой разносторонней духовности нашего времени, истинно современного гения,— то это втройне чушь в отношении гениев, олицетворявших вершины Ренессанса, каков почти божественный гений Рафаэля. Эта книга призвана доказать, что повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и его смерть в корне отличаются от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого. Эта уникальная книга представляет собой, таким образом, первый дневник, написанный гением. Больше того, тем уникальным гением, которому выпал уникальный шанс сочетаться браком с гением Галы — той, которая является уникальной мифологической женщиной нашего времени.

Книга бесплатно: Salvador_Dali_Dnevnik_odnogo_genia

**************************************************

Похожие материалы

****************************************************************************************************

Самые известные картины Дали

Сальвадор Дали называл себя единственным настоящим сюрреалистом. «Сюрреализм — это я!» — как-то сказал художник.

Постоянство памяти (Текучие часы)

Сальвадор Дали.Постоянство памяти.1931 г.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти.1931 г.
Мысль написать картину «Постоянство памяти» («Текучие часы»)  появилась, когда Дали увидел плавящийся сыр на горячем тосте. Так художник изобразил нелинейность времени, его текучесть и безвозвратность. На полотне необычайное сочетание реальных и нереальных образов: циферблаты часов, стол, дерево, большое зеркало, море, песчаные горы. И все детали тщательно прорисованы художником, как и во всех его работах.
Многие считают эту картину самой известной работой Сальвадора Дали.

Мягкая конструкция с вареной фасолью. Предчувствие гражданской войны

Сальвадор Дали. Мягкая конструкция с вареной фасолью. Предчувствие гражданской войны.1936 г.

Сальвадор Дали. Мягкая конструкция с вареной фасолью. Предчувствие гражданской войны.1936 г.
Картина «Мягкая конструкция с вареной фасолью. Предчувствие гражданской войны.» написана за несколько месяцев до военного конфликта и описывает политические противостояния в Испании, борьбу националистов и республиканцев. Человекоподобные фигуры борются частями рук и ног. У одной фигуры на лице безумная боль.Ужас и хаос ожидают страну. Дали был вне политики, но не мог не реагировать на противоречия, нищету и классовые конфликты.

Сон

Сальвадор Дали. Сон. 1937 г.

Сальвадор Дали. Сон. 1937 г.
На картине «Сон» изображена большая бесформенная голова без тела. Ее поддерживают подпорки- костыли, они помогают сохранить и черты лица. Подпорки нужны и собаке на заднем плане.Так через параноидальные явления художник описывает свои фантазии. Подпорки олицетворяют хрупкость реальности, ее зыбкость и ненадежность.

Белое безмолвие

Сальвадор Дали.Белое безмолвие.1936 г.

Сальвадор Дали.Белое безмолвие.1936 г.
На первый взгляд кажется, что картина «Белое безмолвие» написана в реалистичной манере и сюрреализма в ней нет. Девушка в купальном костюме (Анна-Мария,сестра Дали) выходит из воды, поправляя волосы. Но  обратите внимание на мужчину с вилами, что стоит на камне-валуне, возвышающемся из воды. И на переднем плане часть разбитой амфоры в странном положении, по законам реалии должна бы упасть. Реальные фигуры Дали соединил сюрреалистичным образом. В этом и гениальность художника.

Великий мастурбатор

Сальвадор Дали.Великий мастурбатор.1929 г.

Сальвадор Дали.Великий мастурбатор.1929 г.
В центре картины изображена огромная голова с закрытыми во сне глазами, уткнулась носом в землю. Так художник показывает себя и свои чувства и ощущения. На полотне множество деталей, символизирующих душевное тревожное состояние художника. Все тщательно прописано и имеет свой смысл- эротические фантазии молодого художника в ожидании встречи с Галой, горячо любимой женщиной. В этот период времени Гала уехала к мужу, чтобы сообщить ему новость об отношениях с Дали и вернуться обратно.

Внизу картины обнявшаяся пара — конечно же Дали и Гала, встретившись, соединили свои жизни и судьбы на долгие годы. Слева одинокая уходящая фигура — сам Дали, чувствуя предстоящий разрыв отношений с семьей.

Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече

Сальвадор Дали.Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече.1933 г.

Сальвадор Дали.Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече.1933 г.
Миниатюра маслом по дереву всего лишь размером 6,8 * 8,8 см. Но сколько на ней образов, тщательно прорисованных! Портрет любимой Галы художник писал по фотографии, что было частой ситуацией. Над старым заброшенным двориком яркое солнце. Жаркие лучи доставляют наслаждение женщине: закрытые глаза, легкая улыбка, счастливое лицо. На ее плече два бараньих ребрышка. Гала опирается на тело мужчины, мы видим только часть его рубашки с пуговицами. Вероятно это сам Дали. Для него наслаждение- быть рядом с обожаемой супругой. Он так ее любит, что готов… поглотить всю целиком. Но это невозможно, и он довольствуется жареными ребрышками. Про эту картину Дали сказал: «Я люблю жену и люблю баранину. Так почему бы мне не изобразить их вместе? »

Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты

Сальвадор Дали.Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты.1934-1935 гг.

Сальвадор Дали.Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты.1934-1935 гг.
Это одна из шуточных картин Дали, портрет из предметов интерьера. Мэй Уэст- скандально известная звезда Голливуда. Дали нарисовал комнату, сюрреалистическую иллюзию, похожую на портрет актрисы. Глаза изображены в виде картин, волосы актрисы- это шторы, губы- розовая софа-диван, нос- камин с часами. Через 40 лет художник реализовал эту картину в виде настоящей комнаты в своем Театре-музее. Так образ Мэй Уэст воплотился в комнату-иллюзию.

Параноидально-критическое одиночество

Сальвадор Дали.Параноидально-критическое одиночество.1935 г.

Сальвадор Дали.Параноидально-критическое одиночество.1935 г.
Эта картина тоже миниатюра маслом по дереву 19*23 см. Художник- сюрреалист изобразил нереальную реальность: любимый пейзаж (скалы мыса Креус) и автомобиль (справа он как бы врос в скалу, слева- его силуэт на скале). Пень старого дерева, ржавчина на металле, мелкие цветы, трава как символы прошлого одиночества Дали.

Жираф в огне

Сальвадор Дали.Жираф в огне.1937 г.

Сальвадор Дали.Жираф в огне.1937 г.
«Жираф в огне» — небольшая миниатюра 35*27 см маслом на дереве написана Дали в период кровавого внутринационального конфликта в Испании. Это также было время и развития фашизма в Европе. Хотя художник и заявлял, что он вне политики, окружающая конфронтация не могла не тревожить его. Дали предчувствовал разрастание мирового военного конфликта и гитлеровского фашизма.

Насыщенное тревожное синее небо передает усиление грядущих бед и несчастий. На заднем плане горы и горящий жираф- образ родной Испании, охваченной войной.

На переднем плане женщина с выдвигающимися ящиками и отростками на спине, которые поддерживаются костылями. Лицо и руки в крови. Изгиб тела говорит о беспомощности и отчаянии перед надвигающейся опасностью. Ящики как символы подсознания (Дали с молодости узучал работы З.Фрейда и всю жизнь почитал его). Открытые ящики выражают появляющуюся, ранее скрытую сущность людей, их глубинные жестокие инстинкты.

Справа. чуть вдалеке еще женщина, тоже с отростками и опорами на костылях, держит в поднятой руке кусок сырого мяса. Так художник изобразил слабость, порочность людей, их склонность к самоистреблению.

Мягкий автопортрет с жареным беконом

Сальвадор Дали.Мягкий автопортрет с жареным беконом.1941 г.

Сальвадор Дали.Мягкий автопортрет с жареным беконом.1941г.

Загадка Гитлера

Сальвадор Дали. Загадка Гитлера.1938 г.

Сальвадор Дали. Загадка Гитлера.1938 г.
Художника не могла не интересовать личность Гитлера, фашизм в Германии и напряженная ситуация в Европе. Ироничные высказывания о Гитлере окружающие, особенно сюрреалисты-коммунисты, приняли буквально. Из-за этого возникли разногласия Дали с обществом  сюрреалистов, что привело к разрыву отношений.

Написанная в это время картина скорее реакция не на саму фигуру Гитлера, а на провал переговоров европейских стран о надвигающейся Второй мировой войне (о чем символизирует разваливающийся поломанный телефон). Перерезанный телефонный шнур выражает разрыв отношений между Гитлером и Чемберленом.

Лицо войны

Сальвадор Дали.Лицо войны.1941 г.

Сальвадор Дали.Лицо войны.1941 г.

Геополитический ребенок, наблюдающий рождение Нового Человека

Сальвадор Дали.Геополитический ребенок, наблюдающий рождение Нового Человека.1943

Сальвадор Дали.Геополитический ребенок, наблюдающий рождение Нового Человека.1943 г.

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Сальвадор Дали.Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения.1944 г.
Сальвадор Дали.Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения.1944 г.
 

Расщепленный атом

Сальвадор Дали.Расщепленный атом.1947 г.

Сальвадор Дали.Расщепленный атом.1947 г.
Сброшенные в 1945 году на Японию атомные бомбы очень впечатлили художника, и он увлекся энергией атома, прогрессом современной науки в физике и химии. Новый период творчества Дали назвал «Ядерный мистицизм».

Атомная Леда

Сальвадор Дали. Атомная Леда.1949 г.

Сальвадор Дали.Атомная Леда.1949 г.

Гала, Мадонна Порт-Льигата

Сальвадор Дали..Гала, Мадонна Порт-Льигата.1950 г.

Сальвадор Дали.Гала, Мадонна Порт-Льигата.1950 г.

Галатея сфер

Сальвадор Дали.Галатея сфер.1952 г.

Сальвадор Дали.Галатея сфер.1952 г.

Галатея в момент творения

Сальвадор Дали.Галатея в момент творения.1954 г.

Сальвадор Дали.Галатея в момент творения.1954 г.

Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало

Сальвадор Дали.Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало.1960 г.

Сальвадор Дали.Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало.1960 г.
Эта картина написана не в манере сюрреализма, а в стиле великих мастеров прошлого (Вермеер, Веласкес, Рафаэль и другие), которыми увлекался Дали. Особенно тщательно прорисованы складки и драпировки ткани. Академичное реалистичное изображение как воспоминание молодых лет обучения в Мадриде.

Содомское самоудовлетворение невинной девы

Сальвадор Дали.Содомское самоудовлетворение невинной девы.1954 г.

Сальвадор Дали.Содомское самоудовлетворение невинной девы.1954 г.
 

Медитативная роза

Сальвадор Дали.Медитативная роза.1958 г.

Сальвадор Дали.Медитативная роза.1958 г.
 

Метод творчества Дали
Для создания необычных образов в картинах художник придумал параноидально — критический метод творчества. Он заставлял мозг работать в сюрреалистическом режиме. Дали считал, что сначала художнику нужно вызвать у себя параноидальное состояние, а уже потом приступать к созданию работы.

Дали в США
Сальвадора и Галу напугала начавшаяся война. И в 1940 году они решили уехать в США.

Там Дали был уже известен, а за пару лет он превратился в мировую знаменитость, но… почти перестал писать картины.

Дали называл себя единственным настоящим сюрреалистом. Заявил, что сюрреализм умер и начал писать книгу, превращая себя в настоящее произведение искусства.

В 1942 году художник выпустил свою биографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали», которая имела большой успех. Он умело себя разрекламировал. Книга раскупалась большими тиражами.

За 8 лет в США он попробовал себя в разных направлениях- написал сценарий сюрреалистичного мультфильма для Уолта Диснея, создавал декорации к фильму Альфреда Хичкока,сделал рекламную витрину для магазина в престижном районе.

Возвращение в Испанию
В 1948 г супруги Дали вернулись в родную Испанию, где прожили до конца своих дней.

В 1958 году они официально обвенчались.

Сальвадор Дали снимается в фильмах, делает эпатажные фотографии. Он стал первым известным художником, снявшимся в телевизионной рекламе. Телезрители надолго запомнили Дали с шоколадом.

Художник стал автором сохранившегося до сих пор дизайна упаковки конфеток Чупа-чупс.

В 60-е годы отношения супругов все больше усложняются. Художник всегда безумно ревновал Галу к ее многочисленным любовникам. Часто выяснение их отношений заканчивались драками, взаимными оскорблениями. И когда они стали просто невыносимыми, Сальвадор Дали решил купить Гале в подарок замок во Франции, который был построен еще в 12 веке. После этого она уехала от Дали (в 1968 году) и уже в дали от него продолжила вести свой свободный образ жизни. Художник мог ее посещать только после ее письменного разрешения.

В 1965 году Сальвадор Дали встречает Аманду Лир. Он считал ее своим идеалом, часто звонил ей, проводил с ней время.
Но Гала продолжала быть опекуном и «матерью» художнику. А Аманда, наоборот, стала той женщиной, которая позволила Дали ухаживать за ней. Сначала Гала была в бешенстве, что у нее появилась соперница, но потом она сменили гнев на милость и даже разрешила Аманде выйти замуж за Сальвадора Дали, когда она умрет. Этому не удалось сбыться. Аманда Лир стала единственной женщиной, которой он разрешил жить вместе с ним после смерти Галы.

В то время, когда Гала жила во Франции со своими возлюбленными, Дали и Аманда прекрасно проводили время. Согласно воспоминаниям метрдотеля, они устраивали в центре Парижа в номере «люкс» отеля «Мёрис» безумные вечеринки с дикими козами, оплачивали сотрудникам отеля, чтобы они бегали по отелю и ловили мух.

Дали часто путешествовал в Кадамес (Испания), ходил там по ресторанам. Но по воспоминаниям очевидцев, работающих там, он никогда не платил по своим счетам, он вообще не знал и не хотел знать, что такое деньги. Все оплаты за него производил его помощник, который кстати прослужил ему более 40 лет.

 

Театр-музей Сальвадора Дали г.Фигерас, Испания

Театр-музей Сальвадора Дали г.Фигерас, Испания
В 1974 году Дали открыл театр-музей имени себя в родном в городе Фигерас. Сейчас он входит в ТОП-10 самых посещаемых достопримечательностей Европы. Дали считал не только свои картины произведением искусства, но и самого себя. Он хотел создать не музей в классическом виде, а «лабиринт сюрреализма», чтобы получалось театральное представление «Жизнь божественного Сальвадора Дали». Художник принимал активное участие в создании музея-театра. А с 1984 года жил здесь.

Последние годы

Сальвадор Дали. Рафаэлевская галлюцинация.1979 г.

Сальвадор Дали. Рафаэлевская галлюцинация.1979 г.

В последнем периоде творчества Сальвадор Дали обращается к классике- Микеланджело, Рафаэлю, Веласкесу. И задумывается о старости, болезни и смерти.

В картине «Рафаэлевская галлюцинация» художник изобразил фигуру женщины, несущей на голове кувшин. На заднем плане раскрываются другие образы: слева мост, чуть дальше деревья, облака, линия горизонта. Все прописано по текстуре дерева.

Сальвадор Дали и Гала.1980-е г.
В 1982 году после операции по удалению желчного пузыря, Гала слегла.

Сальвадор Дали и Гала.1980-е г.

Художник пишет картину «Три знаменитые загадки Галы». На полотне трижды горизонтально расположен женский профиль. Так Дали выразил этапы отношений со своей музой. Верхнее маленькое изображение о первых годах их совместной жизни, когда художник больше обращал внимание на внешность и характер любимой. Второе лицо — о бескрайней любви и преданности. Третье лицо- о многогранном внутреннем мире Галы, ее достоинствах, желаниях и грехах.

Сальвадор Дали.Три знаменитые загадки Галы.1982

Сальвадор Дали.Три знаменитые загадки Галы.1982 г.
К сожалению, его любовь и муза не увидела этот шедевр Дали. Когда он привез к ней домой картину, она уже умерла. Ей было 87 лет.

После смерти Галы Сальвадор Дали дал распоряжение забальзамировать ее тело и похоронить в склепе. Он впал в глубокую депрессию, стал спать в ее спальне. В доме Галы художник провел последние годы.

К этому времени у Дали уже прогрессировала болезнь Паркинсона, ему сложно было рисовать из-за сильного дрожания рук.

За последние 8 лет жизни Дали только раз появился на публике- всем стало понятно, что великий мастер серьезно болен.

Последние два года перед смертью он уже мало что соображал. По рассказам ухаживающей за ним медсестры, он бросался тарелками, кусался, плевался. Дали превратился в дряхлого, безжизненного старика с трясущимися руками и не понимающего, что он говорит и где находится.

23 января 1989 года Сальвадор Дали скончался. Его завещание быть похороненным в закрытом гробу, чтобы люди не смогли его увидеть настоящего, так и не было исполнено.  Художника похоронили в Театре-музее в Фигерасе под безымянной плитой.

Все свои работы великий гений завещал родной Испании.

Значение искусства Дали
Сальвадор Дали — это не только живопись. Большую часть жизни он рекламировал себя и шокировал мир. Он называл себя самым гениальным художником современности. Его популярность превосходила даже П.Пикассо. Дали стал супер-звездой своего времени.

По его эпатажному поведению сложно было понять, что Дали думал на самом деле. Часто он говорил, что хотел, и окружающие не знали- правда это или очередной вымысел.

Дали был очень сентиментальным, восприимчивым и ранимым человеком, самовлюбленный в жизни и самоуверенный в живописи.

Его жизнь состояла из противоречий, а каждая странность его жизни была срежиссирована им самим. Он был гениальным PR-щиком. Любил интриги, скандалы, манипуляции, чем привлекал внимание публики. Все свои эпатажные выходки он планировал и контролировал, и делал это с целью разрушить стереотипы мышления общества.

Дали никогда не скрывал, что хочет быть не только успешным и знаменитым, но и богатым художником. И уже при жизни стал самым богатым художником в мире.

О своем творчестве он говорил:

«Как вы хотите понять мои картины, когда я сам их тоже не понимаю? Но факт, что я не понимаю своих картин, не означает, что они не имеют никакого смысла. Наоборот их смысл настолько  глубок и сложен, что ускользает от простого логического анализа.»

За свою творческую жизнь Сальвадор Дали создал более 1500 работ: картины, иллюстрации для книг, литографии, графические работы, скульптуры.

Он не обрел физического бессмертия, о чем мечтал, но обрел бессмертие в живописи и искусстве.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:
Акварельные картины В.И.Сурикова
Шедевры древнерусской живописи. Иконы Эрмитажа
Художник Жан Антуан Ватто: биография, стиль, идеи, творчество
Живопись начала 20 века
Источник: https://artlegends.ru/zhivopis/iskusstvo-velikogo-geniya-salvadora-dali

 

2 комментария

  1. https://www.youtube.com/watch?v=uPl3MOdF1co

    Утренняя медитация, позитивная энергия, внутренний мир, успокаивающая музыка, йога
    _______________________________
    Всем — Добра! Аум.

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *