Н.А. Шлемова. Живая Этика Рерихов

Аннотация: в статье раскрываются основные черты духовно-философского учения Живой Этики как целостной мировоззренческой системы, имеющей ярко выраженную этико-эстетическую направленность.  Рассматривается генезис и феномен учения с точки зрения концепции космического эволюционизма, являющейся ядром Живой Этики.
Ключевые слова: космизм, универсализм, синтез, эволюция, духовность, метафизическая традиция.
 Живая Этика представляет собой этико-эстетическую философию космической реальности. Как учение света, она является метафизическим развитием сократовско-платонической линии в философии, идей неоплатонизма.
   Если человек хочет познать космические корни своей души, свою космическую родину, познать душу как субстанцию света, то без обращения к Учению Огня (одно из названий Живой Этики, или Агни Йоги) ему не обойтись. Ибо нельзя прийти к познанию мира-космоса и самопознанию без осознания универсальных Законов Космоса, которые на современном этапе духовного развития человечества наиболее полно представлены в рассматриваемом нами Учении. Ведь согласование внутренней и социальной жизни индивида с законами космической эволюции обеспечивает гармонию его развития.
    Этическое, или нравственное, как и эстетическое чувство является антропологической  чертой природы  человека как homo sapiens’а. В этико-эстетическом начале заключено всё напряжение становления личности как субъекта Души. И в учении и в философии древних греков нравственность выступает как природный закон, поступать нравственно – природно-целесообразно, нарушение законов нравственности вызывает бедствия на человека, имеет негативные кармические следствия.
  В целом  «Живая Этика» представляет собой диалектическую систему универсального космического эволюционизма, систему становления Макро- и Микрокосмоса. Определяющей чертой «Живой Этики» является космичность этого Учения, его универсализм и принципиальная синтетичность, выражающиеся в трактовке любых феноменов бытия с точки зрения их космической детерминированности, как фрагмента космической эволюции, постулирующей энергетическое всеединство Вселенной.
 Этический  аспект Агни-Йоги также носит синтетический характер, интегрируя в себе космологическую, онтологическую, гносеологическую, психологическую, эстетическую и аксиологическую составляющие, обосновывая нравственную волю как творящую силу бытия.
 «Живая Этика» – это духовно-философское учение, т.е. в нем неразрывно связаны знание и нравственно-практические выводы из него. Космопространственное (и эзотерическое) восприятие «Живой Этики» представляет собой познание мира в его сакральной целостности, без распадения на субъект и объект познания и в этом смысле выступает как форма не дискурсивного схватывания целостности. Тяготение эзотерического (в смысле, внутреннего, сокровенного) текста (к типу которого принадлежит и Агни-Йога, хотя и не стоящая в ряду традиционной эзотерики в силу своей открытости и направленности) к целостности (холизму) описания мира может быть квалифицировано как формирование одного из направлений «неклассического рационализма». Актуальность метафизико-эстетических аспектов жизни и сознания современного человека и общества в целом, необходимость в нравственном императиве обусловлена ускоренным скатыванием человечества к точке бифуркации (эволюционного нуля), превращением обыденности в патогенную среду. Диффузией хаосогенной и энтропийной ситуации 80-х годов ХХ — начала XXI веков во всех сферах планетарного социума и общественного сознания. Не способностью социо-антропной системы в целом совершить «скачок» к своей трансформе: принципиально новому и иному уровню-форме-телу бытия и сознания, о котором повествуется в книгах Живой Этики, светософийному плану жизни, предвосхищенному Вл.Соловьевым и русскими религиозными философами Серебряного века. Не готовностью сознания человечества в целом к огненной трансмутации, о которой повествуется в книгах Учения Жизни (одно из названий Живой Этики, встречаемое в Письмах Е.И.Рерих), приводящей к трансформации homo sapiens’а в homo faber и homo pulcher – существа космического, или субъекта космической эволюции, — новый взгляд на человека, вводимый «Живой Этикой».
     Агни-Йога, или Учение Живой Этики  известно читателю по 14-ти книгам, записанным, собранным и опубликованным в 20-30-х годах XX века Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами.
   Учение, в плане преемственности, опирается в первую очередь на основы индо-буддийской  философии (по мнению создателей Живой Этики, нет противоречий основ Веданты с Буддизмом), синтезирует традиции Адвайты-Веданты Шанкарачарии, основы Хинаяны и Махаяны, а также выводит на новый уровень осмысления путь открытого сердца Иисуса Христа, подводя под него цельную научную базу. Е.И.Рерих видела в «Живой Этике» «новое великое Провозвестие, несущее синтез, вмещение и претворение всех заветов», идущих из древности [1: с.281]. Линия преемственности уходит корнями и в философию Платона, школу неоплатоников. Не случайно заключительный том серии «Учения Живой Этики» имеет название «Надземное». (Книга не успела выйти в свет в связи с началом второй мировой войны и была опубликована  лишь в наше время, в 1990-х годах.) «Надземное» вводит читателя в мир ноуменов – вечных идей, управляющих миром, здесь Платон скрыт под именем Мыслителя. Его Учение закладывает концепцию «Живой Этики», которая, при ближайшем рассмотрении, есть развитие метафизической и диалектической системы Платона, которая сама есть развитый пифагореизм, дальше вглубь Традиции — герметизм.
     На наш взгляд, нельзя прямолинейно связывать Живую Этику с Русской православной философией и естествознанием первой трети ХХ века (это всего лишь параллельные процессы, не имеющие единого источника инициации), как это делают некоторые серьёзные исследователи. Мы находим в Живой Этике завершение и кульминацию пифагорейско-платонической традиции: это единая мистериальная система живого знания. Философы Античности – Учителя и ученики единой Метафизической традиции. (Кстати, сколько упоминаний опять же о Платоне в Дневнике Е.И. Рерих. 1927-1928., вышедшем в Музее Востока в 2006г. Урусвати (духовное имя Е.И.Рерих) была и остаётся в духовном сотрудничестве с Платоном.)
     На наш взгляд, нет большей этики, чем наука о восхождении духа. Метафизический, сокровенный предмет этики – мир духа. Ибо ради него и только по отношению к нему существует всякая материя. Этическое утверждает примат духа, заключенного в форме, а этика —  экология души.
    Отметим, что Живую Этику нельзя рассматривать как символическое пророчество, для осознания которого требуется непосредственный мистический опыт, ее нельзя рассматривать и как схоластическую схему. Агни-Йога, будучи типом живого Метазнания (знания от Духа, а не от ума),  непосредственно вписана в интегральный поток Жизни. Ее живая философская ментальность не замкнута в собственной сфере, среде и инициирует каждого, познающего Учение, пройти своим собственным путем, дабы не противопоставлять его фанатически другим, не отрицать пути других. При этом надо удерживать в сознании за точку отсчета тот факт, что Живая Этика — явление Надземное, следовательно, земные мерки для него недостаточны. «Величие Космоса не оставляет место рассуждению, но поражает и возносит. Знание духа постигается знанием духа» [2: с.138].
     Таким образом, Живая Этика – инициатическое и метафизическое, холистическое и универсальное, иеровдохновенное, синтетическое и традиционалистское, ассоциативно-образно-метафорическое и мифогенерирующее, нетрадиционное и психологически интонированное Метазнание или принципиально новый, открытый, тип эзотерического текста, который иероцентричен и эволюционен. И представляет собой не закрыто-элитарную доктрину на современном этапе, а философизированную модель знания, синтез вненаучной и научной систем познания, не растворяющуюся «без остатка» в науке и представляющую собой тип «неклассической рациональности».
   По большому счету Учение дается не для научного описания, а для личного спасения. Но именно потому его и нужно вводить в научный оборот.
  Для современного научного сознания становится очевидным – необходимость привлечения науки для понимания Тонкого Мира, мира за пределами формы. Что само по себе обнадеживает. Ибо первостепенность в глобальном Космическом эволюционном процессе перестройки на Тонком плане есть главное условие любых перемен на плане физическом. И от адекватной перестройки сознания и поведения самих людей будет в немалой степени зависеть, что и как будет происходить с самой Землей и с человеческим сообществом в целом. В связи с этим неизбежен переход от культа к научно-практической этике.
 «Живая Этика» по-новому открывает и обосновывает глубинный смысл морали, прежде всего как господства человека над самим собой, ее отличает от других религиозно-философских учений именно натурфилософский подход к этико-нормативной основе человеческой жизни в контексте реальности Космоса.
  Определяя предмет и содержание «Живой Этики», как целостной мировоззренческой системы, представляющей собой синтез философии, религии и науки, учитывающей специфику современной эпохи, которая, как утверждается в Учении, состоит в наступлении нового, космического  этапа эволюции Земли и человечества, и выражающей главную потребность человеческого духа во всеохватывающем целостном взгляде на мир и космос и на самого человека – как космическое существо, субъекта космической эволюции. Можно сделать вывод, что «Живая Этика» представляет собой системно-рационализированный вид нового космопланетарного мировоззрения.
  Однако Живой Этикой показан и открыт путь и под Небесами и в Небеса («Ведь новый путь Земли в Небо созидается», – сказано в Живой Этике), а следовательно, нельзя «скрываться» и надо работать над  «техникой сердца», как говорил Конфуций.
  Живая Этика, на наш взгляд, интересна прежде всего своими космическими открытиями, профетическими, или опережающими эмпирическую материалистическую науку и узкий рационализм, ограниченно понимающий материю, знаниями: в сфере космологии (об иных, тонкоматериальных формах жизни на планетах нашей Солнечной системы, таких, как Венера, Юпитер, о состоянии созвездий нашей галактики (см. книги «Беспредельность», «Мир Огненный», «Откровение» и др.), откровением, выраженным в философском и натурфилософском дискурсе, о Тонком и Огненном Мирах, окружающем каждое планетное тело, с формами существования, подобными, но не равными земным, физическим.
В сфере онтологии – новой моделью и новым подходом к Мирозданию, с введением в научно-философский обиход эвристических космических понятий: Космического Магнита, Космического Права, космической эволюции, психической, или всеначальной энергии и новых Космических Законов; в сфере гносеологии Живой Этикой утверждаются энергетические характеристики и действие Мысли, как всепроникающей, тонковибрационной, вездесущей и неуничтожимой материи или мыслеосновы, энергетические аспекты Знания, новые формы познания: чувствознание, духовные познавательные способности.
  В сфере антропологии, Агни-Йога делает новый шаг в науке о психической  природе человека, о значении и развитии энергетических центров человека, которыми он соприкасается с Высшими Мирами, иными, несравненно более высокими, состояниями материи, вводя в обиход такие новые понятия, как «психозерно», психодинамика, «кольца зоркости», «психоглаз», яснознание, полеты в ментальном теле, развивая классические восточные представления о семиричном внутреннем строении человека, его тонких телах, развивая положения о технике психических посылов, «мысленных передач», психозащите, философии реинкарнаций.
 В сфере этики Агни-Йогой обосновываются энергетические основы нравственности, центром всего Учения является идея Общего Блага, Закона Общины, ее космичности, закона сотрудничества, стоящего на краеугольном камне золотого правила нравственности. Согласно Живой Этике, космическая гармония достижима только в пределе Духовной, или Безусловной Любви или Взаимности («Космический Магнит есть Любовь», —  сказано в Живой Этике [3: с. 267]).
 В сфере эстетики трансцендентного (мой термин. — Н.Ш.) Живой Этикой создана новая космоургическая философия Красоты, искусства как инструмента связи с Инобытием, канала в Высший Мир; актуализированы энергетические аспекты звука и цвета, ритма и гармонии. Освещены по-новому проблемы вдохновения, творчества, возвышенного, синтеза искусств, создана новая концепция культуры, как «почитания Света», самоорганизующейся системы духа.
  В плане психологии – в центре внимания Живой Этики стоят духовные аспекты сознания человека. Выдвигаются принципы и методы его  расширения и утончения до параметров космического сознания.
  Социологические аспекты Учения  выдвигают стратегию ускорения планетарного социума на путях космической эволюции, подчинении социо-антропо-биологических ритмов и темпов развития космическим, их синхронизации с метагалактическими. А также элементарные практические средства оздоровления социума, или потребительской цивилизации массового плебса – эгоцентриста, с кардинальным поворотом от техноцентризма к антропо- и культуроцентризму.
Нравственность в Живой Этике осмыслена как природный закон, исторический процесс – как космическое явление. В системе Живой Этики, само бытие, его становление, инволюция и эволюция есть манифестация эстезиса Единой Жизни. Онтологичность этического, панкосмизм этического, или панэтизм онтологии – в этом существо Живой Этики. В системе Живой Этики эстетическое, этическое и онтологическое – суть одно.
  Фундаментальным первопринципом Живой Этики является живая непосредственная связь человека-ученика с Духовным Учителем, определяющая место ученика в цепи космической эволюции, служащая принципом жизни и сознания. Категория духовного Учителя, как условие космического этапа эволюции человечества и Земли, становится фундирующей этической категорией в Новом Мире, онтологическим содержанием Единой Жизни, ее эстезисом, фактором мирового развития от техноцентризма к антропокосмизму и культуроцентризму.
 Учение Агни-Йоги сыграло роль культурно-мировоззренческого механизма адаптации в ХХ веке на русской почве культур Востока и Запада, осуществив неповторимый культурологический синтез начал созерцательно-интуитивного (умозрение, концентрация) и рационально-аналитического (дискурс – концепт): логоса и эстезиса. Таким образом, это – первое синтетическое эволюционное Учение, приемлемое как для Запада, реализующее себя через науку Запада, так и для Востока; связующее эти два типа цивилизации в новый культуроцивилизационный тип. Синтез культур Востока и Запада (в первую очередь, духовных культур) выводит эзотерическую духовную культуру, представленную в новом космопланетарном мировоззрении, за пределы и Востока, и Запада. Этот синтез транснационален, универсален и космичен. Живую Этику можно рассматривать как комплексную интегральную философию культуры, несущую в себе новый образ культуры, ассоциирующийся с космопланетарными и экологическими идеями, с эстетическими идеями единства человечества и Вселенной. При этом новый образ культуры в Живой Этике связан с новым образом человека как субъекта космической эволюции, инициирующей путь, ведущий душу к раскрытию её истинного бытия в слиянии с Космосом, целостностью Мироздания.
   Философско-поэтический синтез – самый краткий путь к Душе, как центру человеческого существа.
Литература
1. Полное собрание Писем Елены Ивановны Рерих в 9-ти томах. – М.: МЦР, 1999-2009. Том 1. – 420с.
2. Oзарение, §112.  Цит. по изданию: Агни-Йога. Том  I — IV. – М.: Издательство Духовной Литературы «Сфера», 2000. (Серия «Учение Живой Этики».) Том 1. – 608с.
3. Космологические записи.//Рерих Е.И.   У порога Нового Мира. — М.: МЦР, 2007. – 450с.
4. Шлемова Н.А. Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография. — М.: МГПУ, 2005, — 150 с.
5.  Наталья Шлемова. Эстетика ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО: Эстетика Огня в «Живой Этике». Монография. — Международный Издательский Дом LAP Lambert Academic Publishing, Германия, 2011. — 328с.  ISBN: 978-3-8454-0917-7.
Опубликовано: Шлемова Н.А. Живая Этика Е.И. и Н.К. Рерихов. С.95-102.// Вестник МГПУ (научный журнал ВАК), серия «Философские науки», №4 (12) – М., 2014. (С)
_________________
NB!
Более подробно на заявленную тему читайте авторскую статью «Основные положения Учения Живой Этики»: http://www.proza.ru/2014/02/01/1145; также главы из монографии о Живой Этике: http://www.proza.ru/2014/01/27/1049http://www.proza.ru/2014/02/23/1273; обобщение эстетической проблематики учения: http://www.proza.ru/2014/02/28/167; http://www.proza.ru/2014/01/31/1253; http://www.proza.ru/2014/02/02/1726 (на данной странице).
Космическая миссия Елены Рерих: http://www.proza.ru/2014/01/18/985.
Основные положения теософской доктрины Е.П.Блаватской: http://www.proza.ru/2014/04/26/1726 
_____________________________________________________________
P.S. Меня спросили, что лично для тебя есть Агни Йога? И я не задумываясь ответила: Агни Йога — не текст, но Путь, длинною в жизни. Агни Йога — это ТО, что остается в тебе, когда забываются слова… как состояние души, внутреннее качество, как звучание живого огня (и это не метафора). Агни Йога — это осознанная жизнь в Трех мирах одновременно. И конечно же, это способность Любить и славить, но не сентиментальничать. Всё самое важное в Агни Йоге, как самом метафизическом тексте, конечно же, сказано между слов и за словами, как спущенная Антахкарана через душу, как Дух, ведущий нас. И если Агни Йога раскрывает ваш творческий потенциал, заостряет самостоятельную чистую мысль, а сердце делает добрее и вместимее (вмещение противоположений), то вы на правильном пути ее постижения. А если она провоцирует ваши амбиции и оценочные суждения, то, это значит, что ступень очищения вы еще не прошли. Агни Йога — это школа, образ жизни (надеюсь, к жанру «поучений», хотя и они имеют свое законное место, эти посты не будут отнесены). Агни Йога — это Дыхание жизни. Единой Жизни. Агни Йога — фокус Космических ритмов и наш шанс, совпасть с ними или нет.
06.09.2018
https://www.proza.ru/2015/06/15/1323

P.P.S.  Мой вывод: время господства одного какого-либо Учения прошло. Только философско-научный СИНТЕЗ — магистральный путь развития Мысли на данном, новом этапе эволюции сознания человечества.

Необходимо на основе ведущих эзотерических/метафизических (Гносис, «Тайная Доктрина» и др.) и философских, религиозно-идеалистических систем создать СИНТЕЗ — как развитие новой универсальной философии Живого знания и гуманизма (Учение Софии/Вечной Женственности/Царицы Дао). Энергии Матери Мира спасут мир.

Провести реформу среднего и высшего образования, утвердив в ней на уровне общеобязательных дисциплин основы и принципы Духовных учений (Йога, Дао, Исихазм, Суфизм и др.) и Мировых религий, синтезировав их вневременное этическое/метафизическое ядро и адаптировав к современным жизненным реалиям, что поможет создать универсальную мировоззренческую парадигму миллениума в единстве теории и практики, в синтезе религии, философии, науки и искусства, эзотеризма и экзотеризма — ритуала. (см.: http://www.proza.ru/2016/08/02/1288)

СИНТЕЗ — ключевое слово эпохи. Все Духовные традиции, как ветви одного Древа, приводят к единому Корню — Надземного Знания.
Все духовные и философские учения, равно и религии должны иметь своей целью только одно — научить человека самостоятельно, критически и творчески мыслить, как и научить его Любить, ответственно поступать и быть свободным. Только обладание духовной свободой делает человека личностью.

Идея заключается в том, чтобы соединить/синтезировать Дух с наукой: на основе общей парадигмы духовной практики и новой одухотворенной науки — универсализма и синтеза.

Н.Шлемова, май 2016, Москва

* * *

Позволю себе пару размышлений касаемо «зерен Нового Мира» — они есть везде, где есть дыхание Эволюции. Общее и частное в диалектической связи. РД, увы, не является авангардной силой мира и российского общества. Рерихи — могучее явление, но под одних Рерихов весь мир не встанет. Ни одно Учение не исчерпывает всю сложность и многообразие мира. Потому и абсолютизировать его нельзя. Все элементы культа должны быть сняты (этапом фанатизма и апологетики я и сама ранее переболела). «Звенигород» — это метафора на данный момент….и возможен он только после глобального Очищения планеты. Вся культура Серебряного века была этим прорывом в Неведомое, в мистерии и теософию. Еще в национальном самосознании не исчерпана идея третьего Рима. Наша задача — нащупать универсальное и философски обоснованное звучание Учения Махатм, преподнеся его как вненациональное и внеконфессиональное явление. Развернуть Россию на Восток — означает потерять свой путь, так же как и на Запад. Основы космичны, но не этничны. Древо Жизни растет корнями с Неба.) Концепция/парадигма Единого Мира и Единого Знания, но разнообразного в своем единстве. (…наивность рд-шнего сознания должна быть преодолена.)  Не враждовать, не фанатеть, не зазывать, не навязывать. Где подлинная Культура — там и Свет. Это — путь.

Н.Шлемова, 10.11.19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *