Образование в РФ. Актуальное. Н. Шлемова

Положение в системе науки и образования

Интеллектуальная Москва поднимает голову, а мы?..

Сегодня (2015 г.) в Москве пройдет санкционированный митинг в защиту науки, образования и просвещения в РФ.

Я прослушала по радио «Бизнес FM»  требования  выступающих ученых и полностью согласна с ними.  Да, РАЗГРОМ системы среднего и высшего образования и науки, как и просвещения вообще в России продолжается. На выходе мы имеем безграмотное поколение. О чем нас и предупреждал в середине прошлого столетия испанский философ Хосе Ортега-И-Гассет: восстание масс и разгул массового плебса.

Это и слияние школ, и отсутствие должного финансирования науки, это и разрушительные реформы в РАН, и становление тотальных контроля и монополий за этой сферой со стороны полицейского государства.

Например, профессорско-преподавательский корпус в той же Москве, как и вся бюджетная сфера, настолько принижен рублем и сокращениями штата в половину (как в ВУЗах), что и пискнуть боится: зарплата доцента и кандидата наук — 30.000, но и ее не получить, т.к. у нас на ставку уже никто не работает – сокращения часов и штата, — всех перевели, к примеру, по нашей кафедре философии, как и по другим кафедрам МГПУ (лидер педагогического образования в России) на 0,5 ставки приказом с сентября 2015, но многих уже и ранее, как в МГУ, например. В другой ВУЗ не перейти, часы внештатником не взять – везде сокращения в последние 2-3 года. В школах та же ситуация.

Наука и образование полностью КОММЕРЦИАЛИЗИРОВАНЫ. А это гибель для них.
Г. Греф в апреле текущего делал заявление в ВШЭ о необходимости повального сокращения бюджетных вузов. Чем они и занимаются, начав с массового сокращения профессорско-преподавательского корпуса. При этом на одного реально занимающегося наукой в нашей системе  –  два проверяющих чиновника, не разбирающихся в науке вовсе. «Деревня Глупово», как всегда.

Лично я на Запад читать лекции не поеду, времена изменились, пусть едут к нам и слушают лекции на русском, который наравне с английским может и должен стать языком международного общения.

Если мы сегодня не спасем культуру, Культуре завтра уже некого будет спасать.

Наталья Шлемова, 06.06.2015. Москва

NB! http://www.proza.ru/2014/02/02/1690 — большая статья о философии в ВУЗе.

На митинг вышли 3, 500 человек.  Как правильно отмечает Ирина Прохорова: «Это уже проявление демократии снизу». Становление гражданского общества. И важно установить диалог не только с властью, но и с обществом, консолидируя общество.
Выдвигалось и требование академических свобод – у нас ведь и сильная  редакторская цензура и унизительный контроль, причем некомпетентный, над учебным процессом.
Удивительно, что 1 канал ничего не сказал про этот митинг – «демократия» называется.
Я все узнаю из новостей радио «Бизнес FM».

И еще, в тему.  В СССР мы, почти все, работали не из-за зарплаты, а из любви к делу. Так и сейчас еще работают старые поколения, и мое поколение тоже (лично я никогда не умела зарабатывать, и не научусь уже, ибо есть дела поважнее.).
А молодежь на первое место выставляет требования оплаты труда. Так изменилось наше сознание.

07.06.2015
Н. Шлемова

P.S. Разговаривала сегодня со своими студентами-заочниками, они все преподают в начальной школе.
Так вот что мне рассказывают: часы на литературу в средней школе продолжают сокращать, заменяя «экологией» и физкультурой. Литературные произведения по программе читают в сокращенном варианте.  Инициатива, Путина кажется, что каждый выпускник школы должен на выходе знать текстуально до 100 произведений русской и мировой классики, не работает, что и следовало ожидать. Дети даже в начальной школе читать книги не хотят, сидят в мониторе: игры и пр. Родители сами не читают, что не новость.
В образовании вконец оцифровано содержание. Творчеству не оставлено места. Формализм вытеснил суть.

В общем, всё плохо.  Это на фоне: 18/14 лекционных (и 18 ч. семинаров) часов на философию, историю и культурологию с социологией (две последние дисциплины – еще меньше, 11 часов) в вузе. Историю мировой литературы, кроме как на филфаках, да и то урезано, вообще не читают.
Зато есть такие надуманные дисциплины, как «маркетинг детсада» и др., ими и захламляют учебные программы.
Всё просто: 0,5 % элиты образованных в элитных вузах(3-5 на страну),  остальные, в вузах с бакалавриатом  – рабы, обслуга. Политика «золотого миллиарда».
Чем не контроль из-за бугра?!

 

**************************************************

К реформе образования в России

 «Суть духовной жизни не в том, чтобы называться индуистом, мусульманином, христианином, иудеем, буддистом, сикхом, фарси или вайшнавом.
Суть духовности в том, чтобы очистить своё сердце. Чтобы преобразить зависть, живущую в нашем сердце — в сострадание, жадность — в щедрость, тьму — в свет, эгоизм — в служение, ненависть — в любовь». (Радханатха Свами)               
___________________________
К реформе образования в России. Заметки на полях
* * *  * * *
Предлагаю предмет «Картина мира» — вместо «Основы православной культуры», который, в обязательном порядке в средней школе, с 1 по 11 классы, обсуждается и готовится к принятию в настоящее время.Картина мира, может быть, как известно, мифологической, религиозной, художественной, мистико-теософско-теургической, философской и научной, даже политической.

Здесь уместно и, на мой взгляд, необходимо разработать дисциплинарный СИНТЕЗ (а не эклектику) Основ Духовной Культуры мира (собрать специалистов по всем традициям и, обобщая, развить нечто универсальное и эволюционное в парадигме Единого Знания), с переводом на современный язык, возможно, метанаучный, преодолевающий извечный разрыв между наукой и духовностью, открывающий подходы к пониманию Вселенной, как самосознающей реальности.

По нашему убеждению, именно сознание создает материальный мир, согласно Антропному принципу Вселенной. Но и обратно, внешний мир, культура и цивилизация формируют мировоззрение индивидов.

Обучать — это наука находить ответы в себе, в своем пробужденном сознании.

Если мы уходим на позиции исключительно «основ православной культуры» (которая естественно остается в ядре национального самосознания), помимо того, что мы оказываемся вне огромных исторических этапов развития культуры человечества, в прошлом и будущем, но мы всех, как в добрые советские времена, загоняем в стойло «вечно-живого» учения, и значит, до Универсальной философской/метафизической, равно и Научной картины мира Россия еще не доросла. И нам всем еще далеко до реализации принципа: Познай самого себя и сделай свободный выбор.

Однако время господства одного какого-либо Учения прошло, если вообще когда-либо объективно наступало, помимо идеологической директивы/ретроспективы режимов тоталитарного толка или политических интересов правящих классов.
Нам сама Эволюция над Философией Синтеза работать велела.

В образовании вконец «оцифровано» содержание. Творчеству, как высшей, соприродной божественному способности человека, почти не оставлено места. Формализм вытеснил суть. Где уж тут говорить о «единстве воспитания и образования». Но и церковному подходу в светском образовании не место. (Тем более, что русское православие, пришедшее к нам из Византии на славянском языке и не прошедшее через антично-платонический дискурс, воспитывающий культуру мышления, отличается исторической нетерпимостью к инакомыслию.)

Исконный смысл образования – п р и п о м и н а н и е  врожденного Душе знания, посредством духовной методологии/практики связи с высшей Триадой человека, формирование его духа, воспитание целостной или интегрированной персональности, а не натаскивание к ЕГЭ и узкая прагматическая компетенция, насаждаемая ущербной системой бакалавриата, навязанной России извне. Сегодня напрочь ушла из системы среднего и высшего образования его диалогическая структура как принцип глубокого общения личности учителя и ученика, т.е. ушел институт наставничества, учителя жизни. Общение подменяется интерактивно-визуальными средствами обучения.

Предмет «Универсальные основы мировоззрения» не менее, а более необходим, чем основы одной из религий.

Научиться контакту с Душой, Высшей Триадой человека, слышать и общаться с разумной Вселенной, на мой взгляд, высшая задача воспитания и образования человека — как «припоминания врожденного знания Души», по Платону, содержащей в своей основе матрицу Космической эволюции.

02.08.2016.
Наталья Шлемова

* * * * * *

P.S.  http://www.proza.ru/2014/01/29/878 — в продолжение данной темы.

P.P.S.  «Зло заключается, — пишет Даниил Андреев  в монументальной «Розе Мира» («религии итога»), — именно в такой тенденции, как бы она ни выражалась: стремление к утверждению себя за счет остальных и всего остального.  <…> Ни одно учение не может претендовать на абсолютную истинность. Как и совершенно ложных учений нет и не может быть», — с чем я полностью согласна.

«Это моя простая религия. Нет необходимости в храмах; нет необходимости в сложной философии. Наш собственный мозг и наше собственное сердце являются нашим храмом; а философия — это доброта». (Его Святейшество Далай-лама XIV)

***

«Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных». (А.Эйнштейн)

****
PPPS.  Великая русская литература начиналась с оды «Бог» Г.Р. Державина, но не с призывов к иерократической деспотии, наиболее косной из всех деспотий, тирании догм.

Эпоха Святого Духа (ноосферного мышления) ничего общего не имеет с насаждением знания 7 Вселенских Соборов, отличия церковных праздников между собой, звона колоколов и пр. заматериализованной атрибутики. Ничего общего не имеет с господством одного религиозного эгрегора, в частности, православного, над другим. Мы в каком веке живем?!..

И заметьте, «Православную культуру» в школах хотят расширять за счет часов на общеобразовательные предметы: литературу, биологию, астрономию (изгнанную из школ в 2000г.), математику и др.

Духовность и религиозность – это еще не синонимы.

Возврат в среднюю школу таких предметов, как Живая речь или риторика, Логика, Этика (светская и религиозная), которые были в нашем дореволюционном образовании, насущно необходим, если мы хотим преодолеть ситуацию кризиса умения аналитически мыслить и грамотно высказывать мысли и принимать креативные решения  у подрастающих поколений, у населения в целом.

Возврат в среднюю школу таких предметов, как Живая речь или риторика, Логика, Этика (светская и религиозная), которые были в нашем дореволюционном образовании, насущно необходим, если мы хотим преодолеть ситуацию кризиса умения аналитически мыслить и грамотно высказывать мысли и принимать креативные решения  у подрастающих поколений, населения в целом.

29.11.2016.
Н.А.Шлемова, к.филос.н., доцент общеуниверситетской кафедры Философии и социальных наук МГПУ, Москва

* * * * * * *

Приложение

8 типов интеллекта или Как не профукать будущее своего ребёнка

«Говард Гарднер — психолог, автор понятия «множественный интеллект» — установил, что существует 8 типов интеллекта. Современная система образования делает упор на развитие двух из них, поэтому некоторые школьники остаются неуспешными и не могут впоследствии найти себя.

Также существует «теория желудя», идея которой заключается в том, что природа заложила в каждого определенный потенциал. Понять предрасположенность детей, чтобы в будущем они могли успешно реализоваться, легко, если определить их тип интеллекта.

Лингвистический

Проявляется в любви к слову — письменному или устному. Малыши с таким типом интеллекта с удовольствием слушают сказки и истории любого рассказчика, быстро учатся говорить, писать и читать. Они легко осваивают иностранные языки. В подростковом возрасте обожают читать и писать, делать стенгазеты, брать интервью и писать для школьной газеты, разгадывают словесные головоломки, рассказывают интересные истории. Важно, чтобы их обучение проходило в форме рассказа, дискуссии, совместного чтения книг. В современной школе делают сильный акцент на развитие именно этого типа интеллекта: дети в основном читают, слушают, пересказывают и говорят.

В какой профессии ребенок может реализоваться: писатель, сценарист, драматург, журналист, политик, корректор, переводчик.

Логико-математический

Эти дети испытывают страсть к числам и цифрам. Обычно они хорошо запоминают даты событий, номера телефонов, им нравится решать математические задачки, подсчитывать, вести учет. Они проявляют способности к анализу и синтезу, легко устанавливают причинно-следственные связи, стремятся к систематизации и порядку, легко оперируют абстракциями.

В какой профессии ребенок может реализоваться: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, детектив, логист, медик.

Визуально-пространственный

Эти детки отличаются тем, что часами могут играть деревянными или невыразительными куклами. Они с удовольствием собирают пазлы, любят игры с лабиринтами. Часто у них есть выдуманный друг. У них хорошо развито воображение, часто мечтают и обожают рисовать. Чувствуют цветовые сочетания, рано понимают, что с чем в одежде сочетается, а что нет. Подростки обычно успешны в геометрии, черчении, рисовании и естественно-научных предметах (физика, химия). У них развито пространственное мышление: хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки, быстро читают таблицы и понимают диаграммы. Способны трансформировать пространство — сначала в голове, а потом сделать, например, перестановку мебели. Они видят мир под другим углом зрения, могут предложить несколько вариантов видения.

В какой профессии ребенок может реализоваться: все типы дизайнеров, архитектор, художник, мультипликатор, инженер, изобретатель, скульптор.

Телесно-кинестетический

Для этого типа тело — основной инструмент самовыражения. Движениями и танцем они расскажут о своих эмоциях лучше, чем словами. Инстинктивно они тяготеют к спорту, физическим нагрузкам, они здоровы, сильны, хорошо едят. У них развита мелкая моторика, поэтому им нравится мастерить и находить применение рукам. Любят выступать на сцене. Одной из главных фигур в окружении такого подростка станет тренер-наставник, который будет помогать достигать успехов. Способности этих детей развиваются в соперничестве и конкуренции, поэтому они острее реагируют на поражения и нуждаются в похвале и поддержке.

В какой профессии ребенок может реализоваться: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, клоун, инструктор по спорту, хирург, механик, скульптор, ремесленник, фотомодель.

Музыкальный

Такие детки чувствуют ритм, обладают хорошим слухом, тянутся к музыкальным инструментам. В подростковом возрасте громко слушают музыку, интересуются творчеством музыкантов, с удовольствием ходят на хор или в музыкальную школу. Они способны оценить музыку, быстро запоминают мелодии и воспроизводят их, поют вслух или про себя. Это сочинители и исполнители музыки, иногда раздражают окружающих тем, что начинают отстукивать или притопывать, когда чувствуют ритм.

В какой профессии ребенок может реализоваться: музыкант-исполнитель (пианист, барабанщик), композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор.

Натуралистический

Эти дети тянутся ко всему живому, природа и животные — это их стихии. Им нравятся эксперименты с проращиванием зерен и наблюдение за их изменениями. Они обожают подолгу рассматривать букашек, муравейники, травы и цветы, любят возиться с животными, наблюдать за явлениями природы. В первобытном строе такие люди были отличными охотниками, лекарями, знатоками трав. В подростковом возрасте имеют хорошие оценки по биологии, химии, окружающему миру. Любят ходить в походы и участвовать в экологических акциях.

В какой профессии ребенок может реализоваться: эколог, ветеринар, геолог, исследователь морского дна, сейсмолог, археолог, генетик, лесник, фермер.

Экзистенциональный

Такие дети с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения. Как правило, эмоционально сдержанны, застенчивы. Когда они вырастают, их начинают заботить вопросы жизни и смерти и прочие экзистенциальные вещи. Они способны выдвигать новые теории о происхождении мира и гипотезы о появлении разных национальностей. Интересуются духовными учениями и трудами философов. Они трезво стоят на ногах, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями, следуют инструкциям.

В какой профессии ребенок может реализоваться: психолог, психиатр, профессор и преподаватель философии, агитатор, священник, политик.

Межличностный

Это дети-коммуникаторы, они быстро устанавливают контакт с окружающими, знают, как понравиться, умело используют свое влияние. Хорошо чувствуют людей, их настроения и состояния, умеют быстро перестроиться. Уже с детства прекрасные переговорщики. В подростковом возрасте объединяют вокруг себя людей, становятся душой компании и лидерами, у них много друзей, потому что умны, общительны, обладают чувством юмора и харизмой. Для достижения своих целей используют вербальный и невербальный арсенал: слова, жесты, тело, рисунки. За счет умения чувствовать других людей могут оказать им помощь и поддержку.

В какой профессии ребенок может реализоваться: политик, педагог, оратор, переговорщик, дипломат, менеджер, директор, бизнес-тренер».
_______________________________
______________________________________

Дискуссия о гуманитарном образовании (из Фейсбука)

Татьяна Касаткина:
Думаю я о том, что преподавание истории философии, а не философии, истории богословия, а не богословия, истории теории литературы, а не теории литературы (да, сейчас и это уже так — и это было шагом вперед по сравнению с преподаванием одной общей единственно верной теории — но сейчас уже становится проблемой) — лишает того, кто мог стать философом, богословом и теоретиком главного, что могло его таким сделать — метода. Он никогда не видел, как рождается метод, как работает на его глазах метод. Он только слышал рассказ о его рождении и его работе. Рассказ среди других рассказов о других методах. И из этих рассказов/пересказов всегда исчезает нечто, что обладает способностью зачать в другом ЕГО метод. Такой способностью обладает только зрелище метода, рождаемого и практикуемого на глазах учащегося.
То есть — следовало бы преподавать кроме истории философии — философию, кроме истории теории (литературы и культуры) — теорию, кроме истории богословия — богословие. И это должен преподавать человек, имеющий наглость создавать свой метод. И — да — философ и историк философии — это разные люди и разные специальности. Философ работает не с философскими системами (как историк философии) — а с вещами мира, теоретик — не с историями теорий — а с художественными текстами. И т.д.
Я знаю, что это крайне непопулярная точка зрения.
Буду рада, если те, кто решат это прокомментировать, будут утруждать себя хотя бы минимальной аргументацией.

Наталья Шлемова: Уважаемая Татьяна, философ работает со смыслами/понятиями. Философами рождаются, философоведами становятся. Это общеизвестно. Современный образовательный стандарт не оперирует понятием «метода» в принципе, но — узкой компетенцией (или «натаскать» студента на элементарные навыки, как на ЕГЭ учащегося выпускника). С позиций стандарта, если Вы преподавали в вузе, о знании вообще не идет речь, вводится интерактивность как способ подачи материала. Метод был в Академии Платона: сократический диалог или майевтика. И цель такого метода заключалась в соединении личности ученика с Духовной триадой. То есть, это было д у х о в н о е (но не религиозное!) образование и развитие, допускающее сомнение и критику. П р и п о м и н а н и е врожденного знания Души, — по Платону. Современный образов.стандарт не предусматривает в принципе воспитание духа человека. Нет таких гуманистических задач у постиндустриального общества.)) Есть узкая прагматическая компетенция. Философия, по стандарту, с этого года читается на 1 курсе, в 1 семестре, в объеме 18 лекц. часов и столько же — семинарских. Метод в этом пространстве показать можно, но программу не вычитать. Как показывает практика, методу надо учить не в государственной системе образования (бакалавриат называется), а в частной духовно-философской школе, владеющей методологией универсального знания, соединения конкретного разума личности с высшими духовными структурами. Собственно, метод — это искусство, озарение, художественный или духовный экстаз. Его можно передать только из уст в уста, как эзотерическое знание. А современн.обр.стандарт запечатывает/цементирует мозги и души, а не распечатывает их. За метод, к Вашему сведению, сегодня в большинстве вузов (столичных во всяком случае) изгоняют! Стереотипное, тоталитарное сознание чиновников от науки и образования не дремлет. Ибо метод — это Свобода! что опасно.)) Посему, профессоров философии много, а философии — нет! Аналогичная ситуация в теории литературы (где бахтинский метод? — в архиве, история….). Мы в мертвой парадигме образования завязли. Точка нуля. Ушло Общение, Диалог из системы высшего образования. Навыки, компетенция, прагматика — натаскивание. Стадия полной неопределенности. А в умах чиновников — атавизм. Остается надеяться лишь…! С наступающим хорошим Новым годом! Света метода, его источником может быть только Душа, Дух, Бог. (P.S. Кстати, какую философию или историю философии преподают сегодня на Философском ф-те МГУ: 80% учебной программы отведено под «Философию науки» — дабы угодить минобр.) Альтернативная система образования нужна как воздух.

Александр Седов: Так ведь таких настоящих мыслителей на миллион человек не так много. Они, по возможности, и преподают свой метод. Например, в рамках спецкурса. Или в рамках рассказов о Шерлоке Холмсе.

Наталья Шлемова: Вопрос в том, что таких возможностей всё меньше и меньше становится в условиях нового стандарта: спецкурсы уступают место компетенциям, высосанным из пальца профильным дисциплинам. И причина всему — мракобесие бакалавриата — неполного высшего образования. Практически классического университетского образования сегодня нет.

Светлана Коппел-Ковтун: Свой метод рождается сам. Зачать нужно в человеке не метод, а личность. Погрузить в среду — да, показать других — да, но научить методу можно только чужому. Свой — не извне приходит, а изнутри. Это дар, а не приобретение. Потому всё правильно. Были бы только преподаватели не случайные люди, а любящие своё дело. Хороший ученик найдёт учителя сам среди тех, кого будет изучать, потому что учитель его тоже ищет. Это ведь тайна, как книги нас находят. А Мамардашвили считал, что написанная для меня книга окажет на меня влияние, даже если я её не прочту. Наверное так и есть. Настоящее, творческое в нас — это какая-то единая река света, она течет вне времени и пространства внутри сердец. И когда ученик готов, она приходит к нему и даёт ему в том числе и метод — свой, вне подражаний.

Елена Черникова: Понимаю, как мне кажется, основную трудность. Реализовать предлагаемый Вами подход — рождение метода вживую — значит породить свободного человека, умеющего намного больше, чем требуется от практикоориентированного образованьки с пятьюдесятью тремя компетенциями (извините за матерное слово), рассованными по юнито-модульным карманам.

30.12.2017

Один комментарий

  1. https://echo.msk.ru/news/2690873-echo.html — увольнения преподавателей философии в ВШЭ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *