Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Жизнь и творчество

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (21 января 1905 г., Санкт-Петербург — 7 августа 1993 г., Санкт-Петербург) — русский художник, учёный, писатель, общественный деятель. Член группы художников- космистов «Амаравелла» («Берег бессмертия»). Кандидат технических наук.

Борис Алексеевич Смирнов родился в семье офицера. Получал домашнее образование, учился в Тенишевском реальном училище. В 1917 году семья по службе отца переезжает в Москву, в 1919 — в пригород Москвы Кусково, где почувствовал тягу к рисованию и начал посещать рисовальную школу при Стрелковом училище. Особое влияние на его занятия живописью оказал дядя, известный искусствовед А. П. Иванов.

В 1921 году окончил среднюю школу и поступил на службу в Российское телеграфное агентство. В 1922 году стал учиться на вечернем отделении в Московском инженерно-экономическом институте. 22 октября 1922 года произошла встреча с художником Петром Петровичем Фатеевым, что привело впоследствии к образованию объединения «Амаравелла». В 1923 году его работы представлены на «Выставке пяти» в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина). В это время посещает студию видного художника-реалиста, профессора Ф. И. Рерберга.

Группа «Амаравелла»


Осенью 1922 года, появились первые картины темы «Прозрачность». «В моей жизни неповторимый период – это 1922 год. Я заново увидел мир. И это дало цикл прозрачность. Всё сверкает белизной, чистотой, светом. Мне захотелось выразить чистоту человеческого духа, способность воспринять, принять эту природу. 

«Зимний сон»

«Видение»

«Прозрачность» – цикл, который возник на самой заре моей юности… Это музыка души. Чувство непередаваемой красоты природы. Всё утончено, всё как бы чуть-чуть. Это «чуть-чуть», прозрачность является душой этого цикла» Категория «прозрачности» стала в творчестве художника символом чистого, духовного, прекрасного, эстетической категорией, несущей в себе представление об истинном, светлом, сущностном в природе, человеке и мироздании. Она позволяет нам увидеть ряд постепенно тающих планов, уводя во всё более бесплотные слои. В пейзажах как бы просвечивает Мировая душа, просвечивают творчески переосмысленные духовные общечеловеческие и космические идеи. Вот почему этот цикл так близок, а порой, по своему внутреннему звучанию, сливается с циклом «Космос». «Для духовного начала человека это переход к той «прозрачной пустоте», в которой раскрывается высшее «Я» и происходит слияние с Божественным».

В те годы действовало большое количество художественных выставок, многие из них не рекламировались. Борис Алексеевич говорил: «Здесь я встретил много людей, по всей вероятности, связанных со мною еще в прошлом (в прошлых жизнях). Иначе как объяснить ту легкость общения, внутреннюю симпатию и влечение, возникавшие при первом знакомстве с моими будущими друзьями» А ещё он любил повторять: «Человек сам подготовляет свои встречи».

В 1924 году Борис Алексеевич знакомится с бывшей актрисой Верой Николаевной Пшесецкой (актерский псевдоним «Руна»). Тогда ей было около пятидесяти лет. Для всей формирующейся творческой группы, в состав которой входил Смирнов – Русецкий, Руна стала духовным центром. Знала больше всех, о ней знали меньше всех. Одно время она была где-то на Востоке. «Так или иначе, тогда мы знали только Рериха-художника, она уже знала его как Учителя», — Вспоминал Борис Алексеевич. Руна тогда начала писать загадочные символические картины.

Через Руну расширилось общение с московской литературно- художественной интеллигенцией. Питали творческие искания группы художников накопления культур всех времён и народов: Индии и Китая, Европы и Америки, Древней Эллады и Древнего Рима, Вавилона и Древнего Египта. «Вместе мы чувствовали себя чем-то единым как в художественном, так и в духовном плане, хотя у каждого были индивидуальные пути и в жизни и в искусстве, — говорил Борис Алексеевич, — искусство мы признавали ведущим фактором жизни. Отражение вселенской духовности было непременным условием творчества. Мы рассматривали музыку доминирующим и животворящим началом в ряду всех видов искусств. В этом смысле мы были последователями Чюрлениса, Тагора и теософии».

Летом 1926 года встречается с прибывшим в Москву из-за границы художником Н. К. Рерихом, оказавшим сильнейшее влияние на дальнейшую творческую деятельность. Осенью 1926 года поступил во ВХУТЕМАС, где учился на отделении графики у И. Нивинского, В. Фаворского и Н. Купреянова (в 1930 году, не представив дипломную работу, получил справку о прохождении курса). В 1927, 1928-м годах работы художников «Амаравеллы», в том числе, Смирнова, взявшего художественный псевдоним — Смирнов-Русецкий, попадают на выставки в Нью-Йорке и Чикаго.
В 1930 году поступил в аспирантуру инженерно-экономического института по теме металловедения, но затем по результатам «чистки» направлен на производство. С февраля 1931 года стал работать преподавателем металловедения автогенно-сварочного техникума, в 1933 году ставшего факультетом Московского высшего технического училища. 24 июня 1941 года был арестован, получил за «антисоветскую пропаганду», «связь с русским эмигрантом Рерихом Н. К.» десять лет исправительно-трудовых лагерей. Отбыв срок был сослан (10 ноября 1951 года) в Акмолинскую область.

Из всего можно извлечь полезное. Очень важным оказался контакт с совершенно иным окружением. Происходило более широкое и глубокое постижение человеческой природы. Сердечная забота и участие среди этого гнетущего, полного жестокостей существования исходили не от интеллигенции, а от простых людей. Это был большой урок жизни. Помня слова Архипа Ивановича Куинджи о том, что настоящий художник будет рисовать, даже если его засадят в тюрьму, Борис Алексеевич начал понемногу брать в руки карандаш: на небольших клочках бумаги, огрызками карандашей он делал портреты, пейзажи. Пейзажи тех гулаговских лет, особенно циклов «Боровое», «Алтай», художник продолжал разрабатывать и в 1980-90-е годы.

Освободился в августе 1954 года, 29 сентября 1956 года получил справку о реабилитации «за отсутствием состава преступления» и вернулся в Москву (в мае 1957 года получил прописку). В марте 1957 года поступил в Институт металлургии им. А. А. Байкова АН СССР (в 1962 году защитил кандидатскую диссертацию). По совету друзей перешел в 1965 году в институт ВНИИМонтажспецстрой в качестве заведующего лабораторией сварки специальных сталей и цветных металлов. Позже отказался от этой должности и остался в качестве старшего научного сотрудника до 1973 года, когда вышел на пенсию.

«Что меня привлекало? Красота кристаллического строения. Эта структура подобна письменам. Процесс кристаллизации, нагрева, деформации. Микрофотограмма – открытая книга для металловеда. Но учёный знает лишь маленькую ячейку мира. В этом смысле искусство даёт несравненно больше. Например, язык музыки позволяет так много узнать о внутренней жизни человека! Наука этого не даст. Для меня отдельные ступени жизни были тем полны и важны, что в один период приближали к искусству, в другой – к науке, потом снова – полностью к искусству.» Однако, для Смирнова-Русецкого всё-таки творчество в искусстве было жизнью, творчество в науке – данью обстоятельствам.

С 1957 года встречался с Ю. Н. Рерихом, с 1960 года — с С. Н. Рерихом. С самого начала входил в состав Комиссии по культурно-художественному наследию Н. К. Рериха при Государственном музее Востока (с октября 1984 года), с 1986 года был председателем Московского рериховского общества.
В 1967, 1969 годах прошли персональные выставки картин в Москве, в последующие годы — в музеях Пскова, Костромы, Киева, Новосибирска, Загорска, Звенигорода, Ленинграда. За границей — в Монголии, Финляндии, Германии.

На полотнах Бориса Алексеевича – музыка Красоты мироздания, торжества жизни, устремлённость и вера в великое предначертание человечества, в его космическое будущее.

«Мне хотелось, — рассказывал художник, — показать единство земли и космоса. Не просто космос, как таковой. Вот одна из первых моих работ — «Космическая геометрия», написанная в 27-ом году, была посвящена изображению звёздного неба как явлению беспредельности. Недавно удалось услышать от одного учёного, что сейчас наука отмечает вот эту связь между отдельными галактиками, созвездиями, которая условно как бы обозначается линиями. И я выразил это в космической геометрии. И такая связь реально существует. Существуют какие-то нити, связующие галактику, связующие созвездия. Это лишний раз говорит о том, что интуиция художника может в некоторых случаях опередить мышление учёного».


«У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть недовольство тем, что есть. Такая устремлённость принадлежит к структуре русской души. Странничество – очень характерное русское явление, в такой степени не знакомое Западу…. Странник ищет правды, ищет царства Божия, он устремлён в даль. Странник не имеет на земле своего пребывающего града, он устремлён к граду грядущему. Народный слой всегда выделял из своей среды странников, но по духу своему странниками были и наиболее творческие представители русской культуры… Есть не только физическое, но и духовное странничество. Оно есть невозможность успокоиться ни на чём конечном, устремлённость к бесконечному».

Он утверждал своим творчеством, что человек «свободен в волшебных мирах», может и должен жить в Космосе, может осознать Беспредельность, что Бесконечность и конечность сходятся в Человеке и для него «скучные песни земли уже не могут заменить «звуков небес», «он уходит всё дальше» в просторы Вселенной.

Источники: https://mirkultura.ru; 

https://art.mirtesen.ru/blog/43396428918/ZHizn-dlinoyu-v-vek-Boris-Smirnov-Rusetskiy

«Одинокий ангел»

«Светящиеся миры»

«Ночные силуэты»

«Белуха. Туман»

Устремление. 1924 год
Отражения. 1970 год
Осирис. 1970-е годы
Полусферы. 1980 год
Изумрудный замок. 1983 год

См. статью  Татьяны Бородиной «Б.А. Смирнов-Русецкий. Мастер прозрачности»

https://obiskusstve.com/1148613514066659847/ba-smirnov-rusetskij-master-prozrachnosti/

**************************************

Собрание картин Б. А. Смирнова-Русецкого в коллекции Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха

**********************************************************************

****************************************************************************************

**********************************************************************************

Литература о Борисе Смирнове-Русецком:

  1. Ю.В. Линник. «Хрусталь водолея. «Амаравелла». Петрозаводск. «Святой остров». 1995
  2. З.П. Грибова. «Путь длиною в век». Художник и время. Жизнь и творчество. Б.А. Смирнов-Русецкий. Издательский дом «Агни», Самара. 2003
  3. Художественный альбом «Прощание с Сортавалой». 32 этюда русского художника Б.А. Смирнова-Русецкого. Одесса. «Астропринт». 2005
  4. Б.А. Смирнов-Русецкий. «Письма художника». Одесса. «Астропринт». 2008
  5. В.П. Грибова. Г.В. Галутва. «Художники «Амаравеллы». Судьбы и творчество». Издательство МБА. Москва. 2009