26 июля — День рождения Карла Густава Юнга: жизнь и творчество. Поклон!

Карл Густав Юнг
Психолог, педагог, соратник Зигмунда Фрейда
Источник: https://biographe.ru/uchenie/karl-yung
Швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда.
  • Родился
    26 июля 1875 г., Кесвиль, Тургау, Швейцария
  • Умер
    6 июня 1961 г. (85 лет), Кюснахт, Цюрих, Швейцария
  • В браке с
    Эмма Юнг (1903-1955 гг.)
  • Родители
    Иоганн Пол Ахиллес Джунг
  • Дети
    Марианна Нихас, Агате Нихас, Грет Бауманн
  • Цитата
    Если бы люди больше осознавали, каким строгим универсальным законам подчиняются даже самые дикие и произвольные фантазии.//Википедия
    ******************************************************************************************

Цитаты Юнга

Цитаты Карла Юнга     Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат швейцарского психолога, создателя аналитической психологии Карла Юнга (1875 — 1961).

Он рассматривал психическое и человеческое существование в широком культурном контексте.

Цитаты сведены по темам: я, человек, отношения, психическое расстройство, дети, жизнь, смысл жизни, психика, зависимость, самопознание, любовь, человеческие проявления, жизненная этика, о себе, саморазвитие, религия, брак, смерть, индивидуальное, архетипы, общество, коллективное бессознательное, норма, сны, душа, познание, интеллект, одаренность, взрослые, страсти.

О я

Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать.

Мы встречаем себя на дорогах жизни снова и снова в тысяче обличий.

Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным.

Люди сделают всё возможное, неважно насколько абсурдное, чтобы избежать встречи лицом к лицу со своей душой.

Если мы не осознаем, что происходит у нас внутри, то извне нам кажется, что это судьба.

Человек должен оттачивать искусство беседы с самим собой.

Горе тем, кто живет примерами! Нет жизни в них. Если вы живете в соответствии с примерами, вы живете жизнью этого примера, но кто будет жить вашу жизнь, как не вы сами? Так живите сами.

Персона — это та приспособительная система или та манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром. Так, например, почти любая профессия представляет собой для человека характерную для него Персону. Персона — это то, чем человек на самом деле не является, но о чем он сам и другие люди говорят, что это и есть он.

Мы можем думать, что полностью контролируем себя. Однако друг может без труда рассказать нам о нас такое, о чем мы не имеем ни малейшего представления.

О человеке

Человек — это животное, которое сошло с ума. Из этого безумия есть два выхода: ему необходимо снова стать животным; или же стать большим, чем человек.

К сожалению, слишком многие всегда говорят лишь о том, каким человеку желательно быть, но никогда — о том, каков он на самом деле.

Современный человек на самом деле — это курьезная смесь характерных черт, приобретенных на разных стадиях многовекового процесса умственного развития.

Нельзя объяснять человека односторонне — исключительно его теневыми сторонами. В конце концов, важна ведь не тень, а тело, которое эту тень отбрасывает.

Мы тянемся в прошлое, к своим родителям, и вперед, к нашим детям, в будущее, которого мы никогда не увидим, но о котором нам хочется позаботиться.

Во взрослом застрял ребенок, вечный ребенок, нечто все еще становящееся, никогда не завершающееся, нуждающееся в постоянном уходе, внимании и воспитании. Это — часть человеческой личности, которая хотела бы развиваться в целостность. Однако человек нашего времени далек от этой целостности, как небо от земли.

Наши личности являются частью окружающего нас мира, и их тайна так же безгранична.

Люди растут, как и растения, некоторые в свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а не свет.

Кстати, цитаты о человеке

Об отношениях

Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.

Все отделены друг от друга тайнами, а через пропасти между людьми ведут обманчивые мосты мнений и иллюзий вместо прочного моста признания.

Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе.

Отношение к себе – это одновременно и отношение к ближнему, и никто не может поддерживать отношения с другими, пока не построит их с самим собой.

Познание собственной темной стороны является лучшим методом обращения с темной стороной других людей.

Это факт, который нельзя отрицать: злая выходка других становится нашим собственным злодеянием, потому что она воспламеняет зло в наших сердцах.

Проблемы разрешаются, когда человек начинает понимать, что межличностные конфликты нередко возникают из-за различных способов восприятия мира, а не в следствии эгоцентризма или злому умыслу.

О психическом расстройстве

В основе всех психических заболеваний лежит нежелание испытывать заслуженное страдание.

В любом хаосе существует вселенная, в любом расстройстве – тайный порядок.

Быть сумасшедшим — это социальное понятие; для того чтобы распознать ментальные расстройства, мы пользуемся социальными мерками.

Ранимость есть симптом наличествующей неполноценности.

Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу как гостью и послушай то, о чем она намерена сказать.

Невроз – это всегда замещение закономерного страдания.

Больной ничему не научится, если избавится от невроза, напротив, он может научиться чему то, только страдая от него. Ибо болезнь не является лишним, а потому бессмысленным грузом, болезнь – это сам пациент.

О детях

Дети учатся на примере взрослого, а не на его словах.

Дети, конечно, не столь глупы, как мы полагаем. Они слишком хорошо замечают, что настоящее, а что поддельное.

Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей.

Детей воспитывает то, чем является взрослый человек, а не то, что он говорит. Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих, как, например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, лучше направить его на себя.

Распространенная вера в слова — это настоящая болезнь разума, так как подобное суеверие уводит нас все дальше от основ человека и совращает людей к катастрофической идентичности личности с каким угодно модным лозунгом.

Кстати, цитаты про детей

О жизни

Сама по себе жизнь ничего не означает до тех пор, пока не появляется человек, пытающийся истолковать её явления.

Рассматривай жизнь как сон среди тысячи снов, а каждый сон как некий подступ к действительности.

Самые большие и важные проблемы жизни неразрешимы. Их можно только перерасти.

Печальная правда заключается в том, что жизнь человека состоит из комплекса неумолимых противоположностей — дня и ночи, рождения и смерти, счастья и страдания, добра и зла. Мы не уверены даже в том, что какое-то одно будет преобладать над другим, что добро победит зло, или радость — боль. Жизнь — это поле битвы. Оно всегда существовало и всегда будет существовать, будь это не так, жизнь подошла бы к концу.

Даже счастливая жизнь невозможна без доли мрака, и слово «счастливый» потеряло бы свой смысл, если бы оно не уравновешивалось печалью.

Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада. Двузначность движения заложена в природе маятника.

Кстати, цитаты о жизни

О смысле жизни

Вероятно, верно и то, и другое, как бывает всегда, когда речь идет о метафизических проблемах: жизнь – это смысл и бессмыслица, то есть жизнь имеет смысл и не имеет смысла.

Цель важна лишь в качестве идеи; существенным здесь является делание.

По мере того как человек, изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностью, он теряет смысл своей жизни. По счастью, снисходительная и долготерпеливая природа никогда не вкладывала фатальный вопрос о смысле жизни в уста большинства людей. А если никто не спрашивает, не нужно и отвечать.

Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла.

Дело в том, что человеку обязательно требуются идеи и убеждения, придающие смысл его жизни и позволяющие найти свое место во вселенной. Он преодолеет самые невероятные испытания, будучи убежденным в том, ради чего он это делает. Но когда все неприятности уже позади, он может потерпеть сокрушительное поражение, узнав, что участвует в идиотской и бессмысленной затее.

Кстати, цитаты о смысле жизни

О психике

Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной и все происходящее в космосе, повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве человеческой души.

«Магическое» — просто другое слово для обозначения психического.

Если бы люди больше осознавали, каким строгим универсальным законам подчиняются даже самые дикие и произвольные фантазии.

Психологически демоны не что иное, как интерференции бессознательного, то есть спонтанные врывания бессознательных комплексов в беспрерывность сознательного течения. Комплексы можно сравнить с демонами; они капризно нарушают наше мышление и наши поступки; поэтому в древние времена и принимали тяжкие невропатологические явления за бесовскую одержимость.

Всякий процесс есть энергетический феномен, а энергия может порождаться лишь напряжённым единством противоположностей.

О зависимости

Кто боится, тот нуждается в зависимости, как ослабевший — в опоре.

Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма.

Эмоциональные связи — это наши желания, они несут с собой принуждение и несвободу. Ожидая чего-то от других, мы тем самым ставим себя в зависимость от кого-то.

Человеческие отношения строятся не на дифференциации и совершенстве, поскольку они только подчеркивают различия или приводят к прямо противоположному результату; нет, в их основе лежат несовершенство, слабость, беспомощность и потребность в поддержке, то есть те компоненты, из которых состоит основа зависимости. Совершенство ни в ком не нуждается, в отличие от слабости, которая ищет поддержки и не предлагает своему партнеру ничего такого, что могло бы поставить его в невыгодное положение или даже унизить.

О самопознании

Все, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя.

Твое видение станет ясным, только если ты сможешь заглянуть в свое сердце. Кто смотрит наружу — видит лишь сны, кто смотрит в себя — пробуждается.

Жить в вечном бегстве от себя – тяжкое дело, но жить в общении с собой – дело, предполагающее некое число христианских добродетелей, таких, как терпение, любовь, вера, надежда, смирение, применять которые приходится к самим себе.

Не существует прихода к осознанию без боли.

Психологическое правило гласит, что если внутренняя ситуация не осознается, она превращается во внешние события.

О любви

Любовь — это не сумасшествие. Уместно ли вообще здесь слово «ум»? Это и свет, и тьма, конца и края которым никогда не будет. И никому не избежать этой таинственной силы.

Где правит любовь, там нет желания властвовать, и где господство власти, там нет любви. Любовь — тень власти.

Ядро всякой ревности составляет отсутствие любви.

Думается, вам неоднократно приходилось видеть любящих людей, верящих в свою любовь лишь до тех пор, пока не достигают цели. А затем они отворачиваются, как будто никогда не любили.

Кстати, цитаты о любви

О человеческих проявлениях

Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других.

Большинство людей считают себя очень сведущими в психологии по одной простой причине: психология для них сводится к тому, что они сами о себе знают.

Если героизм становится хроническим, то он оканчивается судорогой, а судорога ведёт к катастрофе или неврозу или к тому и другому.

Здоровый человек не издевается над другими. Мучителем становится перенесший муки.

О жизненной этике

То, чему ты сопротивляешься, остается.

Только наши дела показывают, кто мы такие.

Туфли, подходящие одному, жмут другому; не существует единого рецепта на все случаи.

На бумаге кодекс морали выглядит довольно ясно и стройно. Но тот же документ, записанный на «скрижалях сердца», представляет собой жалкие осколки.

О себе

Моя жизнь — это история самореализации бессознательного.

Порой я ощущаю, будто вбираю в себя пространство и окружающие меня предметы. Я живу в каждом дереве, в плеске волн, в облаках, в животных, которые приходят и уходят, — в каждом существе. В Башне нет ничего, что бы не менялось в течение десятилетий и с чем бы я не чувствовал связи. Здесь все имеет свою историю — и это моя история. Здесь проходит та грань, за которой открывается безграничное царство бессознательного. Я отказался от электричества, сам топлю печь и плиту, а по вечерам зажигаю старинные лампы. У меня нет водопровода, я беру воду из колодца. В этих простых вещах заключается та простота, которая так нелегко дается человеку.

Для меня прежде всего существует человек и индивидуальный подход. И для каждого пациента я стараюсь найти особый язык. Поэтому одни говорят, что я следую Адлеру, другие — что Фрейду. А принципиально лишь то, что я обращаюсь к больному как человек к другому человеку. Психоанализ — это диалог, и он требует партнерства.

О саморазвитии

Развитое сознание обусловливает мировоззрение. Любое осознание причин и целей является пускающим ростки мировоззрением. Любое накопление опыта и знаний означает ещё один шаг в развитии мировоззрения. А создавая образ мира, мыслящий человек изменяет одновременно и самого себя.

Мало ценного в том, чтобы знать, когда другой совершает ошибку. Гораздо интереснее знать, когда ты сам совершаешь её, ибо тогда появляется возможность как-то её исправить. То, что мы могли бы исправить в других, как правило, обладает сомнительной полезностью, если вообще хоть что-нибудь дает.

По-моему, мы действительно научимся кое-чему у Востока лишь тогда, когда поймем, что душа содержит в себе и без того достаточно богатств, чтобы нужно было еще наполнять ее извне, и когда мы ощутим способность развиваться из себя, с Божьей милостью или без нее.

О религии

Неважно, что думает мир о религиозном опыте. Тот, у кого он есть, обладает сокровищем, которое стало для него источником жизни, смысла и красоты и показало ему мир и человечество в целом.

Верите ли вы в Бога? — Я не верю, я знаю.

Неумение адаптироваться к внутреннему миру — столь же тяжкое по последствиям упущение, как и невежество и неловкость во внешнем мире. И лишь ничтожно малая часть человечества, живущая главным образом на том густонаселенном полуострове Азии, что омывается водами Атлантики, и называющая себя «образованными людьми», вследствие недостаточного контакта с природой напала на мысль о том, будто религия — это вид своеобразного духовного расстройства, предназначение которого непостижимо.

Кстати, цитаты о религии

О браке

Брак редко, вернее сказать, вообще никогда не развивается гладко и без кризисов индивидуальных отношений. Становления сознания без боли не бывает.

Сколько браков было испорчено на долгие годы, если не навсегда, из за того, что муж видел в жене собственную мать, а жена в муже – отца, и ни один не признавал реальность другого.

При весьма тщательном исследовании выяснилось, что в брак вступают преимущественно люди, относящиеся к разным типам, и причем, как выяснилось, совершенно бессознательно — для взаимного дополнения.

Кстати, цитаты о свадьбе

О смерти

Смерть, если подойти к ней психологически правильно, есть не конец, а цель, и поэтому человек, перевалив за вершину жизни, начинает жить ради смерти.

Бегство от смерти – это нечто нездоровое и ненормальное, так как лишает вторую половину жизни ее цели.

Культ смерти рационально зиждется на вере во вневременность души, но его иррациональная основа обнаруживается в психологической нужде живых сделать «что-нибудь» для ушедших.

Об индивидуальном

Индивидуальное — вот единственная реальность.

Все наивысшие достижения добродетели, как и величайшие злодеяния, индивидуальны.

Следуйте той воле и тому пути, которые опыт подтверждает как ваши собственные, то есть как подлинное выражение вашей собственной индивидуальности.

Об архетипах

Понятие архетипа выведено из многократно повторявшихся наблюдений, что, например, мировую литературу определяют те мифы и сказки, которые содержат в себе мотивы, вновь и вновь появляющиеся повсюду. Эти же самые мотивы мы встречаем в фантазиях, сновидениях, делириях и безумных идеях современных людей.

Архетипы не только распространяются традицией, языком и миграцией, но спонтанно возникают в любое время, в любом месте, без какого-либо внешнего влияния. Это утверждение имеет далеко идущие следствия, ибо означает, что в каждой душе присутствуют формы, которые несмотря на свою неосознаваемость являются активно действующими установками, идеями в платоновском смысле, предустанавливающими наши мысли, чувства и действия и постоянно оказывающими на них влияние.

Об обществе

Каждый человек становится, не отдавая себе в этом отчета, в определенном смысле хуже, когда он находится в обществе, нежели когда он действует в одиночку; ибо он чувствует поддержку общества и до известной степени освобождается им от индивидуальной ответственности.

Большое общество, состоящее исключительно из прекрасных людей, по нравственности и интеллигентности равно большому, тупому и свирепому животному. Ведь чем крупнее организации, тем более неизбежны их аморальность и беспросветная тупость.

О коллективном бессознательном

В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума.

Инстинкты и архетипы составляют коллективное бессознательное. Я называю это бессознательное коллективным, потому что в нем заключены, в отличие от определенного выше личного бессознательного, не индивидуальные, то есть более или менее уникальные содержания, а содержания, распространенные повсюду и в равной мере.

О норме

Покажите мне психически здорового человека, и я вам его вылечу.

«Нормальный человек» — идеальная цель для неудачников, — для всех тех, кто находится ниже общего уровня приспособленности.

У здорового человека могут быть отклонения, которые посредственности могут показаться психическим заболеванием или же просто означить уровень развития, превышающий ее собственный уровень.

О снах

Сновидение — маленькая, хорошо спрятанная дверь, которая ведет в ту изначальную космическую ночь, которой была душа еще до возникновения сознания.

Я отметил для себя следующую особенность: сны по своей сложности или простоте соответствуют самому сновидцу, сложности структуры его сознания. Только они всегда немного опережают сознание сновидца, предшествуют сознанию.

О душе

Душе нужно ваше безрассудство, не ваша мудрость.

В глубочайшем изумлении и с непередаваемым восхищением я замираю, созерцая бездны и высоты природы человеческой души, чей внепространственный мир таит в себе неизмеримую полноту образов, которые были собраны и органично объединены миллионами лет развития жизни.

Кстати, цитаты про душу

О познании

Сначала всегда обнаруживают факты, а не теории. Теория складывается среди прочего в ходе дискуссии.

Есть истины, которые истинны лишь послезавтра, и такие, что были истинны еще вчера, – а некоторые не истинные ни в какое время.

Об интеллекте

Бывает, руки справляются с загадкой, против которой интеллект бессилен.

Человеку нужно лишь ясно понять, что он накрепко заперт в стенах своего разума и не может выйти за его пределы, даже в безумии, и что облик мира или его богов по многом зависит от его собственного психического состояния.

Об одаренности

Если вы одаренный человек, это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать.

Чем отличается гений от безумца? Безумец видит, но не знает, как это передать. А гений может это переложить на язык сознания.

О взрослых

То, что молодежь находила и должна была находить вовне, человек послеполуденного периода должен найти внутри себя.

Каждая мать содержит в себе свою дочь, а каждая дочь – свою мать. Каждая женщина имеет продолжение позади себя, в своей матери, и впереди себя, в своей дочери.

О страстях

Кто не прошел через чистилище собственных страстей, тот не преодолел их до конца.

Страсти прячутся рядом, в соседнем доме, чего он даже не предполагает. А пламя в любой момент может перекинуться и сжечь дом, который он считает своим.

О разном

Рождающий беспокойство предмет — вот первый шаг к искусству.

Символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение.

У меня есть робкая надежда, что смысл возобладает и победит.

 

Как видим, в цитатах Карла Юнга нашли отражение и псхологические, и психиатрические, и социальные, и культурологические, и педагогические аспекты существования человека.

Цитаты про Юнга

  • Ф. Фицджеральд: Единственный, кого стоило бы послушать, будет великий Юнг, выдержанный, неутомимый, легко переходящий от дебрей антропологии к неврозам у детей школьного возраста.
  • В. Паули: Я рассматриваю его идею о коллективном бессознательном как в общем правильную, а его интерпретацию мандал как существенно верную. Конечно же, не потому, что это сказал великий Юнг (я, в конце концов, не женщина, а вера в авторитеты вовсе не была моей колыбельной), а потому что идея сама по себе кажется мне вероятной. Но нельзя отрицать, что в кругу Юнга существует необычайно сильный инбридинг, результат полного отсутствия творчества и таланта среди его близких друзей.
  • В. Франкл: Надо признать, что религиозные «праобразы» существуют, но они не являются архетипами нашего культурного пространства. Этот мир рисунков и символов не дан нам изначально, мы лишь родились, окруженные им. Отсюда понятно, что эти праобразы не архетипы, а молитвы наших отцов, обряды наших церквей, откровения наших пророков, образы наших святых. (кстати, цитаты Виктора Франкла)

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

 

Источник: Статья Цитаты Юнга с https://burido.ru/868-tsitaty-yunga на сайте Буридо

****************************************************************************************************

Карл Густав Юнг: путь в психологию

Юнг ввёл в обиход такие термины, как «интроверсия» и «экстраверсия», а также разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности.

Гандикап, с которого всё началось

В детстве Карла Густава Юнга окружали люди, наблюдение за которыми дало бы массу материала любому практикующему психиатру. Отец часто пребывал в подавленном настроении. Экзальтированная мать, которая тоже страдала от приступов депрессии, общалась с духами. И мальчик рассказывал, что однажды наблюдал, как из комнаты матери вышла светящаяся фигура, причём голова её была отделена от туловища. В этой семье любили эзотерические практики и уважали оккультизм. Мать, дед и бабка проводили спиритические сеансы. Потом спиритизмом займётся и сам Карл Густав. А вхождение в транс станет одним из значимых методов его практики.

Юнг был необычным ребёнком. Нелюдимый, он не испытывал одиночества: по его словам, в нём уживались 2 человека — мальчик, который не любит математику, и старик в светлом парике. Его насыщенный внутренний мир выступал антитезой внешним тусклым событиям. А ещё ему снились красочные, странные и сложные сны, иногда с чудищами и лихо закрученными сюжетами, которые могли повторяться. Случались и пророческие сновидения. Пройдут годы, и Юнг диагностирует у себя шизофрению, которую к концу жизни сможет побороть.

Сам того не подозревая, Юнг в детстве на себе испытал успокаивающую силу простых ритуальных действий: в обустроенный дома тайник он положил человеческую фигурку и камень и время от времени приносил туда написанные секретным языком записки. Позже этот опыт отразится в работах о коллективном бессознательном и теории психологических архетипов.

Карл Густав Юнг.

Карл Густав Юнг. Источник: mirinteresen.net

Бессознательное и Фрейд

В 20 лет Юнг поступил на медицинский факультет Базельского университета. Некоторое время он не мог определиться с выбором: археология, египтология или антропология. Но всё же перевесила медицина с уклоном в психиатрию. Этот путь был предопределён с детства. После выпуска Юнг какое-то время работал ассистентом Эйгена Блейлера, известного швейцарского психиатра, который занимался изучением шизофрении и определил, что такое аутизм. Но главным для Юнга стало сближение с Зигмундом Фрейдом.

Впервые они встретились в 1907-м. Юнг ещё с университета был знаком с работами Фрейда по психоанализу, они вели переписку, но личное общение (а они проговорили в день знакомства около 13 часов) с этим незаурядным человеком его потрясло. Два деятеля медицины начинают сотрудничество, вместе ведут исследования. Юнг обретает мировую известность как выдающийся, необычайно эрудированный учёный со своими теориями и методами, он много публикуется, выступает с лекциями, становится президентом Международного психоаналитического сообщества. Но подходы и методы двух равновеликих исследователей различались.

Юнг с самой первой встречи определил для себя позиции, по которым он был не согласен с Фрейдом. Со временем выяснилось, что разность взглядов слишком велика. Если для Фрейда бессознательное — это ящик Пандоры, то для Юнга это отправная точка, ребус, который нужно разгадать, потому что в нём ключ если не ко всему, то ко многому. Он разграничил несколько уровней бессознательного: коллективное, национальное, расовое, групповое, семейное и индивидуальное. В 1911 году Юнг опубликовал работу «Психология бессознательного», где изложил свои взгляды. После этого их с Фрейдом профессиональная дружба прервалась: Фрейд посчитал разногласия непримиримыми и препятствующими дальнейшим отношениям. Вдобавок ко всему Юнг отказался присягнуть в верности основным постулатам учителя. У него, к примеру, сексуальность не является источником формирования неврозов. Юнгу важнее были архетипы. Отказ Фрейда уязвил, и больше они не общались. Как отмечали коллеги, Фрейд после разрыва не упоминал имени Юнга, как будто его и не было. Между тем для Юнга наступили непростые времена. Учёное сообщество восприняло резкое прекращение их сотрудничества как сигнал: следует приостановить по возможности работу с Юнгом.

Групповое фото перед Университетом Кларка. Сидят: Фрейд, Холл, Юнг; стоят: Э. А. Брилл, Э. Джонс, Ш. Ференци, 1909 г.

Групповое фото перед Университетом Кларка. Сидят: Фрейд, Холл, Юнг; стоят: Э. А. Брилл, Э. Джонс, Ш. Ференци, 1909 г. Источник: ru.wikipedia.org

«От демонов пока не избавиться»

Юнг отходит от фрейдовского психоанализа и углубляется в аналитическую психологию. Много пишет про архетипы, постулирует определения «интроверт» и «экстраверт», разрабатывает теорию структуры человеческой психики, состоящей из 5 элементов: Я, Анима, Персона, Тень и Самость. Он занят теоретической работой и почти освобождает себя от практики. Но его собственное психическое здоровье расшатано. Он переживает серьёзный душевный кризис, обостряется шизофрения. К нему возвращаются повторяющиеся сны, которые впоследствии он объяснит коллективным бессознательным: выяснится, что подобные сновидения терзали накануне Первой мировой многих. Чтобы каким-то образом облегчить своё состояние, избавиться от «внутренней болезни», Юнг пробует на себе метод активного воображения: он методично записывает все свои мысли в дневниках, фиксирует любые образы, которые спонтанно приходят в голову. Потом он объединит это в очень личную «Красную книгу» — 16 лет заметок и иллюстраций о самом себе.

Со временем Юнг возвращается к активной публичной жизни: вновь ездит с лекциями по миру, сотрудничает с ведущими мировыми университетами, получает почётные степени и звания. После Второй мировой он превращается в «мудрого старца из Кюснахта» — в этом швейцарском городке, где он в начале века поселился со своей семьёй, Юнг и проведёт последние годы жизни.

Источники

  • Остаться светом: психика и культура в мысли Карла Густава Юнга // monocler.ru
  • Карл Густав Юнг: Демонов привлекают массы // monocler.ru
  • Горн Янина. Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда? // psysovet.ru

Источник: https://diletant.media/articles/30215897/

****************************************************************************************************

Чем гениален Юнг. 5 основных открытий психиатра

Карл Густав Юнг.

Карл Густав Юнг. www.globallookpress.com

26 июля 1875 года родился основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Об открытиях, которые сделали психиатра известным во всём мире, АиФ.ru рассказала психолог Анна Хныкина.

Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное

Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.

По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.

По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Как это применяется сегодня?

Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».

Аналитическая психология

Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.Плюс ко всему юнгианцы (так называют себя психологи-приверженцы теории доктора Юнга — аналитические психологи) активно используют спектр других психологических методов: арт-терапия, психодрама, активное воображение, все виды проективных техник (как, например, анализ рисунков) и т. д. Юнг особенно любил арт-терапию — терапию творчеством. Он считал, что посредством непрекращающейся творческой деятельности можно буквально продлевать свою жизнь. С помощью творчества (арт-терапии), любых спонтанных видов рисования, особенно мандал (схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках), высвобождаются глубокие слои психики.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Ортодоксальный психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2–3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается, даже если вы работаете сутки через трое и не имеете возможности соблюдать договорённости по своему рабочему графику. Зато, когда вы изъявите желание выяснить, почему аналитик к вам так несправедлив и не хочет войти в ваше положение, вам будет задана пара вопросов о том, почему в вашей жизни всё так неудобно складывается? А также кто обычно в реальной жизни склонен входить в ваши обстоятельства и подстраиваться под вас?

Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни. Также, помимо диалога, вам могут предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…

Границы и правила общения между аналитиком и пациентом всё равно остаются довольно жёсткими, что определяет качество контакта и, соответственно, работы.

Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.

Концепция психологических типов

Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует . Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Как это применяется сегодня?

Ведущий тип личности для практикующего психолога определить несложно, и это даёт массу информации о человеке, в частности о его способе восприятия и выдачи информации и адаптации к реальности.

Например, если у человека ведущая функция — мышление, ему будет трудно говорить о своих чувствах и ощущениях, он будет всё сводить к фактам и логике. У человека с ведущим экстравертным мышлением жизнь проходит под гнётом чувства справедливости. Чаще всего это военные, директора, учителя (математики, физики). Все они, как правило, тираны, поскольку у них сильно построены причинно-следственные связи, им сложно представить, что по какой-то причине их можно нарушать, они фокусируются всегда на объективных фактах окружающего мира, имеющих практическое значение.

А вот например, человек с ведущей интровертной интуицией будет сосредоточен на внутреннем мире и собственных представлениях о внешней реальности, он спокойно относится к окружающим его людям и предметам, предпочитая проживать свою жизнь внутри, нежели производить впечатление снаружи.

На основании типологии Юнга создана масса упрощённых подобий, самое известное из которых — соционика.

Ассоциативный метод

Началось всё с метода свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, вы должны давать ассоциацию на только что возникшую ассоциацию. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке. Предполагается, что в результате вы должны выйти на свой Эдипов комплекс.

Юнг же однажды обратил внимание на то, что над какими-то словами в ассоциативном ряду люди задумываются дольше, чем над другими. Он подумал, что сильные эмоции вызывают ступор или «кашу в голове», и по этой причине выдать резкую реакцию сложнее. Так родился ассоциативный эксперимент Юнга, который прекрасно показан в фильме «Опасный метод». В данном эксперименте Юнг доказывает, что ключевым значением является именно время, затраченное на построение ассоциации. Позже анализируются слова, которые заставляют задуматься (обычно более, чем на 4 секунды), и интерпретируются смыслы ассоциаций.

Как это применяется сегодня?

В дальнейшем на основании своего ассоциативного эксперимента и фрейдовского свободного ассоциирования Юнг создал метод амплификации, когда вокруг одного образа (ворон в нашем примере) собирается множество ассоциаций, образов из культурного наследия, мифологии, искусства, приводящих пациента к осознаванию комплекса, стоящего за этим.

Теория сновидений

С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.

Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики и аналитические психологи интерпретируют сновидения, и это является частью их работы точно так же, как первичное интервью, активное воображение или ассоциативный тест. Вас могут спросить на первом сеансе психоанализа о ваших самых важных снах или о том, что, возможно, приснилось вам накануне первого визита. Для аналитика это будет очень важная информация, не только диагностического, но и прогностического характера — нередко первый сон в анализе описывает будущую работу.

Источник: https://aif.ru/health/psychologic/chem_genialen_yung_5_osnovnyh_otkrytiy_psihiatra

****************************************************************************************************

35 жизненных уроков от известного психолога Карла Юнга, чтобы понять себя

35 жизненных уроков от известного психолога Карла Юнга, чтобы понять себя   НЕВЕРОЯТНЫЕ ФАКТЫ

Его жизненные уроки заставят вас по-новому взглянуть на свою жизнь.

Карл Юнг был известным швейцарским психологом и психиатром, основавшим аналитическую психологию.

Он разработал такие понятия как интроверт и экстраверт, коллективное бессознательное и оставил огромный вклад в современную психиатрию.

Многие из его цитат стали известны широкому кругу людей.

Читайте также: 20 правил жизни японского самурая, которые перевернут ваше сознание

Они настолько проникновенны и глубоки, что могут полностью перевернуть наше представление о жизни.

Вот, несколько жизненных уроков от известного психолога Карла Юнга.


Карл Густав Юнг

iung-4.jpeg

1. У каждой человеческой жизни есть потенциал, но если этот потенциал не реализовывается, то эта жизнь потрачена впустую.

2. Привилегия жизни состоит в том, чтобы стать тем, кем вы, на самом деле, являетесь.

3. Самые великие и важные проблемы жизни, по большому счету, неразрешимы. Их невозможно решить, их нужно перерасти.

4. Я – это не то, что со мной случилось, я — то, кем решил стать.

iung-5.jpg

5. Даже счастливая жизнь не может быть без темных моментов, и слово «счастье» потеряет смысл, если не будет оттеняться печалью.

6. Чтобы лучшее пришло, хорошему нужно посторониться.

7. Вера, надежда, любовь и проницательность – высшие достижения человеческих усилий.

8. Не существует рецепта того, как нужно жить, который подходит всем случаям.

9. Единственная цель человеческого существования – зажечь свет во тьме обыденного бытия.

Читайте также: 22 подсказки известного ПСИХИАТРА, меняющие ваше сознание

iung-2.jpg

Цитаты Карла Юнга

10. Вы не можете прожить день жизни по программе утра.

«Первая половина жизни посвящена формированию здорового эго, а вторая половина – взгляду вглубь и отстранению от него.»

11. Мы больше не живем сегодняшним днем, а пребываем в темноте будущего.

12. Думать сложно, поэтому большинство людей судит.

13. Все, что раздражает нас в других, приведет нас к лучшему пониманию себя.

14. Там, где правит любовь, нет желания властвовать. Там, где господствует власть, нет любви.

iung-6.jpg

15. Здоровый человек не будет издеваться над другими. Как правило, тот, кого мучили, превращается в мучителя.

16. Вы не можете ничего изменить, если не примите это. Порицание не освобождает, оно угнетает.

17. Ваше сердце знает ответ.

«Где-то в глубине мы знаем, куда должны идти и что делать. Но бывают времена, когда клоун, которого мы называем «Я», так отвлекает, что мы не чувствуем присутствия внутреннего голоса

18. Неправильно значит неправильно, даже если это делают все.

«В глубине души под поверхностью сознания среднего человека, он слышит голос, который шепчет: «Тут что-то не так», как бы сильно ни поддерживали его правоту общественное мнение и нравственные нормы.»

19. Гордость обманчива.

iung-3.jpg

Психология Карла Юнга

20. Во всем хаосе есть космос, в любом беспорядке, есть тайный порядок.

21. Жизнь действительно начинается в 40 лет, до этих пор вы только исследуете.

22. История содержится не в толстых книгах, а живет в крови каждого из нас.

23. Все зависит от того, как вы смотрите на вещи, а не от того, чем они являются сами по себе.

24. Мы не может прийти к осознанию без боли.

Источник: https://www.infoniac.ru/news/35-zhiznennyh-urokov-ot-izvestnogo-psihologa-Karla-Yunga-kotorye-pomogut-vam-ponyat-sebya.html

**************************************************

На нашем сайте, в Библиотеке ЖЕЗ, разделы Психология и Наука, Избранные труды Юнга достаточно представлены. Смотрите/читайте! Познавайте себя!

Мастеру, Гению — неизменный Поклон! Ом

5 комментариев

  1. Мы подготовили 20 цитат, которые помогут вам понять себя и окружающих вас людей.

    1. «Все, что раздражает нас в других, может привести к пониманию нас самих».

    2. «Твое видение станет ясным, только если ты сможешь заглянуть в свое сердце. Кто смотрит наружу — видит лишь сны, кто смотрит в себя — пробуждается».

    3. «Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать».

    4. «То, чему ты сопротивляешься, остается».

    5. «Знание собственной тьмы — лучший способ борьбы с тьмой других людей».

    6. «Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе».

    7. «Маятник ума колеблется между разумом и глупостью, а не между добром и злом».

    8. «Пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью и вы назовете это судьбой».

    9. «Ребенком я чувствовал себя одиноко, и я одинок до сих пор, поскольку знаю и должен объяснять и напоминать людям то, о чем они не знают и в большинстве случаев не хотят знать».

    10. «Обувь, которая подходит одному человеку, жмет ногу другому; рецептов жизни, пригодных для всех случаев, не существует».

    11. «Даже счастливая жизнь не может обойтись без доли темноты, и слово «счастье» навсегда потеряет свой смысл, если не будет существовать рядом с грустью».

    12. «Создание чего-то нового достигается не интеллектом, а игрой инстинкта, действующего по настоятельной внутренней потребности».

    13. «Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада. Двузначность движения заложена в природе маятника».

    14. «У каждой человеческой жизни есть потенциал, если этот потенциал не используется, тогда эта жизнь была потрачена впустую …»

    15. «Все зависит оттого, как мы смотрим на вещи, а не от того, каковы вещи сами по себе».

    16. «Если целью первой половины жизни является развитие здорового Эго, адекватно адаптированного к культуре и окружающей среде, то задача второй половины жизни — достичь чувства символического центра сознания за пределами границ Эго».

    17. «Если вы одаренный человек, это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать».

    18. «Кто не прошел через чистилище собственных страстей, тот не преодолел их до конца».

    19. «Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других».

    20. «Наши личности являются частью окружающего нас мира, и их тайна так же безгранична».//https://mudryemysli.ru/tsitaty/20-glubokih-tsitat-karla-yunga-kotorye-pomogut-vam-luchshe-ponyat-sebya#:~:text=Мы%20подготовили%2020%20цитат%2C%20которые,«То%2C%20чему%20ты%20сопротивляешься%2C%20остается»

  2. https://youtu.be/usZo4YUCblg
    Человечность в бесчеловечные времена. ПСИХОЛОГ АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ. //МГУ ЛОМОНОСОВА.

  3. https://www.youtube.com/live/dAhUSDFnamY?feature=share
    YouTube
    Открытый Форум психологов — СПб 2023

    Прямой эфир состоялся 4 июн. 2023 г.
    Панельная дискуссия «Врачевание ран и поиски трансвитального смысла»
    4 июня / 10:00 — 19:30

    – А. Г. Асмолов «Ментальные войны в оптике психоистории: архетип «вручение себя» и архетип «договора»;
    – Д. А. Леонтьев «Изменение как вызов»;
    – В. А. Петровский «Я есмь»;
    – Т. А. Нестик «Индивидуальная и коллективная временная перспектива в условиях кризиса: от поляризации к совместному будущему»;
    – Б. С. Братусь «Отношение к смерти как маркер развития личности»;
    – К. В. Павлов «Гибкие опоры. Эффективный антикризисный инструментарий»;
    – Т. Ю .Базаров «Психологика готовности к грядущему: восхождение к архаике»;
    – Е. Е. Сапогова «Прекарность: современная метапатология или новая экзистенциальная перспектива развития человека?»;
    – М. М. Решетников «Внеполитический анализ межнациональных отношений»;
    – М. Ш. Магомед-Эминов «Прямая и оборотная стороны травмы: человек между смыслом жизни и смыслом смерти»;
    – В. Ю. Слабинский «Поиск и формулирование трансвитальных смыслов как определяющий признак Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии»;
    – Л. Р. Фахрутдинова;
    – Специальный гость Форума — С. Б. Переслегин «Базовые эмоции: страх, интерес и любовь — и когнитивные пределы».

    Подробнее о программе Саммита: https://psy.su/summit/

  4. Хорошая лекция по Аналитической психологии ЮНГА: https://youtu.be/NI-qXI32Js8?si=QWTJKBsSKNDF02ph

Добавить комментарий для Наталья Шлемова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *