14 июня — День рождения Александра Сокурова. Поклон!

Александр Сокуров
Советский, российский кинорежиссёр и сценарист, народный артист Российской Федерации, заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения Института истории, филологии и СМИ Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова. Член Попечительского совета эндаумента Государственного Эрмитажа, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
  • Родился: 14 июня 1951 г. (71 год), д. Подорвиха Иркутский район, Иркутская область, РСФСР, СССР
  • Цитата: Существует мифология о дьяволе, а при этом человек может опуститься гораздо ниже. Вот мы не знаем ту нижнюю границу, на которую может опуститься человек в своих поступках. Дьявол — да, для него есть некоторые ограничения, если он существует. А для человека этих границ нет, он может совершить всё что угодно.
  • Сайт: sokurov.spb.ru

*************************************************

С огромным уважением отношусь к личности Александра Николаевича Сокурова. С Днем рождения, Мастер и Гражданин! Здоровья Вам и исполнения творческих планов! Спасибо, что Вы есть! БУДЬТЕ! Аминь. Ом (Н.Ш.)

*************************************************

БИОГРАФИЯ

Александр Сокуров — мастер авторского кино, снявший более 50 документальных и художественных лент. Известность режиссеру принесли картины «Одинокий голос человека», «Фауст», «Русский ковчег». Удостоен звания «Народный артист России».
Description. Российский режиссер и общественный деятель, Александр Сокуров, известен далеко за пределами России. Его работы удостоены множества отечественных и зарубежных премий. Биография мэтра кино включает учебу в Горьковском университете, в творческой мастерской ВГИКа, работу на телевидении, в кино и театре, писательскую, публицистическую и общественную деятельность.

Фильмы режиссера Александра Сокурова — не для всех. В них нет броских спецэффектов, плоских шуток, пошлых или шаблонных сцен. Каждая из его авторских картин — штучная работа, с непредсказуемым сюжетом, сложными образами действующих героев, исполненная лирических чувств и драматизма.

Александр Сокуров известен не только как актер и режиссер, но и как медийная персона. Его деятельность многогранна: он комментирует в прессе громкие события, происходящие в стране, представляет Российское кино на кинофестивалях, ведёт лекции, презентации, участвует в открытых дискуссиях. Являясь беспартийным, участвует в политической жизни государства, в качестве правозащитника и общественного деятеля.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Деревни Подорвиха, где в 1951 году родился Александр Сокуров, уже нет. Она была затоплена через 5 лет после его рождения, при строительстве Иркутской ГЭС. Но маленький Саша не увидел, как родные места уходят по воду: его отец, военный офицер, вскоре увез семью в Польшу. Заканчивал школу будущий режиссер в Туркмении, в Красноводске, большом портовом городе.

Александр Сокуров в молодости
По словам мамы, он рос активным, подвижным ребенком с хорошим голосом. Ближе к восьмому классу голос пропал, появились проблемы со здоровьем. Начались разногласия с друзьями, одноклассниками. Сверстники будущего режиссера увлекались THE Beatles, он же слушал концерты Моцарта. Мама Александра, работавшая секретарем-машинисткой, привила сыну любовь к русской литературе и классической музыке, которую он сохранил на всю жизнь.

Закончив школу, юноша попытался поступить в МГИМО, но не прошел по состоянию здоровья. Решено было продолжить обучение на истфаке Горьковского Университета, тем более, что история интересовала Сокурова с восьмого класса. Во время учёбы Александр оказался в штате редакции Горьковской телестудии, в качестве помощника режиссера. Эта работа стала настоящим открытием, отправной точкой в его биографии.

СТАНОВЛЕНИЕ ПУТИ
На телестудии ответственного и дисциплинированного Александра заметил Юрий Беспалов, руководитель объединения «Телефильм». Вскоре Сокуров стал его ассистентом, а затем ему доверили самостоятельно снимать небольшие фильмы. Первой работой в кино стала документальная лента «Самые земные заботы» о жизни на селе. Затем появился фильм «Автомобиль набирает надёжность», в профессиональном формате, с монтажом и озвучкой.

Кадр из фильма Сокурова «Автомобиль набирает надёжность»
В 1974 году Александр Сокуров закончил университет, а в 1975 — поступил во ВГИК. Его наставником стал А. Згуриди. Его мастерская была единственной, где работа студентов жестко не регламентировалась. По утверждению самого режиссера, во ВГИК он попал случайно, из-за ошибки комиссии.

Родители скептически относились к режиссерскому будущему сына, несмотря на то, что к тому времени им было создано немало серьезных работ, среди них – «Лето Марии Войновой», «Позывные R1NN», «Последние дни ненастного лета». Учился талантливый студент отлично, за что был премирован именной стипендией С. Эйзенштейна. Но талантливые работы мастера не были приняты руководством ВГИКа, так как не соответствовали требованиям советской идеологии, а их автор закрепил за собой репутацию бунтаря.

Дошло до того, что Сокурова было решено отчислить. Из-за конфликта с руководством первая художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» могла быть уничтожена. Но режиссер вместе со своим другом, Юрием Арабовым, выкрали бобину с фильмом и показали ленту Андрею Тарковскому. Благодаря его заступничеству Александр Сокуров закончил институт, правда, экстерном, и получил распределение в Ленинград, на киностудию «Ленфильм».

БОЛЬШОЕ КИНО
Первой ленинградской картиной режиссера стала лента-реквием «Дмитрий Шостакович. Альтова соната». Затем были «Терпение. Труд» и «Скорбное бесчувствие». Творчество Сокурова на Ленфильме вызывало негативную реакцию у руководства партии и Госкино. Ни один из фильмов, снятых в это время, не дошел до зрителя. Не раз друг и наставник Андрей Тарковский предлагал Сокурову уехать и работать за рубежом, но режиссер не готов был заговорить на другом языке и расстаться с горячо любимым Эрмитажем.

Фильм «Одинокий голос человека»
Только с началом перестройки, в 80-х, снятые ранее картины вышли в прокат. Талантливые и драматичные ленты представляли русское кино на зарубежных кинофестивалях. В 1987 году в Локарно получил Бронзового Леопарда фильм «Одинокий голос человека», а двумя годами позже была удостоена высокой награды в Берлине картина «Скорбное бесчувствие».

В 80-90 годах режиссер работает в полную силу, иногда снимает 2-3 картины в год. Это художественные и документальные ленты. Режиссерскую деятельность он совмещает с общественной и преподавательской: работает в молодежных программах на радио, занимается с группой талантливых студентов. В 1998-1999 году на Петербургском телевидении выходит цикл передач о современном кино «Остров Сокурова».

Передача «Остров Сокурова»
Мировое признание таланта мастера еще раз подтвердилось в 1995 году, когда его имя внесли в список ста лучших режиссеров мира. С тех пор его фильмы во многих странах более известны, чем на родине, в России. Об этом говорят многочисленные награды: премия ФИПРЕССИ, Премия Ватикана, орден Восходящего солнца от японской императорской семьи.

Получил признание Александр Сокуров и на Родине: его фильмы неоднократно удостаивались премии Ника, сам мэтр в 1997 году получил звание заслуженного деятеля искусств, в 2004 — народного артиста России,

СЕМЬЯ И ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
О своей родной семье режиссер отзывается тепло, характеризует ее как хорошую, но обычную. После долгих лет проживания в военных гарнизонах, его родители обосновались в Ставрополье, уехав из Туркмении в момент массового исхода русских из бывших братских республик. С родными мастер видится нечасто, из-за большой загруженности. На вопрос, не автобиографичные ли сюжеты фильмов «Мать и сын», «Отец и сын», Сокуров отвечает отрицательно. «Все, что я делаю, я выдумываю», — говорит он в фильме о себе.

Александр Сокуров и Екатерина Мцитуридзе
В биографии мастера кино нет громких романов, скандалов, даты заключения брака и развода. О личной жизни Александра Сокурова ходит немало слухов. Журналисты жёлтой прессы приписывают ему отношения то с женами других режиссеров, то со светскими дамами. Сам же мэтр объясняет отсутствие жены и детей полным погружением в творчество. Внутренний мир мастера закрыт даже для друзей. Давать интервью о личной жизни он не любит, объясняя это тем, что все сказано в его фильмах.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Александр Сокуров — человек с активной гражданской позицией. Оставаясь беспартийным, он не избегает острых политических ситуаций, будь то конфликт в Чечне, на востоке Украины, парламентские выборы или акции протеста. Во время кампании в поддержку Олега Сенцова режиссер выступил с группой кинематографистов с обращением к Владимиру Путину.

В настоящее время мастер живёт в Санкт-Петербурге, где возглавляет группу Сокурова, занимающуюся защитой от разрушения культурного наследия старого Петербурга. Является автором книг «В центре океана», «Диалоги с Сокуровым». Несмотря на то, что режиссер считает себя несовременным и не имеющим авторитета среди молодежи, ему удалось собрать студентов на курсы режиссеров на Кавказе. В планах создать скандинавско-балтийскую школу.

Общественный деятель Александр Сокуров
Фильмография Александра Сокурова включает более 50 художественных и документальных лент. Среди самых известных — «Русский ковчег», «Интонации», «Александра», «Фауст», «Элегия из России». В 2015 году была снята лента «Франкофония», созданная мастерами Франции, Германии и Нидерландов, признанная лучшим европейским фильмом. Есть и театральные проекты. Попытка постановки «Бориса Годунова» в Большом театре, была снята из-за сложности партий, а спектакль, посвященный творчеству Бродского, оказался удачным. Сейчас режиссеру под 70, он полон творческих идей, принимает участие во многих российских и зарубежных кинофестивалях.

Всю жизнь гений кино предпочитает быть шокирующе непредсказуемым, сохраяет единство индивидуального стиля. Его кино узнаваемо, в нем присутствуют некоторая затянутость, недосказанность методы съемки изысканны и оригинальны. Его герои — профессиональные актеры и случайные люди, а в фильмах документальность сочетается с художественными образами.

ФИЛЬМОГРАФИЯ РЕЖИССЕРА
1974 — Самые земные заботы
1975 — Лето Марии Войновой
1975 — Позывные Р1НН
1978 — Последний день ненастного лета
1978 — 1987 — Одинокий голос человека
1978—1988 — Мария
1979 — Соната для Гитлера
1980 — Разжалованный
1981 — Альтовая соната. Дмитрий Шостакович
1983 — 1987 — Скорбное бесчувствие
1984 — Жертва вечерняя
1985 — Терпение труд
1986 — Элегия
1986 — Ампир
1988 — Дни затмения
1987 — И ничего больше
1989 — Спаси и сохрани
1990 — Круг второй
1990 — Петербургская элегия
1990 — Советская элегия
1990 — К событиям в Закавказье 1991 — Простая элегия
1991 — Пример интонации
1992 — Элегия из России
1992 — Камень
1994 — Тихие страницы
1995 — Солдатский сон
1995 — Духовные голоса
1996 — Восточная элегия
1996 — Робер. Счастливая жизнь
1997 — Смиренная жизнь
1997 — Мать и сын
1997 — Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
1998 — Петербургский дневник. Квартира Козинцева
1998 — Повинность
1998 — Узел. Беседы с Солженицыным
1999 — dolce… (нежно)
1999 — Молох
2001 — Телец
999 — dolce… (нежно)
2001 — Элегия дороги
2002 — Русский ковчег
2003 — Отец и сын
2004 — Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
2005 — Солнце
2006 — Элегия жизни: Ростропович, Вишневская
2007 — Александра
2009 — Интонации
2009 — Читаем блокадную книгу
2011 — Фауст
2011 — Нам нужно счастье
2015 — Франкофония
2018 — Молния бьёт по высокому дереву
Ссылки
Страница в Википедии

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-sokurov

**************************************************

Видео Все

Александр Сокуров. Искушение // Режиссер Кирилл Серебренников

Познер 22.12.2008 — Александр Сокуров

Александр Сокуров о самоубийстве, жизни «на полке» и цензуре
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-sokurov

****************************************************************************************************

Александр Сокуров и Владимир Путин, 09 декабря 2021 года. Полное видео

ПОКЛОН!

****************************************************************************************************

Человек дня: Александр Сокуров

Александр Сокуров

Александр Сокуров

Наташа Четверикова (с)

14 июня 1951 года родился кинорежиссёр Александр Сокуров

 

Личное дело

Александр Николаевич Сокуров (71 год) родился в деревне Подорвиха Иркутской области в семье военнослужащего. Через пять лет после его рождения деревня была затоплена при пуске Иркутской ГЭС. Отца часто переводили на новые места службы и семья вынуждена была переезжать вместе с ним. В связи с этим Александр часто менял школы: в первый класс пошел  в Польской Народной Республике, а закончил учебу уже в Туркмении.

В 1968 году Сокуров поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в 19 лет выпустил свои первые программы: несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом, получив профессию историка.

Уже на следующий год он поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК) в мастерскую режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди. Во время учебы Сокуров поззнакомился со сценаристом Юрием Арабовым, который стал его главным союзником и соратником в творчестве.

Несмотря на отличную учебу, у Сокурова нарастал конфликт с администрацией института и руководителями Госкино. Его обвиняли в формализме и в антисоветских настроениях. В итоге он был вынужден на год раньше закончить обучение, сдав в  1979 году экзамены экстерном.

По рекомендации Андрея Тарковского,  высоко оценившего дипломный  фильм молодого режиссёра, Сокуров в 1980 году был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов.

Уже первые картины, снятые Сокуровым  в Ленинграде – «Разжалованный» (1980), «Скорбное бесчувствие» (1983 — 1987), Ампир (1986)  вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. В этот период режиссер неоднократно заявлял, что ему «предназначено место в лагере под Сыктывкаром». Вплоть до конца 1980-х годов ни один из его фильмов не был допущен к прокату.

Только с началом перестройки снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях. В 1980—1990 годы режиссёр интенсивно работал, зачастую снимая по несколько картин в год. Одновременно он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм».

В 1998—1999 годах вёл на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждалась роль кинематографа в современной культуре.

В 2010 году была открыта мастерская Сокурова на кафедре кино и телевидения Кабардино-Балкарского государственного университет имени Х. М. Бербекова в Нальчике.

10 сентября 2011 года на  68-м Венецианском кинофестивале Александр Сокуров получил главный приз — «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст», завершающую цикл, названный им «тетралогией о власти»: «Молох» — «Телец» — «Солнце» — «Фауст».  На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный орден Восходящего солнца с золотыми лучами. .

В 2015 году на экраны вышла очередная картина режиссера – «Франкофония» (производство Франции, Германии и Голландии), в которой он был и автором сценария и режиссером.

В планах у Александра Сокурова закончить трилогию, начатую фильмами «Мать и сын» и «Отец и сын», — проект называется «Два брата и сестра». Также у режиссера есть задумки сделать одну историческую картину и картину, связанную с древней Русью XII–XIII веков.

 

Чем знаменит

На съемочной площадке. Фото: Proline-film

Один из самых известных в мире российских кинорежисеров, Александр Сокуров становился участником и лауреатом многих международных фестивалей. В разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной Премии России (1997) и лауреатом Премии Ватикана — «Премия Третье тысячелетие» (1998).

Сокуров 43 раза номинировался на призы самых престижных киноконкурсов, из которых 26 раз одерживал победу.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова было включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.

 

О чем надо знать

Александр Сокуров активно занимается градозащитной деятельностью. Он несколько лет возглавляет общественную группу активистов-градозащитников — так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему сохранения старого Петербурга.

В мае 2011 года Сокуров вошел в состав Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга.

Но уже в 2013 году режиссер, уставший от поражений в борьбе с городскими властями, заявил о намерении прекратить общественную и градозащитную деятельность. «Думаю, что я буду уходить из этой деятельности совсем, потому что я не тот человек, который может оказать на этот процесс какое-то качественное влияние. Я ничего не могу уже изменить, я практически семь лет этим занимаюсь и не вижу никакого результата», — объяснил свое решение Сокуров. Также режиссер назвал своим личным поражением ситуацию, которая сложилась на киностудии «Ленфильм».

«Я потерпел поражение в противодействии гибели «Ленфильма». И это одна из самых серьезных проблем, которая некоторое время еще для меня будет существовать. Хотя я на «Ленфильме» давно уже не снимаю», — заявил Сокуров.

Однако в июне 2016 года стало известно, что Александр Сокуров вошел в состав инициативной группы по подготовке общегородского референдума на тему допустимости появления в Петербурге моста имени Ахмата Кадырова и направил письмо губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко с призывом не допустить этого.

 

Прямая речь

О государстве : «Государство — структура не развивающаяся, не рассчитанная на совершенствование жизни: только на сохранение себя. Это касается всех современных форм государства».

О кинематографе: «Кино стремительно стареет постоянно ускоряющимися темпами. Фильм стареет тем быстрее, чем он художественнее. Не стареет только документальный или тот, который на грани с документальным. А игровое дряхлеет катастрофическими темпами. Проходит пять-шесть лет, и фильм уже не нужен».

О своем фильме «Фауст» : «Перспектив проката здесь не вижу. Время в кинотеатрах расписано, и оно — не за русскими картинами. Ну, может, один-два зала в Москве дадут несколько сеансов…».

О прокате своих картин: «По части проката могу сказать одно: никто никогда не терпел убытков с моими картинами — и с их показом за рубежом проблем никогда не было. Это у нас к зрителю не пробиться».

Арсений Тарковский о первом фильме Сокурова: «Посмотри картину, которая называется „Одинокий голос человека“… Играют у него в этом фильме не актёры и даже не любители, а просто люди с улицы. При этом там есть какой-то странный стиль, срез — какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто, не скрывая, завидую, потому что мне так никогда не снять… Я могу сказать, что в каких-то других сценах я мог бы подняться и выше, но такого я никогда не делал… Там есть кусок черно-белый, снятый рапидом и… немой. Это даже не один кадр. Там четыре гениальных кадра. …ты знаешь, что только за одну эту картину… Ты помнишь Виго?.. Он сделал две картины, и он уже гений, он остался в веках… Уровень! Ты помнишь „Ноль за поведение“? У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные… Но… гений! Рука гения…».

Публицист Ян Смирницкий о Сокурове: «Он не является председателем Союза кинематографистов. Он не ездит по разделительной с мигалкой (или без). Его имя в лучшем случае ассоциировалось с Тарковским, а не с освоением бюджетов, приращением площадей и проч. Он — вне этой игры. И умудрился дожить до 60 с чистыми руками, не взяв на свою карму все основные грехи наших киношников, главный из которых — предательство себя в профессии. Так что он во всем белая ворона. Другого пути остаться человеком сегодня нет».

 

5 фактов об Александре Сокурове

  • Во время учебы во ВГИКе Сокуров был отличником и получал именную стипендию С. Эйзенштейна.
  • В качестве дипломной работы Сокуров снял художественный фильм «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова, но руководство института картину не приняло. Отснятый материал подлежал уничтожению.  Сокуров и Арабов взломали архив и выкрали позитивную копию и исходные материалы картины, подменив их на другие. В дальнейшем фильм получил несколько престижных фестивальных наград.
  • В тяжёлые времена, когда фильмы Сокурова не выпускали на экраны, Андрей Тарковский дважды организовывал ему выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали опасения за судьбу родных и сокровища Эрмитажа: «Тогда меня сдерживала мысль о близких — что будет с родителями, сестрой, это ж был не совсем легальный способ отъезда из СССР. А потом я обрел Эрмитаж, мог два-три раза в неделю приходить туда, просто сидеть. И на Россию стал смотреть по-другому».
  • Замысел фильма Сокурова «Русский ковчег» (2002) был сформулирован еще в 1980 году и режиссер двадцать лет ждал, пока  появится техническая возможность для его осуществления. Картина, снятая за 1 час 27 минут 12 секунд «одним кадром» за один дубль (то есть без остановки камеры и монтажных склеек), стала единственным российским фильмом, который значится в списке лучших фильмов в истории. Этот список составляется раз в 10 лет на основании опроса более 800 самых известных кинокритиков мира.
  • Помимо художественных, Алесандр Сокуров снял более 30 документальных фильмов.

 

Материалы об Александре Сокурове

Маленький человек с японской фамилией. К 60-летию Александра Сокурова.

Александр Сокуров: «У меня есть чувство, что я чужой»

10 легендарных фильмов Александра Сокурова

Статья об Александре Сокурове в Википедии

 

 

3 комментария

  1. Сегодня также родился Николай Григорьевич Рубинштейн (14 июня 1835, Москва – 23 марта 1881, Париж) – основатель Московской Консерватории, пианист, дирижер, выдающийся педагог.
    Николай Григорьевич родился в небогатой купеческой семье, заниматься музыкой начал в 4 года под руководством матери. Вместе с братом, Антоном Рубинштейном, с 7 лет выступал с фортепьянными концертами в России и за рубежом.//https://um.mos.ru/personalities/rubinshteyn/
    https://biographe.ru/uchenie/nikolaj-rubinshtejn/
    Поклон!

  2. https://www.youtube.com/watch?v=zs4lVE0rRfc — Реально все, что мы считали выдумкой (Эра Водолея), 13.06.22

  3. … Прикосновение к теургии…https://proza.ru/2016/08/15/975

    Пока! 🙂

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *