16 декабря — День рождения Василия Кандинского — гения абстрактного искусства. Поклон!

Василий Васильевич Кандинский

Русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».

  • Родился
    16 декабря 1866 г., Москва, Российская империя
  • Умер
    13 декабря 1944 г. (77 лет), Нёйи-сюр-Сен, Франция
  • В браке с
    Нина Николаевна Андреевская (1917-1944 гг.), Анна Чемякина (1892-1911 гг.)
  • Родители
    Лидия Ивановна Тихеева
  • Дети
    Всеволод Кандинский
  • Цитата
    Абсолютная объективность недостижима.
  • Сайт
    **************************************************************************************

Выдержки из: Знаменитые картины Василия Кандинского//https://cameralabs.org/5418-znamenitye-kartiny-vasiliya-kandinskogo

Знаменитые картины Василия Кандинского

15. «Москва», 1916 год

Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.

Знаменитые картины Василия Кандинского

16. «Синий», 1922 год

Очередное изучение цвета в очень ограниченной геометрической форме.

Знаменитые картины Василия Кандинского

17. «Черный и фиолетовый», 1923 год

Одна из картин, написанных после возвращения в Германию. Мы видим по-прежнему богатые цвета в композиции, но отчетливо острый геометрический поворот оттесняет лирические мазки.

Знаменитые картины Василия Кандинского

18. «На белом II», 1923 год

Визуальное представление на двух основных нюансах — черном и белом. Две противоположности создают сильный контраст, сохраняя напряжение в живописи, которая имитирует борьбу между жизнью и смертью.

Знаменитые картины Василия Кандинского

19. «Желтый, красный, синий», 1925 год

Как следует из названия, это в первую очередь изучение потенциала основных цветов, которые украшают геометрическую композицию.

Знаменитые картины Василия Кандинского

20. «Композиция X», 1939 год

Эта картина также написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи.//https://cameralabs.org/5418-znamenitye-kartiny-vasiliya-kandinskogo

****************************************************************************************************

КУЛЬТУРА.РФ

Василий Кандинский

Василий Кандинский

Годы жизни:
16 декабря 1866 — 13 декабря 1944
Страна рождения:
Российская империя
Сфера деятельности:
Художник
Содержание

Василий Кандинский выбрал карьеру живописца достаточно поздно — в тридцать лет. Он стал известным авангардистом и одним из основоположников беспредметного искусства. Сегодня полотна Кандинского — в числе самых дорогих картин русских художников.

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. Семья его отца была обеспеченной, с богатыми культурными традициями. Когда будущий художник был маленьким, Кандинские много путешествовали по России и Европе. В 1871 году они переехали в Одессу, там глава семейства руководил чайной фабрикой. Василий Кандинский начал получать системное образование: посещать классическую гимназию, брать уроки игры на фортепиано и виолончели, учиться рисованию. Уже в эти годы он начал смелые эксперименты с цветом, сочетая и смешивая все возможные оттенки.

По настоянию родителей Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета — изучал право и экономику. В 1889 году будущий художник прервал учебу, чтобы съездить в этнографическую экспедицию в Вологодскую губернию. Работы северных мастеров — народные игрушки, резные прялки, вышивки и иконы северного письма — будут вдохновлять его потом долгие годы.

В 1893 году Василий Кандинский получил диплом юриста и устроился на службу. Он стал директором московской типографии «Товарищества И.Н. Кушнерёва и К°».

В 1896 году в Москве проходила выставка французских художников, среди картин были полотна Клода Моне. Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы». Под двумя этими сильнейшими впечатлениями Кандинский решил оставить работу и стать профессиональным художником. На тот момент ему было 30 лет.

Василий Кандинский начал учиться живописи — сначала в Петербурге, в частной художественной студии Антона Ашбе, а с 1900 года — в Мюнхенской академии художеств. Его наставником стал живописец и скульптор Франц фон Штук, который увлекался новейшими в те годы художественными техниками. Кандинского, любителя чистого цвета, Штук заставлял писать в черно-белой гамме и работать исключительно над формой.

Культурная жизнь Мюнхена казалась Василию Кандинскому удушающе консервативной. Он оставил академию, занялся критикой и поиском единомышленников. Художник мечтал создавать яркие неакадемические работы и устраивать новаторские выставки. В 1901 году Кандинский с Вальдемаром Хеккелем, Рольфом Ницки и Вильгельмом Хьюсгеном создал художественно-творческое объединение «Фаланга». В 1903 году художник написал картину «Синий всадник» — ее считают первой абстрактной картиной Кандинского.

Василий Кандинский много путешествовал: бывал в Италии и Франции, посетил Северную Африку, иногда приезжал в Россию и участвовал здесь в художественных выставках. «Фаланга» распалась, и в 1908–1909 годах живописец жил в Баварских Альпах — в селе Марнау. Характер его полотен изменился: от ранних колоритных импрессионистских картин-этюдов он перешел к пестрым и броским композициям с элементами фольклорной живописи.

В 1911 году Василий Кандинский и его друг экспрессионист Франц Марк организовали творческое объединение «Синий всадник». Позже Кандинский вспоминал: «Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само». В группу входили художники, танцоры и композиторы. Участники «Синего всадника» интересовались средневековым и примитивным искусством и популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. В том же году прошла первая персональная выставка Василия Кандинского.

Вскоре художник опубликовал свою книгу «О духовном в искусстве» — своеобразную теорию абстракционизма. В ней он рассуждал об ассоциациях, которые вызывают у зрителя каждый цвет, линия и геометрическая фигура. Например, теплый красный он сравнивал с ощущением силы и энергии, глубокий зеленый — с предчувствием, а серый называл «безнадежной неподвижностью». В 1913 году вышли мемуары Кандинского и сборник стихов «Звуки» с цветными и черно-белыми литографиями.

«Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Василий Кандинский «О духовном в искусстве»

Когда началась Первая мировая война, Василию Кандинскому — гражданину России — пришлось уехать из Германии. В 1914 году он вернулся в Москву. Здесь художник познакомился с Ниной Андреевской, в 1917 году они поженились.

В этот период Кандинский писал импрессионистические пейзажи, романтические фантазии и позже — реалистичные полотна. Его абстрактные картины становились более «геометрическими»: сказывалось влияние русского авангардизма первых советских лет.

После революции Кандинский стал почетным профессором Московского университета. Он занимался музейной реформой и охраной памятников искусства, помогал открывать региональные музеи и преподавал во Вхутемасе. Василий Кандинский старался адаптировать учебные планы под свою теорию живописи. Многие его коллеги выступали против иррациональности в искусстве, и дискуссии о методиках преподавания не утихали.

В 1921 году Кандинский вместе с женой выехал в Берлин, он участвовал в Первой выставке русского искусства. В СССР живописец не вернулся. Он устроился в Баухауз — Веймарскую высшую школу строительства и конструирования. Здесь Кандинский преподавал настенную живопись и теоретические дисциплины. Преподаватели и студенты школы были увлечены идеей «гезамткунстверк» — синтеза искусств в одном произведении.

В эти годы художник — один из лидеров абстракционизма — был известен всему миру.

В 1928 году Кандинский получил немецкое гражданство. Однако вскоре к власти пришли нацисты. Баухауз стал частной школой, художников-авангардистов преследовали за их взгляды, а эмигрантов из СССР — за потенциальную коммунистическую «угрозу».

Василий Кандинский переехал вновь — на этот раз во Францию. Его полотна «французского» периода часто называют биоморфными абстракциями. В них, наряду с геометрическими фигурами, появились сюрреалистичные элементы — они напоминали простейшие биологические организмы. В парижские годы художник написал «Доминирующую кривую», «Голубое небо», «Разнообразные действия».

В 1937 году в Берлине полотна Кандинского попали на печально известную выставку «дегенеративного искусства». Многие картины, оставшиеся в Германии, были уничтожены. После оккупации Парижа немцами Кандинский решил эмигрировать в США и даже провел несколько месяцев в Пиренеях. Однако потом снова вернулся в столицу Франции, где и оставался до конца жизни. В 1944 году художник умер в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен.

Сегодня полотна Василия Кандинского хранятся в крупнейших музеях России и Европы, в частных коллекциях по всему миру. Его картины входят в список самых дорогих работ русских художников.

12 комментариев

  1. См.: http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2020/07/01/vasilij-kandinskij-o-duhovnom-v-iskusstve/ — (текст)
    **************************************************************************

    Василий Кандинский для меня — медиум/медиатор в Искусстве живописи. Теософ.
    «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской была его настольной книгой.

    Помню, как в сложные 90-ые годы, в мою короткую бытность в Отделе Искусств НБ Кыргызстана, у меня появился роскошный альбом Кандинского. Я включала музыку Китаро и рассматривала картины Мастера-визионера. И легко, будто Он вел за руку.., проникала через его полотна в высшие планы Тонких миров — в Ментальные миры Идей, чистых эйдосов, Архетипов, мыслеформы и мыслеобразы — в беспредметность. И картины начинали тонко звучать…краски и формы превращались в Звуки. Эта магия Абстракции напитывала астральное и ментальное тело одновременно. Оккультная Геометрия Пифагора оживала…

    Так Василий Васильевич стал для меня мостом в Медитацию. В Бесконечность умного созерцания. В беспредметность Огненных планов Единой Жизни. Безусловно, Кандинский больше, чем художник, Он — Посвященный, опередивший время.
    Люблю и ценю. Поклон!
    НАШ
    ______________________________

    См. также: http://jezmmm.ru/litart/shlemovana/2022/11/07/istoriya-russkogo-avangarda-kuda-privodyat-mechty/

  2. Дополнения:
    Дюжина любопытных фактов о Василии Кандинском: https://artchive.ru/publications/4777~Djuzhina_ljubopytnykh_faktov_o_Vasilii_Kandinskom
    ************************************************************************
    https://cameralabs.org/5418-znamenitye-kartiny-vasiliya-kandinskogo

    *************************************************************************
    В.Кандинский — рассказывает Александр Таиров:
    https://yandex.ru/video/preview/3155301666796521829

  3. На этот час в ЖЕЗ — 1 143 публикации, 6 651 комментарий. 🙂

    Всем — всего лучшего!
    НАШ
    ———
    https://t.me/jezmmm24 — новости политики, музыка etc

  4. ЗА МИР БОРИТЕСЬ, НЕ СПИТЕ!!!

  5. Гете, Ньютон и Кандинский. Наверное, и другие. Кто прорывался в тайны Света и Цвета, тайны этого и иных Миров. Конечно, Рерихи. Святослав Николаевич:» Я мыслю цветом». В Учении сравниваются Миры. Физический богаче по форме. Но Тонкий явно превосходит в цвете. Об этом и Уранов- Зубчинский говорил, в свои последние дни …Из письма Лидии Ивановны , жены Николая Александровича Нине Ивановне Абрамовой от 8 июня 1981 года.» За два дня до смерти он проснулся после дневного сна , глаза блестели и в них стояли слезы, на щеках был румянец, и сказал, что сейчас вернулся из » Докиуда», где испытал неописуемое блаженство…»» Место. в тысячу раз красивее нашей Уранги».
    Тот Мир… За Дэвачаном Который. Мир особого Света и Цвета. Мир Тонкой Мысли. Мир Красоты. Матери Мира. Матерь Красота, Мир самосовершенствование.
    Лектор Таиров просто заряжает своими познаниями. И хочется понять Кандинского получше. Это близко . И теперь понятно, почему нам преподносили » этих Малевичей с Кандинскими» , как каких то отступников и нежелательных художников. Те власти не терпели и Блаватскую с Рерихами. Только соцреализм!
    А ведь не все об Огненном и Тонком Мирах можно выразить словами. И картины Рерихов, эти окна в иные Миры, дают предпосылки для понимания космического. Незамутненного ни плотной атмосферой физической реальности, ни невежеством современных политиканов, жаждущих погубить все живое… Христос:» Я Свет миру». Тайна Того Мира и Тайна Света и Цвета близки. Кандинский , читая Тайную Доктрину, мог прочесть :» Бог бег глаза». Видение часть Понимания. А Оно-» Бог богов».
    И все наши продвижения в Знаниях сопровождаются открытиями и познаниями природы Света и Цвета. Познаниями в Красоте Мира.
    И на помощь естественно приходят разные шлоки. Вот в 178- й / Беспредельность/ говорится:» Правы- прекрасная Истина в Красоте. Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет этот мир к Красоте. Матери Мира обладает Магнитом Красоты…» То есть, вся Вселенная охвачена и Космическим Магнетизмом, и Красотой. Но если первое обьективность, данность, на которую выйдет со временем Наука. То второе- субьективная характеристика Мироздания. Или» плод личных спиритуалистических усилий».
    Спасибо, Наталья Анатольевна за Вашу подвижническую деятельность и творческое отношение к Делу нашей жизни.
    Александр

    • Пожалуйста, Александр Георгиевич! 🙂
      Добрый день.
      Вы написали: физический мир богаче Тонкого по форме. Это неточность. Физический мир — калька с Тонкого и астрально-эфирного планов в плотной форме.
      Большего разнообразия форм, переливающихся и звучащих, чем в Тонком мире, нигде нет. В Ментальных планах и Огненном — только чистые Энергии. Хотя в Ментальном — плавают ещё мыслеформы/мыслеобразы, Кандинский преимущественно оттуда брал/транслировал.
      В Огненном мире преобладает Звук. Ухо Иоганна Себастьяна Баха слышало и не только.

      СВЕТА — ВСЕГДА! Аум

  6. А. Венедиктов у #Солодникова:
    https://youtu.be/N5InkcVYFS4, 16.12.22
    ***
    Вагнер. Полёт валькирий: https://youtu.be/26rD7yPTKLY
    🙂

  7. Анонс.
    Друзья, напоминаем!

    Сегодня, 17 декабря в 19:00, состоится десятая и заключительная в этом году лекция Александра Григорьевича Погоняйло. Курс «Философия в Средние века»

    Подводим предварительные (по трем экскурсам) итоги курса. От темы «Власть Слова» (по Августину) переходим к теме «Слово власти» (по Августину, и далее — к Григорию Великому и Исидору Севильскому), описывая, таким образом, средневековый порядок «держателей авторитета» как глобальную теологическую парадигму. В заключение — несколько слов о секуляризации парадигмы в Новое время.

    Курс проходит дистанционно.
    Подключайтесь к трансляции по ссылке
    https://youtu.be/6kMO_iMqgqI

    Кто не смог быть с нами в прямом эфире, всегда может вернуться к записям лекций позже. Они теперь тут
    https://youtube.com/playlist?list=PLTOJer8r2KN91nnQpZXrwozMwiTibVsDB

    А если хочется только голос, то тут
    https://castbox.fm/channel/id5191471

    Не теряем траектории сближения!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *