Н.А. Шлемова. Взгляд Платона на современную Россию

Карфаген… или что взамен?!
(ПЛАТОН сегодня. Историко-философский генезис власти в РФ)
«Законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы…». (Платон. «Горгий», 483с)
«…Когда под Небесами следуют пути, будь на виду, а нет пути – скрывайся. Стыдись быть бедным и незнатным, когда в стране есть путь; стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути». (Конфуций. Я верю в древность. «Луньюй»).
«Если те, кто стоят на верху, ведут себя правильно, то дела в государстве идут, народ повинуется, если же, кто на верху, ведут себя неправильно, то даже если издаются указы, народ не повинуется, дела разваливаются». (Конфуций. Изречения)
С точки зрения исихазма — важнейшей компоненты монашеской практики — внешняя деятельность может быть оправданной только тогда, когда она совершается человеком, внутренне гармоничным, сумевшим навести порядок в собственной душе.
«В России каждые 20 лет всё меняется, и каждые 200 лет в ней не меняется НИЧЕГО!».
«Невежество всегда боится перемен». (Д. Неру)
«В России любят затевать реформы только потому, что так легче скрыть неумение править». (Пётр Столыпин).
«Государство без справедливости — это банда разбойников». (Блаженный Августин).

 

 По Платону, тимократия – приобретаемая за деньги царская власть, как то было в Карфагене, или правление, основанное на принципе ценза (от греч. – «честь», «цена», «плата»), обусловленного имущественным положением. Государственный строй, управляемый честолюбцами, где зло полностью смешалось с добром (см.: Платон. «Государство», книга VIII, 545d, 548c)*.Представителей этого типа государства «воспитало насилие, а не убеждение», источником последнего является не ложное мнение, а философское знание. Правители-тимократы телесные упражнения ставят выше мусического искусства (вдохновленного Музами. – Н.Ш.), как и выше Культуры вообще.
Почему я говорю именно о тимократии, как об одном из четырех порочных типов государства в учении Платона, как то олигархии, демократии, или охлократии, т.е. управлении толпы, руководимой произволом и страстями, и тирании, где власть попадает в руки одного, имеющего низкие чувственные инстинкты.
Ибо тимократы – это люди с честолюбивыми наклонностями, заботящиеся только о приобретении внешних благ; эта форма правления соответствует нынешней бюрократии. Тимократия, как ее понимал великий Мыслитель, тождественна современной власти в России.
Безусловно, у нас тимократия не в чистом виде, как и по Платону, нет государства в чистом виде, но тесно сращенная с олигархией, переплетенная с охлократией, и еще несущая в себе рецидивы тирании или деструктивные элементы тоталитаризма в коллективном бессознательном. (Неслучайно в России милицию в полицию переименовали, чтобы окончательно узаконить полицейский режим.
По Платону, государственное устройство рождается от тех нравов, которые господствуют в обществе, — это нравы большинства, или плебса («Государство», книга VIII, 544е). Значит, необходимо радикально менять нравы (а в России это нравы рабско-крестьянские, по сей день крепостнические), противопоставив абсолютные ценности тотальному и почти необратимому падению нравов. Но в России господствуют экономико- и техноцентричный векторы политики, а никак не культуроцентричный.Исходя из данной диалектической логики, «Карфаген» – это объективация нашего массового сознания. Идеальное же государство — духоразумения — может быть выстроено только совокупностью просветленных сознаний
Идеальное государство Платона, которое вряд ли достижимо в земной жизни людей, как это признавал его Автор, является воплощением объективного собирательного Разума.
На наш взгляд, идеальное государство Платона отражает следующую схему, выстроенную по принципу триадичности мира, идущей от Пифагора. А именно: Дух-душа-тело, или Высочайший мир – умопостигаемый, ноуменальный; Высший мир – Мировая Душа – план эйдосов, идей как причин бытия и существования. Это некая зеркальная плоскость для нас, или зазеркалье, её функционирование в идеальном государстве Платона обеспечивают философски избранные, или Посвященные, ментально поляризованные люди, способные созерцать высшее Благо, оформлять его в высшие философские принципы, концепты и доносить их до людей науки, искусства и практической деятельности. И низший план или тело этого государства – наш феноменальный мир, мир явлений, находящийся в постоянном антагонизме с миром идеальных начал, высшего и всеобщего; этот антагонизм и обеспечивает, надо думать, развитие государства.
Синхронизация этих трех планов или сфер приводит к реализации идеи Блага, которая служит основанием идеального государства, его инвариантом.
Благо – это единство в многообразии; многообразием или вариативностью верховной идеи Блага, тождественной Прекрасному, высшей Красоте самой по себе, является закон справедливости, который должен царствовать везде и во всём в идеальном государстве, быть атмосферой его жизнедеятельности.
Платон признает общей причиной всех вещей идею Блага или Добра. Но невозможно объяснение причин явлений, если мы не выйдем из области самих явлений в иную сферу.
Как считает Пьер Адо, «истинная проблема не в том, чтобы приобрести определенное знание, а в том, чтобы существовать определенным образом» («Что такое античная философия»/Пер.с франц. В.П.Гайдамака. С.22.//URL: http://www.plato.spbu.ru/RESEARCH/index8.htm).
Таким образом, идеальное государство по Платону есть условие для философского образа жизни. Но это такой образ жизни, который исключает её автоматизм. (Согласно современным выводам нейрофизиологов, 80% своей жизни человек проживает зомбировано, на автомате.) Философский же образ жизни подразумевает умение достойно жить через призму Вечного: наша жизнь на земле – только подготовка к жизни в Надземном, — будучи движимым абсолютно нравственным намерением или выбором, исключающим всякую двойственность.
Диалектическое Учение Платона – методология познания и понимания Духовной (Тонкой) реальности, самая технология созерцающего ума.
Древние Греки были НЕ у источника Истины, а в самом Источнике. После Пифагора, Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля, Плотина и др. дальнейшая история философии, пусть то в лице великого Г.Гегеля, питалась уже отраженным от Истины светом, не побоюсь этого слова – вторична.
Только в конце 20-го века квантовая механика подошла к осмыслению формулы Парменида: «Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит», сняв дихотомию субъект-объект как неприступную стену между познающим субъектом и миром. Мир оказался познаваемым в принципе, но только НЕ человек, в аспекте мозга-сознания-мышления. Что могут дать достижения современной науки д у ш е человека (ведь человек – это душа)? – да, ничего.
Задача метафизики, являющейся основанием философии, в том, чтобы вывести на свет всё скрытое в глубине души как первоначале, предшествующем всему сущему.
Всё знание заложено в душе, а видит она плохо из-за сопряженности с телом, задавлена физической материей, телесным и поэтому нуждается лишь в очищении от него («Анонимные пролегомены к платоновской философии». С.674-675./Платон. «Законы». — М.: Мысль, 1999.).
Цель философии – с помощью правильного образа жизни и созерцаний ума, раскрыть (познание как припоминание, в платоновской гносеологии) ИЗНАЧАЛЬНОЕ, ПРЕДВЕЧНОЕ ЗНАНИЕ ДУШИ, коя есть сакральный центр человека.
Данный, сокровенный, акт обретения истинного знания от Души, созерцающей Единое, как объективную Идею, Логос, есть предмет и назначение истинной Философии, с большой буквы. (А чтобы понять, что есть Философия как таковая, какой она должна быть, да не является с Нового времени, надо изучать Античную философию).
Акт подлинного обучения должен в действительности соответствовать усилию припомнить и оживить забытые и скрытые в душе познания, приобретенные ею до воплощения, но и содержащееся в ней будущее знание. Теория анамнезиса Платона объясняет так же, как возрастают наши знания – из внутренних источников, а не в процессе обучения, обычно понимаемого как получение знаний извне. (Вспомним, чем была геометрия в Школе математиков Пифагора: способом медитации-концентрации с помощью совершенных геометрических фигур, — круга, квадрата, треугольника и др., — на бестелесных духовных сущностях.
Это говорит о том, что вся система образования в существующих государствах не освобождает человека от незнания, не приводит личность к самой себе, не раскрывает высшего знания Души, не учит обладанию с помощью умозрения и умозаключения высшими истинами.
Равно и время прагматичной науки — как односторонней материалистической формы познания мира — подходит к концу, как и самой формы мира… В Целое мира можно проникнуть только синтетическими методами познания: в синтезе философских, научных и художественных начал, взаимопроникающих и дополняющих друг друга.
Философия же есть способ поставить себя под сомнение: что я есть на самом деле, в чем моя подлинность? Она же есть момент выбора: «казаться» или «быть».
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что зиждительным началом идеального государства должна быть МЕТАФИЗИКА как умонастроение, как стиль духовной, разумной, а не плебейской жизни, которую нам пытается навязать и уже навязала наша современная российская власть – техническое правительство, свободное от интеллекта, но зависимое от внешних материальных благ.
Выбора нет: Карфаген должен быть разрушен. Но что взамен?!
Извращенное государство может устроить только тех, кто довольны своими мнимыми способностями и мнимой мудростью, которая оборачивается лишь грубой силой (Платон. «Теэтет», 176 b-с). Если философ выглядит в государстве нелепым чужаком, стало быть, большинство людей развращены государством и почитают за достоинство только хитрость, ловкость и грубость, — вот о чем говорит нам Платон в «Теэтете».
Сегодня в России нет института, способного обеспечить протекаемость Высших Истин на земной план. Разумеется, РПЦ на эту роль не тянет ни в каком аспекте, вера должна быть равна Знанию. А в Кремле должны сидеть НЕ технари, спецназовцы и бюрократы, но, как это наивно не прозвучит, Мудрецы – философски избранные, Метафизики, которым перекрыты все пути туда, способные быть самосознательными проводниками высших Идей Логоса на земной план.
Платон учил: «…пока не сольются воедино государственная власть и Философия.., государствам не избавиться от зол». Философия же приводит нас к вечному, непреходящему, Самосущему, к Первопричине.
Но сегодня больше нигде так, как в России, не унижен интеллектуальный труд. И никогда ещё так, как сейчас в РФ, государство не было трансцендентно обществу.
Да, близость России к северному полюсу, Полярной звезде, и другие факторы Космической эволюции, говорят о том, что Россия является сакральным центром мира. Но на центр и идет нагрузка в первую очередь. Фокус есть не площадка для «хлеба и зрелищ», а Лаборатория по переплавке тонн руды в граммы золота.
Ни одно государство мира не отражает идею Целостности («Реально только Целое», — утверждал Гегель), не соответствует универсальной вселенской парадигме единства духа-материи, но в потребительском угаре, чего-либо ни было, замкнуто на материальном, на аспекте силы-власти.
Идеальное же государство может быть только проводником универсальных Идей, но никак НЕ национальных или конфессиональных, эгрегориальных. Это государство строится на принципах универсализма и синтеза.
Понятно, что сегодня вся земная цивилизация – один Карфаген. По тем же причинам, что и древняя Атлантида, она рискует пойти под землю.
Приведем высказывание Платона, великого Посвященного, о судьбе Атлантиды: «Столь великую и необычайную мощь, пребывавшую некогда в тех странах, бог устроил там и направил против наших земель, согласно преданию, по следующей причине. В продолжение многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом: они блюли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпеливостью, презирая всё, кроме добродетели, ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ.
Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства, но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что и всё это обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью, но, когда это становится предметом забот и оказывается в чести, оно идет прахом, а вместе с ним гибнет и добродетель. Пока они так рассуждали, а божественная природа сохраняла в них свою силу, всё их достояние, вкратце нами описанное, возрастало. Но когда унаследованная от бога доля ослабела, многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность.
Для того, кто умеет видеть, они являли собой постыдное зрелище, ибо промотали самую прекрасную из своих ценностей; но неспособным усмотреть, в чем состоит истинно счастливая жизнь, они казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила.
И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы, хорошо умея усматривать то, о чем мы говорили, помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию» («Критий», 120 е – 121с)**.
Как видим, ситуация в мире повторяется… Так что, за многие тысячелетия своей истории человеческий род нравственно и духовно не возрос, но только технически?
Можно предположить, что идеальное государство Платона есть реализованный Христос – ноокосмический субъект.
Пока мы не обратимся к древним грекам: Пифагору, Сократу, Платону, Плотину и др. за ОБРАЗЦОМ – как нам жить, чтобы быть добродетельными, чтобы истина была «нашей матерью и кормилицей, сущностью и пищей», чтобы в истине мы стали равными самим себе, найдя в себе – идеальное государство, или целостность, — у нас ничего не будет; мы будем оставаться пленниками бессмысленной жизни. Ибо лучше не жить вовсе, чем вести ту жизнь, которую человечество ведет сегодня.
Таким образом, «Карфагену» можно противопоставить только живое Знание как образ жизни, жизненный выбор в пользу универсальной Истины.
Вертикаль власти, в ее нынешнем варианте, только и существует для погружения в материю, ради самой материи, но не для того, чтобы дотянуться до универсальных высших принципов, познание которых только и оправдывает жизнь человеческого общества.
Когда вертикаль узколобых только и может обеспечить «хлеба и зрелищ» массам – это вертикаль инквизиции или Иуды, и человеческой массе – Философия не нужна, ведь последняя ставит под сомнение качество самой власти и жизненный выбор человека.
Наталья Анатольевна Шлемова, 22.01.2011
Примечания
*Платон. Государство. Пер. А.Н.Егунова./Платон. Соч. в 4-х т. Т.3, часть I. – СПб: изд-во СПбГУ, 2006. – 749с.
**Платон. Критий. Пер.С.С.Аверинцева./Платон. Соч. в 4-х т. Т.3, часть I. – СПб: изд-во СПбГУ, 2006. – 749с.
P.S. Вот рукотворная реальность их – вертикали — любви к народу своему: зарплаты топ-менеджеров в Сбербанке РФ и Газпромбанке по 50 млн с лишним в МЕСЯЦ, на текущий год, — это на фоне ВЫЖИВАНИЯ народа России, в то время как годовой бюджет детского сада, да и то только в Москве, – 4 млн.руб. — 2011 г.
Я хочу понять, эти топ-менеджеры, что вакцину от рака изобретают, или жизнь продливать научились, или сознание людей Идеями в корне изменяют, или экологию от кризиса спасают; что такое архиважное для жизни, кроме финансовых манипуляций, они производят?! Ответ прост – фикцию.
Однозначно, это мир сгнил на корню. Этот мир – обречен.
Все признаки Апокалипсиса сегодня налицо: полыхающий Ближний Восток, мор и глад, и мерзость запустения по местам: в душах прежде всего. Осталось только дождаться, когда в n-ом году: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф., 24:29), и явится Миссия на облаках…

****************************************************************************************************

Приложение 1.
Теория Идей (фрагмент лекции)
Наиболее распространенное представление о сути платоновского учения таково: есть некие умопостигаемые сущности, идеи, обособленные от чувственного мира, в котором в лучшем случае можно распознать их бледное подобие. Но такое понимание есть упрощение. Теория идей, как таковая утверждает, что только они, умопостигаемые сущности, подлинно реальны и познаваемы. Эта теория четко и подробно изложена лишь в нескольких диалогах Платона, периода зрелости, — Пире, Федоне, Федре, Государстве.
Цель таких диалогов, как Парменид, Софист, Политик, Филеб или Тимей, скорее в том, чтобы поразмыслить об умопостигаемой структуре реальности и о методах, позволяющих познать умопостигаемое, в частности, о диалектическом методе и процедуре деления.
К понятию идей Платона привело, прежде всего, определение условий истинного познания. С момента создания теории припоминания было установлено, что существует врожденное, но скрытое до поры знание. < > В Кратиле, Сократ утверждает, что сущность вещей, подверженных переменам, «составляет некую прочную основу их самих» (386а). Когда ремесленник делает челнок, он обращается в мыслях к «образу»(природе, идеи, или сущности) этого челнока.
В Федоне четкое разграничение мира незримого, к которому причастна душа, и зримого, в котором существует тело, рассматривается как условие философского поиска. «Погоня за сущим», о которой говорится в Федоне (66d), начинается с мысли о неполноте, заключенной в самой природе ощущения. Отказ от мира чувственного познания, его критическая трактовка – это не только очищение, но и начало движения к умопостигаемому. < >
Платону необходимо постулировать реальность, не допускающую противоречий, не содержащую в себе никакой противоположности, чего нельзя сказать о чувственных воплощениях красоты, справедливости или равенства, — вот излюбленный довод Платона в пользу существования идей.
Платоновские идеи – неизменные и вечные сущие; в них нет различий и противоречий, неизбежных в эмпирическом мире, лишенном подлинной реальности. Более того, идеи обособлены от объектов чувственного мира, пребывают отдельно от них. Но главное, что обособленная идея есть некая единичная реальность, обладающая независимым существованием (Федон, 74а; Гос. V, 475е; Тимей, 27d, 28a-c). Идея – это «то, что есть вещь», нечто вроде сущностного определения, умопостигаемая реальность, собственно логос вещи. Но это не значит, что идея легко доступна для познания. Для того чтобы постигнуть это единое и самотождественное сущее, необходимы умственное усилие, терпение, своего рода отрешение от чувственно воспринимаемых объектов.
Связь чувственного мира с умопостигаемым в общем определяется двумя типами отношений. Это, во-первых, отношение причастности (чувственный мир существует лишь по сопричастности умопостигаемому – единственному объекту истинного познания). Во-вторых, это отношение сходства, или отношение оригинала и копии: идеи представляют собой парадигмы, образцы и архетипы, а чувственные объекты — всего лишь копии идей.
По поводу красоты прекрасной вещи Сократ говорит: «…ничто иное не делает вещь прекрасною, кроме присутствия прекрасного самого по себе или общности с ним, как бы она ни возникла. …все прекрасные вещи становятся прекрасными через прекрасное само по себе» (Федон, 100d). Действительно, уточняет Сократ, ему известен «лишь единственный путь, каким возникает любая вещь, — это ее причастность особой сущности, которой она должна быть причастна» (101с).
Услыхав о книге Анаксагора, в которой Ум всему в мире сообщает порядок и всему служит причиной, Сократ подумал, что «необходимой причиной» каждой вещи является «наилучшее для нее». Итак, единственная истинная причина того, что вещь такова, есть существование идеи, которой эта вещь обязана своим основным качеством. Всё это относится к собственно физической и материальной причинности. Речь идет не о том, что вещи как-либо производятся идеей, и не об эманации от нее, но о прямой причинно-следственной зависимости от идеи.
Идеи – не только подлинные реальности; они в некотором смысле составляют всю реальность. Вещи доступны познанию лишь постольку, поскольку «причастны» идее. (Миф о пещере, кн.7 Государства.)
Истинное знание есть знание Души. Потому процесс познания, по Платону, сводится к припоминанию врожденного знания Души. Человека надо не учить, а спрашивать «и знания он найдет в самом себе» (Платон. Менон, 85d).
P.P.S. …Россию ждет то, что она заслужила.
Мировое сознание поворачивается в сторону СОЦИАЛИЗМА, другого не дано.
Это вектор самой Эволюции.
А цель и идея для народа может быть только одна: СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО, СОЦИАЛИЗМ, КОММУНИЗМ.
Весь мир к этому сегодня уже двинулся (82 страны бастуют против олигархии!), только Россия еще спит! Пассивность, крепостное сознание — бич России!
Однако во всем мире народ сегодня становится ГЛАВНЫМ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ ИСТОРИИ, выходя на авансцену.

****************************************************************************************************

Апокалипсис как избавление 
(…в прозе — пророческий памфлет)
Пополам расколот лед.
Сонная машина,
Тусклый пешеход.
Лица стёрты…
Там, где молодость, — одна досада.
За рулем судьбы маячит человек,
Сам себя не знает, но эмоции он запрягает!
Так качается, плывет мир, словно льдина,
Что от берега ушла… в никуда.
По дорожкам жизни тычется прохожий,
Вдоль прилавков сонный продавец шагает.
Кто-то в полприщура электричкой управляет,
Кто-то, мОзги спрятав в стол, лекции читает,
Кто-то деньги в банках всё считает,
а реальность – тает…
Президент наш важно щеки раздувает,
Он свои слова в «граните отливает»,
Рекламную паузу собою заполняет.
Имиджмейкер по пиару с байкерами разъезжает;
Он пожары с самолета тушит
Под ногами истлевающей страны.
А народ наш спит, иль весело гуляет!
Матом жизнь он воспевает!
Ширпотребный формат золотым каноном процветает,
Но безвременная мудрость РПЦ диалектике нас наущает.
Штат чиновников, докушав голову страны,
Чемоданы собирает.
Куда ж нам плыть?!
Где стропила те, что поднимут к Небесам?
Плоскость с плоскостью сошлась – лязг…,
И третье измеренье раскололось.
Три кита: сила-власть,
Наука и прогресс – по сю сторону от Жизни оказались.
Таблетка науки вывернулась побочным эффектом,
Что сильней самой болезни стал.
Где торговец, где ученый,
Где державный властелин?!! – буль, буль, буль…
И про маскарад теней,
Что кружился на Земле,
во Вселенной все давно уже забыли.
Так технический прогресс
Геометрической прогрессией надгробия предстал.
А Вселенная дверь наглухо закрыла
За экспериментом – как за экскрементом – под названьем
«Человеческая раса»
Телу трансцендентная душа – себя нашла.
И самотождественная, через боль, законом
Жизни стала,
Вечной музыкой восстала.
* * * *
Мир – угарный трактир, дымный шквал,
Зомбой скошенный рот и стеклянный взгляд, —
Чистым вихрем космическим смят!
Не садись человечище за колесницу,
Если править ей не умеешь,
Разнесет и тебя и твой дом-планету. –
Отдавать – ведь не брать!
Как в пыль астероидов превращен Фаэтон,
Эгоизмом тупым был разорван на части.
* * * *
Остывает пожар …
Нравственный Век
перламутровой Негой цветёт,
собирая Друзей на вересковый мед.
* * * *
Человечья глупость фатальна.
Язык её – хамство,
Она защищается, нападая,
Она не знает края,
И потому ей не за что зацепиться,
Падая вниз, в никуда.
Сегодня – за ноосферу летят птицы,
И расступаются облака.
Фиолетово-тонким лучом
Из разорванных туч
Новая Земля
Оправданьем Космосу мерцает…
Маята небытия исчезает…
Берегите ДУШУ, люди,
если жизнь не сберегли!

10.06.2011

Наталья Шлемова, Москва

//https://proza.ru/2014/02/23/568

Один комментарий

  1. https://www.youtube.com/watch?v=RvnxxL4yryE&feature=share&fbclid=IwAR3CS-guUDMlLT-bdSYMydmfzo3cbH5XmhLGi3lCNu0D49mvAr8WPJdPCco

    22.05.2020
    #Фейгин #ФейгинLIVE
    Оккультные тайны Кремля. Беседа с философом Андреем Космач

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *