Праздник Крещения Руси! 11 вопросов о Крещении Руси etc

  1. Крещение Руси — это политический ход князя Владимира?

Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки; перевод на славянский язык Апостола и Евангелия. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века. Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге

Крещение Руси — это условное понятие, за которым стоит целый ряд решений и событий, связанных с разными людьми и произошедших в разное время. Конечно, личная роль князя Владимира Святославича в том, что народ Руси стал христианским, велика, но сводить все дело к нему одному с исторической точки зрения было бы совершенно неправильно. Владимир — это некий символ принятия христианства восточным славянством. Именно поэтому он почитается как православный святой и запечатлен в образах исторической памяти (иконах, картинах, памятниках и так далее) современных народов, вышедших из средневековой Руси — украинцев, белорусов и русских.
Прежде всего, надо различать решение самого князя и некоторых его близких родственников принять крещение и стремление правящей элиты Киевского государства отвергнуть языческие культы и принять христианство как официальную и обязательную для всего населения религию. Кроме того, введение официальной и обязательной для всех религии не могло произойти за один день и на пустом месте: у события такого масштаба было много разных предпосылок (и не только политических, но экономических и культурных).
Рассуждая о событиях тысячелетней давности, надо понимать, что сохранилось очень мало источников времен правления Владимира, а сохранившиеся трудно интерпретировать однозначно. Фактически до нас дошло только несколько кратких и отрывочных иностранных сообщений, а также некоторые предметы: например, монеты, которые стали чеканиться в начале XI века при дворе уже крестившегося Владимира, с его изображением как христианского правителя (князь изображен с крестом и другими атрибутами христианской веры, на оборотной стороне монеты обычно чеканилось изображение Иисуса). Известия киевской летописи и некоторых других древнерусских текстов о Крещении Руси были записаны спустя многие десятилетия после смерти князя, и в основном это просто легенды.
«Повесть временных лет», которая лежит в основе самых распространенных представлений о событиях того времени, складывалась сложно и долго. В середине XI — начале XII века ее редактировали несколько киевских книжников, поэтому в тексте можно найти много противоречий. Это скорее плод исторического и литературного творчества, частично и искаженно рассказывающий о реальных событиях. Не «презумпция невиновности», а скорее «презумпция недоверия» определяет отношение к нему современных историков.
Имея в виду все эти обстоятельства, надо, во-первых, признать, что действительных мотивов князя Владимира, решившего креститься, мы не можем знать, а во-вторых — что решение о принятии христианства в качестве государственной религии стало следствием интересов элиты Киевской Руси и объективных потребностей этого государства.
  1. Если так, то, когда крестился сам Владимир и его близкие, а когда— вся остальная Русь?
Согласно «Повести временных лет», крещение князя Владимира и его «дружины», то есть киевской элиты, произошло в Херсонесе в 988 году. В том же году, но чуть позднее, когда Владимир и его войско вернулись в Киев, по приказу князя креститься должны были киевляне. Согласно Новгородской летописи, вскоре, хотя неизвестно, когда точно, прошло крещение в Новгороде. 
О крещении в других городах и областях, подвластных Киеву, «Повесть временных лет» говорит так:
«И нача [князь] ставити по градомъ церкви и попы, и людие на кресщение приводити по всемъ градом и селомъ. И, пославъ, нача поимати у нарочитой чади дѣти, и даяти на учение книжное. А матери же чадъ своихъ плакахуся по нихъ, и еще бо ся бяху не утвѣрдилѣ вѣрою, но акы по мерьтвѣцѣ плакахуся» .
Но есть еще один древний текст, в котором описана другая хронология крещения Владимира и Руси. Это так называемая «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха (то есть монаха), написанная, вероятно, в середине XI века. Иаков пишет, что крещение Владимира и взятие Херсонеса не были связаны напрямую. Князь крестился в Киеве еще в 987 году, а захватил Херсонес и женился на Анне Византийской не в 988-м, а в 989-м.
В летописи причины захвата Херсонеса фактически никак не объясняются. А в тексте Иакова и некоторых других источников написано, что брать город Владимир решил, чтобы добиться у Византии выдачи царевны Анны — императорская семья, видимо, отчаянно не хотела породниться с диким варваром, каким греки представляли себе князя. У современных ученых есть серьезные основания верить скорее Иакову, а не «Повести временных лет».
Других данных о хронологии Крещения у нас нет, но ясно, что христианизация всего населения на огромной территории от причерноморских степей до новгородских лесов не могла состояться в один день и даже один год. Приведенная цитата из «Повести временных лет» подразумевает это, замечая, что многие «не утвердились еще в вере» — очевидно, «утверждение» должно было занять долгое время.
  1. А были еще какие-то варианты помимо православия?

Великий князь Владимир выбирает веру. Картина Ивана Эггинка. 1822 год. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Ответ на этот вопрос можно найти в древней киевской летописи, вошедшей в состав «Повести временных лет». Ее автор — летописец, живший, скорее всего, во второй половине XI века, — составил так называемый рассказ «о выборе вер». В «Повести временных лет» под 986–987 годами говорится сначала о том, что ко двору киевского князя Владимира Святославича приходили прозелитические  посольства магометан, иудеев, католиков и православных, а затем, что сам князь, посоветовавшись с «боярами и старцами» — элитой тогдашнего общества, — отправил своих послов к волжским болгарам, «немцам»  и грекам «испытати службу, кто како служить Богу».
Этот легендарный рассказ был основан на фольклорных и литературных мотивах. Но его суть отражала реальность: в Киевской Руси знали о разных религиях, которые были распространены в соседних странах. В рассказе «о выборе вер» говорится о том, что с Киевом контактировали иудеи из Хазарии, мусульмане из Волжской Булгарии, а также христиане из Рима и Константинополя. Независимые от летописи источники хотя не подтверждают обменов посольствами в это время, но свидетельствуют о контактах с этими народами в религиозной сфере в X веке. Например, княгиня Ольга, бабка Владимира, действительно крестилась в Византии. Однако позднее, как сообщают немецкие источники, она, недовольная политическими отношениями с Византией, обратилась к германскому королю Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. В 961 году германский епископ даже прибыл в Киев, но его миссия (он должен был обратить Русь в католичество) в конечном итоге провалилась.
Контакты с германским императорским двором имел и князь Ярополк Святославич, старший брат Владимира и его предшественник на киевском «столе», то есть престоле. Некоторые историки небезосновательно считают, что Ярополк даже успел принять католическое крещение до войны с Владимиром, в которой погиб.
С другой стороны, не позднее середины X века в Киеве сформировалась иудейская община. Об этом свидетельствует древнейший документ, созданный в Киевской Руси, — так называемое Киевское письмо, послание на иврите от имени этой общины, сохранившееся в Каирской генизе — архиве при синагоге. В нем шла речь о финансовой помощи одному из членов общины. К сожалению, точной датировки это послание не имеет, но ученые относят его примерно к середине X века. Среди имен членов общины встречаются славянские, и это прямо подтверждает иудейский прозелитизм в столице Руси.
Прямых свидетельств об исламском прозелитизме на территории Руси нет. Но на Руси точно знали, что такое ислам: с IX века ее объединяли тесные, прежде всего торгово-экономические, но также и военные контакты с Волжской Булгарией и Арабским халифатом. Об этих контактах у нас есть самые разные свидетельства (в том числе и из арабских источников конца IX — начала X века), и нередко в виде подробных рассказов.
Теоретически элита Киевского государства могла обратиться в разные страны с просьбой о помощи в установлении монотеистической религии. Возможной была и западная альтернатива, то есть принятие христианства от римской курии через Германию.
Но наибольшие шансы были именно у православия, пришедшего из Константинополя: еще в IX веке христианство начало распространяться оттуда на север, преимущественно в славянские области. Естественно, что для приднепровской Руси путь разрыва с язычеством вел в Византию, с которой правящую элиту Руси связывали самые тесные торгово-экономические отношения. Арабские писатели сообщают, что в конце IX века некоторые купцы из Руси, приезжавшие в Арабский халифат, говорили, что они крещены.
Большое значение имеет свидетельство о договоре между Русью и греками в 944 году, который в копии с переводом на церковнославянский язык был включен в «Повесть временных лет». Часть тех, кто заключал его со стороны Руси, были христианами и клялись по христианскому обряду, то есть целовали крест. А среди археологических находок конца IX — начала X века есть предметы христианского культа: крестики, свечи и тому подобное.
  1. А что было бы, если бы Русь не крестили? Мы бы остались язычниками?
Вероятно, какое-то время язычество могло бы существовать на Руси как главный культ. Во всяком случае, известно, что в соседней Польше после принятия христианства в конце X — начале XI века наступил период языческой реакции (она выразилась в серии восстаний против правящей династии Пястов в 1030-е годы), а в более далекой Скандинавии христианство еще долго (вплоть до конца XII века) завоевывало позиции. Но язычество было обречено на исчезновение. Есть пример некоторых западнославянских племен (полабских славян — ободритов, лютичей и других), которые перед лицом немецкой агрессии в X–XII веках, выступавшей под лозунгами крещения, «законсервировали» свои языческие верования. Какое-то время эта консервация помогала им отстаивать самобытную культуру и политическую независимость, но к концу XII века они потеряли свою самостоятельность и вошли в состав немецких государств. А вот те славяне, которые приняли христианство, как раз смогли отстоять свою независимость.
  1. Русь крестили насильно?

Крещение Руси. Эскиз Виктора Васнецова росписи собора Святого Владимира в Киеве. 1890 год. Государственная Третьяковская галерея

Древнейшие источники ни о каком насилии не сообщают: ни со стороны других государств, ни со стороны киевских властей. В литературе до сих пор ссылаются на сообщения о некотором сопротивлении крещению с вооруженным противостоянием (например, в Новгороде), но это недостоверные сведения, основанные на позднейших домыслах и легендах.
  1. А было ли сопротивление и протесты?
О сопротивлении и протестах в эпоху Владимира нам ничего не известно. Другое дело, что христианизация всего населения Руси была долгим процессом: летопись сообщает о некоторых волнениях в отдельных городах и областях Руси позднее, в XI веке. В той или иной степени, протестующие использовали лозунги языческой реакции. Например, в Суздале в 1024 году происходили волнения из-за голода, и активное участие в них принимали языческие волхвы (жрецы). Под 1071 годом (в реальности события происходили, скорее всего, в 1074 году) в «Повести временных лет» описаны приключения киевского боярина Яна Вышатича в Верхнем Повольжье. На Руси тогда царил голод, начались волнения против властей. Яну пришлось их подавлять и даже вести богословский спор с волхвами, которые были изображены вождями протеста. В Новгороде в 1071 году восстание против князя и епископа тоже возглавил некий волхв; волнения произошли во время веча, но решительные действия князя и его дружины пресекли их.
  1. Все правда крестились в реке?

Крещение киевлян. Литография Клавдия Лебедева. 1916 год. Музей «Интеграция» им. Н. А. Островского

Точно нам это не известно. Летопись утверждает, что было так: «бес числа люди»   вышли к Днепру и были крещены. Но, как уже было сказано, это, вероятно, не самый достоверный источник.
  1. После этого сразу начали строить храмы и писать иконы?
Летопись сообщает, что после массового крещения в Киеве по приказу и на средства князя стали «ставити по градомъ церкви и попы». В ней конкретно рассказывается о строительстве в городе Десятинной церкви Богородицы. Десятинной она стала называться потому, что на ее обеспечение была выделена десятая часть (десятина) княжеских доходов. Церковь была весьма представительным зданием, ее украшали мозаики и фрески. Она была сильно повреждена во время взятия города монголами в конце 1240 года, а потом постепенно разрушалась вплоть до XX века. Археологи открыли ее фундамент (его можно увидеть и сегодня) и подтвердили, что церковь была построена в конце X века. Известно, что после смерти Владимира в 1015 году в городе были уже сотни церквей: помимо Десятинной церкви, тогда еще деревянного Софийского собора и других больших храмов, были также построены многочисленные маленькие частные церковки и часовни. Очевидно, что они должны были иметь какие-то иконы, но древнейшие сохранившиеся иконы домонгольской Руси восходят ко времени не ранее середины XI века.
  1. И все стали носить крестики?
Да, после крещения многие действительно стали носить нательные крестики. В могилах XI века, захоронения в которых были совершены по христианскому обряду, умершие, как правило, лежат с крестами. В летописях и других текстах конца XI — XII века обычай носить нательный крест упоминается уже как само собой разумеющийся и всеобщий.
  1. Откуда взялись священники и прочее духовенство?

Крещение княгини Ольги в Константинополе. Эскиз Ивана Акимова. 1792 год. Государственный Русский музей

Первые клирики   начали появляться в Киеве и, вероятно, в других городах Руси задолго до 988 года. Как мы уже писали выше, княгиня Ольга крестилась в Константинополе, и сообщающие об этом византийские источники упоминают, что при ней был священник, который, по всей видимости, пребывал с ней и в Киеве. Некоторых духовных лиц, как сообщает летопись, привел с собой из Херсонеса Владимир. Какие-то клирики наверняка прибыли с митрополитом, который приехал в Киев в течение нескольких лет после Крещения. Позднее клир рекрутировался уже из местного населения. Об этом, хотя и в виде легенд, говорит летопись в известии об «учении книжном» (имелось в виду, что «учение» необходимо для богослужения) детей «нарочитой чади».
11. А молитвы и Библию когда перевели?
Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки; перевод на славянский язык Апостола и Евангелия. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века. Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге

Священное писание и богослужебная литература пришли на Русь практически в готовом виде: большое количество текстов были переведены на церковно­сла­вянский язык сначала в Моравии при Кирилле и Мефодии (в 860–80-е годы), а потом, чуть позднее, в X веке, в Болгарии, где какое-то время процветало собственное христианское государство.

Источник: https://arzamas.academy/mag/1059-kreshchenie?ysclid=l627tuzvom750047654

****************************************************************************************************

Поздравления с Днём крещения Руси в стихах

Июльский день, такой как все,
Стояли люди на Днепре,
Явился князь – лик молодой,
А позже стал для нас святой.
Владимир, Русь Христом крестил,
Вложил в сие так много сил.
Чтоб жили и воодушевлялись,
И с Богом навсегда остались.
***********************************
Поздравляю с крещением Руси,
«Отче наш, иже еси на небесех»,
Святой Владимир спасибо тебе,
Слава князю на небесах и на земле.
Идолы пали, истуканы мертвы,
Возведены храмы и души живы.
Слава Владимир, князь наш святой,
Пусть тебя греет нимб золотой.
************************************
Прошли века с тех пор, когда
Владимир Русь крестил,
Но веру в Господа Христа
Каждый сохранил.
И до сих пор Владимир крест
Святой не опускает,
И над седым Днепром его
Он к небу поднимает.
Я с днем крещения Руси
Поздравлю христиан,
И пусть прощение грехов
Господь дарует нам.
Крещение Руси для нас —
Церковное событье.
Владимир князь осуществил
Великое открытие.
И с той поры крещен народ,
Детей с рожденья крестят.
Чтоб с верой жили, добротой,
Несли благие вести.
Много лет тому назад
Русь крестилась по обряду,
Бог стал ближе и родней,
Он всегда со всеми рядом!
В этот светлый ясный день
Вспоминаем мы Крещенье,
Просим Господа одно,
Чтобы дал благословенье.
С Днем крещения Руси
Я хочу поздравить.
Веру православную
На весь мир прославить.
Верь, надейся, не сдавайся,
Без причины не скорби.
Все проблемы — испытания
На извилистом пути.
Пусть Господь тебе поможет
Трудности преодолеть.
Я желаю лишь с любовью
В даль тебе всегда смотреть.
*******************************
День крещения Руси —
С Богом единение.
Отче даст тебе совет,
Ну, а с ним — прощение.
Будет Он оберегать
Каждого, кто кается
Бог не даст тебе упасть
Или же умаяться.
Отче к нам на Русь пришёл
(Земли Руси чистые),
Чтобы с радостью дарить
Чудеса лучистые.
Нынче праздник на Руси —
Так давай помолимся
И в душевной чистоте
Детям уподобимся.
Пусть Отец небесный сам
Для всех нас проявится.
Будьте чутки к чудесам —
То Ему понравится!
Прошло немало лет с тех пор,
Как окрестилась Русь,
И вера, будто бы костёр,
В сердцах сжигает грусть.
Владимир нас объединил
Под христианства флаг,
Чтобы Господь нам сил дарил,
Давал по жизни знак.
Пусть христианство на Руси
До края лет живёт,
И всё, чего бы ни просил —
Господь тебе даёт!
В праздник важный и великий
День крещения Руси.
Свет в душе, о предках память
Вам желаю пронести.
*************************************
Чтоб традиции былые
Не забылись никогда.
Передать их нужно детям
С ними пусть идут года.
Сохраняйте в душах веру,
Почитайте стариков.
Только с чистым намерением
Организм будет здоров.
Так много лет прошло с тех пор,
Как князь Владимир Русь крестил,
Но православный человек
Событье это не забыл.
Всех с этим праздником святым,
Мы поздравляем от души,
Желаем счастья всем и благ,
Давайте верой дорожить!
День крещения Руси —
Православный праздник.
Пусть Господь тебя хранит
От любых напастей.
С Божьей помощью пускай
Ты идешь по миру.
Добротой всегда сверкай,
Будь душой красива.
С Днем крещенья матушки-Руси!
С праздником великим православным!
Веру в сердце, как свечу неси,
Помни в суете мирской о главном,
Помни, что молитва — это труд,
Ближнего люби всегда и Бога,
На добро будь щедр, скупым — на суд,
В жизни отыщи свою дорогу!
**************************************
День крещения Руси —
Праздник православный,
Пусть кто чтит этот день —
Будет духом здравый.
Ведь культура — это важно,
Помнить надо даты,
Жить тогда не так уж страшно,
Жить тогда отрадно!
Пожелаю в этот день
Быть с родными дома,
Счастья, радости, любви
И очага родного!
****************************************
Разбираю былое по зернышку:
Дни, столетия, тысячелетия…
Князь Владимир, как Красное Солнышко,
Век десятый слепил добродетелью.
Чтобы вера в божков языческих
Души русского люда не полнила,
Православной он веры величие
Возносил, строя храмы церковные.
Принудительно ли, добровольно,
Но крестил он Русь в православие.
И росла наша вера привольно,
И Христа свято русичи славили…
В День крещенья Руси буду я желать,
Чтобы счастливо, в мире все жили.
И вовек не покинула Благодать
Беларусь, Украину, Россию.
Наступил сегодня важный
День крещения Руси,
Это он сумел однажды
Всю историю спасти.
То язычниками жили,
Да крещеный стал народ,
Так что помним, любим, знаем,
Отмечаем каждый год!
Сегодня день великий, очень важный,
Сегодня день крещения Руси,
И в этот день тебе желаю,
Гармонию души своей ты обрети.
****************************************
Еще желаю я достатка,
Земных и неземных всех благ,
Чтоб было все с тобой в порядке,
Чтоб не пугал вовеки мрак!
С Днем Крещения Руси
Поздравляю от души!
Будь всегда благочестив,
Окружает пусть лишь позитив.
Пусть на сердце будет ясно,
Каждый день будет прекрасным.
Пусть Господь хранит от бед.
В процветанье пусть пройдут десятки лет.
День этот помнить должен каждый,
Сегодня ведь — Крещение Руси!
Пускай же благодать осыплет чело наше,
Чтоб трудности и злодеяния от нас ушли.
Хочу, чтоб светом наполнялись души,
Чтобы добром ценился человек.
Чтоб справедливость нас подпоясала,
Чтоб с глупости не делали мы бед.
С Днем Крещения Руси сердечно
Поздравляю в этот час тебя!
Процветает православие пусть вечно,
Благоденствует земля.
Бог пусть нам везде и всюду
Каждый миг благоволит.
Жизнь пусть будет словно чудо,
Где добро вовек не спит.
Сегодня день светлый, крещенье Руси,
Нательный свой крестик ты с честью носи,
Добро он подарит, укажет нам путь,
Поможет в беде, стоит только шепнуть.
Пусть радостно будет в душе и на сердце,
Отбросив сомненья, в добро вы поверьте,
Станут светлыми мысли и добрыми сны,
И дни будут счастьем, успехом полны.
Русь! Тебя давно крестили,
Путь твой сложный изменили.
Всех поздравим в этот день!
Сколько славных поколений
Чтило важный тот момент,
Что теперь нам дарит свет.
Смыслом жизнь он наполняет,
Всех нас он преображает.
И служить Святой Руси
Ненавязчиво, как нужно,
Но настойчиво и дружно
Всех в обитель приглашает.
Искру в сердце зажигает.

//https://moreulybok.ru/pozdravlenija/den-kreshhenija-rusi/stihi-k-dnju-kreshhenija-rusi.html

**************************************

Также см. по теме: Принятие христианства на Руси

988 год стал условным рубежом, разделившим историю Древней Руси на «до» и «после». В 11-м веке язычество пыталось вернуть утраченные позиции.//https://diletant.media/articles/45343078/

Откуда на Русь пришло христианство

Боги славян до крещения Руси

Причины принятия христианства на Руси

Крещение Руси князем Владимиром

Первый русский город, принявший христианство

Крещение Новгорода

Хронология крещения Руси

Значение и последствия христианизации Руси

Изменения на Руси после принятия христианства

Влияние христианства на развитие Руси

******************************************************************************************

КРЕЩЕНИЕ РУСИ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ КАК ФЕНОМЕН ДРЕВНЕРУССКОЙ ИСТОРИИ

Крещение Руси   Крещение Руси

Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать не совсем то Крещение или Просвещение, которое свершается над отдельным человеком при вступлении его в Церковь. Такое отождествление Крещения Руси приводит к довольно ошибочным представлениям об этом историческом событии. Строго говоря, Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г.(возможно 2–3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом) и Велесу (Волосу) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом. Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича. Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра, некое женское божество — Мокош, а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX ст. с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хороколо) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод. Подобные примеры можно было бы множить, что, впрочем, не является целью данного очерка, важно лишь в конечном итоге дать этому явлению адекватное объяснение.

Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром (пращуром). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень), встречали весну (красная горка), провожали лето (купала) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть. Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений). Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим 2: 4).

***

Ошибочно также было бы представлять, что Крещение Руси «принесло» христианство на Русь. Напомним, что это было лишь политическим утверждением Христовой веры и Церкви на землях, лежащих вдоль знаменитого караванного пути «из варяг в греки», где христианство не могло не быть известным уже хотя бы в силу активного социо-культурного обмена, связанного с международной торговлей и рынком рабочей силы (гл. обр., военной). Что же представляло собой довладимирское христианство и каковы источники его проникновения.

Прежде всего, следует вспомнить, что много лет на Киевском столе правила княгиня-христианка — св. Ольга (945–969); если сомневаться ещё в христианстве князя Аскольда (…-882). Уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. прор. Илии, а также, по словам летописца, мнози беша (были) варязи христиане (Повесть временных лет; далее — ПВЛ). И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым чело­веком, к тому же погло­щённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков — Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них — Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше.

Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем политически «некрещеного» государства, весьма покровительствовал христианам: христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.

Особо следовало бы остановиться на последних двух десятилетиях перед Крещением. У прославленного завоевателя Святослава, сына Игоря и св. Ольги, было три сына. Старшего, Ярополка отец ещё при жизни посадил в Киеве (предпочитая проводить жизнь в военных походах вдали от столицы), Олега — в Овруче, а младшего, Владимира — в Новгороде. Но по малолетству назначил им в управители своих воевод: Ярополку — Свенельда, а Владимиру — его дядю, Добрыню. В точности не известно, в силу каких причин между братьями возникла ссора, следствием которой была гибель Олега и бегство Владимира за море к варягам, но более правдоподобно было бы относить её, скорее, к интригам воевод-регентов, нежели на совесть юных князей.

Так или иначе, Ярополк при этом воцарился в Киеве и ненадолго явился единодержавным князем (972–978). Между прочим, его правление было ознаменовано рядом важных событий. Так, в 973 г. русские послы были направлены с богатыми дарами в резиденцию Германского императора Оттона I. Цель посольства нам не известна, но вероятнее всего император Священной Римской империи (как это официально называлось) выступал неким посредником в переговорах Руси с Римом. Без протекции этой важнейшей персоны центральной Европы непосредственные контакты между «варварами» и «римлянами» даже по вопросам миссионерства в то время были вряд ли осуществимы. В результате в 979 г. в Киев прибывает посольство от Папы Бенедикта VII. Это было первым прямым сношением Руси с Римом, хотя и не принесшим никаких результатов, т.к. годом ранее в Киеве произошёл переворот, на некоторое время заморозивший христианскую политику Киевских князей. А именно, используя предательство воеводы Блуда, Владимир, убив Ярополка, сумел воцариться в Киеве.

Сразу после переворота Владимир объявил себя ревностным язычником, что обеспечило ему поддержку языческой части киевлян, вероятно, недовольной прохристианской политикой Ярополка. Временное торжество язычества на Руси вряд ли было лишь политической игрой Владимира на религиозных антипатиях с целью оказать давление на «Ольгинско-Ярополкову» христианскую верхушку. Дело в том, что во время бегства в Скандинавию Владимир успел не только возмужать возрастом и жениться на дочери варяжского конунга (князя), но и вовсе отвыкнуть (хотя и не забыть) от христианских начал, приобретенных в окружении своей бабки княгини Ольги, понабравшись у норманнов их морали и обычаев, взращённых культом войны и пиратской наживы.

В результате в Киеве наряду с традиционными славянскими идолами князь-«варяг» стал вводить культ бога войны и громовержца Перуна. Этот балтийский Марс, как оказалось, требовал кроме обычного поклонения ещё и человеческих жертв. В 983 г. после удачно осуществлённого похода на ятвягов (литовское племя, жившее в районе совр. Гродно) Владимир решил принести благодарственные жертвы богам, на что старейшины и бояре постановили бросить жребий на отрока и на девицу, и на кого падёт жребий, того и принести в жертву. Жребий отрока пал на сына одного варяга, бывшего христианином. Сына он, конечно же, не отдал и заперся у себя дома. Тогда пришла толпа и растерзала их обоих — и осквернися кровьми земля руська, как передаёт древнейшая летопись (ПВЛ). Источники того времени не сохранили имён наших первых мучеников и места их погребения: и не свесть никтоже, где положиша их, но позднейшие святцы называют их — Феодор и Иоанн варяги (память чтится 12 июля).

Впрочем, не стоит понимать под этим жертвоприношением особое языческое усердие кн. Владимира. В принципе, кумир Перуна стоял в Киеве и задолго до него, а человеческие жертвоприношения были делом вполне обычным у норманнов, да и для славян не слишком уж диковинным. К тому же, как видим, идея кровопролития принадлежала вовсе не Владимиру, а озлобленной на христиан за многолетнее правление христианских князей жреческой верхушке — старейшинам, а исполнительская миссия, как всегда возлагалась на толпу, традиционно отличающейся животным фанатизмом. Как ни парадоксально, но именно Владимиру Русская земля оказа­лась впоследствии обязана своим христианским Крещением.

***

Трудно определённо сказать, что же всё-таки убедило Владимира отказаться от своего буйного нрава и принять Христову веру. Первые годы своего княжения он прямо-таки благонравием не отличался, по крайней мере, летопись охарактеризовала его довольно развращённым молодым человеком. Следует, впрочем, иметь в виду, что летописец сознательно описывал Владимира до его обращения в особенно мрачных тонах с целью более рельефного представления величия его нравственного преображения после Крещения. Как бы то ни было, как это не редко случается, к 30-ти годам мужчина, тем паче прошедший нелёгкую военную школу, порой, оглядываясь на свою жизнь, видит в ней не совсем то, чем она являлась ему ранее… Возможно, нечто подобное пришлось испытать и нашему просветителю.

Историки часто рассматривают Владимирово обращение в формально-историческом контексте — как поступательный процесс христианизации прочих центрально-европейских правителей. Действительно, в 960 г. Крещение принял польский князь Мешко І, в 974 — датский король Гарольд Блотанд, в 976 — норвежский конунг (с 995 г. король) Олаф Трюгвассон, в 985 — венгерский герцог Гёза. Все эти правители были непосредственными соседями Руси, в определенное время, как союзниками, так и врагами. Однако и это в достаточной мере не раскрывает причин Крещения нашего просветителя, так как не учитывает фактор конфессиональной альтернативы Владимира, ведь кроме соседей на западе у киевского суверена были такие же соседи и союзники на причерноморском юге и степном востоке. Главное направление союзнических связей было обращено именно к степным соседям Руси язычникам-половцам, а главным торговым конкурентом были волжские булгары — с 922 г. магометане (не говоря уже об иудеях-хазарах, разбитых отцом Владимира Святославом). Таким образом, сфера культурных контактов киевского князя была куда более разнообразной, что позволяет рассматривать версию его Крещения по принципу «подражания» как малоубедительную.

О том, как именно крестился Владимир и как он крестил свой народ, существовало много преданий, но наиболее вероятно, что Владимир, в сущности, крестился если не тайно, то без особой помпы, как представляли это наши летописи спустя столетие. По крайней мере, сам летописец уже в начале XII века не мог привести достоверных сведений о том, где именно произошло это достопамятное событие: глаголют, яко крестился есть в Киеве, инии же реша: в Василеве, друзии же инако скажут (ПВЛ). Наиболее популярное, хотя и не столь надёжное предание представляет этим местом крещения Владимира г. Херсонес в Крыму (в окрестностях нынешнего Севастополя). Кроме того, Владимир мог принять Крещение в своей княжеской резиденции в Василеве (совр. г. Васильков Киевской обл.), как считает, к примеру, известный дореволюционный историк Е.Е. Голубинский. Такая версия не лишена оснований, поскольку своим названием этот городок был обязан именно событию св. Крещения Владимира, в котором он был наречен Василием.

Дело в том, что львиную долю информации о Крещении Руси нам приходится черпать в древнейшей из дошедших до нас летописей — Повести временных лет, которая, во-первых, составлялась спустя почти 120 лет после означенного события, во-вторых, содержит множество противоречивых данных. Однако, всё же не настолько противоречивых, чтобы не попытаться восстановить действительные обстоятельства хотя бы в общих чертах.

Итак, летопись начинает описание Крещения Владимира с сюжета «испытания вер» великокняжескими послами в разных странах, а именно — наблюдения за тем, где кто како служит Богу. Для нас сегодня это казалось бы весьма диковинным, ибо трудно представить себе познание другой веры, созерцая внешний церемониал её богослужений, не говоря уже о том, чтобы оказаться убеждённым в её истинности. Кроме того, был ли смысл отправляться за православием «за море», когда в самом Киеве существовала местная довольно многочисленная христианская община, имеющая главным своим храмом (вероятно, не единственным) соборную церковь св. пророка Илии на Подоле, известную ещё со времён кн. Игоря. Тем не менее, летописное сказание заставляет Владимира, человека, надо сказать, недюжинного государственного ума, быть убежденным подобным «испытанием вер» и на этом основании принять Крещение. При этом Владимиру доводится креститься, лишь совершив победоносный рейд на Корсунь (Херсонес) в Тавриде.

Такое сказание, расходящееся с иными источниками, давно вызывало недоверие у историков, хотя никто, разумеется, не обвинял летописца в выдумке, ведь событие и повесть отделяет огромный для той эпохи временной промежуток. По мнению одного из авторитетнейших дореволюционных историков С.Ф.Платонова, в летописи начала XII в. оказались объединены три разновременных, но вполне достоверных предания:

а) о том, что Владимиру предлагали принять свою веру послы Волжских булгар (мусульман), хазар (иудеев), немцев (западных христиан, вероятно, от того же Германского имп. Оттона I) и греки (восточные христиане, скорее всего болгары);

б) о том, что Владимир был поражён физической слепотой, но после Крещения чудесно прозрел сразу духовными и телесными очами;

в) об осаде Владимиром важнейшей византийской фактории в Крыму г. Корсуни. Все эти предания имеют в своей основе косвенные исторические свидетельства.

Начнём по порядку. Как уже упоминалось, в 979 г. ко кн. Ярополку было направлено ответное посольство от Папы, разумеется, с предложением Крещения Руси, но застало оно на престоле уже не Ярополка, а Владимира. Возможно, что именно тогда прозвучал ответ Владимира латинским миссионерам, запечатлённый летописью: идите назад, ибо отцы наши сего не принимали (ПВЛ). Этот риторический пассаж летописи, как не странно, но также имеет свой исторический резон. Как известно, в 962 г. потерпела неудачу отправленная на Русь миссия латинского епископа Адальберта вследствие отказа кн. Ольги принять духовное подданство Папы Римского. Слова отцы наши, брошенные Владимиром, в данном случае не противоречат тому, что речь идёт, скорее всего, о бабке кн. Владимира Ольге, ибо в древнерусском языке отцами назывались родители вообще (напр.: богоотцы Иоаким и Анна).

Что же касается других миссионеров, то более ранние источники о них умалчивают, равно как и о соответствующих посольствах для своего рода «испытания вер» Владимиром, что определённо не должно было ускользнуть от внимания, по крайней мере, византийских дипломатов, если бы к ним действительно было направлено такое посольство. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что Владимира — монарха крупнейшей европейской державы, пытались сманить в свою веру и магометане, и наголову разбитые его отцом хазары, фактически оставшиеся на тот момент без государства, и, тем более, представители Ватикана. Известны несколько посольств Владимира в разные страны, но в сугубо дипломатических целях, а не ради изучения богослужебных обрядов.

Особого внимания в связи со сказанием о слепоте Владимира заслуживает известие о пиратском нападении черноморских варягов в 830-е гг. на крымский г.Сурож (совр. Судак). Тогда разграблению был подвернут главный городской храм, где почивали мощи местного святого — еп. Стефана Сурожского. Однако в самый разгар «торжества» вандализма, как описы­вает Житие св. Стефана, вождь нападавших был неожиданно поражён параличом (ему судорогой свернуло шею, что имело весьма болезненный эффект). Варягам пришлось в страхе не только вернуть награбленное и освободить плен­ников, но и дать богатый выкуп, прежде чем их конунг был освобождён от наказания. После происшедшего, вождь со всей своей дружиной принял в том же храме св. Крещение. Не могло ли случиться нечто подобное, правда, в более мягкой форме, и с нашим просветителем, чтобы тот сознательно уверовал и привёл к правой вере свой народ? Житие называет Владимира русским Савлом: последний также, перед тем, как стать апостолом Павлом, в слепоте телесной познал Христа и прозрел, чтобы проповедать Евангелие язычникам (см. Деян., гл.9).

Наконец, наибольший интерес и важность представляет для нас последнее летописное предание, так как оно содержит, пожалуй, самый сложный вопрос — о времени Крещения Руси и самого кн. Владимира. Так, «Повесть временных лет» датирует принятие крещения Владимиром под 988 годом, однако, смешивая это событие с корсунским походом и в результате заставляя кн. Владимира креститься в Корсуни и именно с этой целью осуществить сам поход. Однако, более ранние источники, например «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха (кон. XI в.) и византийские хроники говорят, что Владимир взял Корсунь на третье лето по своему Крещению. В самом деле, крещеному князю незачем было ходить в Крым за Крещением. Подобный нонсенс в ПВЛ встречается неоднократно. К примеру, принятие христианства княгиней Ольгой, согласно летописи, происходит в Царьграде от патриарха и не иначе как с императором в восприемниках. Судя по всему, придворным летописцам XII в. трудно было представить себе победоносных Киевских князей Х века, принимающих св. Крещение без лишней помпы от простого попа и, судя по неясности данных, вполне по домашнему (если кн. Владимир вообще не был крещён в детстве во времена своей бабки княгини Ольги-Елены). Но при чём же тогда Корсунская кампания?

Сюда вплетено ещё одно важное обстоятельство. В середине 980-х гг. внешняя угроза и внутренние мятежи поставили Византийскую империю в крайне затруднительное положение. Вдобавок ко всему в 987 г. вспыхнуло восстание полководца Варды Фоки, объявившего себя василевсом (царём). В конце 987 — начале 988 г. братья-соправители Василий II и Константин VIII вынуждены были обратиться к Киевскому князю за военной поддержкой против мятежников. Владимир согласился отправить в Византию довольно многочисленное войско взамен на обещание императоров выдать за него замуж свою сестру — царевну Анну. Как политик, Владимир мыслил безукоризненно — породниться с Византийской династией означало бы практически уравнять русских князей если не с римскими василевсами, то по крайней мере с великими европейскими монархами того времени и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы.

Уже летом 988 г. с помощью русских легионов царям удалось нанести поражение бунтовщикам, а в апреле следующего 989 г. окончательно подавить мятеж. Однако, избавившись от смертельной опасности, цари вовсе не спешили выполнять своего обещания — царевна Анна в далёкую «варварскую» Русь словно и не собиралась. Прождав всё лето 989 г., Владимир понял, что просто обманут… Но в таком случае, речь шла уже не об укреплении мирового авторитета Киевской державы, а об оправдании за нанесенную её в прямом смысле дипломатическую пощёчину. Вот тут-то Владимир и вынужден был двинуть войска на византийские колонии и силой вынудить Константинополь к выполнению своего обязательства (вспомним, как 12 годами ранее Владимир, будучи унижен отказом полоцкого князя Рогволда выдать за него дочь Рогнеду, отправился походом на Полоцк, следствием чего было пленение города и убийство Рогволда с сыновьями).

Итак, осенью 989 г. Владимир, как сообщает летопись, собрав вои многы из варяг, словен, чюди, кривичей и черных болгар, осадил важнейшую торговую факторию Византии в Северном Причерноморье г. Херсонес. Пользуясь зимними черноморскими штормами и, соответственно, невозможностью получить подкрепление морем из Византии, Владимир взял город в полную осаду и к маю 990 г. вынудил его полностью капитулировать. Более того, Владимир пообещал привести войско к стенам самого Константинополя… В конце концов, византийские суверены не выдержали предпринятого против них силового давления, и вскоре Владимир венчался в том же Херсонесе на царевне Анне, а в качестве «вена» (выкупа) за невесту возвратил императорам город, заложив в нём прекрасный храм (и поныне его развалины свидетельствуют о красоте и великолепии святыни). Однако корсунское духовенство он всё же взял с собою в Киев в помощь для дальнейшей христианизации.

Кроме того, в свите цесаревны Анны прибыли поставленные в Константинополе на Русские кафедры архиереи. Так началась Киевская митрополия, что в формальном смысле и было началом Русской Церкви. Проф. Е.Е. Голубинский в своём роде прав, предлагая считать именно 990 год датой Крещения Руси. Однако в действительности кн. Владимир предпринял «крещение» как утверждение христианства государственной верой на Руси, по сути, сразу после своего личного обращения, то есть уже в 988 г.: Крестися Владимир сам, и чада своя, и весь дом свой святым крещением просвети («Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха), крестились и придворные, дружина, горожане (разумеется, те, кто ещё оставался в язычестве).

Может возникнуть вполне обоснованный вопрос, на кого могло быть возложено просвещение вчерашних язычников и самого князя, ведь греческое духовенство не знало русского языка, да и было весьма немногочисленным. Этот вопрос разрешается в контексте культурно-политических контактов Руси на протяжении всего Х ст. Наиболее существенное направление этих контактов было связано с Первым Болгарским царством (680-1018), где правили наследники царя Бориса-Симеона — первого христианского правителя Болгарии (†889). Именно болгарские миссионеры осуществляли на протяжении всего этого времени активную катехизическую программу на Руси, вплетая, таким образом, своего могущественного северо-восточного соседа в орбиту культурного влияния Охридской архиепископии (патриархии). По крайней мере, нам неизвестен греческий митрополит ранее Феопемта, прибывшего в 1037 г. на Киевскую кафедру действительно от патриарха Константинопольского.

Напомним также, что Болгария была крещена более чем столетием ранее (ок. 865) и ко времени нашего просвещения имела богатую святоотеческую библиотеку, переведённую на славянский язык, а также развитую традицию греко-славянского культурного синтеза (вспомним хотя бы творения Иоанна экзарха, Черноризца Храбра, Константина Преславского и др. выдающихся духовных писателей). Болгарская Церковь, надо заметить, вообще сыграла огромную роль в деле Крещения Руси. В том-то и секрет относительной лёгкости распространения у нас христианства (сравнительно с Западной Европой), что вера усваивалась народом на его родном славянском языке, максимально приближенном к разговорному, в духе кирилло-мефодиевской христианской традиции. Кроме того, ко времени своего Крещения кн. Владимир стяжал в народе огромный авторитет победоносного правителя и мужа глубокого государственного мышления. В этой связи достаточно достоверно выглядит влагаемая в уста киевлянам летописная фраза: аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли (ПВЛ). Хотя рассуждали так лишь те, кто не сильно упорствовал в язычестве.

До Корсунского похода катехизация носила лишь частный характер (как и до Владимира), вероятно, не особо выходила и за стены стольного Киева. Корсунская победа принесла официальное утверждение Русской Церкви, и лишь тогда 31 июля 990 года киевляне услышали почти ультимативный призыв князя: аще не обрящется кто заутра на реце, богат ли, убог ли, или нищ… противен мне да будет (ПВЛ).

Так, в Крещении Владимировом зародилась Русская Церковь, и не столько храмы или новый политический менталитет, сколько великое начало всего того, что ныне связывается с древнерусской культурой и духовностью, и не только древней — по выражению историка Л.Н. Гумилёва: «победа православия подарила Руси её тысячелетнюю историю».

26 апреля 2004 г. //https://pravoslavie.ru/5238.html

**********************************************************************************************

****************************************************************************************************

С ПРАЗДНИКОМ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ПРАВОСЛАВНЫЕ!

МИРА ВСЕМ И ИСТИНЫ ВО ХРИСТЕ! ЛЮБВИ, А НЕ ЗЛОБЫ В СЕРДЦАХ ВАШИХ!

Света — всегда! АМИНЬ!

(НАШ)

На фото — Мозаика Богоматерь-защитница Оранты в Софийском соборе Киева.//https://sergeyurich.livejournal.com/1138363.html

**************************************************************************************

В Винницкой области священник Московского патриархата крестом избил священника ПЦУ

 

15 комментариев

  1. День Крещения Руси
    Википедия
    Государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году. Отмечается ежегодно 28 июля, как день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси.

  2. Я Светик-семицветик

    Мы люди светлого будущего готовы немного пожертвовать$ на развитие журнала. Прикрепите ссылку куда можно будет отправить донат(номер карты, киви кошелёк и т. д).

    • Здравствуйте! и опять без подлинной подписи. ))
      Спасибо за внимание, но — я денег ни от кого не принимаю.
      Передо мною стоит Образ Святого Франциска Ассизского…
      и я давно полюбила свою бедность. Независимость дороже всего.
      Благодарю!
      НАШ

  3. Яндекс Новости, 28.07.22

    Сейчас в СМИ в России в Москве Интересное
    Reuters: Египет расторг контракты на покупку 240 т пшеницы с Украины
    Российские силовики выявили группу наводивших артиллерию на Херсон украинских агентов
    CNN: Байден поддержал идею обменять Бута на баскетболистку Грайнер и Уилана
    Reuters: бывшие демократы и республиканцы заявили о создании третьей партии в США
    Tagesspiegel: украинский кризис усилил раскол между Восточной и Западной Германией
    Черногория начала замораживать недвижимость попавших под санкции россиян
    Politico: Украина лишится лучшего друга с уходом премьера Британии Джонсона
    Ким Чен Ын заявил о готовности мобилизовать силы ядерного сдерживания
    Украинский командир Савчук заявил, что ВСУ, отступая, бросают американские гаубицы M777
    Медведев опубликовал карту с отошедшими России, Польше и Румынии регионами Украины
    Секретарь СНБО Украины Данилов допустил возможность нанесения ударов по объектам в России
    ВФУ при ударах по Донецку использовали запрещенные противопехотные мины «Лепесток»
    Популярные смартфоны Samsung исчезли из продажи в ряде регионов
    Die Welt: Экономическая модель Германии движется в сторону катастрофы
    Актер Стивен Сигал заявил, что никогда не откажется от российского паспорта

  4. Всех нас поздравляю с Праздником Крещения Киевской Руси! Аминь

    Св. княгине Ольге-Елене — мой личный низкий Поклон, что надоумила князя Владимира, внука своего, принять веру Христианскую. Аминь! Всегда правит Женщина…даже если и руками мужчины. ))
    *
    Володимира Зеленского — с Днем Ангела-Хранителя! Храни Бог!
    Володечка, оправдай, Наше доверие! Меньше слушай военных, больше — свое сердце!
    Молюсь о твоем здоровье и крепости духа твоего! Будь! Аминь!

    Слава Киевской Руси: Святому Союзу России, Украины и Беларуси! Аминь! Ом.
    НАШ 🙂

    • Масштабный обстрел Украины в День государственности Украины и День крещения Руси.

      Около 25 ракет было запущено сегодня утром по территории Украине: зафиксированы многочисленные «прилёты» в Киевской и Черниговской областях. Как сообщает «Беларусский Гаюн», ракеты запускались с аэродрома в белорусской Зябровке.

      «Мы не сдадимся. Не опустим рук. Нас не запугать. Украина — самостоятельное, свободное, неделимое государство. И будет таким всегда… Все этапы истории государственности Украины, её защиты и борьбы за неё можно описать одним предложением. МЫ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДЕМ!», — отметил Зеленский по случаю Дня государственности Украины//ТК Ешкин Крот

      • ❗️Сенат в США принял резолюцию, призывающую Госдеп признать Россию государством-спонсором терроризма из-за событий в Украине, Чечне, Грузии и Сирии//ТК Ешкин Крот

  5. «Реальное будущее такое: Россия останется обязательно с санкциями, в изоляции, с разрушенной территорией Украины и с враждебным населением, которого она будет бояться» ©

    Доходчивое описание будущего России для z-патриотов, которые до сих пор не понимают: при любом исходе этой войны Россия проиграет. Вопрос лишь в масштабах катастрофы.

    Видео: @psycholog_karchenkova//ТК Ешкин Крот

    • «За исполнение бредовых и необъяснимых фантазий Путина Россия на сегодняшний день заплатила уже 40 тысячами трупов своих солдат. Всего за 153 дня идиотской войны Путин угробил больше своих солдатиков, чем США за первые 15 лет войны во Вьетнаме» © Александр Невзоров

      ❌ ВСУ сообщает, что потери российской армии уже превысили 40 200 человек, при этом CNN со ссылкой на членов Палаты представителей США утверждает, что с российской стороны были убиты или ранены уже более 75 000 человек. В New York Times также отметили, что, если нынешние оценки Белого дома верны, то это ошеломляющее число жертв — весной численность российских войск в Украине оценивали в 150 тысяч человек.

      ❓В Кремле, по традиции, назвали это сообщение «фейком». Вот только не объяснили: если это «фейк» и с армией «всё в порядке», то зачем тогда в российских регионах продолжают активно проводить скрытую мобилизацию и зазывают воевать в Украину даже зэков в исправительных колониях? Хм?//ТК Ешкин Крот 28.07.2022

  6. ❌ Эстония прекращает выдачу гражданам России временного вида на жительство и виз для обучения. С марта Эстония, а также Латвия, Литва и Чехия не выдают туристические визы россиянам.

    ❌ Власти Черногории начали замораживать недвижимость россиян в рамках исполнения санкционного режима.

    ❌ МИД Финляндии на фоне обсуждения уместности присутствия российских туристов из-за вторжения РФ в Украину, предложил шесть вариантов ограничения туризма из России. В частности, предлагается полностью прекратить оформление виз для россиян, ограничить число принимаемых заявлений, аннулировать все выданные россиянам визы, закрыть границу для пассажиров, разрешить россиянам въезд в страну только по веской причине, связанной с родственниками в Финляндии.

    Мы ждали железный занавес в России, но Путин сделал нашу страну настолько токсичной и агрессивной, что мир начал закрываться от россиян первым//ТК Ёшкин Крот 28.07.22

  7. Игорь Игнатущенко

    ❗️ПЦУ просит Варфоломея лишить патриарха Кирилла Гундяева престола и признать ересью концепцию русского мира

    ▪️Соответствующее письмо утвердил Священный Синод ПЦУ.

    ▪️В ПЦУ назвали расистской концепцию Гундяева и его сторонников о том, что Россия и «русский мир» являются чем-то принципиально лучше и выше других народов, а украинцы и беларусы якобы имеют право на существование только будучи частью российской реальности. //ТК Ищи своих

  8. Прямой эфир с духом князя Владимира — Крестителя Киевской Руси — https://youtu.be/kHvBp1YFqSc….))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *