Ортега-и-Гассет Хосе. «Восстание масс»

Испанский философ, публицист, социолог и эссеист, сын литератора Хосе Ортеги Мунильи.

  • Родился: 9 мая 1883 г., Мадрид, Королевство Испания
  • Умер: 18 октября 1955 г. (72 года), Мадрид, Франкистская Испания
  • Родители: Долорес ГассетХосе Ортега Мунилья
  • Дети: Мигель Ортега
  • Чем известен: рацио-витализм, массовое общество, перспективизм
  • Цитата: Старое старо не от собственной старости, а оттого, что возникает новое и одной только своей новизной внезапно старит все предшествующее.
Название: Восстание масс
Автор Ортега-и-Гассет Хосе
М: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 509, [3] с.
Серия Philosophy
ISBN 5-17-007796-3
DjVu, PDF
Качество: сканированные страницы
Язык: Русский
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955) — один из самых прозорливых европейских мыслителей XX века; его идеи, при жизни недооцененные, с годами становятся все жизненнее и насущнее. Ортега-и-Гассет не навязывал мысли, а будил их; большая часть его философского наследия — это скорее художественные очерки, где философия растворена, как кислород, в воздухе и воде. Они обращены не к эрудитам, а к думающему человеку, и требуют от него не соглашаться, а спорить и думать. Темы — культура и одичание, земля и нация, самобытность и всеобщность и т.д. — не только не устарели с ростом стандартизации жизни, но стали лишь острее и болезненнее. Именно такая «философская беллетристика» составляет книгу; в нее включено и наиболее знаменитое произведение Ортеги «Восстание масс».
В настоящий сборник, кроме центральных работ Ортеги — «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства», входят также ряд эссе, дающих возможность составить представление о разнообразии граней творчества этого замечательного мыслителя.
Содержание
Василий Кузнецов. Ортега-и-Гассет: привнести философию в жизнь, а жизнь — в философию
ВОССТАНИЕ МАСС
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
БЕСХРЕБЕТНАЯ ИСПАНИЯ
ЭССЕ
Мысли о романе

В поисках Гете
Смерть и воскресение
Две главные метафоры
Размышление о рамке
Гонгора
Стихи Антонио Мачадо
На смерть Унамуно
Источник: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_zhizni/ortega_i_gasset_hose_vosstanie_mass/1-1-0-613
______________________________________
Книга бесплатно: Ортега-и-Гассет. Восстание масс
______________________________________

Цитаты из книги «Восстание масс»

Светлые головы — те, кто избавляется от фантасмагорических «идей», смотрит на жизнь в упор и видит, что все в ней спорно и гадательно, и чувствует, что гибнет. А поскольку жить как раз и означает чувствовать себя гибнущим, только признание этой правды приводит к себе самому, помогает обрести свою подлинность, выбраться на твердую почву. Инстинктивно, как утопающий, человек ищет, за что ухватиться, и взгляд его — трагический, последний и предельно честный, поскольку речь идет о спасении, — упорядочивает сумятицу его жизни. Единственно подлинные мысли — мысли утопающего. Все прочее — риторика, поза, внутреннее фиглярство. Кто не чувствует, что действительно гибнет, тот погибнет обязательно — он никогда не найдет себя, не столкнется со своей подлинной сутью.

Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью.

Неприкаянная, невостребованная жизнь — больший антипод жизни, чем сама смерть. Жизнь — это обязательство что-то совершить, исполнение долга, и, уклоняясь от него, мы отрекаемся от жизни.

Но сейчас мы начинаем понимать, что эпохи самоудовлетворения — снаружи такие гладкие и блестящие — внутренне мертвы. Подлинная полнота жизни — не в покое удовлетворенности, а в процессе достижения, в моменте прибытия.

Быстрота, с которой всё меняется, энергия и напор, с которыми всё совершается, угнетают людей архаического склада, и степень угнетённости — это мера разлада их жизненного ритма с ритмом эпохи. С другой стороны, в сознании тех, кто охотно и полно живёт настоящим, высота своего времени как-то соотносится с прежними временами. Как именно?

Мы живем в эпоху, которая чувствует себя способной достичь чего угодно, но не знает, чего именно. Она владеет всем, но только не собой. Она заблудилась в собственном изобилии.

Речь не о том, что массовый человек глуп. Напротив, сегодня его умственные способности и возможности шире, чем когда-либо. Но это не идет ему впрок: на деле смутное ощущение своих возможностей лишь побуждает его закупориться и не пользоваться ими. Раз навсегда освящает он ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека.

Те, что говорят о «новой морали», просто хотят сделать что-нибудь безнравственное и подыскивают, как бы поудобней протащить контрабанду.

Специфика нашего времени не в том, что посредственность полагает себя незаурядной, а в том, что утверждает своё право на пошлость или, другими словами, утверждает пошлость как право.

Заметьте: когда то, что было идеалом, становится действительностью, оно неизбежно теряет ореол.

Меньшинство и масса

«Толпа — понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу». Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. МЕНЬШИНСТВО — это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; МАССА — не выделенных ничем.
Масса — это «средний человек». Таким образом, чисто количественное определение — множество — переходит в качественное. Это — совместное качество, ничейное и отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повторяет общий тип.В сообществах, чуждых массовости, совместная цель, идея или идеал служат единственной связью, что само по себе исключает многочисленность. Для создания меньшинства — какого угодно — сначала надо, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ПО ПРИЧИНАМ ОСОБЫМ, БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ЛИЧНЫМ, ОТПАЛ ОТ ТОЛПЫ. ЕГО СОВПАДЕНИЕ С ТЕМИ, КТО ОБРАЗУЕТ МЕНЬШИНСТВО, — это позднейший,вторичный результат ОСОБОСТИ каждого, и, таким образом, это во многом СОВПАДЕНИЕ НЕСОВПАДЕНИЙ.

Сама установка — объединение как можно меньшего числа для отъединения от как можно большего — входит составной частью в структуру каждого меньшинства. Говоря об избранной публике на концерте изысканного музыканта, Малларме тонко заметил, что этот узкий круг своим присутствием демонстрировал отсутствие толпы.

Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью.

Обычно говоря об «избранном меньшинстве», передергивают смысл этого выражения, притворно забывая, что ИЗБРАННЫЕ, НЕ ТЕ, кто кичливо ставят себя выше, но ТЕ, КТО ТРЕБУЕТ ОТ СЕБЯ БОЛЬШЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ ТРЕБОВАНИЕ К СЕБЕ НЕПОСИЛЬНО.
И конечно радикальней всего делить человечество на два класса: на тех, КТО ТРЕБУЕТ ОТ СЕБЯ МНОГОГО И САМ НА СЕБЯ ВЗВАЛИВАЕТ ТЯГОТЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, и на тех, КТО НЕ ТРЕБУЕТ НИЧЕГО И ДЛЯ КОГО ЖИТЬ — ЭТО ПЛЫТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ, ОСТАВАЯСЬ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, И НЕ СТАРАЯСЬ ПЕРЕРАСТИ СЕБЯ.
…Деление общества на массы и избранные меньшинства ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ и не совпадает ни с делением на социальные классы, ни с их иерархией».

**********************************************************************************************************

Хосе Ортега-и-гассет — Восстание масс (А.М. Пятигорский)

https://www.youtube.com/watch?v=NQCC3thRBW4
Лектор: Александр Моисеевич Пятигорский (1929-2009) советский и британский философ, востоковед, индолог, буддолог, писатель, кандидат филологических наук.
**********************************************************************************************************
НФЭ/ИФ РАН, электронная библиотека

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (Ortega у Gasset) Хосе (9 мая 1883, Мадрид – 18 октября 1955, Мадрид) – крупнейший испанский философ 20 в. Учился в университетах Бильбао и Мадрида, в 1904 защитил докторскую диссертацию. В 1905 уехал в Германию, учился в Лейпциге, а затем, после недолгого пребывания в Испании, в Берлине и в Марбурге. Учеба у Г.Когена и П.Наторпа оказала значительное влияние на Ортегу – первый этап его творчества можно охарактеризовать как неокантианский. По возвращении в Испанию с 1908 преподавал в Мадридском университете; с 1910 по 1936 возглавлял кафедру метафизики. Им были основаны журнал и издательство «Ревиста де Оксиденте», сыгравшие значительную роль в формировании нескольких поколений испанских интеллектуалов. Ортега принимал активное участие в политической жизни как либеральный публицист, в 1930-е гг. был депутатом кортесов. Вскоре после начала гражданской войны 1936–39 покинул Испанию; вернувшись на родину в 1945, остался в оппозиции франкистскому режиму, жил во «внутренней эмиграции». В 1948 основал Институт гуманитарных наук, где читает курсы лекций по философии истории и социологии. В 1950-е гг. ортегианство выступало как единственное светское учение, противостоящее схоластике в испанских университетах и франкизму как либеральная политическая доктрина. Наряду с учениками-эмигрантами (Х.Гаос, М.Самбрано и др.), сыгравшими значительную роль в развитии философии в странах Латинской Америки, к ученикам Ортеги относятся и ведущие испанские философы 1950–70-х гг. (Х.СубириX.МариасП.Лаин ЭнтральгоX.Л.Арангурен).

Эволюцию воззрений Ортеги правомерно рассматривают как движение от неокантианства к «философии жизни», а затем к экзистенциализму. Вместе с тем подобная схематизация учитывает только внешние влияния, сказывавшиеся на терминологии Ортеги, тогда как основные положения его философии обнаруживаются уже в «Размышлениях о Кихоте» (Meditationes del Quijote, 1914) и с тех пор существенно не меняются. Отталкиваясь от неокантианства, «философии жизни», феноменологии Гуссерля, Ортега создает учение о «жизненном разуме» (см. рациовитализм), напоминающее и аналитику Dasein Хайдеггера, и учение о «жизненном мире» Гуссерля. Центральная формула его философии такова: «Я есмь «я» и мои обстоятельства». Первое «Я» – это «радикальная реальность человеческой жизни», в ней укоренены все остальные реальности; второе «я» – это сознание, субъект классической философии; «обстоятельства» (circunstancia) – это все, что может стать предметом акта сознания, причем акта не только познавательного, но также волитивного, эмоционального и т.д. Обстоятельства суть предметности, включающие в себя не только внешний, но и внутренний мир, они невыводимы из «Я» и не конструируются субъектом; любому акту сознания сопутствует предмет, а сами обстоятельства всегда уже истолкованы – поэтому «вещи» суть наши интерпретации, даже «метафоры». Бытие – это и не материя, и не дух, не какая-то субстанция, но «ракурс», «перспектива». Организующим принципом реальности является точка зрения, а всякая попытка получить «безличную» картину мира оканчиваются неудачей – перспективы sub specie aeterni не существует.

Перспективизм Ортеги дополняется учением о «жизни» как «радикальной реальности» и изначальной активности, а также о творческом воображении и смыслопорождении. Ортега создает собственный вариант герменевтики, который лежит в основе его историцизма. У человека нет природы, у него есть история. Ортега разграничивает рефлексивный и дорефлексивный уровни жизни, которые получают у него наименования «идеи» и «верования». Человеческое существование изначально практично, мы «считаемся» с миром до всяких «идей», мы разомкнуты на него в «верованиях». За всякой системой идей, теорией скрывается система верований, самоочевидных «предрассудков». Никакое методологическое сомнение не может отменить верований, без которых нет самого человека. Верования оказываются под сомнением, когда сотрясается сама жизненная почва, когда человек теряет ориентацию в мире и пребывает в экзистенциальном отчаянии. К помощи идей человек прибегает именно в целях восстановления безопасности и уверенности, гармоничного равновесия с миром. В верованиях человек живет «по истине», в сомнении у него появляется идея истины как чего-то требующего усилий для достижения. Найденная такими усилиями мышления идея-истина со временем становится верованием. Философия и наука возникли именно потому, что была разрушена традиция, рухнули прежние коллективные верования – философия начинается с «кораблекрушения» и попыток выплыть из «моря сомнений». Философия имеет свое начало, но вполне возможен и конец такого способа поиска истины.

Учение об идеях и верованиях лежит в основании философии истории Ортеги. Системы верований коллективны, каждая эпоха характеризуется господством какого-то базисного верования. Исторический кризис происходит вместе с крушением такой системы координат. Человек остается без точки опоры, без твердых убеждений – он теряется в мире. Кризисные периоды насыщены поисками идей-ориентиров: множатся философские доктрины, религиозные ереси и секты. Старая культура уже не вызывает доверия, она непонятна массе – на сцену истории выходят варвары, которые вторгаются не извне, но порождаются самой культурой. Она стала ритуализированной, излишне специализированной, фарисейской – боги умирают, а человек оказывается отчужденным от тех смыслов, которые веками несли культурные образцы. В работе «Вокруг Галилея» (En torno a Galileo, 1933) Ортега подробно рассматривает «кризис Возрождения», который завершился вместе с появлением «геометрического разума» картезианской метафизики и физики. Новый способ мышления заявляет о себе и в научных трактатах, и в полемических сочинениях просветителей, и в классицизме, и в парках Версаля, и в отрицающей всякое «неразумие» дисциплине, и в расчетливости законопослушных буржуа, и в революционных декларациях прав и свобод. В 19 в. рассудочная цивилизация одерживает победу за победой, но в первой трети 20 в. кризис охватывает все области культуры – от искусства до политики и экономики. Этому кризису Ортега посвятил целый ряд работ – «Дегуманизация искусства» (La deshumanización del arte.., 1925), «Восстание масс» и др. В собственном учении о «жизненном или историческом разуме» он видел путь преодоления того кризиса, который возник в результате крушения «геометрического разума», т.е. классического рационализма и сциентизма.

Ортега написал большое число работ по самым различным философским проблемам – философской антропологии, философии техники, эстетики, философии истории, истории науки и др. Из вышедших посмертно работ наибольшее значение имел набросок теоретической социологии («Человек и люди»), в котором им была развита теория обычая как базисного элемента социальной жизни. Ортега был одним из основоположников теории массового общества.

Сочинения:

1. Obras completas, v. 1–9. Madrid, 1953–71;

2. в рус. пер.: Что такое философия? М., 1991;

3. Эстетика. Философия культуры. М., 1991;

4. Избранные труды. М., 1997;

5. Obras Completas, v. I–XI. Madrid, 1953–1971.

Литература:

1. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии X.Ортеги-и-Гассета. М., 1978;

2. Ferrater Mora J. Ortega y Gasset: an outline of his philosophy. L., 1956;

3. Abellán J.L. Ortega у Gasset en la fllosofia española. Madrid, [1966];

4. Morón А.С. El sistema de Ortega у Gasset. Madrid, [1968];

5. Aguado E. Ortega у Gasset. Madrid, [1970];

6. Rukser U. Bibliografia de Ortega. Madrid, 1971.

A.M.Руткевич

Источник: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH018dd6f486549db01f6a3b8d

Один комментарий

  1. Индрик. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. Государство как высшая угроза: https://proza.ru/2011/06/06/864

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *