Памяти Винсента Ван Гога: жизнь и творчество. Поклон!

Автопортрет
Винсент Ван Гог
Нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. При жизни был практически обойдён вниманием критиков.
  • Родился
    30 марта 1853 г., Зюндерт, Нидерланды
  • Умер
    29 июля 1890 г. (37 лет), Овер-сюр-Уаз, Франция
  • В браке с
  • Родители
    Теодорус Ван Гог, Анна Корнелия Карбентус
  • Цитата
    Живопись всё равно, что слишком дорогая любовница: с ней ничего не сделаешь без денег, а денег вечно не хватает.//Википедия
    *********************************************

    Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды – 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) – нидерландский художник-постимпрессионист, не получивший почти никакого специального образования, но за недолгие 10 лет своей творческой карьеры написавший огромное количество полотен, многие из которых стали признанными мировыми шедеврами живописи. Картины Ван Гога начали набирать популярность только после смерти художника, и сейчас входят в список самых дорогих полотен мира и выставляются на обозрение широкой публики на самых престижных выставках.

    Особенности творчества художника Винсента Ван Гога: ранние работы относят к такому направлению живописи, как реализм. Они написаны в довольно мрачной цветовой гамме. Для цикла под названием «Головы крестьян» и первой своей значимой картины «Едоки картофеля» Ван Гог использует в основном землистые оттенки. Палитра художника меняется после переезда в Париж в 1886 году, его полотна насыщаются чистыми, яркими цветами. Собственный неповторимый стиль в творчестве Винсента Ван Гога выработался под влиянием одновременно такого направления живописи, как импрессионизм, и японских гравюр. В последние годы на картинах он чаще всего отдает предпочтение желтому и синему цветам.

    Самые известные картины Винсента Ван Гога: «Звездная ночь»«Подсолнухи»«Портрет доктора Гаше»«Ирисы»«Портрет почтальона Жозефа Рулена»«Ночное кафе в Арле»«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой»«Спальня в Арле».

    Мог ли архетипический «бедный художник» Винсент Ван Гог догадываться, что спустя столетие после его смерти его имя для многих станет синонимом слова «живопись»? Что его подсолнухи, причудливые завихрения ночного неба и тонконогие столики маленького французского кафе одними из первых будут всплывать в памяти при слове «картина», и их стоимость будет равна миллионам? Мог ли он хотя бы подозревать, что города, где он жил и работал, превратятся в места паломничества ценителей изобразительного искусства, а то самое ничем не примечательное кафе в Арле станет туристической Меккой?

    Скажи кто-нибудь об этом Винсенту при его жизни, он бы, скорее всего, покрутил пальцем у виска, в ужасе схватился за голову и, возможно, даже отказался бы от творчества в пользу занятия, которое наверняка не сделает его знаменитым. Ван Гог утверждал, что люди равнодушны к живописи, и считал, что художникам нужно писать в первую очередь для того, чтобы быть ближе к народу, чтобы нести искусство в каждый дом.

    Практически все, что мы знаем о жизни Ван Гога, стало известно из его обширной многолетней переписки с братом Тео. В одном из этих писем можно встретить такое утверждение: «Единственное счастье, ощутимое материальное счастье – быть всегда молодым». Винсент Ван Гог, выстреливший себе в грудь в возрасте 37 лет, лишил себя возможности состариться и проверить, насколько соответствует истине эта его мысль.

    Жизнь взаймы
    В 1851 году молодой священник Теодор Ван Гог, назначенный служить в небольшой голландский городок Гроот Зюндерт, женился на Анне Корнелии Карбентус. Их первенец появился на свет – как по учебнику – спустя почти ровно девять месяцев. Мальчика счастливые родители решили назвать Винсентом – в честь деда, тоже священника, и в честь дяди, живущего в Гааге. Но радость была недолгой, малыш прожил всего шесть недель. Анна Корнелия была безутешна, справиться с потерей ребенка ей помогла только вторая беременность. И в том, что второй мальчик родился год спустя после первого – день в день, 30 марта 1853 года – и молодая мать, и ее религиозный супруг, вероятнее всего, усмотрели некий знак свыше. Ребенка окрестили… Винсентом. Винсентом Виллемом Ван Гогом. Сделав его лекарством от скорби, «пластырем», прикрывающим безобразный шрам от утраты.

    В психологии для обозначения подобных ситуаций используется термин «замещенная фигура». Вот только не могли раздавленные горем родители знать, как часто это губительно сказывается на психике человека, вынужденного всю жизнь быть заменой кого-то другого. Не потому ли Винсент так спешил жить, постоянно разрываясь между противоречивыми чувствами? Не потому ли он так тяжело сходился с людьми и не мог обзавестись друзьями? Не потому ли нигде не чувствовал себя дома? Не потому ли страдал от изматывающего душевного недуга? Не потому ли Ван Гог никак не мог найти своего места в жизни, что проживал не свою судьбу?

    Большую часть сознательной жизни Винсент конфликтовал с родителями, особенно с отцом, потому что у него никак не получалось стать тем сыном, каким его хотели видеть. Он мог быть грубым, импульсивным, своенравным, не стеснялся высказывать собственное мнение и очень любил поспорить. Именно несдержанность стала причиной разрыва многих отношений в его жизни. Но при этом Ван Гог отчаянно нуждался в элементарном человеческом тепле и близости, изо всех сил цепляясь за каждого человека, к которому испытывал привязанность. В его жизни было довольно много друзей и приятелей (и со всеми Винсент рано или поздно разругивался в пух и прах), и целая череда женщин (большинство из которых не отвечали ему взаимностью). Только один человек был для Ван Гога константой – младший брат Тео, всегда остававшийся для художника поддержкой, опорой, идеальным собеседником и лучшим другом. По всей видимости, именно серьезная размолвка с братом окончательно подорвала психическое здоровье Винсента и толкнула его на самоубийство.

    От любви до ненависти

    Религия, если можно так выразиться, была у Винсента в генах. По большому счету, как старший ребенок в семье он должен был пойти по стопам отца и деда. Но вместо этого после окончания школы Ван Гога по протекции дяди устроили работать в художественную компанию «Гупиль и Ко». К Богу он обратится лишь несколько лет спустя. Как это часто бывает с молодыми людьми, причиной тому послужила неразделенная любовь.

    В 1873 году Винсент получил повышение и был переведен в лондонский филиал компании. Год, прожитый в британской столице, стал едва ли не самым счастливым временем в его жизни. Ван Гог с удовольствием окунулся в культурную жизнь Лондона, он хорошо зарабатывал и мог позволить себе снимать приличное жилье в доме Урсулы Лойер. Но самое главное – он был влюблен. Его избранницей стала дочь миссис Лойер Евгения. Целый год Винсент был окрылен любовью, не решаясь признаться девушке в своих чувствах. Но потом, встретив отказ, он впал в отчаяние. Тогда-то ему на помощь пришла Библия.

    Ван Гог погрузился в религию со всей свойственной ему страстью, порой доходившей до одержимости. В итоге он лишился работы у Гупиля и полностью посвятил себя спасению душ. Миссионерская деятельность, с которой Винсент в 1879 году приехал в бельгийский шахтерский поселок Боринаж, однако, не увенчалась успехом. Молодой проповедник принял слишком близко к сердцу тяготы жизни шахтеров, стал отдавать им одежду и еду, подрывая собственное здоровье, и перестал мыться, чтобы походить на черных от угольной пыли жителей поселка. В конце концов, Винсента Ван Гога отстранили от работы в Боринаже, посчитав, что он подает плохой пример своей пастве.

    Ван Гог очень страдал из-за своего провала в качестве миссионера, однако именно в этот период он начал много рисовать. И чем больше он увлекался живописью, тем слабее становился в нем религиозный пыл. Постепенно в этом отношении плюс сменился на минус. Спустя годы Винсент стал презирать религию и священнослужителей. А своего отца он и вовсе считал лицемером после того, как пастор Теодор не одобрил связь сына с гаагской проституткой Син (Винсент собирался жениться на ней, чтобы спасти от нищеты и порочной профессии, и считал, что священник должен как никто другой поддержать такое решение).

    Основные мотивы в картинах и творчестве Винсента Ван Гога

    В картинах Винсента Ван Гога есть несколько повторяющихся мотивов, которые он использует довольно часто. Пусть и не так часто, как, например, сеятелей и жнецов в поле (а их художник написал несметное количество), но именно эти объекты заслуживают особого внимания.

    Стулья. Любимым английским писателем Винсента Ван Гога был Чарльз Диккенс, который ушел из жизни незадолго до переезда художника в Лондон. Однажды Винсенту попалась на глаза гравюра Люка Филдеса, которую он создал вскоре после смерти великого писателя. На ней было изображено сиротливо опустевшее рабочее место Диккенса – стол и отодвинутое от него кресло. Ван Гог купил эту гравюру и очень дорожил ею. Его поразило то, как с помощью такой простой вещи, как стул, можно показать тоску по ушедшему безвозвратно человеку. Позже, в Арле, Винсент снова и снова рисует свою комнату с пустыми стульями, на которых было не суждено сидеть никому, кроме него самого. В декабре 1888 года, незадолго до трагической рождественской ночи он рисует пустое кресло Гогена (который к тому моменту уже твердо решил уехать) и свой собственный стул с одиноко лежащей на нем курительной трубкой. Интересно то, что обе эти знаменитые картины написаны Ван Гогом в той же цветовой гамме, в которой он изображал соответственно Гогена и себя.

    Башмаки. На протяжении своей жизни Винсент много ходил пешком. Живя в Лондоне, он каждый день совершал 45-минутную прогулку до работы и обратно. Позже, в период своей религиозной горячки, Ван Гог три дня шел пешком в Айлворт, куда он нанялся школьным учителем, воображая себя неким паломником, идущим на богомолье. Спустя три года, после оглушительного провала в качестве миссионера, он совершает еще более длительное (и, по сути, совершенно бессмысленное) пешее путешествие – из Боринажа в Брюссель. Конечно, по большей части, Винсент делает это в целях экономии, но создается впечатление, что так он словно наказывал себя за неудачи. Свою первую картину со старыми, стоптанными и потертыми башмаками Ван Гог пишет уже в Париже, купив пару на блошином рынке. Позже из этого полотна родилась целая серия, ставшая символом непростого жизненного пути художника (1234).

    Мертвое живое. Винсент был очень увлекающейся натурой. С религиозной страсти он резко переключился на страсть художественную. И в своей одержимости Ван Гог порой забывал о пределах разумного, уподобляясь ребенку, ради интереса отрывающему крылья жукам. Во время жизни в Нуэнене он полюбил рисовать птичьи гнезда, которые часто снимал с веток прямо вместе с яйцами. Спустя несколько лет в Сен-Реми Винсент поймал в больничном саду большую красивую бабочку Павлиний глаз. Художник умертвил ее, чтобы получше рассмотреть и запечатлеть рисунок на крыльях. Ван Гог ошибочно счел ее Бражником, и именно под этим названием знаменитая картина часто встречается до сих пор.

    Безумие Ван Гога

    Если продолжить тему жестокости, то можно с уверенностью сказать, что никто не пострадал от действий Винсента больше, чем он сам. Всю жизнь он изводил и фактически уничтожал себя самыми разными способами. Венерические болезни, страсть к абсенту, бессонные ночи… Ван Гог уже в возрасте тридцати лет был в ужасающем физическом состоянии. Он рано стал импотентом и лишился большей части зубов из-за плохого питания, постоянного курения и употребления алкоголя (поэтому ни на одном из автопортретов художник не улыбается – он попросту стеснялся своего щербатого рта).

    Постепенно приходило в упадок и его психическое здоровье. Вероятнее всего, Винсент окончательно загнал себя в бездну безумия еще в те дни, когда ждал в «Желтом доме» приезда Поля Гогена. Он тогда безостановочно писал подсолнухи, литрами вливая в себя крепкий кофе. По словам художника, только находясь в таком крайне возбужденном состоянии, он мог достичь в своем творчестве нужной «высокой ноты желтого». Перелом наступил на Рождество, когда Ван Гог отрезал себе часть уха. С этого момента безумие с каждым днем укоренялось в нем все прочнее, несмотря на лечение и кажущиеся улучшения.

    До сих пор точно неизвестно, каким именно недугом страдал Винсент. Существует около тридцати разных версий, включающих биполярное расстройство (более известное как маниакально-депрессивный психоз), эпилепсию, шизофрению, хроническую депрессию и порфирию. Как бы то ни было, закончилось все выстрелом, а последней картиной Ван Гога предположительно стало полотно «Пшеничное поле с воронами». Винсент прожил еще полтора дня. Он сидел на постели с пулей в груди и безостановочно курил. Тео уверял брата, что его спасут. «Бесполезно, — ответил художник. – Тоска все равно не пройдет никогда».

    Автор: Евгения Сидельникова

     

    Источник: https://artchive.ru/vincentvangogh/biography
    ******************************************************************************************

    Винсент Ван Гог: «Я — человек страстей, способный и склонный творить глупости, за которые мне бывает стыдно»

    28.11.2019
    Автор — Карина Казанцева

    Нидерландский художник Винсент Ван Гог известен по всему миру. Но что мы на самом деле знаем о нём? Почему всю жизнь он едва сводил концы с концами? Из-за чего провалились попытки получить художественное образование? И что стало причиной его самоубийства?

    Автопортрет, 1887, Art Institute of Chicago
    Автопортрет Ван Гога, 1887, Art Institute of Chicago

    Ранние годы: моя юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной» (1853-1868)

    Винсент Ван Гог родился в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов 30 марта 1853 года. Для малыша родители выбрали имя Винсент, что в переводе с латыни означает «победоносный». Ровно за год до этого в семье произошла трагедия: на свет появился первенец, который почти сразу же умер, — в честь него пара и назвала второго ребёнка. Когда Винсент подрос, он часто ходил к могиле своего умершего брата и любил сидеть там, размышляя о чём-то.

    Отец Теодор Ван Гог происходил из когда-то знатного рода и был «‎‎священником по наследству» — большинство мужчин в его семье отдали себя религии. Он обладал мягкими чертами лица, всегда был вежлив и готов помочь прихожанам, которые с теплом относились к пастору и называли его ‎‎славным. Мать Анна Корнелия Карбентус, дочь придворного мастера-переплётчика, отличалась взрывным характером: в одну секунду излучала нежность и ласку, а через минуту её охватывала вспышка гнева. Женщина любила фантазировать и заниматься сочинительством — время от времени писала длинные письма, где рассуждала о жизни и откровенничала, а также покрывала тетрадные листы незамысловатыми фигурками животных и растений.

    Отец Теодорус Ван Гог
    Мать Анна Корнелия Карбентус Ван Гог
    Брат Тео Ван Гог

    Со временем дом священника наполнился детским смехом и щебетанием: в семье появились ещё пятеро малышей. Будучи взрослым, Винсент поддерживал связь лишь с сестрой Вил и братом Теодором. Тео стал настоящим другом для художника и сопровождал его в течение всей жизни — на протяжении многих лет братья вели переписку, из которой сохранились более 600 писем.

    Своей противоречивостью Винсент в чём-то повторял характер матери: в один день был молчаливым и задумчивым, но в другой — самым громким среди детей; любил блуждать по окрестностям в одиночестве — но часто организовывал шумные игры с братьями и сёстрами; мог нагрубить и высказать колкости дома — но односельчане помнили его тихим и послушным ребёнком. Такой же двойственной была и его тяга к искусству: иногда Винсент приносил матери свои рисунки и фигурки из глины, но буквально через мгновенье мог с яростью разорвать или разломать их.

    Уже будучи взрослым, он писал про себя: «Я — человек страстей, способный и склонный творить глупости, за которые мне бывает стыдно. Я часто говорю или делаю что-то слишком быстро, когда лучше было бы выждать. Мне кажется, многие творят подобное тоже. А раз так, то что поделать? Нужно ли считать себя опасным и ни на что негодным? Я так не думаю».

    Винсент Ван Гог
    Рисунок Ван Гога в возрасте 9 лет

    Когда Винсенту шёл двенадцатый год, отец отправил его в школу-пансион Зевенберга, небольшого города в двадцати километрах от дома. Мальчик чувствовал себя одиноким и покинутым и упрашивал родителей забрать его обратно. Вместо этого через пару лет отец перевёл его в среднюю школу города Тилбурга. Там Винсент понемногу занимался живописью, но всё равно не чувствовал счастья и через два года в возрасте пятнадцати лет без объяснения причин вернулся домой. Позже в письме к Тео он говорил, что его юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной».

    Успехи в коммерции: «Чего мне ещё желать?» (1869-1875)

    Семья переживала за будущее старшего сына: кем он станет и как будет зарабатывать на жизнь? Трое ближайших родственников Винсента, братья отца, занимались продажей картин — наиболее удачно дела шли у дяди Сента, который предложил племяннику пойти по его стопам в коммерции. И вот, в июле 1869 года шестнадцатилетний юноша начал работу в качестве торговца картинами в гаагском филиале крупной компании Goupil & Cie.

    Винсент с рвением выполнял порученные ему дела. Ему нравилось вращаться в близких к искусству кругах, постепенно он всё лучше и лучше разбирался в живописи и модных течениях. Тео тоже получил должность в Goupil & Cie в Брюсселе, чему Винсент был несказанно рад — общая сфера деятельности ещё больше сблизила братьев.

    Начальство отметило успехи Винсента и приняло решение о его повышении с соответствующим переводом в Лондонский филиал фирмы. В 1873 году молодой человек переехал в Англию. Для него этот год стал одним из самых счастливых в жизни: достаточно денег, хорошая работа, много свободного времени, частые походы в музеи и галереи, свой небольшой сад. Ван Гог писал: «‎‎У меня чудесный дом, и мне доставляет огромное удовольствие наблюдать за жизнью Лондона и привычками самих англичан. Также в распоряжении природа, живопись и поэзия — чего же ещё желать?»

    В это время Винсент впервые влюбился — но увы! Девушка была помолвлена с другим и отвергла Винсента. Он тяжело переживал любовную неудачу и находился в подавленном состоянии. В его письмах всё чаще появлялись рассуждения о Боге и религии в целом.

    Преподавание, книжное дело, религия: «Это правда, что моё будущее покрыто мраком» (1876-1879)

    В мае 1875 года Ван Гог уехал в Париж по делам компании. Отношения с начальством портились — то ли дело в эмоциональных переживаниях, то ли в чрезмерной религиозности, то ли в критике руководства — 1 апреля 1876 года Винсент ушёл в отставку, навсегда оставив коммерцию, которой он посвятил почти шесть лет.

    Начались тяжёлые времена. Молодой человек метался, занимаясь то одним, то другим: преподаватель немецкого и французского в пансионате для мальчиков, торговец книгами в небольшом магазинчике, помощник священника. Его религиозность всё возрастала: он переводил Библию и много времени отдавал церковным службам. В 1877 году Винсент решил быть пастором и поступить в Богословскую академию, ради чего поехал в Амстердам к своему дядюшке, известному теологу, но вернулся ни с чем из-за проваленного вступительного экзамена. Вскоре он стал миссионером в бельгийской деревне, но почти сразу же церковные власти попросили его уехать.

    Есть версия, что его отстранили за «‎‎подрыв достоинства священства», потому что Ван Гог, поражённый бедностью жителей, уступил свой дом нуждающимся, а сам ночевал на соломе в ветхой лачуге. Винсенту ничего не оставалось, как вновь возвратиться домой, где его встретили разочарованные родители. Он тяготился своими скитаниями и находился в депрессии. Из письма брату: «И вот, уже почти пять лет я без какой-то постоянной работы брожу туда-сюда. Это правда, что я потерял доверие многих. Это правда, что моё финансовое положение плачевно. Это правда, что моё будущее покрыто мраком».

    В этот момент Тео, у которого коммерческие дела шли в гору, поддержал Винсента и предложил ему всерьёз заняться живописью — в конце концов брат всегда интересовался искусством, а его рисунки вроде бы были неплохи. Кажется, это стало спасением.

    Первые шаги в живописи: «‎Рука в огне»‎ (1880-1883)

    В октябре 1880 года двадцатисемилетний Ван Гог переехал в Брюссель: он находился в приподнятом настроении и строил планы на будущее. Мужчина хотел подтянуть свои навыки в рисовании, возможно, даже поучиться у какого-то известного художника, а потом начать зарабатывать на жизнь самостоятельно (он всё ещё находился на обеспечении родителей и брата). По рекомендации Тео он начинает брать уроки у голландского художника Энтона Раппада, а тот в свою очередь уговорил Винсента, всегда несколько презрительно смотревшего на классическое образование, прослушать трёхмесячный курс в Королевской академии изящных искусств. Позже Раппад стал другом и наставником художника — переписка длилась больше четырёх лет.

    По произведениям Ван Гога того времени заметно, что его навыки улучшились: рисунки стали сложнее и детальнее. Выработался серьёзный подход: если раньше он относился к творчеству как к приятному баловству, то сейчас осознавал всю сложность этой деятельности. Винсент упражнялся в создании натюрмортов, которые пишут все студенты классических художественных заведений.

    Ван Гог, Портрет мужчины, 1888
    Портрет мужчины, 1888
    Натюрморт с кружкой пива и фруктов, 1881

    Мальчик, подстригающий траву с помощью серпа, 1881, 47x61 смПогостив какое-то время у родителей, Ван Гог уехал в Эттен в 1881 году. Там он усиленно трудился, часто делая зарисовки с соседей или знакомых. Винсент познакомился с известным аквалеристом Антуаном Мауве и очаровался им. Мауве, в свою очередь, указал на пробелы в технике Ван Гога и преподавал ему.

    В это же время с визитом приехала недавно овдовевшая Корнелия, дальняя родственница Ван Гога. Ки — так её называли в семье — и Винсент проводили вместе много времени, общались и гуляли. Мужчина влюбился: он был окрылён чувствами, много писал и представлял, что женится на девушке.

    Кее Вос-Стрикер и ее сын Ян
    Кее Вос-Стрикер и ее сын Ян

    Но увы — Ки отвергла Ван Гога словами «Нет, нет, никогда». Художник не отступил: он преследовал возлюбленную, отправлял письма и всячески пытался переубедить её. Ки ничего не оставалось делать, как уехать обратно к семье в Амстердам. Но и это не помогло: Ван Гог поехал за ней! Там его встретили родители Ки и недвусмысленно дали понять, что ни о какой свадьбе и речи быть не может. Тогда Винсент поднёс руку к пламени свечи и сказал:

    Дайте мне поговорить с ней столько времени, сколько я смогу продержать руку в огне!

    Женщина в профиль, 1883, Ван Гог
    Женщина в профиль, 1883

    Отец Ки задул свечу и выгнал незадачливого жениха на улицу.

    В самом начале 1882 года разбитый горем Ван Гог переехал в Гаагу. Там Мауве одолжил ему денег на создание студии и познакомил с маслом. Через какое-то время учитель и ученик рассорились. Предположительно, Мауве узнал о том, что Ван Гог из сострадания взял к себе в дом беременную проститутку Сиену и её пятилетнюю дочку. Сиена жила с Ван Гогом на протяжении нескольких лет и запечатлена на многих рисунках. Отношения были тяжёлыми: давление со стороны родителей, прошлое женщины, не родные художнику дети. Ко всему прочему, Ван Гог никак не мог начать зарабатывать своими рисунками. Семья едва сводила концы с концами. В конце 1883 года Винсент оставил Сиену и детей.

    Из Нидерландов во Францию: «‎От тьмы к свету»‎ (1884-1887)

    Закончив отношения с Сиеной, художник вновь сменил место жительства: сначала Нидерланды, затем Бельгия. Он продолжил развивать навыки, рисуя своё окружение. В картинах этого времени преобладают тёмные тона, передающие его внутреннее состояние. При помощи Тео в 1885 году работа «Пожиратели картофеля» и серия «Исследования характера крестьян» были выставлены на продажу. Здоровье Винсета оставляло желать лучшего: из-за нехватки средств он плохо питался, много курил и пил.

    Едоки картофеля. 1885
    Едоки картофеля. 1885
    Крестьянин и крестьянка сажающие картофель 1885 апрель 33х41см холст/масло
    Крестьянин и крестьянка сажающие картофель, 1885

    В это время Ван Гог посещал занятия в Академии художеств в Антверпене. Между ним и преподавателями вспыхивали конфликты, потому что своенравный студент не хотел следовать канонам. Среди однокурсников он тоже вызывал удивление. Вот что вспоминал бельгийский художник Рихард Баселер: «Угловатая лепка лица, острый нос, из жёсткой, неровно подстриженной бороды торчит трубка-носогрейка». Последней каплей стал урок, когда вместо Венеры Милосской бунтарь изобразил пышную крестьянку, сказав, что статуя не имеет ничего общего с настоящей женщиной.

    Винсент твёрдо решил переехать в Париж к брату, считая, что только там можно научиться правильному искусству в противовес занудному механическому перерисовыванию в Академии. Наперекор возражениям Тео, который считал, что старшему брату лучше вернуться к родителям, Винсент приехал в Париж. Вдохновлённый свободной атмосферой города Винсент начинает писать картины в ярких цветах. В них также прослеживаются намёки на японский стиль, которым он увлёкся ещё во время своего обучения в Академии. Сравнивая светлые и красочные произведения того времени с предшествующими тёмными работами, сложно поверить, что они принадлежат руке одного мастера.

    В Париже художник столкнулся с модным в то время импрессионизмом и влился в художественные круги. Огромное значение имела встреча с Полем Синьяком, который работал в технике пуантелизма, нанося краску на полотно точками. Возможно, свою технику явных и грубых мазков Ван Гог придумал под его влиянием. Позже началась ещё одна важная история дружбы: Винсент познакомился с Полем Гогеном.

    Прованс, творческая коммуна и психическое расстройство: «‎Человек без уха» (1888-1889)

    В 1888 году Ван Гог, страдающий от злоупотребления абсентом и сигаретами, переехал в прованский городок Арль. В его голове крутилась идея: творческое сообщество! Что может быть прекраснее коммуны художников? Они будут вдохновлять друг друга и вместе создавать величайшие произведения! Винсент даже начал обставлять небольшой жёлтый дом, который должен был стать центром творческой ячейки. Для этого он написал такие картины, как «Ваза с двенадцатью подсолнухами», «Кафе на террасе ночью», «Звездная ночь над Роной», «Ночное кафе».

    В это время художник освободился от влияния импрессионистов-парижан и начал вырабатывать самобытный стиль: яркость, экспрессивность, насыщенность. Он работал не покладая рук и чувствовал творческий подъём, проводя за мольбертом сутки напролёт. Именно этот период стал самым плодотворным в его творчестве: Винсент написал больше 200 картин за два года.

    Винсент признавался своему другу Полю Гогену: «Даже во время работы я не перестаю думать про создание студии, где мы с тобой могли бы быть постоянными обитателями и которая была бы приютом и убежищем для наших приятелей в моменты, когда они оказываются в творческом тупике». Гоген, который тоже разочаровался в атмосфере Парижа, поддался на уговоры и приехал в Арль осенью 1888 года.

    Жёлтый дом, 1888
    Жёлтый дом, 1888

    Поначалу ничто не предвещало беды — друзья вместе рисовали, строили планы и много гуляли. Тем не менее скоро начались ссоры: Ван Гог с обожанием относился к приятелю и хотел такого же обращения к себе, но Поль Гоген, будучи от природы высокомерным и заносчивым, считал себя главным и не хотел сотрудничать на равных. Кажется, Винсент чувствовал ещё не озвученное желание друга уехать.

    Точные детали проишествия неизвестны, но после нескольких дней, когда художники были заперты в доме из-за ливней, Ван Гог бросился с бритвой на Гогена. После ссоры Винсент вернулся к себе, где у него, вероятно, случился приступ, во время которого он отрезал себе то ли мочку, то ли всю ушную раковину в надежде искупить свою вину перед другом. Потом он завернул ухо в бумагу и отнёс его в ближайший бордель, чтобы знакомая девушка передала его Гогену, который, конечно же, к тому моменту уже покинул Арль.

    Винсента поместили в больницу, где ему поставили диагноз «острая мания с общим бредом». Почти сразу же примчался взволнованный Тео. После выписки Ван Гог вернулся в свой Жёлтый дом, продолжил работу и утверждал, что чувствует себя полностью здоровым. Интересно, что возобновилась переписка с Гогеном: Винсент писал ему много и часто, но Поль, если и отвечал, то довольно сухо и сдержано.

    Однако психическое расстройство не отступало: художник страдал от бессонницы, галлюцинаций и мании преследования. Вскоре стали повторяться приступы, во время которых он не узнавал лечащих врачей и бредил. Начались разговоры о его переводе в другую больницу. Ситуацию усугублял тот факт, что жители Арля написали петицию, где называли Ван Гога сумасшедшим, и требовали его изоляции.

    Канал с прачками, 1888
    Канал с прачками, 1888
    Вспаханное поле и пахарь, 1889, частная коллекция
    Вспаханное поле и пахарь, 1889, частная коллекция

    В моменты ясности Ван Гог продолжал создавать картины. Именно в это время Ван Гог выработал свою узнаваемую технику рисования: витиеватые закрученные мазки.

    Винсент начал осознавать свою болезнь и то, что ему необходим специальный уход: «Меня немного утешает, что я начинаю относиться к безумию как к любой обычной болезни и принимать вещи таковыми, какие они есть. Во время же кризисов мне казалось, что всё, что я себе навыдумывал, было реальностью». Он попросил Тео помочь с переводом в Сент-Реми, лечебницу в бывшем монастыре. Ван Гог планировал задержаться на пару-тройку месяцев, чтобы поправить здоровье, а дальше пойти на военную службу — ему нужны дисциплина и строгое руководство, ко всему он смог бы наконец перестать обременять Тео денежными расходами.

    Лечебница Сен-Реми, прорыв в творчестве и самоубийство: «Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее » (1889-1890)

    «Я не могу точно описать, что чувствую. Иногда это приступы тревожности без причины или ощущение пустоты и усталости в разуме» — в таком состоянии Винсент приехал в лечебницу в Сен-Реми. Здесь он познакомился с тяжело больными, вопли которых часто разносились по коридорам здания. Зверинец — так художник назвал свой новый дом.

    Но странно: Ван Гог даже воспрянул духом! Он увидел, что есть состояния, гораздо хуже его собственного, понял, что должен и может справиться со своим недугом, чтобы вернуться в мир и творить. Природа располагала к живописи, да и лечащий врач оказался славным малым — Винсент испытывал к нему тёплые чувства и даже нарисовал несколько портретов.

    Со временем ему было разрешено прогуливаться по окрестностям монастыря. Ван Гог писал много и в своём узнаваемом стиле: импрессионисты отвергнуты, академические уроки забыты. Особенно ему нравились кипарисы: он писал деревья тёмными густыми красками и вытягивал их через весь холст к небу.

    Кипарисы и две женщины, 1889
    Кипарисы и две женщины, 1889

    Он писал матери: «И вот причина, почему в моих нынешних работах можно наблюдать гармонию: живопись — это нечто само по себе. В прошлом году я где-то прочёл, что написать книгу или создать картину — это то же, что и вырастить ребенка… Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее для меня».

    С наступлением осени и холодов состояние ухудшилось. Винсент упорно продолжал работать и корил себя за то, что сидит на шее у Тео, оплачивающего его пребывание в больнице. Накануне Рождества у художника вновь случились приступы, однако не такие сильные, как первые. После одной из вспышек Винсент в порыве написал картину «Звездная ночь», любуясь пейзажем из окна.

    «Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889
    «Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889

    Неожиданно в одном из европейских журналов появилась большая статья художественного критика Альбера Орье, где он восхищался картинами Ван Гога, называя их «странными, насыщенными, горячечными творениями» и воспевая «его [художника] глубокую, почти детскую искренность». Винсент был удивлён, думая, что не заслуживает таких похвал. Неужели его труд наконец-то признали и оценили?

    В душе Винсента неспокойно. Волнами накатывали приступы, он бредил и буйствовал, а в моменты облегчения ничего не помнил. Картины «Прогулка заключенных» и «На пороге вечности» отражают его внутренние переживания. Почему он ходит по кругу в темноте? Есть ли выход? Что ждёт дальше? Он писал Тео: «Ты видишь, я пытаюсь быть добродушным, но моя жизнь подорвана, мой шаг сбивается». Психическое расстройство приобрело затяжной и неконтролируемый характер.

    27 июля 1890 года Винсент, как обычно, отправился на прогулку. Он долго бродил под палящим солнцем, дождался наступления ночи и выстрелил из пистолета себе в живот. Щелчок. Зачем мучаться дальше? Но убить себя не получилось. Художник прожил ещё два дня: много курил, не желал общаться с полицией и рассуждал о жизни с Тео, который приехал к брату первым же поездом. Тридцатисемилетний Винсент Ван Гог умер от потери крови на рассвете 29 июля 1890 года.

    Серии

    Ван Гог любил создавать целые серии произведений. К некоторым сюжетам он возвращался на протяжении всей своей жизни.

    Автопортреты

    За свою жизнь Винсент написал 43 автопортрета, отличающихся по цветовой гамме, манере и настроению. Возможно, таким способом художник пытался лучше понять себя.

    Подсолнухи

    Большинство из нас помнят подсолнухи в вазе и слышали историю, как Ван Гог рисовал один и тот же букет несколько дней подряд, пытаясь передать увядание. Но мало кто знает, что на самом деле это лишь вторая часть серии. Первоначально художник изображал срезанные головки цветов.

    Пшеничные поля

    Ван Гог
    Пшеничное поле с воронами, 1890
    Ван Гог
    Пшеничное поле с кипарисом, 1889

    Ван Гог рисовал пшеничные поля на протяжении всей своей жизни. Они стали символом глубокой связи между человеком и природой, выражая глубокое уважение художника к рутинному физическому труду крестьян.

    Техника

    Ван Гог писал картины в нескольких стилях. Первые работы относятся к классическому реализму, выполнены в темных тонах и соблюдают анатомическую точность. После переезда в Париж художник перешел к светлой гамме, пытаясь передать атмосферу момента вслед за импрессионистами, под влияние которых он попал. Лишь под конец жизни Винсент нашел свой собственный стиль — постимпрессионизм. Именно экспрессивно-эксцентричные полотна с грубыми мазками принесли ему известность.

    Больше всего Винсент известен своими густыми мазками — такая техника называется «импасто» (итал. Impasto — дословное тесто). Художник наносил толстый слой краски на картину, создавая рельеф. Зачастую он размазывал краски пальцами и не смешивал оттенки, используя чистые, то есть взятые из баночки, цвета. Из-за объемности многие полотна выглядят по-разному в зависимости от освещения.

    Ван Гог крупный планПоскольку Винсент едва сводил концы с концами и долгое время находился на содержании своего брата Тео, он был вынужден экономить и сокращал расходы на дорогие художественные принадлежности. В Арле он отказался от кистей и использовал вместо них тростниковую веточку, поэтому на некоторых картинах этого периода мазки кажутся очень тонкими и резкими.

    Оливковые деревья под желтым небом и ноябрьским солнцем
    Оливковые деревья под желтым небом и ноябрьским солнцем, 1889

    Ван Гог создавал картины очень быстро, потому что стремился выразить мимолетные эмоциональные состояния. Именно поэтому многие картины кажутся скорее набросками. Зачастую художник не пользовался кистями, а выдавливал краску прямо из тюбиков, чтобы создать густые драматичные мазки. В последние несколько месяцев своей жизни он писал каждый день минимум по одной картине, несмотря на тяжелое психическое состояние.

    Ван Гог был впечатлен японским искусством и заимствовал у него несколько приемов для своей живописи. Например, создавал картины лишь в одном оттенке — известные подсолнухи выполнены в теплых желтых тонах. Также иногда художник обводил контуры предметов темным, заполняя их однотонным цветом.

    Ван Гог крупный план

    Интересные факты

    • Поскольку у Ван Гога не было классического образования, на многих картинах заметны ошибки в пропорциях и перспективе.
    • Художник серьёзно занимался живописью только десять лет, но написал больше двух тысяч работ.
    • Свои полотна Ван Гог подписывал именем, а не фамилией, потому что считал её непонятной и сложно произносимой для французов.
    • Существует альтернативная версия смерти Ван Гога: некоторые исследователи полагают, что это было не самоубийство. Возможно, в художника выстрелили в ходе деревенской потасовки.
    • Брат Тео, поддерживающий Ван Гога на протяжении всей жизни финансово и морально, скончался меньше чем через год после самоубийства Винсента. У него тоже произошло помутнение рассудка: он даже пытался убить жену и ребёнка.
    • Творчество Ван Гога стало популярным и продаваемым только после смерти художника. В его честь были организованы несколько выставок в Европе, на которых художественное сообщество наконец обратило внимание на работы.
    • Произведения Ван Гога занимают первые строчки в рейтингах самых дорогих произведений искусства. Например, «Портрет доктора Гаше» был продан за $ 82,5 млн. Большую часть жизни Винсент не мог содержать себя самостоятельно.

    Краткая биография

    • 30 марта 1853: Винсент родился в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов
    • 1 мая 1857: родился брат Тео, который был близким другом художника на протяжении всей жизни
    • 1 октября 1864: начало учебы в школе-пансионе Зевенберга, небольшого города в двадцати километрах от дома
    • 3 сентября 1866: начало учебы в средней школе Тилбурга, куда его перевел отец
    • март 1868: без объяснения причин вернулся домой
    • 30 июля 1869: начал службу в компании Goupil & Cie в Гааге
    • май 1873: повышение по службе и сопутствующий переезд в Лондон
    • 1 апреля 1876: ушел в отставку и закончил карьеру в коммерции, возвращается к родителям
    • 1877: уехал в Амстердам к дядюшке-теологу, чтобы подготовиться к поступлению в богословскую академию, но провалил вступительные экзамены
    • 1879: работал как пастор в бельгийской деревушке, но из-за разногласий с церковными властями вынужден оставить пост и вернуться к родителям
    • октябрь 1880: по совету Тео решил стать художником, переехал в Брюссель, где посещал курсы живописи и познакомился с Энтоном Раппаном, ставшим его наставником
    • 1881: переехал в Эттен, где усердно рисовал и познакомился с ещё одним наставником Антуаном Мауве, в это же время влюбился в свою дальнюю родственницу, но был отвергнут
    • 1882-1883: жил в Гааге и состоял в отношениях с Сиен, но разорвал их и переехал в Нидерланды, затем в Бельгию
    • август 1885: при помощи Тео полотно «Пожиратели картофеля» и серия «Исследования характера крестьян» выставлены на продажу
    • 1886: посещал курсы живописи в Антверпене, где происходили постоянные конфликты с преподавателями, а затем переехал к Тео в Париж. В Париже начал писать работы в светлых тонах, познакомился с импрессионистами, в том числе с Полем Гогеном
    • февраль 1888: переехал в Арль, начал писать картины в своём самобытном стиле и горел идеей создать творческую коммуну
    • октябрь 1888: поддавшись на уговоры друга, Гоген приезжает в Арль
    • конец декабря 1888: после ссоры с Гогеном отрезал себе ухо и был помещен в лечебницу
    • первая половина 1889: Винсент страдал от психического расстройства и постоянно перемещался между домом и больницей
    • май 1889: переехал в лечебницу Сен-Реми
    • 27 июля 1890: выстрелил в себя из пистолета
    • 29 июля 1890: умер на рассвете

    Источник: https://losko.ru/vincent-willem-van-gogh/

    **************************************************************************************

    Зачем Ван Гог отрезал ухо и другие любопытные факты об эксцентричном гении с трагической судьбой
    Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260320/45902/

     

    30 марта исполняется 167 лет со дня рождения Винсента Ван Гога — самого эксцентричного, гениального нидерландского художника с трагической судьбой. Он признан одним из самых известных и влиятельных художников всех времен. И при этом он страдал от безвестности и бедности в течение всей короткой жизни. Самые интересные факты о личности и творчестве художника скрыты на его полотнах.

    Винсент Ван Гог родился в религиозной семье, принадлежащей к высшему среднему классу, в деревне Гроот-Зундерт, Голландия, 30 марта 1853 года. После долгих душевных исканий, занятий и путешествий он начал заниматься живописью без формального обучения. Его потрясающее описание пейзажей, натюрмортов, портретов и эскизов с их яркими цветами и субъективной перспективой произвело революцию в восприятии миром искусства. Он боролся с депрессией и психическими заболеваниями, параллельно создавая захватывающую вселенную образов. Жизнь и карьера Ван Гога — это бурное путешествие вечно конфликтующей и гениальной души.

     

     

    1. Самое счастливое время Ван Гог провел в Лондоне

    В 1873 году Винсент отправился в британскую столицу, чтобы работать у арт-дилера Гупиля и Си. Он ранее работал у них в Гааге. Это было самое счастливое время в его жизни. Он неплохо зарабатывал и даже влюбился в дочь своей хозяйки Евгению Лойер. Но она отвергла его чувства, так как была помолвлена. Позже он переехал в Париж.

    2. Он создавал новый шедевр каждые 36 часов

    Несмотря на то, что он работал всего 10 лет — с 27 лет и до своей ранней кончины в 37 лет — Ван Гог был невероятно плодовитым. За эти годы Винсент Ван Гог создал более 2 тысяч произведений, из них около 860 — картины, написанные маслом, и еще множество рисунков и эскизов. На каждую работу он тратил всего 36 часов.

     

     

    3. Он написал более 30 автопортретов

    Что роднит Ван Гога с его великим предшественником, голландским художником Рембрандтом Ван Рейном? Правильно — оба они написали огромное количество автопортретов, более чем кто-либо из других великих художников. Будучи неизвестным и бедным, Ван Гог не имел средств, чтобы оплатить работу модели, поэтому ему приходилось писать свои автопортреты. Ван Гог написал более 30 автопортретов. Написанные в разное время работы, они позволяют оценивать все трансформации души и творчества Ван Гога. Кроме того, чтобы сэкономить материалы, Ван Гог зачастую писал новые картины поверх старых. Интересно, сколько шедевров хранят известные полотна Ван Гога?

    4. Он продал только одну свою картину

    Ван Гог при жизни никогда не был знаменит как художник и постоянно боролся с бедностью. Пока он был жив, он продал только одну картину: «Красный виноградник», который Ван Гог продал за 400 франков всего за семь месяцев до смерти. Его самая дорогая картина «Портрет доктора Гаше» была продана в 1990 году за 148,6 миллиона долларов. Согласно оценкам с аукционов и частных продаж, работы Ван Гога, наряду с произведениями Пабло Пикассо, являются одними из первых в списке самых дорогих картин в мире.

     

    «Красный виноградник»
    «Красный виноградник»

     

    5. Легенда об отрезанном ухе

    Одна из самых известных легенд о жизни Ван Гога касается истории об отрезанном ухе. На самом деле была отрезана только доля уха (мочка). Это произошло в Арле в Рождество 1888 года. Жаркий спор с Гогеном привел Ван Гога в такое безумие, что тот схватил бритву и изуродовал свое ухо. В некоторых версиях этой истории он отвел расчлененную мочку уха в местный публичный дом, где он предложил его в качестве подарка девушке. Другая версия гласит, что на самом деле это Гоген отрубил мочку уха своего друга во время фехтования, а историю со спором они придумали, дабы избежать ареста. Как ситуация обстояла на самом деле — наверняка так и останется тайной. Очень знаменательно, что Ван Гог увековечил свою рану в одном из своих автопортретов.

     

    Автопортрет с отрезанным ухом
    Автопортрет с отрезанным ухом

     

    6. Он был психически нездоров

    После инцидента с перерезанным ухом Ван Гог был госпитализирован в близлежащую больницу Hôtel-Dieu. Как только он оправился от огромной потери крови, его выписали. К сожалению, после этого он впал в глубокую депрессию. Художник вынужден был ночи проводить в больнице, а днем он писал картины. Краску живописец применял не только по назначению: в письмах к брату Тео Ван Гог признавался, что любил собрать остатки краски после завершения работы и съесть их. Это пристрастие сыграло с живописцем злую шутку: в красках содержался свинец, который даже в небольших количествах способен нанести непоправимый вред психическому здоровью человека.

    7. Он написал свою самую известную работу в больнице для душевнобольных

    «Звездная ночь», возможно, его самая известная работа, была написана в психиатрической больнице в Сен-Реми-де-Прованс, Франция. Он добровольно признался, что пришел туда, чтобы оправиться от нервного срыва 1888 года. На картине изображен вид из окна его спальни. Любопытно: астрономические расчеты показали, что конфигурация звездного неба 19 июня 1889 года примерно совпадает с видением Ван Гога. Неспроста в письма к брату Тео Ван Гог называл эту картину этюдом. И это правдиво. Художник изобразил пейзаж с натуры.

     

    «Звездная ночь»
    «Звездная ночь»

     

    8. Мир узнал о Ван Гоге благодаря его невестке

    Большая часть посмертного успеха Ван Гога может быть приписана его невестке Йоханне, жене его брата Тео, которая посвятила себя популяризации его наследия после смерти художника. Большая часть работ Ван Гога была потеряна, так как многие люди считали его труд бесполезным. Поговаривают, что даже его собственная мать избавилась от полных ящиков с картинами сына.

    9. Ван Гог был миссионером

    Для Винсента, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами. И велика была его радость, когда в 1879 году ему удалось получить должность миссионера в угледобывающем регионе Бельгии. За это время он пережил духовное пробуждение, которое вдохновило его отказаться от всех своих мирских владений и начать жить как нищий. Церковные власти посчитали, что это неуместно для представителя церкви, и он был отстранен от должности.

     

     

    10. Он не имел образования

    В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера он весьма скоро ее бросает и продолжает художественное образование самоучкой, используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком.

    11. Он написал более 800 писем

    Немногие из художников, взявшись за перо, оставили нам свои наблюдения, дневники, письма, значение которых было бы сопоставимо со сделанным ими в области живописи. Помимо того, что Ван Гог был самоучкой, он еще был талантливым автором. Винсент написал почти столько же писем, сколько и картин (ок 800 обращений, в основном своему брату Тео). Ван Гога и Тео связывало не только кровное родство, но и настоящая душевная близость. После кончины Винсента Тео тщетно пытался организовать посмертную выставку работ художника, но не смог пережить потери любимого брата: буквально через полгода Тео настигло душевное расстройство, и вскоре он скончался.

     

    Тео ван Гог / Могилы Винсента и Тео ван Гога на кладбище Овер-сюр-Уаз
    Тео ван Гог / Могилы Винсента и Тео ван Гога на кладбище Овер-сюр-Уаз

     

    12. Ван Гог умер со словами «Печаль будет длиться вечно»

    27 июля 1890 года Ван Гог выстрелил себе в живот из револьвера прямо посреди поля. Ему удалось дойти до дома и подняться наверх в свою комнату. Он скончался через двое суток после инцидента. Последние минуты он провел со своим братом Тео, который услышал его последние слова: «Печаль будет длиться вечно».

    В продолжение рассказа про знаменитого художника факты про картину «Спальня в Арле», написанную перед сумасшедшим домом,
    Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260320/45902/

    ******************************************************************************************

    Цитаты Ван Гога

    Цитаты Ван Гога (автопортрет Ван Гога)  Подготовил: Дмитрий Сироткин

    Представляю вам подборку цитат нидерландского художника Винсента Ван Гога (1853–1890).

    Широкой публике он известен своим отрезанным ухом не менее, чем своими картинами.

    Цитаты сгруппированы по темам: жизненная этика, искусство, о себе, рисование, любовь, жизнь, художники, сумасшествие, люди, смысл жизни, депрессия, душа и красота, Бог, счастье, одиночество, брак, книга.

    О жизненной этике

    Лучше жить страстями, даже совершая ошибки, чем быть благоразумным и ограниченным.

    Живопись и распутство несовместимы, вот это-то и паскудно.

    Лучше жить в свое удовольствие, чем кончать с собой.

    Не стоит предаваться сожалениям и опускать руки — так далеко не уйдешь; важно одно — пробиваться, идти вперед.

    Во всяком деле самое главное — его цель, и победа, за которую платишь целой жизнью напряженного труда, дороже, чем та, которую одерживаешь походя.

    Самое важное – это не уклоняться от своего долга и не идти ни на какие компромиссы там, где речь заходит о нем. Долг есть нечто абсолютное.

    Мы должны становиться особенно недоверчивыми к самим себе, как только замечаем, что стоим на верном пути.

    Не думай, будто всё хорошо, научись самостоятельно определять, что относительно хорошо, а что скверно, и пусть это чувство подскажет тебе верный путь, благословенный небом, ибо все мы, старина, нуждаемся в том, чтобы нас вёл Господь.

    Тот, кто живет честно, кто познает подлинные трудности и разочарования, но не сгибается, стоит больше, чем тот, кому везет и кто знает лишь сравнительно легкий успех.

    Если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого.

    Если мы хотим жить и работать, нужно соблюдать осторожность и следить за собой. Холодные обтирания, свежий воздух, простая и доброкачественная пища, теплая одежда, хороший сон и поменьше огорчений! И не позволять себе увлекаться женщинами и жить полной жизнью в той мере, в какой нам этого хочется.

    Что толку быть немного более состоятельным, чем наши ближние, если мы все равно не можем удержать свою молодость?

    То, чему учишься на личном опыте, дается не так быстро, но зато глубже запечатлевается в мозгу.

    Лучше каждый раз отдавать себя всего на время, чем одалживать себя на всю жизнь!

    В жизни всегда полезно выглядеть немножко дураком: мне ведь нужно выиграть время,чтобы учиться.

    Ищи света и свободы и не погружайся слишком глубоко в грязь этого мира.

    Нам следует не питать иллюзий в отношении самих себя и всегда быть готовыми к тому, что нас не будут понимать, а будут презирать и порочить; тем не менее надо сохранять мужество и энтузиазм, даже если дела пойдут еще хуже, чем сейчас.

    Не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним — отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.

    Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.

    Во многих случаях очень полезно почаще бывать на людях и общаться с ними, а иногда мы просто обязаны и призваны это делать; но увереннее всего чувствует себя в мире, среди людей, тот, кто предпочитает тихо и одиноко заниматься своим делом и ограничивает себя узким кругом друзей.

    Об искусстве

    Живопись всё равно, что слишком дорогая любовница: с ней ничего не сделаешь без денег, а денег вечно не хватает.

    Творческая мощь живописи заключается в том, что она создает мысли.

    Искусство есть нечто такое, что создается не только человеческими руками, но и еще чем-то, что бьет ключом из источника, скрытого у нас в душе.

    Хорошая картина эквивалентна благодеянию.

    Искусство аморально, как аморальна и жизнь. Для меня не существует непристойных картин или непристойных книг — есть только картины и книги дурно задуманные и дурно написанные.

    Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит всё, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по-настоящему одинок.

    Мы сейчас живем в мире живописи, где все населено людьми, которые ищут денег. Не думайте, что мне это просто кажется. Люди платят больше за работы художника, когда тот уже умер.

    Если что-то не имеет к искусству отношения, этого не существует.

    Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.

    Какое счастье, любоваться каким-нибудь предметом и, находя его прекрасным, размышлять о нём, запомнить его и затем сказать: я нарисую его, и буду работать до тех пор, пока он не оживёт под моей рукой.

    Искусство долго, а жизнь коротка, и нам надо набраться терпения, если мы хотим подороже продать свою шкуру.

    Один человек написал или сказал это в книге, другой – на холсте.

    Говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их, и они существуют, и это самое главное.

    Мне всегда кажется, что поэзия есть нечто более страшное, нежели живопись, хотя последняя, занятие и более грязное, и более скучное, но поскольку художник ничего не говорит и молчит, я всё-таки предпочитаю живопись.

    Война, однако, не приносит ничего, кроме горя и разрушения, тогда как живопись порою представляет собой подлинный посев, хотя урожай, конечно, отнюдь не всегда снимает сам художник.

    Постарайтесь постичь суть того, что говорят великие художники и настоящие мастера в своих произведениях, – и вы вновь найдете Бога в них.

    Мы больше не восстаем против установленного порядка вещей, хоть и не примирились с ним; мы просто чувствуем, что мы больны, что недуг наш никогда не пройдет и что излечить его невозможно. Не помню уж, кто назвал такое состояния качанием между смертью и бессмертием. Мы тащим телегу, и от этого есть польза людям, которых мы, увы, не знаем. И, тем не менее, раз мы верим в новое искусство, в художников будущего, наше предчувствие не обманывает нас.

    Нам было бы гораздо полезнее не устраивать грандиозных выставок, а обратиться к народу и трудиться во имя того, чтобы в каждом доме висели картины или репродукции.

    Кстати, цитаты про искусство

    О себе

    Я продолжаю делать то, что не умею, чтобы научиться этому.

    Я — человек одержимый, способный и обреченный на более или менее безрассудные поступки, в которых мне приходится потом более или менее горько раскаиваться.

    Если даже мне удастся в жизни поднять голову чуть повыше, я всё равно буду делать то же самое — пить с первым встречным и тут же его писать.

    Когда доходит до сути дела, я не стыжусь своих чувств и не краснею, признаваясь в том, что я человек со своими принципами и своим кредо.

    Они [родители] так же не хотят впустить меня в дом, как если бы речь шла о большой, мохнатой собаке. Он наследит в комнатах мокрыми лапами, и к тому же он такой взъерошенный. Он у всех будет вертеться под ногами. И он так громко лает… Короче говоря, это скверное животное. Согласен… Но у этого животного человеческая жизнь.

    Трудно познать самого себя. Однако написать самого себя не легче.

    Как бы часто и глубоко я ни был несчастен, внутри меня всегда живет тихая, чистая гармония и музыка. В самых нищенских лачугах и грязных углах я вижу сюжеты рисунков и картин, и меня непреодолимо тянет к ним.

    Но борьбу надо продолжать, и я буду сражаться за себя, как бы мало я не стоил…

    Печальная перспектива — сознавать, что на мои полотна, может быть, никогда не будет спроса. Если бы они хоть окупали расходы, я мог бы сказать про себя, что деньги никогда меня не интересовали.

    Все мы нуждаемся в веселье и счастье, надежде и любви. Чем более страшным, старым, злым, больным я становлюсь, тем больше я хочу отыграться, создав великолепный цвет, безупречно выстроенный, блистательный.

    Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал.

    Я — человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви… иначе я замерзну и превращусь в камень.

    Пусть я получаю удары, нередко совершаю ошибки, часто бываю не прав – все это не так страшно, потому что в основном я все таки прав.

    Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины рассудка.

    О рисовании

    Создавать — всё равно, что пробиваться сквозь невидимую железную стену, отделяющую всё то, что ты чувствуешь, от того, что ты способен передать.

    Кисть в моей руке движется подобно смычку скрипки к совершенному моему удовольствию.

    Не подавляйте вдохновение и воображение, не становитесь рабом вашей модели.

    Разве мы не ищем скорее напряженности мысли, чем уравновешенности мазка?

    То, чем полны моя голова и сердце, должно вылиться в форме рисунка или картины.

    Если ты слышишь, как внутренний голос говорит: «Ты не сможешь это написать», – во что бы то ни стало пиши, и этот голос умолкнет.

    Многие художники боятся пустого холста, но пустой холст сам боится настоящего страстного художника, который дерзает, который раз и навсегда поборол гипноз этих слов: «Ты ничего не умеешь».

    Я забываю обо всем ради внешней красоты предметов, воспроизвести которую не умею: я вижу совершенство природы, но на картинах она у меня получается грубой и уродливой. Тем не менее я взял такой разбег, что мое костлявое тело неудержимо несется прямо к цели.

    Когда я чувствую и знаю сюжет, будь то фигура или пейзаж, я обычно рисую три или больше вариантов его, но каждый раз и для каждого из них я обращаюсь к натуре. При этом я изо всех сил стараюсь не давать деталей, потому что тогда исчезает элемент воображения.

    Постараемся овладеть тайнами техники до такой степени, чтоб люди были обмануты ей и клялись всем святым, что у нас нет никакой техники… пусть работа наша будет такой ученой, чтоб казалась наивной и не отдавала нарочитой искусностью.

    Работать над техникой нужно постольку, поскольку ты должен уметь лучше, более точно и более серьезно выражать то, что чувствуешь; и чем менее многословна твоя манера выражения, тем лучше.

    Фигуры, единственное в живописи, что волнует меня до глубины души: они сильнее, чем всё остальное, дают мне почувствовать бесконечность.

    По временам я невольно думал о Сезанне — именно в тех случаях когда видел его неловкий мазок в некоторых этюдах. Прости мне слово «неловкий», но он, наверное, писал эти этюды, когда дул мистраль. Проведя чуть ли не половину времени в борьбе с теми же трудностями, я понял, почему мазок у Сезанна то очень уверенный, то кажется неловким: его мольберт качался.

    До чего хорошо сейчас на улице, делаю всё, что могу, чтобы схватить эффекты осени, поэтому пишу крайне торопливо!

    О любви

    Моя любовь не соткана из лунного света и роз, а бывает иногда прозаичной, как утро в понедельник.

    С самого начала этой любви я ощущал, что если не брошусь в неё с головой, отдаваясь ей всем сердцем полностью и навсегда, у меня не будет абсолютно никакого шанса. Но какая мне разница, будет этот шанс маленьким или большим? Я хочу сказать, должен ли я, могу ли я принимать это во внимание, когда люблю? Нет никаких мыслей о победе. Ты любишь лишь потому, что любишь.

    Когда любишь ничем не замечательного, обыкновенного человека и он тоже любит тебя – это счастье, какой бы тяжкой ни была жизнь. Меня воскресило сознание, что я кому-то нужен.

    Да, любовь всегда причиняет хлопоты, но ведь она и наполняет нас энергией.

    Стимул, искра огня, которая нам нужна, — это любовь, и не обязательно любовь духовная.

    Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.

    Нужно любить — любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо.

    Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее.

    Когда я встретил эту женщину, она привлекла мое внимание своим болезненным видом. Но для меня она прекрасна! И я нашел в ней именно то, что мне было нужно. Жизнь принесла ей много ударов и скорби. Скорбь и несчастье оставили свои следы. Она позировала для моего лучшего рисунка.

    Чем больше я об этом думаю, тем сильнее убеждаюсь, что нет ничего более художественного, чем любить людей.

    Кстати, цитаты про любовь

    О жизни

    Наша земная жизнь похожа на поездку по железной дороге. Едешь быстро и не видишь ни того, что впереди, ни — главное — локомотива.

    Жизнь без любви я считаю греховным и безнравственным состоянием.

    Пусть тебе на жизненном пути встретится побольше такого, что остается в памяти и что делает нас богачами даже тогда, когда нам кажется, будто мы владеем немногим.

    Всё это вновь поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам, а вдруг нам известна лишь та её половина, которая заканчивается смертью?

    Хорошо верить, что всё в мире чудесно, всё лучше, чем можно себе представить, потому что в этой вере правда.

    Не следует искать в жизни слишком лёгких путей.

    То, над чем я сейчас работаю, должно найти себе продолжение не сразу и не сейчас. Но ведь найдутся же некоторые, которые также верят во все, что правдиво. А что значат отдельные личности? Я ощущаю это так сильно, что даже склонен всю историю человечества отождествлять с историей хлеба: если не посеять в землю, то что же тогда молотить.

    Давайте не забывать, что маленькие эмоции – это великие командиры нашей жизни, и мы подчиняемся им, даже не осознавая этого.

    День кончился, и с рассвета до сумерек, точнее, с одной ночи до другой, я жил, растворившись в этой симфонии.

    Кстати, цитаты про жизнь

    О художниках

    Настоящие художники не обращают внимания на современников. Они выпендриваются перед вечностью.

    Новых художников, бедных и одиноких, рассматривают как сумасшедших. Из-за этого они становятся ими в действительности, во всяком случае, в обыденной жизни.

    Я считаю, что художник — счастливец: он находится в гармонии с природой всякий раз, когда ему в какой-то мере удаётся выразить то, что он видит.

    Чем больше общаешься с художниками, тем слабее становишься сам как художник.

    Только опыт и незаметный каждодневный труд делают художника зрелым и дают возможность создать что-то более верное и законченное.

    Лично я ожидаю больше добра от объединения художников, связанных взаимной симпатией, единством стремлений, теплой дружбой и честностью отношений, чем от объединения их работ на выставках.

    Любопытно всё-таки, до чего плохо в материальном отношении живется всем художникам — поэтам, музыкантам, живописцам, даже самым удачливым. Всё это поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам? А вдруг нам известна лишь та её половина, которая заканчивается смертью.

    Черт побери, когда же наконец народится поколение художников, обладающих физическим здоровьем? Иногда я просто лопаюсь от злости, глядя на самого себя: мне мало быть ни больным, ни здоровым, как другие. Мой идеал — такая конституция, чтобы дожить до восьмидесяти лет и чтобы в жилах текла кровь, настоящая здоровая кровь.

    О сумасшествии

    Я, разумеется, всегда знал, что можно сломать себе руку или ногу и затем поправиться; но мне было неизвестно, что можно душевно надломиться и все-таки выздороветь.

    Кто же из людей нормален? Быть может, вышибалы публичных домов — они ведь всегда правы?

    Я перестаю бояться безумия, когда вижу вблизи тех, кто поражён им.

    Уверяю тебя, что несколько дней, проведенных мною в лечебнице, оказались очень интересными: у больных, вероятно, следует учиться жить.

    Ах, дорогие мои друзья, хоть мы и свихнувшиеся, а все-таки умеем видеть, верно?

    Работа развлекает меня бесконечно больше, чем любое другое занятие, и, если бы я мог отдаться ей со всей моей энергией, она стала бы для меня наилучшим лекарством.

    Позвольте мне спокойно продолжать работу. Если это работа сумасшедшего — что ж, тем хуже. Я все равно ничего не могу с этим поделать.

    О людях

    Ведь есть такое множество людей, которые тратят свои лучшие силы на то, что недостойно их, и относятся к тому, что любят, как мачеха, вместо того чтобы полностью отдаться непреодолимой склонности сердца.

    Хорошо остаться порядочным, скромным и иметь доброе сердце, даже если приходится скрывать свою доброту, как это часто бывает необходимо.

    Грусть и разочарование ещё больше, чем распущенность, вредят нам, счастливым обладателям надорванных сердец…

    Люди на юге хорошие, даже у священника вид порядочного человека.

    Кстати, цитаты о людях

    О смысле жизни

    В конце концов, человек живет на свете не ради удовольствия, и вовсе не обязательно, чтобы тебе было лучше, чем другим.

    Человек приходит в мир не для того, чтобы прожить жизнь счастливо, даже не для того, чтобы прожить её честно. Он приходит в мир для того, чтобы создать нечто великое для всего общества, для того, чтобы достичь душевной высоты и подняться над пошлостью существования почти всех своих собратьев.

    На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат — не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.

    Кстати, цитаты о смысле жизни

    О депрессии

    Минуты хандры, подавленности, тревоги — они, по-моему, в большей или меньшей мере бывают у каждого из нас и являются непременным условием сознательной человеческой жизни.

    Страдать и не жаловаться — вот единственный урок, который надо выучить в этой жизни.

    Я чувствую себя особенно старым тогда, когда думаю, что большинство знакомых мне людей считает меня неудачником и что это может оказаться правдой, если дела не изменятся к лучшему. И, когда я допускаю, что так может случиться, я ощущаю свою неудачливость столь живо и болезненно, что это меня окончательно подавляет и я теряю всякую охоту жить, словно меня и в самом деле уже постигла подобная участь.

    О душе и красоте

    В нашей душе может быть великий огонь. Но никто может так и не прийти погреться у него, потому что проходящие видят только струйку дыма.

    Физической красотой обладают и звери, может быть даже в большей степени, чем люди, но души, живущей в людях, которых пишут Израэльс, Милле или Фрер, звери не имеют, а разве жизнь дана нам не затем, чтобы мы обладали богатой душой, даже если при этом страдает наша внешность?

    Находи красоту всюду, где только можно, большинство людей не всегда замечают красоту.

    Кстати, цитаты о душе и цитаты про красоту

    О Боге

    О Боге нельзя судить по созданному им миру: это всего лишь неудачный этюд.

    Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью.

    Христос — единственный из философов, магов и т. д., кто утверждал как главную истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования.

    О счастье

    Счастье – в радости достижения, в нервной дрожи творческого усилия.

    Если бы это было возможно! Но, увы, единственное счастье, ощутимое материальное счастье – быть всегда молодым.

    Счастлив тот, кто верит в Бога, потому что он, пусть не без усилий и горестей, в конце концов, превозмогает все трудности жизни.

    Кстати, цитаты о счастье

    Об одиночестве

    Один человек точно погибнет. Спастись можно только с другим.

    Одиночество достаточно большое несчастье, нечто вроде тюрьмы.

    Знаешь, видя, что художники живут в одиночку, я всегда считал это идиотством. Человек всегда проигрывает от одиночества…

    Кстати, цитаты про одиночество

    О браке

    Женишься не только на женщине, но и на ее родне.

    Я отнюдь не собираюсь отрицать пользу брака, особенно когда он уже заключен и человек спокойно начинает жить своим домом. Но в нашем цивилизованном мире он сопряжен с такими похоронно-унылыми поздравлениями и церемониями, на которых настаивают семьи жениха и невесты, что тебе поневоле становится жаль беднягу, вынужденного запастись необходимыми бумагами и отправиться в места, где его с жестокостью, превосходящей свирепость самых кровожадных людоедов, поджаривают до женатого состояния на медленном огне вышеназванных погребально-унылых церемоний.

    Кстати, цитаты про свадьбу и брак

    О книге

    Книга — это не только все произведения литературы, но также совесть, разум и искусство.

    Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.

    Кстати, цитаты про книгу

    О разном

    Изучать и анализировать общество — это побольше, чем читать ему мораль.

    Изучив одну вещь и хорошо ее поняв, одновременно получаешь способность проникнуть в сущность и понять множество других вещей.

    Великое творится не импульсивно, а последовательностью малых дел, слитых воедино.

    Кто страдает желудком, у того нет свободы воли.

     

    Как и следовало ожидать, большинство цитат Ван Гога посвящены живописи и художникам. Тем не менее, очевидно, что его волнует намного более широкий круг вопросов. В попытках ответа на эти вопросы подкупают искренность и своеобразие мыслей.

    Цитаты про Ван Гога

    • П. Гоген: С самого начала меня шокировал ужасающий беспорядок в доме Винсента. Рабочий шкаф был доверху набит тюбиками с красками: новыми и почти пустыми, причем все были открыты! Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Его художественные вкусы часто ставили меня в тупик.
    • М. Вламинк: Я люблю Ван Гога больше, чем своего отца!
    • С. Дали: В самом начале своей книги о мастерстве я написал: «Ван Гог отрезал себе ухо; прежде чем отрезать ухо себе, прочтите эту книгу». Прочтите этот дневник.[О «Дневнике одного гения»] (кстати, цитаты Сальвадора Дали)
    • С Цвейг: Для этого избытка, для этого бурно изливающегося экстаза, для этой фанатической ярости творчества [Фридриха Ницше] история духа всех времен не знает примера в своих необъятных далях, — кроме, может быть, одного — в современности: в том же году, под той же широтой, переживает другой художник такой же неистовый, уже загнанный в безумие подъем творчества: в саду и в сумасшедшем доме в Арле; с той же стремительностью, с той же исступленной одержимостью светом, с той же маниакальной избыточностью творчества, создает свои картины Ван-Гог.
    • К. Ясперс: Эти письма [письма к брату Тео] в целом есть свидетельство мировоззрения, существования, образа мысли высокого этоса, они дают впечатление неизменной правдивости, глубоко иррациональной веры, бесконечной любви, непоколебимой великодушной человечности. Эти письма могут быть причислены к захватывающим явлениям недавнего прошлого.
    • Ж. Леймари: Его трагическая жизнь сегодня популярна как какая-то священная легенда, которая нам больше нужна, чем сияние его подсолнухов… она сияет над всей планетой, как факел современного искусства.

    Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

    Источник: Статья Цитаты Ван Гога с https://burido.ru/890-tsitaty-van-goga на сайте Буридо

    ******************************************************************************************
    Звёздная ночь
    Картина Ван Гога

    Одна из наиболее известных картин нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Представляет вид из восточного окна спальни Ван Гога в Сен-Реми-де-Прованс на предрассветное небо и вымышленную деревню. Картина написана в июне 1889 года; с 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

     

    Мастеру — Поклон!  Вечная Память! Аум

4 комментария

  1. https://www.stydiai.ru — Общедоступный сайт, посвящённый изобразительному искусству. Материалы о художниках. Энциклопедия
    мировой живописи.

  2. На этот час в ЖЕЗ — 1 061 публикация, 4 365 комментариев.

    Идем дальше, наши друзья и единомышленники! Аминь. Ом
    Всем — Добра и большой любви, искренности! Аум! (этим звукосочетанием очищаем пространство и т.д.)
    БУДЬТЕ! Ом

    НАШ

  3. В ЖЕЗ до сентября каникулы…надеюсь…:-)
    Пока!

  4. Фильм: «Ван Гог на пороге вечности», драма, 2018г.:
    https://youtu.be/nUyMzqEPkOc

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *