Н.А. Шлемова. Метаисторический смысл Русской революции 1917 г.

    
Аннотация: В статье предпринята попытка трансфизического взгляда на Русскую революцию с точки зрения процессов Космической эволюции, обусловливающих земную историю.
Ключевые слова: метаистория; духовные, материальные интеллектуальные ценности; многослойность бытия; силы света и силы хаоса; революция – эволюция.
                                                                 ***
«Фанатизм, то есть предельная форма нетерпимости, есть утеря внутренней свободы. Фанатика порабощает идея, она суживает его сознание, он перестаёт владеть собой». Н.Бердяев. «Царство духа и царство кесаря»
Тому, кто винит других, предстоит длинная дорога.
Тот, кто винит себя, уже прошёл половину пути.
Тот, кто не винит никого, дошёл до конца.
Буддийская мудрость
«Дьявол начинается с пены на губах ангела,
доказывающего свою правоту».
Григорий Померанц
Я уверена, зло может и должно быть побеждено только прощением, милосердием. (Н.Шлемова)

***

Провидел Н.К.Рерих: «Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война – с собственным невежеством, агрессией, раздражением. И только коренное преобразование каждого отдельного человека может стать началом мирной жизни всех людей».
                                                              ***
Русская революция – социальное явление, нуждающееся в объективном историческом анализе, которое не стоит сегодня героизировать или демонизировать, как и пытаться в очередной раз использовать юбилейную годовщину Революции в целях раскола общественного сознания и без того состоящего из антагонизмов и крайней нетерпимости друг к другу.
В данной статье мы попытаемся посмотреть на закономерности Русской революции с точки зрения не фактов исторической науки, а метаистории (термин Д. Андреева) как совокупности иноматериальных процессов. В собеседники мы приглашаем Даниила Леонидовича Андреева (1906 – 1959) – русского мыслителя-мистика, визионера и пророка, поэта и большого знатока Отечественной и мировой истории, предвестника второго Осевого времени, автора книги-откровения «Роза Мира» (1958), над которой он работал в течение своего десятилетнего пребывания во Владимирской тюрьме, в годы сталинских репрессий. Д. Андрееву свойственно особое чувство истории как живого потока, нашего мира как кальки трансфизической реальности, многослойности бытия: видимого и невидимого.
Согласно Д. Андрееву, вся земная история есть борьба демонического и провиденциального начал, о том же говорил и Владимир Соловьев в метафизическом трактате «София», диалог второй: Космический и исторический процесс — как схватка сил Демиурга, или Логоса, и Духа хаоса, или Сатаны, божественных и антибожественных сил. «Духовные и материальные начала – едины» [3: с.101].
Если предположить, что процесс космо-планетарной эволюции движется по спирали, то не трудно заметить, что каждые 100 лет историческая ситуация имеет свойство повторяться на новом витке спирали, хотя и в ином качестве. Мы стоим на позициях, что исторический процесс – это космическое явление. Вслед за Платоном («Тимей») мы скажем: Космос разумен, что подтверждает принцип голографического строения Вселенной, принимаемый в современной космологии. Если произошли изменения в единой системе космической Реальности, то они неизбежно отразятся на части Космоса – планете Земля, на человеке. Равно и все внутренние процессы в сознании человека и человечества отражаются на характере окружающей действительности, им же самим и создаваемой: война внутри – война вовне.
То есть ни одно крупное историческое событие не совершается без «мандата Неба». Посему сотрудничество с Разумными силами Вселенной – высшее благо для человека на Земле. Есть Идея – есть ее отражение в феноменальном мире, в явлении, ибо мир форм существует по отношению к миру Идей. Недаром В.И. Ленин утверждал: идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой.
Я бы даже сказала, что идейный вождь Русской революции, пассионарий Владимир Ульянов-Ленин был космистом по складу мышления и типу интуиции. Его мозг служил каналом для провиденциальных сил. И, разумеется, Русская революция была закономерным продолжением Великой Французской революции 1789 года, несшей в мир идеалы свободы, равенства и братства между людьми, целью которой являлось покончить с исчерпавшим себя институтом абсолютной монархии и построить демократическое гуманное общество, в котором бы идущий по пути просвещения народ становился субъектом истории.
Другое дело, как универсальные законы, принципы и идеи Космоса отражаются в физической, грубо-материальной реальности – как правило, искаженно: как солнце в луже. Главной целью любой революции является свобода. Но какая свобода? Только ли в переделе собственности? Или в творчестве форм лучшей, одухотворенной жизни?
Пророческие строки Александра Блока в 1918 году: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста» точно определили суть свободы в пространстве Русской революции. Без креста, т.е. без духа, но «свобода предполагает существование духовного начала, не детерминированного ни природой, ни обществом. Свобода есть духовное начало в человеке», — писал тогда же Н. Бердяев [2: с.286].
Согласно видению и пониманию Д. Андреева, история – борьба влияний демиурга сверхнарода, к которому относится и русский народ, и воинствующего демона великодержавия на сознание царей, правящих классов и народных масс. Демонизм, в противоположность демиургизму, есть жизнь для себя и во имя свое, есть воинственное богоборчество, безбожие. «Всякий уицраор (демон великодержавия. – Н.Ш.) стремится к пожиранию своих порождений. Извечное стремление всякой державной государственности к уничтожению ядер государственности новой, возникающей в стихийности всех тех движений, которые стремятся к смене существующего народоустройства другим, — в сущности, не что иное, как отражение в историческом зеркале этих гнусных сцен, разыгрывающихся на изнанке мира» [1: с.139].
По Андрееву, деяния Велги (имя великого коварного демона) – Великая Смута и Великая Революция. Ибо Велга питается эманациями крови, ужаса и страданий. Таким образом, идеал совершенного социального устройства демоническим началом был искажен, и залито кровью построение более совершенного общества: христианский принцип заменен принципом внешнего насилия.
«Именно это видим и в панорамах гражданской войны, и в последовавших за нею этапах истории. Но это еще не значило, будто бы демоническое начало полностью захватило и контролирует и это движение, и психику людей, к нему примкнувших. Сколь ни снижалась их этическая практика и сколь враждебен ко всякой духовности ни становился их порабощенный материалистической доктриной ум, но человеческие душевные движения, вытекавшие из бессознательной или сверхсознательной сферы, продолжали зачастую быть и возвышенными, и чистыми, и достойными. Отсюда вытекало и чувство товарищества, и жажда знания, и героизм, и самопожертвование, тем более ценные, что жертвующий своей жизнью ради блага грядущего человечества не рассчитывал на воздаяние в загробной жизни» [1: с.208].
О конце российского великодержавия Андреев пишет так: «Треснула и расселась сама имперская государственность, и сквозь образовавшуюся брешь миллионы человеческих душ увидели духовным зрением голубое сияние Навны (Идеальная Соборная Душа Российской метакультуры, условное название — в словаре Д. Андреева). Они увидели близость той, чье освобождение будет залогом осуществления метаисторической миссии русского народа, — путем ко всечеловеческому братству. Их сознания не могли вместить это лучезарное видение, но на несколько великих дней вся атмосфера их существа исполнилась неописуемой радости и опьяняющей веры. То была вера в свершение вековой мечты, в наступление всеобщего счастья. То были незабвенные дни на рубеже февраля и марта 1917 года, когда священный хмель бескровной революции залил Петербург и Москву, катясь от сердца к сердцу, от дома к дому, по всей стране, по всем всколыхнувшимся, ликующим губерниям. Даже самые уравновешенные умы поверили на мгновение, будто Россия вступила в эру всеобщего братства, оставив позади всякое зло и указывая путь к мировой гармонии всем народам» [1: с.207]. …Выстрелы в Ипатьевском подвале в Екатеринбурге – расплата за грехи царской династии трех веков, считает Андреев, с чем трудно не согласиться, признавая закон причинно-следственной связи, или Кармы.
Вопрос о различии между духовными и материальными ценностями является кардинальным в жизни общества. Данное различие резко обозначилось с эпохи рациоцентризма XVII века, наметившего подмену духовного материальным, окончательно порвавшим с интенциями Осевого времени, когда разумный Космос и Бог были точками отсчета для думающего человека, по отношению к ним он выстраивал свою жизнь. Но когда начинает сам себе довлеть разум, или хуже, рассудок, желающий только господства над миром, а, следовательно, отделяющий себя от мира-Целого, то понятно, что мы придем к позитивистскому оскудению духовной жизни: к кризису религиозного сознания, умиранию искусства, бесплодию или тупику философской мысли, к отделению себя от высших структур человеческой природы: Души и Духа. И человечество, в частности западное, быстро пошло этим путем ложного блеска: научно-технического прогресса, не осознавая, что наука в той же степени мифологична, как и рационален миф.
В революции как механизме коллапса и взрыва материи, с помощью которых она и развивается, заложен был огромный иррациональный импульс, заземлить который одними социальными факторами, работающими на материальный достаток, было нельзя — тому свидетельство духовная революция в искусстве и культуре Серебряного века, ставшая поистине русским ренессансом. Д. Андреев справедливо замечает, что духовное богатство находится отнюдь не в прямой зависимости от богатства материального. «Дурно отражаются на духовной деятельности только две степени материального достатка: нищета и роскошь» [1: с.209].
Подмена понятия духовного понятием интеллектуального, причем с сохранением именно термина «духовный», столь повсеместна в России и на Западе, что становятся совершенно ясными ее смысл и цель. Ее смысл и цель – все в том же стремлении вывести человеческую психику из области высших ценностей в область ценностей утилитарных. Это стремление и его действенное осуществление составляют одну из главнейших сторон переживаемого нами этапа культурно-исторического процесса. Это связано, конечно, и с выхолащиванием далекого социального идеала, и с усилиями сделать это постепенно, прикровенно, дабы общество, мало-помалу выхолащиваясь само и перерождаясь, не замечало образующегося вакуума, не замечало, как у него отнимают ценнейшие из ценностей и взамен подставляют другие, подчиненные, — объективно определяет Даниил Андреев.
«Провозглашать материальный достаток и внешнее покорение сил природы ради опять-таки материального изобилия человечества ценностью основной и наивысшей, целью организованной борьбы масс во всем мире, идеалом общественного развития, во имя которого следует приносить в жертву целые поколения и все, что относится к духовному ряду ценностей, — это и есть или трагическая ошибка, или полуосознанный обман. Однако же именно эта ложная мысль, иногда провозглашаемая полным голосом, иногда недоговариваемая до конца, но всегда присутствующая в комплексе революционных идей нашего века, определяет и характер идеалов, венчающих этот комплекс, и усвоенную им методику», — проницательно и справедливо утверждает автор «Розы Мира» [1: с.209].
И далее, Д. Андреев точно характеризует сущность доктрины марксизма, не являющуюся столь очевидной на первый взгляд. «<…>Доктрина, тесно связана генетически с предыдущими звеньями западной философской и научной мысли, даже с христианством, разрабатывалась, однако, при активной помощи тех сил, которые озабочены созданием мощного учения, долженствующего сделаться ведущим в человечестве, но ведущим по лестнице идейно-социальных подмен к такому состоянию общественному, культурному, психологическому и техническому, откуда остается лишь один короткий скачок до абсолютной единоличной тирании (курсив мой. – Н.Ш.).
<…> Железно-упрямый, не желающий уступить ни пяди, буквально с пеной у рта отстаиваемый материализм; жгучая, до неистовства доходящая ненависть ко всему, что можно заподозрить в религиозности, в мистике или в идеализме; полное исключение духовных ценностей, приравнивание их к пережиткам древности и утверждение лишь материального и интеллектуального рядов ценностей; поставление во главу угла идеи о материальном изобилии большинства; благословение любых средств, если они способствуют достижению этой цели; провозглашение диктатуры пролетариата, затем подмена пролетариата одной единственной партией, а еще позднее – подмена партии фигурой единовластного вождя… — всё это и многое другое приобретает под новым углом зрения новый и достаточно зловещий смысл» [1: с.211].
Смысл индустриализации – одного из главнейших мероприятий государства в 20-х и 30-х годах нашего века – отнюдь не исчерпывается тем, что эта мера усилила обороноспособность страны, одновременно поднимая, хотя и черепашьими темпами, ее материальный уровень. Смысл индустриализации еще и в том, что она произвела насильственную ломку психологии крестьянства и интеллигенции, заставив Россию, как выразился Д.Андреев, «мыслить машинами», а в обществе распространяя тот психологический режим, при котором всё расценивается мерилом полезности, все чувствуют себя винтиками в гигантской машине и считают это нормой. «…режим, при котором вырождается искусство, становится государственной проституткой литература, умирает религия, опошляется культурное наследие и выхолащивается этика, это психологический режим бездуховности» [1: с.212].
«К тому времени уже давно было сконструировано, свинчено и поваплено то, что долженствовало заменить собою церковь как водительницу душ, как учительницу жизни, как массовую организацию. Эта квазицерковь приняла от своей предшественницы и ее исконную догматическую неколебимость, и свойственное ей сочетание централизованности с демократизмом, и ее систему сурового внутреннего подчинения, и ее претензии на роль единственного индикатора истины. Постаралась имитировать даже то душевное тепло, которое свойственно церкви. Идейное и структурное единство партии охранялось такими же беспощадными мерами, какими некогда, в века своего становления, христианская церковь оберегала свое единство, вступая в жестокую борьбу с любой ересью. А исключение провинившегося члена из лона квазицеркви стало таким же страшным наказанием и воспринималось несчастным столь же трагически, как в средние века воспринималось отлучение от церкви» [1: с.213].
Человек какого образа воспитывался этой всеобъемлющей педагогической системой? Каков был ее идеал?
«Она развивала в испытуемом смелость, ибо смелость эта была нужна государству для борьбы с врагами и для грядущих боев за всемирную власть. Воспитывалась воля, но такая воля, которая покорна государству и квазицеркви и тверда в осуществлении их – и только их – директив. Воспитывалось чувство товарищества, но товарищества по отношению только к тем, кто неукоснительно и твердо отстаивал дело именно этого государства и этой квазицеркви. Воспитывались правдивость и честность, но честность особого рода: такая честность, когда человек, не колеблясь, предаст товарища, друга, отца, выдаст любую доверенную ему тайну, если они хотя бы в деталях противоречат интересам государства и указаниям квазицеркви. Воспитывалось творческое отношение к труду – всё ради эффективности трудовых процессов в интересах той же квазицеркви и того же государства. Поощрялась жажда знания, но направлялась она по строго определенному руслу: такому руслу, которое обеспечивало технический прогресс и формирование определенной идеологии. Всё это окрашивалось тщательно культивируемой, выращиваемой, питаемой, подогреваемой ненавистью к врагу, причем врагом считался каждый мыслящий иначе, чем квазицерковь. В итоге получалась развитая, энергичная, жизнерадостная, целеустремленная, волевая личность, по-своему честная, по-своему идейная, жестокая до беспощадности, духовно узкая, религиозно-невежественная, зачастую принимающая подлость за подвиг, а бесчеловечность – за мужество и героизм.
Создавался законченный тип самоуверенного фанатика, воображающего, что его государство – лучшее из всех государств в мире, его народ – талантливее всех народов, его квазицерковь – ковчег абсолютной истины, его идеология – безупречно правильна, его вождь – непогрешим не только ex cathedra, но и во все минуты своей жизни, всё же остальное – ветошь, исторический мусор, только мешающий жить и осужденный на безжалостное уничтожение» [1: с.214]. (Читатель может задать мне закономерный вопрос: зачем же Вы вслед за Андреевым так припечатали русский народ? Он знал только охранников и офицеров КГБ, а народ вовсе не знал. Народ все видел и жалел лагерников, и рисковал, помогая им, и все же рвался на фронт защищать свою побитую Родину. Отвечаю: любя и уважая русский народ и являясь его частью, я не склонна его идеализировать, осознавая резкие полярности в природе русских.) «<…> демонический разум не смотрел на Доктрину (марксизм. – Н.Ш.) как на единственное, что может и должно объединить мир. Интернациональная революционная Доктрина – прочное всемирное бездуховное объединение» [1: с.214], — заключает Д. Андреев.
Ленин, по мнению Д. Андреева, хотя и был интернационалистом не на словах, а на деле, во многом, неосознанно, в силу условий диктата отсталой социальной действительности, был осуществителем темной миссии, но он глубоко верил в то, что его деятельность направлена на благо человечества, слишком искренне впитал в себя демократические идеалы предыдущих поколений, был очень интеллигентен и не склонен к тирании.
Таким образом, на примере приводимого Даниилом Андреевым метаисторического материала мы сталкиваемся с иной интерпретацией известных фактов истории, в которой автор убеждает нас, что исторические процессы инициированы процессами невидимой, трансфизической реальности, являются отражением борьбы, идущей на разных уровнях разумного Космоса, цель эволюции которого – одухотворение материи, доведение ее до качества пластичности воли Духа, и достижение мировой гармонии – т.е. единства в лоне Единой Жизни
У человечества всегда есть выбор, по какому пути двигаться, кому служить – Богу или сатане, оперируя методами старого социологического мышления или нового, космического; отчетливо различать между «Божиим» и «кесаревым». Ведь исторические потрясения, кризисы – это всегда испытание на прочность человеческой природы, переоценка ценностей, ускорение развития и подтверждение зрелости сознания. Д. Андреева можно считать последователем Вл. Соловьева, который писал о том же выборе в своей пророческой антиутопии «Повесть об Антихристе». Космизм, как вектор эволюционного мышления, становится частью национальной идеи России. Кстати, вождь Русской революции это понимал.
Все процессы на Земле (особенно такие узловые, как революции и войны, смены формаций и падения империй, появление новых государств) есть отражение процессов в живом и разумном Космосе — космический детерминизм.
Несомненно, социальная революция 1917 года была подготовлена Духовной революцией в сознании – революцией в философии и искусстве Серебряного века (космизацией сознания – пассионарность, ноосферный поток), но не произошло сцепки: социальный поток ушел вниз, формализовавшись и окаменев, не удержав идеальных смыслов. Разрыв духовных планов и их социальных отражений и воплощений.
Однако история повторяется по спирали… .
Но, как заповедовал великий Сократ, «секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым». Человек на этой планете воплощается не для наслаждения материальным, но для духовного развития.
Наталья Анатольевна Шлемова
Литература
1. Андреев Д. Роза Мира. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К», 1992. — 282с.
2. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: «АСТ», 2004. — 336с.
3. Соловьев Вл.С. «София». // Соловьев Вл.С. Полное собрание
сочинений и писем в двадцати томах. Том второй: 1875 – 1877. М.: «Наука», 2000. — 394с.
Публикуется по источнику: Н.А. Шлемова. Метаисторический смысл Русской революции 1917-го года. С.48 — 58.//Вестник МГПУ (научный журнал ВАК), серия «Философские науки», №1 (21). – М., 2017. — 134с. ©
Автор стихов выше — © Copyright: Гуськов Алексей, 2009// http://www.stihi.ru/2009/12/09/3502 ©
P.S.  http://www.proza.ru/2017/03/11/2063 — о софийности Даниила Андреева.
+++ России! — http://www.proza.ru/2014/01/29/878…
+ об Идеальном государстве по Платону:  http://www.proza.ru/2014/01/28/1214

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *