Роман Войтехович. «Марина Цветаева и античность»

Войтехович Р.С. Марина Цветаева и античность.

Год выпуска 2008
Число страниц: 464

ОПИСАНИЕ

Книга известного цветаеведа Романа Войтеховича (г. Тарту, Эстония) предлагает ответ на один из парадоксальных вопросов цветаевского творчества: почему Цветаева — поэт ХХ столетия, воплощение искренности и непосредственности — обращается для самовыражения к полузабытой античной древности? Об этом большая работа, включенная в данный том, «Психея В творчестве М.Цветаевой: эволюция образа и сюжета», а также подборка статей, объединенных в раздел «Цветаева и античность». В заключительной части книги, названной «Выражение невыразимого», рассматриваются связанные с античностью романтические и эзотерические «коды» Цветаевой, игровые аспекты ее поэтики. Материалом для анализа Р.Войтеховичу служат как поэзия и драматургия, так и проза поэта.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Психея в творчестве М.Цветаевой: эволюция образа и сюжета

Введение

Глава 1. Внутренний контекст и традиция
1. Тема души и образ Психеи в творчестве Цветаевой
2. Античные истоки образа Психеи
3. Тип сюжета: «испытания И посвящение» / «кризис и возрождение»
4. Традиция как фон и источник образа Психеи у Цветаевой

Глава II. Образ Психеи в творчестве Марины Цветаевой 1918–1921 годов
1. Диптих 1918 года
2. Ранняя драматургия
3. Две Психеи в стихах 1920 года
4. Сборник «Психея. Романтика» (1923)

Глава III. Образ Психеи в творчестве Марины Цветаевой 1923–1934 годов
1. Двойное «я» В картине мира Цветаевой
2. Поэт-Психея и его/ее антиподы
3. Одержимость Психеей (Психея-страсть)
4. Искаженный «лик» Психеи
5. Не-Психея (критика В.Ходасевича, Э.Роде, Апулея)
6. Амплуа Психеи

Заключение
1. Компоненты и типология образа Психеи у Цветаевой
2. Цветаева и традиция образа Психеи
3. Динамика развития образа Психеи у Цветаевой

Приложение I. Рецепция образа Психеи в культуре XV-XX веков (материалы)
1. XV–XVI века
2. XVII век
3. XVIII век
4. XIX век
5. ХХ век (первая треть)

Приложение II.
 Образ Психеи в творчестве Цветаевой
Хронология

Приложение III. Новые переводы (совместно с В.Ботевой и А.Истратовой)
Президент Эно. Послание Психеи к Амуру
София Меро. Психея Амуру
Вольфганг Гёте. Амур и Психея

Цветаева и античность
Статьи

Как описывать античность в творчестве Марины Цветаевой
Цветаева о «спартанстве»
Еще раз о Сивилле Цветаевой
Эволюция замысла драматической дилогии «Тезей» Марины Цветаевой
«Ариадна» Марины Цветаевой: поэтика античности
Цветаева и Гераклит
Брюсов как римлянин в «Герое труда» Марины Цветаевой
Античные мотивы в поэме Марины Цветаевой «Крысолов»
Орфей, Фаэтон, Ахиллес и Пушкин (О пушкинском мифе Марины Цветаевой)

Выражение невыразимого
Статьи

«Тайна» Волошина и эзотеризм в поэзии Цветаевой
Цветаева и Штейнер: заметки на полях одной книги
Оккультные мотивы у Цветаевой: астрология
Цветаева как Elementargeist
Неназываемый Жуковский в творческом мире Цветаевой
Стихия и число в композиции цветаевских сборников
Вагнеровский подтекст в «Стихах к Блоку» Марины Цветаевой

Литература

Указатель имен

Указатель мифологических и библейских имен

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ

Настоящая работа посвящена описанию одного из центральных образов мифопоэтики Цветаевой — образа Психеи. В нашу задачу входит анализ тех текстов Цветаевой, в которых «Психея» появляется как понятие, портрет, персонаж и авторское амплуа, т.е. миф о себе. В своем анализе мы опираемся на обширную исследовательскую традицию структурно-семиотических, мотивно-тематических, компаративных и интертекстуальных разборов литературных текстов вообще и произведений Цветаевой в частности.
<…>
В нашей работе мы придерживаемся интертекстуального подхода. Нас интересует система смыслов, интегрированная именем, в данном случае — именем Психеи. Такая система наследуется из культурной традиции, проходя через индивидуальные «фильтры» авторского сознания и встраивается в новую картину мира в трансформированном виде, в зависимости от положения в этой системе теряя какие-то функции и/или приобретая новые.
Вопрос о новом и старом, о содержании и функциях цветаевекого образа Психеи до сих пор в исследовательской литературе не ставился. Вообще упоминания о Психее в известной нам литературе, за редкими исключениями <…> лишены аналитического характера и в лучшем случае ограничиваются реальным комментарием к тексту.
<…>
Первая глава нашей работы посвящена внутреннему и внешнему контексту. Внутренний контекст — тема «души». В творчестве Цветаевой, внешний — история существования образа Психеи в культурной традиции. Большая часть фактического материала, относящегося к этой главе, отошла в Приложение I.
В двух последующих главах мы рассматриваем, следуя хронологическому принципу, как случаи прямого использования образа/понятия «Психея» в текстах Цветаевой, так и несколько вероятных примеров присутствия образа Психеи в подтексте ее произведений. Среди частных задач, которые мы перед собой ставили, была задача определить соотношение образа «Психея» со словом «душа» (поскольку апулеевская героиня была человеком, с «душой» она соотносилась лишь аллегорически). Второй частной задачей было толкование некоторых «темных» мест в эссеистике Цветаевой, в которых, в частности, упоминается Психея. С этой же задачей была связана необходимость описать соотношение между разными употреблениями слова «Психея» и пути трансформации одних значений в другие, влияние на этот процесс историко-культурного контекста и личной биографии. В результате всех этих операций можно было надеяться на решение главной задачи — построение типологии данного образа и более точное определение его места в цветаевской картине мира, поэтике и идеологии.
Материалы по рецепции образа Психеи в культуре XV–ХХ веков мы вынесли в Приложение I. Это сделано потому, что наш обзор нельзя считать полным или хотя бы достаточно связным. Но мы и не стремились написать историю образа Психеи. Содержание Приложения I — это аморфное поле возможных отсылок, включая изобразительное искусство, театр, литературу и музыку. Мы ставили перед собой задачу оценить и общие тенденции и уникальные интерпретации, выделить особо значимые и широко тиражируемые шедевры. В особенности нас интересовали случаи типологического сходства, поскольку такое сходство является зачастую следствием логической и структурной заданности потенциальных смыслов данного образа. Мы черпали информацию для нашего обзора из специальных работ, энциклопедий и справочных изданий, а также из интернета через поисковые системы Google и Яndех.
Чем ближе мы подходим к эпохе Цветаевой, тем важнее для нас чисто хронологическое представление материала, дающее читателю возможность соотнести его с фактами цветаевского творчества. Той же цели служит и Приложение II, в котором дана хронология обращения Цветаевой к образу Психеи.

ОБ АВТОРЕ

Роман Войтехович

Роман Сергеевич Войтехович
(р. 1974) — доктор философии Тартуского университета (Эстония). Занимается изучением творчества Марины Цветаевой с 1992 г. Защитил докторскую диссертацию на тему «Психея в творчестве М.Цветаевой: эволюция образа и сюжета» (2005). В настоящее время является лектором кафедры русской литературы отделения славянской филологии Тартуского университета. Читает курсы по истории русской литературы ХХ века, анализу художественного текста и риторике.//https://www.rp-net.ru/publisher/element.php?IBLOCK_ID=30&SECTION_ID=0&ELEMENT_ID=4306

****************************************************
Или:
Роман Войтехович  Марина Цветаева и античность//https://knigogid.ru/books/285273-marina-cvetaeva-i-antichnost

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *