Вечной Памяти Марины Ивановны Цветаевой: Избранное. Поклон!

Русская поэтесса-Поэт! Серебряного века, прозаик, переводчица.

    ………………….. ПОКЛОН! Аминь. Ом.

………………………………………………………………………………………

**************************************************

Цитаты Цветаевой

Цитаты Цветаевой (фото Марины Цветаевой)  Подготовил: Дмитрий Сироткин

С удовольствием подготовил подборку цитат Марины Ивановны Цветаевой.

Наверное, по концентрации чувств на единицу слова она превосходит поэтов, а по концентрации мысли на единицу слова — философов.

Поэтому цитат немало. Они разнесены по темам: любовь, поэзия, поэты, о себе, отношения, жизненная этика, люди, женщины, мужчины, душа, жизнь, Родина, книги, дети и родители, семья, разное.

О любви

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…

Первый любовный взгляд — то кратчайшее расстояние между двумя точками, та божественная прямая, которой нет второй.

Женщины любят не мужчин, а Любовь, мужчины — не Любовь, а женщин. Женщины никогда не изменяют. Мужчины — всегда.

Любовь странная штука: питается голодом и умирает от пищи.

Всякая любовь — сделка. Шкуру за деньги. Шкуру за шкуру. Шкуру за душу. Когда не получаешь ни того, ни другого, ни третьего, даже такой олух-купец как я прекращает кредит.

«Стерпится – слюбится». Люблю эту фразу, только наоборот.

А вечно одну и ту ж —
Пусть любит герой в романе!

«Я буду любить тебя всё лето», — это звучит куда убедительней, чем «всю жизнь» и — главное — куда дольше!

Я люблю две вещи: Вас — и Любовь.

Влюбляешься ведь только в чужое, родное — любишь.

Прав в любви тот, кто более виноват.

Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше — хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы — до всей моей души.

Вы меня никогда не любили. Если любовь разложить на все ее составные элементы — все налицо; нежность, любопытство, жалость, восторг и т. д. Если всё это сложить вместе — может и выйдет любовь.
— Но это никогда не слагалось вместе.

Любовь: зимой от холода, летом от жары, весной от первых листьев, осенью от последних: всегда от всего.

Кстати, цитаты о любви

О поэзии

Искусство есть та же природа. Не ищите в нем других законов, кроме собственных (не самоволия художника, не существующего, а именно законов искусства). Может быть — искусство есть только ответвление природы (вид ее творчества). Достоверно: произведение искусства есть произведение природы, такое же рожденное, а не сотворенное.

Гения без воли нет, но еще больше нет, еще меньше есть — без наития. Воля — та единица к бессчетным миллиардам наития, благодаря которой только они и есть миллиарды (осуществляют свою миллиардность) и без которой они нули — то есть пузыри над тонущим. Последний атом сопротивления стихии во славу ей — и есть искусство. Природа, перебарывающая сама себя во славу свою.

Пока ты поэт, тебе гибели в стихии нет, ибо все возвращает тебя в стихию стихий: слово.
Пока ты поэт, тебе гибели в стихии нет, ибо не гибель, а возвращение в лоно.
Гибель поэта — отрешение от стихий. Проще сразу перерезать себе жилы.

Все искусство — одна данность ответа.

Все наше искусство в том, чтобы суметь (поспеть) противупоставить каждому ответу, пока не испарился, свой вопрос. Это обскакиванье тебя ответами и есть вдохновенье.

Эти полчаса Гоголя у камина больше сделали для добра и против искусства, чем вся долголетняя проповедь Толстого.

По существу, вся работа поэта сводится к исполнению, физическому исполнению духовного (не собственного) задания. Равно как вся воля поэта — к рабочей воле к осуществлению. (Единоличной творческой воли — нет.)

Слово для идей есть тело, для стихий — душа.

Не надо работать над стихами, надо чтоб стих над тобой (в тебе!) работал.

Поэт видит неизваянную статую, ненаписанную картину и слышит неигранную музыку.

Бойтесь понятий, облекающихся в слова, радуйтесь словам, обнажающим понятия.

Как таковой жизни я не люблю, для меня она начинает значить, обретать смысл и вес — только преображенная, т. е. — в искусстве. Если бы меня взяли за океан — в рай — и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая.

Творчество – общее дело, творимое уединенными.

Поэт не может воспевать государство — какое бы ни было — ибо он — явление стихийное, государство же — всякое — обуздание стихий.

О поэтах

Поэт есть ответ. Пушкин сказал: на все. Ответ гения.

Поэт неизбежно терпит крах на всех других путях осуществления. Привычный, приученный (собой же) к абсолюту, он требует от жизни то, чего она дать не может.

О, поэты, поэты! Единственные настоящие любовники женщин!

Какой поэт из бывших и сущих не негр, и какого поэта — не убили?

Когда я думаю о нравственной сущности этой человеческой особи: поэта, я всегда вспоминаю определение толстовского отца в “Детстве и Отрочестве”: — Он принадлежал к той опасной породе людей, которые один и тот же поступок могут рассказать как величайшую низость и как самую невинную шутку.

Циник не может быть поэтом.

Поэт! поэт! Самый одушевленный и как часто — может быть именно одушевленностью своей — самый неодухотворенный предмет!

Слишком обширен и прочен земной фундамент гения, чтобы дать ему — так — уйти в высь. Будь Шекспир, Гёте, Пушкин выше, они бы многого не услышали, на многое бы не ответили, ко многому бы просто не снизошли.

О А. Пушкине: Пушкин меня заразил любовью. Словом — любовь. Ведь разное: вещь, которую никак не зовут — и вещь, которую так зовут.
Какое счастье для России, что Пушкин убит рукой иностранца, своей не нашлось.

О К. Бальмонте: Так и останется Бальмонт в русской поэзии — заморским гостем, задарившим, заговорившим, заворожившим ее — с налету — и так же канувшим.

О В. Брюсове: Волей чуда — весь Пушкин. Чудо воли — весь Брюсов.

О А. Блоке: Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Ведь он — такое явное торжество духа.

О С. Есенине: У Есенина был песенный дар, а личности не было. Его трагедия — трагедия пустоты. К 30-ти годам он внутренно кончился. У него была только молодость.

О В. Маяковском: Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил. Если есть в этой жизни самоубийство, оно не там, где его видят, и длилось оно не спуск курка, а двенадцать лет жизни.

О М. Волошине: Чем глубже я гляжусь в бездонный колодец памяти, тем резче встают мне навстречу два облика Макса: греческого мифа и германской сказки.

О Р. Рильке: Вы – воплощенная поэзия, уже само Ваше имя – стихотворение. Вы – явление природы, которое не может быть моим и которое не любишь, а ощущаешь всем существом, или Вы – воплощенная пятая стихия: сама поэзия, или Вы – то, из чего рождается поэзия и что больше ее самой – Вас.

О себе: «Второй Пушкин» или «первый поэт-женщина» — вот чего я заслуживаю и, может быть, дождусь. Меньшего не надо…

О себе

Сорока семи лет от роду скажу, что всё, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все последующие сорок — осознавала.

Моя душа чудовищно ревнива: она бы не вынесла меня красавицей. Говорить о внешности в моих случаях — неразумно: дело так явно, и настолько — не в ней!

В моих чувствах, как в детских, нет степеней.

Безмерность моих слов — только слабая тень безмерности моих чувств.

Мне БОЛЬНО, понимаете? Я ободранный человек, а вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг — у меня, на глубину, ни-че-го.

Самое опьянительное для меня — преданность в несчастье. Это затмевает всё.

Я ведь знаю, что я — в последний раз живу.

Я не любовная героиня, я никогда не уйду в любовника, всегда в любовь.

Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих верст.

О, сколько женщин любили и будут любить Вас сильнее. Все будут любить Вас больше. Никто не будет любить Вас так…

Что я делаю на свете? — Слушаю свою душу.

Могу сказать о своей душе, как одна баба о своей девке: «Она у меня не скучливая». Я чудесно переношу разлуку. Пока человек рядом, я послушно, внимательно и восторженно поглощаюсь им, когда его нет — собой.

Все люди берегли мои стихи, никто — мою душу.

У меня особый дар идти с собой (мыслями, стихами, даже любовью) как раз не-к-тем.

Я ненасытная на души.

Когда я пытаюсь жить, я чувствую себя бедной маленькой швейкой, которая никогда не может сделать красивую вещь, которая только и делает, что портит и ранит себя, и которая, отбросив всё: ножницы, материю, нитки, – принимается петь. У окна, за которым бесконечно идёт дождь.

Смеяться и наряжаться я начала 20-ти лет, раньше и улыбалась редко. Я не знаю человека более героичного в ранней юности, чем себя.

Четкость моих чувств заставляет людей принимать их за рассуждения.

Я хочу, чтобы ты любил меня всю, какая я есть. Это единственное средство (быть любимой — или нелюбимой).

Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте! — Еще меня любите
За то, что я умру.

Наиживейшим наслаждением моей жизни была ходьба — одинокая и быстрая, быстрая и одинокая. Мой великий одинокий галоп.

Я хочу такой скромной, убийственно-простой вещи: чтобы, когда я вхожу, человек радовался.

Об отношениях

Каждый раз, когда узнаю, что человек меня любит — удивляюсь, не любит — удивляюсь, но больше всего удивляюсь, когда человек ко мне равнодушен.

Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. Не любить — видеть человека таким, каким его осуществили родители. Разлюбить — видеть вместо него: стол, стул.

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Человеческая беседа — одно из самых глубоких и тонких наслаждений в жизни: отдаёшь самое лучшее — душу, берёшь то же взамен, и всё это легко, без трудности и требовательности любви.

Ибо понять другого — значит этим другим хотя бы на час стать.

Для полной согласованности душ нужна согласованность дыхания, ибо, что — дыхание, как не ритм души? Итак, чтобы люди друг друга понимали, надо, чтобы они шли или лежали рядом.

Грустно признаться, но хороши мы только с теми, в чьих глазах ещё можем что-либо приобрести или потерять.

«Возлюбленный» — театрально, «любовник» — откровенно, «Друг» — неопределённо. Нелюбовная страна!

Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного…

Первая победа женщины над мужчиной — рассказ мужчины о его любви к другой. А окончательная её победа — рассказ этой другой о своей любви к нему, о его любви к ней. Тайное стало явным, ваша любовь — моя. И пока этого нет, нельзя спать спокойно.

Если считать Вас близким человеком, Вы заставили меня очень страдать, если же посторонним, — Вы принесли мне только добро. Я никогда не чувствовала Вас ни таким, ни другим, я сражалась в себе за каждого, то есть против каждого.

У каждого из нас, на дне души, живет странное чувство презрения к тому кто нас слишком любит. (Некое «и всего-то»? — т. е. если ты меня так любишь, меня, сам ты не бог весть что!)

Вечной верности мы хотим не от Пенелопы, а от Кармен, — только верный Дон-Жуан в цене!

Вы дороги мне. Но — мне просто нечем больше дышать с Вами.

Предательство уже указывает на любовь. Нельзя предать знакомого.

Ложь. Не себя презираю, когда лгу, а тебя, который меня заставляет лгать.

Ни один человек ещё не судил солнце за то, что оно светит и другому…

Для меня одиночество — временами — единственная возможность познать другого, прямая необходимость.

Баюкай же — но прошу, будь друг:
Не буквами, а каютой рук:
Уютами…

О вопль женщин всех времен:
Мой милый, что тебе я сделала?!

Движение губ ловлю.
И знаю — не скажет первым.
— Не любите? — Нет, люблю.
Не любите? — Но истерзан.

О жизненной этике

Жить надо так, чтобы Душа сбылась.

Никакая страсть не перекричит во мне справедливости. Делать другому боль, нет, тысячу раз, лучше терпеть самой. Я не победитель. Я сама у себя под судом, мой суд строже вашего, я себя не люблю, не щажу.

В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.

Грех не в темноте, а в нежелании света.

Сила человека часто заключается в том, чего он не может сделать, а не в том, что может. Моё «не могу» — главная мощь. Значит, есть что-то, что вопреки всем моим хотениям всё-таки не хочет.

Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, — дурак или негодяй; чаще всего — и то, и другое.

Друг! Равнодушье — дурная школа,
Ожесточает она сердца.

Я всегда предпочитала заставлять спать, а не лишать сна, заставлять есть, а не лишать аппетита, заставлять мыслить, а не лишать рассудка. Я всегда предпочитала давать — избавлять, давать — получать, давать — иметь.

Встречаться нужно для любви, для остального есть книги.

Лучше потерять человека всем собой, чем удержать его какой-то своей сотой.

О людях

Нет маленьких событий. Есть маленькие люди.

Тот кто обходится без людей — без того и люди обходятся.

Когда людей, скучивая, лишают лика, они делаются сначала стадом, потом сворой.

Насколько я лучше вижу человека, когда не с ним!

Единственное, чего люди не прощают, — это то, что ты без них, в конце концов, обошелся.

Счастливому человеку жизнь должна — радоваться, поощрять его в этом редком даре. Потому что от счастливого — идет счастье.

Мне моё поколенье — по колено.

Глотатели пустот, читатели газет.

Чем больше узнаю людей — тем больше люблю деревья!

Обожаю богатых. Богатство — нимб. Кроме того, от них никогда ничего не ждешь хорошего, как от царей, поэтому просто-разумное слово на их устах — откровение, просто-человеческое чувство — героизм. Если нельзя быть ни человеком, ни красавцем, ни знатным, надо быть богатым.

Кстати, цитаты про людей

О женщинах

Все женщины ведут в туманы.

Все женщины делятся на идущих на содержание и берущих на содержание. Я принадлежу к последним.

Любовность и материнство почти исключают друг друга. Настоящее материнство — мужественно.

Женщине, если она человек, мужчина нужен, как роскошь, — очень, очень иногда. Книги, дом, забота о детях, радости от детей, одинокие прогулки, часы горечи, часы восторга, — что тут делать мужчине? У женщины, вне мужчины, целых два моря: быт и собственная душа.

Милые! А может быть я так много занимаюсь собой, потому что никто из вас мною не занялся достаточно?

— «Женщина не может одна».
— Человек — может.

Я, когда не люблю, — не я… Я так давно — не я…

Никто так не презирает честной женщины — как честная женщина.

Кстати, цитаты про женщин

О мужчинах

Мужчины не привыкли к боли,— как животные. Когда им больно, у них сразу такие глаза, что всё что угодно сделаешь, только бы перестали.

Сколького бы я никогда не поняла, если бы родилась мужчиной.

Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.

Сделайте так чтобы Ваша грудная клетка меня вынесла, — нет! — чтобы мне было просторно в ней, РАСШИРЬТЕ её — не ради меня: случайности, а ради того, что через меня в Вас рвётся.

Взгляд — до взгляда — смел и светел,
Сердце — лет пяти…
Счастлив, кто тебя не встретил
На своем пути.

Кстати, цитаты про мужчин

О душе

Что-то болит: не зуб, не голова, не живот, не — не — не-… а болит. Это и есть душа.

Душа — это пять чувств. Виртуозность одного из них — дарование, виртуозность всех пяти — гениальность.

Душа — это парус. Ветер — жизнь.

Душа от всего растет, больше всего же — от потерь.

Моя душа теряет голову.

Хотеть — это дело тел,
А мы друг для друга — души…

В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел.

Есть тела, удивительно похожие на душу.

Кстати, цитаты про душу

О жизни

На Твой безумный мир
Ответ один — отказ…

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Если что-то болит — молчи, иначе ударят именно туда.

Быть современником — творить своё время, а не отражать его.

Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.

У меня вообще атрофия настоящего, не только не живу, никогда в нём и не бываю.

Шутим, шутим, а тоска всё растет, растет…

Первая причина неприятия вещи есть неподготовленность к ней.

Кстати, цитаты о жизни

О Родине

Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть её — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, — тот потеряет её вместе с жизнью. Моя родина везде, где есть письменный стол, окно и дерево под этим окном.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично, на каком
Непонимаемой быть встречным!

Россия, к ее чести, вернее к чести ее совести и не к чести ее художественности, всегда подходила к писателям, вернее: всегда ходила к писателям — как мужик к царю — за правдой, и хорошо, когда этим царем оказывался Лев Толстой, а не Арцыбашев.

О книгах

Книга должна быть исполнена читателем как соната. Буквы — ноты. В воле читателя — осуществить или исказить.

Книгу должен писать читатель. Лучший читатель читает закрыв глаза.

Книги мне дали больше, чем люди. Воспоминание о человеке всегда бледнеет перед воспоминанием о книге.

Каждая книга — кража у собственной жизни. Чем больше читаешь, тем меньше умеешь и хочешь жить сам.

Кстати, цитаты о книгах

О детях и родителях

Наши дети старше нас, потому что им дольше, дальше жить. Старше нас из будущего. Поэтому иногда нам и чужды.

Дети сначала любят, потом судят, а потом жалеют родителей.

Не слишком сердитесь на своих родителей, — помните, что и они были вами, и вы будете ими.

Целуйте постоянно дите своё — и в его сердце всегда будет любовь.

Мальчиков нужно баловать — им, может быть, на войну придётся.

Кстати, цитаты про детей

О семье

Брак, где оба хороши — доблестное, добровольное и обоюдное мучение (-чительство).

Семья… Да, скучно, да, скудно, да, сердце не бьётся… Не лучше ли: друг, любовник? Но, поссорившись с братом, я всё-таки вправе сказать: «Тыдолжен мне помочь, потому что ты мой брат… (сын, отец…)» А любовнику этого не скажешь — ни за что — язык отрежешь.

Кстати, цитаты про семью

О разном

У моды вечный страх отстать, то есть расписка в собственной овечьести.

Спорт есть трата времени на трату сил. Ниже спортсмена только его зритель.

Танго! — Сколько судеб оно свело и развело!

Лицо — свет. И оно, действительно, загорается и гаснет.

 

Немало. Возможно, мне нужно было жестче отбирать цитаты, но как-то не хочется.

В дополнение вы можете прочитать:

Источник: Статья Цитаты Цветаевой с https://burido.ru/692-tsitaty-tsvetaevoj на сайте Буридо

****************************************************************************************************

Далее, читайте здесь: https://proza.ru/2014/01/21/1959 — мое большое философское эссе-монография о творчестве Марины Ивановны Цветаевой: «ЭСТЕТИКА  ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО  В  ТВОРЧЕСТВЕ   МАРИНЫ  ЦВЕТАЕВОЙ».//Марина Цветаева. Космос поэзии. Монография. Наталья Анатольевна Шлемова

**************************************************

+ https://zen.yandex.ru/media/id/5ad1b378fd96b14f752503fc/smert-mariny-cvetaevoi-prichina-smerti—samoubiistvo-5ad475f3ad0f22927fbf5d8b?utm_source=serp

**************************************************

О книге «Поэма воздуха»

В этот сборник включены поэмы Марины Цветаевой, созданные ею в 1925–1927 годах. И если в «Крысолове» иронически повествуется о нашествии русской эмиграции в благополучную Европу, то «Поэма лестницы», «Попытка комнаты», «С моря», «Поэма воздуха» и «Новогодняя», возникшие благодаря тройственной переписке Цветаевой с Пастернаком и Рильке, наполнены мечтой о встрече.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Поэма воздуха» Цветаева Марина Ивановна, бесплатно и без регистрации, в формате epub, fb2, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.//https://avidreaders.ru/book/poema-vozduha-1.html

**************************************************

P.S. На моей странице в Контакте вы можете найти, если пожелаете, в разделе Видеозаписи, мою лекцию о М.И.Цветаевой в Доме-Музее Марины Цветаевой в Москве, апрель 2016 г. и мое «Слово о Марине Цветаевой», в литклубе «Глагол», октябрь 2013 г., Москва.

**************************************************

Цветаева М.И. Избранные стихи: https://royallib.com/book/tsvetaeva_marina/izbrannie_stihi.html

Книга: Цветаева Марина. Избранные стихи — royallib.com.doc

**************************************************

Электронная книга «Полное собрание стихотворений» – Марина Ивановна Цветаева

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

Автор:
Марина Цветаева
Правообладатель:
Public domain
Жанр:
Поэзия
Дата написания:
1941
Кол-во страниц:
761
«Марина Цветаева однажды сравнила себя с деревом, в которое попадают все молнии. Многолетняя разлука с Россией, бедность и тяжкий «стопудовый быт». Одиночество – что в эмиграции, что «дома», куда по трагическому стечению обстоятельств ей выпало вернуться в эпоху «большого террора» и пережить арест мужа и дочери, которых она больше никогда не увидела. Но несмотря на все пережитое, стихи Цветаевой, по словам одного критика, «излучают любовь и любовью пронизаны… рвутся к миру и как бы пытаются заключить весь мир в объятья «. Так осуществилась ее мечта – стать деревом, шумящим вам навстречу».//https://all-the-books.ru/books/cvetaeva-marina-polnoe-sobranie-stihotvoreniy/
Книга бесплатно: polnoe-sobranie-stihotvoreniy  М.И. Цветаевой.
……………………………………………………………………
https://www.youtube.com/watch?v=6WV4dLPeM8s —

Ирма Кудрова о гибели Марины Цветаевой, 24.09.2011

***********************************************
Н. Шлемова. СЛОВО О М.И. ЦВЕТАЕВОЙ: http://www.youtube.com/channel/UC9JBi8evSVgV7lf7nQdzoDQ/videos
**************************************************
Е.А. Камбурова. «Я бы хотела жить с Вами…»: http://www.youtube.com/watch?v=x_mGTLlr8DQ&feature=share
Поклон!
***********************************************************************************************************

Ирма Кудрова.

«Гибель Марины Цветаевой»

Приложение II

И. Б. Шукст-Игнатова «Воспоминания»

Беседу с Идеей Брониславовной Игнатовой, урожденной Шукст, записала в октябре 1982 года в Сочи скульптор Нина Вельмина, создавшая впоследствии бюст Марины Цветаевой.

Запись этой беседы не вошла в изданный том «Воспоминаний о Марине Цветаевой», напечатанный в 1992 году в Москве в издательстве «Советский писатель». Между тем, на наш взгляд, воспоминания И. Б. Игнатовой очень информативны и вызывают несомненное доверие.

Хронологически они относятся непосредственно к тому периоду жизни поэта, которому посвящена данная книга.

Текст записи Н. Вельминой ранее был опубликован в журнале «Россияне» (1992, 11/12). В нашей публикации воспоминания несколько отредактированы: объединены темы и убраны многочисленные повторы.

Цветаева с сыном поселилась в трехкомнатной квартире видного ученого Б. И. Шукста, уехавшего на север в служебную командировку, поздней осенью 1940 года. Она сняла здесь одну комнату (14 кв.м) и прожила в ней до самой эвакуации, то есть до 8 августа 1941 года.

 

«Мы жили на Покровском бульваре дом номер 14/5, угол Малого Вузовского переулка, квартира 62. Это был так называемый «второй дом Совнаркома», в нем жили люди, занимавшие видные посты в государстве, — и такие ученые, как мой отец. В эти годы множество жильцов дома уже были арестованы, на нашей лестнице только две квартиры оставались неопечатанными».

Квартира была трехкомнатная. В большой комнате жила сама Идея — или, как ее тогда все называли, Ида Шукст, слева — в комнате поменьше — Марина Ивановна Цветаева с сыном Георгием (Муром), справа — супружеская пара, которая постоянно враждовала с М. И.

Однажды М. И. сказала Иде: «У меня свое везенье — продала янтарь и приобрела квартиру». И. Б. поняла это так, что та продавала свои вещи, чтобы снять комнату в их квартире. Она внесла деньги сразу за год вперед.

Лифтом она никогда не пользовалась, а квартира Шукстов была на шестом этаже. Вообще не любила никаких машин. Боялась переходить дорогу.

Какой была Цветаева? Если сказать в целом — смесь гордыни (изредка вдруг всплескивавшей) с полной беспомощностью.

Ида ничего не знала поначалу о своей новой соседке. Но однажды как-то взяла в руки энциклопедию и прочла, что М. И. — поэт, который был известен еще до революции. Это ее очень удивило.

Она была очень прямая, роста выше среднего, примерно 163—165 см. Очень худая, тонкая, узкая, она выглядела старше своих лет. Почти никогда не улыбалась. Одета была чаще всего в простую грубошерстную юбку (всю в сборках), черную блузу. На шее бусы, на руках — скифские браслеты. В облике преобладали мужские черты, вернее, мальчишеские, резкие движения. Лицо, напоминавшее профили на римских монетах. С другой стороны, было в лице и что-то будто скандинавское. И — ни кровинки, оно казалось восковым. Узкий нос, сухие неподвижные губы. Никакой косметики. Глаза очень светлые и какие-то беспомощные. Временами она напоминала большую птицу — движениями. Одежда всегда аккуратна, в облике — неизменная подтянутость.

Той Марины, что на давних фотографиях, — с челкой и пышными волосами — уже не было.

Характерна для нее была постоянная устремленность куда-то, напряженность, как у стрелы.

Мур был высокий, крупный, полноватый. Ходил всегда в вельветовом костюмчике, привезенном из Франции, всегда чистенький, обстиранный. М. И. показывала мне фотографии маленького сына, там он курчавый и какой-то весь розовый. Мур казался Иде неоформившимся юнцом, несмотря на свой рост и крупность.

А М. И. — твердыней. Она была очень строга с сыном, проверяла каждый его шаг. Однажды Мур очень хотел пойти на день рождения какой-то одноклассницы, но мать ему не разрешила. То ли она боялась, то ли по каким-то другим причинам явно не хотела его сближения «с этими советскими». (Может быть, оберегая этих «советских»?)

Сын никогда не был резким с матерью, грубых тонов от него Ида не слышала ни разу. Марина очень его любила, но любовь ее никогда не выражалась в ласке.

«Мама — отец», — так говорил о ней Мур. Марина крепко держала его в руках. Никакой мягкости! Повелительные интонации. И множество запретов. Характеры. их были явно разномасштабные…

Ни в какой степени Мур не мог влиять на мать, ни в чем. Может быть, потом он стал другим, но тогда был перед ней всегда — ребенок, несмотря на свой высокий рост.

Странной показалась Иде история со стиральной резинкой. Из Парижа они привезли много всяких необычных для нас мелочей. В том числе несколько необычных стиральных резинок, трехслойных. Одну из них Мур взял в школу и потерял. И М. И. очень на него рассердилась из-за такого пустяка…

Разговорчивой М. И. трудно было назвать. Но, конечно, все-таки она разговаривала с Идой, а иногда даже что-то как будто в М. И. прорывалось, и она говорила много, охотно и искренне. Чаще они разговаривали, когда Мур был в школе.

Она рассказала, как была однажды, в 20-е годы, у Маяковского в РОСТА. Пришла к нему, а у него на каждом колене — по девчонке. Он встал, поцеловал ей руку, девчонок расшвырял, как котят. И Марина показала жестом — руки врозь — «как котят». А с ней он поздоровался очень почтительно.

Ида училась в той же школе, что и Мур, но она была старше. Зимой 40—41-го годов Мур был в восьмом классе, а Ида уже в десятом. Сначала это была школа № 167. Потом и Иду и Мура перевели в другую школу, которая была ближе к дому, на углу Покровского бульвара.

В классе, говорит И. Б., к Муру хорошо относились. Им интересовались девочки. Он сказал однажды: «Идочка, я совсем не понимаю нашу учительницу французского языка, когда она говорит по-французски, — вдруг она мне двойку поставит?..» (Таково было, видно, прекрасное произношение учительницы, никогда во Франции не бывавшей! — И. К.)

Однажды позвонил к ним домой по телефону преподаватель математики из школы и долго говорил с М. И. Говорил он очень почтительно — наверное, знал, кто она такая. И вдруг М. И. резко прерывает его и говорит с вызовом: «Ну что ж, ему математика совсем и не нужна! Я вообще никогда ничего в ней не понимала и не понимаю, однако мои друзья вовсе не считают меня из-за этого дурой!» Видимо, учитель сказал ей что-то о том, что Мур не справляется с программой по его предмету…

Она была вся как натянутая струна. Психическое ее состояние было предельным, напряженность невероятной. Внешне она была сдержанной, скрытной — и, может быть, именно это потом и сказалось. Все тяжелое она держала в себе будто за внутренней решеткой, и от этого сильнее мог быть срыв — как результат эмоционального, психического истощения. Когда с Муром у них случались конфликты, М. И. иногда кричала. Она не всегда могла оставаться уравновешенной. Но когда они ссорились, говорили всегда по-французски.

Еда у них была всегда, они не голодали. Но пища была крайне простая. Ели часто гречку-продел, каша из нее получалась какая-то синеватая, казалось, что ее трудно было проглотить. Но они оба ели ее по утрам. Иногда М. И. покупала полуфабрикаты — отбивные котлеты, изредка мясо и куру.

М. И. постоянно пила кофе, кофейник всегда стоял в кухне на плите. Она говорила: «Гёте пил кофе, не переставая, — и у меня такая привычка…».

Кроме еды, они ничего не покупали.

Стирала М. И. не обращая внимания на праздники, что очень удивляло Иду. Что на Первомай, что на Рождество.

В их комнате был. чудовищный беспорядок. Сама М. И. не придавала этому значения, но если кто-нибудь приходил к ней, она принимала гостей в комнате Иды, где было прибрано.

Ссоры с соседями были из-за уборки в квартире. Ида думала, что М. И. просто по близорукости не видела пыли и плохо подметала, да и вообще уборки не любила. Они с соседкой старались занять на кухне каждая все четыре конфорки газовой плиты. Но стоило Иде поставить рядом свой чайник, каждая стучала ей в дверь: «Идочка, у меня как раз освободилась конфорка…».

Единственная семья, с которой М. И. поддерживала регулярную связь, — семья Е. Я. Эфрон. М. И. называла сестру своего мужа просто Лилей. Лиля никогда не бывала у М. И. в гостях, но они почти ежедневно разговаривали по телефону.

Гости бывали нечасто. То было время, когда от нее все отвернулись, боялись ее. Она ведь была из-за границы, общаться с ней было опасно. И она еще и держалась соответственно. Но любое проявление внимания к ее прошлому ее явно трогало.

Ида не помнит ни одной женщины в гостях у М. И.

Но приходил к ней некий мужчина — по делам переводов, кажется, довольно часто. Он жил где-то в районе Петровки, там, где церковь, вблизи бульвара. Идея относила ему однажды какую-то книгу от Марины. Это был высокий человек, скорее брюнет, лет сорока, как казалось Иде. Ида думает — не Миндлин ли это был? (Не был ли это скорее Арсений Тарковский? — И. К.) Если он не заставал Марину, то проходил в комнату Иды и там ждал. Однажды М. И. надо было что-то писать или переводить, связанное с Шекспиром, и он сказал: «Приходите, я дам вам эту книгу…».

Еще приходил молодой человек, лет двадцати, интеллигентный, она называла его «мой московский паж». Брюнет, небольшого роста, хорошо одетый. Юноша выполнял ее поручения, ходил за нее в редакцию и прочее в том же роде. Он был явно заинтересован в М. И. и ходил к ней не по делам.

Однажды Марина Ивановна сказала: «Идочка, ко мне приходил Асеев». Это ей, похоже, льстило.

В это время Завадский ставил «Бесприданницу». Он принес ей билеты, и она пошла на спектакль вместе с Муром. Завадский тогда только что женился на Улановой. М. И. об этом рассказывала Иде, как и о постановке. Ей явно хотелось в тот раз поделиться впечатлениями, что случалось не так часто. Было видно, что ей приятно об этом говорить.

Как-то, еще до начала войны, Марине кто-то прислал много цветов — срезанных и в горшках. М. И. попросила Иду поставить их в свою комнату, прибавив.— как показалось Иде — даже как-то горделиво, что цветы ее совершенно не интересуют…

…Началась война. С этого момента Ида редко ночевала дома. Она работала в Институте переливания крови и часто оставалась там на ночь, вдвоем с подругой Таней Соколовской — та жила где-то около Подсосенского переулка. Они вместе работали в Институте, на Новинском бульваре, упаковывали кровь.

С началом войны напряжение М. И. заметно усилилось. Она стала еще более настороженной, закаменевшей. Она говорила Иде: «Вот, в Париже жила — война была, сюда приехала — тоже…» (Может быть, речь шла о Германии, которая тогда поглотила Чехословакию, а теперь напала на Россию? — И. К.)

Иде кажется, что Мур вовсе и не дежурил на крыше, не тушил там зажигательных бомб, — что мать его туда не пускала.

Однажды бомбежка застала Иду не в Институте, а дома. И потому она оказалась в бомбоубежище вместе с М. И. Убежище было и в их доме и в соседнем.

Люди вели себя там по-разному. Кто все время охал, кто спал. А М. И. как села, так и просидела все время в напряженной позе, прямая как стрела. Вид ее был ужасен: руки вцепились в колени, взгляд остекленевший, немигающий. А Мур был спокоен, даже спал. Идея постаралась больше не ходить в убежище вместе с М. И., она совершенно не могла тогда смотреть на нее. Нечто патологическое, кажется Иде, было тогда в ее облике.

М. И. все время боялась, что убьют Мура, — и, видимо, боялась ареста. Боялась подходить к телефону. Когда он звонил, она вся напрягалась. Ждала, кого зовут, спрашивала: зачем?

Время было такое, что если у кого-то арестовывали домашних, то сами звонили своим знакомым, чтобы предупредить и чтобы те больше не звонили и не приходили. Чтобы их оградить от тех же переживаний.

Видно было, что Цветаева все время сдерживается, — но никаких взрывов, никакой разрядки! И напряжение все нарастало, очень мало уже было нужно, чтобы наступила трагедия.

Однажды пришел в квартиру управдом. Марина Ивановна как встала у стены в коридоре, раскинув руки, как бы решившись на все, напряженная до предела, так и простояла все время, что он был. Он уже ушел, а она все еще так и стояла. А оказалось, он приходил проверить затемнение, только и всего.

Окончив школу в июне сорок первого, Ида подала заявление в ИФЛИ. Институт эвакуировали в Алма-Ату, а первый курс распустили вообще. Отец приехал тогда в командировку в Москву. Он собрал дочери рюкзак и отправил в эвакуацию — к мачехе, в Чувашию. (Сам отец жил где-то за Кандалакшей. Потом он был там арестован и вскоре умер. Родная мать Иды жила в Ленинграде.)

Марина Ивановна уехала в эвакуацию еще до отъезда Иды, в начале августа. Она говорила, что ее везут вместе с Союзом писателей в Казань — Пермь — Елабугу. Но уехали они, когда Иды не было дома, — в этот день она была в Институте переливания крови.

В комнате М. И. не осталось никаких вещей. Ида думала, что все забрали с собой.

Летом 1942 года1 мачеха Иды ездила в Москву и случайно встретила Мура, — неясно, где. Мур спокойно сказал: «Марина Ивановна повесилась». Жил он тогда, вероятно, у Лили Эфрон.

Примечания

1. Дата явно перепутана. Г. С. Эфрон уехал из Москвы в Ташкент 15 октября 1941 года.

(источник — И. Кудрова «Гибель Марины Цветаевой»,
М., «Независимая газета» 1997 г.)//

http://tsvetaeva.narod.ru/WIN/kudrova/kudrG12.html

************************************************************************************************************

Анна Саакянц. Марина Цветаева. Жизнь и творчество

Жанр: документальная литература, издательство Эллис Лак, год 1999. Здесь Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации: https://libking.ru/books/nonf-/nonfiction/334677-anna-saakyants-marina-tsvetaeva-zhizn-i-tvorchestvo.html

********************************************************************************************

Образ. Предисловие. О Марине Ивановне Цветаевой (1989)

Не похороните живой! Фильм о Цветаевой (1992)

Документальный фильм о трагической судьбе Марины Цветаевой. Анна Саакянц рассказывает о детстве и нескольких переломных моментах в жизни поэта. Стихи, отрывки прозы и писем звучат в исполнении Антонины Кузнецовой. ПТО «Центр» Автор и режиссер – Валентина Проскурина Рассказчик – Анна Саакянц Продолжительность — 45 минут.

https://www.youtube.com/watch?v=rCM6OM72Fvs

********************************************************************************************

Контрасты Марины Цветаевой

Автор:
Ирма Кудрова

Что оставляет после себя великий поэт? Яркие образы? Лирические сюжеты, на которые откликается душа читателя? Очарование ритмической речи? Завораживающие рифмы?

Видимо, все же нечто большее. Великий художник оставляет нам свой мир, целостную страну — со своим особенным климатом, рельефом, атмосферой, со своими святынями и со своими табу, со своей иерархией ценностей.

Марина Цветаева оставила нам такую страну — необычайно просторную, но с нелегким ландшафтом. Войти в нее легко — через ранние стихи, но узнать по-настоящему непросто. Можно так и остаться в долинах, по-своему, впрочем, замечательных, но подняться к вершинам не всякому под силу.

В письме от 25 января 1937 года, оспаривая некоторые суждения Иваска, Цветаева сформулировала тот «принцип контрастов», без которого, как она считала, ее творчество может быть воспринято искаженно. «Меня вести можно только на контрастах, — писала Цветаева, — т. е. на всеприсутствии: наличии всего. Либо — брать часть. Но не говорить, что эта часть — всё. Я — много поэтов, а как это во мне спелось — это уже моя тайна».

Мимоходом высказанное, это утверждение — ключ, помогающий шире и отчетливее увидеть реальные горизонты того мира, который оставила нам в наследство Марина Цветаева.

Попробуем им воспользоваться.
 

1

Один из первых контрастов, бросающихся в глаза каждому, кто берет в руки том цветаевской лирики, — это контраст ее ранних стихов и тех, что были созданы в зрелые годы.

Перечитывать стихи молодой Цветаевой — все равно что перебирать драгоценности в шкатулке: каждое искрится то изящной шуткой, то неподдельным волнением, а обилие мотивов, тем, настроений, тональностей так велико, что легко веришь в уговоры Волошина издавать цветаевские стихи под несколькими псевдонимами. Эти стихи просты для восприятия, прозрачны по смыслу, им присуща непринужденно свободная интонация я. И еще одна существенная черта — неукротимое жизнелюбие:
 

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!
 

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

(«Идешь, на меня похожий…»)
 

Однако с самых первых своих шагов в литературе Цветаева развивается столь безостановочно и неудержимо, что современники справедливо называли ее одним из самых неуспокоенных поэтов.. Она растет не по дням, а по часам, как князь Гвидон в бочке, — утверждал в одной из своих статей Дмитрий Святополк-Мирский.

Результатом этого развития явилась цветаевская поэзия двадцатых-тридцатых годов. Она резко изменилась. В ней исчезло многоголосие, а вместе с ним множество мотивов, которые уже никогда больше не возникнут. И наоборот: зазвучали ноты, появление которых было трудно предугадать раньше. От прежнего озорства, задиристости, вызова не осталось и следа. В зрелой цветаевской поэзии безоговорочно победило трагедийное восприятие жизни. Иосиф Бродский имел все основания назвать Цветаеву «Иовом в юбке», поэтом, который решительно отказался в своем литературном творчестве от какого бы то ни было «утешительства». Это сразу повлекло за собой изменения в поэтическом стиле. Контраст этих двух основных периодов творчества столь велик, что уверенно можно сказать: каждый из них имеет своих читателей и почитателей. И для зрелого периода их число не может быть велико, ибо здесь перед нами поэзия, требующая подготовленного восприятия.

Вот, для примера, стихотворение из цикла «Сивилла» (август 1922 года):
 

Каменной глыбой серой,

С веком порвав родство.

Тело твое — пещера

Голоса твоего.
 

Недрами — в ночь, сквозь слепость

Век, слепотой бойниц.

Глухонемая крепость

Над пестротою жниц.
 

Кутают ливни плечи

В плащ, плесневеет гриб.

Тысячелетья плещут

У столбняковых глыб.
 

Горе горе! Под толщей

Век, в прозорливых тьмах —

Глиняные осколки

Царств и дорожный прах
 

Битв…
 

Этот первый бросающийся в глаза контраст может показаться внешним. Но он помогает обнаружить распространенный грех суждений о Цветаевой «вообще» — как бы во все времена самой себе равной. Между тем она непрерывно росла. С чем-то расставалась навсегда, в другом менялись акценты.

Одна из граней трагедийного мироощущения Цветаевой в двадцатые-тридцатые годы — неприятие современности. Мы постоянно сталкиваемся в ее прозе, поэзии и письмах с темпераментными декларациями нелюбви к веку, «который десять Пушкиных бы отдал за еще одну машину». Особенно конкретно Цветаева высказывалась на этот счет в прозе. В эссе «Поэт и время» (1932) читатель находит категоричные формулировки, отвергающие, в частности, право эпохи на политический или социальный «заказ» художнику. Она сумела пройти внутри эпохи своим путем, не примкнув ни к какой группировке — ни к политической, ни к литературной, не поддавшись ни одной из прельщающих идеологий.

Но неожиданность — и очередной контраст! — состоит в том, что при всех открещиваниях творчество Цветаевой обнаруживает редкостную отзывчивость на эпоху! События революции и Гражданской войны породили стихи «Лебединого стана» и «Ремесла», поэму «Перекоп» и «Поэму о Царской Семье», прозу «Мои службы», «Вольный проезд», «Октябрь в вагоне». Споры современников отразились и в «Стихах к сыну» (1932), и в стихотворении «Родина» (1932), и в программном стихотворении «Двух станов не боец, а — если гость случайный…» (1935).

Еще значительнее другое обстоятельство. В цветаевской лирике двух последних десятилетий ее жизни оказались сфокусированными вполне современные проблемы и тревоги, с которыми жил и продолжает жить человек ХХ столетия. «Сгорбленный и взмыленный», он загнан в тупики повседневных забот; его подгоняет безостановочный, всегда торопящий бег времени. Но наспех нельзя ни созерцать, ни чувствовать; разрастается только одно ощущение: абсурдности, бессмысленности существования в обществе, утратившем духовные координаты бытия.

Отозвалась Цветаева и на реальную ситуацию, в которой оказался ее современник, рождением связанный со Страной Советов. Стихотворение «Двух станов не боец…» (1935) — это голос яростного, болевого неприятия свирепого лозунга всякой революции: «нас — люби! тех — ненавидь!» Неприятие самого этого выбора. Не может быть выбора между старым, навсегда ушедшим миром, и новым, построенным на насилии и жестокости, утверждает Цветаева. Такова ее «третья позиция» — позиция независимости, исполнения самой себе поставленного долга, — оборонительная позиция в мире, пораженном проказой «коммунизма» и фашизма.

Итак, несмотря на неоднократное отмежевание от эпохи, лирические паруса Цветаевой постоянно надувает ветер Времени.

Читатель замечает это еще и по той страстности, с какой звучит во множестве ее стихотворений защита «невесомостей» и «наваждений» «в мире веса и счета». Горение духа, жар сердца, эмоциональное богатство личности — вот ценности, возводимые поэтом на высший пьедестал в век торжества материалистической идеи

И здесь мы наталкиваемся еще на один цветаевский контраст. Ибо Цветаева не просто защищает горячее сердце и высокую страсть — в мире, сотворившем кумир из «пользы». Она постоянно обнаруживает собственную страстную эмоциональность — ту самую, которая обеспечила ее поэзии так много недоброжелателей. Как и все другие свойства этой лирики, эмоциональный накал ее явлен в столь крайнем пределе, что его принимает (и делит) лишь читатель той же органики, того же природного склада. Другие, даже и восхитившись поначалу талантом, быстро переходят на позиции снисходительного превосходства. Одни начинают толковать о дурном вкусе, другие — о невоспитанности и несдержанности, а то и о натужном «воспарении».

Раскаленная эмоциональность — характернейшая черта поэзии Цветаевой. Однако чтобы остаться в русле истины, тут же необходимо назвать и иное: страсть осознания, осмысления, постижения.

Острый, проницательнейший ум, пристрастие к «метафизическим просторам», как назвал это Бродский, напряженный интерес, неизменно устремленный к «истокам бытия» (словами самой Цветаевой), определяли пафос ее лирических сюжетов. С голосом сердца в зрелой цветаевской поэзии неизменно совмещается жажда «дойти до самой сути», до глубины бытия: вглядеться, проникнуть, увидеть грани истины, ее оттенки, составные. Прочтите «Наклон», прочтите «Рас—стояние: версты, мили…», прочтите цикл «Ученик». Чего здесь больше: страсти живого чувства или страсти его осознания? Огненного вихря переживания или настойчивого проникновения в сердцевину — «вглубь — до потери чувства»? В том-то и дело, что в поэзии Цветаевой мы находим вовсе не поток эмоций в рифмах, но уникум сочетания: открытого «наития стихий» — и ожесточенного стремления «управиться» с ними, — называя, осмысляя. Снова — сочетание контрастного, соприсутствие одного и другого…

Назову и еще один контраст в явлении Марины Цветаевой: контраст двух начал — русского и европейского.

Юрию Иваску сама она писала: «…не ошибитесь, во мне мало русского… со стороны матери у меня России вовсе нет, а со стороны отца — вся. Так и со мною вышло: то вовсе нет, то — вся. Я и духовно — полукровка».

Не будем, однако, основываться только на ее собственных высказываниях. Гораздо существеннее свидетельство ее творчества, которое с несомненностью обнаруживает черты именно русского мироощущения, русского характера — щедрого, безоглядного, безмерного. Черты этого характера определяют психологический облик героини цветаевской поэзии: с ее безудержными порывами, крайностями ее взлетов и провалов, остротой каждого переживания, бескорыстием и неблагоразумием, душевной открытостью и незащищенностью.

Сравнение с Анной Ахматовой, как мне представляется, особенно оттеняет «русскость» Цветаевой. В ней «московское», российское начало явственно победило; Ахматову же неслучайно называли «европеянкой». На фоне гармоничной, неизменно сдержанной, никогда не теряющей над собой власть Ахматовой особенно четкий контур обретает безудержность Цветаевой, ее обнаженная эмоциональность. «Она была более русской, чем все мы, — говорил Пастернак Александру Гладкову, — не только по крови, но и по ритмам, жившим в ее душе».

Но у нас достаточно оснований говорить и о «европейском» в Цветаевой. Не только о ее любви к Новалису и Гете, Гельдерлину и Бодлеру, Рильке, Анне де Ноай, Прусту, — но о гораздо большем. Я имею в виду тот несомненный факт, что в своем творчестве Цветаева как никакой, пожалуй, другой русский литератор двадцатого столетия (сравнение возможно только с Набоковым или Бродским) шла в русле и в ритме общемировой культуры. Шла, никому не подражая, ни к кому не присоединяясь, но уверенно вставая в ряд с талантливейшими литераторами века.

Бродский, назвавший Цветаеву лучшим поэтом ХХ века, отмечает еще одну знаменательную сторону ее поэзии. Именно — соприсутствие в ней «центробежного вектора», как он это называет, то есть страсти к постижению метафизического смысла вещей, — с тем, что при этом она оставалась поэтом «в высшей степени посюсторонним, конкретным, точностью деталей превосходящим акмеистов… Сродно более птице, чем ангелу, ее голос всегда знал, над чем он возвышен, знал, что там внизу…» И потому, может быть, и поднимался он все выше, дабы расширить точку зрения…

К этому органично присоединяется сочетание «исповедного», дневникового характера цветаевской лирики с масштабностью ее философских обобщений. Здесь тот же явственный эффект совмещения микроскопа и телескопа. Живые движения души сопрягаются чуть не с законами мироздания! Перечтите стихотворение «С этой горы, как с крыши…» — или «Весна наводит сон. Уснем…». Всякий раз философский заряд возникает в стихотворении как бы непредумышленно, — он прорастает на наших глазах сквозь горячее сиюминутное переживание. Однажды Цветаева убежденно заявила (защищая Марселя Пруста от нападок критики): «нет узкого мирка, есть только узкий взгляд на вещи…» [2:50–51].

А как интересно было бы проследить контраст «мужского» и «женского» начал в этой поэзии! Хотя бы на примере любовной лирики, то «завоевательной» («Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»), то тишайшей и смиренной («Я — страница твоему перу…»). Но мы найдем еще необузданность — и укрощенность, уязвимость — рядом с проявлениями несгибаемой силы, мотивы могучего влечения к земным радостям — и мотивы отречения от всего земного… И еще многое в том же роде.

При этом перед нами всякий раз не просто светотень. Перед нами — перепад мощной силы, когда каждая из контрастирующих черт выражена в предельном своем развитии. Цветаевские контрасты родственны рембрандтовским: миновать их в характеристике таланта значило бы не назвать одного из самых ярких опознавательных его свойств.
 

Но и этого мало. В цветаевской лирике мы постоянно сталкиваемся еще и с таким явлением, как контрастирующие по смыслу друг с другом и спорящие меж собой стихотворения. Прочтите следом за «Заочностью» «Науку Фомы» («Без рук не обнять!..») или после цикла «Сивилла» — цикл «Федра». Сравните «Умирая, не скажу: была…» и стихотворение «Золото моих волос…» (с этими строками: «Не жалейте: все сбылось…»). Сравните стихи, воплощающие страдание разлуки, боль разъединенных сердец, — с той же «Заочностью». Мы увидим тогда, что поэзия Цветаевой вобрала в себя и мотив отрешения от любви, и мотив славословия любви, и мотив презрения к телу как «тюрьме души», и другой: «Нельзя, не коснувшись уст, / Утолить нашу душу!..»

Как назвать это? Противоречиями? Думаю, что лучше самой Цветаевой об этом не скажешь. А она назвала это — в тех же строках, обращенных к Иваску, — «всеприсутствием всего».

Самому бытию, считает Цветаева, присуща многозначность, многомерность, резко контрастирующие грани. В себе самой, в своем внутреннем мире она обнаруживает то же самое. И она не дает этому наблюдению проскользнуть незамеченным, неоднозначность неизменно притягивает ее к себе; Цветаева не спешит предпочесть одну сторону и отбросить другую.

К контрастным краскам прибегала и А.С. Эфрон, характеризуя личность матери: «…те же взаимоисключающие свойства — сдержанность и неукротимость, непримиримость и кротость, долготерпение и вспыльчивость, общительность и жажда уединения, та же увлеченность (увлекаемость) людьми — при внутренней неспособности, невозможности длить с ними отношения…» [4]

Факты биографии и обстоятельства творчества не раз подтвердят «соприсутствие» в самой Цветаевой контрастирующих черт. Приведем только один пример такого уровня. Достаточно известна привязанность автора цикла «Отцам» к тем и к тому, что навсегда уходит из жизни, — будь то старшее поколение, привычная орфография или старый календарный стиль. Сама Цветаева признавалась, что маленькой девочкой она плакала, провожая навсегда уходящий старый год, не в силах от огорчения радоваться новому… И это при врожденном фрондерстве характера! При неизменном своем бунтарстве по отношению к «принятому» и устоявшемуся! При том, что в творчестве она неуклонно шла по пути взрывного обновления традиций русского стиха, стилистики и жанров русской прозы…

Напоминаю это, чтобы сказать: о цветаевских контрастах можно говорить на разных уровнях. И всякий раз они — указатели широт и параллелей многогранного мира, который оставлен нам прекрасным поэтом. Это вехи просторнейшего горизонта, и было бы ошибкой сужать его привычными схемами анализа, стандартными подходами к интерпретации.
 

Литература:

1. Воспоминания о Марине Цветаевой. М., 1992.

2. Cahiers de Quinzaine Marcel Proust. Paris, 1930. Ser. 20. Cahrier 5.

3. Цветаева М. И. Сочинения: В 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц. М., 1988. Т. 2.

4. Неопубликованный отрывок из рукописи А. С. Эфрон. «Воспоминания». // Известия. 1992, 15 мая.

Автор: Ирма Викторовна Кудрова — российский филолог, исследователь жизни и творчества Марины Цветаевой. Окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета. В 1952 г. поступила в аспирантуру Пушкинского Дома, работала экскурсоводом в Литературном музее.

gramota.ru

********************************************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ

Марина Цветаева: «трудный подросток» Серебряного века

Поэтесса с малых лет пробовала спиртное, не слушалась учителей, красила волосы и бредила Наполеоном.

 

Марина Цветаева: детство и юность

Отец Марины Цветаевой был профессором в Московском университете, а мать — пианисткой. Марина родилась в 1892 году и с детства знала несколько языков. Цветаева училась в России и за границей, в том числе изучала литературу в Сорбонне.

В семье обстановка была напряженная — Марина и Анастасия были детьми от второго брака отца, однако в доме еще жили дети его первой жены — Валерия и Андрей. Цветаевы общались между собой во время ужина, а затем расходились по своим комнатам. Мать Марины умерла, когда дочери было 14 лет. Отец Цветаевой к концу жизни признавался: «Семья мне не удалась».

Дети часто дрались, и воспоминания о ссорах остались в их дневниках. Анастасия писала: «В пылу драк каждый из нас имеет свою специальность: Андрюша «щипается», Муся кусается, а я царапаюсь». Однако повзрослев, сестры стали близки: подруга Цветаевой Софья Липеровская писала, что Марина почти не расставалась с Анастасией.

Анастасия и Марина Цветаевы.

Анастасия и Марина Цветаевы. Источник: Wikimedia Commons

Цветаеву можно было бы назвать «трудным подростком»: она много времени проводила в своей комнате, закладывала вещи в ломбард, когда ей не хватало денег, красила волосы, а в 17 лет начала курить, в том числе «мужские» сигареты. Марина восхищалась Наполеоном: на стенах в ее комнате висели его портреты. Подруги Цветаевой из московской гимназии говорили, что Марина много читала, ее захватывал мир книг — она полностью погружалась в него и жизни героев. Также Марина жала руку и здоровалась «по-мужски». Она сменила несколько гимназий: ее часто вызывали к директору, а ей не хотелось никого слушаться.

Летом Цветаевы отдыхали в городе Таруса, недалеко от Москвы. Сюда Марина приглашала своих подруг из гимназии. Ночью девочки вылезали из дома через окно и шли купаться в реке. Они любили кататься на пароме, Марина читала свои стихи, которые потом вошли в ее первый сборник «Вечерний альбом».

Знакомство с Сергеем Эфроном

В 1911 году сестры Цветаевы поехали отдыхать в Крым, там Марина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Они поженились через восемь месяцев после знакомства. В письмах Цветаева называла этот брак «детским». Она писала, что рано выходить замуж — это «катастрофа». В то же время Цветаева тепло отзывалась о муже и говорила, что Сергей был для нее «самым родным на всю жизнь». Анастасия позже писала, что не понимает, как они вообще жили врозь.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева. Источник: eksmo.ru

Цветаева боялась скучного семейного быта. Она осуждала Наташу Ростову, которая вышла замуж и превратилась «из многообещающей девочки в обыкновенную «наседку». Она хотела заниматься литературой и революцией.

Цветаева родила двух дочерей Ариадну и Ирину, а позже — уже в эмиграции — сына Георгия. Ариадна вспоминала, что за хорошее поведение Цветаева разрешала детям заходить в ее комнату или брала их с собой на прогулку. Отношения с матерью были «непростыми», потому что Марина «то любила, то разлюбляла».

Цветаева сама учила детей писать и читать. Не раз она и ее современники отмечали, как сильно Марина любит Мура (прозвище Георгия). Сама она писала, что очень боится, момента, когда сын вырастет и уедет: «Его жену конечно буду ненавидеть. Потому что она не я».

Марина Цветаева с сыном Георгием.

Марина Цветаева с сыном Георгием. Источник: spolmc.sweb.cz

Цветаева осталась в Москве, когда Эфрон уехал на фронт. Супруги потеряли связь на несколько лет. В этот период их дочь Ирина умерла в приюте, куда Цветаева отдала детей, представившись их крестной. Ариадну Цветаева позже забрала домой.

В 1919 году Марина писала:

«Меня презирают — (и в праве презирать) — все.

Служащие за то, что не служу, писатели за то, что не печатаю, прислуги за то, что не барыня, барыни за то, что в мужицких сапогах (прислуги и барыни!)

Кроме того — все — за безденежье».

На двери квартиры Цветаевой не было звонка — только дверной молоток. Современники вспоминали, что это было холодное место с крысами, в котором Ариадне приходилось ждать, пока мать вернется домой. Бальмонт писал, что в то время взамен на сигареты Цветаева приносила ему картофель.

Марина Цветаева с дочерью Ариадной.

Марина Цветаева с дочерью Ариадной. Источник: spolmc.sweb.cz

Цветаева с дочерью переехали в Берлин в 1922 году и там встретилась с Эфроном. Семья несколько лет прожила за границей, а в 1939-м вернулась в СССР. Здесь Ариадну отправили в ссылку, а Сергея, белого офицера, расстреляли. Цветаева осталась вместе с Георгием. Начались трудности с поиском работы. Георгий вспоминал, что мать хотела их обоих устроить в совхоз, а ему хотелось пойти в школу.

Цветаева покончила жизнь самоубийством, а в записках просила позаботиться о сыне.

Источники

  • Павел Фокин: Цветаева без глянца
  • Елена Айзенштейн: Образы и мифы Цветаевой. Издание второе, исправленное
  • Липеровская Софья: Юные годы
  • Наследие Марины Цветаевой: Записные книжки
  • Елена Лаврова: Марина Цветаева: «Дух – мой вожатый»
  • Прожито: Георгий Эфрон

Источник: https://diletant.media/articles/35876114/

Один комментарий

  1. ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

    «ЖАЛОБА ФЕДРЫ» В ИСПОЛНЕНИИ АЛЛЫ ДЕМИДОВОЙ: https://vk.com/id231659981?z=video231659981_168494404

    «ФЕДРА» Марины Цветаевой. Читает Алла Демидова: http://www.youtube.com/watch?v=6wCvPQSOif4&spfreload=10 (запись 1999 г.)

    Документальный фильм — Репетиция цветаевской «Федры» в постановке Р.Виктюка на Таганке(1989):
    http://www.demidova.ru/theatre/fedra/;

    https://www.youtube.com/watch?v=bVCdxi3ocks&feature=share — «»Страсти по Федре» в четырех снах Романа Виктюка».

    NB! Поэтическая программа Аллы Демидовой: «Цветаева. Ахматова». 01.11.2015. Зал Чайковского: http://meloman.ru/concert/ahmatova-cvetaeva/#webcast
    __________________________

    ++ NB!!! «Театр поэзии» Аллы Демидовой на радио Культура (понедельники в 16:05) http://www.cultradio.ru/brand/audio/id/58024/
    Постарайтесь найти и прослушать запись стихов Цветаевой за прошлый понедельник, 24.08.2020, это было потрясающе!!!! Поклон, Алле Сергеевне! Ом.

    ***
    http://allademidova.ru/audio — запись передач «Театра поэзии» Аллы Демидовой в аудиофайлах (см. архив 2016 г. и ранее, начиная с января 2008 г. — циклы стихов М.Цветаевой и др.) : http://allademidova.ru/audio

  2. Наталья Шлемова. Марина Цветаева: метафизический космос Поэзии (философско-эзотерический аспект творчества). Монография. — Международный Издательский Дом LAP Lambert Academic Publishing. Германия, 2011. — 252с. — ISBN: 978-3-8454-7634-6.

  3. ВИДЕО моей ЛЕКЦИИ «Творчество Марины Цветаевой (мистическое и трансцендентное) в контексте метафизической эстетики: всеединства, символизма и космизма» см.: http://vk.com/n.shlemova// https://vk.com/videos231659981?z=video25001160_456239026-2

  4. Вам, критики М.И. Цветаевой, я скажу — НИКОГДА НЕ СУДИТЕ ТЕХ, У КОГО ЕСТЬ ЖИЗНЕННАЯ МИССИЯ.

    ОМ.

  5. P.S. Есть люди и их большинство, из разряда посредственности, так вот многие из них любят сквозь лупу рассматривать «грехи» гениев, дабы вывести наружу их «червоточину».
    Так вот, родные мои, обратите лучше взгляд на себя, недолюбленных, прежде всего, самими собою.
    Посредственность в других видит только посредственное, но талант видит еще и гениальность.
    Самое страшное испытание для таланта — это испытание посредственностью.
    (мы это проходили.)

    Мир всем!
    ))
    _________________

    НИКОГДА СНИЗУ НЕ СУДИТЕ ТЕХ, КТО НАВЕРХУ.
    Вам не дано знать, что значит — дышать разреженным воздухом высот.
    Н.Шлемова

  6. PPS. …. и вообще, люди настолько неблагодарные существа, что не стоит для них выкладываться.

  7. https://www.youtube.com/watch?v=MlAuHoRXLes……

    Реквием Моцарта (Requiem de Mozart — Lacrimosa — Karl Böhm — Sinfónica de Viena)

  8. https://proza.ru/2015/03/04/553 — «Урок бесстрастья». М. Цветаевой!

    31 августа 1941 г. — с Днем Светлой Памяти Незабвенной!
    Поклон!
    * * * *

    «Меня нужно любить совершенно необыкновенно, чтобы я поверила…».
    (Марина Цветаева)

  9. ПЛАВАНЬЕ (Le voyage)
    Максиму Дю Кан
    1
    Для отрока, в ночи глядящего эстампы,
    За каждым валом — даль, за каждой далью — вал.
    Как этот мир велик в лучах рабочей лампы!
    Ах, в памяти очах — как бесконечно мал!
    В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
    Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
    Мы всходим на корабль, и происходит встреча
    Безмерности мечты с предельностью морей.
    Что нас толкает в путь? Тех — ненависть к отчизне,
    Тех — скука очага, еще иных — в тени
    Цирцеиных ресниц оставивших полжизни —
    Надежда отстоять оставшиеся дни.
    В Цирцеиных садах дабы не стать скотами,
    Плывут, плывут, плывут в оцепененье чувств,
    Пока ожоги льдов и солнц отвесных пламя
    Не вытравят следов волшебницыных уст.
    Но истые пловцы — те, что плывут без цели:
    Плывущие — чтоб плыть! Глотатели широт,
    Что каждую зарю справляют новоселье
    И даже в смертный час еще твердят: — вперед!
    На облако взгляни: вот облик их желаний!
    Как отроку — любовь, как рекруту — картечь, —
    Так край желанен им, которому названья
    Доселе не нашла еще людская речь.
    2
    О, ужас! Мы шарам катящимся подобны,
    Крутящимся волчкам! И в снах ночной поры
    Нас Лихорадка бьет, как тот Архангел злобный,
    Невидимым бичом стегающий миры.
    О, странная игра с подвижною мишенью!
    Не будучи нигде, цель может быть — везде!
    Игра, где человек охотится за тенью,
    За призраком ладьи на призрачной воде…
    Душа наша — корабль, идущий в Эльдорадо.
    В блаженную страну ведет — какой пролив?
    Вдруг среди гор, и бездн, и гидр морского ада —
    Крик вахтенного: — Рай! Любовь! Блаженство! — Риф.
    Малейший островок, завиденный дозорным,
    Нам чудится землей с плодами янтаря,
    Лазоревой водой и с изумрудным дерном.
    — Базальтовый утес являет нам заря.
    О, жалкий сумасброд, всегда кричащий: берег!
    Скормить его зыбям иль в цепи заковать, —
    Безвинного лгуна, выдумщика Америк,
    От вымысла чьего еще серее гладь.
    Так старый пешеход, ночующий в канаве,
    Вперяется в Мечту всей силою зрачка.
    Достаточно ему, чтоб Рай увидеть въяве,
    Мигающей свечи на вышке чердака.
    3
    Чудесные пловцы! Что за повествованья
    Встают из ваших глаз — бездоннее морей!
    Явите нам, раскрыв ларцы воспоминаний,
    Сокровища, каких не видывал Нерей.
    Умчите нас вперед — без паруса и пара!
    Явите нам (на льне натянутых холстин —
    Так некогда рука очам являла чару) —
    Видения свои, обрамленные в синь.
    Что видели вы, что?
    4
    — Созвездия. И зыби,
    И желтые пески, нас жгущие поднесь.
    Но, несмотря на бурь удары, рифов глыбы, —
    Ах, нечего скрывать! — скучали мы, как здесь.
    Лиловые моря в венце вечерней славы,
    Морские города в тиаре из лучей
    Рождали в нас тоску, надежнее отравы,
    Как воин опочить на поле славы — сей.
    Стройнейшие мосты, славнейшие строенья, —
    Увы! хотя бы раз сравнялись с градом — тем,
    Что из небесных туч возводит Случай-Гений…
    — И тупились глаза, узревшие Эдем.
    От сладостей земных — Мечта еще жесточе!
    Мечта, извечный дуб, питаемый землей!
    Чем выше ты растешь, тем ты страстнее хочешь
    Достигнуть до небес с их солнцем и луной.
    Докуда дорастешь, о древо, кипариса
    Живучее?..
    Для вас мы привезли с морей
    Вот этот фас дворца, вот этот профиль мыса, —
    Всем вам, которым вещь чем дальше — тем милей!
    Приветствовали мы кумиров с хоботами,
    С порфировых столпов взирающих на мир,
    Резьбы такой — дворцы, такого взлету — камень,
    Что от одной мечты — банкротом бы — банкир…
    Надежнее вина пьянящие наряды,
    Жен, выкрашенных в хну — до ноготка ноги,
    И бронзовых мужей в зеленых кольцах гада…
    5
    И что, и что — еще?
    6
    — О, детские мозги!..
    Но чтобы не забыть итога наших странствий:
    От пальмовой лозы до ледяного мха,
    Везде — везде — везде — на всем земном пространстве
    Мы видели все ту ж комедию греха:
    Ее, рабу одра, с ребячливостью самки
    Встающую пятой на мыслящие лбы,
    Его, раба рабы: что в хижине, что в замке
    Наследственном: всегда — везде — раба рабы!
    Мучителя в цветах и мученика в ранах;
    Обжорство на крови и пляску на костях,
    Безропотностью толп разнузданных тиранов, —
    Владык, несущих страх, рабов, метущих прах.
    С десяток или два — единственных религий,
    Все сплошь ведущих в рай — и сплошь вводящих в грех!
    Подвижничество, так носящее вериги,
    Как сибаритство — шелк и сладострастье — мех.
    Болтливый род людской, двухдневными делами
    Кичащийся. Борец, осиленный в борьбе,
    Бросающий Творцу сквозь преисполни пламя:
    — Мой равный! Мой господь! Проклятие тебе!
    И несколько умов, любовников Безумья,
    Решивших сократить докучной жизни день
    И в опия морей нырнувших без раздумья, —
    Вот Матери-Земли извечный бюллетень!
    7
    Бесплодна и горька наука дальних странствий.
    Сегодня, как вчера, до гробовой доски —
    Все наше же лицо встречает нас в пространстве:
    Оазис ужаса в песчаности тоски.
    Бежать? Пребыть? Беги! Приковывает бремя —
    Сиди. Один, как крот, сидит, другой бежит,
    Чтоб только обмануть лихого старца — Время.
    Есть племя бегунов. Оно как Вечный Жид.
    И, как апостолы, по всем морям и сушам
    Проносится. Убить зовущееся днем —
    Ни парус им не скор, ни пар. Иные души
    И в четырех стенах справляются с врагом.
    В тот миг, когда злодей настигнет нас — вся вера
    Вернется нам, и вновь воскликнем мы: — вперед! —
    Как на заре веков мы отплывали в Перу,
    Авророю лица приветствуя восход.
    Чернильною водой — морями глаже лака —
    Мы весело пойдем между подземных скал.
    О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака
    Взывающие: — К нам! — О, каждый, кто взалкал
    Лотосова плода! Сюда! В любую пору
    Здесь собирают плод и отжимают сок.
    Сюда, где круглый год — день лотосова сбора,
    Где лотосову сну вовек не минет срок!
    О, вкрадчивая речь! Нездешней лести нектар!..
    К нам руки тянет друг — чрез черный водоем.
    — Чтоб сердце освежить — плыви к своей Электре! —
    Нам некая поет — нас жегшая огнем.
    8
    Смерть! Старый капитан! В дорогу! Ставь ветрило!
    Нам скучен этот край! О Смерть, скорее в путь!
    Пусть небо и вода — куда черней чернила,
    Знай — тысячами солнц сияет наша грудь!
    Обманутым пловцам раскрой свои глубины!
    Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
    На дно твое нырнуть — Ад или Рай — едино! —
    В неведомого глубь — чтоб новое обресть!

    (© Шарль Бодлер, перевод с франц. — М.И. Цветаева)

  10. «Все, что любила, — любила до семи лет, и больше не полюбила ничего.
    Сорока семи лет от роду скажу, что все, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все последующие сорок — осознавала».
    Марина Цветаева

  11. Марина Цветаева — О слезы на глазах: Стих

    О слезы на глазах!
    Плач гнева и любви!
    О Чехия в слезах!
    Испания в крови!

    О черная гора,
    Затмившая — весь свет!
    Пора — пора — пора
    Творцу вернуть билет.

    Отказываюсь — быть.
    В Бедламе нелюдей
    Отказываюсь — жить.
    С волками площадей

    Отказываюсь — выть.
    С акулами равнин
    Отказываюсь плыть —
    Вниз — по теченью спин.

    Не надо мне ни дыр
    Ушных, ни вещих глаз.
    На твой безумный мир
    Ответ один — отказ.

    1939г.

    Следующий стих → Марина Цветаева — Барабан
    Предыдущий стих → Марина Цветаева — Германии//РУС.стих
    ********************************************************************
    https://www.youtube.com/watch?v=kdDwp34-wSc ………….

  12. Давно было. На экране телевизора выступает Белла Ахмадулина.» Люблю, Марина, что тебя, как всех, что , как меня,- озяб… Что , как меня…» Сбой в речи. Волнение поэта. Потом снова .» Люблю, Марина…» И дальше все хорошо, нормально продолжалось. Что такое? Подумалось. Опытный поэт — и надо же такое… И ведь именно этот крохотный фрагментик, не убранный редактором телепередачи , особо врезался в память . И всякий раз, вспоминая либо Марину Цветаеву, либо Беллу Ахмадулину, » натыкался» на эту сбивчивость. И совсем недавно я приблизился к разгадке. А прошло очень много лет… Читаю записи Ахмадулиной. «Марина Цветаева , ее имя, все, что названо этим именем, вынуждает нас к особенному стеснению Сердца- к особенной спертости воздуха в горле». Вот оно что- да, именно спертость воздуха в горле поэта Ахмадулиной и возникла тогда, на сцене… Когда читала «Уроки музыки» — стихотворение от 1963 года, посвященное Марине Цветаевой. И недаром оно, его название дало названию третьего сборника/1970 год/. Интересно высказывание Беллы Ахатовны.» Марину Ивановну я считаю гением, а Анну Ахматову великим поэтом». Ахмадулина именно Цветаевой посвятила больше всех стихов. Ей даровано и эссе » Она и я». В 2006 году в Тарусе Цветаевой установили памятник. Авторы — Мессерер и Сокиев. Несомненно, идея принадлежала жене Мессерера — Ахмадулиной. А в 2013 году там же, в Тарусе, Мессерер поставил памятник Ахмадулиной.
    Александр Сиротин

  13. Мариночка, я Вас очень сильно Люблю!…Ом
    Для меня Три мира — ОДНО.

    https://proza.ru/2015/03/26/1655… 🙂

    НАШ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *