Айтматов Чингиз Торекулович. «Белый пароход» (повесть)

Чингиз Айтматов
Киргизский писатель

Киргизский и Советский писатель; дипломат. Народный писатель Киргизской ССР, Герой Киргизской Республики, академик АН Киргизской ССР, Герой Социалистического Труда; лауреат Ленинской и трёх Государственных премий СССР.

**************************************************

«Белый пароход» – известная повесть русско-киргизского писателя Чингиза Айтматова, которая входит в список ста лучших книг, рекомендованных для чтения детям школьного возраста. Писатель представляет трагичную историю киргизского мальчика сироты и передает особенности детского мировосприятия. Его герой – ребенок, который, как и все дети, верит в сказку и чудеса и учит читателя верить в них до конца.
Электронная книга «Белый пароход» – Чингиз Торекулович Айтматов

БЕЛЫЙ ПАРОХОД

Автор:
Чингиз Айтматов
Правообладатель:
Эксмо
Жанр:
Классическая проза
Дата написания:
1970
Кол-во страниц:
212
ISBN:
978-5-699-49763-8
Язык оригинала:
Русский
Страна:
Россия

ЧИТАТЬ «БЕЛЫЙ ПАРОХОД» В КРАТКОМ СОДЕРЖАНИИ

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.

Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.

Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!

По вечерам дед рассказывал внуку сказку.

***

…В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.

Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.

Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.

***

Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.

И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушёл.

Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…

Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись всё-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.

На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.

Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.

Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.

И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…//Автор пересказа: И. Н. Слюсарева

Книга бесплатно: belyy-parohod

5 комментариев

  1. Господа-товарищи! То, что вам показывают сейчас по федеральным каналам о Киргизии, ввергнутой в политический хаос, — не есть вся правда о ней.
    Настоящие киргизы это — деятели Культуры и герои, труженики:
    герои-панфиловцы, академик Алтымышев, герой СССР Чолпонбай Тулебердиев, всемирно известный писатель Чингиз Айтматов и тысячи достойных тружеников.

  2. Первое, что сразу скажу Айтматов никогда не писал о чем-то легковесном, в своих книгах он всегда размышляет о вещах, которые его по настоящему волнуют. Здесь достаточно жестко ставятся вопросы и о человеческой жестокости, и о людских пороках, о таких проявлениях, где мы поворачиваемся такими своими сторонами, которыми впору стыдиться, но человек, как царь зверей, возводит их на пьедестал. И история о паре волков позволяет провести параллель между людьми и животными, и совсем не в нашу пользу, в очередной раз. Эта история с волками одна из нескольких в романе, но самая и надрывная, и запоминающаяся. Остальное, за давностью лет, вспоминаю плохо, но именно волки, их история и все, связанное с ними, так затронула тогда меня, очень и жалко было, и тошно все это представлять, и на их фоне люди со своими заскоками как это сильно ударяло по мозгам. Почаще бы обращаться именно к таким писателям вот где истинное воспитание чувств! Еще в школьном возрасте я была впечатлена жизненной силой романов Чингиза Айтматова. «Плаха» волей судьбы была оставлена именно на этот мой временной период, когда очень остро ощущается потребность в духовном чтении, в переосмыслении жизненных ценностей. Этот роман призывает всех неравнодушных осознать свою ответственность перед природой, подумать о собственных душах и о философии существования мировой цивилизации. Такие книги необходимы, это жестокое чтение, но правдивое.

  3. Чингиз Айтматов (1928-2008) — всемирно известный киргизский писатель, автор многих произведений, в центре которых человек в современном мире. Вплетение мифологии в реальную жизнь в произведениях Ч. Айтматова создает особый неповторимый авторский стиль и помогает точнее выразить нравственные проблемы, мучающие человека. Философская повесть-притча «Белый пароход» определяет нравственной мерой личности заботу о мире. Основанное на легенде о едином происхождении человека и маралов повествование, переплетающее сказку и быль, предупреждает, что рука человека не должна подниматься на своих младших братьев. Но в реальной жизни нарушение закона единства человека и природы приводит к тому, что над людьми тяготеет рок несчастья.

  4. Купил эту книгу, потому что даже не знал про существование такого писателя и решил почитать то, что точно раньше не читал. И честно скажу я ни капельки не пожалел. Прекрасная книга, которую читаешь на одном дыхание. Правда скажу сразу, не получится развлекательного чтения, поскольку и «Белый пароход», и «Прощай, Гульсары» как бы это сказать, нагнетают обстановку. Ты читаешь, а на душе тебе стает очень тяжело и грустно. Сразу два таких произведения в одной книге перебор. Однако уверен, что мало кто пожалеет если прочтет эти прекрасные произведения)) Я очень удивилась когда дед Момент ел мясо Рогатой матери-оленихи. Он ведь как-бы считал её божеством ,а теперь её ест.

  5. Еще одной отличительной чертой его произведений является легкий налет мистики, прекрасно увязываемый с замечательными и трогательными легендами и сказаниями. И в этой небольшой повести все указанное имеет место быть, добавляя печальной повести красок, чтобы звучание её слов еще долго звучало в читательском сердце неизбывной горечью от несправедливости мира, обид и непонимания. В далеком и глухом кордоне на территории Киргизии живет мальчик, еще с малых лет приученный любимым дедом чутко и трепетно относиться к окружающей его природе, видеть в ней своих друзей и единомышленников, доверять ей и собственным ощущениям. Самым любимым занятием для него является наблюдение в бинокль за проплывающим в дали белым пароходом, к которому так хочется поплыть в надежде встретить отца, да и просто посмотреть мир, прекрасный и таинственный, как те сказки, что рассказывает ему дед.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *