Григорий Померанц. «Пауза созерцания» (и др. работы)

Григорий Соломонович Померанц. Философ, культуролог и публицист. Автор многочисленных философских работ, распространявшихся Самиздатом и оказавших в 1960—1970-е гг. огромное влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции.

**************************************************

Фрагмент книги

Померанц Григорий. Пауза созерцания

Только очень давно, в доисторических, бесписьменных обществах, не было кризисов. Трудности и катастрофы приходят извне, люди эти трудности сами не создавали, и потому не было необходимости ломать устои жизни, перестраиваться. Перемены все ж происходили, по крайней мере у некоторых племен, — но так медленно, что их не замечали и принимали сегодняшнее за вечное и неизменное. Очень нескоро этот золотой век кончился, и начались кризисы. Однако острые, заметные кризисы только случались; они не были чем-то постоянным. Кризис заканчивался либо крахом, распадом общества, либо новым устойчивым порядком. Так, история Египта делилась на Древнее, Среднее и Новое царства. Так римская республика уступила место империи.

Потом кризисы стали чаще, промежутки между ними короче. А сейчас ломка идет непрерывно. Постоянно рушится связь поколений, теряется тождество с самим собой, связь со священным и вечным. Люди, защитившие себя от стихийных бедствий, оказались во власти техногенных стихий, под угрозой экономического, экологического, информационного, духовного кризиса. Сейчас на каждом перекрестке нужен регулировщик. Не только в прямом смысле. Кризисы ветвятся, превращаются в букет кризисов. Общество постоянно надо спасать, и усилия выйти из кризиса создают новые кризисы.

Старым цивилизациям не хватало ума. Ум блистал в философии, но практика оставалась во власти преданий и предрассудков. Консерваторы с этим очень долго мирились, но темп перемен ускорялся, и традиция перестала отвечать на неотложные вопросы. Отвечать стал свободный разум. На первых порах это захватывало и вдохновляло. Гегель писал о величественном восходе солнца. А потом победа разума оказалась пирровой. Я говорю не об отдельных решениях, а о более глубоких следствиях рационализма.

Опыт последних веков показал, как опасно доверять логике, не поверяя ее сердцем и духовным опытом. Ум, ставший практической силой, опасен. Опасен научный ум со своими открытиями и изобретениями. Опасен политический ум со своими реформами. Нужны системы защиты от разрушительных сил ума, как на АЭС — от атомного взрыва. Ни один злодей, разбойник, садист не совершил столько зла, сколько энтузиасты благородных идей, прогрессивных идей, целенаправленного добра (я соединил в одной фразе мысли, высказанные несколькими моими современниками: Василием Гроссманом, Юрием Айхенвальдом, Наумом Коржавиным, Александром Галичем). Миллионы людей убивала идея окончательного решения, окончательного выхода из всех кризисов, идея прыжка из царства необходимости в царство свободы (или в другую утопию). Проекты разные, но итогом всех окончательных решений и ликвидации вредных классов было одно и то же: шигалевщина. «Цицерону вырезывается язык. Шекспиру выкалываются глаза». Люди превращаются в образцовых северокорейских коммунистов, изучающих чучхе.

Каждое время считает себя неповторимым. Каждое новое движение уверено, что оно учло ошибки своих предшественников. Ленин учел ошибки французских революционеров, мусульманские интегристы — ошибки диктаторов, действовавших без благословения Бога. И даже Баркашов критикует Гитлера, недооценившего славян. Новая версия тоталитаризма всегда уверена в своей творческой силе.

Однако дело не только в крайних формах административного восторга. Термин «административный восторг» был создан Щедриным на опыте царской администрации. А Роберт Белла опирался на опыт американской администрации, сформулировав задачу мыслящего современника: «удерживать деятелей от охватывающего их транса».

Современная цивилизация не может обойтись без вмешательства лекарей и без лекарств, дающих противопоказания, которые в свою очередь надо лечить. Без растущего и растущего государственного попечения общество погружается в хаос и народ может просто вымереть. Но уму реформаторов даются только частные решения, лечение отдельных органов, а не оздоровление организма. Медицина цветет, а организм приходит в упадок. Мы вынуждены жить, глотая пилюли. На Западе — хорошо подобранные препараты, дающие ощущение здоровья. У нас в стране — что подешевле. И мы поострее чувствуем кризис. Но кризис общий. И основа его глубже административного, политического уровня.

Цивилизация в целом, то есть совокупность Запада и вестернизированных стран, становится все сложнее и темп перемен — все стремительней. Чем сложнее система, тем вероятнее сбои, срывы, катастрофы. Экономическая катастрофа, как в 1929-1933 годах, экологическая (о которой говорят сегодня) и неизвестно еще какие.

Алистер Хулберт, эссеист, долгие годы работавший в одной из комиссий ЕЭС, писал, что государственные мужи Запада только делают вид, что они понимают, куда нас несет. И дело не только в ограниченности того или иного президента, премьера. Среди них попадаются люди довольно умные и способные к созерцанию. Беда в том, что даже выдающиеся умы беспомощно стоят на берегу потока перемен. Они не в состоянии охватить то, что уже сегодня бесконечно сложно и что становится еще сложнее. Развитие цивилизации есть развитие человеческой неспособности разбираться в жизни общества. Древние мудрецы разбирались в целостности человеческой жизни лучше, чем современные ученые. Взгляд с птичьего полета на гигантский поток времени, оторвавшегося от вечности, дается единицам, и даже эти единицы воспринимают целое как бы в тумане, не различая подробностей. А когда покров тумана рассеивается и что-то выступает ясно и отчетливо, никто не верит Кассандре.

В 1972 году, прочитав книгу Роберта Беллы «По ту сторону верований», опубликованную двумя годами раньше, я был поражен сходством его мыслей с моими мыслями и мыслями нескольких моих соотечественников. Примерно в то же время я написал свой «Эвклидовский разум»; десятью годами раньше Василий Гроссман создавал опыт о преступлениях добра, вошедший в «Жизнь и судьбу» как записка Иконникова; десятью годами позже Юрий Айхенвальд готовил к публикации «Дон Кихота на русской почве» и набрасывал концепцию «кихотизма» (сердечного, спонтанного добра), противостоящего «целенаправленному добру», действиям на благо общества. На разных концах земного шара, в разных, непохожих странах мы думали об одном и том же: как защититься от инерции мысли, потерявшей чувство священных границ? Как спасти Филимонов и Бавкид от предприимчивости Фауста?

Идеи, создававшие Колыму и Освенцим, не умерли. Несмотря на «теологию после Освенцима». Несмотря на своего рода «этику после Освенцима», которую пытался создать Эммануэль Левинас. Возникают новые проблемы, не разрешимые в рамках либеральных порядков, и новые эксцессы. Ни учение Христа, ни этика Канта их не предотвратили, и нет надежды, что какие-то поправки в заповедях совершенно устранят опасность. И все же священник, учитель, писатель, ученый, философ обязаны сделать все, на что они способны, чтобы удержать от соблазна ничем не ограниченного насилия ради чего бы то ни было, ради выхода из любого кризиса, из любой беды. Надо, по крайней мере, знакомить с тем, чем это все кончалось, что об этом думали Гроссман, Айхенвальд, Левинас, ссылаясь на Достоевского или без ссылок:

«Единственная абсолютная ценность — это человеческая способность отдавать другому приоритет». «Мы все ответственны за все и всех, и я ответствен более, чем все другие», — не дожидаясь взаимности от Другого, не требуя от него равенства ответственности. «Я ответствен за Другого, даже если он наводит на меня скуку или травит меня» (подробнее в книге Э. Левинас. Избранное. М — СПб, 2000, с. 356 — 366). Все это и подобное много раз написано; однако сорняки тоталитарных идей будут расти вновь и вновь, если не изменится сама почва истории. Когда эта почва становится раскаленной лавой, истерика охватывает культуру и любая клетка может стать злокачественной. Коммунизм вырос из Просвещения, нацизм — из Романтизма. Сегодня экстремизм растет из ислама, из католической теологии освобождения, из традиций черной сотни. Завтра он может вырасти из экологического активизма. Политическая мысль с ее проектами тотальных и окончательных решений — только следствие лихорадочного темпа научно-технических сдвигов, следствие Нового, ставшего разрушительной силой. Потеряна способность культуры осваивать Новое, приручать его, сохраняя равновесие. Сегодня Новое так стремительно нарастает, что культура разваливается и падает «ценностей незыблемая скала». Разрушительная роль телевидения, о которой с тревогой писали Поппер, Гадамер и другие, — только частный случай.

Геннадий Ягодин в статье «Зачем нужны умные люди?» пишет об экологическом кризисе: «Дальше — только два варианта. Либо фашизм, диктатура, которая говорит: Ведите себя так, иначе погибнете»; либо такой уровень сознания, когда человек без диктатуры будет вести себя так, чтобы не погибнуть» («Педология», 2001, май, с. 16).

К сожалению именно умные люди создали реальность, с которой умные люди не знают, что делать. И фашизм в глобальном масштабе — такая же головная вероятность, как и неожиданно выросший уровень сознания. Глобальная диктатура не может утвердиться мирным путем; а война — еще более конкретный путь к гибели, чем нынешнее сползание в пропасть под контролем НАТО. Мы должны быть благодарны англосаксам за то, что они не поддались соблазну безумных идей, завладевших Россией, Италией, Германией, Китаем, Вьетнамом, Кубой… Но порядок, который хранит Америка, — это порядок движения к катастрофе.

Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинэйджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша. Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей столпились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым. Записку Иконникова гунны не прочли (а если б и прочли — что им Иконников? Что им князь Мышкин?). Судьбу Другого они на себя не возьмут.

Одно из бедствий современности — глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость — синонимы. И глобализм вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное. Культура (в понимании Шпенглера) противится цивилизации. В этом встречается достаточно много безумия, но есть и глубокий разум. Сопротивление американизации увеличивает шансы другого, старого, проверенного историей проекта глобализации, европейского. Европа (в отличие от всех империй, азиатских и старой Российской) — осуществленный проект культурного мира как концерта (или хора) самостоятельных голосов. Россия XIX века, войдя в этот хор, впервые открыла в себе самой возможность полифонии. Одни русские опирались на Францию, другие на Англию, третьи на Германию — и возникла перекличка голосов внутри русской культуры, создавшая условия для расцвета русского романа и русской философии.

Можно быть радикалом, или либералом, или почвенником, но все согласятся, что Россия, став европейской, пережила взрыв духовных сил. Я думаю, что это достаточная проверка плодотворности европейского глобального проекта. И можно представить себе глобальную культуру как подобие сводного хора, куда отдельные культурные миры (Европа, Ислам, Индия, Дальний Восток) войдут как отдельные хоровые группы. Музыкальное действо, в котором четыре ансамбля, разбросанные на десятки метров друг от друга, подчинились одной палочке дирижера, я слушал в Риме в 1992 году. И дело только за палочкой дирижера, за прислушиванием всех культурных миров к единству Святого Духа.

В этом направлении действовали зачинатели диалога вероисповеданий, начатого II Ватиканским собором — Томас Мертон, Джон Мейн, Д. Судзуки, Далай Лама XIV и другие. За поверхностным противостоянием Запад-Восток, Север-Юг стоит тенденция техногенной цивилизации покорить себе весь мир и разрушить его, а в борьбе с этим — силы, пока разбросанные, но способные соединиться. Пафос этого противостояния лучше всего выразил Рильке:

Древнюю дружбу богов — этих великих, незримо

и ненавязчиво сущих (мы их не слышим в азарте

гонки, в гуденье машин)… Что ж, их отринуть должны мы

или начать вдруг искать их поселенья на карте?

Властные эти друзья, те, что в безмолвные дали

мертвых берут, никогда не обнажат свои лики.

Наши купальни, кафе, игрища наши и крики

их оглушили. Мы так давно обогнали

медлящих проводников в вечность, и так одиноки

рядом друг с другом, друг друга не зная.

Путь наш не вьется, как тропки лесов и потоки

дивным меандром. Он — краткость, прямая.

Так лишь машины вершат взлет свой искуственнокрылый.

Мы ж, как пловцы среди волн, тратим последние силы.

Сонет к Орфею ч. I, 24 (перевод 3. Миркиной)

Спешкой задушены,

Вздыблены, взвихрены…

О, если б стихли мы!

О, если б слушали!

Нет, не шумихою

Мутною, пенною,

Музыкой тихою

Всходит Нетленное.

О, не теряйте сил!

Что вам угар побед?

Мальчики, мир глубок!

Крылья покой раскрыл:

Ночь и внутри — рассвет

Книга и в ней — цветок.

Сонет к Орфею ч. II, 22 (перевод 3. Миркиной)

Одна из особенностей великих культурных миров — способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него. Соединенные Штаты пережили несколько движений аутсайдеров: волну, вызванную уходом Томаса Мертона в монастырь, дзэн, йогу. Но американская культура в целом, начавшаяся с высадки колонистов в Виргинии (XVII в.), не имеет способности к повороту в своей исторической памяти. Она очень односторонне воплощает дух Нового времени, дух просвещения, и поэтому я жду конца американского века. Последний подвиг Америки — укрощение тоталитаризма. Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от «блуда труда, который у нас в крови» (Мандельштам). Пионерами могут быть и большие и маленькие страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все.

Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. Я вспоминаю слова девочки четырех лет: «Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья». И слова другой девочки, в детском саду, после разговора о Боге: «Это как чувствовать маму с закрытыми глазами». С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.

Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли, в сближении влюбленных. Когда Моцарта спросили, что всего важнее в его музыке, он ответил: паузы! Паузы, в которых он слышал — мы услышим, если вслушаемся божественное дыхание.

Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово «кала» на санскрите — омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен.

Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем — используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века. А пока — используя медитативную лирику, медитативную прозу. И от случая к случаю слушая передачи радио «Орфей». //https://bookscafe.net/book/pomeranc_grigoriy-pauza_sozercaniya-52558.html

**************************************************

Человек человеку икона: 20 очень сильных цитат Григория Померанца

Многие сочинения Померанца известны за рубежом. Сам ученый не любил, когда его называли философом, и говорил: «Я не пользуюсь профессиональным философским языком, а стараюсь писать просто, доступно».

Мы подобрали для вас цитаты из книг и выступлений выдающегося духовного мыслителя.

«Всякое приобретение — потеря; или по меньшей мере — забота, как избегать потери и постоянная угроза потери, а всякая потеря, если вынести ее, становится приобретением».

«Счастье — итог пути, который каждый должен пройти в одиночку. Даже счастье любви невозможно без одиноко накопленного чувства тайны».

«Каждый день мы забываем Бога ради яблока, выходим из глубины на поверхность, теряем чувство целого и запутываемся в частностях. Каждый день нам не хватает воли к глубинному, тихому и целостному».

«Счастье живет только в обмене, в передаче от одного другому. Им нельзя владеть, как домом или поместьем, обособившись от других. Только давая, не спрашивая взамен, можно вызвать его к жизни. Только рискуя потерять счастье, можно умножить его. Схваченное в руки, зажатое в кулак, спрятанное от других, оно исчезает».

«Бог — это любовь. Бог — это совесть, голос, который мы слышим в тишине, в молчании, в созерцании целостности природы, в созерцании иконного искусства, в переживании книг, которые будят совесть, в припоминании детской и отроческой боязни оскорбить любовь. Единственный бесспорный авторитет — это авторитет любви. Этот единый и нераздельный дух любви — к родным людям, родной стране, к творческой силе, создающей родство, — надо хранить и поддерживать».

«Любовь к Богу и к людям подобны. Любовь к Богу озаряет любовь к людям, и любовь к людям подсказывает образы любви к Богу. Такова вершина любви, где человек человеку икона и икона не заслоняет Бога».

«Наивно представлять, что добро и зло идут друг на друга, как два войска с развернутыми знаменами. На самом деле добро не воюет и не побеждает. Оно светит на всех и охотнее держится на стороне побежденных. А то, что воюет, всегда причастно злу».

«Счастье творчества — в самом творчестве, даже без признания, без успеха. Счастье любви — в самой любви, даже без взаимности. Способность к этому — часть той тайны, которой обмениваются любящие».

«Наше дело — идти по выбранной дороге, но не хулить чужие дороги. Они расходятся в долинах, а наверху сходятся и совершенно сливаются там, где время становится вечностью, а пространство — точкой целого. И почувствовав эту точку в груди, мы чувствуем любовь к другому, идущему другим путем, и не даем ревности и ненависти отвлечь от пути вверх».

«Люди разучились счастью. Сперва земное счастье было объявлено заменой вечной жизни. Потом рванулись в другую сторону и стали искать особую вечность, вне времени, после времени, как будто вечность может быть до или после, как будто она не вся здесь и теперь».

«Все мы обрастаем панцирем, чтобы защититься от грубых толчков внешнего мира. Но однажды замечаем, что этот панцирь защищает и от того, что дает жизни смысл — от встречи открытого сердца с открытым сердцем, от нежности, которой жаждет душа».

«Если спор заходит в тупик, надо замолчать и подумать: наша любовь больше того, о чем мы спорим. И тогда — в великом молчании — над землей раскроется единое небо, и солидарность».

«Я понял,что каждому из нас даны только осколки истины и бессмысленно спорить, чей осколок больше. Прав тот, кто понимает свое ничтожество и безграничное превосходство целостной истины над нашими детскими играми в истину».

«В каждом униженном человеке бьют Бога. Его незащищенность каким-то образом становится нашей защитой. Крик в нашей душе замолкает и мы начинаем слышать его крик. И сразу все личные вопросы смываются Божьим вопросом. Он умирает и воскресает вместе с нами».

«Смысл молитвы не в просьбах, а в постоянном обращении к своей глубине. Настоящий грех — это отрыв от собственной глубины»

«Есть люди, для которых религия — это ломбард, в котором хранятся семейные сокровища; для Достоевского — это вечный кризис веры и вечный поиск выхода из кризиса».

«Я понял, что любить – значит как бы писать новые стихи и новую музыку, где каждое повторение – ложь. Я смычок, играет Бог, и каждый миг надо заново угадывать, чего от тебя ждет скрипка. Каждое движение чувствовать сердцем – чтобы оно шло от сердца и находило отклик в сердце».

«Счастье жизни рождается из собранности, сосредоточенности на глубине. Можно всего только видеть дерево и быть счастливым».

«Надо сохранить внутреннюю свободу, возможность отойти в сторону и даже повернуться спиной к событиям, если они мне не по сердцу, — с тем чтобы снова войти в поток в какой-то другой, благоприятный миг».

«Многие люди думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, – и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне, и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам – простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку».

Источник: https://foma.ru/chelovek-cheloveku-ikona-20-ochen-silnyih-tsitat-grigoriya-pomerantsa.html

**************************************************

БИОГРАФИЯ

Родился 13 марта 1918 года, в городе Вильно. С семи лет жил и учился в Москве. В 1940 г. окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Студенческая работа П. о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена после его ареста в 1949 г. как «документ не относящийся к делу». В 1941 г. пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1950 — 1953 гг.в Каргопольлаге (ст. 58-10, осужден на 5 лет, освобожден по амнистии, в 1958 г. реабилитирован). В 1953 — 1956 гг. сельский учитель в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, избрал работу библиографа, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН). В 1959 умерла первая жена П., И.И. Муравьева, память о которой долгое время вдохновляла философское и литературное творчество П.
К 1953 — 1959 гг. относятся первые эссе П. («Пережитые абстракции») — работы, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные современными реалиями сталинского концлагеря.

Венгерские события 1956 г. и травля Пастернака произвели на П. сильное впечатление, вызвав мысли о прямом, политическом противостоянии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участия в вооруженной борьбе, если таковая стихийно начнется). В 1959-60 гг. вокруг П. образуется нечто вроде полуподпольного философско-исторического и политэкономического семинара («слегка законспирированного, но без всякой организации»). Среди участников семинара — многие активисты «Маяковки», в частности —В. ОСИПОВ. Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен П. как отрицательный. Между тем состоявшееся в 1960 г. знакомство с А.И. ГИНЗБУРГОМ, Н.Е. ГОРБАНЕВСКОЙ, Ю.Т. ГАЛАНСКОВЫМ открывало иную перспективу: неподцензурную деятельность, главное в которой — «совершенная открытость и свобода от страха». Новое настроение было связано с «Синтаксисом», со свободным и творческим духом, царившем и среди новых знакомых, и среди художников-«лианозовцев», с которыми П. общался в это же время.

Большое значение для формирования мировоззрения П. имела встреча в 1960 г. с поэтом З.А. Миркиной, ставшей его женой. По словам П. его собственные «взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое».

Начиная с 1962 г., П. публикует в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии (в центре его интересов — духовная жизнь Индии и Китая), выступает с докладами и лекционными курсами в различных научных учреждениях и высших учебных заведениях. Одновременно он пишет ряд эссе на различные культурно-исторические и социально-политические темы, получившие широкое распространение в Самиздате. Сильный резонанс вызвали эссе «Квадрильон» и «Нравственный облик исторической личности»), вошедшие в «Феникс-66» Ю.ГАЛАНСКОВА. В 1967 — 68 гг. оба эссе перепечатаны за рубежом, в журнале «Грани».

П. поддерживает отношения с инакомыслящими различных направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. В 1970 г. посещал семинар, собиравшийся на квартире В.Ф. Турчина. Позднее А.Д.САХАРОВ говорил об этом семинаре в своих «Воспоминаниях»: «Наиболее интересными и глубокими были доклады Григория Померанца — я впервые его тогда узнал и был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и «академичностью» в лучшем смысле этого слова..Основные концепции Померанца..: исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности».

В 1968 г., после того, как П. поставил свою подпись под «Письмом 224-х» в поддержку «Обращения к мировому общественному мнению » Л.И. БОГОРАЗ иП.М. ЛИТВИНОВА в защиту ГИНЗБУРГА и ГАЛАНСКОВА, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии.

В 1972 г. в Мюнхене работы П. выходят отдельным изданием («Неопубликованное»). С 1976 г. прекращается публикация научных статей П. в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах «Континент», «Синтаксис», «Страна и мир».

Во второй половине 1970-х П. близок к редакции самиздатского журнала «Поиски», публикует там свои новые эссе. Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам.

В своих публицистических работах П. защищает идеи личной свободы и европейского демократизма, выступает противником идолов «крови и почвы», новой волны национализма. Последовательное и энергичное отстаивание этой позиции сделало его одним из наиболее заметных оппонентов право-консервативного течения в диссидентстве. Особенное значение имела многолетняя полемика П. с А.И. СОЛЖЕНИЦЫНЫМ («Человек ниоткуда», «Страстная односторонность и бесстрастие духа», «Сон о справедливости возмездия», «Стиль полемики» и др. П.; «Образованщина» и др. Солженицына.). Солженицын обрушился на плюрализм П., третируя его как беспочвенного советского «образованца»; П. резко критиковал «страстную односторонность», дух мстительности и непримиримости у Солженицына, его почвеннический утопизм. Расходясь с почвенниками, П. был близок кругу правозащитников. В «Информационном бюллетене » №1 Комитета защиты Татьяны ВЕЛИКАНОВОЙ, выпущенном вскоре после ее ареста (конец 1979 г.), было опубликовано эссе П. «Накануне юбилея Молоха» (имеется в виду 100-летие со дня рождения И.В.Сталина). Оно завершалось словами: «наш общий долг – противостоять тени Сталина, которой приносятся в канун столетнего юбилея эти новые жертвы. Еще несколько голов на гекатомбу из 30, 40 или 60 миллионов».

Фрагменты из книги П. «Сны Земли», опубликованные в №№ 6-7 «Поисков», следствием по делу «Поисков» были квалифицированы как клеветнические.

Публицистика и политическое поведение П. вызывали усиленное внимание со стороны КГБ. В конце 84-ого года П. был предупрежден по Указу от 25.12.1972 в связи с публикацией своих произведений за границей. 15 мая 1985 года был произведён обыск в квартире,где П. хранил свой архив. Архив был конфискован. В том же году в Париже напечатан полный текст «Снов Земли».

С началом Перестройки в 80-х годах в российской периодике публикуется большое число эссе П.; выходит в свет несколько философских и литературоведческих книг: «Открытость бездне. Встречи с Достоевским», «Лекции по философии истории», «Собирание себя», «Выход из транса» (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), «Образы вечного» (в соавторстве с З.А. Миркиной). В это время П. получил возможность выступать с докладами и лекционными курсами, в том числе в ВУЗах (Российский гуманитарный государственный университет, Университет истории культур).

На протяжении всей своей жизни, совершив переход «от марксизма к идеализму» («Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому»), П. пришел к обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия.
Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, «самостоянье» личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе – таков предложенный П. выход из духовных и политических кризисов современности.
«Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах».
Свою жизнь Григорий Померанц описал в книге «Записки гадкого утёнка».

Григорий Соломонович Померанц умер 16 февраля 2013 года, накануне своего 95-летия.
Похоронен в Москве на Даниловском кладбище.

ПОКЛОН!

**************************************************

Произведения Григория Соломоновича Померанца в электронном виде представлены на сайте POMERANZ-MIRKINA.COM, который работает в формате общедоступной библиотеки.

КНИГИ

«Неопубликованное» Мюнхен, Посев,1972 г.

«Сны Земли» (статьи о России), Париж, Поиски, 1985 г.
Второе издание, М., Росспэн, 2004 г.

Открытость бездне. Этюды о Достоевском. Нью-Йокр, Либерти, 1989 г.

Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., Сов.писатель, 1990 г. Второе дополненное издание. М., Росспэн, 2003 г.

Собирание себя. М., ДОК, 1993 г.

«Русское богатство» №2(6) Журнал одного автора, М., 1994 г.

Выход из транса (сборник ранних работ) М., Юрист, 1995 г.
Незавершенность
Маленькие эссе
Квадрильон
Человек ниоткуда
Троица Рублева и тринитарное мышление
Иконологическое мышление как система и диалог симиотических систем
Однониточные теории
Корни будущего
О причинах упадка буддизма в средневековой Индии
Язык абсурда
Джидду Кришнамурти и проблема современного религиозного нигилизма

Записки гадкого утенка. М., Московский рабочий, 1995 г. 2-е издание М., Росспэн, 2003 г.
Через страх. Крыло первое
Корзина цветов нобелевскому лауреату.

Великие религии мира (совместно с З.А.Миркиной) М., Рапол, 1995 г. 2-е изд. «Университ. книга», М-Спб, 2001 г., 3-е изд. М., Росспэн, 2006

Страстная односторонность и бесстрастие духа. М-Спб, «Университ. книга», 1998 г.

Тринитарное мышление и современность (совместно с М. Курочкиной) М., Фантом пресс, 2000 г.

В тени Вавилонской башни (статьи и лекции, совместно с З.А.Миркиной), М., Росспэн, 2004 г.

Следствие ведет каторжанка (расследование убийства Кирова, проведенное О.Г.Шатуновской), М., ПИК, 2004 г.

Невидимый противовес (статьи и лекции, совместно с З.А.Миркиной), М., ПИК, 2005 г.

ТЕКСТЫ, ЭССЕ

Саморегулирующаяся вавилонская башня 2000 г.

Памяти Алика Гинзбурга 2002 г.

Фронт как вопрос совести 2002 г.

Ворота раскрыты настежь 2003 г.

Город под третьим небом 2003 г.

Через эпохи безумия 2003 г.

Богословско-политическое в диалоге с исламом 2003 г.

Феноменология смуты 2003 г.

Один раз увидеть…

Религия и культура в становлении личности и культурного круга

По пустыне

ЛЕКЦИИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ, ДИСКУССИИ, ИНТЕРВЬЮ, ПИСЬМА

О роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива
Дискуссионное выступление в Институте философии
1965 г.

«Надгробное слово империи», Литературная газета, № 50 за 1991 г.

Выбор XXI века
Сводный текст доклада и трех выступлений на конференции «Регионы в кризисе», созванной в Ко (Швейцария) Обществом морального перевооружения 13-27 августа 1994 г.

«Духовное движение с запада» в сборнике »Поспеть за Богом»,изд.Пров-пресс,1997 г.

«И истина нам обнажена», Московские новости, № 49 за 1998 г.

«…Истина диалога выше истины каждой отдельной реплики…»
Беседа с Г.С. Померанцем на канале ТВ-центр. 1998 г. Программа «Ночной полет»

«Культ этики или диалог культур?» в сборнике »Проблемы глобализации» 6, М., изд.дом Новый век, 2001 г.

Лекция «Интеллигенция, интеллигенты и интеллигентность»
21 июня 2001 г.

Стадии глобализации
8 сентября 2002 г.

«Опасности и страхи», Таллинн, журнал Радуга, № 4 за 2001 г.

Письмо Вячеславу Игрунову
10 сентября 2002 г.

Метафизическое мужество
Лекция в музее российских меценатов, 1 ноября 2002 г.

Для меня 11 сентября это, безусловно, символ срыва декорации, которая прикрывала собой кризис
Григорий Померанц о Форуме постсентябрьского мира, 23 октября 2002 г.

«Хочешь сорвать цветок? Сойди с дороги», Новые известия, 2004 г.

«Из-под глыб», Литературная газета, 2004 г.

С самого начала слово «демократия» было только вывеской
…Правозащитники – это сейчас единственная формально неполитическая сила, вокруг которой можно было бы попытаться собрать разношерстную массу… 13 февраля 2004 г.

История России в свете теории цивилизаций
Лекция в клубе «Улица ОГИ» в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру». 27 октября 2005 г.

«След личности»(О С.Аверинцеве) »Почва внутри нас», в альманахе »Вторая навигация», 5, Запорожье,изд.Дикое поле, 2005 г.

Перевес интеллекта над интуицией делает жизнь скучной историей «Московские Новости» № 14 (04-21) 2006 г. Сергей Шаповал

Последний из могикан «Новые Известия»

С христианской точки зрения. 09.02.2008 Ведущий Яков Кротов

лекция в клубе  «БИЛИНГВА» в рамках проекта «Публичные лекции» ПОЛИТРУ 7 февраля 2008г.

ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛАХ

«НГ», 21.07.1992 г.
Распутать гордиевы узлы

«Новый Мир», № 8 за 1995 г.
Разрушительные тенденции в русской культуре.

«Октябрь», № 12 за 1996 г.
До полной гибели всерьез.

«Знамя», № 1 за 1997 г.
Авторитет любви.

«Знамя», № 2 за 1997 г.
Елена Твердислова. Наедине с одиночеством: Литературный портрет папы Римского Иоанна Павла II.

«Континент», №92 1997 г.
Способы существования в дрейфе

«Дружба Народов», № 3 за 1997 г.
Диалог пророческих монологов.

«Октябрь», № 5 за 1997 г.
Между бедностью и богатством.

«Знамя», № 8 за 1997 г.
Л. Миллер. Стихи и о стихах.

«Октябрь», № 2 за 1998 г.
Развертывание альтернатив.

«Дружба Народов», № 1 за 1999 г.
Бог есть любовь.

«Знамя», № 1 за 1999 г.
А. Б. Зубов. История религий.

«Дружба Народов», № 7 за 1999 г.
Тупики добра.

«Континент», № 99 за 1999 г.
ДВА ЭССЕ.

«Новый Мир», № 5 за 2000 г.
Марианна Вехова. Бумажные маки. Повесть о детстве

«Звезда», № 1 за 2001 г.
Ответы на вопросы журнала Звезда.

«Старое литературное обозрение», № 1(277) за 2001 г.
CЕРНАЯ СПИЧКА.

«Вестник Европы», № 3 за 2001 г.
Распадающаяся Вавилонская башня.

«Дружба Народов», № 3 за 2001 г.
По ту сторону своей идеи.

«Новый Мир», № 8 за 2001 г.
Переписка из двух кварталов.

«Культура», № 18-19, 2002 г.
В Америку нельзя войти, оставаясь самим собой

«Звезда», № 1 за 2002 г.
Созерцатели нашего века.

«Дружба Народов», № 2 за 2002 г.
Пауза созерцания.

«Новый Мир», № 5 за 2002 г.
Государственная тайна пенсионерки.

«Вестник Европы», № 6 за 2002 г.
Ступени глобализации.

«Педология», № 3 2002 г.
Подлинное и призрачное счастье

«Звезда», № 6 за 2003 г.
Догматы полемики и этнический мир.

«Нева», № 8 за 2003 г.
Одиноко прочерченный путь.

«Вестник Европы», № 9 за 2003 г.
Поверх различий.

«Искусство кино», № 8, 2003 г.
Чеченский узел

«Вестник Европы», № 10 за 2003 г.
Новое нестяжательство.

«Звезда», № 11 за 2003 г.
Перед неподвижным ликом.

«Континент», № 116 за 2003 г.
Подступы к Преображению.

«Культура», № 19, 15-23 мая 2003 г.
В России есть таланты, но нет идеи, способной их объединить

«Культура», № 1-2, 16-22 января 2003 г.
Я верю в Дон Кихотов, которые остаются дома

«Знамя», № 6 за 2004 г.
К читателю статьи Л. Люкса.

«Знамя», № 8 за 2004 г.
Живучесть древних основ.

«Нева», № 9 за 2004 г.
Два начала века; Расползание зоны.

«Вестник Европы», № 11 за 2004 г.
Две книги о кризисе национального государства.

«Российская газета», 11 февраля 2005 г.
Мы находимся в пространстве без дорог

«Новый Мир», № 4 за 2005 г.
Опыт Майкельсона.

«Вестник Европы», № 13-14 за 2005 г.
След Личности.

«Вестник Европы», № 15 за 2005 г.
Полет в Иерусалим.

«Знамя», № 4 за 2006 г.
В пространстве без дорог.

«Знамя», № 7 за 2006 г.
Памяти одинокой тени.

«Вестник Европы», № 18 за 2006 г.
Ислам Орианы Фаллачи и ислам Петера Воге.//Источник http://pomeranz.ru/p/biblio.htm

4 комментария

  1. » Кризис глубже, чем думаем». За 8 лет после ухода философа Померанца этот , скажем, глобальный кризис только усугубился. К имеющимся болевым точкам человечества добавились новые проблемы. Пандемия корановируса, цветные революции, техногенные катастрофы. Климатическая машина Земли дает новые сбои и тд. Принимающие политические решения люди далеко не все культурно , духовно образованы. Их министры часто более озабочены пополнением своих кошельков, нежели думанием об Общем благе. Философ таких » деятелей» считает опасными.» Стали опасными научный и политический ум». Рассудком одним проблем не решить. Еще. Прибегание к каким то одним ценностям, пишет философ, чревато очередным насилием. Мир сверхсложен. Ссылается на современных мыслителей. И это так. Упоминаемый Александр Галич поэтически выразил слабость командного социализма . » Если все шагают в ногу, Мост обрушивается «. Померанц приоритет отдает для России Европейскому вектору. Хотя сам широко осведомлен и о восточной , медетативной в своей основе, культуре. И — что важно- он во всеуслышание — говорит о единстве Святого Духа. Время для этого пришло. Действительно, с начала 20- го века пошла коренная ломка представлений о мире, в котором живем. Русский космизм потеснил многие философские постулаты. И хотя Померанц нигде не упоминает ни Тайную Доктрину, ни Агни Йогу, но по духу своему его работы весьма созвучны этим космическим Учениям. » Жду конца американского века», то есть , долой культа Маммоны, потребительства. Когда в сытой богатой стране огромное число людей просто безграмотны. Нам особенно пришлось по душе, если так можно выразиться, линия философа на » гуманное замедление» . Новые дети почти с рождения втягиваются в безумный виртуальный мир. И быстро перебирая мелькающие перед глазенками яркие кадры » электронных мультиков», не включают тем самым свои чувства. И у взрослых такое часто , увы, увидишь. Все работает на развитие РАССУДКА! И только. Померанц для начала приглашает думающих людей — » включать паузу созерцания». Чтобы прикоснуться к глубинам — мудрости, своей души. Надо только попробовать эту тихую радость… И многие души сами поймут, в чем тут дело… Александр

  2. https://lifedeeper.ru/post/5935-kusturica-gramotnyj-chelovek-ischez/
    Эмир Кустурица:

    «Сегодня кто только не пишет, а мало кто читает. На этой почве и вырос тот другой человек, которого мы назвали селфи и который, подобно подсунутой нам вульгарной девице в кабаке, предстал нашему взору. Он путает наши мысли, он нам мешает, но он не уберется, пока не случится мощный катарсис.

    Человек селфи вырос на свалке перепутанных понятий, на идее, что доступность информации есть то же самое, что и образование, во времена метастаз правящей идеологии денег и корыстолюбия, где единственно важной является та самая с беспокойством наблюдаемая морщина на лице. Сначала этот селфи перепутал реальность с реализмом, который Достоевский в конце прошлого века назвал более фантастическим, чем все остальные направления в литературе… Я спрашиваю себя — а чем же измеряется эта реальность и с чем сопоставляется, если не с упомянутыми главами книг, которые мы помним. Если человек не способен сравнить существующий мир с несуществующим, если он не умеет создать собственную картину мира — а сделать это может только грамотный человек, в таком случае этот другой живет жизнью, в которой и не нужны камеры, чтобы все превратилось в реалити-шоу — выражение, венчающее неоязыческую цивилизацию, цель которой — доказать, что мы негодяи, проходимцы и воры и что нас надо постоянно наказывать.

    Быть грамотным — это формула, открывающая врата тайн, которые мы можем постичь, врата благодати, к которой человек может прикоснуться уже во время своего короткого пребывания на Земле. Если человек грамотен, он может быть счастлив!»
    ————————————————-

    И читайте бумажные книги — они живые, субъект-объектные, теплые, с ними подолгу живут — их проживают в глубине себя, а не перелистывают, сразу же забывая, как отсутствие целостности.
    Книга — это Человек, а не холодный монитор!
    Мне очень жаль юношество, не умеющее читать…оно беспочвенно.

    Н.Шлемова

  3. Андрей Кончаловский
    7 марта 2021 г. ·
    С ужасом думаю о том, что будущее поколение разучится читать. Вся сигнальная система переходит в область визуальных образов.
    Кто не умеет читать, тот не умеет и говорить. Такому человеку трудно выразить мысль. Он может выразить мысль картинкой, а словесное описание будет чрезвычайно бедным.
    Если вы научитесь читать, вы научитесь облекать мысли и образы в слова. Мозг, способный найти образу выражение в словах, в состоянии свободно коммуницировать с другим мозгом на уровне речи. Это более точно, хотя и менее чувственно, чем картинка. Но этот навык требует логического усилия. Недаром у людей, которые умеют хорошо говорить, IQ гораздо выше.
    _____________
    По мнению нейрофизиологов, на 40 минуте просмотра фильма мозг начинает пассивно воспринимать информацию, перестает думать.

  4. Страница поэта Зинаиды Миркиной на портале Проза.ру:

    https://proza.ru/avtor/nadezda7

Добавить комментарий для В чем тут дело Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *