Светлой Памяти греческого композитора Вангелиса. Поклон!..

Βαγγέλης

Греческий композитор, пианист, один из первых авторов и исполнителей электронной музыки.
  • Родился: 29 марта 1943 г., Греция, Волос
  • Умер: 17 мая 2022 г. (79 лет)
  • В браке с: Вероник Скавинска
  • Награды: Премия «Оскар» за лучшую музыку к фильму
  • Сайт: vangelisworld.com

*************************************************

… https://www.youtube.com/watch?v=8KQcKZGU3fw —
Vangelis The Best Hit Collections Disc 1 and 2 FULL ALBUM

 

Сегодня весь день слушаю гениальную музыку Вангелиса. К Грекам у меня особое отношение…особенно с такими глазами… настоящий Овен. Наш Человек. Поклон! RIP   Аминь (Н.Ш.)

https://www.youtube.com/watch?v=yaOsJLdHg4c
****************************************************

V A N G E L I S Greatest Hits 2021 — Melhores músicas de V A N G E L I S

Человечнее человека. Вспоминаем Вангелиса, автора лучшего саундтрека в мире

Николай Овчинников

20 мая 2022 

Умер Вангелис, автор музыки к «Бегущему по лезвию», пионер электронной музыки, главный греческий композитор современности. Николай Овчинников рассказывает, за что мы его однажды — и навсегда — полюбили, и выбирает главные его ранние композиции.
Грек, сбежавший от диктатуры «Черных полковников» в Париж и вернувшийся на родину только через 20 лет. Фанат синтезаторного звука. Соратник Демиса Руссоса по великой прог-рок-группе Aphrodite’s Child. Соратник Джона Андерсона, в дуэте с которым они записали несколько удивительных поп-альбомов в начале восьмидесятых. Автор сотен роскошных инструментальных мелодий, от половины которых испытываешь счастье пополам с тревогой. Человек, писавший музыку для Олимпиады в Афинах. Человек, без которого невозможно представить киномузыку сегодня. Эвангелос Одиссеас Папатанасиу, он же Вангелис, — символ европейской музыки последних пятидесяти лет.
В ряду великих пионеров массовой электронной музыки — Шульце, Жарра, Kraftwerk, Tangerine Dream — его отличало то, что он футуристическим синтезаторным пейзажам предпочитал большую эмоцию, а танцевальному груву — океан щемящих мелодий без ритма. Вангелис из всех футуристов больше всех приложил усилий к очеловечиванию синтезаторной музыки. Послушайте «Le Singe Bleu» с его раннего альбома «L’Apocalypse des animaux», где среди тончайшей россыпи электронных клавиш порхает печальная мелодия трубы. Или «To the Unknown Man» с альбома «Spiral»: по большому океану протоэмбиента короткими перебежками идет торжественно-печальная синтезаторная мелодия, а потом вступают маршевые барабаны. От его мелодий могло бросать в дрожь (например, старый трек «Chung Kuo», из которого выросли самые атмосферные композиции в «Бегущем по лезвию»), они могли успокаивать (например, его ранний номер «We Are Uprooted»), они могли умилять (например, его композиция «La petite fille de la mer»). Важно, что они всегда были про некоторый набор эмоций — они всегда шли впереди любых экспериментов.

Именно такая человечность и позволила Вангелису записать несколько важных саундтреков восьмидесятых и девяностых. Главные — ранние: к «Огненным колесницам» и «Бегущему по лезвию». Уже мало кто помнит первый фильм, спортивную драму про британских атлетов начала XX века, но при этом все знают заглавную мелодию оттуда, это воплощение фразы «О, спорт, ты радость!».

«Бегущий по лезвию» до сих пор остается идеальным киберпанк-фильмом, а саундтрек к нему — идеальной музыкой для футуристических декораций (да и вообще идеальной музыкой, сыгранной на синтезаторе). Мелодии Вангелиса по-разному препарировали, копировали, переиначивали (особенно для игр, где пиксельный киберпанковский сюжет встречается в каждой третьей инди-поделке, вот лучший пример). До Вангелиса музыка для фильмов о будущем — это или холодный мрак с синтезаторами, или торжественные мелодии в духе «Звездных войн». Он отказался и от холода, и от торжества и стал искать в будущем душу.

В чем величие этих 11 инструментальных пьес (аккуратный оммаж времен настоящих нуаров «One More Kiss, Dear» не в счет)? Возьмем лучший пример — «Blade Runner Blues». Назойливо крадется синтезаторный бас, поверх него бьются искусственные клавишные и тянется бесконечная импровизация искусственной губной гармошки. Здесь все искусственное, но эмоции абсолютно настоящие. «Blade Runner Blues» — это воплощение биографии Рика Декарда с его неприкаянностью и растерянностью. Неритмичной жизни в ритмичном городе с грубой архитектурой и заброшенными изящными старыми домами. Под конец печальная мелодия будто бы выруливает на куда более мажорный лад: как будто над темным Лос-Анджелесом 2019 года встает солнце. В самом фильме эта мелодия звучала совсем недолго, но отдельно от фильма она представляет собой цельную историю. И так почти со всеми мелодиями: вот «Tears in Rain», сочащаяся сиротливым светом озвучка для одного из лучших монологов в истории кино. Вот тоскливая «Rachel’s Song» с вокализом. Вот арабские мотивы из «Tales of the Future». А вот «Main Titles», в которой ритм распадается на осколки, а шикарное синтезаторное полотно медленно воспаряет, как солнце на рассвете.

Как Ридли Скотт наделял репликантов человечностью под лозунгом «More human than human» («Человечнее человека»), так и Вангелис при помощи неживых инструментов показывал невообразимый спектр эмоций, вроде бы невозможный в мире, где мало что осталось от настоящей жизни.

Этот эффект многие пытались повторить — мало кто смог (в том числе Ханс Циммер, участвовавший в записи саундтрека к сиквелу «Бегущего по лезвию»). Не удалось это и настоящему оркестру, который создатели оригинального фильма были вынуждены использовать, чтобы поскорее выпустить картину: Вангелис работал неспешно и не успел все закончить к релизу в 1982 году. Во многом поэтому диск с саундтреком был издан только через 12 лет (было еще переиздание 2007 года с дополнениями и новыми записями).

Вангелис научил синтезаторы быть машиной для производства чувств и выжимания не пота, но слез. Он показал, что при их помощи можно рассказать большую историю, не нанизывая мелодию на ритм, не придумывая вообще какую‑либо четкую структуру.

«Бегущий по лезвию» установил канон мрачных фильмов про будущее. Без Вангелиса этот канон был бы неполным. В темном-темном городе сквозь стену дождя прорываются неоновые огни, а фоном звучит щемящая синтезаторная мелодия, напоминающая, что даже в мире, где почти все ненастоящее, эмоции остаются. Пусть они и не всегда видны. Как слезы под дождем.

************************************************

Биография

Вангелис — оскароносный греческий композитор, основоположник электронной музыки и современной киномузыки. Он подарил миру множество бессмертных композиций, саундтреков к фильмам и увековечил собственное имя в истории.

Детство и юность

Эвангелос Папатанасиу родился 29 марта 1943 года в греческом городе Агрии и вырос с братом Никасом в Афинах. Интерес к музыке появился у мальчика в 4-летнем возрасте, когда Вангелис начал импровизировать на семейном пианино и экспериментировать со звуками, помещая внутрь инструмента гвозди, очки и кастрюли.

Заметив увлечение сына, родители отдали его в специальную школу, но попытки выучиться нотной грамоте провалились, а Вангелис наловчился играть по памяти и придумывать новые техники самостоятельно. Позже пианист признался, что профессиональные уроки помешали бы творчеству. Тем не менее образование он все же получил: изучал классическую музыку и живопись в академии изящных искусств в Афинах, позже был студентом Сорбонны.

В детстве будущий композитор-самоучка предпочитал традиционную греческую и православную хоровую музыку, а в 12 лет увлекся джазом и роком. Позже уроженец Агрии создал первую группу в школе, а также научился играть на электрическом органе Хаммонда.

Творчество

В молодости Вангелис с тремя друзьями основали рок-группу, которая исполняла кавер-версии известных хитов и композиции собственного сочинения и даже пользовалась успехом в Европе, однако после 3 лет существования коллектив распался. Следующие пару лет музыкант сочинял для других греческих артистов, продюсировал, а также начал создавать саундтреки к фильмам.

После установления режима греческой хунты в 1967-м композитор покинул родину и перебрался в Париж. Там Вангелис вместе с Демисом Руссосом и еще двумя греческими музыкантами создали группу Aphrodite’s Child. Коллектив начал активно пополнять дискографию, был популярен у слушателей, но тоже просуществовал 3 года. После распада каждый артист пошел своим путем, а Вангелис заинтересовался прогрессив-музыкой с использованием синтезаторов и других электронных инструментов.

Композитор писал музыку для кино, телевидения и театра, в 1972-м выпустил дебютный сольный альбом, а в последующие годы свет увидели Antarctica, Oceanic и другие сборники. В 1974-м Вангелис заявил, что перерос Францию, и переехал в Лондон, где отправился на прослушивание в рок-группу Yes. В коллектив греческий музыкант не попал, но сдружился с Джоном Андерсоном, с которым впоследствии создал множество проектов.

Мировой успех пришел к Вангелису благодаря драме «Огненные колесницы». Композитор согласился написать партитуру для малобюджетного фильма, а мелодии стали данью уважения его отцу, который был бегуном-любителем. Саундтрек к картине принес создателю «Грэмми» и «Оскар», а заглавная песня возглавила американский национальный хит-парад, однако на церемониях награждения автор не присутствовал — отчасти из-за боязни летать.

Вангелис — Композиция «Альфа»

Следующий триумф состоялся после выхода ленты «Бегущий по лезвию». Критики назвали музыку Вангелиса такой же частью антиутопической среды, как разрушающиеся здания и вездесущий дождь, и номинировали греческого творца на «Золотой глобус». Аналогичного успеха добился и саундтрек к фильму «1492: Завоевание рая», премьеру которого приурочили к 500-летию открытия Христофором Колумбом Нового Света. Также композитор создал музыкальное сопровождение к ленте «Александр».

Вангелис много сотрудничал с НАСА, которое использовало его музыку в космических миссиях. Также создал партитуру к балетам «Франкенштейн — современный Прометей», «Красавица и Чудовище» и другим танцевальным постановкам. В числе самых известных композиций музыканта — «Прелюдия» и «Альфа». Последний прижизненный студийный альбом Juno to Jupiter композитор выпустил в 2021 году, вдохновившись космическим зондом «Юнона».

Однажды в интервью пианист признался, что решение стать композитором было неосознанным:

«Мне трудно не создавать музыку. Это так же естественно, как есть и заниматься любовью».

Личная жизнь

Музыкант не любил рассказывать о личной жизни, однако известно, что Вангелис был женат дважды. Первой супругой композитора предположительно была певица Вана Верутис, которая записала вокальные партии для нескольких его песен. После развода музыкант отправился в загс с фотографом Вероникой Скавинской, которая создавала для мужа обложки альбомов. В третий раз Вангелис несколько лет жил гражданским браком, имя избранницы неизвестно. По собственному признанию композитора, детей у него не было, потому что он много путешествовал, занимался ерундой и не мог заботиться о ребенке так, как считал нужным.

Несмотря на мировое признание, музыкант не гнался за большими деньгами и звездным успехом и не извлекал выгоду из славы. Постоянное место жительства Вангелиса не было известно, потому что он ни в одной стране не задерживался надолго. По словам знакомых, композитор был замкнутым, но при этом милым и с чувством юмора. Маэстро наслаждался дружескими встречами, был очарован греческой философией и музыкой, увлекался космосом и живописью.

Смерть

Биография греческого творца оборвалась поздним вечером 17 мая 2022 года. Пианист-самоучка скончался в парижской больнице, куда его доставили накануне с коронавирусом. Причиной смерти композитора стала сердечная недостаточность. До 80-летнего юбилея Вангелис не дожил чуть меньше года.

Дискография

  • 1972 — Fais Que ton Reve Soit Long Que la Nuit
  • 1973 — Earth
  • 1975 — Heaven And Hell
  • 1976 — Albedo 0.39
  • 1977 — Spiral
  • 1978 — Beaubourg
  • 1979 — China
  • 1980 — See You Later
  • 1984 — Soil Festivities
  • 1985 — Invisible Connections
  • 1985 — Mask
  • 1988 — gftQOpvcs
  • 1990 — The City
  • 1995 — Voices
  • 1996 — Oceanic
  • 1998 — El Greco
  • 2001 — Mythodea
  • 2016 — Rosetta
  • 2019 — Nocturne: The Piano Album
  • 2021 — Juno To Jupiter

Саундтреки к фильмам

  • 1973 — «Апокалипсис животных»
  • 1975 — «Ты слышишь, как лают собаки?»
  • 1975 — «Дикий праздник»
  • 1979 — «Дикая опера»
  • 1981 — «Огненные колесницы»
  • 1982 — «Бегущий по лезвию»
  • 1983 — «Антарктическая история»
  • 1992 — «1492: Завоевание рая»
  • 2004 — «Александр»
  • 2007 — «Эль Греко»
  • 2012 — «Мусор»

Интересные факты

  1. В первой половине 2000-х в Испании состоялась выставка картин Вангелиса, позже экспозиция гастролировала по Южной Америке. Лучшие работы музыкант опубликовал в книге, которую назвал собственным именем.
  2. Композиции Вангелиса не раз исполнялись на Олимпийских играх. К примеру, его музыка закрывала соревнования в Сиднее в 2000 году и открывала церемонию в Лондоне в 2012-м, а также звучала во время презентации эмблемы Игр в Афинах 2004 года. Кроме того, греческий творец написал официальный гимн чемпионата мира по футболу – 2002 в Южной Корее и Японии.
  3. Вангелис создал партитуру для фильма Жак-Ива Кусто из серии «Подводная одиссея», однако исследователь отказался от саундтрека, заявив, что никто не будет смотреть картину, услышав такую музыку.
АВТОР: АНАСТАСИЯ СЕМУШКИНА//https://24smi.org/celebrity/211781-vangelis.html
*****************************************************
Vangelis album «Voices» (1995)🎸Один из лучших альбомов Vangelis 1995 года — «Voices»🎸 Эва́нгелос Одиссе́ас Папатанаси́у (Vangelis) album «Voices» (1995)🎸Ευάγγελος Οδυσσέας Παπαθανασίου (Vangelis) album «Voices» (1995)
https://www.youtube.com/watch?v=PDQ0B0iv-FI

4 комментария

  1. Слушаем Вангелиса здесь: https://vk.com/emusicart
    Vangelis — Nocturne: The Piano Album

  2. + https://www.youtube.com/watch?v=MTSOYo4TvfE — Kitaro , Yanni , Enya , Vangelis Best of Instrumental Music — The Greatest Hits (Playlis )
    ************************
    P.S. Без музыки долго не могу…как без воздуха. ))

  3. На этот час в ЖЕЗ — 1 010 записей, 3 386 комментариев.
    Всё, в ауте… 🙂
    Пока!

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Работает на Nirvana & WordPress.