Н. Шлемова. Смысл искусства в Агни-Йоге

Н.А.ШЛЕМОВА. Глава 3. «Смысл искусства в Учении Агни-Йоги» из монографии автора: «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В УЧЕНИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ». — М.: МГПУ, 2005. — 150с.©

«Так не забудем, что воображение есть качество Огненного Мира».
                (Мир Огненный, ч.2, 152)
«Творчество – это чистая молитва духа. Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество». (Н.К.Рерих)

Космологическая концепция Живой Этики раскрывается в том числе и через базовые принципы творчества и искусства как системообразующие космоургические понятия. «Творчество есть основа эволюционности. <…>» (Об., 163), выражение сущности человека, предельное раскрытие его природы. И коль скоро творчество устремляется к красоте, как собирающему магниту, или системоорганизующему принципу, то можно утверждать, что духо-материя Красоты является и содержанием Вселенской жизни, и формой ее проявления. Следовательно, творчество есть структурообразующее начало человеческого сознания и одновременно его главная функция, производной от которой является культуротворческая, художественная деятельность человека, которая инспирируется не одним вдохновением, но удерживается сознанием «на степени творческого терпения». Из этого следует, что при определенном уровне организации личности творчество есть сознательно вызываемое индивидом состояние, направляемое и удерживаемое его волей. Из чего и следует, что проявленный мир есть объективированная деятельность сознания, сутью природы которого является творчество – как процесс вечного становления, изменения, обновления, достижения качества, преодоления и преображения самоё себя и окружающего мира как формы собственной экзистенции. Красота во всем многообразии является и содержанием и формой – кульминацией, зиждительным логосом эстетической деятельности, ее направляющим разумно-волевым началом. Однако эстетическая деятельность подразумевает гармонию, самоидентифицируется через гармонию, вне которой она становится своей противоположностью. Коль скоро гармония есть равновесие, соотнесение, соразмерность, созвучие внутреннего и внешнего, частей и целого, то эстетическая деятельность будет прежде всего направлена на достижение баланса или гармонии в субъект-объектных отношениях и как идеал – их слияние, не растворяющее, но удваивающее индивидуальность каждого.

Следовательно, гармония есть процесс не поглощения одного в другом, субъекта в объекте и наоборот, и не зеркальное их отражение друг в друге, но процесс их взаимораскрытия и творческого развития посредством взаимопроникновения (обретения самостояния – через отдачу, соотнесение и уподобление иному, не «я»). Следовательно, эстетическая деятельность, в основании которой лежит гармония, есть таинство общения (творчество коммуникации), приводящее к равновесию противоположностей, образующих целое, к полноте неутилитарных субъект-объектных отношений. И цель ее – равновесие, достигаемое в предельном раскрытии потенциалов полюсов, оппозиций, или – синтез как вмещение противоположений.

Исходя из эстетических представлений Живой Этики, можно определить предмет универсальной эстетики или эстетики Агни-Йоги как эстетическое сознание в осуществлении, или продуцирование эстетического, оно являет собой не объективированную значимость художественного сознания, а сознание бытия эстетического в мире. И так как базовые конститутивные категории эстетики: эстетическое, красота, прекрасное, гармония, вдохновение, представляют собой метафизические константы бытия и сознания, относясь к сфере абсолютного, следовательно, могут быть даны только в эстетической интуиции, тогда как все остальное открывается в анализе.

Творчество как стремление к прекрасному есть огненный процесс, изменяющий внутренний мир человека и его жизнь. « <…> Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта. Это внутреннее стремление к своей кульминации пробуждает к жизни определенные нервы, которые являются проводниками скрытой энергии» . Творческая сила, согласно Агни-Йоге, прямо пропорциональна ответственности, последняя утверждает первую. Творчество же, примкнувшее к пониманию беспредельности как к утвержденному огню, намагничивается сознательно исполнением Высшей Воли и соответственно приводит дух к назначению. Творчество, устремленное к явлению Красоты, являет свою целесообразность, ибо силой творческого импульса преображает дух. «Каждая форма Космоса соответствует форме духа. <…> Чувство ответственности должно поднять космическое творчество <…>» (Б., 73).

Если вибрации (внутренняя жизнь) художественного феномена совпадают с космическим ритмом, то утверждается круг (энергетическая структура как разумная сила), который взаимно порождает с Космосом, и энергетика данного художественного творения способна определять течение эволюции. Фундирующим принципом художественного творчества является ритм, как форма движения материи, обеспечивающий обмен субъект-объектных или пространственных энергий, организующий структуру художественного творения на всех трех планах. Что же является направляющей силой творчества в концепции Агни-Йоги: «<…> Сила творчества не может пространственно развиваться без явления сознания. Это сознание принимает преодоление сопротивления как прогрессирующую силу. <…>» (Б., 147). И расширение сознания, согласно Ж.Э., есть принцип творческого импульса. Сознание же есть не что иное как энергия, отношение, связь, объединение, единство формы и содержания. Двигателем же творчества является мысль. Творческая мысль перерождает мир, творит эволюцию, являясь руслом для продвижения и восхождения сознания к высшим законам бытия. «Каждая великая мысль сливается с цепью Иерархии. Так строится эволюция» (Б., 751). По сути дела, как утверждает Ж.Э., в оформлении мысли заключено все творчество. Онто- и психогенез творчества заключается в соединении напряженной психической мысли с тонкими чувствами, что рождает высшую созидательную силу. Творчество же тонких чувств устремляется тонкими энергиями. Только когда мысль творца законно устремлена в высшие сферы, это устремление дает творческое напряжение, собирающее как в фокус огонь пространства, что в творении равно откровению. «Так космическая мысль может проникать в сознание тонкопсихическое» (Б., 759).

В трансцендентальной эстетике Агни-Йоги, «творчество заключается в новых отпечатках на сознании», отпечатках тонких космических энергий, имеющих огромную творческую силу, отпечатках космической мысли, отражающихся на творчестве духа. «… Красота Бытия – в ведущем принципе творческого магнита» (Б., 182). Следовательно, творчество есть цель человеческой эволюции. И высшей формой творчества в Ж.Э. остается искусство.

Согласно Агни-Йоге, «Планета совершает круг, который приводит все к завершению. Приходит время, когда каждое начало должно выявить весь свой потенциал. Эти круги рассматриваются в истории, как падение или расцвет. Но нужно принять эти ритмы, именно, как торжество Света или Тьмы. Настало время, когда каждая планета приближается к такому кругу завершения, и лишь самое насыщенное напряжение потенциала даст победу. Круг завершения пробуждает все энергии, ибо в окончательной битве будут принимать участие все силы Света и Тьмы, от Самого Высшего до отбросов. Чуткие духи знают, почему проявляется столько Высшего наряду с преступным и косным. В бою пред кругом завершения будут состязания всех пространственных, земных и надземных Сил» (МО, III, 350).

Выявить весь свой потенциал можно, только его раскрыв, «от противного». Отрицательный опыт – тоже опыт и, как правило, более ускоренный. Интенции самоотрицания (расшатывания, размывания и аннигиляции самой эстетической сущности искусства, своим основанием имеющей прекрасное — Красоту и возвышенное) в искусстве постмодернизма – в пост-культуре символизируют собой не умирание искусства, а предельную самоидентификацию его форм, точнее, ее поиск, антагонистический – рушащейся, изжитой, распадающейся на наших глазах технократической форме цивилизации. Думается, что «художественный апокалипсис культуры» (по выражению В.В. Бычкова) есть прежде всего поражение цивилизации и начало нового миропорядка – бытия Культуры. По меткому замечанию Ю.М. Лотмана, искусство в XX в., чем ближе к действительности, тем глубже в нем отличие от нее, а прямое отражение действительности оборачивается условностью («Беседы о русской культуре»).

Таким образом, художественное и шире, эстетическое, самоотрицание в искусстве рубежа тысячелетий есть творчество самопознания, чаще радикального, вызванное жгучей необходимостью преодоления двойственности, амбивалетности проявленной реальности, потребностью совершить прыжок над бездной дуализма, выпустив из подсознания коллективное бессознательное и, только освободив его, трансформировать в сверхсознательное.

Существуют две точки зрения на искусство постмодернизма: оно лишено эстетической сущности или же оно есть «переход культуры через ноль» (Н.Фиртич) .
Нам представляется, что пост-культура, искусство постмодерна совершают «мистеральный круг против солнца» . Для того, чтобы накопить энергетику сопротивления – для подъема с низшей точки инволюционной дуги, которую уже более ста лет проходит человеческая раса. Оно (движение постмодернизма) вынуждено, или осознано, приносит себя в жертву концу Кали-Юги , удерживая на своих плечах все напряжение инволюционного «заныривания», лишающего, расшатывающего опоры техногенного типа цивилизации. Постмодернизм преднамеренно заводит обыденное сознание в тупик, ибо только ударившись лбом об стену, можно начать искать из нее выхода, свет вспыхивает в конце тоннеля. Пост- освобождает низшие энергии. Дает им выход, открывая возможности для трансмутации (клин клином вышибают). Постмодернизм из хаоса антиканонов рождает новые энергии. В этом его исторический смысл: Воскрешение наступает только после смерти.

Вся философия = эстетика постмодернизма ставит человека в положение экстремального выбора: в инферно или в Свет будет идти человек. Событие выбора – главная сила, функция «искусства перехода», хаосогенная энергетика которого, как можно думать, есть начало нового порядка. Потому, эстетическая сущность постмодернизма очевидна, ибо она метафизична, точнее, трансфизична. Так сказать, «антиэстетическая» сущность постмодернизма подтверждает трансформирующую силу его идей. «Слишком человеческое» и божественное должны встретиться и родить третье – Новое, синтез духа и интеллекта, дающий человека не физически и не астрально поляризованного, а ментально-духовное существо, самосознающее и свободно живущее в трех Мирах одновременно: в мире плотном, Мире Тонком – ангельском, и в Мире Огненном – Космических Иерархов. Но для этого сначала нужно совершить сошествие во ад. Чтобы оценить всю меру рая. Эзотеризм подобного путешествия вполне манифестирует искусство и культура -пост. Сформировавшие в своих недрах эстетику Рубикона: и тот, кто не побоится пройти сквозь картонную стену инициированного препятствия, войдет, получив вход в Зал Посвящений.

На наш взгляд, антиномическое, парадоксальное, часто алогическое искусство постмодернизма есть не что иное как современная транскрипция эзотеризма, ибо отражает ту «закадровую» психологию, которой дышит изменяющаяся картина мира. Его хаосогенная энергетика призвана расшатать автоматизм европоцентристких традиций, закоснелость классических канонов, довести до предела, до самоотрицания, до абсурда «эстетику шок ценностей», взорвать изнутри дух коммерции, ползучего консьюмеризма в постиндустриальном обществе . На первый взгляд, эстетические парадигмы постмодернизма – это грубоватый, жестокий удар по обыденному сознанию, но иными прикосновениями его инерцию не сломить. Потому постмодернизм – совершенно реальный переход Культуры через ноль (в эзотерическом смысле слова – как лайя центр), ее воссоединение с самой собой, сокровенной сущностью, через посредство самоотрицаний, ибо путь самоутверждений себя не оправдал. Путем сгущения земного, плотного, грубо материального и телесного накапливается энергетика отрыва от него и выхода – в Надземное, энергетика разуплотнения, пресуществления.
«…через искусство в большей степени, чем через какие-либо другие поля, проходит … одна из важнейших магистралей энергетического контакта земного человечества с Инобытием… Поэтому история искусства является эзотерической историей человечества, историей его духовно-культурного развития, историй его Космической эволюции, выраженной в образах и формах согласно энергетической информации, полученной из Инобытия» .

По мнению Елены Ивановны Рерих, сама формула «искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо, в конце концов, все сводится к искусству. Искусство есть искание и выражение совершенства во всем. Для прикоснувшихся к искусству и творчеству, их дары служат конденсацией сил» . Эстетическое наслаждение наше тоже должно соответственно расшириться, — считает Е.И. Рерих, – чтобы вместить искусство во всей его полноте. Именно искусство должно служить возвышению сознания человечества, — продолжает Елена Ивановна . И далее, в Письмах Елены Ивановны находим: «Искусство…всегда будет началом духовным, будящим устремление к красоте, к Высшему, в этом его главное и величайшее значение. Истинная задача искусства – приблизить человека к пониманию красоты. <…> действительно, истинное устремление к красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной. <…>Радио и кино, — по мнению Е.И. Рерих, — вытеснили истинное искусство и непосредственное воздействие священного огня духотворчества. <…> Каждый творец должен впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое произведение. <…> Но ставить ему (искусству. – Н.Ш.) какие-либо ограничения в способе выражения его невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие и потому красота остается единственным мерилом его».

Высший смысл искусства в концепции Агни-Йоги, искусства как живой теургии, агни-йогического искусства, состоит в том, что воздействуя на энергетические центры человека, подвергая их высокой огненной трансмутации, оно является инструментом огненного крещения для всех, готовых подлинное искусство воспринять. В этом и состоит метафизическая сущность искусства, оккультное значение его произведений, излучающих мощные эманации, служащих каналами прорыва в Инобытие. Искусство как вестник Красоты является оплотом культуры. Согласно Живой Этике, мощнейшие огненные энергии Космоса, вплотную приблизившиеся к нашей планете, могут безболезненно приземлиться для нее только на «подушку» Культуры, эволюционное поле которой в XX в. стало сокращаться как шагреневая кожа. Поэтому лишь явление нового сознания может спасти мир – это перерождение сознания и есть главная цель Учения Живой Этики и агни-йогического искусства, воспитывающего сердце и утончающего сознание, будучи инструментом внутреннего познания сфер Духа. «Без очищения сердца, без расширения сознания путем Живой Этики нельзя получить истинного знания», — писала Елена Ивановна, сама будучи адептом Агни-Йоги, посвященная в Высшее знание. «Основы Живой Этики встречаются в каждом учении Света. Учения Востока, так же как и учение Живой Этики, утверждают воспитание сердца для восприятия высшей формы любви» . Как известно из теософской доктрины, Дух, ведущий в Огненный мир, может быть познан только чувством, в материи которого и посредством которого выражает себя искусство, являющееся и рефлексией чувства, и его кристаллической формой.
Уже из вышеприведенного видно, что понимание искусства в Живой Этике не противоречит классическим воззрениям на него, но в своих базовых основах совпадает с классикой.
Развернутым постулатом к третьей главе нашей диссертации, посвященной исследованию концепции искусства в Учении Живой Этики, может стать первая шлока из первой книги Учения, Зов. Приведем ее здесь полностью.

«Жизни счастье найди в творчестве и око обрати в пустыню.
О Христе любовью ревнуя, Христу радость несу.
Думайте о великом даре любви к Единому Богу и умейте развивать великий дар прозрения в будущее Единство человечества.
Единое спасение – устремить дух в сияние Истины.
Великий дар Любви живет в едином видении, данном смелым душам.
Чистое искусство – достоверное сообщение лучезарного явления Духа.
Через искусство имеете свет.»
И далее: «Нрав русского народа просветит Красота духа. <…> Россия процветет искусством» (Зов, 169).
Не случайно, Учение Ж.Э. начинается со слов о творчестве, которое есть цель и смысл человеческой эволюции, счастье человеческой жизни. «Единое видение», которое лежит в основе искусства и духотворчества, данное дерзновенным душам, насыщает наши души огнем любви, увенчивает даром любви, способным воспринять космическую Любовь как Откровение Единой Жизни.

Дух, Огонь, Любовь как творящая сила Духа, есть синонимы в космическом измерении. Значит, «чистое искусство» есть трансцендентальный посредник, сообщающий «явление Духа», или феноменология Духа. А коль скоро это «сообщение» в Ж.Э. названо «достоверным», то искусство есть предельно аутентичный проводник «лучезарного явления Духа» в мир проявленной материи. Истинное, чистое, высокое искусство становится сакральной онтогносеологией Света, ибо подлинная природа искусства лучезарна. Следовательно, искусство как процесс и как огненное достижение духа есть содержание жизни в Истине, или духовной жизни. Искусство в высшем смысле есть процветание жизни, ее свет, цветение, наслаждение бытием.

«<…> Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произведение красоты. <…>
Можно ли мыслить построение общины без кристаллов звука и цвета? Поистине, это будет кротовая нора! Носители звука и цвета должны принести в общину сосуд не расплесканный. Знание и творчество будут Амритой общины.<…>
Конечно, творчество разлито в каждом труде. Но некоторые искры великого Аума направляют течение жизни. То явление Творчества образует узлы эволюции, им закреплена пряжа Матери Мира, закреплена в труде вечного действия.
Не нужно улыбаться на Наш язык символов Востока. Каждый символ содержит сложное описание свойств материи.
<…> Цвет и звук будут Амритой общины. Знание явит вечность работы. Действие окружает великий Аум». (О.,224).
В приведенном параграфе содержится целый ряд предпосылок и законов творчества. Во-первых, искусство как приемник Высоких вибраций Космоса служит конденсацией жизненных сил. Творчество поистине космическое собирает гармонические энергии. Искусство, открытое Надземному, творящее под знаком Беспредельности, есть панацея; в его основании заложена энергия, которая насыщена законом Иерархии. «<…> но и обострение сил дает произведение Красоты». А именно: когда проявлен потенциал духа, насыщенного огнем, в действии, утверждается высшее соответствие земной действительности Беспредельности, художественного творения красоте Космоса. Под обострением сил можно понимать и огонь чувствознания , которое можно принять за основу сознания. Согласно Живой Этике, именно огонь чувствознания или синтез духа открывает врата в Вечность.

«Как можно устремить внимание на новые энергии? Чувствознание будет помощью острому зрению. Скоро люди будут отделяться по чувствознанию. Надо возможно внимательнее отличать людей с открытым сознанием. Не образование, не опытность, не дарование, но, именно, огонь чувствознания открывает прямой путь в Шамбалу. <…>» (АЙ, 282).
«Обострение сил» в данном контексте равно духовному напряжению, имеющему свой выход в радости духа. А возникает радость духа от сознания целесообразности, «когда в устремлении к явлению Красоты устремленный дух являет понимание Беспредельности.<…>» (АЙ, 261). Конечно, такое творчество творит эволюцию, перерождает мир, ибо искусство = духотворчество в этом контексте, примкнувшее к утвержденному огню, намагничивается сознательно исполнением Высшей Воли, инициируется Разумом, насыщающим всю Вселенную.
Далее, «кристаллы звука и цвета» – в основе гармонии жизни, ибо они есть кристаллы психической энергии, лежащей в основе всего сущего, являющейся принципом Бытия и существования в концепции энергетического мировоззрения Живой Этики.

«Цвет и звук будут Амритой общины» – постулат о божественном наслаждении, рождаемом от созерцания, восприятия, переживания Духовного в искусстве, поднимающего и очищающего вибрации человека, делающего его способным воспринимать и осознавать Высшее и приобщающего его к Бессмертию через «Врата Восприятия», сообщающих ему сверхчувственные способности. «Чувствознание, иначе говоря, огненность» будут скрытой пружиной такого творчества, вводящего реципиента в спираль утончения сознания. То есть амрита цвета и звука действует мистериально, посвященчески на сознание, душу – и творца, и воспринимающего художественное творение. Такое боговдохновенное искусство из космической мыслеосновы исходит и в нее возвращается, тем свидетельствуя свое бессмертие. Подобное духотворчество в образе-символе сродни таинствам Храмовых Мистерий и образует узлы или вехи эволюции, и предусматривает прямой контакт сознания человеческого с сознанием космическим. Творчество – действие огня-трансформатора. Принцип Единого Бытия, или Абсолют, согласно эзотерической доктрине, опускается в мир форм через посредство творческой Энергии, или «пряжи Матери Мира», которая в Проявленном Мире нарекается Сущностью или Матерью Вселенной.

«В жизненности заключается Наше строительство. В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство Высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, наука есть методика. Потому стихия огня напрягает искусство и духотворчество. Поэтому чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух. Ростом духа человечеству все доступно, ибо только внутренние огни могут дать нужную мощь восприятия. Потому Агни-Йог может чуять всю космическую красоту без узкой научной методики. Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание красоты. <…>» (И., 359). Ф.Шеллинг, опираясь на эстетику Шиллера и романтиков, так же видел в искусстве разрешение противоречий между бессознательным и сознательным познанием, считая искусство высшей формой знания и «органоном философии».

Итак, истинное искусство от Бога, ибо проводит в жизнь посредством символа-образа Огненный Принцип жизни, дар Прометея людям. Огонь духотворчества, энергетика космического огня утончает и расширяет сознание творцов и реципиентов. Произведение искусства преображает их душу, формируя духовное тело личности – огненное тело. Ведь специфика произведений искусства заключается еще и в том, что оно одновременно действует на все три тела личности: физическое, астральное и ментальное, организуя их в интегрированную персональность. Иеровдохновенные творения искусства «ударяют» по сознанию, посвящая его в Духовные миры, психические реальности, объясняющие физические явления. Жемчужины искусства – сверхразумны и умонепостигаемы, они – знаки Высшего Мира. «<…> Потому жизненность искусства, которое хранит Божественный огонь дает человечеству насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры. <…> Мы видели как произведения искусства преображали человека и никакое книжничество мира не может творить подобное. <…>» (И., 366).

Мощнейшие эманации Света, излучаемые произведениями искусства служат защитной сетью и для человечества и для планеты в целом от сил разрушения и тьмы, ибо образуют собой тончайшие кристаллы праны, соединяющей Землю с Высшими Мирами. Художественные творения и есть тот тончайший покров для духа человеческого. Они и есть место встречи, точка контакта сознания человеческого с сознанием космическим, и выход для первого – в Инобытие. Суть искусства – в достижении и удержании Вибрации Высшего Мира, Вибрации Восходящей Духовной эволюции, «в течение которой «Живой Огонь Оркус» разъединит наиболее нерасторжимое и вновь рассеет в Едином Изначальном», утверждает Живая Этика.

Однако нужно помнить, как считает Ж.Э., что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии.

Целительный, психотерапевтический эффект высокого искусства так же очевиден. «<…> Явление прекрасного будет целительным и проведет через все болезни» (Н., 404). Духовная сила или психическая энергия, скрытая в таких произведениях, поднимает вибрации у соприкоснувшихся с ними, очищает психику человека, открывает его сердце, освобождает человека от эмоций самости, обиды, горечи, раздражения и др. Обновляет его сознание, раздвигая перед ним границы эстетического опыта, в целом меняет модус бытия личности, становясь фактором преодоления жизни, освобождая Любовь-Мудрость Души в материи. Цвет, звук, ритм, гармония, слово, обладая сакральным значением, благотворно воздействуют на тонкое тело человека, питая, врачуя и стимулируя его. Оптимизируют самопознавательные процессы индивида. То есть магниты духотворчества или кристаллы тонких энергий, содержащиеся в художественных творениях, открывают перед человеком прямой путь самосовершенствования, оккультно очищая его внутренний и внешний мир, создавая русло для правильного течения психической энергии, или творческой мощи человека, стимулируя работу энергетических центров человека – творческих центров, удерживая поле жизни и любви.
«<…> насколько высоко Мы ставим понятие искусства. Кроме поднятия вкуса, искусство способствует познанию мыслеобразов.

Много написано о мыслеобразах, но человек, переходя в Тонкий Мир, бывает потрясен множеством образов, переполняющих пространство. Только опытный наблюдатель и понимающий искусство найдет причину такой фантасмагории. Потому люди должны научиться пользоваться лучшими образами при своем мышлении. Конечно, лучшим источником будет природа, но и на нее нужно уметь взглянуть; тому помогут произведения лучших мастеров. Они подобны магнитам, которые привлекают взоры и чувства, через них люди постигают, как приближаться к природе.
Пространство может быть наполнено прекрасными образами, и они будут готовить путь к гармонии. Люди, наполняя пространство безобразием, совершают преступление. Но не скоро, через многие страдания человечество поймет, сколь преступно творить безобразия. Поймите это во всех смыслах» (Н., 404).

Каждая мыслеформа, посланная в пространство, усиливается тонко-вибрационной энергетикой астральных сфер и возвращается в физический мир с большей интенсивностью. И если эта мыслеформа низшего порядка, то, пройдя сквозь низшие слои Астрала, она с большей силой негатива обрушится на физическое сознание тех, кто вступит с ней в энергетический резонанс. Этими низшими энергетическими сущностями (или лярвами) – образами безобразия и набиваются подвалы подсознания, зашлаковывается психика людей с низким, плотным, грубым сознанием. Одним словом, все, посланное в Пространство, по закону кармы, нам возвращается, только сторицей, как бы банально это ни звучало. «Посмотрите, как гармонично сочетаются краски, тени и свет в каждой удачной картине! Но если вместо этого созвучия тонов внести диссонанс разрушительный, то есть допустить их противоречия, несогласованность, картина превратится в мазню. Так можно видеть, согласованность противоположений лежит также и в основании всякого творчества» (ГАЙ, XII, 75). Таким образом, произведение искусства есть пространственная мыслеформа, создающая либо гармонию высокой энергетики пространства, либо вносящая в него диссонанс. Творение искусства в буквальном смысле держит, образует энергетику пространства. Образы, отлитые мыслями в формы, остаются в пространстве, связанные с породителем их связью живою, учит Ж.Э. Все люди окружены созданными их воображением образами мыслей, видимых тонким зрением, создающих либо иммунитет для духа, либо ставших проклятием для создателя их.

«Слова «преображение огненное» указывает на то, что процесс трансмутации происходит в огнях, духом зажженных. Умершие сердцем, живые мертвецы, огней этих не знают. Гореть сердцем не так уж многим дано. Но все те, кто светлую память оставил о себе в истории человечества, сердцем горели. Этот бессмертный огонь запечатлен во всех великих произведениях искусства, на страницах писаний великих поэтов, писателей и философов. Он все еще горит под горами позднейших нагромождений и на страницах священных писаний, а местами лишь тлеет, готовый погаснуть, чтобы вновь разгореться, когда заветы будут очищены, а сор весь наносный сожжению предан» (ГАЙ, XII, 163).

Искусство – религия сердца. А сердце – аналог Космического Магнита в микрокосмосе, животворящее Пламя, синтез высших энергий в человеке. В сердце – храме духа – встречаются все Миры. Сердцем видеть, сердцем знать, сердцем ощущать и есть онтология Слова, если под Словом понимать все сущее или проявленное бытие. Следовательно, произведение искусства, не насыщенное, не оплодотворенное огнями сердца, не истинно, от ума, не от Души, т. е. зона его инициации невысока, и поле его действия будет небольшим.

«/…/ Жизнь, проведенная в напряженном и непрестанном труде, дает духу далеко идущие следствия. Постоянство напряженного труда возжигает огни и дает им устойчивость. Выше всего стоит труд творческий. В этом отношении служители искусства идут впереди всех, ибо истинное творчество – удел человечества во всех мирах. Только продукты такого творчества могут украсить земной сад. Самый трудный и самый высокий вид творчества – это творчество мысли. Планетные Духи мыслью творят, космическое творчество идет силою огненной мысли. /…/ Мысль есть основа всякого творчества. /…/ Светоносное творчество мыслью тьму поражает, разрежает ее сгустки и нейтрализует многие темные начинания. Мыслью можно творить, поражать и вызывать Свет и мыслью же можно убить, уничтожить и испепелять тьму. /…/ Если бы все люди объединились в сознательном или даже бессознательном, но светоносном творчестве мыслью, преобразился бы мир. /…/» (ГАЙ, XII, 413). Светоносная огненная мысль, пронизывающая символ-образ художественный, и есть кристалл психической энергии художественного творения, его умонепостигаемый магнетизм. И если эта огненная мысль, как ведущая тональность произведения, его метафизическая ритмо-тема, инициирована разумом Души творца, то она и есть та «сверхразумная мудрость», или красота, по Платону.

Итак, огненность Мысли, исходящая из правды сердца, отлитая в символе-образе, удерживает вибрацию произведения, образует его художественность, или эстетическую сущность, которая априорно метафизична, в случае с истинным искусством, которое всегда богодухновенно.

«Все мои картины прошли через мое воображение (Н.К. Рериха. – Н.Ш.), прежде чем были запечатлены на полотне. Содержание их показывает характер полетов мысли. Мысль кристаллизуется в картине в видимые плотные формы. Это и есть процесс творчества. Каждая картина двуполюсна, то есть вдобавок к внешним имеет свою невидимую мощную огненную форму, свой незримый двойник, — как и все в проявленном мире. Степень огненности формы незримой зависит от воображения и огненности духа творца. Творец и творение рук его связаны нитью незримой. На зрителя воздействует незримый двойник через свое внешнее выражение. Велика сила воздействия на сознание истинного искусства» (ГАЙ, XII, 422).

Миры Высшие, Царство Света, согласно Граням Агни-Йоги, зиждутся на прочной Основе, имя ей – Красота. А служение истинному искусству есть служение Красоте. «/…/ Новый Мир будет построен на принципе Красоты. Спасение придет через Красоту. Красота – антипод разновесия, дисгармонии и разложения. На Красоте можно строить надолго и прочно» (ГАЙ, XII, 428). Красота – смысл теургии, ее основание и вершина, ее не иссякающий источник, Логос, принцип формообразования, таинственное единство формы и содержания.

Истинное искусство, в концепции Живой Этики, задачей своей имеет извлекать из глубин сознания лучшее, что в нем хранится, быть может, еще в спящем состоянии, активизируя кармический опыт и память. Произведения искусства вдохновляют и возвышают человека. Искусство пробуждает дремлющее качество духа, стимулируя энергетические центры личности, воздействуя на духовно-психическую природу человека, напрягая его творческий потенциал. Истинное творчество насыщено зовами к Свету, воссоединяющими личность человека с его Душой. «Через искусство имеете Свет» (ГАЙ, XII, 468). Истинное искусство – это светореализм, Лики Света, «мост лучей к Беспредельности» (Откр., 1821); оно освобождает внутреннее духовное существо, создавая для него психическую реальность.

«Художник, творя свои картины, вкладывает в них силу своих излучений, степень и характер которых зависят от силы его творческого огня. Эти наслоения сопровождают полотна и остаются с ними на все время их существования, если огни, вложенные в них, достаточно стойкие. Воздействие таких аккумуляторов вибраций очень сильно. Чем огненнее творчество, тем сильнее воздействие. Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства, если созданы они при тесном объединении с иерархией Света и если их творец сам является Иерархом высокой ступени» (ГАЙ, XII, 693). Что мы и видим в случае изобразительного искусства – духотворчества, агни-йогического откровения – Н.К. и С.Н.Рерихов, ещё ранее – Фидия, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и др.

«/…/ Красота – критерий безошибочный, особенно в Тонком Мире. Так там слои и разделяются по принципу Красоты. И на Земле искусство, служащее Красоте, являет Свет людям. Собрания сокровищ мирового искусства представляют собой оазисы Света среди мрака земного. /…/ Когда-то расцветет жизнь на Земле Красотою, и тогда искусство войдет в жизнь как основа. Искусство питает сердце и обогащает сознание новым пониманием жизни» (ГАЙ, XII, 18). Искусство в Новом Мире сотрет границу между Мирами, творя новую Тонкую Реальность; до конца реализовав свою «магическую» функцию: воплощать, ибо «географически» это искусство будет принадлежать уже Новой Земле, её Тонкому плану, согласно эволюционной концепции Живой Этики.

По утверждению Ж.Э., тот ключ, на котором настроена или в котором проведена земная жизнь человека, открывает перед ним двери в те или иные области Надземного Мира. Искусство в этом отношении является ключом Света. Как сообщает Живая Этика, Высшие сферы ауры земной украшены произведениями искусства. Каждое земное творение рук человеческих имеет своего тонкого двойника. И, если гибнет его плотная форма, тонкая существует в пространстве. Эти формы тоже распределяются по слоям, в зависимости от их внутреннего содержания или степени светоносности. Отбор происходит по светотени, как, впрочем, и людей. Истинное искусство и его произведения приобщают сознание человека к высоким, светоносным сферам пространства, обуславливая эволюцию духа. Таким образом, истинное искусство предстает феноменологией Единой Жизни, непрерывной Жизни. Оно укоренено в Вечности. Эстетический акт есть глубоко кармический акт, создающий русло для человеческой кармы, как в земном, так и в надземном мирах.

«Если художник с фотографической точностью запечатлевает на полотне какой-либо вид, или картину, или предмет, или человека, то этот вид изобразительного искусства называется репродуктивным. В этом отношении даже цветная фотография опередила человека. Истинное искусство должно быть не репродуктивным, но творческим, когда в творение рук человеческих вкладывается идея. Такое искусство переживает века. Люди очень чувствительны к ощущению идеи, вложенной в краски, музыку или мрамор. Правда не все, но истинные ценители – всегда. Так, истинное искусство передает через внешнюю форму идею, заключенную в ней» (ГАЙ, XIII, 57). Итак, идея, которая суть прекрасное в произведении искусства, и есть его преображенческая функция. Форма же оживает содержанием и не забывается.

Цвет создает образ в живописи Н.К. Рериха. Эманирующий эйдос преломляется сквозь оккультную призму цвета, цвето-формы, цвето-символа-образа. Оккультное значение цвета – канал в Тонкий мир, инициация творения определенной зоной Тонкого или иного плана. Можно говорить обоснованно и пространно о мистериальной основе художественного творчества, структурированной процессуально как испытание и очищение эйдетической красотой, посредством эйдетической, равно эстетической интуиции, и на уровне художественного, сублимированного, сознания – приобщения к ней, а на самом глубоком сокровенном плане, или в последнем акте Мистерии, сношения с ней – умонепостигаемой, сверхчувственной Красотой (что на языке древних Мистерий именовалось понятиями эпоптейи и теофании ).

«/…/ Обычность, обыденность – враг Йоги. Много устремленных сердец погасло под давлением обыденности. /…/ Притча о неугашаемом светильнике поведана людям давно. Теперь, как никогда, нужно это бодрствование, ибо очень темно и тьма яро ополчилась на тех, в чьем сердце горит огонь духа» (ГАЙ, XIII, 62). Очевидно, суть античного мимесиса и состоит в преодолении обыденности, т.е. репродукции.

«Мы приветствуем и утверждаем необычное также и в области искусства. Все великое в нем необычно. Дух истинного труженика искусства бесстрашно разрушает стены ограничений, воздвигнутые невежеством. Поистине является новатором он в своей сфере. Проторенными колеями не будет идти тот, кто знает свой путь. Следование трафарету не будет его свойством. Свобода творчества под стать только сильному духу. Искусство должно быть свободно от цепей обыденности и трафарета» (ГАЙ, XIII, 63). Миметический принцип искусства в концепции Агни-Йоги близок к средневековой образно-символической концепции искусства, согласно которой символический образ обозначает, являя собой, умонепостигаемый архетип.

«Цель эволюции человека – творчество. Исполняя Космическое Веление, человечество творит. Причем творчество это столь широко и многообразно, что охватить его во всех его формах почти невозможно. И все же высшею формою творчества остается искусство. Оно открывает пути к Высшим Мирам, и оно поднимает дух на высшие ступени совершенствования. Сказано ясно и исчерпывающе: «Через искусство имеете Свет» (ГАЙ, XIII, 156).
«/…/ истинное творчество вдохновляет и возвышает человека, перенося его в Миры высшей реальности» (ГАЙ, XIII, 332).

«/…/ Истинное искусство вневременно, а так как в нем Свет, то и влияние его на умы человеческие и сердца велико. /…/» (ГАЙ, XIII, 351). Ибо нет большей радости и красоты, как утверждение существования Высшего Мира, как реализация (освобождение) человеческого существа на ступенях Космической эволюции.
«Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Потому, что в них сконцентрированы кристаллы Света, вложенного в них руками творца данного произведения. Огненный дух художника, ваятеля, поэта, композитора, в процессе своего творчества, насыщает элементами Света то, что творит он. А так как элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идет далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных. Так, необычность ручательством служит длительности существования огненных творений духа» (ГАЙ, XIII, 481). По мере познавания Высшего Мира зажигаются и огни духа, сопряженные с космическим огнем, они и образуют немеркнущую ауру огненной действительности, умонепостигаемой необычности символической реальности художественного творения.

«Синтез, или гармоническое сочетание красок, создает картину или полотно, передающее творимый художником образ. Так и в искусстве синтез будет основою творчества. Гармония и синтез не отделимы друг от друга. Гармонию красок называют созвучием. Гармония и созвучие являются основою истинного творчества. Сочетание противоположностей создает не диссонанс, но гармонию. Без тени не получается выпуклости изображения. Без тени не получается ничего. Явление гармонического сочетания противоположных начал создает великие произведения искусства» (ГАЙ, XIII, 510). Таким образом, в истинном искусстве мерцает тайна Начал – двуеродно пламя космического творчества. Космическое слияние творит. Тайна божественного Андрогина – это то, к чему может привести человека творящего искусство.

Искусство – метод восхождения в Тонкий Мир, познание Тонкой реальности, бытийствующее в художественном символе. Но образы искусства и напрямую воздействуют на слои Тонкого Мира, украшая, обогащая его или же обезображивая.
« /…/ каждая форма есть символ заключенного в ней содержания. По аромату розы можно судить о сущности той формы, которую она выражает. Чуткость открывает двери познавания многих явлений. Будем учиться не только смотреть, но и видеть. Художник видит сотни оттенков одного цвета, скажем зеленого, там, где обыватель замечает только лишь несколько. Искусство значительно тем, что учит видеть глубже и поверх общепринятого стандарта. Искусство очень близко Тонкому Миру (курсив мой. – Н.Ш.). Можете ли представить себе, как свободно и широко может творить человек в Мире Надземном, где каждая мысль облекается в форму? Чем ярче мысль, тем красочнее и жизненнее форма. Красоты Тонкого Мира могут быть украшены и углублены творчеством человека» (ГАЙ, VIII, 620).

На наш взгляд, это очень важное определение, что «форма есть символ заключенного в ней содержания».
Многое, невыразимое словами, может быть дополнено символами. Во всяком символе будет, таким образом, элемент невыразимого. Можно прозреть значение сокровенного, но слова будут недостаточны.
«Следует очень внимательно относиться к символам. Они, как сокровенные иероглифы, хранят сущность великого Мироздания. Обычно люди не умеют обращать внимание на символы. Люди не любят указаний, ибо считают, что они подавляют их волю. /…/
Символы, как знамена, к которым могут сойтись воины, чтобы узнать приказ. Потеря знамени считалась поражением войска. Также пренебрежение к символам может лишить постижения, невыразимого словами. Кроме того, символ есть запоминание целого Учения. Сокровенность символа есть как бы напряжение энергии» (А, 437).
Эта сокровенность символа свидетельствует о том, что основа творчества, согласно Агни-Йоге, закладывается в Мире Надземном и потом уже облекается плотью, чем огненнее форма, тем прочнее основание.

ИТАК, ИСКУССТВО ЕСТЬ СИМВОЛ ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ.
«/…/ Размышления о Тонком Мире очень нужны и очень полезны, ибо там все движется мыслью и все зависит от мысли. И если земная жизнь есть только подготовка к Надземному пребыванию, то как важно подготовиться к нему заранее и подготовиться основательно. /…/ Мышление дает направление, и именно важна привычка мыслить о том или ином направлении. /…/ То, к чему мысли устремлены на Земле, там становится реальностью и средою, в которой пребывает дух. Так важно научиться волею направлять мысли в Высшие Слои пространства. Они пронизаны красотою. В этом возвышении и ведущее значение искусства. В этом смысл мыслей прекрасных и светлых, они как на крыльях несут в Светлые Сферы. /…/» (ГАЙ, VIII, 538). Итак, искусство, как ни какая другая форма творческой деятельности человека, является способом освоения огненной действительности Высших Миров, символом претворения физического бытия в тонкое. И потому искусство явлено как веха космической эволюции, как символ Огненного Мира, источник Гармонии. Это та же антахкарана, по которой Дух человека поднимается в Отчий Дом, во-тождествляясь с самим собой.

Сакральное значение звука и цвета: «Звук есть мост лучей к познанию Беспредельности» (Откр., 1821). «Огонь является самым близким звуку и цвету» (С., 172), огонь, как начало связи с Высшим Миром, как сущность духа, как основание бытия. «Тонкий звук подобен языку Тонкого Мира. Он понимается без грубых вибраций земных, так же, как и музыка сфер присоединяется к нашим тонким вибрациям, и тогда получается ощущение прекрасного» (МО, II, 283). Звук и цвет укрепляют мозг. «Обитель Агни открывается не рассудком, но гармонией ритма /…/» (МО, II, 17). Темп музыки сфер, состоящей не из мелодий, но из ритма, «укрепляет сознание эволюции. Именно, качество чистоты звуков является межпланетным проводом. /…/» (АЙ, 149). «Звук и цвет являются одним из главных огненных проявлений. Таким образом, музыка сфер и сияние Огней пространства будут высшими проявлениями Огня» (МО, I, 73),
«/…/ Также вполне справедливо назвать музыку сфер песней Огня.
Разве не огненные вибрации созвучат? И не есть ли это звучание питанием излучениями? /…/» (МО, II, 4). « /…/ К трем Мирам незримым надо осознать и миры населенные. Нужно понять эти океаны мыслей, которые рождают музыку сфер» (А, 137). «Цвет и звук – Наша лучшая трапеза» (ОЗ., 108). « /…/ Не столько образы, запечатленные на холсте, сколько подсмотренные вибрации света имеют значение /…/» (О., 26).
Этот светообмен (между полотном и зрителем, при известной настройке последнего на частоту вибраций картины) – явление космическое. Узлы Света, сосредоточенные в произведениях высокого искусства, регулируют распределение высших Энергий по лику планеты. Фокус произведения искусства, Свет посылающий, и фокус, Свет принимающий, становятся единой силой в пространстве.

«Искусство требует того, чтобы отдать ему сердце и поставить его превыше всего остального. Ведь это путь совершенствования духа. Искусство – это мир творчества духа, а творчество – удел человека и на Земле и в Мирах (курсив мой – Н.Ш.). Понимание глубочайшего значения искусства будет зовом Нового Мира» (ГАЙ, IV, 207). Именно формы искусства, как фокусы Света, есть самые полные, самодостоверные адеквации выражения духа – хроники жизни духа, проявленные на феноменальном плане, проекции духовного в материальном, символы и знаки несказуемого понятия Огненного Мира, Мира духотворчества. Или, точнее, высшие образы духо-материи (ибо в эзотерической философии нет разделения на дух и материю, но есть единое понятие нерасторжимой «духо-материи»). И чем выше план, тем выше уровень ее слияния. «Пластическая материя Высших Миров подчиняется творческой силе воображения и принимает формы по велению воли» (ГАЙ, XIII, 25А). В искусстве совершается акт свободы, как первородного состояния духа, его наиболее полное самовыражение. И в творениях высокого искусства оптимизируется высший тип энергообмена между Мирами, насыщение земной жизни кислородом Надземного, Высшего Мира. «Служитель искусства наполняет сознание свое образами Красоты и тем благодетельствует и пространство, и людей, и окружающее. С конвейера его мысли текут прекрасные формы, которые пульсируют и живут в ауре планеты. Благодетелями человечества можно назвать истинных тружеников искусства. /…/ Тропа искусства ведет прямо с Земли к Небу, так как произведения чистого искусства наполняют Высшие Слои Надземного Мира. Истинное искусство сверхлично, хотя и индивидуально в своем выражении. Сверхлично, ибо служит всем. Индивидуально, ибо несет на себе печать духа своего творца. /…/ Дух выражает себя в творчестве, в симфонии цветов и красок. Это узор духа, который оставляет он на Земле и пространстве после себя» (ГАЙ, VIII, 219). Поэтому произведения истинного искусства действительно служат источником Света, не меркнущего во времени.

Метафизическая мощь произведений искусства заключается в выражении в материальных формах тонких энергий, составляющих душу истинных произведений. Вот что об этом говорит Гуру (Н.К. Рерих): «В творчестве светоносном, совершаемом рукой человеческой, запечатлеваются и кристаллизуются высшие энергии. Происходит как бы выражение в плотных формах невидимых тонких энергий. Это как бы низвержение пространственного огня с Неба на Землю и попытка утвердить его в образах уже чисто земных. И краски, и полотно, и кисти – земные, но идея, воплощенная в полотне, уже от Высшего Мира. Так объединение двух миров происходит воочию, явно, оставляя после себя конкретные формы этого объединения. Не видимый простому глазу аспект этого творчества проявлен в том, что пространственный огонь коагулирован в кристаллических огненных образованиях, окружающих видимую, плотную, форму творения, и не видимых физическим глазом, но тем не менее реально существующих в пространстве и составляющих как бы душу каждого истинного произведения искусства. Основная мощь видимых творений – в невидимости. Каждый великий труженик искусства является Прометеем, овладевшим пространственным огнем и принесшим его на Землю, Прометеем, прикованным к скалам Земли и могущим выразить этот огонь не иначе, как в плотных, физических формах» (ГАЙ, X, 537).

Непреходящая ценность произведений истинного искусства заключается как в их вневременности, так и в их бессмертности, неуничтожаемости. Ведь гибнет только их материальная, внешняя форма с течением времени, и, даже погибнув, в тонкой форме своей они остаются живыми в пространстве, в ауре планеты, украшая ее тонкое тело и вдохновляя людей к новому творчеству. В памяти природы запечатлевается все: темные тонкие формы для разрушения, светлые – на все времена, пока они могут служить эволюции Сущего. В свитках Акаши записано прошлое мира, утверждается в Гранях Агни-Йоги.
В этом смысле жемчужины искусства есть истинная родина духа. Ибо они своей светоносностью, излучаемостью создают и тончайший покров для духа и среду обитания для него.

«О познавательном значении искусства думают мало. А между тем искусство – это путь познавания тех явлений и областей жизни, которые познавать другим путем невозможно (курсив мой. – Н.Ш.). Поэт и художник как бы прозревают в сущность вещей и видят то, чего иначе увидеть нельзя. Можно задать себе вопрос: откуда композитор черпает свои мелодии? Из себя? Но их в нем нет, они приходят откуда-то. Откуда? С какими сферами связывается он, чтобы получить материал для своего творчества? Искусство есть прямой путь к осознанию Высших Миров» (ГАЙ, XI, 423). Ибо оно есть одна из основ преображения человеческой сущности. Только тончайшей материей цвета-света, звука, ритма, гармонии, символа, как сущности Слова, можно проникнуть – отобразить надплотную Материю духовных миров и тем удвоить очевидность. «Помните, искусство – единое жизненное средство выражения грядущей Культуры. /…/» (Оз., 333). Ибо путь мира – в Красоте, — это всегда новая дорога к Новому Миру. И нельзя однозначно сказать, что оно вторично в Универсуме, согласно классическим представлениям, ибо творчество есть сущностная функция самого Универсума.

Ф. Шлегель первым в истории эстетики выдвинул положение о том, что самое существо поэзии участвует в процессе эволюции. Философия искусства в Живой Этике коррелирует с неоплатонической эстетикой и эстетикой романтизма (особенно немецкого), в чьих представлениях «прекрасное» всегда было синонимом духовного.
«Какими прекрасными образами наполнил Гуру (Н.К. Рерих. – Н.Ш.) пространство, и в каких прекрасных полотнах частично были запечатлены эти образы в плотных, земных, формах. Говорю: частично, ибо семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собой только малую долю того, что создал он своей мыслью. Правильно названы его полотна идеограммами, то есть картинами, ярко включающими в себя определенные идеи, четко запечатленные в красках, в изумительно гармоничном их сочетании. Скажу больше: полотна его представляют собой кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук. Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущенным, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на нее смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Многие замечали, что светятся краски на картинах его» (ГАЙ, XI, 713).

Из приведенного материала об искусстве (в нашем исследовании мы попытались описать только метакатегории эстетики) следует, что философия искусства в Учении Живой Этики генетически основывается и на классической немецкой метафизической эстетике, в частности, в первую очередь, просматриваются онтологические связи с философией искусства Ф. Шеллинга и Г.Гегеля, видевших в искусстве нисхождение абсолютного духа, или восхождение к абсолютному духу, или восхождение к первообразам, метафизическому миру идей . Так же, как и философия искусства в понимании Шеллинга не есть конструирование самого искусства, т.е. искусства как искусства, но представляет собой «универсум в образе искусства… есть наука о Всем в форме или потенции искусства» , так же и объектом конструирования в Живой Этике является только то, что содержит в себе бесконечное. В этом смысле, философия искусства, согласно Шеллингу и согласно Ж.Э., исходит из принципа бесконечного. В философии искусства, у Шеллинга и в Живой Этике, абсолютное проявляется в искусстве – как первообраз красоты.

Однако базово совпадая с сущностью классической европейской философии искусства, космологическая концепция искусства в Живой Этике переносит миметический принцип на выражение-понимание Красоты Космоса. И «прозревательная функция» агни-йогического искусства в первую очередь отвечает явлению понимания жизни Космоса не как отвлеченной реальности, но субъективно сущей в сознании человека, как жителя Трех Миров, «невозможно провести границу между тремя мирами» (Н., 481). И искусство, согласно Учению Жизни, становится кратчайшим путем для достижения «явления понимания Космоса».

Предмет Агни-Йоги – Огненный Космос. Лаборатория трансформации личности, заключенная в агни-йогическом искусстве, сообщает принципы и методы — и трансмутации энергетических центров человека, и ассимиляции субъектом эстетического восприятия пространственных огней; следовательно, в сущностных особенностях агни-йогического искусства заложено жизненное средство, открывающее человечеству доступ к Огненному Космосу.
Таким образом, предметом агни-йогической эстетики становится Беспредельность, или все Сущее. Ибо «/…/ в Беспредельности нет ни земного, ни надземного, есть Сущее» (Агни-Йога).
Сущностью эстезиса Живой Этики является Красота Космоса. «Космос учит овладению Красотой».

Выводы:

Обобщим функции искусства в Учении Живой Этики.
Согласно Живой Этике, искусство воспитывает и врачует душу, будучи символом Надземного и мысле-образом о Надземном, сообщающим целительные вибрации, обучающим восприятию эмоций радости и любви, их целебной мощи.
Искусство Красоту как «формулу Космической эволюции» из области отвлеченного переводит в область познаваемого, но познаваемого иными не рассудочными путями: путем интуиции, духовного распознавания или вдохновенного угадывания, чувствознания или духовного чувства.
Искусство реализует в себе закон Общего Блага и потому его внутренние энтелехии создают магнит или кристалл психической энергии, которая есть красота.
Живая Этика учит, что превыше всех наук есть познание Надземного, основным инструментом которого служит искусство, ибо его материал: звук, цвет-свет – несет в себе первый уровень проявленной Вселенной, первую дифференциацию непроявленной Вселенной, согласно эзотерической философии.
Искусство эзотерично, ибо есть живой внутренний путь к Инобытию, живое оформление идеи мировой гармонии. Искусство, которое «не заставляет думать об «ином мире» или его чувствовать, или рисует тот мир как подобие или продолжение нашего, это не искусство, а подделка, трезвая и рассудочная подделка, псевдоискусство» (П.Д. Успенский). Искусство – инструмент внутреннего познания сфер духа.
Динамическая энергетическая характеристика искусства как сгустка энтелехий в художественном образе коррелирует в Живой Этике с этической категорией устремления, которое многозначительнее действия, ибо собирает и напрягает энергии. В этом может быть и состоит, на наш взгляд, суть аристотелевского мимесиса как подражания действию.
Таким образом, Красота — цель искусства; искусство – носитель Красоты.
Искусство – явление Духа; искусство – свет. Искусство есть вершина творчества, которое есть цель человеческой эволюции.
Искусство равно Знанию, служа стимулом для возрождения духа. Искусство есть познание мыслеобразов, как путь к Высшим мирам.
Очевиден эсхатологический (теургический) смысл искусства. Суть произведения искусства – идея (эйдос). Великое искусство – необычно. Искусство – возвышает и поднимает дух. Форма в искусстве – символ как знак Невидимого мира.
Искусство – посредник между землей и Небом.
Живая Этика сообщает о вечности произведений искусства в Тонком мире.
«…Луч осознания задач эволюции пройдет по лучшим творениям. <…>» (АЙ, 189).
«Залог Учения – радость духа. Творчество целесообразно, когда в устремлении к явлению Красоты устремленный дух являет понимание Беспредельности» (АЙ, 621).
Искусство – условие и один из устоев Нового Мира.

апрель, 2005 г. Москва

_______________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

ИСТОЧНИКИ
Сокращенные обозначения источников:

Ж. Э. Учение Живой Этики
Зов Листы Сада Мории: Зов 1924
Оз Листы Сада Мории: Озарение 1925
О Община 1926
АЙ Агни-Йога 1929
Б Беспредельность 1930
И Иерархия 1931
С Сердце 1932
Н.В. Напутствие Вождю 1933
MО I Мир Огненный, ч. I I933
МОII Мир Огненный, ч. 2 1934
МОIII Мир Огненный, ч. 3 1935
А АУМ 1936
Бр Братство 1937
Н Надземное 1938
(Цит. по изданию: Агни-Йога. Том I — IV. – М.: Издательство Духовной Литературы «Сфера», 2000. (Серия «Учение Живой Этики». ))

Откр. Откровение 1920-1941
(Цит. по изданию: Агни-Йога. Откровение (1920-1941).-М.: Сфера, 2002.- 496с. – Серия «Учение Живой Этики».)

П I Письма Елены Рерих, том I
П 2 Письма Елены Рерих, том 2
(Цит. по изданию: Письма Елены Рерих(1929-1938). — 2 тома. — Рига, 1940).
В.П., 1 Высокий Путь. (Часть I: 1920-1928).
В.П., 2 Высокий Путь. (Часть 2: 1929-1944). — М.: Сфера, 2002.*

ГАЙ I-ХIII Грани Агни-Йоги: 1960-1972 гг. Toм 1-13. — Новосибирск: «Свет», 2001. Издание второе. (Издание первое, 1993-1998 гг.).**

Дополнительная литература:

Рерих Н.К. Цветы Мории. – Минск, 1997.
Рерих Е.И. У порога Нового Мира. — М.: МЦР, 2000. М.: МЦР, 2007.
Рерих Е.И. Путями Духа. — М.: Сфера, 1999.
(В сборник вошли книги «Основы буддизма», «Преподобный Сергий
Радонежский» и «Криптограммы Востока», а также все известные
статьи Е.И.Рерих.)
Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., 1974.
Рерих Н.К. Восток-Запад. М.: МЦР, 1994.
Рерих Н.К. Знак эры. М.: РИПОЛ классик, 2002. (В поисках истины).
Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994.
Рерих Н.К. Листы дневника: В 3-х тт.- М.: МЦР, 1999-2002.
Рерих Н.К. Об искусстве: Сб.ст. /Сост. С.А.Пономаренко. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.
Рерих Н.К. Обитель Света. М., 1992.
Рерих Н.К. Путями Благословения. М., 2002 (Серия «Антология мысли»).
Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 1993.
Рерих Н.К. Душа народов. М., 1995.
Рерих Николай. Держава света. М., 2001 (Серия «Антология мысли»).

* Двухтомник «Высокий Путь» — подробнейшее собрание указаний и наставлений Учителя, обращенных к Е.И. и Н.К. Рерихам, как ближайшим ученикам, проходившим практический опыт Агни-Йоги. Этот уникальный материал, будучи духовным дневником Рерихов, записанный Еленой Ивановной, является бесценным дополнением ко всем книгам Агни-Йоги. Дневники Е.И. Рерих по праву являются сокровеннейшим ядром Учения Жизни. Сегодня читатели имеют возможность ознакомиться с Дневниками или манускриптами Матери Агни Йоги по следующим, полным изданиям, подготовленным Государственным музеем Востока: Елена Рерих. Листы дневника. 1927-1928. – М.: Прологъ, 2006. – 216с. Елена Рерих. Листы дневника. Т.1: 1920-1923.- М.: РУССАНТА; Государственный музей Востока, 2009. – 512с. Дневниковые записи Е.И. Рерих являются продолжением и квинтэссенцией текстов «Агни-Йоги».

** Грани Агни Йоги. Записи Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха, полученные из Высокого Источника, о чем имеется подтверждение Е.И.Рерих. Их можно назвать развернутыми комментариями к «Живой Этике» или Дневником духовного Ученика. Римской цифрой обозначен номер тома, арабской – номер параграфа или сделанной записи.

* * *

Полный вариант данной работы см.здесь: Шлемова Н.А. Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография. — М.: МГПУ, 2005, — 150 с. ©

Также, в электронной библиотеке «Орифламма», 2007.// http://roerich.com/n_biblio.htm (2007).©
Также, опубликовано:
Наталья Шлемова. Эстетика ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО: Эстетика Огня в «Живой Этике». Монография. — М.: Международный Издательский Дом LAP Lambert Academic Publishing, Германия, 2011. — 328с. ISBN: 978-3-8454-0917-7. Купить книгу: ссылка внизу страницы: https://www.proza.ru/avtor/majtri

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

NB! Виртуальный музей Николая Рериха: http://www.roerich.ru/main.php?id=22&s=title&d=&l=rus

Живопись Н.К. Рериха в собрании МЦР: https://www.youtube.com/watch?v=uRYNvq26zSk
_____________________________________________

См. также: Эстетика трансцендентного в Живой Этике: http://www.proza.ru/2014/02/28/167;
Философия Красоты и Гармонии в Живой Этике: http://www.proza.ru/2014/01/27/1049;

Слово о Николае Рерихе: http://www.proza.ru/2014/02/02/1726;

Манифест Нового Искусства — Искусства Синтеза: http://www.proza.ru/2014/02/09/191;

http://proza.ru/2018/03/13/963 — о том, как пишутся стихи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *