Андрей Рублёв и Его «Троица». Поклон!

Андрей Рублёв
Русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.
*****************************************************
Андрей Рублев

Андрей Рублев

Годы жизни:
1360 — 1430
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Художник
Содержание

Андрей Рублев — первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Кроме икон, Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.

Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге. Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.

О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник.

Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского«А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец. По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.

Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…
Михаил Алпатов, искусствовед

Искусствовед Борис Дудочкин на основе текста летописи предположил, что Рублев работал в Москве или ее окрестностях довольно долго, еще до того, как принял постриг.

В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление.

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире — единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.

Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев опирался на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, однако во многом отступал от них и по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых. Из фресок особенно интересен фрагмент с изображением Страшного Суда: Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.

Сейчас сохранившиеся иконы и фрагменты фресок хранятся в отреставрированном Успенском соборе, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

С начала ХХ века Андрею Рублеву приписывали Звенигородский чин — собрание икон, созданных по заказу звенигородского князя Юрия. Историки предполагают, что первоначально их было семь, и предназначались они для княжеского Успенского собора или Рождественской церкви Саввино-Сторожевского монастыря. Сохранились же всего три большие иконы — поясные изображения Спаса, апостола Павла и архангела Михаила. Исторических свидетельств, подтверждающих авторство Рублева или устанавливающих дату создания образов, не осталось. В 1926 году искусствовед Игорь Грабарь провел стилистический анализ икон Звенигородского чина и атрибутировал их как работы Андрея Рублева. Многие искусствоведы того времени поддержали его. Но в 2017 году сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации провели еще одно исследование и установили, что эти иконы писал другой мастер.

Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись конца XIV века была украшена изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для нее миниатюры апостолов-евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея. На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела. До того в русских Евангелиях эти символы не помещали на отдельных страницах: их вплетали в орнамент, окружавший текст, или делали их частью других иллюстраций. До начала ХХ века Евангелие Хитрово, помещенное в богатый оклад, хранилось в Троице-Сергиевой лавре, затем его передали Российской государственной библиотеке.

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т. е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

 

Андрей Рублев приступил к созданию самой известной своей работы — иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах. Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного. В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.

За основу «Троицы» (второе название образа — «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа.

Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по канону: на иконе отсутствует Сарра, нет сцен омовения ног гостям и заклания тельца, а ангелы не трапезничают, а беседуют. Фигуры ангелов образуют подобие круга, взгляд не останавливается на одной из них, воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога.

Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».

До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.

Между 1422 и 1427 годом Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора. В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории монастыря.

В 1947 году ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин основали в Андрониковом монастыре Музей имени Андрея Рублева. В 1985 году его переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У входа установлен памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова. В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублева в лике преподобных святых.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9638/andrei-rublev

****************************************************************************************************

Андрей Рублев: что в нем особенного? //https://foma.ru/andrej-rublev-chto-v-nem-osobennogo.html

 

«Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор. Но как именно писал Андрей Рублев? Что такого уникального было в его стиле? И почему его работы до сих пор считаются непревзойденными шедеврами иконописного искусства? Разобраться в этом нам помогает заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова.

Как ни парадоксально, но известно о преподобном Андрее Рублеве очень мало. Он считался автором так называемого «Звенигородского чина» — трех образов деисисного ряда в иконостасе звенигородского Успенского собора на Городке, но недавно факт принадлежности этих работ ему был поставлен под сомнение. Известно, что Рублев участвовал в росписи иконостаса Благовещенского собора в Кремле, но после грандиозного пожара большинство икон было утрачено, и принадлежит ли что-либо из сохранившегося Рублеву — вопрос, на который нет ответа…

Единственное, что Рублев написал несомненно, — это знаменитая «Троица».

Как тогда можно говорить об особом «стиле Андрея Рублева»?

Говорить о стиле Рублева действительно очень трудно. Но тут нужно иметь в виду один нюанс.

Иконописное искусство — принципиально анонимное, авторы почти никогда не ставят на иконах свои имена. И, тем не менее, имя Андрея Рублева — запомнилось. Оно фигурирует в летописях, его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий. Значит, слава Рублева была велика, современники отмечали его, видели, что он не копиист, не подражатель византийских мастеров.

Андрей Рублев был не только художником, он был богословом, и современники это ценили.

Андрей Рублев: что в нем особенного?
Роспись Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря, книжная миниатюра ок. 1592 г.

В эпоху, когда жил преподобный Андрей (а это конец XIV— начало XV века), не было ничего зазорного в том, чтобы копировать иконы чужого письма. Иконописцы часто делали списки с других икон — интерпретации исходного образца, часто довольно вольные, но обязательно связанные с оригиналом.

А у Рублева мы находим нечто совсем другое. Богословскую новизну, богословскую смелость.

Круг художественных памятников, так или иначе связанных с Андреем Рублевым, очень отличается от всего остального искусства той эпохи. Так, как написал «Троицу» Рублев, ее не писали прежде никогда. Иконописцы традиционно обращались к сюжету «Гостеприимства Авраама»: изображали, помимо трех Ангелов, Авраама и Сарру, накрытый стол, заколотого тельца и т.д.

Икона «Гостеприимство Авраама»

Время создания – XVI век, место хранения – Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сюжет иконы опирается на повествование Книги Бытия о посещении дома Авраама и его жены Сарры Господом в образе трех мужей. Авраам угостил посетителей, приказав Сарре приготовить опресноки, а слуге – заколоть тельца, и получил от Господа обетование, что у него родится сын, в котором благословятся все народы (Быт 18:1-19).

Андрей Рублев: что в нем особенного?
Троица. Икона Андрея Рублева. 14254

Рублев же создал икону, сосредоточенную не на бытовых деталях, а на богословии. Три Ангела — образ Предвечного Совета Лиц Святой Троицы, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии…

Кроме того, «Троица» Рублева — явление поразительной гармонии и красоты. Бог является здесь в красоте и гармонии. Красота — одно из имен Божиих. И в этом тоже есть глубокое богословие.

Где еще мы находим «почерк» Рублева?

Весьма вероятно, что Рублеву принадлежит часть росписей в Успенском соборе Владимира — фрески с изображением Страшного Суда. И в этих фресках мы тоже видим глубокое богословское осмысление, свойственное Рублеву.

Андрей Рублев: что в нем особенного?

В его Страшном Суде нет ничего страшного, пугающего! Главное во всей этой композиции — явление Христа. Христос грядет, а Церковь Его встречает — вот ключевой смысл всей этой масштабной работы. Дух, которым она пронизана, удивительно мирный. Ангелы мирно беседуют с апостолами; апостол Павел ведет праведников в рай, размахивая хартией с надписью «Грядете со мною», как бы зазывая всех за собой. Апокалиптические картины умещаются в одном-единственном круге: здесь Андрей Рублев изобразил четырех животных из видения пророка Даниила, символизирующих четыре царства последних времен. Весьма характерно, что царство антихриста он представил в виде гиены, противной собачки, скорее мерзкой, чем страшной, место которой где-нибудь в углу.

А как же «Спас» из «Звенигородского чина»?

Мое мнение — этот образ тоже принадлежит Рублеву. Это такая выдающаяся работа, что ее обязательно должны были связать с кем-нибудь из мастеров. Если бы появился другой иконописец такого высокого уровня, его имя обязательно должно было бы выйти наружу. Князь Юрий Звенигородский, при котором проводилась роспись Успенского собора, не преминул бы похвастаться, если бы у него работал такой талантливый художник.

Андрей Рублев: что в нем особенного?
Звенигородский чин Андрея Рублева: Архангел Михаил, Спас, апостол Павел. 1408

Но никаких других имен, кроме Андрея Рублева, в исторической литературе не звучит.

В лике Спаса Звенигородского нет и намека на ту удручающую суровость, которую мы часто замечаем в образах Спасителя. Этот лик одновременно и строгий, и ласковый. Необычны и боковые иконы: апостол Павел, иконописный образ которого обычно довольно строгий, здесь склоняется перед величием Господа, подносит Священное Писание словно бы к трону царя. И Архангел Михаил, которого Откровение Иоанна Богослова рисует в виде воина, возглавляющего битву с воинством сатаны, — здесь он вовсе не воинственный, а милостивый.

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Не секрет, что Андрей Рублев входил в плеяду учеников преподобного Сергия Радонежского, который был связан с исихастской традициейА в русском исихазме вообще особый акцент на милости Божией.

Иногда можно услышать, что будто бы Андрей Рублев просто перенял поздневизантийский стиль писания икон, который мог прийти на Русь через юго-западные границы. Но, всерьез изучая работы Рублева, мы приходим к однозначному выводу: даже если какое-то византийское влияние и было, он переработал, «переплавил» его до неузнаваемости в свою самобытную манеру.

Подготовил Игорь Цуканов

Читайте также:

Андрей Рублев. Звенигородская история

****************************************************************************************************

Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?

О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам — его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

«Троица» Андрея Рублева

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона «Троица». Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это — дом, дерево и гора. Дом — это палаты Авраама, дерево — Мамврийский дуб, а гора — гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид  приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб — то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Русский паломник, игумен Даниил писал о нем — Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Сюжет «Гостеприимство Авраама» заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство «Троицы» не вызывает сомнений.

Существуют два списка иконы.

  1. Копия Годунова,заказанная царём в 1598—1600 годах.
  2. Копия Баранова и Чирикова1926—1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче «Троицы» епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.

Иконы Андрея Рублева

Читайте также — Он просто видел иной мир

Троица. Андрей Рублев

Троица

Троица, фрагмент-3. Андрей Рублев

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент-2. Андрей Рублев

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент. Андрей Рублев

Троица, фрагмент

Евангелие Хитрово, миниатюра. Андрей Рублев

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра. Андрей Рублев

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра. Андрей Рублев

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра. Андрей Рублев

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра. Андрей Рублев

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра. Андрей Рублев

Евангелие Хитрово, миниатюра

Спас, Звенигородский чин. Андрей Рублев

Спас, Звенигородский чин

Спас, Звенигородский чин, фрагмент. Андрей Рублев

Спас, Звенигородский чин, фрагмент

Архангел Михаил, Звенигородский чин. Андрей Рублев

Архангел Михаил, Звенигородский чин

Архангел Михаил, Звенигородский чин, фрагмент. Андрей Рублев

Архангел Михаил, Звенигородский чин, фрагмент

Читайте также — Андрей Тарковский. Ностальгия по настоящему

Апостол Павел, Звенигородский чин - 2. Андрей Рублев

Апостол Павел, Звенигородский чин

Апостол Павел, Звенигородский чин, фрагмент. Андрей Рублев

Апостол Павел, Звенигородский чин, фрагмент

Царские врата. Андрей Рублев

Царские врата

Царские врата, фрагмент. Андрей Рублев

Царские врата, фрагмент

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире. Андрей Рублев

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире. Андрей Рублев

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Спас в силах. Андрей Рублев

Спас в силах

Андрей Рублев. Апостол Павел

Апостол Павел

Иоанн Креститель. Андрей Рублев

Иоанн Креститель

Преображение Господне. Андрей Рублев

Преображение Господне

Крещение Господне. Андрей Рублев

Крещение Господне

Апостол Павел. Андрей Рублев

Апостол Павел

Владимирская Богородица. Андрей Рублев

Владимирская Богородица

Читайте также:

**********************************************************************************************************
P.S. 
Св. Андрея Рублёва люблю больше жизни… с Его «Троицей» у меня связан инсайт/духовная инициация октября 1993 года в Москве… видимо, готовили к 4-ому Посвящению… Силы Небесные. Аминь. Трижды — Поклон! Всегда — во мне. Оум (Н. Шлемова)

12 комментариев

  1. См. также: http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2020/09/07/bychkov-viktor-2000-let-hristianskoj-kultury-sub-specie-aesthetica-v-2-tomah/ — для всех, интересующихся Древнерусской живописью/Иконописью.
    ________________________________
    ________________________________

    https://youtu.be/2uGCjVWbEu0
    YouTube
    Андрей Рублев. «Троица» / Мост над бездной / Телеканал Культура

  2. https://www.youtube.com/watch?v=4nLhwz07a1A — КОСМОС ТРОИЦЫ

    Студия Неофит

    17 дек. 2023 г.
    Икона Андрея Рублева «Святая Троица» за несколько столетий своего существования пережила три рождения. В XV веке ее создал гениальный иконописец, прославленный еще при жизни, в начале ХХ века – раскрыли реставраторы. А в 70-е годы доктор технических наук Борис Раушенбах рассказал о «революционности» этой иконы советским людям. Именно эта икона помогла нам оказаться «впереди планеты всей», ведь созерцание этого образа и размышления об обратной перспективе древнерусской живописи позволили Раушенбаху сконструировать первые в мире механизмы стыковки космических кораблей.

    В программе: об иконе «Троица», об исследованиях, о подвиге научных работников Третьяковской галереи, которые день за днём сохраняют бесценный памятник русской и мировой культуры, ещё об удивительном трактате, написанном одним из отцов космонавтики академиком Б. Раушенбахом к 1000-летию Крещения Руси. В программе исп. архивные записи Б. В. Раушенбаха.
    ************************************************************

    Откланиваюсь… до связи.
    Добра и Света! Ом

  3. Рублевская Троица над портретом Мории, над Троицей контур Среднеазийского Маршрута Рерихов. Гармония от рублевской Троицы претворяясь в душе и в сознании, идет и к Учителю, и к Новой Стране. Нынче наша Святыня, охраняемая в Третьковке, особо актуальна, когда брат на брата идет. Срочно нужно остановить бойню, это же сколько еще загубленных душ Бафомету надо?! Жертва одна нужна от каждого человека- жить в мире и в согласии. Не такая уж и трудная. … С первого раза, а это было очень давно, скорее почувствовал, нежели догадался, что Чаша на белой скатерти в картине Рублева, как бы предлагается Ангелами человеку. Просвет между Отцом и Духом Святым для смотрящего на икону человека. Он как бы тоже входит в эту чудную гармонию, божественную. Но ведь и цвета у Рублева где то созвучны по мысли цветам Рериха. Только качественные нужны репродукции! Тогда Троица и работает с сознанием по настоящему. Далее. Примечательно, что Рублев над Ангелами выстроил подобие Их Смыслов, Символы. Над Отцом- Дом. Над Сыном- Дерево. Над Духом Святым- Скалу или Камень. Дом как Космос, в Котором правит Творец, Причина всего Сущего. Древо жизни- в проявленной части Мироздания , в вечной Четверице- Человечество эволюционирующее. Христос Его ведет. Дух Святый с Камнем устремлен к ДревуЖизни- готовность оказать духовную/ главную!/ помощь нам, грешным и невежественным людям. Создается впечатление, Андрей Рублев интуитивно догадывался об устройстве Мироздания, о месте в нем Человека. И что Красота и Гармония- непременно организуют мировой Порядок. В возможностях, в коих он находился, русский гений смог это выразить высоким мастерством и выходящим за рамки канонов церковных методом. Последнее. Помню, при первом просмотре фильма Андрей Рублев , когда на смену черно белых кадров неожиданно » нагрянули» цвета Троицы, то это было потрясением… Александр Сиротин

    • «Андрей Рублев интуитивно догадывался об устройстве Мироздания, о месте в нем Человека». (с)
      НЕ интуитивно, Он был Посвященный.

      «Но ведь и цвета у Рублева где то созвучны по мысли цветам Рериха».
      По Иерархии: цвет Рериха, созвучный цвету Рублёва. Не наоборот.
      🙂
      В теле Рублёва высокий Иерарх ходил. «Троица» Его — откровение в Образе и Цвете.
      Древо — символ Завета, Учения, напитавшего весь христианский мир, Запад, прежде всего. Дух Святой есть нам опора, что внутри нас пребудет, синоним ПЭ. Наше духовное самостояние, сознание.
      Дом за Отцом — Огненная Шамбала, место, где Воля Бога известна. Где хранится План Мироздания. Чаша — символ Жертвы, кровь Иисусова в ней, как символ духа в человеке. Духа что есть Любовь, воплощенного во плоти и распятого невежеством людским.
      _______________
      (В моей же инициации вместо Древа стоял белый Крест, отделившийся от иконы и сошедший на меня…точнее, это уже была НЕ икона, а мизансцена т.с. — духовное клише. Это была полоса огненного опыта…осень 1993г., Мокша… .)
      НАШ

  4. https://www.youtube.com/watch?v=GlMe4Xhxo2M — Похоже будто Земля проходит через ад (Эра Водолея)

  5. UPD С астрологическими дополнениями в комментариях:
    http://jezmmm.ru/spiritschool/shlemovana/2022/06/04/natalya-shlemova-razmyshleniya-v-novolunie-30-05-22/
    ****************************************************
    https://www.youtube.com/watch?v=GlMe4Xhxo2M — Похоже будто Земля проходит через ад (Эра Водолея)

    Ом 🙂

  6. Игорь Игнатущенко

    Из ФБ//Елена Гончарова · 7 June, 15:07 ·
    ПРО ХРАНИТЕЛЬНИЦУ ЯДРА РУССКОГО НАРОДА СКАЗАНО В ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЯХ Е.И.РЕРИХ.
    Тетрадь 7 [ Записи бесед с Учителем, 04.03.1953-15.08.1953] (машинопись)
    Сообщение ТЕТРАДИ УРУСВАТИ » 01 июн 2018, 20:50
    Страница 19.
    Тетрадь синяя с желтыми углами 1953 года.
    «Украина хранит ядро лучшего русского народа, и ярый Киев носил название Матери русских городов. Ярый Ярослав Мудрый яро оявился в Киеве, и ярая, конечно, оявилась тогда с Ним. Украина − исконная Русь, и Ярая не отойдет, но оявится на еще большем единении с Россией.»
    В этом сообщении Владыка сообщает, что Украина — исконная Русь, что говорит об общем славянском прошлом, общих славянских корнях таких народов как русские, украинцы, белорусы. На разъединение могучих славянских народов сделана ставка иерархией тёмных сил в лице объединённого Запада. «Но Ярая не отойдёт, но оявится на ещё большем единении с Россией», чтобы Ярая не отошла, нужно сначала военным путём освободить Ярую (Украину) от взращенных внутри страны неонационалистов, переросших в нацистов и фашистов, как сказано в Учении — «объединение народов произойдёт в битве.» (Зов, ноябрь, 7, 1921) Первое объединение народов произошло в результате Великой Социалистической Реворюции, и последовавшей за ней Гражданской войны, второе объединение последовало за поражением гитлеровской Германии после Второй Мировой. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками третьего объединения народов, ещё большего едиения с Россией, которое последует после поражения нацистов и фашистов, окопавшихся с Ярой Украине – исконной Руси. Далее последует следующий этап — объединение на духовном уровне. Вовсе не случайно Н.К.Рерих назвал свою картину «Мадонна Орифламма» Владычицей Червонно –Пламенной. Есть здесь связь с Червонной Русью (Украиной), потому что Ярая уявилась с Ярославом Мудрым тогда в Киеве.

    • Данный ход мыслей, характерный для большинства в РД, как раз иллюстрирует тот случай, когда идеи владеют человеком, а не человек — идеями. ))

      Все славянское объединение понимают по-разному, но насильственным оно точно быть не может. Пока мы наблюдаем только барьер ненависти… Огнем и мечом в цивилизованном мире земли не возвращают. Методология устарела. Сегодня всё решает качество, а не количество. Не территория, а концентрация: социально-экономических условий и человеческого капитала.

      См.: http://jezmmm.ru/meta/shlemovana/2022/03/02/postulaty-novoluniya-02-03-22-net-vojne-da-novomu-miru/

      • Земля зажила по новому сценарию: https://www.youtube.com/watch?v=4RfiDB8a_3A (ЭВ)
        В сентябре октябре конфликт достигнет пика

      • Игорь Игнатущенко

        На мой взгляд, автор (Гончарова) имитирует/симулирует конечный вывод про «третье объединения народов»! Я не говорю даже об эзотерике, а о простой логике. Налицо желание угодить массовому, искаженному сознанию, слиться с ним и за уши притянуть Учение на потребу дня. Если два этапа хоть объединяли народы Украины и России, они стояли по одну сторону, то нынешнее время назвать «Объединением» может только наш мид. Согласен с НАШ, заблуждение прошлых веков и жизней затмило разум, территория в наше время ничего не решает, особенно для тех режимов которые не могут привести в порядок и уже имеющиеся. Почему не приходит в голову, что если США вдруг решат расширится, то им только стоит попросить/напечатать в газете, провести референдум в Мексике и в одну неделю/сутки у них будет территории на 20% больше, но люди верят, что этим странным янки нужна необжитая, вечно мерзлая территория за тысячи километров и океанов. Потеря Украины, это реальный разрыв метафизической ткани славянских народов, это отмена их духовного объединения на десятилетия, это торжество тьмы! Все, кто был причастен к этой трагедии, а тем более обосновывал ее космическую обусловленность и мнимую справедливость её пособники…..

  7. Смотрят ли реальные военные новости Гончарова и другие ? Ведь ясно, что не на затяжную операцию планировали, на несколько дней. Пошло не так. И придумывают люди ментальные построения, чтобы успокоить и себя, и других. » Все идет по плану». Ой ли ? Геноцид славян идет. О дневниках Елены Ивановны. Сказано, не раскрывать их сегодня и еще много лет. Будем всякий раз натыкаться на неожиданности. Потом. Сегодня тексты с постоянными повторениями слов» ярый», «ярая», «ярые» в научный оборот не пройдут. И для наших, популяризаторских целей — то же. Обычное сознание , воспринимая ярых, взбунтуется. Отвергнет. Не пришло еще время. И не нашему поколению похоже Дневники эти исследовать. Кстати, об этом говорил Алле Михайловне Шустовой. В ответ, дескать, мы ученые, мы должны все исследовать… Далее. Гончарова приводит запись в Зове от 7 ноября 1921 года. В 4- ю годовщину Октябрьского Переворота. Тогда еще так называли, потом поменяют .Негоже вырывать фразы из контекста. Вот полный текст.» М… привык сражаться, и дети Мои должны быть мудрыми в битве. Обьединение народов придет в битве. Я люблю явление мощи духа. Теперь бейтесь мудро, враги Наши- ваши враги. Шлю любовь и силы». Неужели непонятно, о какой битве/ а не в о й н е!/ идет речь? » Бейтесь мудро»- то есть, вместе с Учителем. Духовная битва, а не бесконечные обстрелы городов. Домыслы типа надо освободить Украину от … Да посмотрите же, что сами простые жители о таком » освобождении» говорят! Вам понравилось бы, если бы — не дай Бог!- дом ваш бомбили, приговаривая, это мы вас от ваших врагов освобождаем… Закончим пояснением Юрия Николаевича Рериха. Его спрашивали о последней битве. Он ответил, что она будет за Учение. За Новый Мир. Александр

    • Спасибо, Александр Георгиевич, за дополнение, ценное.
      Да, фраза «Обьединение народов придет в битве» — вырвана из контекста. Большинство в РД (рериховское движение) так и не научилось культуре цитирования. Зато научилось свои амбиции «всезнаек», псевдолидеров на ровном месте… продвигать впереди себя.

      Моя карма — говорить голую правду, никому не желая угодить, потому скажу, что, на мой взгляд, сегодня НЕТ т.н. рериховедения, все исследователи так или иначе ангажированы… либо являются апологетами. Нет объективности, необходимой для ученого. Потому я НЕ вижу в поле Учения Живая Этика и наследия Рерихов в наше время настоящих экспертов. Мелко всё как-то…вторично, либо заточено под официальные установки, корпоративные интересы. Не созрели силы еще. Те, кто есть, астрально поляризованы. Сложность мысли — не для них.

      В Тетрадях Урусвати есть амбивалентность мысли, доступная тем, кто умеет вмещать противоположения. Для большинства они должны быть закрыты до 2050 года…, по желанию самой ЕИР. Но, стратегию ускорения трудно просчитать… потому Тетради и оказались в открытом доступе. Как лакмусовая бумага…

      Помнится, Идеи гениального Ницше нацисты тоже использовали в целях своей шовинистической идеологии. Хотя сам Он не любил «белокурою бестию». Поклон Его огненному Духу. Аум

      НАШ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *