Иван Гончаров стал известен как автор «трилогии о русской жизни» — романов «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». В ней писатель показал быт и нравы «крепостнической России». Долгие годы Гончаров служил чиновником — работал в министерстве финансов, в цензурном комитете. А в 1850-х писатель совершил кругосветное путешествие на военном корабле «Паллада» и после этого написал сборник очерков «Фрегат «Паллада».
Детство и учеба Ивана Гончарова: «8 лучших лет без дела!»
Иван Гончаров родился 18 июня 1812 года в Симбирске (сейчас — Ульяновск) в богатой купеческой семье. Его отец Александр Гончаров владел свечным заводом. Свою мать Авдотью Шацкую писатель описывал как «необыкновенно умную, прозорливую женщину», которая была для него «нравственным авторитетом». Кроме Ивана в семье было еще трое детей: Николай, Анна и Александра.
Когда Гончарову было семь лет, его отец умер. Воспитывать детей Авдотье Шацкой помогал их крестный Николай Трегубов, отставной моряк. Он же первое время занимался их образованием — учил математике, истории, географии. Гончаров вспоминал: «Добрый моряк окружил себя нами, принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцами… Образование его не ограничивалось техническими познаниями в морском деле… Он дополнял его непрестанным чтением — по всем частям знания, не жалел денег на выписку из столиц журналов, книг, брошюр».
С 1820 по 1822 год Гончаров учился в частном пансионе Екатерины Хованской в Симбирске. Там он изучал немецкий и французский языки, Закон Божий. Позднее учебу в пансионе прозаик описывал в романе «Обрыв». А один из первых педагогов Гончарова — протоиерей Федор Троицкий — стал прототипом священника Николая Ивановича, героя той же книги.
Когда Ивану Гончарову исполнилось десять лет, мать отправила его учиться в Московское коммерческое училище. Там уже занимался старший брат писателя Николай. В училище преподавали арифметику, бухгалтерию, право, а также рисование, пение и танцы.
Гончаров отлично учился и часто попадал на «красную доску» — в почетный список отличников. Однако занятия писатель считал неинтересными. Он вспоминал: «Об училище я тоже не упомянул ничего в биографии, потому что мне тяжело вспоминать о нем… Мы кисли там 8 лет, 8 лучших лет без дела!»
По просьбе Гончарова в 1830 году его отчислили из Московского коммерческого училища. Он не хотел становиться бухгалтером, уже тогда он планировал заниматься литературой. Год Гончаров готовился к поступлению в Московский университет. Для этого он даже специально выучил греческий язык, которым раньше не занимался. На экзаменах Гончаров получил отличные оценки и был зачислен на словесное отделение. Об университете он позднее писал: «Мы, юноши, полвека тому назад смотрели на университет как на святилище и вступали в его стены со страхом и трепетом… Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого».
В одно время с Гончаровым в Московском университете учились Александр Герцен, Виссарион Белинский. На словесном отделении с писателем занимался поэт Михаил Лермонтов: «Лермонтов… казался мне апатичным, говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть».
Первые произведения писателя
В 1834 году Иван Гончаров окончил университет и вернулся в Симбирск. Он хотел пожить несколько месяцев у родственников, а затем уехать в Москву. Но по рекомендации Трегубова писатель остался в родном городе и вскоре стал секретарем симбирского губернатора Александра Загряжского. Работу Гончаров называл «скучной»: он встречался с другими чиновниками, разбирал документы. Писатель вспоминал: «Я чувствовал, что стал врастать в губернскую почву».
В Симбирске Гончаров прожил около года, а затем уехал в Петербург. Там он устроился переводчиком иностранной переписки в Министерство финансов. Еще писатель подрабатывал частными уроками латыни и русского языка. Среди его учеников были Аполлон и Валериан Майковы.
Гончаров стал преподавать Валериану и Аполлону то, что еще сравнительно недавно изучал сам на университетской скамье. Прежде всего он прививал мальчикам любовь к изящной стороне жизни, а потому в русской литературе выделял прежде всего несравненного Пушкина. И очень подробно останавливался на античной истории и культуре, заставляя <…> читать греческих и римских авторов… Гончаров, следуя опять-таки за Пушкиным, как никто из русских прозаиков, отталкивается от античной эстетики.
Филолог Владимир Мельник. Из книги «Гончаров»
На литературных вечерах в доме Майковых Гончаров познакомился с Федором Достоевским, Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым. Встречи с ними вдохновили начинающего прозаика, и он стал сочинять литературные произведения. В журналах «Подснежник» и «Лунные ночи» вышли первые рассказы и очерки писателя, среди которых «Лихая болесть», «Пепиньерка», «Лунные ночи». Тогда же Гончаров попробовал себя в поэзии. Он опубликовал стихи «Тоска и радость», «Весны пора прекрасная минула…», которые позднее включил в роман «Обыкновенная история».
В середине 1840-х Иван Гончаров начал писать свой первый роман «Старики». Книгу он не закончил и уничтожил. Писатель считал, что его роман слишком похож на повесть Николая Гоголя «Старосветские помещики».
Следующим крупным произведением Гончарова стал роман «Обыкновенная история» о жизни провинциального дворянина Александра Адуева. Над книгой он начал работать в 1844 году. Уже через два года Гончаров закончил рукопись и передал ее петербургскому чиновнику Михаилу Языкову. Языков прочитал книгу и посчитал «плоховатым романом», но все же передал рукопись Николаю Некрасову, а уже тот показал книгу Белинскому. Критик писал об «Обыкновенной истории»: «Какой… страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!»
В 1847 году «Обыкновенную историю» опубликовали в журнале «Современник», а через год она вышла отдельным изданием. Критики писали о таланте Гончарова, его легком слоге.
Сотрудники литературного и общественно-политического журнала «Современник». Сидят (слева направо): И. Гончаров, И. Тургенев. Стоит слева Л. Толстой
Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех неслыханный! Все мнения слились в ее пользу… Действительно, талант замечательный. Мне кажется, что его особенность, так сказать, личность, заключается в совершенном отсутствии семинаризма, литературщины и литераторства, от которых не умели и не умеют освобождаться даже гениальные русские писатели. Я не исключаю и Пушкина. У Гончарова нет и признаков труда, работы; читая его, думаешь, что не читаешь, а слушаешь мастерский изустный рассказ… А какую пользу принесет она обществу!..
Критик Виссарион Белинский. Из письма Василию Боткину, 1847 год
Путешествие на фрегате «Паллада» и роман «Обломов»
После публикации «Обыкновенной истории» Иван Гончаров начал работу над новым произведением — романом «Обломов». В 1848 году в «Современнике» опубликовали главу из книги «Сон Обломова». Однако Гончаров не был доволен ее текстом. Прозаик постоянно переделывал уже готовые части «Обломова», менял сюжет. Журналисту Андрею Краевскому он писал: «Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить».
Работу над «Обломовым» Гончаров прервал из-за путешествия на фрегате «Паллада». Участники экспедиции должны были заключить торговый договор с Японией, которая тогда была закрыта для иностранцев, а также посетить Аляску и острова Российской империи в Тихом океане. В поездку писателя пригласил адмирал Евфимий Путятин, которому был нужен секретарь. Гончаров должен был вести на корабле судовой журнал, переводить иностранные документы и составлять «летопись похода». О поездке Гончаров писал: «Поехал… затем, чтоб видеть, знать все то, что с детства читал как сказку, едва веря тому, что говорят. <…> Если б я запасся всеми впечатлениями такого путешествия, то, может быть, прожил бы остаток жизни повеселее… Все удивились, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь — я, такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится этой решимости».
В кругосветном путешествии Гончаров пробыл около двух лет — с октября 1852 года по май 1854-го. Прозаик посетил Великобританию, Португалию, Сингапур, Китай. Из поездки он отправлял друзьям и родственникам письма, в которых описывал жизнь в иностранных государствах. Еще Гончаров вел дневник с путевыми заметками. Позднее эти записи стали основой книги очерков «Фрегат «Паллада». В произведение вошли и заметки Гончарова о Сибири и Дальнем Востоке России. Из-за того, что состояние «Паллады» было плохим, писателю пришлось возвращаться в Петербург по суше.
В Петербург Иван Гончаров вернулся в феврале 1855 года. Через несколько месяцев в журнале «Отечественные записки» вышел его первый рассказ о путешествии на «Палладе» — «Ликейские острова». В следующие несколько лет очерки выходили в журналах «Современник», «Морской сборник» и «Русский вестник». А в 1858 году они вышли отдельной книгой под названием «Фрегат «Паллада».
Вернувшись из путешествия, Гончаров перешел на работу в министерство народного просвещения. Писатель получил должность цензора, на которой проработал одиннадцать лет. Обязанности не мешали Гончарову заниматься литературой. Он вновь стал работать над «Обломовым», а в 1858 году закончил черновик романа. О книге писатель говорил: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало». Еще год Гончаров редактировал роман.
«Обломова» издали в 1859 году. Критики хвалили писателя за правдивый образ доброго, но ленивого помещика Ильи Обломова и достоверное изображение России. Они считали, что главный герой романа стал воплощением русского национального характера, а обломовщина, то есть личностный застой и лень, — общероссийское явление. Николай Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» писал: «Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни… Не обширную сферу избрал Гончаров для своих изображений. Истории о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип».
Цензор, главный редактор, автор «Обрыва»
После публикации «Обломова» Иван Гончаров начал писать новый роман, «Обрыв». Прозаик задумал его еще в конце 1840-х, во время жизни в Симбирске, и работал над книгой около 20 лет.
Писатель долго прорабатывал образ «светского человека» Бориса Райского. Из-за того, что Райский казался Гончарову «непонятным характером», он постоянно медлил с написанием.
Труднее всего было мне вдумываться в этот неопределенный, туманный еще тогда для меня образ, сложный; изменчивый, капризный, почти неуловимый, слагавшийся постепенно, с ходом времени, которое отражало на нем все переливы света и красок. Я должен был его, больше чем кого-нибудь, писать инстинктом… И это началось с 1855 года (роман задуман был в 1849 году), когда я после 14-летнего отсутствия приехал повидаться с родственниками на Волгу. Тут… я увидел еще не отживший тогда патриархальный быт и вместе новые побеги — смесь молодого со старым. <…> Я унес новый роман, возил его вокруг света в голове и в программе, небрежно написанной на клочках.
Иван Гончаров. «Литературно-критические статьи и письма»
В 1860-х работа над «Обрывом» шла еще медленнее из-за работы Гончарова. В 1860 году писатель стал членом-корреспондентом Академии наук по разряду русского языка и словесности. А вскоре его назначили редактором правительственной газеты «Северная почта». Гончаров писал своей сестре Александре Кирмаловой: «Работа поглощает меня всего… Равнодушие ко всему делает меня до того прилежным, что министр третьего дня выразил удивление, сказав, что он… ожидал всего, кроме трудолюбия, считая меня за Обломова. <…> Никуда не хожу, ничего не читаю, кроме «Северной почты», а там… читать нечего, да и не нужно. Эта газета не для чтения, а для узнания официальных новостей и кое-каких статистических сведений».
Продолжал Гончаров работать и как цензор. Другие писатели невзлюбили его за консерватизм. Гончаров запретил несколько статей «Современника» и «Русского слова», потому что они не соответствовали инструкциям цензурного ведомства.
В 1867 году из-за ухудшившегося здоровья Иван Гончаров подал в отставку. Это позволило ему вернуться к работе над «Обрывом». Роман он называл «дитя моего сердца» из-за того, что писал произведение слишком долго.
«Обрыв» начали публиковать в «Вестнике Европы» в 1869 году. Гончаров остался недоволен романом, Афанасию Фету он писал: «Я слишком долго носил его под ложечкой, оттого он и вышел большой и неуклюжий. Я его переносил».
Критики объединили «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» в трилогию. Во всех книгах Гончаров описывал жизнь в Российской империи до Великих реформ Александра II. Однако именно «Обрыв» назвали самым слабым произведениям прозаика. Критики обвиняли книгу в затянутости и неудачной композиции, называли ее несвоевременной и считали, что ее нужно было выпустить еще в 1850-х. Юрист и друг Гончарова Анатолий Кони писал: «Медлительному, но творческому духу Гончарова была несвойственна лихорадочная потребность высказываться по возможности немедленно, и этим в значительной степени объясняется гораздо меньший успех «Обрыва» сравнительно с двумя первыми его романами: русская жизнь опередила медлительную отзывчивость художника».
Личная жизнь: «С меня сходило всё как с гуся вода»
Иван Гончаров никогда не был женат. Анатолию Кони он писал: «Поклонник, по художественной природе своей, всякой красоты, особенно женской, я пережил несколько таких драм и выходил из них, правда, «небритый, бледный и худой», победителем, благодаря своей наблюдательности, остроумию, анализу и юмору. Корчась в судорогах страсти, я не мог в то же время не замечать, как это всё вместе взятое глупо и комично. Словом, мучаясь субъективно, я смотрел на весь ход такой драмы и объективно — и, разложив на составные части, находил, что тут смесь самолюбия, скуки, плотской нечистоты, и отрезвлялся, с меня сходило всё как с гуся вода».
В студенческие годы Гончаров был влюблен в Юнию Гусятникову, родственницу Майковых. С ней прозаик познакомился в 1833 году. Однако предложение Гусятниковой он не сделал. Она вышла замуж за чиновника Александра Ефремова. Много лет писатель переписывался с ней; именно Гусятниковой Гончаров одной из первых читал отрывки из «Обломова» и «Обыкновенной истории».
В середине 1850-х Гончаров познакомился с Елизаветой Толстой. Прозаик считал, что в ней сочетаются «красота ума» и «грация чувства». Толстой он писал: «Прекраснее Вас нет женщины в мире, следовательно, нет нигде». Гончаров хотел сделать ей предложение, но Толстая была влюблена в своего двоюродного брата Александра Мусина-Пушкина. Она даже обратилась к писателю, чтобы тот добился разрешения на этот брак. В Российской империи жениться близким родственником запрещалось. Однако у Гончарова были знакомые в Синоде, которые помогли Толстой и Мусину-Пушкину вступить в брак. Елизавета Толстая стала прототипом Ольги Ильинской из романа «Обломов».
Последние годы жизни
После неудачи с «Обрывом» Иван Гончаров решил не браться за новое крупное произведение. Он публиковал небольшие очерки, среди которых «Поездка по Волге», «Литературный вечер», «Май месяц в Петербурге». Писал он и критические статьи о классических русских произведениях. В 1872 году в журнале «Вестник Европы» вышли размышления Гончарова о пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума». Статье писатель дал название «Мильон терзаний» по фразе Чацкого, главного героя комедии.
Гончаров много переписывался с другими писателями, бывал на литературных вечерах. По приглашению великого князя Константина Николаевича прозаик преподавал его детям русский язык.
В конце 1870-х Гончаров решил переделать сборник очерков «Фрегат «Паллада». Он добавил в книгу новые главы, убрал ненужные подробности, исправил стилистические ошибки. Гончаров писал: «Романы пишутся для взрослых, а взрослые поколения меняются, следовательно, и романы должны меняться… Книга моя (путешествие) нравилась прежнему поколению детей, пригодится и нынешнему».
После того как вышла новая версия «Фрегата «Паллады», Гончаров почти ничего не писал. У него появились проблемы со здоровьем. Писатель плохо видел, а в середине 1880-х даже ослеп на один глаз. Он почти не покидал свою квартиру, не бывал на литературных вечерах и не встречался со знакомыми.
В восьмидесятых годах в Петербурге… можно было видеть маленького старичка с палкой, в синих очках, неторопливо совершающего свою обычную прогулку. Он не замечал, или старался не замечать, проходящих. Только иногда, сидя на скамейке Летнего сада, поглядывал он менее строго на гуляющих и с подходящими знакомыми вступал даже в разговоры. Это был автор «Обломова» и «Обрыва» — Иван Александрович Гончаров. От прежнего Гончарова, каким его знали и рисовали современники, остались только слабые искры. Ворчливый, привередливый, замкнутый в своей маленькой квартире на Моховой, он всех чуждался. Его уважали, но звали чудаком и как будто избегали.
Писатель Петр Гнедич. Из сборника воспоминаний «Книга жизни»
24 сентября 1891 года Иван Гончаров сильно простудился. Анатолий Кони вспоминал: «Я посетил его за день до его смерти, и при выражении мною надежды, что он еще поправится, он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в котором еще мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твердым голосом: «Нет, я умру!» Через три дня писатель скончался от воспаления легких. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В советское время могилу Ивана Гончарова перенесли на «Литераторские мостки» Волковского кладбища.
Интересные факты
Иван Гончаров стал участником одного из первых в России скандалов по поводу авторских прав. Писатель обвинил в плагиате Ивана Тургенева. По мнению Гончарова, Тургенев сделал из его «Обрыва» сразу несколько романов — «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети». В 1860 году писатели устроили третейский суд, на котором их друзья — литературные критики Павел Анненков, Александр Дружинин, Степан Дудышкин и цензор Александр Никитенко — решили, что Тургенев не воровал идеи Гончарова. Все сходства романов они объяснили «одной и той же русской почвой» сюжетов.
Из-за того что Гончаров долго работал над всеми своими произведениями друзья дали ему прозвище «принц де Лень». Оно так понравилось прозаику, что позднее он сам подписывал свои письма «Гончаров, иначе принц де Лень».
Гончаров был очень привязан к своей собаке по кличке Мимимишка. Писатель Ростислав Сементковский вспоминал: «Собака небольшая, мохнатая, чистенькая, с умными глазами. Она ни на шаг не отходила от своего хозяина, стояла около него, когда он стоял, ложилась, когда он садился, свертывалась калачиком, когда он вел продолжительную беседу». Несколько раз из-за болезни Мимимишки Гончаров откладывал выпуск «Северной почты».
Привязанностью писателя к собаке воспользовался художник Иван Крамской. Он хотел написать портрет Гончарова, но прозаик отказывался позировать. Писатель согласился только после того, как художник подарил ему рисунок Мимимишки.
Источник: https://www.culture.ru/persons/8194/ivan-goncharov
**************************************************************************************
Цитаты Гончарова
О любви
Любовь менее взыскательна, нежели дружба, она даже часто слепа, любят не за заслуги. Но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, что ни определить, ни назвать нельзя.
В любви равно участвуют и душа, и тело; в противном случае любовь неполна: мы не духи и не звери.
Любить — значит не принадлежать себе, перестать жить для себя, перейти в существование другого, сосредоточить на одном предмете все человеческие чувства — надежду, страх, горесть, наслаждение; любить — значит жить в бесконечном.
Любовь не забывает ни одной мелочи. В глазах её всё, что ни касается до любимого предмета, всё важный факт.
Влюбленные все таковы: то очень слепы, то слишком прозорливы.
Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же великие умы.
Любовь — претрудная школа жизни.
Ах, если бы испытывать только эту теплоту любви да не испытывать ее тревог!
Дело сделано: она уже любила, и скинуть с себя любовь по произволу, как платье, нельзя.
В любви нет покоя, и она движется все куда-то вперед, вперед.
Нет, любят только однажды!
Сильный сильного никогда не полюбит: такие, как козлы, лишь сойдутся, сейчас и бодаться начнут!
Мудрено! С Адама и Евы одна и та же история у всех, с маленькими вариантами. Узнай характер действующих лиц — узнаешь и варианты.
Ревность мучительнее всякой болезни, особенно ревность по подозрениям, без доказательств.
О человеческих проявлениях
То, что иногда кажется врождённой скромностью, отсутствием страсти — есть только воспитание.
Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве…
Есть такие люди, в которых, как ни бейся, не возбудишь никак духа вражды, мщения и т. п. Что ни делай с ними, они всё ласкаются. Впрочем, надо отдать им справедливость, что и любовь их, если разделить её на градусы, до степени жара никогда не доходит. Хотя про таких людей говорят, что они любят всех и потому добры, а в сущности они никого не любят и добры потому только, что не злы.
Самолюбие – почти единственный двигатель, который управляет волей.
Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание.
Тщеславие и грубое излишество в наслаждениях — вот отличительные черты роскоши.
Хитрость близорука: хорошо видит только под носом, а не вдаль и оттого часто сама попадается в ту же ловушку, которую расставила другим.
Это уловка лукавых людей предлагать жертвы, которых не нужно или нельзя приносить, чтоб не приносить нужных.
О женщинах
Женщина бывает сострадательна, нежна, честна, справедлива только с тем, кого любит, и безжалостна ко всему остальному.
Женщины любят иначе, нежели мужчины, нежнее, сильнее. Для них любовь — всё.
В женской половине человеческого рода… заключены великие силы, ворочающие миром. Только не поняты, не признаны, не возделаны они ни ими самими, ни мужчинами и подавлены, грубо затоптаны или присвоены мужской половиной, не умеющей ни владеть этими великими силами, ни разумно повиноваться ими от гордости. А женщины. Не узнавая своих природных и законных сил, вторгаются в область мужской силы – и от этого взаимного захвата – вся неурядица.
Недаром говорят, что женщинам верить нельзя: они лгут и с умыслом — языком, и без умысла — взглядом, улыбкой, румянцем, даже обмороками.
Умные женщины любят, когда для них делают глупости, особенно дорогие. Только они любят при этом не того, кто делает глупости, а другого.
Зрелые девы, перестав мечтать, сосредотачивают потребность любить — на кошках, на собачонках, души более нежные — на цветах.
Глупая красота — не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд — красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие.
Студенты все влюблялись в нее, по очереди или несколько в одно время. Она всех водила за нос и про любовь одного рассказывала другому и смеялась над первым, потом с первым над вторым.
О жизни
О, как грустно разглядеть жизнь, понять, какова она, и не понять, зачем она!
Мудрено и трудно жить просто.
Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь — не сад, в котором растут только одни цветы.
Жизнь — борьба, в борьбе — счастье.
Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба.
Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить.
Глядишь, кажется, нельзя и жить на белом свете, а выпьешь — можно жить!
Чтоб испытывать глубже новое, не похожее ни на что свое, нужно, чтоб тут же рядом, для сравнения, была параллель другой, развитой жизни.
Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья.
О дружбе
Если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу все, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит вы не верите по-настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга.
Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.
Дружба вьёт гнездо не в нервах, не в крови, а в голове, в сознании.
Между мужчиной и женщиной нет и не может быть дружбы, что называемое дружбой между ними — есть не что иное, как или начало, или остатки любви, или наконец, самая любовь.
Дружба — вещь хорошая, когда она — любовь между молодыми мужчиной и женщиной или воспоминание о любви между стариками. Но боже сохрани, если она с одной стороны дружба, а с другой — любовь.
Дружба утонула в любви.
О счастье
Счастье соткано из иллюзий, надежд, доверчивости к людям, уверенности в самом себе, потом из любви, дружбы…
Да разве после одного счастья бывает другое, потом третье, такое же?
У меня счастье пересиливает боязнь.
Странен человек! Чем счастье ее было полнее, тем она становилась задумчивее и даже… боязливее.
Верьте же мне как я вам верю, и не сомневайтесь, не тревожьте пустыми сомнениями этого счастья, а то оно улетит. Что я раз назвала своим, того уже не отдам назад, разве отнимут.
Надо его ударить бревном по голове, тогда он и узнает, что счастье было, и какое оно плохонькое ни есть, а все лучше бревна.
Об отношениях
Короткое, ежедневное сближение с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками.
После первых радостей начнётся ревность, сцены примирения, слёзы. Живучи вместе, надоедите друг другу смертельно, а расстанетесь — вдвое заплачете.
Остерегаться не мешает: если окажется негодяй — не обманешься, а порядочный человек — приятно ошибёшься.
О литературе
Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.
Изображать одно хорошее, светлое, отрадное в человеческой природе — значит скрадывать правду… Света без теней изобразить нельзя.
Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.
О воспоминаниях
Воспоминания — или величайшая поэзия, когда они — воспоминания о живом счастье, или — жгучая боль, когда они касаются засохших ран.
Воспоминания — один только стыд и рвание волос.
Вообще большая ошибка — стараться собирать впечатления; соберёшь чего не надо, а что надо, то ускользнёт.
О питании
Человек, конечно, властелин земли, но он также и раб своего желудка.
Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу!
У мужиков не бывает аппетита. Аппетит вырабатывается праздностью, моционом и негой, голод — временем и тяжкой работой.
О человеке
От людей можно скрыться, а от себя куда уйдешь?
Ведь «хороший тон» не велит человеку быть самим собой. Надо стереть с себя всё своё и походить на всех!
Гордость, человеческое достоинство, права на уважение, целость самолюбия — всё разбито вдребезги! Оборвите эти цветы с венка, которым украшен человек, и он сделается почти вещью.
О браке
Мы не выходим замуж, нас выдают или берут.
Ведь есть же этакие ослы, что женятся!
Да, страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе…
О сердце
Сердце — преглубокий колодезь: долго не дощупаешься дна. Оно любит до старости.
У сердца, когда оно любит, есть свой ум… оно знает, чего хочет, и знает наперед, что будет.
Уж давно доказано, что женское сердце не живёт без любви.
О познании
Мудрость — это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, это гармония идей с жизнью.
Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
О мужчинах
Мечты, игрушки, обман — все это годится для женщин и детей, а мужчине надо знать дело, как оно есть.
Это дурная черта у мужчин — стыдиться своего сердца. Это тоже самолюбие, только фальшивое. Лучше бы они постыдились иногда своего ума: он чаще ошибается.
Об уме
Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь.
Ничто не мешает думать и лежа.
О фантазии
Фантазия — это своего рода такой паровик, что дай бог только, чтобы котел не лопнул.
Что фантазия создает, то анализ разрушает, как карточный домик.
О разном
Матери не ожидают наград.
Молодость должна быть тревожна, кипуча, иногда сумасбродна, глупа.
Не полюбивши долга, нельзя его исполнить.
Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет.
Китайцев везде много: они и купцы, и отличные мастеровые, и рабочие. Я удивляюсь, как их еще по сю пору нет на мысе Доброй Надежды? Этому народу суждено играть большую роль в торговле, а может быть и не в одной торговле.
Природа слишком сильна и своеобразна, чтобы взять ее, так сказать, целиком, померяться с нею ее же силами и непосредственно стать рядом; она не дастся.
Источник: https://burido.ru/900-tsitaty-goncharova на сайте Буридо
*****************************************************
************************************************************
Фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» 1979 г.
*******************************************************************************
Гончаров Иван — все книги автора
**************************************************
Дополнение:
Принц де Лень. Факты, которых вы не знали об Иване Гончарове — авторе «Обломова».
Екатерина Иосифова. 18.06.2022//https://mel.fm/zhizn/istorii/9608521-prints-de-len-fakty-kotorykh-vy-ne-znali-ob-ivane-goncharove—avtore—oblomova
*
«Свет мал, а Россия велика». Иван Гончаров
Необыкновенная история Ивана Гончарова, первым из русских классиков проехавшего сквозь Сибирь — https://godliteratury.ru/articles/2022/06/18/svet-mal-a-rossiia-velika-ivan-goncharov
*
И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества
Сергей Исправников — https://proza.ru/2021/08/08/1375
**********************************
…в каждом из нас живет Обломов…да. 🙂 Но люблю Обломова больше практичного дельца Штольца.
С Днем рождения Мастера! Поклон!
https://youtu.be/8elS-9dwnQQ. // Ченелинг, уход человечества.
… у нас большая часть «трезвых» людей под президента легли…а Природа, как известно, неизлечимо больных выбраковывает.
Скорблю!
https://gigabaza.ru/doc/93430.html — И. А. Гончаров в высказываниях современников и критиков
P.S. Поворчю немного, в 50+ можно… 🙂
В наше время и в бумаге-то книги трудно было достать, не говоря уже о электронных версиях. А сегодня — пожалуйста, любой формат вам: аудио, видео, в бумаге — только прочтите, милые!…но, ведь больше половины НЕ прочтут того, без чего НЕЛЬЗЯ считать себя культурным и образованным человеком. Так что задумаемся… куда мы движемся.
Вчера говорила со знакомым мне библиотекарем: «Такой дикости еще не было…», — сказал мне человек 60+.
НАШ
Будем считать, что идет третья мировая за свободу воли. Существуют группы, такие как талибы, заседавшие сегодня на Петербургском экономическом форуме, которые твердо уверены, что люди должны жить по придуманным ими правилам, женщинам лиц не открывать, на музыкальных инструментах не играть. Владимир Путин не случайный союзник Талибана: у него тоже есть образ идеального мира, взятого из советских фильмов про разведчиков и открыток о сталинском изобилии. Граница на замке, комсомолки прекрасны и нас все боятся. Если вам не нравится приготовленная вам роль статиста в фильме Путина — вы американский шпион.
В мире по РФ у людей нет собственных интересов или права выбора. Начав с безобидного запрета на санкционные продукты в 2014 году (президент рылся у вас в холодильнике, и мы позволили ему это), мы пришли к обществу, описанному сегодня экс-министром Швыдким. Его определение свободы гласит: если вы не согласны с властями и можете уехать из страны, значит вы свободны. Вероятно в этой логике, оставаться можно, только если вы покорны во всем — так работает российская свобода.
Взять журналистов государственных медиа, а других больше нет: это слуги Путина, мнения которых он оплачивает, и которые конкурируют в том, чтобы понравиться своему президенту. Если вы журналист, который не стал слугой, то в картине мира нашего Талибана, вы просто служите кому-то еще и вас нужно уничтожить. Люди ничего не делают по собственному выбору, их действия бывают либо оплаченными нами, либо нашими врагами. Каким вздором было бы предполагать, что кто-то может не любить нашего президента бесплатно. Это противоречит всей концепции нашего исторического боевика (про советских разведчиков), в котором действуют и принимают решения только великие исторические личности: Петр I, Ким Чен Ын, Владимир Путин, Ротшильды. Американские президенты слишком часто менялись, чтобы быть самостоятельными акторами, за ними явно кто-то стоит.
Конспирология как идея о том, что за любыми действиями стоят «внешние интересы», стала основной государственной политики. Отсюда концепт иностранных агентов, который совсем не случаен для понимания природы происходящего, это центральная идея позднепутинского политического уклада.
Как можно организовать массовое убийство тех, кого ты публично называл «одним народом с нашим»? Дело в том, что на Майдане украинцы показали себя как нация иностранных агентов. Невозможно поверить, что они добровольно отказались молиться на Москву — так в нашем народе делают все кроме предателей. Следовательно, им приказали отказаться от любви к подмосковным вечерам заокеанские кукловоды. Убивать их в логике перверта — значит нести им освобождение. Герой прошлого года в России скопинский маньяк — двадцать лет назад он держал в подвале двух девушек и, по его словам, делал это для их же блага, заботился о них.
Бесполезно искать в этом клинческую картину в голове одного человека. Мы давно отказались от правосудия, в расчете на то, что сможем как-нибудь прожить без него — ведь большинство из нас не судили. Россияне подстраивались под растущую диктатуру, сосредоточившись на «проектах» и шансе на нормальную частную жизнь. В феврале 2022 года наша диктатура, выжравшая страну изнутри, начала блевать во внешний мир кровью. //Кирилл Мартынов из ФБ
Яндекс Новости 18.06.22
Сейчас в СМИ в России в Москве Интересное
Зампред Совбеза Медведев усомнился в возобновлении переговоров с Украиной в августе
МО РФ: ВС РФ уничтожили хранилища топлива для техники ВСУ около Кременчуга и Лисичанска
ВКС РФ уничтожили четыре взвода украинских РСЗО «Град»
На Украине совершено покушение на главу УСИН по Херсонской области Соболева, он ранен
Читатели Le Figaro назвали позицию Путина по членству Украины в ЕС ударом ниже пояса
«Газпром» приостановит поставки газа по «Турецкому потоку» из-за планового ремонта
Пользователи Twitter одобрили ответ Путина на слова Байдена о виновнике инфляции в США
Вице-премьер Борисов заявил, что РФ будет уничтожать передаваемую ВСУ советскую технику
РБК: в России выпустили первые партии средств гигиены из отечественной целлюлозы
Ведущий Fox News Карлсон обвинил Байдена в ужасном поведении после признаний его дочери
Песков заявил, что награждение Токаева орденом Александра Невского не планировалось
Forbes: уровень финансовой поддержки Украины среди жителей Запада значительно снизился
Захарова обвинила спецслужбы Украины в распространении наркотиков в России
СКР сообщил о задержании командиров ВСУ, причастных к обстрелам в Донбассе
Премьер Британии Джонсон заявил о стратегической помощи Украине против России
Президент Зеленский посетил Николаевскую область. Подробности поездки
18.06.22 — https://www.youtube.com/watch?v=5xJg0sfA7WM&t=12s
Видео для тех россиян, у кого есть совесть и гражданская позиция. Смотрите правде прямо в глаза!..
Бумеранг всегда возвращается.
См.: UPD — http://jezmmm.ru/meta/shlemovana/2022/06/17/natalya-shlemova-obraz-budushhego/
Все правильно, чтобы оставаться русским сейчас, надо хотя бы просматривать кинофильмы про Россию. » Несколько дней их жизни Обломова». … Милая сердцу патриархальность, чудные сцены матери с маленьким Илюшенькой, прекрасные виды русской природы. » Раннему Михалкову» удавалось заставить зрителей и всплакнуть, и ощутить в чувствах родные вибрации. ДорОги образы Обломова и Шольца, сыгранные Олегом Табаковым и Юрием Богатыревым. Не совсем уж немец этот Андрей Шольц у Богатырева, и русское есть в нем…Какие были мастера ума и пера наши писатели! Ведь в веках живет созданная Гончаровым » обломовщина»! Искусство доведения до гротеска такого типа русского барина , самой сонной атмосферы в барском доме… И все таки. Не Шольц задается философским вопросом. Илья Ильич в мучительных поисках ответа на вопрос: а зачем собственно жить? Дальше, как говорится, недалеко и до пули. Слава Богу, друг Андрей знакомит одурманенного дремотой Обломова с Ольгой Ильинской, многое меняется у главного героя романа. Но» дожать ситуацию» до свадьбы, увы, не удается. Слишком долго спал в жизни Илья Ильич? Великая русская литература как предтеча великой Живой Этики? Вполне допускаю и такое. Александр
ШТольц…буква «Т» пропущена.
Илья Ильич Обломов НЕ спал…он — созерцатель…философ. Его действие — мысль, речь, образ. Он Внутренней жизнью живет, Штольц — внешней, потому и «успешен». (Кстати, мировые войны развязывают именно активные штольцы…Сады Культуры вырубают лопахины.)
_________________________________
Почему именно предтеча?… Наша Классическая литература, на мой взгляд, — на Художественную Библию тянет. Кладезь Мудрости.
Нам ее, Русскую классику, перечитывать и перечитывать! Аминь
Так что с такой Литературой мы, как нация, НЕ пропадем!
НАШ
Но ее еще читать надо! Увы, классику » при Боре и Вове» меньше и намного читали, и сейчас не лучше. Вижу по библиотеке. Самые затрепанные/ самые читаемые, значит/ перлы Донцовой, ей подобных. Выставлены особо , под рукой . Вопрос: перейдут любители легкого чтива к Гончарову и Куприну, Шолохову и Распутину? Другой вопрос: заменить способны литературу художественные фильмы по сценариям соответствующим? У нас на Алтае, как наверное нигде в России, многие годы проходят и на Пикете, в Сростках, и во многих местах Чтения. В честь известных алтайских советских писателей и поэтов. Попутно издаются их книги и книги о них, их творчестве. Многое делается, только все равно видно же — прошло само то время… Время писателей и читателей. Говорю о массах, не о литературоцентричных людях. Те как читали в до Интернетовскую эпоху, так и продолжают это делать. А дети? Ведь они уже с пяти лет пропадают в виртуальной реальности, Очень непросто их приучить к чтению. Как тут то быть? Александр
Здравия, Александр Георгиевич!
Ну я не министр Культуры или Образования в РФ, чтобы инструкции выдавать…)))
«Другой вопрос: заменить способны литературу художественные фильмы по сценариям соответствующим?» — только самые корректные и конгениальные. Когда режиссер НЕ насилует оригинальное произведение своим вИдением, не подгоняет героев, сюжет под свои гомосексуальные схемы/мотивы. Когда режиссер ставит классику/сам текст, как в фильме «Обломов», например, а не вариации… Или «Идиот» Бортко, или «Гамлет» Козинцева etc
Мне совершенно наплевать на вИдение современных наших «продвинутых» режиссеров БЕЗ школы. Я принимаю театр, где на первом месте — драматург, а потом, все остальные.
Ответ на Ваш вопрос будет скорее отрицательным, чем положительным. Оригинальный текст экранизация заменить НЕ может, на мой взгляд.
________________
2. «Вопрос: перейдут любители легкого чтива к Гончарову и Куприну, Шолохову и Распутину?», — если получили хорошее воспитание…то перейдут. Кого-то и испытания судьбы искать заставят…за пределами попсы! Искать смысл жизни, утекающей сквозь пальцы…
3. С пяти лет в виртуальной реальности сидит, да, поколение дебилов…и никто мне НЕ докажет обратное!
Но, слава Богу, я знаю детей, их единицы, они сами тянутся к бумажным книгам, вопреки пустоте в семье!..
Расстроили Вы, надо сказать, своими вопросами меня с утра…))).
_______________
… https://proza.ru/2020/12/05/517, https://proza.ru/2020/06/07/908…да.
С теплом, НАШ.
Через 20 лет Шамбала отсюда уходит. Довольно воду в ступе толочь! Дано больше, чем смогли вместить.
Человечество пойдет дальше своими ногами…топ-топ…сами с усами. На своей свободе воли и покатят в Рай! ………….. Ом.
🙂
Удачи!
____________________
…. https://proza.ru/2019/08/03/1270
*
https://proza.ru/2014/06/19/1935… Ом
Ваш Шлем/НАШ