Биография Акутагавы Рюноскэ
Будущий писатель Рюно́скэ Акутага́ва (яп. 芥川 龍之介 Акутагава Рю:носукэ) родился 1 марта 1892 года в Токио в семье небогатого торговца молоком по имени Тосидзо Ниихара в час Дракона дня Дракона года Дракона, и поэтому был назван Рюноскэ (первый иероглиф, 龍, означает «дракон»). Матери исполнилось 33, а отцу было уже 42 года, когда на свет появился маленький Рюноскэ. В согласии со старинным, довольно-таки суеверным обычаем (у японцев рождение ребёнка у тех, кому за тридцать, считается нехорошей приметой), родители мальчика на глазах соседей разыграли сценку о подкидыше. Когда Рюноскэ было десять месяцев его мать в психиатрической больнице покончила жизнь самоубийством (она сошла с ума из-за смерти старшей дочери), после чего он был усыновлён бездетным братом матери Митиаки Акутагавой, чью фамилию впоследствии и принял. Старая интеллигентная семья дяди имела в числе своих предков писателей и учёных, бережно хранила древние культурные традиции. Здесь увлекались средневековой поэзией и старинной живописью, строго соблюдался старинный уклад, построенный на повиновении главе дома.
В 1910 году юноша окончил токийскую муниципальную среднюю школу, был одним из лучших выпускников. Там юноша и выбрал свой путь: решил посвятить жизнь изучению английской литературы. Для этого он поступил на литературное отделение Первого колледжа, которое и окончил в 1913 году.
В 1913 году поступил на отделение английской литературы филологического факультета Токийского университета. Рюноскэ и его друзья, будущие писатели – Кумэ Масао, Кикути Хироси и Ямамото Юдзи, знали все главные течения западной литературы. Они часто вели полемику по поводу того, какие направления больше всего соответствуют запросам их дней. Занятия в университете расстроили начинающего литератора: поначалу лекции казались ему неинтересными, а позже он полностью разочаровался и вовсе прекратил их посещать.
Очень скоро Рюноскэ с друзьями увлеклись выпуском журнала «Синситё» («Новое течение»). Издание придерживалось позиций критики школы натурализма, его представителей называли «антинатуралистами». Они исходили в первую очередь из ценности литературы как искусства, отстаивали право на литературную выдумку и нарочитую сюжетность. Рюноскэ Акутагава и его приятели-литераторы провозгласили то, что затем стало называться неореализмом. В том же журнале «Синситё» опубликован дебютный рассказ «Старик» (1914). Его творчество отмечено ранним успехом.
Литературный старт Акутагавы произошёл в 1915 году. В это время им были написаны два рассказа: «Ворота Расёмон» и «Нос». Они-то и заставили читающую публику заговорить о новом талантливом писателе. (Следует заметить в скобках, что фильм Куросавы Акиры «Расёмон» к упомянутому рассказу отношения не имеет; он основывается на другом рассказе молодого писателя – «В чаще»).
Появление рассказов многие критики относят к тому времени, когда Рюноскэ Акутагава находился в депрессии по причине трагической любовной истории. В университете Рюноскэ сделал предложение руки и сердца Яйои Йошида, но приёмный отец был против этого союза. Автор послушал его. Поэтому он стремился окунуться в древний мир, уйти от реальности.
В молодости испытал сильное влияние таких японских авторов эпохи Мэйдзи, как Нацумэ Сосэки и Мори Огай, а также европейской литературы (Мопассан, Франс, Стриндберг, Достоевский). Акутагава хорошо знал европейскую, в том числе русскую литературу. Рассказ «Бататовая каша» был вдохновлён повестью Гоголя «Шинель», «Нос» — одноимённой повестью Гоголя, а рассказ «Сад» — пьесой Чехова «Вишнёвый сад». В рассказе «Вальдшнеп» (1921) главные герои — русские писатели Лев Толстой и Иван Тургенев.
Своим вдохновителем и наставником в писательстве Акутагава считал Нацумэ Сосэки, с которым познакомился во время учебы в университете. Первые новеллы заинтересовали мастера, а в то время он считался одним из лучших знатоков английской литературы начала 20 века. Отдельные мотивы творчества Нацумэ проросли в произведениях Акутагавы: нравственная позиция героев, вопрос эгоизма как проблема общества в целом, а также «государственный эгоизм Японии».
По окончании университета (декабрь 1916 г.) Рюноскэ устроился на работу в Военно-морскую школу, на должность преподавателя английского языка. Жизнь в эти годы он позднее опишет в новеллах об Ясукити – учителе, человеке честном, но непутевом, попадающем во всякие забавные истории.
В этот период Акутагава писал будущей жене о собственной ненависти к преподаванию. Он писал, что при виде учеников его охватывает сильная тоска, и что с этим он ничего не может поделать. Однако, продолжал Акутагава, меня оживляют перо, бумага и табак. Надо сказать, что годы работы в Военно-морской школе оказались наиболее плодотворными в творчестве писателя: всего за 9 месяцев он создал два десятка статей и рассказов.
В этот период он пишет о внутренней чистоте и радостном мироощущении человека. Также затрагивает тему абсурдности слепой веры, что отражается в истории под названием «Мадонна в чёрном».
В марте 1919 года Рюноскэ и Фуми Цукамото заключили официальный брак. У пары родилось трое сыновей: первый ребенок Хироси появился на свет 30 марта 1920 года, дата рождения второго ребенка Такаши — 8 ноября 1922 год, а третий ребенок Якуси родился 12 июля 1925 года. В будущем Якуси стал композитором, а Хироси – известным актером. Что касается Такаши, он был студентом, но юношу призвали на службу в армию. Парень воевал в Мьянме, где и погиб в 1945 году.
Жена автора скончалась 11 сентября 1968 года из-за инфаркта миокарда.
При помощи друга Акутагава делает попытки получить преподавательское место в университете Кэйо. Однако переговоры отчего-то затягивались. В итоге от места он отказывается, и в 1919 году принимает иное предложение – делается корреспондентом в газете «Осака майнити симбун». В качестве специального корреспондента в 1921 году был отправлен на четыре месяца в Китай. Пребывание в Китае не принесло желаемого улучшения телесного и психического здоровья: писатель вернулся усталым и продолжал страдать бессонницей и нервными расстройствами, что передалось по наследству от матери. Тем не менее именно к этому периоду относится написание лучших его произведений, одним из которых стал новаторский рассказ «В чаще» (1922). По утверждению Аркадия Стругацкого, это «поразительное литературное произведение, совершенно уникальное в истории литературы, поднявшее откровенный алогизм до высочайшего художественного уровня». По сюжету, несколько человек рассказывают о преступлении, причём все версии противоречат друг другу.
После публикации рассказа «В чаще» существенно изменяется творческая манера, в результате чего темой произведений становится повседневное и безыскусное, а сам стиль — лаконичным и ясным («Мандарины», «Вагонетка» и др. рассказы).
Завершают литературную деятельность писателя годы с 1921 по 1927. Всем рассказам этого периода присущи острые социальные тона. Писатель не принимает ни милитаризма, ни капитализма. Особенно ярко это неприятие выражено в повести «В стране водяных». Рюноскэ Акутагава описал японское общество 1920-х годов, общество, склонное к фашизму. В повести описано вымышленное государство, в котором обитают водяные каппа. В 1920-х годах Акутагава также обращается к автобиографической прозе. Характерно название одного рассказа — «О себе в те годы». О периоде преподавания он написал в цикле рассказов о Ясукити («Рыбный рынок», «Сочинение», «А-ба-ба-ба-ба» и другие). «Слова пигмея» (1923-26) — собрание афоризмов и эссе на разные темы. В них Акутагава говорит о себе: «У меня нет совести. У меня есть только нервы». В автобиографичных «Зубчатых колёсах» писатель описывает свои галлюцинации.
Все последние годы жизни Акутагава переживал сильное нервное напряжение. Навязчивыми стали мысли о самоубийстве. Всё это выражено в предсмертных произведениях «Жизнь идиота», «Зубчатые колёса» и «Письмо старому другу». После долгих и мучительных раздумий о способе и месте смерти 24 июля 1927 года он покончил с собой, приняв смертельную дозу веронала.
До этого он, не отрываясь, работал за письменным столом, даже в ночь с 23 на 24 июля в окне кабинета горел свет, а утром следующего дня его нашли мертвым. Смерть автора шокировала друзей и знакомых, однако не стала неожиданностью, поскольку Рюноскэ постоянно говорил о самоубийстве.
Тем не менее, причина этого поступка осталась неизвестна, некоторые говорят об одолевающем писателя «смутном беспокойстве». Возможно, это связано с болезненными воспоминаниями о смерти матери или с художественным и личным темпераментом. Акутагава не раз говорил, что часто видел на улицах своего двойника.
В 1935 году друг автора, писатель и издатель Кикути Кан учредил литературную премию имени Рюноскэ Акутагавы. Раз в год её вручают молодым литературным дарованиям. Больше того, в 2016 году снят аниме-сериал «Великий из бродячих псов», в котором прототипом главного персонажа стал Рюноскэ Акутагава. Фото героя можно увидеть в Интернете.
С 1960-х годов произведения Акутагавы широко издаются в СССР и в России.
25 сентября 2015 года его именем назван кратер Akutagawa на Меркурии.
Библиография
- 1914 – «Старик»
- 1915 – «Ворота Расёмон»
- 1916 – «Нос»
- 1916 – «Бататовая каша»
- 1916 – «Носовой платок»
- 1916 – «Табак и дьявол»
- 1917 – «Вечный жид»
- 1917 – «Фантастика в изобилии»
- 1917 – «Счастье»
- 1917 – «Ограбление»
- 1918 – «Паутинка»
- 1918 – «Ад одиночества»
- 1918 – «Смерть христианина»
- 1919 – «Собаки и свисток»
- 1919 – «Житие святого Кирисутохоро»
- 1919 – «Чудеса магии»
- 1919 – «Мандарины»
- 1920 – «Осень»
- 1920 – «Нанкинский Христос»
- 1920 – «Бог Агни»
- 1921 – «В чаще»
- 1922 – «Генерал»
- 1922 – «Вагонетка»
- 1922 – «Рыбный рынок»
- 1922 – «Барышня Рокуномия»
- 1923-1927 – «Слова пигмея»
- 1923 – «Сражение обезьяны с крабом»
- 1925 – «Половина жизни Дайдодзи Синскэ»
- 1926 – «Завещание
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20200403-biografiya-akutagavy-ryunoske
**************************************************
Автор: Акутагава Рюноскэ | ||
Название: Избранное | ||
Жанр: Классическая проза | ||
Издательский дом: Художественная литература | ||
Год издания: 1979 | ||
Аннотация: В книгу известного японского писателя Акутагавы Рюноскэ вошли произведения, не издававшиеся прежде на русском языке, такие, как «Одержимый творчеством», «Отец», «Барсук» и др. Тематика рассказов, включенных в сборник, обширна и разнообразна, она дает читателю возможность ознакомиться с жизнью различных слоев Японии первых трех десятилетий ХХ в. |
Акутагава Рюноскэ. Избранное — royallib.com.doc
*************************************************
АФОРИЗМЫ и ЦИТАТЫ Рюноскэ Акутагавы
Безнравственность – другое название чрезмерности.
*
Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет.
*
Враждебность сравнима с холодом. Будучи умеренной, она бодрит и к тому же многим необходима для сохранения здоровья.
*
В конечном счёте заслуга диалектики состоит в том, что она вынуждена перейти к выводу, что всё на свете глупость.
*
Все мы тоже несемся на деревянных лошадках жизни, временами сталкиваемся со счастьем, но, не успев схватить его, проносимся мимо. А если хотим ухватить счастье, должны не раздумывая соскочить с лошадки.
*
В нашем мире, где сильный всегда побеждает слабого, волю своему гневу дает либо глупец, либо безумец.
*
Делать – не всегда трудно. Трудно желать. По крайней мере желать то, что стоит делать.
*
Жизнь подобна коробку спичек. Обращаться с ней серьезно — глупее глупого. Обращаться несерьезно — опасно.
*
Идиот убежден, что все, кроме него, идиоты.
*
Искусство подобно женщине.
Чтобы выглядеть привлекательней,
оно должно быть в согласии с духовной атмосферой
или модой своего времени.
*
Кто насмехается над другими, сам боится насмешек других.
*
Каждый из нас должен твердо знать, что он немногого стоит. В самом деле, только те, кто это знает, хоть чего-нибудь да стоят.
*
Ложь – это вчерашняя правда.
*
Литература – это искусство самовыражения с помощью слов.
*
Может быть, совесть источник морали. Но мораль никогда еще не была источником того, что по совести считают добром.
*
Мораль – другое название удобства.
*
Насмехающиеся над другими боятся насмешек над собой.
*
Наследственность, окружение, случайность — вот три вещи, управляющие нашей судьбой.
*
Наша любовь к природе объясняется, между прочим, и тем, что природа не испытывает к нам ни ненависти, ни зависти.
*
Нашими поступками руководят не добро и не зло.Только лишь наши пристрастия. Либо наши удовольствие и неудовольствие. Определяют наши поступки, как говорили древние греки, пристрастия, и ничто иное.
*
Ненависть – один из житейских талантов.
*
Никто не способен исповедаться во всем до конца. В то же время без исповеди самовыражение невозможно.
*
Опасные мысли – те, которые заставляют шевелить мозгами.
*
Обнаружить глупость народа — этим не стоит гордиться. Но обнаружить, что мы сами тоже народ, — этим гордиться стоит. (несколько иной перевод: Понять, что народ глуп, – этим гордиться не стоит. Но понять, что мы сами и есть народ, — вот этим стоит гордиться.)
*
Общественное мнение всегда самосуд, а самосуд всегда развлечение. Даже если вместо пистолета прибегают к газетной статье.
*
Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.
*
Политика, промышленность, искусство, наука — все для меня в эти минуты было не чем иным, как цветной эмалью, прикрывавшей ужас человеческой жизни.
*
Покорность — это романтическое раболепие.
*
Полагаться на один лишь опыт равносильно тому, чтобы полагаться на одну лишь пищу, не думая о пищеварении. В то же время полагаться на одни лишь свои способности, пренебрегая опытом, равносильно тому, чтобы полагаться на одно лишь пищеварение, не думая о пище.
*
Рай — что-то вроде роскошного универмага, одновременно смахивающего на замок феодальных времён.
*
Самый мудрый образ жизни заключается в том, чтобы, презирая нравы и обычаи своего времени, тем не менее ни в коем случае их не нарушать.
*
Справедливость, подобно оружию, может купить и враг и друг. Стоит лишь уплатить деньги.
*
Сильный попирает мораль. Слабого мораль ласкает. Тот, кого мораль преследует, всегда стоит между сильным и слабым.
*
Судьба неизбежнее, чем случайность. «Судьба заключается в характере» — эти слова родились отнюдь не зря.
*
Среди увлекающихся азартной игрой нет пессимистов.
*
Совесть не появляется с возрастом, как борода. Чтобы приобрести совесть, требуется определённое воспитание и некоторый опыт.
*
Слабость свободомыслящих состоит в том, что они свободомыслящие. Они не готовы, как фанатики, к жестоким сражениям.
*
Свободы хотят все. Но так кажется только со стороны. На самом же деле в глубине души свободы не хочет никто. Свобода подобна горному воздуху. Для слабых она непереносима.
*
Счастье классиков в том, что они мертвы. Наше и ваше счастье в том, что они мертвы.
*
Странно, но лицо женщины, охваченной страстью, становится как у молоденькой девушки. Правда, эта страсть может быть обращена и к зонтику. ))
*
Совесть — строгое искусство.
*
Трагизм нашего положения в том, что, пока мы то ли по молодости, то ли по недостатку воспитания ещё не смогли обрести совесть, нас уже обвиняют в бессовестности. Комизм нашего положения в том, что после того, как то ли по молодости, то ли по недостатку воспитания, нас обвинили в бессовестности, мы наконец обретаем совесть.
*
Тот, кто от тоски предается разгулу, не может разгулом прогнать тоску.
*
У меня нет совести. У меня есть только нервы.
*
Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи.
*
Чтобы считаться человеком, у которого слово не расходится с делом, нужно достичь совершенства в умении оправдываться.
*
Человеческая жизнь — больше ад, чем сам ад.
*
Я был равнодушен к деньгам. Конечно, потому, что на еду их хватало.
**************************************************