История этических учений (А.Гусейнов, 2003)

Название: История этических учений: Учебник
Отв.ред.: A.A. Гусейнов.

Издательство: М.: Гардарики
Год: 2003
Страниц: 911
Размер: 18,6 Мб
Качество: отличное
Язык: русский
ISBN 5-8297-0167-7 (в пер.)
Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и  исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика.  Этические учения распределены авторами по основным философским  самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов — по школам и этапам развития, что составляет структуру книги. в целом авторы намеренно отказались от каких-либо обобщающих схем, поскольку современное состояние историко-философской науки не дает достаточных оснований для синтетических теорий, охватывающих всю мировую философскую этику. Целостность книге придает единство предмета рассмотрения, методов анализа и методических приемов организации материала. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия».//https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ehtika_i_ehstetika/istorija_ehticheskikh_uchenij_a_gusejnov_2003/36-1-0-1863
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………….5
Раздел первый. Китай…………………………..7
Глава I. Китайская философия как суперэтика…………….7
Глава II. Четыре главные этические программы………….. 12
§ 1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого
самосовершенствования…… 12
§ 2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм — этика природосообразного
недеяния …………… 17
§ 3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм — этика объединяющей любви
и взаимной пользы ……..22
§ 4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм — этика тотальной власти…………………………..26
Глава III. Категориальные основы китайской этики ………..32
§ 1. Категория «благопристойность» (ли3) как единство этики и
ритуала…..;………………………32
§ 2. Категория «благодать» (дэ): магическая сила и моральный императив
…………………………..38
§ 3. Категории «путь» (дао), «орудийные предметы» (ли2) и «великий предел» (тай цзи):
синергия неба и человека в благом абсолюте………………………..52
§ 4. Категория «гуманность» (жэнь1): любовь к людям и гармония
мира……………………………67
§ 5. Категория «должная справедливость» (и): бескорыстная ответственность и
соответствие смыслу…………..70
Глава IV. Конфуцианская антропология……………….75
§ 1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя … 75
§ 2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си……………………………..87
§ 3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван
Янмином……………………………93
§ 4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в
конфуцианстве и категория «предопределение» (мин)…………………………99
Литература …………………………….106
Раздел второй. Древняя и средневековая Индия………….109
Глава I. Предварительные понятия………………….109
§ 1. «Ценности», блага и цели…………………. 110
§ 2. Границы этического……………………. 122
§ 3. Оценки «извне» и «изнутри»……………….. 125
Глава П. Этическая дидактика …………………… 130
§ 1. Аретология индийских религий……………… 130
§ 2. Моральные нормы совершенства…………….. 139
§ 3. Моралистическая афористика и «наглядная проповедь» . . . 154
§ 4. Этика и индийские пути к «освобождению»……….. 166
Глава III. Этическое теоретизирование ……………… 174
§ 1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов . . . 174
§ 2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода……… 179
§ 3. Философская этика буддистов и мимансаков………. 187
§ 4. Индия и современная философская этика………… 198
Литература……………………………. 203
Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль……204
Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре………….. 204
§ 1. Понятия «мусульманская этика» и «этика в мусульманских обществах»………. 204
§ 2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре ………………………………
211
§ 3. Системообразующие принципы мусульманской этики …. 215
Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики . 216
§ 1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие . . . . 216
§ 2. Правильность намерения-и-действия…………… 222
§ 3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской
этике……………………….. 223
Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий
……………………….. 224
§ 1. Понимание блага и зла в мусульманской этике……… 224
§ 2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий . . 236
Глава IV Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий
……………………….. 239
§ 1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий………..239
§ 2. Обоснование интересов и их соотношение……….. 242
Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация намерений-и-
действий……………… 252
§ 1. Аффективная классификация намерений-и-действий….. 252
§ 2. Мусульманский этос…………………….. 261
Глава VI. Общие черты мусульманской этики…………… 274
§ 1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей
ислама……….. 274
§ 2. Макропроблемы мусульманской этики……………278
§ 3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика ……………………..283
Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме
………..285
§ 1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики…..285
§ 2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования……..290
§ 3. Суфизм: этика «растерянности» …………………293
Глава VIII. Этика в мусульманских обществах…………….299
§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей ……………300
§ 2. Политическая утопия: «добродетельный город» аль-Фараби …. 303
§ 3. Интуитивизм: Ибн Сина и Ас-Сухраварди ……………305
Литература……………………………….308
Раздел четвертый. Европа: Античность……………….310
Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов………………….310
§ 1. Гомер ……………………………..310
§ 2. Гесиод……………………………..316
§ 3. Семь мудрецов…………………………320
Глава II. Этика в ранней греческой философии…………..325
§ 1. Анаксимандр………………………….325
§ 2. Гераклит ……………………………328
§ 2. Пифагор и пифагорейцы…………………..332
§ 3. Парменид……………………………335
§ 4. Демокрит……………………………338
Глава III. Софисты, Сократ, сократики………………..344
§ 1. Софисты ……………………………344
§ 2. Сократ……………………………..351
§ 3. Сократики …………………………..359
Глава IV. Платон и Аристотель…………………….364
§ 1. Платон……………………………..364
§ 2. Аристотель…………………………..377
Глава V. Этические учения эпохи эллинизма…………….401
§ 1. Эпикур……………………………..401
§ 2. Стоицизм……………………………410
§ 3. Скептицизм…………………………..430
Глава VI. Конец античной этики: Платин……………….435
Литература ……………………………. 444
Раздел пятый. Европа: Средневековье………………. 446
Введение……………………………….. 446
Глава I. Основоположения средневековой морали ……….. 460
§ 1. Этический смысл «Посланий» ап. Павла (I в. н.э.)……. 460
§ 2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма . . 466
§ 3. Раннехристианская литература……………… 474
Глава П. Недогматические формы морального сознания Средневековья ……….. 477
§ 1. Синкретические доктрины первых веков новой эры….. 477
§ 2. Недоктринальные формы бытийствования морали…… 486
§ 3. Аскетическая традиция Восточной церкви……….. 492
Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви…………………………….
509
§ 1. Амвросий Медиоланский…………………. 509
§ 2. Аврелий Августин……………………… 510
§ 3. Происхождение зла. Теодицея………………. 514
§ 4. Добродетели разума и добродетели веры………… 523
§ 5. Григорий Великий …………………….. 526
Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики……………………………..
527
§ 1. Ансельм Кентерберийский. Диалог «О свободном выборе» …………………………….. 527
§ 2. Бернар Клервоский. «О благодати и свободной воле» …. 530
§ 3. Петр Абеляр. «Познай самого себя» …………… 532
Глава V. Этика Фомы Аквинского …………………. 535
§ 1. Воля и интеллект……………………… 535
§ 2. Типология добродетелей…………………. 539
Глава IV. Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама . . 543
Литература……………………………. 549
Раздел шестой. Европа: Новое время……………….. 552
Введение……………………………….. 552
Глава I. Гуманизм и Реформация………………….. 556
§ 1. Лоренцо Валла……………………….. 556
§ 2. Джордано Бруно………………………. 560
§ 3. Макиавелли…………………………. 565
§ 4. Лютер……………………………. 570
Глава II. XVII в…………………………….. 578
§ 1. Декарт……………………………. 578
§ 2. Спиноза…………………………… 583
§ 3. Гроций……………………………. 590
§ 4. Гоббс…………………………….. 595
§ 5. Локк………………………………603
Глава III. XVIII в…………………………….611
§ 1. Этический сентиментализм………………….611
§ 2. Мандевиль…………………………..628
§ 3. Дидро……………………………..631
§ 4. Гельвеций……………………………638
§ 5. Руссо………………………………645
Глава IV. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв……..651
§ 1. Кант………………………………651
§ 2. Гегель……………………………..659
§ 3. Фейербах……………………………667
Литература …………………………….672
Раздел седьмой. Европа: XIX-XX вв………………….663
Глава I. Антинормативный поворот в этике……………..673
§ 1. Шопенгауэр ………………………….673
§ 2. Маркс и марксистские традиции ………………680
§ 3. Ницше……………………………..687
Глава II. Основные этические учения…………………696
§ 1. Утилитаризм……………………………696
§ 2. Эволюционная этика……………………..703
§ 3. Прагматизм…………………………..710
§ 4. Фрейдизм……………………………716
§ 5. Феноменология………………………..723
§ 6. Экзистенциализм……………………….733
§ 7. Аналитическая этика и метаэтика………………742
Глава III. Современные дискуссии и тенденции…………..753
§ 1. Новые споры вокруг старых нормативных программ…..753
§ 2. Прикладная этика……………………….761
§ 3. Постмодернизм………………………..765
Литература …………………………….770
Раздел восьмой. Россия…………………………771
Введение ……………………………….. 771
Глава I. Нравоучение средневековой Руси (XI-XVII вв.)………775
§ 1. Нравоучение как вид христианского учительства……..775
§ 2. Этический «номинализм» нравоучительной литературы……….776
§ 3. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость,
юродство……………………………778
§ 4. Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская
нравственность…………………783
Глава II. Нравоучительная философия Просвещения (сер. XVIII — первая треть XIX
в.)…………………….786
§ 1. Секуляризация этической мысли …………….. 786
§ 2. Этическое образование. Место этики в системе нравоучительной
философии…………,………… 787
§ 3. Нравственное учение масонства……………… 789
§ 4. Эстетический морализм русских романтиков………. 792
Глава III. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки (вторая
половина XIX в.) . ………. 794
§ 1. Утилитарная переоценка морали: нигилистический и утопический морализм 60-х
годов………………. 794
§ 2. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества (П.Л. Лавров,
Н.К. Михайловский)…… 795
§ 3. Этическое «оправдание» христианства: этика «абсолютного добра» Ф.М.
Достоевского; этика «непротивления злому» Л.Н. Толстого……………………. 798
§ 4. Православно-христианское учение о нравственности: богословский
морализм……………………. 801
§ 5. «Научное» обоснование этического идеализма: этико-психологический синтез К.Д.
Кавелина ….. 806
§ 6. Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики…………………………..
808
§ 7. Метафизический поворот в этике (80-90-е годы)…….813
§ 8. Нравственная философия как система: этика «соборного добра» B.C.
Соловьева…………………… 822
§ 9. Этические итоги конца XIX в……………….. 827
Глава IV. Философская этика: от этической автономии к институциональной морали (XX
в.)…… 829
§ 1. Этический «ренессанс» начала века (1900-1922) ……. 831
§ 2. Основные направления этической мысли………… 839
§ 3. Пореволюционный этический идеализм в России (1918-1922)…………………………. 854
§ 4. Этический «раскол»: моральная идеология в Советской России и этика русского
зарубежья (сер. 20-х — кон. 50-х годов) ……………………………. 858
§ 5. Неортодоксальные этические учения в Советской России…………863
§ 6. Этика русского зарубежья: основные учения………. 867
§ 7. Советская этика. Общая характеристика (60-80-е годы)……..887
§ 8. Российская этика. Основные тенденции развития (90-е годы) …………………………. 892
Литература……………………………. 894
Приложение. Этика ненасилия…………………… 896— М.: Гардарики, 2003. — 911 с.

Один комментарий

  1. P.S. Полезно для всех — изучить историю Этической мировой мысли:
    http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2020/07/15/gusejnov-abdusalam-etika/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *