Борис Владимирович Раушенбах. «Логика троичности». «Геометрия картины и зрительное восприятие»

Москва. Физик-механик, один из основоположников советской космонавтики, академик АН СССР Борис Раушенбах. Фото Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС/

Почтим Память этого Красивого Человека! Аминь. Поклон! Ом

Раушенбах Борис Викторович

Советский и российский физик-механик, один из основоположников советской космонавтики, доктор технических наук, профессор. Академик АН СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

**************************************************

БОРИС РАУШЕНБАХ: ОТ РАКЕТЫ К ИКОНЕ

Источник: Фома.Ru

Академик Борис Раушенбах
Академик Борис Раушенбах

Академик Борис Раушенбах, один из основателей космонавтики, создавший научную школу космической навигации, обратился в конце жизни к изучению пространства иконы и математическим моделям, объясняющим Троичность Бога. Этот поворот не был случайным, к новым научным интересам ученый пришел через работу над оптикой космических аппаратов.Свою автобиографию академик Б. В. Раушенбах начинает словами: «Я довольно редкий экземпляр царского еще “производства”: родился до революции». Его отец был родом с Волги, а мать из прибалтийских немцев. С детства будущий ученый «увлекался всем, что летает, участвовал во всех детских кружках, связанных с полетами». Будучи студентом Ленинградского института гражданского воздушного флота, Раушенбах занялся проектированием новых летательных аппаратов — бесхвостых самолетов и бесхвостых планеров. Однажды вместе с другом он приехал на испытания в Крым, где познакомился с Королевым, у которого начал работать по окончании учебы.

С началом Великой Отечественной войны Раушенбах приступил к работе над оборонными проектами, участвовал в разработке секретных реактивных минометов, знаменитых «Катюш». Однако, как немец по происхождению, вскоре был репрессирован.

В заключении ученый не переставал трудиться: окончил расчеты полета самонаводящегося зенитного снаряда. Это и спасло ему жизнь: работу высоко оценил авиаконструктор Виктор Федорович Болховитинов, по ходатайству которого непосильные каторжные работы Раушенбаху заменили работой по специальности — математикой. Освободили ученого в 1946 году, благодаря стараниям великого ученого-математика Мстислава Келдыша.

Будучи состоявшимся ученым, Раушенбах внезапно решает «начать все с нуля», заняться новым направлением: «Уже будучи профессором, уже имея возможность “отрастить пузо”, я… всё бросил и начал всё сначала. Занялся новой тогда теорией управления космическими аппаратами. Еще никакого спутника и в помине не было, но я знал, что это перспективное направление». Затем исследователь вновь начал сотрудничать с Королевым и стал главным конструктором, разработавшим системы управления космическими аппаратами «Луна», «Венера», «Восток» и орбитальной станцией «Мир».

Борис Раушенбах был последним человеком, с которым общался перед полетом Гагарин: «Голова была забита тем, чтобы не отказал какой-нибудь прибор, чтобы не вышла из строя какая-либо система… Вот что занимало голову, а вовсе не то, что происходит нечто эпохальное. И успокоение наступало только тогда, когда телеметрические приборы корабля из космоса передавали, что системы работают нормально. Когда я понял, что все прошло хорошо, то встал и перекрестился. К великому изумлению всех присутствовавших на командном пункте космодрома».

Разрабатывая проблему стыковки космических кораблей, Раушенбах задумался о том, как наиболее точно отобразить пространство на экране, ведь космонавт не может наблюдать стыковку непосредственно, а изображение на экране искажалось. В результате ученый разработал новую теорию перспективы. «До сих пор теория перспективы опиралась на работу глаза (если угодно, фотоаппарата), — писал ученый, — а на самом деле видимая человеком картина пространства создается мозгом. Изображение на сетчатке глаза всего лишь “полуфабрикат”».

Пример прямой перспективы
Пример прямой перспективы

Далее мысль исследователя обратилась к живописи. Он стал изучать памятники древнерусского искусства и был удивлен тем, как в них передавалось пространство. «В иконописи повсеместно используется странная “обратная перспектива”, которая кажется абсолютно алогичной, противоречащей очевидным правилам, известным сегодня всем и подтвержденным практикой фотографии. Неужели это результат “неумения”, как об этом писали многие? Почему вообще художники пишут так, а не иначе? …Я пытался найти рациональные корни, для этого пришлось учесть работу не только глаза, но и мозга при зрительном восприятии. А это, в свою очередь, потребовало математического описания работы мозга. Оказалось, что “обратная перспектива” и многие другие странности совершенно естественны и даже неизбежны».Однако пытливым ученым руководил не только сугубо научный интерес: «Повлияло и мое детство, когда меня водили в церковь, приобщали святых тайн, а детские впечатления — это не такая вещь, которая забывается и исчезает бесследно. Во все времена моей жизни мне была весьма неприятна антирелигиозная пропаганда, я всегда считал ее чушью и болел за религию…» Итогом стали четыре книги об искусстве, первая из которых вышла в 1975 году («Пространственные построения в древнерусской живописи»), последняя — в 1994-м. В своих работах академик «поверил алгеброй гармонию».

Что же привлекло внимание ученого в области иконописания? Многие античные и средневековые художники изображали предметы на картине так, будто они не изменяются при удалении — это так называемая параллельная перспектива, однако это не было связано с неумением рисовать, ведь еще в X—XI веках в Китае создавались вполне реалистические изображения, где предметы уменьшались по мере удаления от смотрящего. В эпоху Возрождения было разработано учение о классической перспективе, однако, спустя некоторое время, художники обнаружили, что точное, реалистическое изображение не всегда создает нужное зрительное впечатление. Грубо говоря, более значимые предметы иногда бывают написаны крупнее или же, чтобы композиция казалась целостной, удаленные друг от друга предметы волей художника изображаются ближе, чем на самом деле.

Пример обратной перспективы
Пример обратной перспективы

Что же такое «обратная перспектива»? И чем она отличается от прямой? В прямой перспективе есть только одна точка, откуда смотрит наблюдатель, и все видимые предметы уменьшаются по мере их удаления от смотрящего, приближаясь к общей «точке схода» на линии горизонта. А в обратной перспективе «точек наблюдения» может быть много, изображение имеет несколько горизонтов, предметы кажутся увеличивающимися по мере удаления от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя — кажется, что икона пытается заглянуть в самое сердце предстоящего перед ней.От изучения иконы Раушенбах перешел к богословию, без которого невозможно понимание иконы. Последние его работы посвящены Святой Троице. Следует сказать, что многие святые отцы пытались найти аналогии в мире, которые позволили бы объяснить, как три личности являются одним Богом. Святитель Василий Великий приводил в пример радугу: «Один и тот же свет и непрерывен в самом себе, и многоцветен», а святитель Игнатий Брянчанинов — человеческие свойства: «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа». Раушенбах предложил сравнение из математики: «Я сказал себе: будем искать в математике объект, обладающий всеми логическими свойствами Троицы, и если такой объект будет обнаружен, то этим самым будет доказана возможность логической непротиворечивости структуры Троицы и в том случае, когда каждое Лицо является Богом. И, четко сформулировав логические свойства Троицы, сгруппировав их и уточнив, я вышел на математический объект, полностью соответствующий перечисленным свойствам, — это был самый обычный вектор с его ортогональными составляющими…»

Многих ученых удивляло, как человек науки может быть религиозен? На этот вопрос сам Раушенбах отвечал так: «Все чаще людям в голову приходит мысль: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной? Хотя я не стал бы разделять религиозное и научное мировоззрение. Я бы взял шире — логическое, в том числе и научное, и внелогическое, куда входит не только религия, но и искусство — разные грани мировоззрения…»

Юлия Линде

Источник: Фома.Ru

12 апреля 2011 г.

****************************************************************************************************

*****************************************************

Борис Раушенбах — Геометрия картины и зрительное восприятие

Эта книга об истории развития методов геометрической передачи пространства и объемов тел на плоскости картины. Рассматривая перспективные способы пространственных построений, автор использует современную теорию перспективы, учитывающую преобразующую деятельность мозга при зрительном восприятии человека. Исследуемый материал — искусство, начиная с Древнего Египта и до начала XX века.

**************************************************

**************************************************

****************************************************************************************************

P.S. Сказано в Учении Огня/Живой Этики: «Майтрейя Шестую Расу собирает на Тонком плане»… а я, свою расу/команду, — в ЖЕЗ, ноосферно… (НАШ) 🙂 Шаг и Путь, Родные! Аум

************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ

7 комментариев

  1. Любовь — энергия богопознания

    М.:

    Когда в тебе ломается привычный мир,
    Когда зерно размалывается в пыль,
    Когда нутром из Космоса сигнал ты слышишь,
    Точнее, провидишь Волю и лишь Богам ты служишь,
    Забывая мир в существенности смысла.
    Когда уж сердцем ты коснулся Бездны дна,
    Но вдруг со дна же Бездны,
    Где кипит кровавая алчба,
    Ударил, запульсировал ярчайший Свет,
    Которому названья нет,
    И ослепил тебя на время, которое иссякло…
    И свет необъяснимый со светом внутренним соединился.
    Иррациональность, пресуществление Начал,
    Взаимопроницание духовных половин,
    Бесполость… и плотность Духа.
    Да, я хочу сгорать в Тебе до обнажения основы.
    Да, умереть хочу, Тобою воскресая.
    Алхимия Любви, преображение, суть святая,
    И ритуальна жертва и не сойти с Пути.
    Безумием, как методом и стилем, запись ведём Судьбы.
    И замысла не вычеркнуть и не переписать.
    То действует Идея…
    Любовь – энергия богопознания.
    Душа ж Твоя, как пуля, насмерть проходит сквозь меня
    И пробивает мое сердце.
    Любовь есть посвятительный процесс.

    Теряем форму, обретая Душу.
    Сжигаем Душу, Духом возносясь.
    Так, личность умирает, Монадой становясь.

    24.02.2015
    Наталья Шлемова,
    Москва

    © Copyright: Наталья Анатольевна Шлемова, 2015
    Свидетельство о публикации №215022401971 //https://proza.ru/2015/02/24/1971

  2. Игорь Игнатущенко

    Алексей Арестович.
    Семя зла есть в душе каждого человека.

    Вопрос только в том, на что ставит сам человек. Коллектив или государство, где живёт человек.

    Много зла натворили группы людей, в душах и умах которых доминировала хтонь.

    В Индии была секта душителей, члены которой убили полтора миллиона человек. Этнические чистки, пытки в тюрьмах, борьба с неугодными, культы с жертвоприношениями, репрессии — результат того, что хтонь возобладала группой людей, которые имели бесконтрольную власть.

    Когда хтонь становится государственной политикой в многомиллионной стране, а именно это мы видим в путинской России, они творят ужасы в Буче.

    То, что бригаде, которая бесчинствовала в Буче, присвоили звание Гвардейская, свидетельство того, что это и есть ставка государственной политики.

    Это — культ. Это ставка на зло в человеке и поощрение этого зла.

    Британцы сталкивались с подобными культами в Индии, Африке и знают, что
    с этим нужно бороться и нужно это побеждать.

    Полякам это хорошо знакомо. Нам тоже.

    Поэтому мы в тесном союзе противостоим злу.

    Наша задача не просто побеждать на поле, мы должны это делать с любовью и уважением к врагу.

    Если в нас победит зло, мы станим ими. Мы проиграем.

    Этот выбор не делается раз в четыре года на выборах. Личный выбор каждого человека чему служить: добру или злу совершается каждое мгновение.

    Мы должны выбирать добро.

    Полное видео https://www.youtube.com/watch?v=30VTFgt8S98&t=21s

  3. … А к празднику и привезли… Танкист на мине подорвался. Селяне мимо Вани шли И стон у гроба раздавался. Открыть не дали. Он? Не он? Гадали. Выступил военный. Прервал майора бабий стон, Он плыл один, во всей Вселенной. Всю в черном, матушку вели, Дочурки тихо голосили. Куда нас бесы завели? И День России- ночь в России…
    Александр Сиротин, Алтайский край

    • Ване — Царствия Небесного!.. Светлая память.
      Соболезнования — родным! Поклон.
      ………………………………………………………………………….
      Ночь сменяется Утром.
      Ом
      Спасибо за Стихи…сильно. (Мама плачет, я ей прочла.)

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *