Арнольд Джозеф Тойнби. «Постижение истории». «Цивилизация перед судом истории: Сборник» etc

Арнольд Джозеф Тойнби

Английский историк, социолог, философ истории и культуролог. Исследовал международную историю и процессы глобализации, критиковал концепцию европоцентризма.

  • Родился
    14 апреля 1889 г., Лондон, Великобритания
  • Умер
    22 октября 1975 г. (86 лет), Йорк, Великобритания
  • Чем известен
    создатель цивилизационной теории, крупнейший цивилизационщик XX в.

**************************************************

 

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд Джозеф (14 апреля 1889, Лондон – 22 октября 1975, Йорк) – английский историк и социолог, разрабатывавший теорию цивилизаций. Основной труд – «Постижение истории» (A Study of History, v. 1–12, 1961; рус. пер. 1991). Тойнби интересуют проблемы глобальных ритмов исторического процесса и дальних связей культур. Он убежден, что «история Палестины времен Иисуса, как и история платоновской Греции, оказала значительно более мощное влияние на жизнь англичан викторианской эпохи, чем история Англии времен Елизаветы» (Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995, с. 22). Но особое значение Тойнби придает связям в рамках группы стран, опирающихся на общее духовное наследие. Именно эти группы он называет цивилизациями и делает главным предметом исследования, подчеркивая устойчивость традиций, передаваемых из тысячелетия в тысячелетие. История, по его словам, «рассматривает вселенную и все, что в ней заключено, – дух и плоть, события и человеческий опыт – в поступательном движении сквозь пространство и время» (там же, с. 6–7).

Л.Февр иронически назвал мировоззрение Тойнби «космическим оптимизмом». Однако по отношению к отдельным цивилизациям Тойнби скорее пессимист; его называли «могильщиком цивилизаций». Внимание Тойнби приковано к роковому круговороту: от рождения цивилизации к расцвету, упадку, надлому и гибели. Этот привкус трагизма связан с жизненным опытом современника мировых войн, потрясших Запад. Тойнби остро чувствовал кризис Запада и угрозу 3-й мировой войны. Он предупреждал, что война как причина гибели большей части цивилизаций прошлого может привести к гибели человечества. Уже на старости лет Тойнби был потрясен экологическим кризисом и искал корни его в библейском отрыве человека, «царя природы», от целостности жизни.

Как и О.Шпенглер, Тойнби болезненно пережил потерю Европой чувства тождества своей цивилизации с цивилизацией вообще. Слово «цивилизация» теряет у Тойнби глобальный характер, становится расплывчатым английским синонимом шпенглеровского «культурного круга», единством культур региона (а не всего земного шара). Различие терминов – отчасти языковое (там, где немец предпочитает сказать «культура», француз и англичанин говорят «цивилизация»). Существенное различие – в отказе от шпенглеровского разрыва истории на абсолютно замкнутые в себе циклы, передающие друг другу только технику (но не дух). Тойнби вводит метафору циркулярной пилы, которая, проделывая свои круги (возникновения, расцвета и гибели цивилизации), все глубже постигает духовную истину и передает потомкам эту истину, купленную ценой страданий (как Римская империя, погибая, передала варварам христианство).

Тойнби определяет цивилизацию как «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны» (там же, с. 133–134). Этот наименьший блок действительно складывается в нечто целое, если мы исходим из истории стран Западной Европы. Но историк Болгарии оказывается перед проблемой трех культурных миров, трех цивилизаций, столкнувшихся на Балканах: Византии, Ислама и Запада. Аналогичные проблемы встают перед историком России, Тибета, Бирмы. Очевидно, что «наименьший блок» материала во всех таких случаях включает 2–3 группы стран, каждую из которых Тойнби безоговорочно признавал особой цивилизацией. Говоря о России, он пытается обойти эту трудность. После некоторого колебания Тойнби относит Россию к византийской цивилизации и рассматривает всю историю России как продолжение Византии.

Еще при жизни Тойнби практика ООН выделила группы стран, сохраняющих свои внутренние связи и в настоящее время: Европу, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Дальний Восток. В «посттойнбианской» историографии они были осознаны как своего рода глобальные цивилизации (или субэкумены), как культурные миры, сложившиеся в осевое время с задатками глобальной коалиции культур, опирающейся на единый тип мировой религии и единые основы письменности. Новое время жило иллюзией, что актуален только европейский проект, а остальные отошли в прошлое. Амальгама христианства и гуманизма, возникшая в 16–18 вв., казалась итогом истории. Сегодня очевидно, что ни Китай, ни Индия, ни мир ислама не приняли этой амальгамы и противопоставляют ей свои ценности. Все это трудно описать в терминах цивилизаций, точное число которых Тойнби никогда не мог назвать. Склонность Тойнби мыслить в масштабах тысячелетий и описывать свое видение метафорами кажется большинству западных историков старомодными метафизическими помехами в конкретном исследовании. Зато широко распространились другие его концепции, более элементарные и поэтому доступные (напр., формула «вызов и ответ» особенно укоренилась в американском мышлении).

Сочинения:

1.  Постижение истории. М., 1991;

2.  Цивилизация перед судом истории. М., 1995;

3.  Диалог историков. Переписка А.Тойнби и Н.Конрада. – Конрад Н. Избр. труды. История. М., 1974, с. 270–282.

Литература:

1.   Рашковский E.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби. М., 1976;

2. Семенов Ю.Н. Социальная философия А.Дж.Тойнби. М., 1980;

3.  Morton S.F. A Bibliography of A.J.Toynbee. Oxf., 1980.

Г.С.Померанц

Источник: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH1a1b1a955c2270819b541a

****************************************************************************************************

 “Постижение истории” в формате pdf  Тойнби Арнольд Джозеф

avidreaders.ru__postizhenie-istorii.pdf

****************************************************************************************************

Тойнби А. Дж. — Цивилизация перед судом истории: Сборник

Тойнби А. Дж. - Цивилизация перед судом истории: Сборник

Название: Цивилизация перед судом истории: Сборник
Автор  Тойнби А. Дж.
М.: Айрис-пресс, 2003. — 592 с. (2-е изд.)
ISBN 5-8112-0223-7
Формат: DjVu, PDF
Качество: сканированные страницы, + текстовый слой
Язык: Русский
В сборник включены завершающие тома трактата видного британского историка А. Дж. Тойнби «Постижение истории», в том числе наиболее актуальные фрагменты тома 12 «Переосмысленное», освещающие роль ислама, мирового еврейства и России в развитии человечества и впервые переведенные на русский язык.
В книгу вошли также два близких по тематике произведения Тойнби — «Цивилизация перед судом истории» и «Мир и Запад», которые посвящены, главным образом, вопросам столкновения цивилизаций в современную эпоху, проблеме мировой экспансии Запада и ответственности Западной цивилизации за нынешнее состояние дел на нашей планете.

СОДЕРЖАНИЕ

Суд истории как поиск истины (В. Н. Уколова)
ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ
Том восьмой. Героические века (Пер. Е. Д. Жаркова)
Варварское прошлое
Образ реальностиТом девятый. Контакты между цивилизациями (Пер. Е. Д. Жаркова)
Контакты между цивилизациями в пространстве
Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
Психологические последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
Контакты цивилизаций во времени

Том десятый. Вдохновение историков (Пер. Е. Д. Жаркова)
Взгляд историка
Привлекательность фактов истории
Импульс к исследованию отношений между фактами

Том двенадцатый. Переосмысленное (Пер. А. Д. Харитоновича)
Место ислама в истории
История и перспективы еврейства
I. Относительность интерпретации истории евреев
II. Высшая цель евреев. Религиозные и психологические последствия в случае успеха в достижении ее
III. Изменение еврейской концепции характера Яхве
IV. Новая интерпретация израильской и иудейской
литературы периода до Изгнания
V. Между национализмом и универсализмом
История и перспективы Запада
Место России в истории
Пересмотр классификации цивилизаций
Следующий уступ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕД СУДОМ ИСТОРИИ
(Пер. И. Е. Киселевой)

Предисловие
Мой взгляд на историю
Современный момент истории
Повторяется ли история?
Греко-римская цивилизация
Унификация мира и изменение исторической перспективы
Европа сужается
Будущее мирового сообщества
Цивилизация перед судом
Византийское наследие России
Ислам, Запад и будущее
Столкновения цивилизаций
Христианство и цивилизация
Значение истории для души
Theologia Historici
Чисто приземленный взгляд
Чисто потусторонний взгляд
Третий взгляд: мир как провинция Царства БожьегоМИР И ЗАПАД
(Пер. И. Е. Киселевой)

Предисловие
Россия и Запад
Ислам и Запад
Индия и Запад
Дальний Восток и Запад
-Психология столкновений
-Греки, римляне и остальной мир

НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Постижение истории
Том восьмой. Героические века
Том девятый. Контакты между цивилизациями
Том десятый. Вдохновение историков
Том двенадцатый. Переосмысленное
Цивилизация перед судом истории
Мир и Запад

**********************************************************************************************************

****************************************************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лекция кандидата философских наук, доцента кафедры философии Гимазетдиновой Алии Хазиахметовны по курсу культурологии «Концепция локальных цивилизаций Арнольда Тойнби». Предназначена для студентов нефилософских специальностей и для всех интересующихся культурологией. 27 окт. 2020 г.

****************************************************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Один комментарий

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *