К.Г. ЮНГ: жизнь и творчество. «Архетипы и коллективное бессознательное»

Карл Густав Юнг

Карл Юнг – прославленный швейцарский психиатр, педагог. Стоял у истоков зарождения глубинной психологии, так называемой аналитической психологии. Близкий соратник Зигмунда Фрейда.

История человечества знает немало примеров существования людей, непохожих на всех остальных. Они нарушали правила, не прислушивались к общественному мнению и выдвигали собственные правила и теории, объяснить которые с точки зрения логики не представлялось возможным. От таких людей старались держаться подальше, считая их нее от мира сего. Но как быть в том случае, когда эти теории – необычные, странные и порой мистические, выдвигает ученый-психиатр, имя которого уже известно во всем мире. Карл Юнг – известный психиатр, создатель собственного метода работы со своими пациентами, аналитической психологии. Он первый ввел термины «коллективное бессознательное», «экстраверсия» и «интроверсия». Эти понятия легли в основу разработки психологических типов людей.

ДЕТСТВО
Родился Карл Густав Юнг 26 июля 1875 года в коммуне Кесвиль (восточная Швейцария) в семье пастора реформистской церкви Иоганна Юнга и его жены, выходца из богатой семьи Эмили Юнг. Прадед и дед мальчика по отцовской линии — врачи . Он был единственным сыном своих родителей. Когда Карлу исполнилось всего полгода, отец получил место в более престижном приходе – Лауффене. Мать не работала, всецело занималась сыном, хотя и отличалась большими странностями. Она вела замкнутый образ жизни, практически не выходила со своей спальни, у нее часто случались истерические припадки. Карл часто наблюдал их в детские годы. Днем с мамой все было нормально, а вот по ночам она превращалась в странную и загадочную особу, утверждавшую, что общается с духами. Юнг однажды рассказал, что в одну из ночей видел странную фигуру, выходящую из материнской спальни, она имела неясные очертания и слегка светилась. Но самое невероятное то, что ее голова как будто плыла отдельно от тела, просто парила в воздухе. Мальчик рос нелюдимым, причиной тому могло стать неадекватное поведение его матери и напряженные отношения с отцом.

Карл Юнг в детстве
Однажды, десятилетним мальчиком, Юнг нашел на улице деревянный брусок и вырезал из него фигуру человечка размером в 6 см. Положил его в пенал и спрятал на чердаке. В моменты, когда обстановка в семье накалялась из-за раздражительности главы семейства или очередного припадка матери, Карл, находясь в отчаянии, прятался на чердаке, доставал своего друга и вел с ним долгие беседы. Иногда Густав писал записки своему другу на маленьких клочках бумаги, используя свой собственный секретный язык. Позже мальчик понял, что с помощью этих ритуалов он чувствует себя в безопасности, и его внутренний мир наполняется новыми красками. Впоследствии странности своего поведения он опишет в своих очерках, обозначив его как психологию бессознательного.

Юнг начал обучение в гимназии только в одиннадцать лет. Нужно отметить, что его не интересовали ни школьные предметы, ни какой-либо из видов творчества. Преподаватели удивлялись его безынициативности, констатировали тот факт, что мальчик не обладает абсолютно никакими талантами. А в это время по возвращению домой Густав не мог оторваться от книги и проводил время за рисованием старинных замков. Он не мог обзавестись друзьями и показать результаты в учебе из-за того, что чувствовал раздвоение своей личности. Впоследствии, в одной из своих книг, под названием «Красная книга», он расскажет, что с детских лет понимал, что у него «два Я», две личности. Одна представляла собой современного швейцарского гражданина, вторая была человеком из 18-го века. Личность №1 – это типичный ученик нынешнего века, личность №2 – гордый, авторитетный и влиятельный человек из прошлого.

Карл Юнг в юности
К шестнадцати годам состояние одиночества постепенно оставило Карла. Молодой человек уже не страдал от приступов депрессии, увлекся философией. Его интересовали определенные темы, и Юнг находил ответы на свои вопросы в произведениях Гераклита, Платона, Пифагора, Шопенгауэра. В 1893-м Карл Юнг стал студентом Базельского университета, он выбрал факультет естественных наук. Кроме того, что юноша читал литературу, обязательную по программе обучения, он тщательнейшим образом изучал работы философов-мистиков – Эшенмайера и Сведенборга.

Прочитанное произвело неизгладимое впечатление на Юнга, он даже несколько раз участвовал в спиритических сеансах. Увлечение конечно, странное, но именно благодаря ему появилась диссертация по медицине, получившая название «О психологии патологии так называемых оккультных феноменов». Спустя годы Карл столкнется с необходимостью правильного оформления комментариев к древним текстам – «Секрет Золотого Цветка», «И-цзин», «Тибетская книга мертвых», и он снова начнет изучать тему духовного мира.

В те годы Юнг испытывал материальные затруднения. После того, как умер отец, у семьи практически не осталось средств. Карлу приходилось днем учиться, а по вечерам давать частные уроки. Так ему удавалось заработать на скромную жизнь и оплатить себе дальнейшее обучение. В 1895 году Карл начал изучать медицину в Базельском университете. После получения университетского диплома, Юнг случайно наткнулся на книгу под названием «Учебник психиатрии», автором которой был Рихард фон Крафт-Эбинг. Он не собирался заниматься изучением психиатрии, которую тогда все считали не престижной. Но после ознакомления с содержанием, очень воодушевился, особенно, когда понял, что психосоциальные заболевания представляют собой ни что иное, как болезнь личности. Эта книга сыграла важнейшую роль в дальнейшей биографии будущего известного психиатра.

ПСИХОЛОГИЯ
В 1900-м году Юнг поселился в Цюрихе и устроился на работу к известному в те годы доктору-психиатру Юджину Блейлеру в больницу для душевнобольных, распложенную в пригороде Цюриха — Бургхольцли. Его взяли в качестве ассистента. Чтобы быть ближе к рабочему месту, Карл жил на территории больницы. Спустя некоторое время молодой ассистент уже опубликовал свои первые работы и статьи, в которых рассказывал о применении в лечении больных теста словесных ассоциаций, автором которого был он сам.

Карл Юнг и Зигмунд Фрейд
Спустя семь лет, в 1907-м, Карл опубликовал первую в своей биографии крупномасштабную работу под названием «Психология раннего слабоумия». Перед публикацией Юнг отправил свой труд уже известному на то время Зигмунду Фрейду. Научное развитие молодого ученого получило новый толчок после встречи с Фрейдом. В феврале 1907-го состоялось личное знакомство Юнга и Фрейда в Вене. Этому предшествовала непродолжительная переписка. К тому времени Карла уже знали, как автора опытов словесных ассоциаций, так и открывателя чувственных комплексов.

В 1909-м Фрейд и Юнг побывали в США, где молодой специалист выступил с курсом лекций. Благодаря международной известности, и частной практике, обеспечивавшей его материально, Юнг уходит с бургхольцльской клиники, где он уже успел «дорасти» до места клинического директора. В 1910-м Юнг возвращается на родину, и тщательно исследует легенды, мифы, сказки и их взаимодействие с миром психопатологии.

Структура бессознательного Юнга
В те же годы появляются статьи, в которых четко прослеживается идеологическая независимость Юнга от его старшего товарища Фрейда. Они разошлись во мнении о природе бессознательного. Общение между двумя гениями психиатрии полностью прекратилось  в 1913 году. После столь драматичного расставания Карл публикует две своих работы – «Красная книга» и «Символы трансформации».

Карл Юнг за работой в кабинете
В 20-х годах прошлого века Карл Юнг длительное время находился в Северной Америке и Африке. Он путешествовал, много писал, и эти заметки впоследствии использовал в своей автобиографии под названием «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930 году Карлу Юнгу пожаловали титул – почетный президент Психотерапевтического общества Германии. Вслед за этим вышла его новая книга «Проблемы души нашего времени». В 1932 году городской совет Цюриха присудил Юнгу премию в области литературы. К ней был приложен чек на сумму восемь тысяч франков.

В 1933-1942-м годах Карл преподавал в Цюрихе, в 1944 году стал преподавателем в Базеле. Начиная с 1933 года и вплоть до 1939-го, Юнг выпускал «Журнал по психотерапии и смежным областям», на страницах которого оказывал поддержку внутренней политике Нацистской партии Германии по вопросу очищения нации. Каждую свою публикацию ученый начинал с выдержек труда Гитлера «Mein Kampf». Самыми заметными статьями того периода стали «Психология и религия», «Отношения меду Я и бессознательным», «Образы бессознательного», «Психология и воспитание», «Об истоках сознания», «Символика духа».

В ФЕВРАЛЕ 1944-ГО КАРЛ ОТПРАВИЛСЯ НА ЭКСКУРСИЮ, И УМУДРИЛСЯ СЛОМАТЬ СЕБЕ НОГУ. ЕГО ГОСПИТАЛИЗИРОВАЛИ, И В ЭТО ВРЕМЯ С НИМ СЛУЧИЛСЯ СЕРДЕЧНЫЙ ПРИСТУП, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ОН ЧУТЬ НЕ УМЕР. ЕГО ЖИЗНЬ ВИСЕЛА НА ВОЛОСКЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ НЕДЕЛЬ. ЭТОТ ПЕРИОД ОН ОЧЕНЬ ПОДРОБНО ОПИСАЛ В СВОЕЙ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ КНИГЕ, ОСОБЕННОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛИЛ ВИДЕНИЯМ, ПОСЕЩАВШИМ ЕГО.

В ноябре 1955-го ученый похоронил свою горячо любимую жену Эмму, с которой прожил в браке 52 года. Утрата близкого человека полностью опустошила Карла. Он пытался гнать от себя горестные мысли, уходил в работу с головой. В то время он как раз дописывал свою автобиографию, которую под его диктовку записывал секретарь.

Психиатр Карл Юнг
Ученый получал горы писем, ему писали со всего мира, и Юнг просто не в силах был ответить всем. Иногда он просто откладывал эти послания за полки с книгами, чтобы когда-нибудь на них ответить.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Свою первую и единственную на всю жизнь  супругу Эмму Раушенбах Карл встретил в годы студенчества. На тот момент он был 21-летним юношей, она скромной, милой 15-летней девочкой с красивой косой. Юнг влюбился сразу, бракосочетание молодых людей состоялось 14 февраля 1903-го.

Карл Юнг и Эмма Раушенбах
Предками девушки были швейцарско-немецкие богатые промышленники. Благодаря финансовому благосостоянию Эммы, Юнг мог не думать о добывании хлеба насущного, и вплотную занялся научными исследованиями в сфере психологии и психиатрии. Эмма искренне интересовалась работой супруга, оказывала ему всяческую поддержку. В этом браке у Юнга роилось четыре дочери и сын – Агата, Грет, Марианна, Элен и Франц.

Карл Юнг с семьей
Однако семейные узы и наличие детей не останавливали Карла от романтических отношений на стороне. В августе 1904-го в клинику, где трудился Юнг, привезли 18-летнюю Сабину Шпильрейн. История их отношений получила особую огласку из-за того, что их отношения складывались, основываясь на явлении эротического переноса, это когда пациент увлекается своим доктором, или ученик – учителем. Девушка обладала острым умом и научным складом мышления, что не мог не отметить ученый, а Сабина просто влюбилась в доктора, так поразительно тонко чувствующего этот мир. Отношения между доктором и его пациенткой закончились после ее выписки из больницы.

Карл Юнг и Сабина Шпильрейн
В 1909-м в личной жизни Карла Юнга появилась девушка по имени Тони Вольф. На тот момент ей исполнился 21 год, она пришла к известному доктору лечиться. После того, как Тони выздоровела, она заняла место официальной помощницы доктора и его любовницы. В сентябре 1911-го Вольф отправилась вместе с Юнгами в Веймар, куда известного психиатра пригласили участвовать в конгрессе международного психоаналитического сообщества. Эмма прекрасно знала об этом романе, но очень любила мужа, поэтому не решилась на развод.

Карл Юнг и Тони Вольф
Тони была единственной помощницей психиатра. Целых сорок лет их связывала не только общая постель, но и научная деятельность. Их сотрудничество впоследствии вылилось в книгу, которую психоаналитик назвал «Метаморфозы и символы либидо».

СМЕРТЬ
В один из прекрасных майских дней 1961-го Карл Юнг собрался прогуляться. Во время этой прогулки его и настиг инфаркт, в результате которого сосуды головного мозга закупорились, и частично парализовало конечности. Две недели психиатр балансировал межу жизнью и смертью. Потом сиделка, которую наняли присматривать за больным, вспоминала, что за день до своей смерти Юнгу  приснился сон. После пробуждения он, улыбаясь, сказал, что больше ему нечего бояться.

Могила Карла Юнга
Сердце Карла Юнга, ученого с мировым именем, остановилось 6 июня 1961 года. Смерть наступила в его собственном доме, в деревне Кюснахт. Последним приютом известного психотерапевта стало местное кладбище протестантской церкви. На его могиле стоит прямоугольное надгробие, на котором высечены не только инициалы самого Юнга, но и имя его супруги Эммы, и имена родителей.

РАБОТЫ
Психологические типы
Архетип и символ
Душа и миф: шесть архетипов
Либидо, его метаморфозы и символы
Йога и запад: Сборник
Божественный ребенок
Воспоминания, сновидения, размышления
Психология и алхимия
Психология бессознательного
Проблемы души нашего времени
ЭОН Исследование о символике самости
Человек и его символы
Красная книга
Ссылки
Страница в Википедии

Источник: https://biographe.ru/uchenie/karl-yung

Обожаю Мастера, Посвященного, Поклон! 

**************************************************

C. G. Jung

DIE ARCHETYPEN UND DAS KOLLEKTIVE UNBEWUSSTEN —

Archetypes and the Collective Unconscious (Collected Works, Volume 9.1)

Перевод с немецкого А. Чечиной

Печатается при содействии литературного агентства Paul & Peter Fritz Agency.

© Walter Verlag AG, Olten, 1971

© Foundation of the Works of C. G. Jung, Zürich, 2007

© Перевод. А. Чечина, 2018

Школа перевода В. Баканова, 2019

© Издание на русском языке AST Publishers, 2020

Описание книги

Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психолог, психотерапевт, философ, социолог и культуролог – один из выдающихся ученых ХХ столетия, ученик Зигмунда Фрейда, основоположник аналитической психологии и психотерапии, основатель и президент Швейцарского общества практической психологии.

Предлагаемый том представляет собой наиболее полное собрание лекций, статей и очерков Юнга об архетипах и коллективном бессознательном. Наряду с такими известными работами, как «Концепция коллективного бессознательного» и «Психологические аспекты архетипа матери», в издание включены лекции «О возрождении» и «О психологии образа трикстера», статьи «Психологические аспекты Коры», «Феноменология духа в сказках», «Сознательное, бессознательное и индивидуация» и другие. Кроме того, сборник содержит богатый иллюстративный материал с изображением мандал, на примере которых знаменитый психоаналитик рассматривает эмпирику процесса индивидуации.

80081370.a4

Юнг Карл — Концепция коллективного бессознательного

Юнг Карл. Концепция коллективного бессознательного — royallib.com.doc

 

Карл Густав Юнг.
Концепция коллективного бессознательного

Вероятно, ни одна из моих эмпирических концепций не сталкивалась с таким
глубоким непониманием, как идея коллективного бессознательного. Ниже я
попытаюсь дать: (1) определение этой концепции, (2) описание ее значения
для психологии, (3) объяснение метода доказательства и (4) пример.
1. Определение
Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которую в
терминах отрицания можно отличить от личностного бессознательного по тому
факту, что первое не обязано своим существованием, в отличие от последнего,
личному опыту и, следовательно, не является индивидуальным приобретением.
Если личностное бессознательное состоит в основном из элементов, которые
одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате
забывания или подавления, то элементы коллективного бессознательного
никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались
индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно
наследственности. Личностное бессознательное состоит главным образом из
комплексов, тогда как содержание коллективного бессознательного составляют
в основном архетипы.
Понятие архетипа, которое является неотъемлемым коррелятом идеи
коллективного бессознательного, указывает на существование определенных
форм психики, которые, как видится, присутствуют всегда и везде. В
мифологических исследованиях их называют «мотивами»; в психологии
первобытных людей они соответствуют концепции Леви-Брюля о «коллективных
представлениях», а в области сравнительной религии они были определены
Губертом и Мауссом как «категории воображения». Адольф Бастиан давно уже
называл их «элементарными» или «первичными мыслями».
Приведенные ссылки призваны продемонстрировать, что моя идея об архетипе
(буквальное значение — предсуществующая форма) не стоит особняком, а
является чем-то признанным и встречающимся в других областях знания.
Итак, мой тезис заключается в следующем: помимо нашего непосредственного
сознания, которое носит целиком личностный характер и которое мы считаем
единственной эмпирической психикой (даже если рассматривать личностное
бессознательное как приложение), существует вторая психическая система
коллективного, универсального и безличного характера, идентичная у всех
индивидов. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, а
наследуется. Оно состоит из предсуществующих форм — архетипов, которые
могут стать лишь вторично осознанными и которые задают форму элементов
психического содержимого.
2. Психологическое значение коллективного бессознательного
Медицинская психология, выросшая из профессиональной врачебной практики,
настаивает на личностном характере психики. Здесь я имею в виду воззрения
Фрейда и Адлера. Это психология личности и ее этиологические или причинные
факторы рассматриваются почти полностью как личностные по своей природе.
Тем не менее, даже эта психология основана на определенных всеобщих
биологических факторах, например, половом инстинкте или потребности в
самоутверждении, которые ни в коей мере не являются чисто индивидуальными
особенностями. Она вынуждена делать это, потому что претендует на роль
науки, объясняющей явления.
Страница 1
Юнг Карл Густав Концепция коллективного бессознательного filosoff.org
Ни одно из этих представлений не отрицает существования априорных
инстинктов, общих для человека и животных, или что они оказывают важное
влияние на психологию личности. Однако инстинкты являются безличностными,
повсеместно распространенными факторами динамического или мотивационного
характера, которые настолько часто не воспринимаются сознанием вовсе, что
перед современной психотерапией стоит задача помочь пациенту в их
осознании.
Более того, инстинкты по своей природе являются не расплывчатыми и
неопределенными, а особым образом оформившимися мотивационными силами,
которые преследуют свои собственные цели задолго до какого-либо осознания,
а затем независимо от степени осознания. Следовательно, они образуют очень
близкий аналог архетипам — настолько близкий, что дают весомые основания
предположить, что архетипы суть неосознанные образы самих инстинктов или,
другими словами, что они являются моделями инстинктивного поведения.
Таким образом, гипотеза коллективного бессознательного является не более
смелой, чем допущение существования инстинктов. Обычно люди готовы
допустить, что человеческая деятельность весьма подвержена влиянию
инстинктов совершенно независимо от рациональных мотиваций сознающего
разума.
Если же предположить, что наше воображение, восприятие и мышление в равной
мере подвержены влиянию врожденных и универсально существующих элементов,
то при вдумчивом рассмотрении, я полагаю, в этом предположении можно
усмотреть не более мистицизма, чем в теории инстинктов. Хотя мою концепцию
не раз упрекали в мистицизме, я должен еще раз подчеркнуть, что концепция
коллективного бессознательного является не умозрительной, не философской, а
чисто эмпирической. Сущность данного вопроса проста — существуют или не
существуют подобные бессознательные универсальные формы? Если они
существуют, тогда имеется область психики, которую можно назвать
коллективным бессознательным.
Правда, определить коллективное бессознательное не всегда просто.
Недостаточно указать на зачастую очевидный архетипический характер
проявлений бессознательного, ибо они могут быть обязаны своим
возникновением обретениям языка и образования. При этом должна быть
исключена криптомнезия, что в некоторых случаях почти невозможно.
Несмотря на все эти трудности, имеется немало примеров, иллюстрирующих
аутохтонное возрождение мифологических мотивов, что выводит данную проблему
за рамки рациональных сомнений. Но если бессознательное существует, то
психология обязана принимать его в расчет и подвергать более острой критике
этиологические теории, целиком опирающиеся на личность.
Мою мысль лучше всего пояснить на конкретном примере. Читатель, наверное,
знаком с анализом Фрейда картины Леонардо да Винчи «Святая Анна с Девой
Марией и Христом». Фрейд интерпретирует эту знаменитую картину исходя из
того факта, что у самого Леонардо было две матери. Причинная связь в данном
случае имеет личный характер. Мы не будем останавливаться на том факте, что
картина эта далеко не уникальна, да и Святая Анна приходилась Христу
бабушкой, а не матерью, чего требует фрейдовская трактовка.
Отметим лишь, что очевидно личностный фактор здесь переплетается с
безличностным мотивом, хорошо известным и в других областях. Речь идет о
мотиве двойной матери — архетипе, встречающемся во многих вариантах в
мифологии и религии, и составляющего основу многих «коллективных
представлений». Необходимо остановиться и на мотиве двойного происхождения,
то есть происхождения от человеческих и божественных родителей, как в
случае с Гераклом, обретшим бессмертие благодаря усыновлению Герой. То, что
было мифом в Древней Греции стало, в сущности, ритуалом в Древнем Египте:
по своему происхождению фараон был и человеком, и божеством. На стенах
Страница 2
Юнг Карл Густав Концепция коллективного бессознательного filosoff.org
родильных палат храмов египетских фараонов сохранились фрески тех времен,
изображающие святое зачатие и рождение. Из них следует, что фараон рождался
дважды.
Именно эта идея лежит в основе всех таинств рождения, включая и
христианство. Сам Христос является «дважды рожденным»: через крещение в
Иордане он был воскрешен и вновь рожден из «воды и духа». Вот почему в
католической литургии купель символизирует «лоно церкви», и именно так она
именуется по сей день в современном католическом воспевании «Благословении
купели», которое мы слышим в святую субботу перед Пасхой. Более того,
согласно раннехристианским и гностическим представлениям, дух, явившийся в
виде голубя, толковался как София-Сапиенция — Мудрость и мать Христова.
Благодаря этому мотиву двойного рождения у детей есть теперь крестные отцы
и матери, вместо добрых или злых фей, которые при рождении магически
признавали их «своими» с помощью благословений или проклятий.
Идея о втором рождении встречается повсюду и в любые времена. При
зарождении медицины она была магическим средством исцеления; в крупнейших
религиях — основным мистическим опытом; основополагающей идеей
средневековой оккультной философии. Наконец, она появляется в форме детских
фантазий у многих детей, считающих, что их родители — не настоящие, а
приемные. Бенвенуто Челлини рассказывает в своей биографии, что в детстве
думал точно так же.
В настоящее время не может быть и речи о том, что люди, которые верят в
двойное происхождение, на самом деле всегда имеют двух матерей, или,
напротив, что люди, разделившие судьбу Леонардо да Винчи, заразили
человечество своим комплексом. Скорее мы согласимся с предположением, что
повсеместное явление мотива двойного рождения наряду с фантазиями о двух
матерях, отвечает насущной человеческой потребности, которая и отражается в
этих мотивах.
Если Леонардо да Винчи действительно изобразил на картине своих двух
матерей в образах Святой Анны и Марии, что вызывает у меня большие
сомнения, то он, в таком случае, изображал лишь нечто, во что верили
миллионы людей до и после него.
Символ грифа, также рассмотренный Фрейдом в упомянутой работе, добавляет
правдоподобия этой точке зрения. В одном из объяснений Фрейд ссылается на
источник символа — книгу Гораполло «Иероглифика», которая была широко
распространена во времена Леонардо. В ней сообщалось, что грифы бывают
только женского рода и символизируют материнское начало. Зачинают они от
ветра (пневмы) — это слово приобрело значение «духа» главным образом под
воздействием христианства. Даже во времена описания чуда в день Святой
Троицы слово «пневма» все еще имело двойное значение — ветра и духа.
С моей точки зрения, этот факт прямым образом подводит нас к мысли о Марии,
бывшей девственной по природе и зачавшей от пневмы, подобно грифу. Более
того, согласно Гораполло, гриф также символизирует Афину, выпрыгнувшую
прямо из головы Зевса без мучительных родов. Она была девственна и знала
лишь духовное материнство. Все это — иносказание о Марии и мотиве
воскресения. Нет и намека на то, что Леонардо хотел выразить своей картиной
нечто иное. Если и предположить, что он отождествлял себя с
Христом-ребенком, то, скорее всего, он выражал мифологический мотив двойной
матери, но не свою личную ситуацию. А взять многих других художников,
которых вдохновляла эта же тема? Очевидно, далеко не у каждого из них было
две матери.
Давайте рассмотрим случай Леонардо с точки зрения невроза и допустим, что
пациент с материнским комплексом страдает от заблуждения, что причина его
невроза заключается в том, что он действительно имел двух матерей. С
частной точки зрения можно было бы признать, что он прав, и, тем не менее,
это совершенно не так. Ибо в действительности причиной его невроза была бы
реактивация архетипа двойной матери, причем независимо от того, имел ли он
Страница 3
Юнг Карл Густав Концепция коллективного бессознательного filosoff.org
одну мать или две. Ведь, как мы уже увидели, этот архетип действует
индивидуально и в историческом плане не имеет какой-либо связи с редкими
случаями двойного материнства.
Удовлетвориться таким простым и чисто личным объяснением было бы в данном
случае весьма заманчиво, однако, эта гипотеза является не только неточной,
но и абсолютно неверной. Конечно, врачу, имеющему только медицинскую
подготовку и первый раз слышащему о мотиве двойной матери, трудно понять,
как этот мотив мог обладать настолько большой силой, чтобы вызвать эффект
травматического состояния. Если рассмотреть огромные силы, скрытые в
мифологической и религиозной сфере человека, этиологическое значение
архетипа покажется менее фантастическим. Во многих случаях невроза причина
расстройства заключается в недостатке взаимодействия этих движущих сил в
психической жизни пациента.
Тем не менее, личностная психология, сводящая все только к личностным
проблемам, лучше всего использует свои наработки для отрицания
существования архетипических мотивов, и даже пытается их уничтожить
посредством личностного психоанализа. Я рассматриваю это как довольно
опасную тенденцию, которую невозможно оправдать с медицинской точки зрения.
Сегодня намного лучше, чем двадцать лет назад, видна природа
задействованных сил. Мы являемся свидетелями того, как целая нация
возрождает старинную символику, древние религиозные ритуалы, и того, как
эти массовые настроения катастрофическим образом влияют на жизнь отдельно
взятой личности, «революционизируя» ее (Имеется в виду, конечно,
гитлеровская Германия. — Авт.). И сегодня человек прошлого жив в нас в
такой степени, какая нам и не снилась до войны; ведь, в конечном счете, в
чем заключается судьба великих народов, как не в суммарном результате
индивидуальных психических перемен?
Когда невроз является лишь частной проблемой, корни которой упираются
исключительно в индивидуальные причины, архетипы в данном случае не играют
никакой роли. Но если проблема заключается во всеобщей несовместимости или
других опасных обстоятельствах, ведущих к появлению невроза у
сравнительного большого числа индивидов, возникает предположение о действии
архетипических созвездий.
Поскольку в большинстве своем неврозы являются не просто предметом личной
озабоченности, а социальным феноменом, приходится допустить, что и в данном
случае действуют созвездия архетипов. Активизируется соответствующий
ситуации архетип, и наружу вырываются скрытые в нем разрушительные и
опасные силы, что порой ведет к непредсказуемым последствиям.
Люди, ставшие жертвой воздействия архетипа, способны на любое безумие. Если
бы тридцать лет назад кто-нибудь осмелился предсказать, что наше
психологическое развитие направлено к возрождению средневековых
преследований евреев, что Европа вновь содрогнется перед римскими фасциями
и поступью легионов, что люди вновь будут отдавать честь по римскому
обычаю, как два тысячелетия тому назад, и что архаическая свастика вместо
христианского креста будет увлекать вперед миллионы воинов, готовых на
смерть, — такой человек был бы освистан как несостоявшийся мистик.
Что же происходит сегодня? Как это ни удивительно, но весь этот абсурд
является страшной действительностью. Частная жизнь, частная этиология и
сугубо индивидуальный невроз превратились почти в фикцию в современном
мире. Человек прошлого, живший в мире архаических «коллективных
представлений», возродился вновь в самой видимой и болезненной реальности,
причем произошло это вовсе не среди кучки неуравновешенных индивидов, а
среди миллионов людей.
Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни.
Бесконечное повторение запечатлело эти опыты в нашей психической системе не
в форме образов, наполненных содержанием, а вначале лишь в формах без
содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия
Страница 4
Юнг Карл Густав Концепция коллективного бессознательного filosoff.org
и действия.
При возникновении ситуации, соответствующей данному архетипу, он
активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное
влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит
к конфликту патологических размеров, то есть к неврозу.
3. Метод доказательства
Теперь мы вернемся к вопросу о том, как можно доказать существование
архетипов. Поскольку архетипы имеют тенденцию создавать определенные
психические формы, мы должны рассмотреть, каким образом и где можно
получить данные демонстрирующие эти формы. Основным источником такой
информации являются сновидения, которые обладают тем преимуществом, что,
будучи непроизвольными, спонтанными творениями бессознательной психики,
представляют, следовательно, явления природы в чистом виде, не
фальсифицированные с какой-либо сознательной целью.
Задавая вопросы пациенту, можно установить, какой из мотивов, появляющихся
в сновидений, известен ему. Из тех мотивов, которые не известны ему, мы
должны, естественно, исключить те, что могли быть ему известны; например,
возвращаясь к упомянутому случаю Леонардо — символ грифа. Нам не известно
точно, заимствовал ли Леонардо этот символ у Гораполло, хотя это было
вполне возможно для образованного человека того времени — в те дни
художники отличались широкими знаниями гуманитарных наук Отсюда, несмотря
на то, что мотив этой птицы является самым что ни на есть типичным
архетипом, его существование в фантазии Леонардо еще ничего не доказывает В
этой связи необходимо найти такие мотивы, которые никак не могли быть
известны сновидящему и, тем не менее, действуют в его сновидении таким
образом, что совпадают с действием архетипа, известного из исторических
источников.
Другим источником необходимого нам материала может служить «активное
воображение», под которым я подразумеваю последовательность фантазий,
вызванных намеренной концентрацией. Я установил, что наличие
нереализованных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность
сновидений, при осознании фантазий, сновидения меняют свой характер,
становятся слабее и появляются реже.
Из этого я сделал вывод, что сновидения часто содержат фантазии, которые
стремятся стать осознанными. Источниками сновидений часто являются
подавленные инстинкты, которые имеют естественную тенденцию оказывать
влияние на сознающий разум. В таких случаях пациенту просто дается задание
обдумать любой фрагмент фантазии, который кажется значимым для него — может
быть, случайную идею или нечто осознанное во время сна — до тех пор, пока
ее контекст, иными словами, ассоциативный материал, в котором воплощен
фрагмент, не станет видимым. Это не относится к методу «свободных
ассоциаций», рекомендованному Фрейдом для анализа сновидений, а является
методом разработки фантазии путем наблюдения за последующим развитием
фантазии, которое дополняет фрагмент сна естественным путем.
Я не планирую вступать в дискуссию о технике этого метода в этой статье.
Достаточно сказать, что получающаяся в итоге последовательность фантазий
открывает бессознательное и раскрепощает материал, богатый архетипическими
образами и ассоциациями. Очевидно, что этот метод может быть использован
лишь в тщательно отобранных случаях. Он не совсем безопасен, так как может
увести пациента слишком далеко от реальности. Поэтому вполне уместным будет
предупредить о нежелательных последствиях при его необдуманном применении.
Наконец, очень интересные источники архетипических материалов могут быть
обнаружены в заблуждениях параноиков, фантазиях, наблюдаемых в состоянии
транса и сновидениях раннего детства: с трех до пяти лет.
Страница 5
Юнг Карл Густав Концепция коллективного бессознательного filosoff.org
Такой материал имеется в избытке, но он не будет иметь ценности, если
исследователь не сможет найти убедительные мифологические параллели.
Естественно, что недостаточно просто увязать сновидение о змее с
соответствующим мифологическим примером, так как никто не может
гарантировать, что функциональное значение змеи в сновидении является тем
же, что и в мифе. Для того, чтобы провести обоснованную параллель,
необходимо определить функциональный смысл индивидуального символа, а затем
выяснить, имеет ли внешне параллельный мифологический символ одинаковый
контекст и, следовательно, одинаковое функциональное значение. Установление
таких фактов требует длительных и трудоемких исследований, кроме того, их
демонстрация является неблагодарным занятием.
Чтобы символы не были оторваны от их контекста, необходимо дать
исчерпывающие описания как личностного, так и символического характера, что
практически невозможно в рамках лекции. Я неоднократно пытался делать это,
рискуя усыпить половину своей аудитории.
4. Пример
Пациент, мужчина тридцати с чем-то лет, страдал от параноидной формы
шизофрении. Заболел он, когда ему было двадцать с небольшим. В нем всегда
странным образом перемешивались интеллект, упрямство и фантастические идеи.
Работал он обычным клерком при консульстве. В качестве очевидной
компенсации за его весьма скромный образ жизни у него развилась
мегаломания: он считал себя Спасителем. Зачастую его беспокоили
галлюцинации, приводя иногда к серьезным расстройствам. В периоды затишья
ему позволялось самостоятельно прогуливаться по коридору больницы. Однажды
я увидел его там, глазеющим, мигая, на солнце из окна и при этом
совершающим странные движения головой. Он взял меня за руку и сказал, что
хочет показать мне кое-что. Он пояснил, что я должен посмотреть на солнце,
полуприкрыв глаза, и тогда я увижу солнечный фаллос. При этом, если качать
головой из стороны в сторону, солнечный фаллос также будет покачиваться,
порождая ветер.
Это наблюдение датировано в моих записях 1906 годом. А в 1910 году, когда я
был погружен в исследование мифологии, мне попалась книга Дитриха,
составляющая часть так называемого магического папируса и задуманная
автором как литургия культа Митры (Albrecht Dieterich, Eine
Mithrasllturgic. London, 1903.). В книгу вошли различные наставления,
заклинания и видения. Одно из видений было описано следующим образом: «Из
чего-то вроде трубки происходит услужающий ветер. И ты узри, что от
солнечного диска спускается вниз нечто, похожее на трубку. И в сторону
западных областей будто дуст бесконечный восточный ветер. Если же
возобладает другой ветер, в сторону восточных областей, то узришь подобное
видение, сменяющееся в ту сторону». По-гречески «трубка» будет аулос, что
означает «инструмент ветра», сочетание же аулос пахус у Гомера означает
«толстая струя крови». Таким образом, поток ветра очевидно выходит через
трубку из солнца.
Видение моего пациента в 1906 г. и греческий текст, впервые изданный в
1910 г., достаточно далеко отстоят друг от друга, чтобы исключить
возможность криптомнезии с его стороны или чтение мыслей, с моей. Очевидное
сходство двух видений невозможно отрицать, хотя кто-нибудь мог бы
возразить, что это случайность. В этом случае следовало бы полагать, что
видение не имеет связи с аналогичными образами или какого-то
самостоятельного значения. Но это не так, ибо в некоторых средневековых
картинах мы встречаем такую же трубку, свисающую с небес наподобие шланга,
нижняя часть которого теряется в одеяниях Девы Марии. Через нее вниз
слетает Святой Дух в облике голубя, чтобы оплодотворить Деву. Как нам
известно из чуда сошествия Святого Духа на апостолов, Дух Святой
первоначально воспринимался как могучий, сильный ветер, пнеума, «ветер,
дующий там, где захочет». В латинском тексте читаем: «Animo descеnsus per
orbem solis tribuitur» (Говорят, что дух спускается с солнечного диска).
Это представление характерно для всей позднеклассической и средневековой
философии.
Страница 6
Юнг Карл Густав Концепция коллективного бессознательного filosoff.org
Таким образом, я вижу в этих видениях отнюдь не случайность, а возрождение
идей, потенциально существовавших от века, которые можно встретить повсюду
и в самые разные эпохи, — следовательно, идей унаследованных. Ошибиться
здесь невозможно!

Источник: https://filosoff.org/jung/wp-content/uploads/sites/121/2015/11/jung-karl-gustav-koncepcija-kollektivnogo-bessoznatelnogo-filosoff.org_.pdf

**********************************************

Юнг нам сегодня в помощь…

ЦИТАТЫ ЮНГА

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат швейцарского психолога, создателя аналитической психологии Карла Юнга (1875 — 1961).

Он рассматривал психическое и человеческое существование в широком культурном контексте.

Цитаты сведены по темам: я, человек, отношения, психическое расстройство, дети, жизнь, смысл жизни, психика, зависимость, самопознание, любовь, человеческие проявления, жизненная этика, о себе, саморазвитие, религия, брак, смерть, индивидуальное, архетипы, общество, коллективное бессознательное, норма, сны, душа, познание, интеллект, одаренность, взрослые, страсти.

О я

Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать.

Мы встречаем себя на дорогах жизни снова и снова в тысяче обличий.

Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным.

Люди сделают всё возможное, неважно насколько абсурдное, чтобы избежать встречи лицом к лицу со своей душой.

Если мы не осознаем, что происходит у нас внутри, то извне нам кажется, что это судьба.

Человек должен оттачивать искусство беседы с самим собой.

Горе тем, кто живет примерами! Нет жизни в них. Если вы живете в соответствии с примерами, вы живете жизнью этого примера, но кто будет жить вашу жизнь, как не вы сами? Так живите сами.

Персона — это та приспособительная система или та манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром. Так, например, почти любая профессия представляет собой для человека характерную для него Персону. Персона — это то, чем человек на самом деле не является, но о чем он сам и другие люди говорят, что это и есть он.

Мы можем думать, что полностью контролируем себя. Однако друг может без труда рассказать нам о нас такое, о чем мы не имеем ни малейшего представления.

О человеке

Человек — это животное, которое сошло с ума. Из этого безумия есть два выхода: ему необходимо снова стать животным; или же стать большим, чем человек.

К сожалению, слишком многие всегда говорят лишь о том, каким человеку желательно быть, но никогда — о том, каков он на самом деле.

Современный человек на самом деле — это курьезная смесь характерных черт, приобретенных на разных стадиях многовекового процесса умственного развития.

Нельзя объяснять человека односторонне — исключительно его теневыми сторонами. В конце концов, важна ведь не тень, а тело, которое эту тень отбрасывает.

Мы тянемся в прошлое, к своим родителям, и вперед, к нашим детям, в будущее, которого мы никогда не увидим, но о котором нам хочется позаботиться.

Во взрослом застрял ребенок, вечный ребенок, нечто все еще становящееся, никогда не завершающееся, нуждающееся в постоянном уходе, внимании и воспитании. Это — часть человеческой личности, которая хотела бы развиваться в целостность. Однако человек нашего времени далек от этой целостности, как небо от земли.

Наши личности являются частью окружающего нас мира, и их тайна так же безгранична.

Люди растут, как и растения, некоторые в свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а не свет.

Кстати, цитаты о человеке

Об отношениях

Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.

Все отделены друг от друга тайнами, а через пропасти между людьми ведут обманчивые мосты мнений и иллюзий вместо прочного моста признания.

Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе.

Отношение к себе – это одновременно и отношение к ближнему, и никто не может поддерживать отношения с другими, пока не построит их с самим собой.

Познание собственной темной стороны является лучшим методом обращения с темной стороной других людей.

Это факт, который нельзя отрицать: злая выходка других становится нашим собственным злодеянием, потому что она воспламеняет зло в наших сердцах.

Проблемы разрешаются, когда человек начинает понимать, что межличностные конфликты нередко возникают из-за различных способов восприятия мира, а не в следствии эгоцентризма или злому умыслу.

О психическом расстройстве

В основе всех психических заболеваний лежит нежелание испытывать заслуженное страдание.

В любом хаосе существует вселенная, в любом расстройстве – тайный порядок.

Быть сумасшедшим — это социальное понятие; для того чтобы распознать ментальные расстройства, мы пользуемся социальными мерками.

Ранимость есть симптом наличествующей неполноценности.

Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу как гостью и послушай то, о чем она намерена сказать.

Невроз – это всегда замещение закономерного страдания.

Больной ничему не научится, если избавится от невроза, напротив, он может научиться чему то, только страдая от него. Ибо болезнь не является лишним, а потому бессмысленным грузом, болезнь – это сам пациент.

О детях

Дети учатся на примере взрослого, а не на его словах.

Дети, конечно, не столь глупы, как мы полагаем. Они слишком хорошо замечают, что настоящее, а что поддельное.

Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей.

Детей воспитывает то, чем является взрослый человек, а не то, что он говорит. Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих, как, например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, лучше направить его на себя.

Распространенная вера в слова — это настоящая болезнь разума, так как подобное суеверие уводит нас все дальше от основ человека и совращает людей к катастрофической идентичности личности с каким угодно модным лозунгом.

Кстати, цитаты про детей

О жизни

Сама по себе жизнь ничего не означает до тех пор, пока не появляется человек, пытающийся истолковать её явления.

Рассматривай жизнь как сон среди тысячи снов, а каждый сон как некий подступ к действительности.

Самые большие и важные проблемы жизни неразрешимы. Их можно только перерасти.

Печальная правда заключается в том, что жизнь человека состоит из комплекса неумолимых противоположностей — дня и ночи, рождения и смерти, счастья и страдания, добра и зла. Мы не уверены даже в том, что какое-то одно будет преобладать над другим, что добро победит зло, или радость — боль. Жизнь — это поле битвы. Оно всегда существовало и всегда будет существовать, будь это не так, жизнь подошла бы к концу.

Даже счастливая жизнь невозможна без доли мрака, и слово «счастливый» потеряло бы свой смысл, если бы оно не уравновешивалось печалью.

Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада. Двузначность движения заложена в природе маятника.

Кстати, цитаты о жизни

О смысле жизни

Вероятно, верно и то, и другое, как бывает всегда, когда речь идет о метафизических проблемах: жизнь – это смысл и бессмыслица, то есть жизнь имеет смысл и не имеет смысла.

Цель важна лишь в качестве идеи; существенным здесь является делание.

По мере того как человек, изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностью, он теряет смысл своей жизни. По счастью, снисходительная и долготерпеливая природа никогда не вкладывала фатальный вопрос о смысле жизни в уста большинства людей. А если никто не спрашивает, не нужно и отвечать.

Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла.

Дело в том, что человеку обязательно требуются идеи и убеждения, придающие смысл его жизни и позволяющие найти свое место во вселенной. Он преодолеет самые невероятные испытания, будучи убежденным в том, ради чего он это делает. Но когда все неприятности уже позади, он может потерпеть сокрушительное поражение, узнав, что участвует в идиотской и бессмысленной затее.

Кстати, цитаты о смысле жизни

О психике

Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной и все происходящее в космосе, повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве человеческой души.

«Магическое» — просто другое слово для обозначения психического.

Если бы люди больше осознавали, каким строгим универсальным законам подчиняются даже самые дикие и произвольные фантазии.

Психологически демоны не что иное, как интерференции бессознательного, то есть спонтанные врывания бессознательных комплексов в беспрерывность сознательного течения. Комплексы можно сравнить с демонами; они капризно нарушают наше мышление и наши поступки; поэтому в древние времена и принимали тяжкие невропатологические явления за бесовскую одержимость.

Всякий процесс есть энергетический феномен, а энергия может порождаться лишь напряжённым единством противоположностей.

О зависимости

Кто боится, тот нуждается в зависимости, как ослабевший — в опоре.

Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма.

Эмоциональные связи — это наши желания, они несут с собой принуждение и несвободу. Ожидая чего-то от других, мы тем самым ставим себя в зависимость от кого-то.

Человеческие отношения строятся не на дифференциации и совершенстве, поскольку они только подчеркивают различия или приводят к прямо противоположному результату; нет, в их основе лежат несовершенство, слабость, беспомощность и потребность в поддержке, то есть те компоненты, из которых состоит основа зависимости. Совершенство ни в ком не нуждается, в отличие от слабости, которая ищет поддержки и не предлагает своему партнеру ничего такого, что могло бы поставить его в невыгодное положение или даже унизить.

О самопознании

Все, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя.

Твое видение станет ясным, только если ты сможешь заглянуть в свое сердце. Кто смотрит наружу — видит лишь сны, кто смотрит в себя — пробуждается.

Жить в вечном бегстве от себя – тяжкое дело, но жить в общении с собой – дело, предполагающее некое число христианских добродетелей, таких, как терпение, любовь, вера, надежда, смирение, применять которые приходится к самим себе.

Не существует прихода к осознанию без боли.

Психологическое правило гласит, что если внутренняя ситуация не осознается, она превращается во внешние события.

О любви

Любовь — это не сумасшествие. Уместно ли вообще здесь слово «ум»? Это и свет, и тьма, конца и края которым никогда не будет. И никому не избежать этой таинственной силы.

Где правит любовь, там нет желания властвовать, и где господство власти, там нет любви. Любовь — тень власти.

Ядро всякой ревности составляет отсутствие любви.

Думается, вам неоднократно приходилось видеть любящих людей, верящих в свою любовь лишь до тех пор, пока не достигают цели. А затем они отворачиваются, как будто никогда не любили.

Кстати, цитаты о любви

О человеческих проявлениях

Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других.

Большинство людей считают себя очень сведущими в психологии по одной простой причине: психология для них сводится к тому, что они сами о себе знают.

Если героизм становится хроническим, то он оканчивается судорогой, а судорога ведёт к катастрофе или неврозу или к тому и другому.

Здоровый человек не издевается над другими. Мучителем становится перенесший муки.

О жизненной этике

То, чему ты сопротивляешься, остается.

Только наши дела показывают, кто мы такие.

Туфли, подходящие одному, жмут другому; не существует единого рецепта на все случаи.

На бумаге кодекс морали выглядит довольно ясно и стройно. Но тот же документ, записанный на «скрижалях сердца», представляет собой жалкие осколки.

О себе

Моя жизнь — это история самореализации бессознательного.

Порой я ощущаю, будто вбираю в себя пространство и окружающие меня предметы. Я живу в каждом дереве, в плеске волн, в облаках, в животных, которые приходят и уходят, — в каждом существе. В Башне нет ничего, что бы не менялось в течение десятилетий и с чем бы я не чувствовал связи. Здесь все имеет свою историю — и это моя история. Здесь проходит та грань, за которой открывается безграничное царство бессознательного. Я отказался от электричества, сам топлю печь и плиту, а по вечерам зажигаю старинные лампы. У меня нет водопровода, я беру воду из колодца. В этих простых вещах заключается та простота, которая так нелегко дается человеку.

Для меня прежде всего существует человек и индивидуальный подход. И для каждого пациента я стараюсь найти особый язык. Поэтому одни говорят, что я следую Адлеру, другие — что Фрейду. А принципиально лишь то, что я обращаюсь к больному как человек к другому человеку. Психоанализ — это диалог, и он требует партнерства.

О саморазвитии

Развитое сознание обусловливает мировоззрение. Любое осознание причин и целей является пускающим ростки мировоззрением. Любое накопление опыта и знаний означает ещё один шаг в развитии мировоззрения. А создавая образ мира, мыслящий человек изменяет одновременно и самого себя.

Мало ценного в том, чтобы знать, когда другой совершает ошибку. Гораздо интереснее знать, когда ты сам совершаешь её, ибо тогда появляется возможность как-то её исправить. То, что мы могли бы исправить в других, как правило, обладает сомнительной полезностью, если вообще хоть что-нибудь дает.

По-моему, мы действительно научимся кое-чему у Востока лишь тогда, когда поймем, что душа содержит в себе и без того достаточно богатств, чтобы нужно было еще наполнять ее извне, и когда мы ощутим способность развиваться из себя, с Божьей милостью или без нее.

О религии

Неважно, что думает мир о религиозном опыте. Тот, у кого он есть, обладает сокровищем, которое стало для него источником жизни, смысла и красоты и показало ему мир и человечество в целом.

Верите ли вы в Бога? — Я не верю, я знаю.

Неумение адаптироваться к внутреннему миру — столь же тяжкое по последствиям упущение, как и невежество и неловкость во внешнем мире. И лишь ничтожно малая часть человечества, живущая главным образом на том густонаселенном полуострове Азии, что омывается водами Атлантики, и называющая себя «образованными людьми», вследствие недостаточного контакта с природой напала на мысль о том, будто религия — это вид своеобразного духовного расстройства, предназначение которого непостижимо.

Кстати, цитаты о религии

О браке

Брак редко, вернее сказать, вообще никогда не развивается гладко и без кризисов индивидуальных отношений. Становления сознания без боли не бывает.

Сколько браков было испорчено на долгие годы, если не навсегда, из за того, что муж видел в жене собственную мать, а жена в муже – отца, и ни один не признавал реальность другого.

При весьма тщательном исследовании выяснилось, что в брак вступают преимущественно люди, относящиеся к разным типам, и причем, как выяснилось, совершенно бессознательно — для взаимного дополнения.

Кстати, цитаты о свадьбе

О смерти

Смерть, если подойти к ней психологически правильно, есть не конец, а цель, и поэтому человек, перевалив за вершину жизни, начинает жить ради смерти.

Бегство от смерти – это нечто нездоровое и ненормальное, так как лишает вторую половину жизни ее цели.

Культ смерти рационально зиждется на вере во вневременность души, но его иррациональная основа обнаруживается в психологической нужде живых сделать «что-нибудь» для ушедших.

Об индивидуальном

Индивидуальное — вот единственная реальность.

Все наивысшие достижения добродетели, как и величайшие злодеяния, индивидуальны.

Следуйте той воле и тому пути, которые опыт подтверждает как ваши собственные, то есть как подлинное выражение вашей собственной индивидуальности.

Об архетипах

Понятие архетипа выведено из многократно повторявшихся наблюдений, что, например, мировую литературу определяют те мифы и сказки, которые содержат в себе мотивы, вновь и вновь появляющиеся повсюду. Эти же самые мотивы мы встречаем в фантазиях, сновидениях, делириях и безумных идеях современных людей.

Архетипы не только распространяются традицией, языком и миграцией, но спонтанно возникают в любое время, в любом месте, без какого-либо внешнего влияния. Это утверждение имеет далеко идущие следствия, ибо означает, что в каждой душе присутствуют формы, которые несмотря на свою неосознаваемость являются активно действующими установками, идеями в платоновском смысле, предустанавливающими наши мысли, чувства и действия и постоянно оказывающими на них влияние.

Об обществе

Каждый человек становится, не отдавая себе в этом отчета, в определенном смысле хуже, когда он находится в обществе, нежели когда он действует в одиночку; ибо он чувствует поддержку общества и до известной степени освобождается им от индивидуальной ответственности.

Большое общество, состоящее исключительно из прекрасных людей, по нравственности и интеллигентности равно большому, тупому и свирепому животному. Ведь чем крупнее организации, тем более неизбежны их аморальность и беспросветная тупость.

О коллективном бессознательном

В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума.

Инстинкты и архетипы составляют коллективное бессознательное. Я называю это бессознательное коллективным, потому что в нем заключены, в отличие от определенного выше личного бессознательного, не индивидуальные, то есть более или менее уникальные содержания, а содержания, распространенные повсюду и в равной мере.

О норме

Покажите мне психически здорового человека, и я вам его вылечу.

«Нормальный человек» — идеальная цель для неудачников, — для всех тех, кто находится ниже общего уровня приспособленности.

У здорового человека могут быть отклонения, которые посредственности могут показаться психическим заболеванием или же просто означить уровень развития, превышающий ее собственный уровень.

О снах

Сновидение — маленькая, хорошо спрятанная дверь, которая ведет в ту изначальную космическую ночь, которой была душа еще до возникновения сознания.

Я отметил для себя следующую особенность: сны по своей сложности или простоте соответствуют самому сновидцу, сложности структуры его сознания. Только они всегда немного опережают сознание сновидца, предшествуют сознанию.

О душе

Душе нужно ваше безрассудство, не ваша мудрость.

В глубочайшем изумлении и с непередаваемым восхищением я замираю, созерцая бездны и высоты природы человеческой души, чей внепространственный мир таит в себе неизмеримую полноту образов, которые были собраны и органично объединены миллионами лет развития жизни.

Кстати, цитаты про душу

О познании

Сначала всегда обнаруживают факты, а не теории. Теория складывается среди прочего в ходе дискуссии.

Есть истины, которые истинны лишь послезавтра, и такие, что были истинны еще вчера, – а некоторые не истинные ни в какое время.

Об интеллекте

Бывает, руки справляются с загадкой, против которой интеллект бессилен.

Человеку нужно лишь ясно понять, что он накрепко заперт в стенах своего разума и не может выйти за его пределы, даже в безумии, и что облик мира или его богов по многом зависит от его собственного психического состояния.

Об одаренности

Если вы одаренный человек, это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать.

Чем отличается гений от безумца? Безумец видит, но не знает, как это передать. А гений может это переложить на язык сознания.

О взрослых

То, что молодежь находила и должна была находить вовне, человек послеполуденного периода должен найти внутри себя.

Каждая мать содержит в себе свою дочь, а каждая дочь – свою мать. Каждая женщина имеет продолжение позади себя, в своей матери, и впереди себя, в своей дочери.

О страстях

Кто не прошел через чистилище собственных страстей, тот не преодолел их до конца.

Страсти прячутся рядом, в соседнем доме, чего он даже не предполагает. А пламя в любой момент может перекинуться и сжечь дом, который он считает своим.

О разном

Рождающий беспокойство предмет — вот первый шаг к искусству.

Символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение.

У меня есть робкая надежда, что смысл возобладает и победит.

 

Как видим, в цитатах Карла Юнга нашли отражение и псхологические, и психиатрические, и социальные, и культурологические, и педагогические аспекты существования человека.

Цитаты про Юнга

  • Ф. Фицджеральд: Единственный, кого стоило бы послушать, будет великий Юнг, выдержанный, неутомимый, легко переходящий от дебрей антропологии к неврозам у детей школьного возраста.
  • В. Паули: Я рассматриваю его идею о коллективном бессознательном как в общем правильную, а его интерпретацию мандал как существенно верную. Конечно же, не потому, что это сказал великий Юнг (я, в конце концов, не женщина, а вера в авторитеты вовсе не была моей колыбельной), а потому что идея сама по себе кажется мне вероятной. Но нельзя отрицать, что в кругу Юнга существует необычайно сильный инбридинг, результат полного отсутствия творчества и таланта среди его близких друзей.
  • В. Франкл: Надо признать, что религиозные «праобразы» существуют, но они не являются архетипами нашего культурного пространства. Этот мир рисунков и символов не дан нам изначально, мы лишь родились, окруженные им. Отсюда понятно, что эти праобразы не архетипы, а молитвы наших отцов, обряды наших церквей, откровения наших пророков, образы наших святых. (кстати, цитаты Виктора Франкла)

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

 

Источник: Статья Цитаты Юнга с https://burido.ru/868-tsitaty-yunga на сайте Буридо

Один комментарий

  1. + См. также: http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2020/07/01/k-g-yung-arhetipy-i-kollektivnoe-bessoznatelnoe/.

    Юнг Карл Густав. Структура и динамика психического / К. Г. Юнг; пер. с англ. В. В. Зеленского. — Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2021. — 600 с.//
    http://jezmmm.ru/newscience/shlemovana/2020/07/23/karl-yung-struktura-psihiki-i-arhetipy/
    «Данная книга является последним прижизненным трудом К. Г. Юнга, а также единственным популярным изложением его теории, адресованным самым широким кругам читателей. Используя метод «аналитической психологии» Юнга, его ближайшие сподвижники и ученики наглядно демонстрируют, как подсознание через символы влияет на древние мифы и современное искусство, на научный поиск и на весь жизненный путь человека от младенчества до старости».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *