Памяти Елены Васильевны Образцовой. Поклон!

Советская и российская оперная певица, педагог, профессор Московской консерватории. Солистка Большого театра, актриса театра и кино. Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки.

**************************************************

***********************************************************************
БИОГРАФИЯ 

Испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории театра. Она пела на одной сцене с Пласидо Доминго и Лучано Паваротти и была дружна с Монсеррат Кабалье. Андрей Громыко говорил, что она сделала для советской дипломатии больше, чем целый МИД.

Елена Образцова родилась в предвоенном Ленинграде в семье инженера. Ее отец хорошо играл на скрипке и пел, детство будущей артистки прошло под звуки музыки. С 9 лет Елена Образцова пела в детском хоре Ленинградского дворца пионеров. Позже она вспоминала о нем как о «приюте счастья».

«Музыка с детства была для меня не дополнением к жизни, а неотъемлемой ее частью. Но певицу, актрису во мне тогда трудно было угадать: я росла настоящим сорванцом, дружила только с мальчишками».
Елена Образцова

К окончанию школы девушка уже не представляла своей жизни без музыки. Она решила поступать в консерваторию, но родители ее в этом не поддерживали. Отец считал профессию певицы несерьезной, предрекал ей выступления перед сеансами в дешевых кинотеатрах и настаивал на учебе в радиотехническом институте.

После школьного выпускного отец подарил Образцовой поездку в Ленинград. Там она пошла на прослушивание в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова«Я спела приемной комиссии третью песню Леля из «Снегурочки», затем романс Римского-Корсакова «Октава». Мне говорят: «Спасибо, вы свободны!», а я упрашивала послушать еще несколько песен, чтобы экзаменаторы могли понять, насколько широк мой диапазон. Комиссия хохотала надо мной, но петь разрешила. Вечером я узнала, что поступила, и всю дорогу домой улыбалась от счастья».

Уже на третьем курсе консерватории Елена Образцова участвовала в музыкальных конкурсах — Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Михаила Глинки и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. И там и там она заняла первые места. Вскоре она дебютировала на сцене Большого театра. Играла Марину Мнишек в опере «Борис Годунов»: «Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции. <…> У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы».

В 1964 году на выпускном экзамене в консерватории Образцова получила пять с плюсом, что среди студентов было удивительной редкостью. В тот же год молодая певица стала солисткой Большого театра и уехала на гастроли в Милан. На сцене Ла Скала она играла гувернантку из оперы Петра Чайковского «Пиковая дама».

В 1974 году в Барселоне проходил фестиваль, посвященный 100-летию оперы «Кармен». В театре «Лисео» шли четыре вариации спектакля с исполнителями из разных стран. Елена Образцова исполняла главную женскую партию в постановке Франко Дзеффирелли.

Певица и режиссер долго работали над образом, но не хватало какой-то яркой детали, завершающего штриха. В конце концов Образцова попросила Дзеффирелли описать свою героиню одним словом, и тогда режиссер укусил ее за плечо. Так родилась самая известная роль певицы: «Я сразу поняла: Кармен — это пантера такая, которую все хотят, все боятся, и делает она все что вздумает. Сняла в результате туфли, босиком запела и стала… зверюшкой».

Спектакль стал настоящей сенсацией. Испанская пресса писала, что Елена Образцова совмещала в своей героине «психологическую глубину и естественность».

В 1975 году ее признали лучшей в Испании исполнительницей Кармен.

«Кармен» — единственная опера, которую я не пою, а которая поет мною. <…> Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют. Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен. <…> Потом, как в полусне, до меня донеслись крики зрителей и аплодисменты. И они вернули меня к действительности».
Елена Образцова

Еще одной любимой ролью Образцовой была Графиня из «Пиковой дамы»: «Единственные, кто мне не подчинились, это Кармен и Графиня в «Пиковой даме». Я им подчинилась. Это была мистика, я никогда не знала в этих партиях, что будет дальше».

За время работы в театре Елена Образцова исполнила более 80 партий. Среди них — Любаша в «Царской невесте», Марфа в «Хованщине», Далила в «Самсоне и Далиле», Элен Безухова в «Войне и мире» и многие другие.

Певица много гастролировала и выступала в лучших театрах мира — Ла Скала, Метрополитен-опера, Венская опера и опера Сан-Франциско. Ее партнерами на сцене были Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд и Монсеррат Кабалье, самыми любимыми она называла Пласидо Доминго и Владимира Атлантова.

«Я авантюристка. Я никогда ни одному дирижеру или режиссеру не сказала «нет». Бывало, что они мне предлагали оперу, о которой я и не знала ничего, меня спрашивали: «Вы поете это?» Я сразу отвечала: «Конечно». Иногда мне приходилось учить целую оперу всего за три дня. И если с музыкой проблем не возникало, то текст, особенно иностранный, я не всегда успевала запомнить. Вот и писала шпаргалки, а потом развешивала их среди декораций».
Елена Образцова

Елена Образцова пела не только оперные партии. Она любила романсы, русские песни. Специально для нее Георгий Свиридов написал «Десять песен на стихи Александра Блока» и вокальный цикл на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь». Образцова называла себя «рабом своего искусства» и говорила, что вся ее жизнь — это пение.

Кроме того, она ставила оперу «Вертер» в Большом театре, снялась в нескольких фильмах («Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь»), играла в драматическом театре. На главные роли в постановках «Антонио фон Эльба» и «Реквием по Радамесу» артистку пригласил Роман Виктюк.

Елена Образцова возглавляла оперную труппу Михайловского театра и преподавала в Московской государственной консерватории и Токийской музыкальной академии.

В 2015 году артистка скончалась в Лейпциге после продолжительной болезни. Она похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.//Источник: https://www.culture.ru/persons/6605/elena-obrazcova

**************************************************

Несравненной Елене Васильевне — Поклон! Аминь. Ом.

**************************************************

(P.S. Со мною обычно бывает так: я не помню, за редким исключением, памятных дат.., но, дня два-три назад спонтанно подумала о Елене Образцовой, наплывали воспоминания, что равных Ей на отечественной оперной сцене, лично я, не знаю. Сегодня листаю новостную ленту ФБ и натыкаюсь на памятную дату. Ага, не зря я вспомнила про Нее. Так Душа или кто-то сигналят с Тонких планов. Надо быть внимательнее к этим знакам. Помню сон, несколько лет назад, вижу — на Тонком плане Е.В. Образцова создает свою оперную империю, будучи в ней императрицею. Что-то типа Большого театра и красная ковровая дорожка ведет к нему. И Е.В.О. кого-то ждет…. Ей нужны творческие кадры Там. На что я сказала: рано еще такому-то Там быть, я Вам пока не отдам этого человека (имя не произнесу) 🙂 Так что тонкая связь есть. Аминь.) 12.01.2021 Наталья Шлемова

****************************************************************************************************

Elena Obraztsova

Дата рождения
07.07.1939
Дата смерти
12.01.2015
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
Россия, СССР

Елена Образцова (Elena Obraztsova)

М.В. Пескова так представляет Образцову в своей статье: «Великая певица современности, чье творчество стало выдающимся явлением мировой музыкальной жизни. Обладает безупречной музыкальной культурой, блистательной вокальной техникой. Ее насыщенное, наполненное чувственными красками меццо-сопрано, интонационная выразительность, тонкий психологизм и безусловный драматический талант заставили весь мир говорить о ее воплощении партий Сантуццы („Сельская честь“), Кармен, Далилы, Марфы („Хованщина“).

После ее выступления в „Борисе Годунове“ на гастролях Большого театра в Париже знаменитый импресарио Сол Юрок, работавший еще с Ф.И. Шаляпиным, назвал ее певицей экстра-класса. Зарубежная критика относит ее к „великим голосам Большого“. В 1980 году певице присуждена премия итальянского города Буссето „Золотой Верди“ за выдающееся исполнение музыки великого композитора».

Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. У отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке. В квартире Образцовых часто звучала музыка. Петь Лена начала рано, еще в детском саду. Затем стала солисткой хора Дворца пионеров и школьников. Там девочка с удовольствием исполняла цыганские романсы и чрезвычайно популярные в те годы песни из репертуара Лолиты Торрес. Поначалу ее отличало легкое, подвижное колоратурное сопрано, которое со временем трансформировалось в контральто.

Окончив школу в Таганроге, где в то время работал отец, Лена по настоянию родителей поступила в Ростовский электротехнический институт. Но, проучившись год, девушка едет на свой страх и риск в Ленинград, поступать в консерваторию и добивается своего.

Начались занятия у профессора Антонины Андреевны Григорьевой. «Она очень тактична, аккуратна как человек и музыкант, — говорит Образцова. — Мне все хотелось сделать скорей, петь сразу большие арии, сложные романсы. А она настойчиво убеждала, что без постижения „азов“ вокала ничего не выйдет… И я пела упражнения за упражнениями и лишь иногда — маленькие романсы. Потом настала очередь более крупных вещей. Антонина Андреевна никогда не наставляла, не поучала, а всегда стремилась к тому, чтобы я сама высказывала свое отношение к исполнявшемуся произведению. Первым моим победам в Хельсинки и на конкурсе имени Глинки радовалась не меньше меня самой…».

В 1962 году Елена в Хельсинки получает свою первую награду, золотую медаль и звание лауреата, и в том же году побеждает в Москве на II Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки. На заключительном концерте конкурса присутствуют солист Большого театра П.Г. Лисициан и заведующий оперной труппой Т.Л. Черняков, которые пригласили Образцову прослушаться в театре.

Так в декабре 1963 года, еще будучи студенткой, Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек («Борис Годунов»). С особым волнением вспоминает певица об этом событии: «Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции. Помню, как я стояла за кулисами и говорила себе: „„Борис Годунов“ может идти и без сцены у фонтана, и я не выйду ни за что, пускай закроется занавес, я не выйду“. У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы. У меня нет никаких впечатлений о моем первом спектакле — только одно волнение, какой-то огненный шар рампы, а остальное все было в беспамятстве. Но подсознательно я чувствовала, что пою правильно. Публика приняла меня очень хорошо…»

Позднее парижские рецензенты писали об Образцовой в роли Марины Мнишек: «Публика… со всем энтузиазмом приветствовала Елену Образцову, обладающую прекрасными вокальными и внешними данными идеальной Марины. Образцова — восхитительная актриса, голосом, стилем, сценичностью и красотой которой любуются зрители…»

Блестяще окончив в 1964 году Ленинградскую консерваторию, Образцова сразу становится солисткой Большого театра. Вскоре она летит в Японию с бригадой артистов, а затем выступает в Италии с труппой Большого театра. На сцене «Ла Скала» молодая артистка исполняет партии Гувернантки («Пиковая дама» Чайковского) и княжны Марьи («Война и мир» Прокофьева).

М. Жирмунский пишет:

«До сих пор ходят легенды о ее триумфе на сцене „Ла Скала“, хотя событию этому уже 20 лет. Ее первое выступление в „Метрополитен-опера“ по длительности овации было названо „самым грандиозным дебютом за всю историю театра“. Тогда же Образцова попала в группу певцов Караяна, достигнув высшего из возможных признания профессиональных качеств. За три дня записи „Трубадура“ она пленила великого дирижера открытостью немыслимого темперамента, способностью извлечь из музыки максимум эмоционального воздействия, а также огромным количеством красивой одежды, полученной от американских друзей специально для встречи с маэстро. Она переодевалась по три раза в день, получала от него розы, приглашения петь в Зальцбурге и записать пять опер. Но нервное истощение после успеха в „Ла Скала“ помешало поехать к Караяну на спектакль — он не получил уведомления от ответственной советской организации, обиделся на Образцову и на всех русских.

Крушение этих планов она считает главным ударом по собственной карьере. От последовавшего через два года перемирия остался единственный спектакль — „Дон Карлос“ и воспоминания о шоке от его телефонного звонка, заваленного „Плейбоями“ личного самолета и караяновского удара партитурой по голове у входа в театр. К тому моменту постоянным меццо-сопрано Караяна уже стала Агнес Бальтса — обладательница одного из тех бесцветных голосов, которые не могли отвлечь слушателя от восприятия последних идей Мастера».

В 1970 году Образцова удостоилась высших наград на двух крупных международных конкурсах: имени П.И. Чайковского в Москве и имени известного испанского певца Франсиско Виньяса в Барселоне.

Но Образцова не остановилась в росте. Значительно расширяется ее репертуар. Она исполняет такие разнохарактерные роли, как Фрося в опере Прокофьева «Семен Котко», Азучена в «Трубадуре», Кармен, Эболи в «Доне Карлосе», Женя Комелькова в опере Молчанова «Зори здесь тихие».

С труппой Большого театра она выступает в Токио и Осаке (1970), Будапеште и Вене (1971), Милане (1973), Нью-Йорке и Вашингтоне (1975). И повсюду критика неизменно отмечает высокое мастерство советской певицы. Один из рецензентов после выступлений артистки в Нью-Йорке писал: «Елена Образцова стоит на пороге международного признания. О такой певице мы можем только мечтать. В ней есть все, что отличает современного художника оперной сцены экстра-класса».

Примечательным было ее выступление в барселонском театре «Лисео» в декабре 1974 года, где были показаны четыре спектакля «Кармен» с разными исполнителями ведущих партий. Образцова одержала блестящую творческую победу над американскими певицами — Джой Дэвидсон, Розалинд Элайс и Грейс Бамбри.

«Слушая советскую певицу, — писал испанский критик, — мы еще раз имели возможность убедиться в том, сколь многогранна, эмоционально многопланова, объемна роль Кармен. Ее коллеги по выступлению в этой партии убедительно и интересно воплощали в основном какую-то одну сторону характера героини. У Образцовой образ Кармен предстал во всей сложности и психологической глубине. Поэтому можно смело сказать, что она является самым тонким и верным выразителем художественной концепции Бизе».

М. Жирмунский пишет: «В „Кармен“ она исполняла песню фатальной любви, невыносимой для слабой человеческой природы. В финале, двигаясь легкой походкой через всю сцену, ее героиня сама бросается на вынутый нож, воспринимая смерть как избавление от внутренней боли, непереносимого несовпадения мечты и реальности. По-моему, в этой роли Образцова совершила не оцененную пока революцию оперного театра. Одной из первых она сделала шаг к концептуальной постановке, которая в 70-е годы расцвела в феномене режиссерской оперы. В ее уникальном случае концепция всего спектакля исходила не от режиссера (а им был сам Дзеффирелли), а от певицы. Оперный талант Образцовой — прежде всего театральный, именно она держит в руках драматургию спектакля, навязывая ему свое измерение…»

Сама Образцова говорит: «Моя Кармен родилась в марте 1972 года в Испании, на Канарских островах, в небольшом театре „Перес Гальдес“. Я думала, что никогда не спою Кармен, мне казалось, что это не моя партия. Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют. Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен. И когда в финальной сцене я падала от удара навахи Хозе, мне вдруг стало безумно себя жаль: отчего же это я, такая молодая, должна умирать? Потом, как в полусне, до меня донеслись крики зрителей и аплодисменты. И они вернули меня к действительности».

В 1975 году певица была признана в Испании лучшей исполнительницей партии Кармен. Эту роль Образцова исполняла позднее на сценах Праги, Будапешта, Белграда, Марселя, Вены, Мадрида, Нью-Йорка.

В октябре 1976 года в «Аиде» Образцова дебютирует в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера». «Зная советскую певицу по предыдущим выступлениям в Соединенных Штатах, мы, конечно, многого ожидали от ее исполнения партии Амнерис, — писал один из критиков. — Действительность, однако, превзошла даже самые смелые прогнозы завсегдатаев „Метрополитен“. Это был настоящий триумф, которого американская сцена не знала долгие годы. Она ввергла аудиторию в состояние экстаза и неописуемого восторга своим захватывающим исполнением роли Амнерис». Другой критик безапелляционно заявлял: «Образцова — самое яркое открытие на международной оперной сцене за последние годы».

Много гастролировала за рубежом Образцова и в дальнейшем. В 1977 году она спела Принцессу Бульонскую в опере Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер» (Сан-Франциско) и Ульрику в «Бале-маскараде» («Ла Скала»); в 1980 году — Иокасту в «Царе Эдипе» И.Ф. Стравинского («Ла Скала»); в 1982 году — Джейн Сеймур в «Анне Болейн» Г. Доницетти («Ла Скала») и Эболи в «Доне Карлосе» (Барселона). В 1985 году на фестивале «Арена ди Верона» артистка с успехом исполнила партию Амнерис («Аида»).

В следующем году Образцова выступила в качестве оперного режиссера, поставив в Большом театре оперу Массне «Вертер», где с успехом исполнила главную партию. Дирижером-постановщиком выступил ее второй муж — А. Жюрайтис.

Образцова с успехом выступала не только в оперных постановках. Имея обширнейший концертный репертуар, она выступала с концертами в «Ла Скала», концертном зале «Плейель» (Париж), нью-йоркском «Карнеги-холл», лондонском «Вигмор-холл» и во многих других местах. Ее знаменитые концертные программы русской музыки включают циклы романсов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, песни и вокальные циклы Мусоргского, Свиридова, цикл песен Прокофьева на стихи А. Ахматовой. В программу зарубежной классики входят цикл Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины», произведения итальянской, немецкой, французской музыки.

Известна Образцова и как педагог. С 1984 года она профессор Московской консерватории. В 1999 году Елена Васильевна возглавила Первый Международный конкурс вокалистов имени Елены Образцовой в Санкт-Петербурге.

В 2000 году состоялся дебют Образцовой на драматической сцене: она сыграла главную роль в спектакле «Антонио фон Эльба», поставленном Р. Виктюком.

С успехом продолжает выступать Образцова и как оперная певица. В мае 2002 года она в знаменитом вашингтонском «Кеннеди-центре» вместе с Пласидо Доминго пела в опере Чайковского «Пиковая дама».

«Сюда я приглашена, чтобы петь в «Пиковой даме», — сказала Образцова. — Кроме того, 26 мая состоится мой большой концерт… 38 лет мы работаем вместе (с Доминго. — Прим. авт.). Мы пели вместе и в «Кармен», и в «Трубадуре», и в «Бале-маскараде», и в «Самсоне и Далиле», и в «Аиде». А последний раз выступали минувшей осенью в Лос-Анджелесе. Как и сейчас, это была «Пиковая дама».

P. S. Елена Васильевна Образцова скончалась 12 января 2015 года.

Источник: https://www.belcanto.ru/obraztsova.html

*************************************************

С Днем Рождения, Несравненная Елена Васильевна! Аминь

07.07.22

 

Один комментарий

  1. Мария Каллас: https://youtu.be/1iwGIBewHPM
    Maria Callas — 50 Most Beautiful Opera Arias

    Classical Experience

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *