С Днем знаний!

Дорогие учителя и профессорско-преподавательский состав России и мира!

Дорогие дети и студенты, магистранты и аспиранты!

Поздравляю вас с началом нового учебного года! Пусть он сложится у всех наилучшим образом!

Впереди — кардинальные и прекрасные перемены открывающейся новой реальности, потребующей от нас чистоты и силы Мысли и открытого сердца, способного воспринимать веления Космоса. Знание — наша сила. 

Пусть Школа и ВУЗы станут для всех вторым домом, в который хочется идти.

Успехов вам, доброты, искренности, света и любви!

Шаг и Путь!

Ваш редактор, Наталья Шлемова (с 20-ти летним научно-педагогическим стажем :-)).

****************************************************************************************************

*ПОСЛАНИЕ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ УЧИТЕЛЯМ, ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ К 1 СЕНТЯБРЯ*

Дорогие учителя, дети и родители!
Первое сентября в этом году – особенный день. Мы пережили сложные периоды самоизоляции впервые жизни, и даже не надеялись, что школы примут своих хозяев, то есть вас, в обычном порядке. Потому праздник получается куда более радостным, чем когда-либо.
Я думаю, что пандемия, которая, к сожалению, унесла много жизней, дала нам суровый урок. Мы ещё раз убедились, что ШКОЛА есть лестница для восхождения духа, а не просто учебное заведение, и она должна принимать молодых граждан с обновленным сознанием своих учителей.
Задача не в том, чтобы давать детям знания, этого мало, они должны проникнуться высочайшей культурой, нравом, они должны воспринимать эти ценности от своих учителей и родителей.
Многим хочется быть гуманными, а истинно гуманное образование, говорил великий УШИНСКИЙ, это воспитание духа человеческого.
Милые УЧИТЕЛЯ, стройте ваше отношение ко всем, и к ученикам, конечно, тоже, по зову Мудрости: ЛЮБЛЮ НЕПРАВЫХ В ЖИЗНИ ИСЦЕЛЯТЬ ЛЮБОВЬЮ. Сожгите в себе всякое раздражение, если оно у вас есть, и творите все, и уроки в том числе, по законам КРАСОТЫ.
Милые РОДИТЕЛИ, оставьте понукательную педагогику, если такое есть в вашей семье, и научитесь дружить со своими детьми на началах равноправия. Помните, что ЛЮБОВЬ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ЛЮБОВЬЮ, ВЗАИМНОСТЬ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ВЗАИМНОСТЬЮ. Примите ваших детей как испытателей вашей воспитанности и человечности.
Любимые мною безгранично ДЕТИ, помогайте всем взрослым, которые заботятся о вас, чтобы им было легче вас воспитывать. Поймите их, им трудно в жизни. НЕСИТЕ ВСЕМ В ЖИЗНИ РАДОСТЬ И ОБЛЕГЧЕНИЕ, и такая забота сделает вас необычными людьми, принесет вам удачу и успехи в вашем ВЕЛИКОМ БУДУЩЕМ.
С замечательным праздником вас!
Шалва Амонашвили (С).//Источник: Фейсбук.

Официальный сайт академика Амонашвили: https://амонашвили.рф

*

Поклон!

**************************************************

**************************************************

Приложение

Философией образования в справочниках и учебниках именуется область исследований, размышлений, логических построений и практических рекомендаций, в которых философские методы применяются для прояснения проблем, тем и результатов образования, а также для их обоснования. Этим методам свойственна нацеленность на точность, ясность, последовательность и систематичность размышлений. Многие философы образования озабочены утверждением ценностных суждений и фундаментальных категорий педагогики. Они предпринимают усилия по прояснению и проверке надежности сущностных положений, на которых покоится образовательная теория и практика.
В предмет философии образования входит и изучение того, что писали об образовании философы прошлого. Поэтому предмет философии образования имеет много общего с предметом истории образования. Обе научные дисциплины питают и освещают друг друга.
Наиболее напряженные дискуссии продолжаются ныне по вопросам контроля над учащимися и их поведенческой дисциплиной. Каково понимание философом природы человека, таковы и взгляды на проблемы контроля. Если человек зол от природы, то необходим жесткий контроль, если не зол, то желателен снисходительный, мягкий, разрешающий режим. Относительно природы человека философы никак не могут договориться.
Лучшая дисциплина – самодисциплинирование. С этим согласны почти все. Но одни считают эту цель достижимой через дрессировку, а другие – через сознание и понимание.
Не проясняется и проблема конкуренции и сотрудничества. Дети склонны к соревнованию и превосходству над сверстниками. Никто не знает, врожден ли дух конкуренции или приобретаем. Поощрять (учить соревноваться честно) или подавлять вредные для человека и общества склонности? Соединение обоих подходов приводит к тому, что учащиеся стараются конкурировать успешно, но при этом скрывают самый факт соревнования.
В ходе непрерывных теоретических боёв вырисовывается территория образования для жизни и через жизнедеятельность. Это образование призвано удовлетворить потребности личности, прояснить и украсить жизнь человека. Оно поощряет самостоятельность и свободу самовыражения.
Из целей школы для простых людей исключается слепое послушание, отсутствие жалоб, тренировка механических умений и запоминание без применения. (С) Борис Бим-Бад, академик РАО.//https://www.facebook.com/profile.php?id=100053176923769
*
Спасибо!
_______________________________________
Будущее в его отношении к воспитанию: очерк по философии образования
Б. М. Бим-Бад.
Время бытия осознается только человеком. Вырастая, развиваясь, старея, человек, конечно, понимает, что он подвластен времени как атрибуту субстанции. И он вынужден столкнуться с универсальными свойствами времени – его длительностью, неповторяемостью, необратимостью (в данном случае мы не рассматриваем ни астрономического, ни физического, ни биологического времени).
В переживаемом психологическом времени человека есть прошлое, настоящее и будущее, чего никак нельзя утверждать относительно вечности (естественной или сверхъестественной). До нашего рождения и после смерти есть бесконечность, а времени нет. Время для человека возникает постепенно, не сразу, после рождения, в ходе нормального развития. «Есть три времени: настоящее прошедшего, на¬стоящее настоящего и настоящее будущего… Настоящее прошедшего – это память; настоящее на¬стоящего – непосредственное созерцание; настоя¬щее будущего – ожидание» (Блаженный Августин). И прошлое, и будущее, и скрепляющее их настоящее – непосредственные факты сознания, постигаемые внутренним опытом.
Нас интересует в данном случае по преимуществу психологическое будущее, а настоящее и прошлое входят в зону рассмотрения, поскольку психологически будущее находится в темпоральном континууме. Континуальность времени снимает оппозицию прошлого — будущего, но понимание этого не мешает условному разграничению трех модусов временнóго континуума. Будущее фиксируется в сознании как то, что следует за «теперь», «сейчас». Сначала рассмотрим место и роль грядущего, дальнейшего, следующего, надвигающегося, предстоящего, обещающего, чаемого в жизни человека.
Будущее есть главное в жизненной заботе. «Что день грядущий мне готовит?» Что ждет нас? Что из этого выйдет, какие последствия будет иметь?
Будущее ценно для человека и как актуальное будущее-для-нас, и как неизбежное будущее-без-нас. В обоих случаях человек желал бы заглянуть за завесу времени.
Всякое желание есть желание будущего. Любая программа рассчитана на время ее реализации.
Будущее предвидится, предстоит, грозит, ожидается… Время жизни, продолжительность обучения, срок тюремного заключения – все имеет вектор предстоящего.
Самое могущество человека, взятое в общем виде, есть его наличные средства достигнуть в буду¬щем некоего очевидного блага. (Томас Гоббс).
Очень много совершается человеком ради загробного, будущего мира. Вера обращена к настоящему ради награды/наказания в жизни после смерти. Так, благодать – дар Божий, дар будущий, но обретаемый верой теперь.
Человек есть свое будущее. Это особенно ясно продемонстрировали Хосе Ортега-и-Гасет и Мартин Хайдеггер.
Ортега показал, что наша жизнь, помимо нашего желания, всегда связана с будущим; от настоящего момента мы всегда устремлены к грядущему. «Жить» — это «делать», без отдыха и срока. «Делать» всегда значит «осуществлять будущее». Даже когда мы отдаемся воспоминаниям, мы вызываем их в данный момент, чтобы в следующий достигнуть чего-то, хотя бы удовольствия. Это простое, непритязательное удовольствие показалось нам секунду назад желаемым будущим; вот мы и «делаем» что-то, чтобы его получить. Человек живет в будущем и для будущего.
Человек — существо двойственное: с одной стороны, он то, что он есть; с другой — он имеет о себе самом представления, которые лишь более или менее совпадают с его истинной сущностью. Наши мысли, оценки, желания не могут уничтожить наших прирожденных свойств, но могут изменить их и усложнить. Античные люди подчиняли будущее заповедям прошлого, тогда как мы отводим будущему первое место. Защищая наше государство, мы защищаем наше завтра, а не наше вчера. Народ погибает, если исчезает его вера в будущее. (Ортега-и-Гассет).
Именно будущее отличает человеческое бытие от всякого наличного, вещественного бытия: взятое как забегание вперед, человеческое бы¬тие есть всегда своя возможность, – под¬черкивает и Хайдеггер. Этот момент заботы Хайдеггер обозначил как проект. Человеческое бытие – это бы¬тие, проектирующее само себя. Модус буду¬щего – проект, постоянно на нас воздействующий. Человек – всегда нечто большее, чем он есть в данный момент.
«Первичный феномен исходной и собственной времен¬ности есть будущее». В будущем, в забегании вперед человеческое существование узнаёт себя, обнаруживает себя. Будущее есть нечто наступающее, настающее. Именно в забегании вперед, в своей возможности бытие вместе с тем возвращается к собственному прошлому и к собственному настояще¬му.
Действительно, поздравляют с прожитым, а желают хорошего в будущем.
Экзистенциальный поток времени идет не от прошлого к будущему, но совершенно в об¬ратном направлении: время «временится» из будущего. (Хайдеггер).
Движение мысли от будущего к прошлому и затем к настоящему Жак Деррида назвал «деконструкцией»: «Деконструкция есть движение опыта, открытого к абсолютному будущему грядущего, опыта, по необходимости неопределенного, абстрактного, опустошенного, опыта, который явлен в ожидании другого и отдан ожиданию другого и события».
Деконструкция прокладывает путь, движется вперед и отмечает ве¬хи. Она производит новые правила и условности ради будущих достижений, не довольствуясь теоретической уверенностью в простой оппозиции результат — констатация. Ход деконструкции ведет к утверждению грядущего собы¬тия, рождению изобретения, изобретения будущего. Деконструкция выступа¬ет одновременно и научением открытости будущего — «неистреби¬мым движением исторического открытия будущего, следовательно, опыта самого по себе и его языка» (Жак Деррида).
Движение времени от будущего к прошлому и настоящему осуществляется через постановку цели и реализуется с помощью воли. Желающий, целеполагающий и волящий человек превращает импульс потребности в импульс к дейст¬вию. Ядром волевого акта выступает осознание ценностного содержания и личной значимости цели. Цель деятельно¬сти есть результат рефлексии над потребностью и прогностичес¬ким образом будущего продукта деятельности. По формулировке Уильяма Джеймса, воплощением волевого акта является созидательное усилие «fiat!» — «да будет!»».
Воображение, фантазия. Жизнь фантазии ребенка то более, то менее ясно, но всегда переносится в будущее. Даже совершенно вымышленный и невозможный факт является в качестве ожидаемого и имеющего наступить в будущем. Даже фантазируя о прошлом (как, например, при возбуждении воображения историческими рассказами), ребенок обращает прошлое в перспективу, в будущее.
В этой форме свободное фантазирование из области детской жизни распространяется и на остальную жизнь человека, в более правильном и потому легче поддающемся наблюдению виде; здесь оно становится источником всякой практической деятельности. Планы, проекты, предположения — все это модификации упомянутой деятельности фантазии, в которой берут свое начало и произведения искусств. (Вильгельм Вундт).
Память. Самосознание существует благодаря памя¬ти, которая соединяет прошлое с настоящим и позволя¬ет предвидеть будущее. Память «превращает в настоя¬щее» опыт прошлого и надежду па будущее. Ее посто¬янное присутствие, которое подтверждается даже за¬бывчивостью, – необходимое условие любого челове¬ческого действия. (Блаженный Августин). Все наши «завтра» переходят в категорию «сегодня» и до скончания нашего века перебираются в «вчера». Это непрерывный пожизненный процесс. Амнезия делает невозможным для человека его самостоятельное завтра.
Наконец, само мышление есть работа для будущего. «Поставить пределы умозрению означает предать бу¬дущее». (Альфред Норт Уайтхед).
Свойства будущего как модуса человеческого бытия. Возможное будущее требует его предвосхищения. И будущее вполне предсказуемо в известном диапазоне и при соблюдении условий адекватного предвидения.
Вероятностность будущего исключает жесткий детерминизм в прогнозировании чего бы то ни было. Будущее есть неопределенность, с которой можно работать и даже справляться. Мы можем контролировать свое будущее с той или иной степенью вероятностности.
Предполагая открытость будущему, возможность приобретает смысл, когда она выступает не как нечто неизбежное, а как метод поиска, который позволяет по¬стичь мир в опыте и уберечь человека от разочарования.
При этом приходится принимать во внимание амбивалентность мира и человека. Всего даже один только хюбрис (нео¬бузданность, невоздержанность, бесчинство, буйство), задающий принципиаль¬ную невозможность своего подчинения навязанной извне детерминации, делает адекватным исключительно только вероятностный прогноз поведения человека и группы. Но и вероятностный прогноз есть ценный ориентир для подготовки действия, ибо степень вероятности прогнозируемых событий диктует различные праксиологические модусы.
Составная часть опыта, приобретаемого и накапливаемого человеком, – «поведение» будущего, которое то сбывается в соответствии с ожидаемым, предвидимым, то не сбывается. В этом последнем случае оно становится неожиданным. Знание о «поведении» будущего входят в апперцептивные массы человека, определяя собой содержание его восприятий, реакций и ответных действий. Так, знание об уже состоявшейся смерти человека, запечатленного на фотографии, примешивает горечь к восприятию. «Глядя на фото моей мамы в детстве, я говорю себе: «Ей предстоит умереть», – и дрожу в преддверии катастрофы, которая уже имела место. Подобной катастрофой можно назвать любое фото, является ли смерть его сюжетом или нет.» (Ролан Барт).
Только понимая прошлое как сбывшееся, осуществленное будущее, куль¬тура способна творить, «изготавливать» предстоящее будущее. От предвидения человек переходит к посильному обезвреживанию опасностей. Известно, что умный человек найдет выход из трудного положения, а мудрый не попадет в него.
Будущее как принцип проектирования воспитания. Рождение желанного ребенка есть послание в будущее. И будущее – важнейшая забота воспитания. Слишком многое в настоящем зависит от будущего.
Хорошее будущее ждет наших детей или дурное? Ведь надобно знать! В каком мире останутся жить после нас дети и внуки? «Под натиском будущего начинаются или не начинаются войны, гибнут или процветают племена и страны, создаются или не создаются новые социальные институты» (Олвин Тоффлер).
Чем надобно снабдить человека на дорогу – перед началом самостоятельного действования? Чтобы не загубить таланты, помочь им окрепнуть? Чтобы они грудью встретили будущее и – главное – чтобы они могли его сами выращивать, создавать.
Проектируя воспитание, выстраивая его программу, обосновывая его идеалы, намечая его стратегию и проясняя тактику, педагогика не может не самоопределиться в вопросе о степени своей обращенности к будущему: к ближайшему, которое несет в себе основные пороки настоящего, или – к более отдаленному, желательному, идеальному будущему. Философии педагогики известны три основных типа ответа на эти вопросы.
1. «Основной принцип, из которого должны исходить те, кто составляют планы воспитания, такой: дети воспитываются сообразно не с настоящим, а с возможно более совершенным будущим состоянием рода человеческого, т. е. в соответствии с идеей человечества и его назначения как целого. Значение этого принципа чрезвычайно велико. Родители обычно воспитывают своих детей таким образом, чтобы они могли приспособиться к современным им жизненным условиям, какими бы плохими они ни были. А им следовало бы давать детям воспитание лучшее, чем современное, чтобы стал возможным и лучший мир…
Как значительны и важны вытекающие из этой цели следствия! Все доброе, что есть на свете, берет свое начало в хорошем воспитании. Необходимо, однако, чтобы ростки добра в человеке все более и более развивались, ибо в естественных склонностях человека мы не обнаруживаем злых начал.» (Иммануил Кант).
В этом предложении Канта речь идет о преднамеренно и обдуманно созидаемом будущем. Надобно не приспосабливать детей к ближайшему обозримому будущему требует Кант, а формировать их как членов идеального правового общества всеобщей справедливости, общества умопостигаемого. Это требование Канта имеет в высшей степени радикальный смысл: Кант ставит им перед человечеством дихотомическую альтернативу – или установить такое общество, т. е. реализовать идеал, или отказаться от прогресса, т. е. погибнуть, и третьего не дано.
Нечего надеяться на самопроизвольные мудрость и величие будущих поколений. Они не родятся автоматически из настоящего. Будущее можно только творить, творить сегодня.
Педагогика имеет право на существование как один из видов теории и практики изготовления будущего. Будущее есть по преимуществу педагогическая проблема.
Идея воспитания для созидания будущего заставляет видеть в ребенке залог новых судеб человечества, она говорит одновременно о том, что есть только один способ созидать, творить будущее, – это созидать и творить настоящее и только один способ воспитывать детей – это воспитывать самих себя.
Проблема эта широко дискутировалась в педагогике. Уже в знаменитом капитальном издании Иоахима-Генриха Кампе и других филантропинистов «Всеобщий пересмотр школьного и воспитательного дела обществом педагогов-практиков» (1785-1792) содержалась большая работа П. Виллауме «Нужно ли при воспитании приносить в жертву приспособленности человека к жизни его совершенство, а если нужно, то в какой степени?». Филантропинисты эту проблему теснейшим образом связывали с проблемой прогресса, воспитание – со счастливым будущим человечества, вторя Канту: «Быть может, по мере постепенного улучшения воспитания каждое новое поколение будет делать шаг вперед по пути к совершенству человечества, ибо в воспитании заключена великая тайна усовершенствования человеческой природы. Осознание того, что, благодаря воспитанию, человеческая природа будет прогрессировать и что ей можно придать такую форму, которая соответствовала бы идеалу, воодушевляет и открывает перед нами перспективу более счастливого будущего человечества.»
Воспитание правильно расценивалось и Фихте, вслед за Кантом, как «цепная реакция», как «расходящиеся круги» влияния не только на настоящее, но и на будущее.
2. Чрезвычайно последовательным оказался в истории педагогики поворот мысли И. Г. Песталоцци в решении данного вопроса. Сочетать сегодня с будущим! Принесение настоящего в жертву будущему (сколь угодно прекрасному) чревато самыми разрушительными последствиями.
Несколько глубоко продуманных страниц посвятил этому вопросу Мари Жан Гюйо, который, частности, писал: «воспитание — для грядущего. Оно целиком зависит от нашего знания будущего.
Только сделавшись отцом, но отцом в полном смысле этого слова, т. е. вполне сознательно относясь к воспитанию своих детей, человек начинает жить полной «жизнью сердца».
О, топот детских ножек! в тебе слышен легкий и сладостный шум грядущих поколений, неопределенный и смутный, как само будущее, вершителями которого, быть может, мы явимся, если сумеем воспитать их. Флобер сказал, что жизнь должна быть непрестанным воспитанием, что всему нужно учиться: «как говорить, так и умирать». Предоставленное случаю, воспитание ежеминутно уклоняется на своем долгом пути. Сами родители очень часто не имеют ясного представление о цели воспитание, в особенности, когда дети их еще очень малы.
К какому нравственному идеалу обращают душу ребенка в большей части семей?.. Многие воспитывают своих детей не для самих детей, а для себя. Я знавал родителей, которые не хотели выдавать своих дочерей замуж, чтобы не разлучаться с ними, или не позволяли своим сыновьям готовиться к какой-либо профессии (например, быть ветеринаром), если она не нравилась им – родителям. Удовольствие родителей – вот что в таких семьях преследуется воспитанием детей…
Подлинно благотворное воспитание бескорыстно: ребенка следует воспитывать для него самого, для родины, для всего человечества.»
3. Януш Корчак ясно показал, что детям показано полно проживать свое детство: быть счастливыми здесь и сейчас. Тем самым они готовятся встретить новизну грядущего.
Цели воспитания предстают как предвидение желательного будущего, притом – заведомо разного для воспитателя и воспитанника. Любое должное в педагогике, как, впрочем, и сущее, соотносясь с целями воспитания, предполагает обоснование моделей достойной жизни. Тем самым педагогика наделяется новой мерой ответственности за достоинство будущего.
В качестве науки о должном педагогика есть одна из главных наук о будущем, наук о возможностях мира (наряду с этикой и математикой).
То, что мир не стабилен, не означает, по формулировке Ильи Пригожина, «что он не поддается научному изучению». Детерминистское предсказание в современной науке с ее презумпцией нелинейности развития и отказом от принудительной каузальности сменяется «проблемным описанием» (Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов). Педагогика обладает способностью предвидеть результаты будущих изменений на основе теории вероятно¬стей.
Прогноз как предсказание хода развития на основании наблюдаемых симптомов предполагает выявление этих симптомов, т. е. семиотики и диагностики, гигиенической стратегии и терапевтической тактики.
Будущее как содержание воспитания и обучения. На будущем замешаны содержание и организация воспитания, профилактика опасных тенденций в развитии личности, а также их исправление (терапия, перевоспитание). Диагноз не самоцелен – он необходим для терапевтического проекта – и, как правило, для благоприятного прогноза.
Будущему необходимо учить. Становление идеи будущего у ребенка происходит далеко не сразу и оно зависит от активности воспитанника.: «Когда дитя голодно, оно плачет и протягивает руки к своей кормилице: вот зародыш идеи будущего. Всякая потребность предполагает возможность ее удовлетворения; совокупность таких возможностей мы обозначаем термином «будущее». Время закрыло бы доступ к себе существу, которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось бы… Будущее есть не то, что идет к нам, но то, к чему мы идем» (Гюйо).
Психологический источник понятия времени находится поэтому в осознаваемом зазоре между желанием и удовлетворением. Чувство цели и связанное с ним усилие представляют источник идей причины и действия, действия и последействия.
Умственные способности человека актуализируются и совершенствуются по мере того, как растет его способность адаптации к будущим событиям и аккомодации окружения к себе. Элементарный интерес к будущему сменяется у мыслящего человека возрастающей тенденцией смотреть вперед. (Джеральд Дж. Уитроу).
Если будущее имеет постижимый вектор, то наряду с радостью бытия нам надобно воспитывать и для долгосрочных важных дел. Каких? – Конструктивных, животворных, помогающих выстоять в исканиях своего пути и стать полезными.
Для проживания нами своей жизни важно также то или иное эмоционально окрашенное отношение к осознаваемой нами конечности нашего земного пути.
Справляться с ситуациями неопределенности, которые вызывают повышение тревоги, надобно учить специально, чтобы воспитанники с помощью мышления могли преодолевать страх будущего, его незнаемой природы.
Обучение предвидению становится одним из самых важных компонентов в содержании воспитания. Важно учить открытости к будущему, открытости к когнитивному диссонансу. Ибо знание, основанное на опыте, не исключает приобретения в будущем нового опыта, не согласовывающегося со старым.
Чтобы научить людей планированию жизни и деятельности без фанатизма и без фатализма, полезно совместное планирование предстоящей работы воспитателя/учителя с детьми с учетом вероятностной природы будущего. Постепенно помощь опытного руководителя в составлении и осуществлении планов уменьшается и, наконец, сводится к поощрению самостоятельного распределения событий в обозримом будущем.
©Б. М. Бим-Бад, 2019 г.

2 комментария

  1. Шecть зaпoвeдeй Иocифa Брoдcкoгo

    Отрывoк из знaмeнитoй рeчи Иocифa Брoдcкoгo, кoтoрyю oн прoизнec нa cтaдиoнe в дeкaбрe 1988 гoдa пeрeд выпycкникaми Мичигaнcкoгo yнивeрcитeтa.

    1. Вcячecки избeгaйтe припиcывaть ceбe cтaтyc жeртвы. Кaким бы oтврaтитeльным ни былo вaшe пoлoжeниe, cтaрaйтecь нe винить в этoм внeшниe cилы: иcтoрию, гocyдaрcтвo, нaчaльcтвo, рacy, рoдитeлeй, фaзy лyны, дeтcтвo, нecвoeврeмeннyю выcaдкy нa гoршoк — мeню oбширнoe и cкyчнoe.
    В мoмeнт, кoгдa вы вoзлaгaeтe винy нa чтo-тo, вы пoдрывaeтe coбcтвeннyю рeшимocть чтo-нибyдь измeнить и yвeличивaeтe вaкyyм бeзoтвeтcтвeннocти, кoтoрый тaк любят зaпoлнять дeмoны и дeмaгoги, ибo пaрaлизoвaннaя вoля — нe рaдocть для aнгeлoв.
    Вooбщe, cтaрaйтecь yвaжaть жизнь нe тoлькo зa ee прeлecти, нo и зa ee трyднocти. Они cocтaвляют чacть игры, и xoрoшo в ниx тo, чтo oни нe являютcя oбмaнoм. Вcякий рaз, кoгдa вы в oтчaянии или нa грaни oтчaяния, кoгдa y вac нeприятнocти или зaтрyднeния, пoмнитe: этo жизнь гoвoрит c вaми нa eдинcтвeннoм xoрoшo eй извecтнoм языкe.
    2. Умeйтe прoщaть. Мир, в кoтoрый мы вcтyпили, нe имeeт xoрoшeй рeпyтaции. Этo нe милoe мecтeчкo, кaк вы вcкoрe oбнaрyжитe, и я coмнeвaюcь, чтo oнo cтaнeт нaмнoгo приятнee к тoмy врeмeни, кoгдa вы eгo пoкинeтe.
    Однaкo этo eдинcтвeнный мир, имeющийcя в нaличии: aльтeрнaтивы нe cyщecтвyeт, a ecли бы oнa и cyщecтвoвaлa, тo нeт гaрaнтии, чтo oнa былa бы нaмнoгo лyчшe этoй. Пoэтoмy cтaрaйтecь нe oбрaщaть внимaния нa тex, ктo пoпытaeтcя cдeлaть вaшy жизнь нecчacтнoй. Тaкиx бyдeт мнoгo — кaк в oфициaльнoй дoлжнocти, тaк и caмoнaзнaчeнныx.
    Тo, чтo дeлaют вaши нeприятeли, приoбрeтaeт cвoe знaчeниe или вaжнocть oт тoгo, кaк вы нa этo рeaгирyeтe. Пoэтoмy прoмчитecь cквoзь или мимo ниx, кaк ecли бы oни были жeлтым, a нe крacным cвeтoм. Тaк вы избaвитe клeтки вaшeгo мoзгa oт бecпoлeзнoгo вoзбyждeния. Пeрeключитe кaнaл: вы нe мoжeтe прeкрaтить вeщaниe этoй ceти, нo в вaшиx cилax пo крaйнeй мeрe yмeньшить ee рeйтинг.
    3. Сocрeдoтoчьтecь нa тoчнocти вaшeгo языкa. Стaрaйтecь рacширять cвoй cлoвaрь и oбрaщaтьcя c ним тaк, кaк вы oбрaщaeтecь c вaшим бaнкoвcким cчeтoм. Удeляйтe eмy мнoгo внимaния и cтaрaйтecь yвeличить cвoи дивидeнды.
    Цeль в тoм, чтoбы дaть вaм вoзмoжнocть вырaзить ceбя кaк мoжнo пoлнee и тoчнee. Одним cлoвoм, цeль — вaшe рaвнoвecиe. Ибo нaкoплeниe нeвыгoвoрeннoгo, нeвыcкaзaннoгo дoлжным oбрaзoм мoжeт привecти к нeврoзy.
    Чтoбы этoгo избeжaть, нe oбязaтeльнo прeврaщaтьcя в книжнoгo чeрвя. Нaдo прocтo приoбрecти cлoвaрь и читaть eгo кaждый дeнь, a инoгдa — и книги cтиxoв. Они дocтaтoчнo дeшeвы, нo дaжe caмыe дoрoгиe cрeди ниx cтoят гoрaздo мeньшe, чeм oдин визит к пcиxиaтрy.
    4. Стaрaйтecь быть дoбрыми к cвoим рoдитeлям. Еcли этo звyчит cлишкoм пoxoжe нa «Пoчитaй oтцa твoeгo и мaть твoю», тo прoшy прoщeния. Я лишь xoчy cкaзaть: cтaрaйтecь нe вoccтaвaть прoтив ниx, ибo, пo вceй вeрoятнocти, oни yмрyт рaньшe вac, тaк чтo вы мoжeтe избaвить ceбя пo крaйнeй мeрe oт этoгo иcтoчникa вины, ecли нe гoря.
    Еcли вaм нeoбxoдимo бyнтoвaть co вceми этими «я-нe-вoзьмy-y-вac-ни-грoшa», бyнтyйтe прoтив тex, ктo нe cтoль лeгкo рaним. Рoдитeли — cлишкoм близкaя мишeнь (тaк жe, впрoчeм, кaк брaтья, cecтры, жeны или мyжья). Диcтaнция тaкoвa, чтo вы нe мoжeтe прoмaxнyтьcя.
    5. Стaрaйтecь нe cлишкoм пoлaгaтьcя нa пoлитикoв. Нe cтoлькo пoтoмy, чтo oни нeyмны или бecчecтны, кaк чaщe вceгo бывaeт, нo из-зa мacштaбa иx рaбoты, кoтoрый cлишкoм вeлик дaжe для лyчшиx cрeди ниx. Они мoгyт нecкoлькo yмeньшить coциaльнoe злo, нo нe иcкoрeнить eгo. Кaким бы cyщecтвeнным ни былo yлyчшeниe, c этичecкoй тoчки зрeния oнo вceгдa бyдeт прeнeбрeжимo мaлo, пoтoмy чтo вceгдa бyдyт тe, — xoтя бы oдин чeлoвeк, — ктo нe пoлyчит выгoды oт этoгo yлyчшeния.
    Мир нecoвeршeнeн. Зoлoтoгo вeкa никoгдa нe былo и нe бyдeт. В cвeтe этoгo — или, cкoрee, в пoтeмкax — вы дoлжны пoлaгaтьcя нa coбcтвeннyю дoмaшнюю cтряпню, тo ecть yпрaвлять мирoм caмocтoятeльнo. Нo дaжe в прeдeлax вaшeгo coбcтвeннoгo пирoгa вы дoлжны пригoтoвитьcя к тoмy, чтo вaм, пo вceй вeрoятнocти, придeтcя oтвeдaть в рaвнoй мeрe и блaгoдaрнocти, и рaзoчaрoвaния.
    6. Стaрaйтecь быть cкрoмными. Ужe и ceйчac нac cлишкoм мнoгo — и oчeнь cкoрo бyдeт мнoгo бoльшe. Этo кaрaбкaньe нa мecтo пoд coлнцeм oбязaтeльнo прoиcxoдит зa cчeт дрyгиx. Тo, чтo вaм приxoдитcя нacтyпaть кoмy-тo нa нoги, нe oзнaчaeт, чтo вы дoлжны cтoять нa иx плeчax. Тaк чтo, ecли вы xoтитe cтaть бoгaтыми, или знaмeнитыми, или и тeм и дрyгим, — в дoбрый чac, нo нe oтдaвaйтecь этoмy цeликoм.
    Вceгдa пoмнитe, чтo рядoм c вaми вceгдa ктo-тo ecть — ближний. Никтo нe прocит вac любить eгo, нo cтaрaйтecь нe cлишкoм eгo бecпoкoить и нe дeлaть eмy бoльнo. Нa xyдoй кoнeц, пocтaрaйтecь вcпoмнить, из кaкoгo дaлeкa — oт звeзд, из глyбин Вceлeннoй, вoзмoжнo, c ee прoтивoпoлoжнoгo кoнцa — пришлa прocьбa нe дeлaть этoгo, рaвнo кaк и идeя вoзлюбить ближнeгo, кaк caмoгo ceбя.

  2. Завтра дети в школу пойдут.
    Первоклашки — впервые! я их очень люблю…
    Я желаю им хорошей погоды поутру, радостного настроения,
    сбывшихся ожиданий, встречи с новым и прекрасным миром —
    Общения и Знания! Познания! Милые дети, шаг и путь!
    Растите! Развивайтесь! Мужайте! Не закапывайте свои таланты в землю! И берегите своего Внутреннего Ребенка!))
    БУДЬТЕ!!! Счастья вам!
    Храни вас Богоматерь! Аминь. Ом

    С ДНЕМ ЗНАНИЙ! Всех-всех…и родителей-победителей тоже!
    ___________________________________________________________
    Расскажу: у наших соседей-друзей сыну 7 лет исполнилось, Лев…по Зодиаку ))
    Сказал маме своей на днях: «Это — моя жизнь! Я ею сам распоряжаюсь. Не трогайте меня, не мешайте мне…!» и тд, тп.
    Вот так. 🙂
    _________________________________________________________
    …https://proza.ru/2020/05/28/1184 — Для кого мы работаем?!
    Наталья Анатольевна Шлемова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *