«Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него». Мария Монтессори
*************************************************
В 1988 году решением ЮНЕСКО были отмечены всего четыре педагога, определившие способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, советский педагог Антон Макаренко и итальянский врач, педагог, учёный Мария Монтессори, создавшая уникальную систему разностороннего и гармоничного развития детей.
Перечитывайте почаще её «заповеди для родителей», чтобы не забывать: дети — другие.
Детей учит то, что их окружает.
Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
Если с ребенком честны — он учится справедливости.
Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих. //http://izbrannoe.com/news/deti/zapovedi-marii-montessori-dlya-roditeley/
*************************************************
Мари́я Монтессо́ри (31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач, педагог, учёный, философ.
Система воспитания и развития детей у Монтессори зиждется на идее их творческого потенциала, на их внутреннем стимуле к научению и на праве каждого ребёнка на индивидуальное обращение с ним.
Мария Монтессори двигалась целиком в направлении, начертанном Руссо и Фрёбелем. При этом она серьезно продвинулась в изучении природы ребенка. Особенно важен ее вклад в развитие педагогико-антропологической идеи сензитивности, запрограммированной самой природой.
От нуля до трех лет жизни ребенок овладевает очень сложными языковыми навыками. К двум годам малыши умеют различать людей и предметы, окружающие их. В тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта.
Все дети без исключения обладают этим даром впитывать в себя культурные объекты. При этом культура усваивается без видимых усилий, без тяжелого труда, обид и провалов.
Образование — не столько результат взаимодействия ученика с учителем, сколько естественный процесс развития детей. Он есть результат накопления практического опыта, самостоятельных открытий, материал для которых дитя берет в окружающей среде.
Вот почему маленьким детям не нужны традиционные учителе-центристские школы. Но им надобны места, специально приспособленные для того, чтобы они, не подвергаясь обычному обучению, сами впитали в себя культуру, которая сконцентрирована в окружающей их обстановке.
Монтессори глубоко разработала принципы активности учения и научения.
Воспитывающая и обучающая среда (ВОС) Монтессори покоится также на принципе индивидуализации учебной активности детей. Наконец, самый великим педагогом считается игра.
Задача воспитателя в том, чтобы поместить детей в отвечающее их природе окружение и дать им свободу экспериментировать с этой средой. Учителя — только помощники в радостном труде детей по открытию свойств мира, которые моделированы педагогами-антропологами в непосредственной среде ребенка.
При конструировании ВОС Монтессори исходит из потребностей детей в практической и психической активности, не меньшей, чем их неизбывная подвижность. Но не наставник, а природа определяет в ребенке его способности согласно возрасту и индивидуальным особенностям.
Явна при таком подходе необходимость регулярных наблюдений над развитием любого ребенка. «Педагогический метод наблюдения имеет в своей основе свободу ребенка, а свобода есть деятельность», — вот отправной пункт ВОС Монтессори.
Свобода и самостоятельность развивают внутреннюю дисциплину и таланты. Награды и наказания отменены, так как добровольная активность носит награду в себе — это интерес к эксперименту и эмоции роста.
Среда наполняется средствами развития, тренировки способностей. Эти орудия заранее определяются и проверяются научными опытами.
Монтессори сочетает версию природной, инструментальной и социальной ВОС. Она акцентирует и самостоятельные эксперименты детей с различными обучающими вещами, и воспитательную силу влияния детей друг на друга.
Ребенок сам выбирает из предоставленных ему материалов объект своей активности и делает с ним то, что «ему велит его внутренний творческий дух». Преподаватель направляет и помогает детям в выборе и способах манипулирования с предметами, приборами, моделями.
Ее ВОС предполагает, что ребенок может свободно уходить и приходить в учебные помещения и открытые пространства, где все устроено для автономных игр и упражнений.
Детям предоставлена возможность действовать в соответствии с их естественными наклонностями. Среда организована так, чтобы предоставить для активности ребенка культурно богатый и интересный материал.//Фейсбук
*****************************************************
https://avidreaders.ru/author/montessori-mariya/ — МОНТЕССОРИ МАРИЯ
*****************************************************
Мария Монтессори — лучшие книги
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/18577/top-mariya-montessori
*
Поклон!
*ПОСЛАНИЕ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ УЧИТЕЛЯМ, ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ К 1 СЕНТЯБРЯ*
Дорогие учителя, дети и родители!
Первое сентября в этом году – особенный день. Мы пережили сложные периоды самоизоляции впервые жизни, и даже не надеялись, что школы примут своих хозяев, то есть вас, в обычном порядке. Потому праздник получается куда более радостным, чем когда-либо.
Я думаю, что пандемия, которая, к сожалению, унесла много жизней, дала нам суровый урок. Мы ещё раз убедились, что ШКОЛА есть лестница для восхождения духа, а не просто учебное заведение, и она должна принимать молодых граждан с обновленным сознанием своих учителей.
Задача не в том, чтобы давать детям знания, этого мало, они должны проникнуться высочайшей культурой, нравом, они должны воспринимать эти ценности от своих учителей и родителей.
Многим хочется быть гуманными, а истинно гуманное образование, говорил великий УШИНСКИЙ, это воспитание духа человеческого.
Милые УЧИТЕЛЯ, стройте ваше отношение ко всем, и к ученикам, конечно, тоже, по зову Мудрости: ЛЮБЛЮ НЕПРАВЫХ В ЖИЗНИ ИСЦЕЛЯТЬ ЛЮБОВЬЮ. Сожгите в себе всякое раздражение, если оно у вас есть, и творите все, и уроки в том числе, по законам КРАСОТЫ.
Милые РОДИТЕЛИ, оставьте понукательную педагогику, если такое есть в вашей семье, и научитесь дружить со своими детьми на началах равноправия. Помните, что ЛЮБОВЬ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ЛЮБОВЬЮ, ВЗАИМНОСТЬ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ВЗАИМНОСТЬЮ. Примите ваших детей как испытателей вашей воспитанности и человечности.
Любимые мною безгранично ДЕТИ, помогайте всем взрослым, которые заботятся о вас, чтобы им было легче вас воспитывать. Поймите их, им трудно в жизни. НЕСИТЕ ВСЕМ В ЖИЗНИ РАДОСТЬ И ОБЛЕГЧЕНИЕ, и такая забота сделает вас необычными людьми, принесет вам удачу и успехи в вашем ВЕЛИКОМ БУДУЩЕМ.
С замечательным праздником вас!
Шалва Амонашвили//Источник: Фейсбук.