Памяти бессмертного Фридерика Шопена. Поклон!

Полное имя — Фридерик Францишек Шопен; полное имя во французской транскрипции — Фредерик Франсуа Шопен — польский композитор и пианист французско-польского происхождения. В зрелые годы жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку.

Ф. Шопен — Ноктюрн — Frеdеric Chopin — Nocturn ep.9 Композиция Frederic Chopin-Nocturne No.1 Op.9 No.1 in Bb minor Исполнитель 더릴랙 Альбом

*****************************************************
https://www.youtube.com/watch?v=3Exl_gGMzpE
*****************************************************

Richter — Chopin: Ballade no 4. in F minor, op.52   https://www.youtube.com/watch?v=h1JxTDGxZ6s&fbclid=IwAR0GEK9d2eC1sWgsUeh58XxPDV3ERpOeJtr3FSUem5F1YC0Fy0Te3eyOlvU — Live in Venice, Nov. 17, 1962  Sviatoslav Richter

*****************************************************

Kissin plays chopin Fantasie — Impromptu op.66 verbier festival.wmv

Evgeny Kissin: Chopin — Scherzo, No. 2, Op 31 (Tel Aviv, 2011)

Поклон! ……………

Монографии о Шопене, книги бесплатно:

List_F_-_Shopen_-_M_1956 (1)

Belza_I_-_Shopen_-_M__Nauka_1968

Slonimskiy_S_-_O_novatorstve_Shopena_-_SPb_2010

… бесконечно люблю.))

**************************************************

                            БИОГРАФИЯ

Фридерик Шопен – композитор с мировым именем, основатель польской пианистической школы. Он прожил короткую, но очень плодотворную жизнь, написал множество произведений для фортепиано. Сочинения Шопена стали непревзойденной классикой, вершиной мирового пианистического искусства. Этого композитора называют одним из самых ярких представителей западноевропейского музыкального романтизма.

ДЕТСТВО
Фридерик Франсуа Шопен родился в местечке Желязова Воля 1 марта 1810 года. Небольшая деревенька располагалась под Варшавой. В местечке семейство Шопенов пользовалось большим уважением. Отец мальчика происходил из простой семьи, но был образованным человеком, гувернером и учителем. Еще юношей Николя Шопен переехал из Франции в Польшу.

Мама, имевшая дворянское происхождение, получила прекрасное образование, отлично знала французский язык, была музыкально одаренной женщиной. Она виртуозно играла на фортепиано, имела замечательный голос, часто пела. Любовь к мелодичным народным песням Фридерик унаследовал от своей матери.

Портрет Шопена в детстве
Фридерик был вторым ребенком в семье, кроме него, в семье росло три сестры. Мальчику исполнилось шесть месяцев, когда его отцу предложили вакансию в Варшавском лицее. Семья переехала в столицу, отец стал преподавателем французского, немецкого языка, французской литературы. Кроме этого, Николя Шопен содержал пансиона для лицеистов.

Интеллигентные, чуткие родители относились друг к другу и к детям с большой любовью. Все дети в их семье обладали яркими способностями, младшая сестра Эмилия, умершая очень рано, имела яркий литературный талант. Но музыкальный дар был только у Фридерика. Мальчик часами просиживал у инструмента, подбирал, разучивал понравившиеся ему произведения.

Он был по-настоящему одержим музыкой, одаренность малыша была очевидной. Мальчик рос невероятно чувствительным, мог горько заплакать, слушая печальную музыку, или просто мелодию, тронувшую его душу. Нередко Фридерик вскакивал ночью, чтобы подобрать аккорд или мелодию, с которой он не сумел справиться днем.

ОБРАЗОВАНИЕ
В пятилетнем возрасте юный музыкант уже стал выступать с концертами. Уже тогда его называли маленьким чудом, вторым Моцартом. В семь лет родители отправили его учиться в класс знаменитого пианиста Войцеха Живного. Это было нелегко, потому что кроме того мальчик был обязан учиться, ежедневно посещать варшавское училище и готовить уроки. Уже в восьмилетнем возрасте о нем писали в газетах, как об очень одаренном музыканте и композиторе, сочинившем свою первую пьесу под названием «Полонез».

Портрет Шопена в юности за фортепьяно
Пять лет упорных занятий под руководством Живного превратили юное дарование в настоящего музыканта-виртуоза, который по техническим, музыкальным навыкам нисколько не уступал взрослым. Когда педагог понял, что ученик в некоторых вопросах уже превосходит учителя, он завершил курс обучения.

В 12 ЛЕТ ШОПЕН СТАЛ БРАТЬ УРОКИ У ВАРШАВСКОГО МУЗЫКАНТА ЮЗЕФА ЭЛЬСНЕРА. ПОД РУКОВОДСТВОМ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА ОН ИЗУЧАЕТ ТЕОРИЮ МУЗЫКИ.

В этот же период талантливый юноша попал под покровительство князей Четвертинских и князя Антона Радзивилла, с помощью которых он оказался в высшем обществе. По воспоминаниям современников, Фридерик производил очень приятное впечатление на всех окружающих. Он был очень хорош собой, прекрасно воспитанного, умного, тактичного человека не зря называли истинным аристократом духа.

В это время юный музыкант много ездит по европейским странам. Здесь его интересуют оперные театры и картинные галереи. Он посещает концерты выдающихся музыкантов того времени в Праге, Берлине и Дрездене. Талантливый юноша побывал и в России. Его игра произвела большое впечатление на Александра I. За доставленное удовольствие император подарил музыканту перстень, усыпанный бриллиантами.

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 19 лет Шопен начинает свою концертную деятельность. Он выступает в Вене, в Кракове, в Варшаве и сразу же становится невероятно популярным. Через год музыкант отправляется в свое первое европейское турне, совсем не подозревая о том, что он навсегда покидает родину. Концерты, которые музыкант дает в Варшаве, Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фридерик предпринял через год, стало для музыканта расставанием с родиной.

Шопен находился в Германии, когда туда пришла весть о начале польского восстания. Молодой человек, тоже горевший желанием вступить в бой за независимость Польши, собирается вернуться на родину. Но все закончилось очень быстро, на пути в Польшу ему стало известно, что восстание подавлено, а его руководитель арестован. На родине начались репрессии, возвращаться туда было крайне опасно. Фридерик решил остаться в Париже.

Под впечатлением этих трагических событий композитор написал несколько музыкальных произведений, главным из которых стал Революционный этюд. В композиторе жила глубокая убежденность, что своей прекрасной музыкой он помогает соотечественникам сражаться за свободу.

Свой первый концерт во Франции молодой человек дал в 22 года. Париж был в полном восторге от выступления этого музыканта.

Он редко выступал в концертах в этом городе, однако в салонах французской и польской знати музыку Шопена слышали очень часто. В этот период композитор много времени отдает сочинительству. Он пишет свои первые фортепианные концерты, сам исполняет их в театрах Парижа и Вены. В близком окружении Фридерика находятся молодые таланты, точно также одержимые музыкой, как и он – Стамати, Видаль, Урбан, Бродт.

С КРУПНЕЙШИМИ ЕВРОПЕЙСКИМИ КОМПОЗИТОРАМИ ТОГО ВРЕМЕНИ ШОПЕН СТАРАЛСЯ ПОДДЕРЖИВАТЬ ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ. ИЗВЕСТНО, ЧТО ЗНАМЕНИТЫЙ НЕМЕЦКИЙ КОМПОЗИТОР-РОМАНТИК РОБЕРТ ШУМАН БЫЛ С ПЕРВЫХ МГНОВЕНИЙ ОЧАРОВАН ИГРОЙ МОЛОДОГО ПОЛЬСКОГО МУЗЫКАНТА, СЧИТАЛ ЕГО ГЕНИЕМ.

Венгерский музыкант Ференц Лист стал последователем Шопена, много писал о жизни и творчестве своего кумира. Берлиоз, Мендельсон, Лист тоже были знакомы с Шопеном, эти выдающиеся музыканты своего времени высоко ценили талант молодого польского композитора.

РАСЦВЕТ КАРЬЕРЫ
Исследователи творчества Шопена отмечают, что пик его творческой карьеры относится к 30-м годам XIX века. В это время музыкант не только сочиняет музыку, но и занимается преподавательской деятельностью. Он обучает талантливую молодежь игре на фортепиано, что всегда было большой редкостью для музыкантов такого уровня.

Фридерик увлекается поэзией. Творчество польского поэта Адама Мицкевича глубоко затронуло душу музыканта, под влиянием его стихов композитор пишет четыре великолепные баллады. Эти произведения посвящены многострадальной родине, Польше, о судьбе которой вынужденный изгнанник не забывал никогда.

Фридерик Шопен
Его музыкальные баллады состоят из элементов польского фольклора, танцевальной музыки, речитативных реплик. Произведения представляют собой лирико-трагические картины из жизни польского народа, которые автор видит через призму своих переживаний. Кроме баллад, Шопен в этот период создает четыре скерцо, пишет полонезы, ноктюрны, вальсы, мазурки.

ВАЛЬС В ТВОРЧЕСТВЕ ШОПЕНА ЗНАТОКИ СЧИТАЮТ НАСТОЯЩИМ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИМ ЖАНРОМ, ТЕСНО СВЯЗАННЫМ С СОБЫТИЯМИ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ МУЗЫКАНТА.

В то же время полонезы и мазурки они называют копилкой национальных образов. Мазурки этого композитора весьма разнообразны, это не только знаменитые лирические произведения, но и народные, либо аристократические танцы.

Особенность романтизма – апелляция к национальному самосознанию народа. Исходя из этого, Шопен при создании своих композиций часто использовал характерные для польской народной музыки интонации и звучания. В качестве примера можно привести знаменитый Бурдон – имитацию звуков фольклорных инструментов, либо острую синкопу, прекрасно сочетающуюся с пунктирным ритмом, характерным для польской музыки.

Шопен выступил новатором и в жанре ноктюрна. «Ночная песня» — такое значение имеет слово ноктюрн, однако у Шопена эта песня становится лирико-драматической зарисовкой. Первые ноктюрны этого композитора можно сравнить с лирическими описаниями природы, а последние произведения этого жанра приобретают характер маленьких трагедий.

Одной из вершин творчества Шопена этого периода исследователи считают его цикл из 24 прелюдий. В это время музыкант был страстно увлечен творчеством Баха, что и повлияло на выбор жанра. Свои прелюдии Фридерик писал в переломные годы – ими называют период первой влюбленности музыканта и время расставания с возлюбленной.

Шопен был настолько впечатлен циклом прелюдий и фуг Баха, что и сам решил написать нечто подобное. Но здесь романтик, как это часто с ним бывало, превзошел своего учителя, его произведения получили личностную окраску. Прелюдии Шопена представляют собой небольшие, глубокие зарисовки внутренних переживаний автора, написанные в виде музыкального дневника.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Шопен – не только великий композитор и музыкант. Его называли гениальным педагогом. Он является создателем уникальной пианистической методики, с помощью которой многие пианисты стали настоящими профессионалами.

У Шопена было много талантливых учеников. Среди них были и барышни из аристократических семей. Самым талантливым учеником музыканта считают Адольфа Гутмана. Этот человек стал пианистом и музыкальным редактором.

ПОРТРЕТЫ МУЗЫКАНТА
Среди приятелей Фридерика Шопен было много музыкантов и композиторов. Но сам он был удивительно разносторонним человеком, живо интересовался литературой, изобразительным искусством, имел много друзей в этих кругах. Многие художники считали за честь запечатлеть талантливого музыканта на холсте, по этой причине осталось много портретов Шопена. Самым известным портретом Шопена является работа Эжена Делакруа.

Портреты Фредерика Шопена
Этот портрет считали необычным. Он написан в новаторской, романтической манере, хранится в Лувре. Осталась и единственная фотография польского музыканта, во время его жизни данный вид изобразительного искусства только начинал развиваться, но фотографы успели запечатлеть знаменитого музыканта.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Фридерик не был счастлив в личной жизни. Чуткий и нежный человек мог бы стать отличным семьянином, если бы не трагическое стечение обстоятельств. Легкий, остроумный человек уже в ранней юности заслужил репутацию первого сердцееда. Внешне он был настоящим воплощением своей прекрасной музыки. Его первой избранницей стала Мария Водзиньская.

Невеста Шопена Мария Водзиньская
Музыкант был помолвлен со своей юной невестой. Свадьба была назначена через год, такое требование выдвинули родители невесты. Это было вполне справедливо – будущие родственники надеялись за это время как следует узнать музыканта, убедиться в его финансовых возможностях. Фридерик не сумел выдержать экзамен на прочность, его нестабильное финансовое положение стало причиной для отмены свадьбы. Инициаторами разрыва помолвки были родители Марии.

Это стало большой трагедией для музыканта, он долго не мог прийти в себя. Именно в это время он пишет свою знаменитую вторую сонату, медленная часть которой носит название «Траурного марша». Через год композитор увлекся баронессой Авророй Дюдеван, которою все мы знаем как Жорж Санд. Эта эмансипированная особа, поклонница зарождающегося феминизма, сначала вовсе не понравилась утонченному музыканту. Он даже не хотел признавать в ней женщину.

Фридерик Шопен и Жорж Санд
Говорят, что первое впечатление никогда не обманывает. Психологи считают, что в то мгновение, когда мы впервые видим какого-то человека, с нами говорит ангел, подсказывающий, как сложатся отношения. Писательница с папиросой во рту, наряженная в грубый мужской костюм, вызвала у Шопена чувство, близкое к отвращению. На тот момент дама была разведена, имела двух детей и увлекалась свободными отношениями.

Любовь к ней не принесла музыканту счастья. Шопен в то время был нездоров, тяжело переживал расставание с невестой, и Аврора воспылала к нему нежными чувствами. Через некоторое время музыкант поселился в соседнем доме, свои чувства влюбленные скрывали от окружающих. Затем они стали жить в одной квартире, позже – в имении писательницы, и здесь тонкому и чуткому мужчине пришлось на себе испытать все сложности жизни с женщиной, у которой есть дети.

Мориц, сын Авроры, испытывал болезненную ревность к музыканту, он не хотел, чтобы Шопен жил в их доме. Точно также вела себя и ее дочь Соланж, она устраивала бесконечные интриги и даже пыталась соблазнить Фридерика , чтобы иметь законное основание на изгнание его из дома. Некоторое время Шопен и Санд жили на Майорке, но влажный климат был вреден композитору, он стал причиной для развития туберкулеза.

Устав от скандалов и интриг, Шопен решил пожить отдельно, уехал из Ноана в Париж. Первое время он переписывался со своей любовницей, затем их связь прекратилась. Виной тому была неугомонная Соланж. Приезжая в Париж, она обязательно извещала музыканта о новых увлечениях матери, по большей части, выдуманных. Через некоторое время страстная любовь Шопена превратилась в настоящую ненависть.

ПРИЧИНА СМЕРТИ
Окончательный разрыв с любимой послужил толчком для ухудшения здоровья композитора. Он отправился в турне по Великобритании, затем вернулся в Париж, где еще успел дать несколько концертов. Последнее время музыкант был настолько слаб, что уже не вставал со своей постели.

Памятники Фридерику Шопену
В октябре 1849 года он скончался от осложненного туберкулеза легких. Свое сердце композитор завещал родине, его вынули из груди, поместив в специальный кубок. Этот кубок замурован в одном из католических храмов Варшавы. Прах великого музыканта покоится во Франции, на кладбище Пер-Лашез.

ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Ноктюрн до-диез минор
Ноктюрн ми-бемоль мажор
Полонез ля мажор
Революционный Этюд до минор
Вальс до-диез минор
Прелюдия ми-минор
Похоронный марш из сонаты №2
Сад Эдема

Ссылки
Страница в Википедии
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/frederik-shopen

**********************************************************************************************************

Фридерик Шопен

Frédéric Chopin

Дата рождения
01.03.1810
Дата смерти
17.10.1849
Профессия
Страна
Польша
Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

По словам А. Рубинштейна, «Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» — и строгая логика развития, интимная доверительность лирики — и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом — первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена — опоэтизированные танцы польского быта (полонезмазурка), вальсы, а также ноктюрны — миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов — концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. Вариации на тему из оперы В. А. Моцарта «Дон-Жуан» встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «…Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минорСкерцо си минордо-минорный Этюд, часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «…Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо — жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) — теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще — стихийно-демонического содержания).

Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века — один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) — как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий, ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях — самых миниатюрных пьесах — достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

В 1840 г. Шопен пишет Вторую сонату си-бемоль минор — одно из самых трагических своих произведений. Ее 3 часть — «Похоронный марш» — до сегодняшнего дня осталась символом траура. Среди других крупных произведений — баллады (4), скерцо (4), Фантазия фа минорБаркаролаСоната для виолончели и фортепиано. Но не меньшее значение для Шопена имели жанры романтической миниатюры; появляются новые ноктюрны (всего ок. 20), полонезы (16), вальсы (17), экспромты (4). Особой любовью композитора пользовалась мазурка. 52 шопеновские мазурки, поэтизирующие интонации польских танцев (мазура, куявяка, оберека), стали лирической исповедью, «дневником» композитора, выражением самого сокровенного. Не случайно последним произведением «поэта фортепиано» стала скорбная фа-минорная мазурка ор. 68, № 4 — образ далекой недостижимой родины.

Венцом всего творчества Шопена стала Третья соната си минор (1844), в которой, как и в других поздних произведениях, усиливается красочность, колористичность звучания. Смертельно больной композитор создает музыку, преисполненную света, восторженно-экстатического слияния с природой.

В последние годы жизни Шопен совершает крупную гастрольную поездку по Англии и Шотландии (1848), которая, как и предшествовавший ей разрыв отношений с Жорж Санд, окончательно подорвала его здоровье. Музыка Шопена совершенно неповторима, при этом она оказала влияние на многих композиторов последующих поколений: от Ф. Листа до К. Дебюсси и К. Шимановского. Особые, «родственные» чувства испытывали к ней русские музыканты: А. Рубинштейн, А. Лядов, А. Скрябин, С. Рахманинов. Шопеновское искусство стало для нас исключительно цельным, гармоничным выражением романтического идеала и дерзновенного, полного борьбы, стремления к нему.

К. Зенкин


Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

В 30—40-х годах XIX века мировая музыка обогатилась тремя крупнейшими художественными явлениями, пришедшими о востока Европы. С творчества Шопена, ГлинкиЛиста в истории музыкального искусства открылась новая страница.

При всей своей художественной неповторимости, при заметном различии судеб их искусства, эти три композитора объединены между собой общей исторической миссией. Они были зачинателя­ми того движения за создание национальных школ, которое обра­зует важнейшую сторону общеевропейской музыкальной культуры второй половины XIX (и начала XX) столетия. На протяжении двух с половиной веков, последовавших за эпохой Ренессанса, музыкальное творчество мирового масштаба развивалось почти исключительно вокруг трех национальных центров. Все сколько-нибудь значительные художественные течения, вливавшиеся в русло общеевропейской музыки, исходили из Италии, Франции и австро-немецких княжеств. До середины XIX века гегемония в развитии мировой музыки безраздельно принадлежала им. И вдруг начи­ная с 30-х годов на «периферии» Центральной Европы возникают одна за другой крупные художественные школы, принадлежащие тем национальным культурам, которые до сих пор либо вообще еще не вступали на «столбовую дорогу» развития музыкального искусства, либо давно сошли с нее и долго оставались в тени.

Эти новые национальные школы — прежде всего русская (которая вскоре заняла если не первое, то одно из первых мест в мировом музыкальном искусстве), польская, чешская, венгерская, затем норвежская, испанская, финская, английская и другие — были призваны влить свежую струю в старинные традиции общеевропейской музыки. Они открыли перед ней новые художественные горизонты, обновили и безмерно обогатили ее выразительные ресурсы. Картина общеевропейской музыки второй половины XIX столетия немыслима без новых, бурно расцветающих национальных школ.

Родоначальниками этого движения были три вышеназванных композитора, вступивших на мировую арену в одно и то же время. Намечая в общеевропейском профессиональном искусстве новые пути, эти художники выступали как представители своих национальных культур, раскрывая неведомые дотоле громадные ценности, накопленные их народами. Искусство такого масштаба, как творчество Шопена, Глинки или Листа, могло сформироваться только на подготовленной национальной почве, созреть как плод старинной и развитой духовной культуры, собственных традиций музыкального профессионализма, не исчерпавшего себя, и непрерывно рождающегося фольклора. На фоне господствующих норм профессиональной музыки Западной Европы яркая самобытность еще «не тронутого» фольклора стран Восточной Европы сама по себе производила громадное художественное впечатление. Но свя­зи Шопена, Глинки, Листа с культурой своей страны этим, разумеется, не исчерпывались. Идеалы, чаяния и страдания своего народа, его господствующий психологический склад, исторически сложившиеся формы его художественной жизни и быта — все это в не меньшей мере, чем опора на музыкальный фольклор, определило особенности творческого стиля этих художников. Именно таким воплощением духа польского народа были музыка Фридерика Шопена. Несмотря на то, что большую часть своей творческой жизни композитор провел вне родины, тем не менее именно ему суждено было вплоть до нашего времени играть роль главного, общепризнанного представителя культуры своей страны в глазах всего мира. Этот композитор, чья музыка вошла в повседневную духовную жизнь каждого культурного человека, воспринимается прежде всего как сын польского народа.

Музыка Шопена сразу получила всеобщее признание. Передо­вые композиторы-романтики, ведущие борьбу за новое искусство, почувствовали в нем единомышленника. Его творчество естественно и органически включалось в рамки передовых художественных исканий своего поколения. (Вспомним не только критические статьи Шумана, но и его «Карнавал», где Шопен фигурирует как один из «давидсбюндлеров».) Новая лирическая тема его искусства, свойственное ей то романтически-мечтательное, то взрывчато-драматическое преломление, поражающая смелость музыкального (и в особенности гармонического) языка, новаторство в области жанров и форм — все это перекликалось с исканиями Шумана, Берлиоза, Листа, Мендельсона. И вместе с тем искусству Шопена бы­ла присуща покоряющая самобытность, которая отличала его от всех его современников. Разумеется, шопеновская оригинальность исходила из национально-польских истоков его творчества, которые современники сразу ощутили. Но как ни велика роль славян­ской культуры в формировании шопеновского стиля, не этим толь­ко обязан он своей поистине удивительной неповторимостью, Шопен сумел, как ни один другой композитор, объединить и сплавить воедино художественные явления, которые на первый взгляд представляются взаимоисключающими. Можно было бы говорить о противоречиях шопеновского творчества, если бы оно не было спаяно изумительно цельным, индивидуальным, предельно убедительным стилем, опирающимся при этом на самые разные, под­час даже крайние течения.

Так, безусловно, самая характерная черта шопеновского творчества — его огромная, непосредственная доступность. Легко ли найти другого композитора, чья музыка могла соперничать с шопеновской по ее мгновенно и глубоко проникающей силе воздействия? Миллионы людей пришли к профессиональной музыке «через Шопена», множество других, равнодушных к музыкальному творчеству в целом, тем не менее остро эмоционально воспринимают шопеновское «слово». Только отдельные произведения других композиторов — например, Пятая симфония или «Патетическая соната» Бетховена, Шестая симфония Чайковского или «Неоконченная» Шуберта — могут выдержать сравнение с громадным непосредственным обаянием каждого шопеновского такта. Даже при жизни композитора его музыке не приходилось пробивать себе путь к аудитории, преодолевать психологическое сопротивление консервативно настроенного слушателя — судьба, которую разде­ляли все смелые новаторы среди западноевропейских композито­ров XIX века. В этом смысле Шопен ближе композиторам новых национально-демократических школ (сложившихся в основном во второй половине столетия), чем современным ему западноевропей­ским романтикам.

А между тем его творчество одновременно поражает и своей независимостью от традиций, которые сложились в национально-демократических школах XIX столетия. Именно те жанры, которые для всех других представителей национально-демократических школ играли роль главных и опорных — опера, бытовой романс и программная симфоническая музыка, — либо полностью отсутствуют в шопеновском наследии, либо занимают в нем второстепенное место.

Мечта о создании национальной оперы, которая, вдохновля­ла других польских композиторов — предшественников и современников Шопена, — не воплотилась в его искусстве. Музыкальный театр не интересовал Шопена. Симфоническая музыка в це­лом, программная в частности, совершенно не входила в. круг его художественных интересов. Песни, созданные Шопеном, представляют известный интерес, но занимают сугубо второстепенное поло­жение по сравнению со всеми его произведениями. Его музыке чужды «объективная» простота, «этнографическая» яркость стиля, характерные для искусства национально-демократических школ. Даже в мазурках Шопен стоит особняком, по сравнению с Монюшко, Сметаной, Дворжаком, Глинкой и другими композиторами, также творившими в жанре народного или бытового танца. И в мазурках его музыка насыщена тем нервным артистизмом, той духовной утонченностью, которые отличают каждую высказанную им мысль.

Музыка Шопена — квинтэссенция рафинированности в лучшем смысле слова, изящества, тонко отшлифованной красоты. Но мож­но ли отрицать, что это искусство, по внешним признакам принадлежащее аристократическому салону, подчиняет себе чувства многотысячных масс и увлекает их за собой с не меньшей си­лой, чем дано великому оратору или народному трибуну?

«Салонность» шопеновской музыки — другая ее сторона, которая как будто находится в резком противоречии с общим творческим обликом композитора. Связи Шопена с салоном бесспорны и очевидны. Не случайно в XIX веке зародилась та узкая салонная интерпретация шопеновской музыки, которая в виде провинциальных пережитков сохранилась кое-где на Западе и в XX веке. Как исполнитель, Шопен не любил и боялся концертной эстрады, в жизни он вращался преимущественно в аристократической среде, и утонченная атмосфера светского салона неизменно вдохновляла и воодушевляла его. Где, как не в светском салоне, следует искать истоки неподражаемой утонченности шопеновского стиля? Характерные для его музыки блеск и «роскошная» красота виртуозности, при полном отсутствии кричащих актерских эффектов, также зародились не просто в камерной обстановке, а в избранной аристократической среде.

Но вместе с тем творчество Шопена — полный антипод салонности. Поверхностность чувств, ложная, а не подлинная виртуозность, позерство, акцент на изящество формы в ущерб глубине и содержательности — эти обязательные атрибуты светской салонности абсолютно чужды Шопену. При изяществе и утонченности форм выражения, высказывания Шопена всегда проникнуты такой серьезностью, насыщены такой громадной силой мысли и чувства, что они просто не волнуют, но часто потрясают слушателя. Психо­логическое и эмоциональное воздействие его музыки так велико, что на Западе его даже сравнивали с русскими писателями — Достоевским, Чеховым, Толстым, считая, что наравне с ними он раскрыл глубины «славянской души».

Отметим еще одно характерное для Шопена кажущееся противоречие. Художник гениального дарования, оставивший глубокий след в развитии мировой музыки, отразивший в своем творчестве широкий диапазон новых идей, нашел возможным выразить себя полностью средствами одной только пианистической литературы. Ни один другой композитор — ни из предшественников, ни из последователей Шопена — не ограничивал себя всецело, подобно ему, рамками фортепианной музыки (произведения, созданные Шопеном не для фортепиано, занимают столь незначительное место в его творческом наследии, что не меняют картины в целом).

Как ни велика новаторская, роль фортепиано в западноевропейской музыке XIX века, как ни велика дань, которую отдали ему все ведущие западноевропейские композиторы начиная с Бетховена, тем не менее ни один из них, в том числе даже величайший пианист своего века — Ференц Лист,— не удовлетворился полностью его выразительными возможностями. На первый взгляд, исключительная приверженность Шопена к фортепианной музыке может создать впечатление ограниченности. Но на самом деле отнюдь не бедность замыслов позволяла ему удовлетворяться возможностями одного инструмента. Гениально постигнув все выразительные ресурсы фортепиано, Шопен сумел бесконечно раздвинуть художественные границы этого инструмента и придать ему небывалое дотоле всеобъемлющее значение.

Открытия Шопена в области узко фортепианной литературы не уступали достижениям современников в сфере симфонической или оперной музыки. Если виртуозные традиции эстрадного пианизма мешали Веберу найти новый творческий стиль, который он обрел только в музыкальном театре; если фортепианные сонаты Бетховена, при всем их громадном художественном значении, были подступами к еще более высоким творческим вершинам гениального симфониста; если Лист, достигнув творческой зрелости, почти отказался от сочинения для фортепиано, посвятив себя главным обра­зом симфоническому творчеству; если даже Шуман, проявивший себя полнее всего как фортепианный композитор, отдал дань этому инструменту только на протяжении одного десятилетия, — то для Шопена фортепианная музыка была всем. Она была одновремен­но и творческой лабораторией композитора, и областью, в которой проявлялись его наивысшие обобщающие достижения. Это была и форма утверждения нового виртуозного техницизма, и сфера выражения самых углубленных интимных настроений. Здесь же с за­мечательной полнотой и изумительной творческой фантазией осуществились с равной степенью совершенства как «чувственная» красочно-колористическая сторона звучаний, так и логика крупномасштабной музыкальной формы. Более того, некоторые проблемы, поставленные всем ходом развития европейской музыки в XIX столетии, Шопен разрешил в своих фортепианных произведениях с большей художественной убедительностью, на более высоком уровне, чем это было достигнуто другими композиторами в области симфонических жанров.

Кажущуюся противоречивость можно усмотреть и обсуждая «главную тему» шопеновского творчества.

Кем был Шопен — национальным и народным художником, воспевающим историю, жизнь, искусство своей страны и своего народа, или романтиком, погруженным в интимные переживания и воспринимающим весь мир в лирическом преломлении? И эти две крайние стороны музыкальной эстетики XIX века сочетались у не­го в гармоничном равновесии.

Разумеется, главной творческой темой Шопена была тема его родины. Образ Польши — картины ее величественного прошлого, образы национальной литературы, современного польского быта, звуки народных танцев и песен — все это нескончаемой вереницей проходит через шопеновское творчество, образуя его основное содержание. С неисчерпаемым воображением Шопен мог варьировать эту одну тему, вне которой его творчество сразу утратило бы всю свою индивидуальность, содержательность и художественную силу. В известном смысле его можно было бы назвать даже художником «монотематического» склада. Не удивительно, что Шуман, как чуткий музыкант, сразу оценил революционное патриотическое содержание шопеновского творчества, назвав его произведения «пушками, спрятанными в цветах».

«…Если бы могущественный самодержавный монарх там, на Севере, знал, какой опасный враг кроется для него в творениях Шопена, в простых напевах его мазурок, он запретил бы музыку…» — писал немецкий композитор.

И, однако, во всем облике этого «народного певца», в той ма­нере, с которой он воспевал величие своей страны, есть нечто глубоко родственное эстетике современных ему западных романтиков-лириков. Дума и мысли Шопена о Польше облекались в форму «недосягаемой романтической мечты». Тяжелая (а в глазах Шопе­на и его современников почти безнадежная) судьба Польши придала его чувству к родине одновременно и характер болезненного томления по недосягаемому идеалу, и оттенок восторженно преувеличенного преклонения перед ее прекрасным прошлым. Для западноевропейских романтиков протест против серых будней, против реального мира «мещан и торгашей» выражался в томлении по несуществующему миру прекрасной фантастики (по «голубому цветку» немецкого поэта Новалиса, по «неземному свету, невиданному никем на суше или на море» у английского романтика Вордсворта, по волшебному царству Оберона у Вебера и Мендельсона, по фантастическому призраку недосягаемой возлюбленной у Бер­лиоза и т. д.). Для Шопена же «прекрасной мечтой» на протяжении всей его жизни была мечта о свободной Польше. В его творчестве нет откровенно феерических, потусторонних, сказочно-фан­тастических мотивов, столь характерных для западноевропейских романтиков в целом. Даже образы его баллад, навеянные роман­тическими балладами Мицкевича, лишены сколько-нибудь ясно ощутимого сказочного колорита.

Образы томления по неопределенному миру прекрасного у Шо­пена проявлялись не в виде тяготения к призрачному миру грез, а в форме неугасающей тоски по родине.

То обстоятельство, что с двадцатилетнего возраста Шопен был вынужден жить на чужбине, что на протяжении чуть ли не двадцати последующих лет его нога ни разу не ступила на польскую почву, неизбежно усиливало его романтически-мечтательное отношение ко всему связанному с родиной. В его представлении Польша все больше и больше становилась похожей на прекрасный идеал, лишенный грубых черт реальности и воспринимаемый сквозь призму лирических переживаний. Даже «жанровые картинки», которые встречаются в его мазурках, или почти программные обра­зы художественных шествий в полонезах, или широкие драматиче­ские полотна его баллад, навеянные эпическими поэмами Мицке­вича, — все они в такой же степени, как чисто психологические зарисовки, трактованы Шопеном вне объективной «осязаемости». Это — идеализированные воспоминания или восторженные мечты, это — элегическая грусть или страстный протест, это — мимолет­ные видения или вспыхнувшая вера. Потому-то Шопен, несмотря на явные связи его творчества с жанровой, бытовой, народной музыкой Польши, с ее национальной литературой и историей, воспринимается все же не как композитор объективно-жанрового, эпического или театрально-драматического склада, а как лирик и мечтатель. Потому-то патриотические и революционные мотивы, образующие главное содержание его творчества, не воплотились ни в оперном жанре, связанном с объективным реализмом театра, ни в песне, опирающейся на почвенные бытовые традиции. Психо­логическому складу шопеновского мышления идеально соответствовала именно фортепианная музыка, в которой он сам открыл и разработал огромные возможности для выражения образов мечтаний и лирических настроений.

Ни один другой композитор, вплоть до нашего времени, не превзошел поэтическое обаяние шопеновской музыки. При всем разно­образии настроений — от меланхолии «лунного света» до взрывчатого драматизма страстей или рыцарской героики, — высказывания Шопена всегда проникнуты высокой поэзией. Быть может, именно удивительным сочетанием народных основ шопеновской музыки, ее национальной почвенности и революционных настроений с несравненной поэтической вдохновенностью и изысканной красотой и объясняется ее огромная популярность. По сей день она воспринимается как воплощение духа поэзии в музыке.

* * *

Влияние Шопена на последующее музыкальное творчество вели­ко и разносторонне. Оно сказывается не только в сфере пианизма, но и в области музыкального языка (тенденция к раскрепощению гармонии от законов диатоники), и в области музыкальной формы (Шопен, по существу, первый в инструментальной музыке создал свободную форму романтиков), наконец — в эстетике. Достигнутое им слияние национально-почвенного начала с высочайшим уровнем современного профессионализма до сих пор может служить критерием для композиторов национально-демократических школ.

Близость Шопена к путям, которые разрабатывали русские композиторы XIX века, проявилась в той высокой оценке его творчества, которую высказали выдающиеся представители музыкальной мысли России (Глинка, Серов, Стасов, Балакирев). Балакиреву принадлежит инициатива открытия памятника Шопену в Желязовой Воле в 1894 году. Выдающимся интерпретатором шопеновской музыки был Антон Рубинштейн.

В. Конен


Сочинения:

для фортепиано с оркестром:

концерты — No. 1 e-moll op. 11 (1830) и No. 2 f-moll op. 21 (1829), вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан» op. 2 («Дай руку мне, красотка» — «La ci darem la mano», 1827), рондо-краковяк F-dur op. 14фантазия на польские темы A-dur op. 13 (1829), Andante spianato и полонез Es-dur op. 22 (1830-32);

камерно-инструментальные ансамбли:

соната для фортепиано и виолончели g-moll op. 65 (1846), вариации для флейты и фортепиано на тему из оперы Россини «Золушка» (1830?), интродукция и полонез для фортепиано и виолончели C-dur op. 3 (1829), Большой концертный дуэт для фортепиано и виолончели на тему из оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», совместно с О. Франшоммом (1832?), фортепианное трио g-moll op. 8 (1828);

для фортепиано:

сонаты c-moll op. 4 (1828), b-moll op. 35 (1839), h-moll op. 58 (1844), концертное Allegro A-dur op. 46 (1840-41), фантазия f-moll op. 49 (1841), 4 баллады — g-moll op. 23 (1831-35), F-dur op. 38 (1839), As-dur op. 47 (1841), f-moll op. 52 (1842), 4 скерцо — h-moll op. 20 (1832), b-moll op. 31 (1837), cis-moll op. 39 (1839), E-dur op. 54 (1842), 4 экспромта — As-dur op. 29 (1837), Fis-dur op. 36 (1839), Ges-dur op. 51 (1842), фантазия-экспромт cis-moll op. 66 (1834), 21 ноктюрн (1827-46) — 3 op. 9 (h-moll, Es-dur, H-dur), 3 op. 15 (F-dur, Fis-dur, g-moll), 2 op. 27 (cis-moll, Des-dur), 2 op. 32 (H-dur, As-dur), 2 op. 37 (g-moll, G-dur), 2 op. 48 (c-moll, fis-moll), 2 op. 55 (f-moll, Es-dur), 2 op.62 (H-dur, E-dur), op. 72 e-moll (1827), c-moll без op. (1827), cis-moll (1837), 4 рондо — c-moll op. 1 (1825), F-dur (в стиле мазурки) ор. 5 (1826), Es-dur op. 16 (1832), C-dur op. posth. 73 (1840), 27 этюдов — 12 op. 10 (1828-33), 12 op. 25 (1834-37), 3 «новых» (f-moll, As-dur, Des-dur, 1839); прелюдии — 24 op. 28 (1839), cis-moll op. 45 (1841); вальсы (1827-47) — As-dur, Es-dur (1827), Es-dur op. 183 op. 34 (As-dur, a-moll, F-dur), As-dur op. 423 op. 64 (Des-dur, cis-moll, As-dur), 2 op. 69 (As-dur, h-moll), 3 op. 70 (Ges-dur, f-moll, Des-dur), E-dur (ок. 1829), a-moll (кон. 1820-х гг.), e-moll (1830); мазурки — 4 op. 6 (fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll), 5 op. 7 (B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur), 4 op. 17 (B-dur, e-moll, As-dur, a-moll), 4 op. 24 (g-moll, C-dur, As-dur, b-moll), 4 op. 30 (c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll), 4 op. 33 (gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll), 4 op. 41 (cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur), 3 op. 50 (G-dur, As-dur, cis-moll), 3 op. 56 (H-dur, C-dur, c-moll), 3 op. 59 (a-moll, As-dur, fis-moll), 3 op. 63 (H-dur, f-moll, cis-moll), 4 op. 67 (G-dur и C-dur, 1835; g-moll, 1845; a-moll, 1846), 4 op. 68 (C-dur, a-moll, F-dur, f-moll), полонезы (1817-1846) — g-moll, B-dur, As-dur, gis-moll, Ges-dur, b-moll, 2 op. 26 (cis-moll, es-moll), 2 op. 40 (A-dur, c-moll), fis-moll op. 44As-dur op. 53As-dur (полонез-фантазия) op. 613 op. 71 (d-moll, B-dur, f-moll)тарантелла As-dur op. 43 (1841), 2 контрданса (B-dur, Ges-dur, 1827), 3 экосеза (D-dur, G-dur и Des-dur, 1830), болеро C-dur op. 19 (1833); для фортепиано в 4 руки — вариации D-dur (на тему Мура, не сохранились), F-dur (оба цикла 1826); для двух фортепиано — рондо C-dur op. 73 (1828); 19 песен для голоса с фортепиано — ор. 74 (1827-47, на стихи С. Витвицкого, А. Мицкевича, Ю. Б. Залеского, З. Красиньского и др.), вариации (1822-37) — на тему немецкой песни E-dur (1827), Воспоминание о Паганини (на тему неаполитанской песенки «Карнавал в Венеции», A-dur, 1829), на тему из оперы Герольда «Людовик» (B-dur op. 12, 1833), на тему марша пуритан из оперы Беллини «Пуритане», Es-dur (1837), баркарола Fis-dur op. 60 (1846), Cantabile B-dur (1834), Листок из альбома (E-dur, 1843), колыбельная Des-dur op. 57 (1843), Largo Es-dur (1832?), Траурный марш (c-moll op. 72, 1829).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Баллады (Шопен)08.08.2014 в 22:44
Болеро (Шопен)13.07.2016 в 21:19
Вальсы (Шопен)08.08.2014 в 22:27
Мазурки (Шопен)07.08.2014 в 13:54
Песни (Шопен)17.07.2016 в 18:15
Скерцо (Шопен)09.08.2014 в 11:29
Этюды (Шопен)08.08.2014 в 14:39

ПУБЛИКАЦИИ

ГЛАВЫ ИЗ КНИГ

СЛОВАРНЫЕ СТАТЬИ

ЗАПИСИ

Источник:

 Belcanto.ru//https://www.belcanto.ru/chopin.html

**************************************************

3 комментария

  1. https://youtu.be/V983Vex5byw
    YouTube
    Chopin: Ballade No. 1 — Thomas Schwan, pianist
    Chopin: Ballade No. 1 in G minor Op. 23 — Thomas Schwan, pianist — Обожаю. Поклон!

  2. Яков Флиер исполняет мазурки Шопена. Эталон вкуса и пианизма: https://youtu.be/N5UKFIHGwJk?si=WYY9g974uMXcDvpb

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *