Мария Монтессори — создательница особой педагогической системы, основанной на идее гуманизма, уважения к личности и свободного воспитания

«Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него».  Мария Монтессори

*************************************************

Заповеди Марии Монтессори для родителей

В 1988 году решением ЮНЕСКО были отмечены всего четыре педагога, определившие способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, советский педагог Антон Макаренко и итальянский врач, педагог, учёный Мария Монтессори, создавшая уникальную систему разностороннего и гармоничного развития детей.

Перечитывайте почаще её «заповеди для родителей», чтобы не забывать: дети — другие.


Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.

Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют — он учит­ся осуж­дать.

Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.

Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.

Если с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.

Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют — он учит­ся быть роб­ким.

Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.

Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.

Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.

Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.

Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.

Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.

Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке — ни при нем, ни без не­го.

Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.

Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.

Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.

Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.

По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.

В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер — пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих. //http://izbrannoe.com/news/deti/zapovedi-marii-montessori-dlya-roditeley/

*************************************************

Мари́я Монтессо́ри (31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач, педагог, учёный, философ.
Система воспитания и развития детей у Монтессори зиждется на идее их творческого потенциала, на их внутреннем стимуле к научению и на праве каждого ребёнка на индивидуальное обращение с ним.
Мария Монтессори двигалась целиком в направлении, начертанном Руссо и Фрёбелем. При этом она серьезно продвинулась в изучении природы ребенка. Особенно важен ее вклад в развитие педагогико-антропологической идеи сензитивности, запрограммированной самой природой.
От нуля до трех лет жизни ребенок овладевает очень сложными языковыми навыками. К двум годам малыши умеют различать людей и предметы, окружающие их. В тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта.
Все дети без исключения обладают этим даром впитывать в себя культурные объекты. При этом культура усваивается без видимых усилий, без тяжелого труда, обид и провалов.
Образование — не столько результат взаимодействия ученика с учителем, сколько естественный процесс развития детей. Он есть результат накопления практического опыта, самостоятельных открытий, материал для которых дитя берет в окружающей среде.
Вот почему маленьким детям не нужны традиционные учителе-центристские школы. Но им надобны места, специально приспособленные для того, чтобы они, не подвергаясь обычному обучению, сами впитали в себя культуру, которая сконцентрирована в окружающей их обстановке.
Монтессори глубоко разработала принципы активности учения и научения.
Воспитывающая и обучающая среда (ВОС) Монтессори покоится также на принципе индивидуализации учебной активности детей. Наконец, самый великим педагогом считается игра.
Задача воспитателя в том, чтобы поместить детей в отвечающее их природе окружение и дать им свободу экспериментировать с этой средой. Учителя — только помощники в радостном труде детей по открытию свойств мира, которые моделированы педагогами-антропологами в непосредственной среде ребенка.
При конструировании ВОС Монтессори исходит из потребностей детей в практической и психической активности, не меньшей, чем их неизбывная подвижность. Но не наставник, а природа определяет в ребенке его способности согласно возрасту и индивидуальным особенностям.
Явна при таком подходе необходимость регулярных наблюдений над развитием любого ребенка. «Педагогический метод наблюдения имеет в своей основе свободу ребенка, а свобода есть деятельность», — вот отправной пункт ВОС Монтессори.
Свобода и самостоятельность развивают внутреннюю дисциплину и таланты. Награды и наказания отменены, так как добровольная активность носит награду в себе — это интерес к эксперименту и эмоции роста.
Среда наполняется средствами развития, тренировки способностей. Эти орудия заранее определяются и проверяются научными опытами.
Монтессори сочетает версию природной, инструментальной и социальной ВОС. Она акцентирует и самостоятельные эксперименты детей с различными обучающими вещами, и воспитательную силу влияния детей друг на друга.
Ребенок сам выбирает из предоставленных ему материалов объект своей активности и делает с ним то, что «ему велит его внутренний творческий дух». Преподаватель направляет и помогает детям в выборе и способах манипулирования с предметами, приборами, моделями.
Ее ВОС предполагает, что ребенок может свободно уходить и приходить в учебные помещения и открытые пространства, где все устроено для автономных игр и упражнений.
Детям предоставлена возможность действовать в соответствии с их естественными наклонностями. Среда организована так, чтобы предоставить для активности ребенка культурно богатый и интересный материал.//Фейсбук
*****************************************************
https://avidreaders.ru/author/montessori-mariya/ — МОНТЕССОРИ МАРИЯ

11 книг

*****************************************************
Мария Монтессори — лучшие книги
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/18577/top-mariya-montessori
*
Поклон!

Один комментарий

  1. *ПОСЛАНИЕ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ УЧИТЕЛЯМ, ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ К 1 СЕНТЯБРЯ*
    Дорогие учителя, дети и родители!
    Первое сентября в этом году – особенный день. Мы пережили сложные периоды самоизоляции впервые жизни, и даже не надеялись, что школы примут своих хозяев, то есть вас, в обычном порядке. Потому праздник получается куда более радостным, чем когда-либо.
    Я думаю, что пандемия, которая, к сожалению, унесла много жизней, дала нам суровый урок. Мы ещё раз убедились, что ШКОЛА есть лестница для восхождения духа, а не просто учебное заведение, и она должна принимать молодых граждан с обновленным сознанием своих учителей.
    Задача не в том, чтобы давать детям знания, этого мало, они должны проникнуться высочайшей культурой, нравом, они должны воспринимать эти ценности от своих учителей и родителей.
    Многим хочется быть гуманными, а истинно гуманное образование, говорил великий УШИНСКИЙ, это воспитание духа человеческого.
    Милые УЧИТЕЛЯ, стройте ваше отношение ко всем, и к ученикам, конечно, тоже, по зову Мудрости: ЛЮБЛЮ НЕПРАВЫХ В ЖИЗНИ ИСЦЕЛЯТЬ ЛЮБОВЬЮ. Сожгите в себе всякое раздражение, если оно у вас есть, и творите все, и уроки в том числе, по законам КРАСОТЫ.
    Милые РОДИТЕЛИ, оставьте понукательную педагогику, если такое есть в вашей семье, и научитесь дружить со своими детьми на началах равноправия. Помните, что ЛЮБОВЬ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ЛЮБОВЬЮ, ВЗАИМНОСТЬ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ВЗАИМНОСТЬЮ. Примите ваших детей как испытателей вашей воспитанности и человечности.
    Любимые мною безгранично ДЕТИ, помогайте всем взрослым, которые заботятся о вас, чтобы им было легче вас воспитывать. Поймите их, им трудно в жизни. НЕСИТЕ ВСЕМ В ЖИЗНИ РАДОСТЬ И ОБЛЕГЧЕНИЕ, и такая забота сделает вас необычными людьми, принесет вам удачу и успехи в вашем ВЕЛИКОМ БУДУЩЕМ.
    С замечательным праздником вас!
    Шалва Амонашвили//Источник: Фейсбук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *