Освальд Шпенглер. «Закат Европы»

Не грех перечитать сегодня этот классический историософский труд.

Освальд Шпенглер (1880 — 1936) — знаменитый немецкий философ, историк, один из основоположников современной философии культуры, создатель циклической теории, публицист. «Закат Европы» — главный труд Шпенглера, сенсационный успех которого принес ему мировую известность. Обобщив богатейший археологический, этнографический и лингвистический материал, Шпенглер заставил своих читателей по-новому взглянуть на возможности традиционной исторической науки и определил место западноевропейской цивилизации в человеческой истории. В этой книге впервые была сделана попытка заглянуть в будущее европейской культуры. В свое время она стала настоящим культурологическим бестселлером, только за 20-е годы выдержала 32 издания и была переведена на многие языки. Настоящее издание снабжено обширной вступительной статьей и примечаниями. 
Подробнее:   https://www.labirint.ru/books/122454/

Освальд Шпенглер — Закат Европы.Том 1

Освальд Шпенглер. Закат Европы. Том 2. Всемирно-исторические перспективы — royallib.com

**************************************************

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (29 мая 1880, Бланкенбург, Гарц – 8 мая 1936, Мюнхен) – немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, представитель философии жизниИзучал естественные науки и математику в Мюнхене, Берлине и Галле; с 1908 по 1911 – преподаватель гимназии в Гамбурге; с 1911 жил в Мюнхене. В творчестве Шпенглера можно выделить влияние некоторых идей А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона, а также эстетического учения В.Воррингера. Сам Шпенглер не признавал за философией сколько-нибудь значительной роли в век «цивилизации». Более существенно влияние на него творчества Гёте. В первом и главном своем произведении – «Закат Европы» (1-й т. – 1918) Шпенглер выдвинул концепцию культуры, оказавшую большое влияние на общественную мысль 20 столетия. Опираясь на накопленный к тому времени археологией, этнографией, сравнительным языкознанием и др. науками обширный материал, Шпенглер стремится раздвинуть горизонты традиционной западной исторической науки, резко критикуя ее основные постулаты – европоцентризм, панлогизм, историзм «линейной» направленности – и пытаясь определить действительное место Западной Европы в исторической панораме других культур. Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, «магическая» (арабо-византийская), «аполлоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевропейская) культура и культура майи. Это культуры «завершенные», полностью исчерпавшие свои возможности (в дальнейшем Шпенглер собирался сделать предметом обсуждения будущую русско-сибирскую культуру). Их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты свидетельствует для Шпенглера не о едином процессе мировой истории, а о единстве проявлений жизни во Вселенной. Культура у Шпенглера – это сложившаяся в веках историко-культурная целостность, некое внутреннее единство мышления, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Анализ этого стилистического единства форм – основной способ рассмотрения Шпенглером истории. Движение истории, ее логика – это развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, упадок) предельно обобщенных культурно-исторических форм. Однако одновременно Шпенглер использует понятие «культура» и в ином плане: единая культура того же исторического целого (по Шпенглеру, ему отведено тысячелетие) до той границы, которая в пределах этого тысячелетия отделяет ее от «цивилизации» – позднего этапа развития, перерождения культуры, резкого надлома всех творческих сил и перехода к переработке уже использованного историей материала. Цивилизация – это симптом и выражение отмирания целого как организма, затухания одушевлявшей его культуры. Здесь можно выделить главную философскую формулу учения Шпенглера: взаимодействие многовековой, убывающей исторической культуры с технобюрократической цивилизацией, предельно обострившийся конфликт между ними; исход его Шпенглер видит трагическим для культуры. Культурология Шпенглера строится на идее предопределенности близкой гибели Запада. Глубоко переживая это, Шпенглер вместе с тем демонстрирует весьма двусмысленную позицию, приветствуя такие, напр., разрушительные факторы «цивилизации», как переизбыток техники, гиперурбанизм, война.

В работе «Человек и техника» (Der Mensch und die Technik, 1932) антиномия «культура–цивилизация» сменяется упрощенно-монистическим представлением о всемирной культуре как всецело «искусственной», «противоестественной». Исключением Шпенглер считает лишь триумф научных открытий, порожденных техническим гением Запада. Техника, по Шпенглеру, – «тактика жизни». Он утверждает трансцендентный характер целей технической деятельности как не содержащей в себе ничего прагматического, ее символическую, «душевно-духовную» необходимость, видя в этом самозабвенное и самоубийственное подвижничество западного человека.

В работах 1930-х гг. происходит изменение политических взглядов Шпенглера: он верит в историческую миссию Германии – привести через диктатуру и авторитет сильной власти к новому объединению цивилизационной эпохи на основе мощной организации и техники. Идеи Шпенглера, высказанные им в работе «Пруссачество и социализм», (Preussentum und Sozialismus, 1922), нацисты в 1930-е гг. восприняли как соответствующие их идеологии. Однако философ отклонил в 1933 предложение национал-социалистов о сотрудничестве, что привело к его опале.

Связав характер наук с общим культурно-историческим контекстом, со всей системой представлений эпохи, Шпенглер смог оценить значение открытий естественных наук, особенно физики, для понимания общей картины мира, как она складывалась в 1920–30-х гг. Он прогнозировал многие тенденции современной науки – напр., возрастающее методологическое единство и сращение отдельных дисциплин, насыщенность научного языка символикой и т.д. Ряд его идей оказались созвучными положениям, выдвинутым в 1960–70-е гг. исторической школой в науковедении (Т.Кун, П.Фейерабенд, К.Хюбнер).

Шпенглер первый поставил вопрос о месте и роли техники в истории, об универсальном характере ее воздействия на природу и общество, об ее автономности. Различные стороны его учения были восприняты многими философами 20 в., в т.ч. М.Хайдеггером, X.Шельски, X.Ортегой-и-Гассетом, X.Сколимовски и др.

Сочинения:

1.  Fragmente aus dem Nachlass. Münch., 1965;

2.  в рус. пер.: Закат Европы, т. 1. М., 1993; т. 2. М., 1998;

3.  Пруссачество и социализм. Пг., 1922;

4.  Человек и техника. – В кн.: Культурология. XX век. Антология. М., 1995, с. 454–494.

Литература:

1.  Лазарев В.Н. Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство. М., 1922;

2.  Бердяев Η.Α., Букшпан Я.М., Степун Φ.Α., Франк С.Л. Освальд Шпенглер и Закат Европы. М., 1922;

3.  Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930, с. 38–63;

4.  Аверинцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера. – «Вопросы литературы», 1968, № 1;

5.  Тавризян Г.М. О.Шпенглер. Й.Хейзинга. Две концепции кризиса культуры. М., 1989;

6.  Schroter Μ. Der Streit um Spengler. Kritik seiner Kritiker. Münch., 1922;

7.  Spengler-Studien. Festgabe für M.Schroter zum 85. Geburtstag, hrsg. von Α.Μ.Koktanek. Münch., 1965;

8.  Koktanek A.M. Oswald Spengler in seiner Zeit. Münch., 1968.

Г.М.Тавризян 

Источник: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH4b339ed17a317c0a5fb64b (Электронная биб-ка ИФ РАН, Новая Философская энциклопедия)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *