Акутагава Рюноскэ: биография и творчество

Биография Акутагавы Рюноскэ

Будущий писатель Рюно́скэ Акутага́ва (яп. 芥川 龍之介 Акутагава Рю:носукэ) родился 1 марта 1892 года в Токио в семье небогатого торговца молоком по имени Тосидзо Ниихара в час Дракона дня Дракона года Дракона, и поэтому был назван Рюноскэ (первый иероглиф, 龍, означает «дракон»). Матери исполнилось 33, а отцу было уже 42 года, когда на свет появился маленький Рюноскэ. В согласии со старинным, довольно-таки суеверным обычаем (у японцев рождение ребёнка у тех, кому за тридцать, считается нехорошей приметой), родители мальчика на глазах соседей разыграли сценку о подкидыше. Когда Рюноскэ было десять месяцев его мать в психиатрической больнице покончила жизнь самоубийством (она сошла с ума из-за смерти старшей дочери), после чего он был усыновлён бездетным братом матери Митиаки Акутагавой, чью фамилию впоследствии и принял. Старая интеллигентная семья дяди имела в числе своих предков писателей и учёных, бережно хранила древние культурные традиции. Здесь увлекались средневековой поэзией и старинной живописью, строго соблюдался старинный уклад, построенный на повиновении главе дома.

В 1910 году юноша окончил токийскую муниципальную среднюю школу, был одним из лучших выпускников. Там юноша и выбрал свой путь: решил посвятить жизнь изучению английской литературы. Для этого он поступил на литературное отделение Первого колледжа, которое и окончил в 1913 году.

В 1913 году поступил на отделение английской литературы филологического факультета Токийского университета. Рюноскэ и его друзья, будущие писатели – Кумэ Масао, Кикути Хироси и Ямамото Юдзи, знали все главные течения западной литературы. Они часто вели полемику по поводу того, какие направления больше всего соответствуют запросам их дней. Занятия в университете расстроили начинающего литератора: поначалу лекции казались ему неинтересными, а позже он полностью разочаровался и вовсе прекратил их посещать.

Очень скоро Рюноскэ с друзьями увлеклись выпуском журнала «Синситё» («Новое течение»). Издание придерживалось позиций критики школы натурализма, его представителей называли «антинатуралистами». Они исходили в первую очередь из ценности литературы как искусства, отстаивали право на литературную выдумку и нарочитую сюжетность. Рюноскэ Акутагава и его приятели-литераторы провозгласили то, что затем стало называться неореализмом. В том же журнале «Синситё» опубликован дебютный рассказ «Старик» (1914). Его творчество отмечено ранним успехом.

Литературный старт Акутагавы произошёл в 1915 году. В это время им были написаны два рассказа: «Ворота Расёмон» и «Нос». Они-то и заставили читающую публику заговорить о новом талантливом писателе. (Следует заметить в скобках, что фильм Куросавы Акиры «Расёмон» к упомянутому рассказу отношения не имеет; он основывается на другом рассказе молодого писателя – «В чаще»).

Появление рассказов многие критики относят к тому времени, когда Рюноскэ Акутагава находился в депрессии по причине трагической любовной истории. В университете Рюноскэ сделал предложение руки и сердца Яйои Йошида, но приёмный отец был против этого союза. Автор послушал его. Поэтому он стремился окунуться в древний мир, уйти от реальности.

В молодости испытал сильное влияние таких японских авторов эпохи Мэйдзи, как Нацумэ Сосэки и Мори Огай, а также европейской литературы (Мопассан, Франс, Стриндберг, Достоевский). Акутагава хорошо знал европейскую, в том числе русскую литературу. Рассказ «Бататовая каша» был вдохновлён повестью Гоголя «Шинель», «Нос» — одноимённой повестью Гоголя, а рассказ «Сад» — пьесой Чехова «Вишнёвый сад». В рассказе «Вальдшнеп» (1921) главные герои — русские писатели Лев Толстой и Иван Тургенев.

Своим вдохновителем и наставником в писательстве Акутагава считал Нацумэ Сосэки, с которым познакомился во время учебы в университете. Первые новеллы заинтересовали мастера, а в то время он считался одним из лучших знатоков английской литературы начала 20 века. Отдельные мотивы творчества Нацумэ проросли в произведениях Акутагавы: нравственная позиция героев, вопрос эгоизма как проблема общества в целом, а также «государственный эгоизм Японии».

По окончании университета (декабрь 1916 г.) Рюноскэ устроился на работу в Военно-морскую школу, на должность преподавателя английского языка. Жизнь в эти годы он позднее опишет в новеллах об Ясукити – учителе, человеке честном, но непутевом, попадающем во всякие забавные истории.

В этот период Акутагава писал будущей жене о собственной ненависти к преподаванию. Он писал, что при виде учеников его охватывает сильная тоска, и что с этим он ничего не может поделать. Однако, продолжал Акутагава, меня оживляют перо, бумага и табак. Надо сказать, что годы работы в Военно-морской школе оказались наиболее плодотворными в творчестве писателя: всего за 9 месяцев он создал два десятка статей и рассказов.

В этот период он пишет о внутренней чистоте и радостном мироощущении человека. Также затрагивает тему абсурдности слепой веры, что отражается в истории под названием «Мадонна в чёрном».

В марте 1919 года Рюноскэ и Фуми Цукамото заключили официальный брак. У пары родилось трое сыновей: первый ребенок Хироси появился на свет 30 марта 1920 года, дата рождения второго ребенка Такаши — 8 ноября 1922 год, а третий ребенок Якуси родился 12 июля 1925 года. В будущем Якуси стал композитором, а Хироси – известным актером. Что касается Такаши, он был студентом, но юношу призвали на службу в армию. Парень воевал в Мьянме, где и погиб в 1945 году.

Жена автора скончалась 11 сентября 1968 года из-за инфаркта миокарда.

При помощи друга Акутагава делает попытки получить преподавательское место в университете Кэйо. Однако переговоры отчего-то затягивались. В итоге от места он отказывается, и в 1919 году принимает иное предложение – делается корреспондентом в газете «Осака майнити симбун». В качестве специального корреспондента в 1921 году был отправлен на четыре месяца в Китай. Пребывание в Китае не принесло желаемого улучшения телесного и психического здоровья: писатель вернулся усталым и продолжал страдать бессонницей и нервными расстройствами, что передалось по наследству от матери. Тем не менее именно к этому периоду относится написание лучших его произведений, одним из которых стал новаторский рассказ «В чаще» (1922). По утверждению Аркадия Стругацкого, это «поразительное литературное произведение, совершенно уникальное в истории литературы, поднявшее откровенный алогизм до высочайшего художественного уровня». По сюжету, несколько человек рассказывают о преступлении, причём все версии противоречат друг другу.

После публикации рассказа «В чаще» существенно изменяется творческая манера, в результате чего темой произведений становится повседневное и безыскусное, а сам стиль — лаконичным и ясным («Мандарины», «Вагонетка» и др. рассказы).

Завершают литературную деятельность писателя годы с 1921 по 1927. Всем рассказам этого периода присущи острые социальные тона. Писатель не принимает ни милитаризма, ни капитализма. Особенно ярко это неприятие выражено в повести «В стране водяных». Рюноскэ Акутагава описал японское общество 1920-х годовобщество, склонное к фашизму. В повести описано вымышленное государство, в котором обитают водяные каппа. В 1920-х годах Акутагава также обращается к автобиографической прозе. Характерно название одного рассказа — «О себе в те годы». О периоде преподавания он написал в цикле рассказов о Ясукити («Рыбный рынок», «Сочинение», «А-ба-ба-ба-ба» и другие). «Слова пигмея» (1923-26) — собрание афоризмов и эссе на разные темы. В них Акутагава говорит о себе: «У меня нет совести. У меня есть только нервы». В автобиографичных «Зубчатых колёсах» писатель описывает свои галлюцинации.

Все последние годы жизни Акутагава переживал сильное нервное напряжение. Навязчивыми стали мысли о самоубийстве. Всё это выражено в предсмертных произведениях «Жизнь идиота», «Зубчатые колёса» и «Письмо старому другу». После долгих и мучительных раздумий о способе и месте смерти 24 июля 1927 года он покончил с собой, приняв смертельную дозу веронала.

До этого он, не отрываясь, работал за письменным столом, даже в ночь с 23 на 24 июля в окне кабинета горел свет, а утром следующего дня его нашли мертвым. Смерть автора шокировала друзей и знакомых, однако не стала неожиданностью, поскольку Рюноскэ постоянно говорил о самоубийстве.

Тем не менее, причина этого поступка осталась неизвестна, некоторые говорят об одолевающем писателя «смутном беспокойстве». Возможно, это связано с болезненными воспоминаниями о смерти матери или с художественным и личным темпераментом. Акутагава не раз говорил, что часто видел на улицах своего двойника.

В 1935 году друг автора, писатель и издатель Кикути Кан учредил литературную премию имени Рюноскэ Акутагавы. Раз в год её вручают молодым литературным дарованиям. Больше того, в 2016 году снят аниме-сериал «Великий из бродячих псов», в котором прототипом главного персонажа стал Рюноскэ Акутагава. Фото героя можно увидеть в Интернете.

С 1960-х годов произведения Акутагавы широко издаются в СССР и в России.

25 сентября 2015 года его именем назван кратер Akutagawa на Меркурии.

Библиография

  • 1914 – «Старик»
  • 1915 – «Ворота Расёмон»
  • 1916 – «Нос»
  • 1916 – «Бататовая каша»
  • 1916 – «Носовой платок»
  • 1916 – «Табак и дьявол»
  • 1917 – «Вечный жид»
  • 1917 – «Фантастика в изобилии»
  • 1917 – «Счастье»
  • 1917 – «Ограбление»
  • 1918 – «Паутинка»
  • 1918 – «Ад одиночества»
  • 1918 – «Смерть христианина»
  • 1919 – «Собаки и свисток»
  • 1919 – «Житие святого Кирисутохоро»
  • 1919 – «Чудеса магии»
  • 1919 – «Мандарины»
  • 1920 – «Осень»
  • 1920 – «Нанкинский Христос»
  • 1920 – «Бог Агни»
  • 1921 – «В чаще»
  • 1922 – «Генерал»
  • 1922 – «Вагонетка»
  • 1922 – «Рыбный рынок»
  • 1922 – «Барышня Рокуномия»
  • 1923-1927 – «Слова пигмея»
  • 1923 – «Сражение обезьяны с крабом»
  • 1925 – «Половина жизни Дайдодзи Синскэ»
  • 1926 – «Завещание

Источник: https://md-eksperiment.org/post/20200403-biografiya-akutagavy-ryunoske

**************************************************

Автор: Акутагава Рюноскэ
Название: Избранное
Жанр: Классическая проза
Издательский дом: Художественная литература
Год издания: 1979
Аннотация:
В книгу известного японского писателя Акутагавы Рюноскэ вошли произведения, не издававшиеся прежде на русском языке, такие,  как «Одержимый творчеством», «Отец», «Барсук» и др. Тематика рассказов, включенных в сборник, обширна и разнообразна, она дает читателю возможность ознакомиться с жизнью различных слоев Японии первых трех десятилетий ХХ в.

Акутагава Рюноскэ. Избранное — royallib.com.doc

*************************************************

АФОРИЗМЫ и ЦИТАТЫ Рюноскэ Акутагавы

Безнравственность – другое название чрезмерности.

*

Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет.

*

Враждебность сравнима с холодом. Будучи умеренной, она бодрит и к тому же многим необходима для сохранения здоровья.

*

В конечном счёте заслуга диалектики состоит в том, что она вынуждена перейти к выводу, что всё на свете глупость.

*

Все мы тоже несемся на деревянных лошадках жизни, временами сталкиваемся со счастьем, но, не успев схватить его, проносимся мимо. А если хотим ухватить счастье, должны не раздумывая соскочить с лошадки.

*

В нашем мире, где сильный всегда побеждает слабого, волю своему гневу дает либо глупец, либо безумец.

*

Делать – не всегда трудно. Трудно желать. По крайней мере желать то, что стоит делать.

*

Жизнь подобна коробку спичек. Обращаться с ней серьезно — глупее глупого. Обращаться несерьезно — опасно.

*

Идиот убежден, что все, кроме него, идиоты.

*

Искусство подобно женщине.

Чтобы выглядеть привлекательней,

оно должно быть в согласии с духовной атмосферой

или модой своего времени.

*

Кто насмехается над другими, сам боится насмешек других.

*

Каждый из нас должен твердо знать, что он немногого стоит. В самом деле, только те, кто это знает, хоть чего-нибудь да стоят.

*

Ложь – это вчерашняя правда.

*

Литература – это искусство самовыражения с помощью слов.

*

Может быть, совесть источник морали. Но мораль никогда еще не была источником того, что по совести считают добром.

*

Мораль – другое название удобства.

*

Насмехающиеся над другими боятся насмешек над собой.

*

Наследственность, окружение, случайность — вот три вещи, управляющие нашей судьбой.

*

Наша любовь к природе объясняется, между прочим, и тем, что природа не испытывает к нам ни ненависти, ни зависти.

*

Нашими поступками руководят не добро и не зло.Только лишь наши пристрастия. Либо наши удовольствие и неудовольствие. Определяют наши поступки, как говорили древние греки, пристрастия, и ничто иное.

*

Ненависть – один из житейских талантов.

*

Никто не способен исповедаться во всем до конца. В то же время без исповеди самовыражение невозможно.

*

Опасные мысли – те, которые заставляют шевелить мозгами.

*

Обнаружить глупость народа — этим не стоит гордиться. Но обнаружить, что мы сами тоже народ, — этим гордиться стоит. (несколько иной перевод: Понять, что народ глуп, – этим гордиться не стоит. Но понять, что мы сами и есть народ, — вот этим стоит гордиться.)

*

Общественное мнение всегда самосуд, а самосуд всегда развлечение. Даже если вместо пистолета прибегают к газетной статье.

*

Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.

*

Политика, промышленность, искусство, наука — все для меня в эти минуты было не чем иным, как цветной эмалью, прикрывавшей ужас человеческой жизни.

*

Покорность — это романтическое раболепие.

*

Полагаться на один лишь опыт равносильно тому, чтобы полагаться на одну лишь пищу, не думая о пищеварении. В то же время полагаться на одни лишь свои способности, пренебрегая опытом, равносильно тому, чтобы полагаться на одно лишь пищеварение, не думая о пище.

*

Рай — что-то вроде роскошного универмага, одновременно смахивающего на замок феодальных времён.

*

Самый мудрый образ жизни заключается в том, чтобы, презирая нравы и обычаи своего времени, тем не менее ни в коем случае их не нарушать.

*

Справедливость, подобно оружию, может купить и враг и друг. Стоит лишь уплатить деньги.

*

Сильный попирает мораль. Слабого мораль ласкает. Тот, кого мораль преследует, всегда стоит между сильным и слабым.

*

Судьба неизбежнее, чем случайность. «Судьба заключается в характере» — эти слова родились отнюдь не зря.

*

Среди увлекающихся азартной игрой нет пессимистов.

*

Совесть не появляется с возрастом, как борода. Чтобы приобрести совесть, требуется определённое воспитание и некоторый опыт.

*

Слабость свободомыслящих состоит в том, что они свободомыслящие. Они не готовы, как фанатики, к жестоким сражениям.

*

Свободы хотят все. Но так кажется только со стороны. На самом же деле в глубине души свободы не хочет никто. Свобода подобна горному воздуху. Для слабых она непереносима.

*

Счастье классиков в том, что они мертвы. Наше и ваше счастье в том, что они мертвы.

*

Странно, но лицо женщины, охваченной страстью, становится как у молоденькой девушки. Правда, эта страсть может быть обращена и к зонтику. ))

*

Совесть — строгое искусство.

*

Трагизм нашего положения в том, что, пока мы то ли по молодости, то ли по недостатку воспитания ещё не смогли обрести совесть, нас уже обвиняют в бессовестности. Комизм нашего положения в том, что после того, как то ли по молодости, то ли по недостатку воспитания, нас обвинили в бессовестности, мы наконец обретаем совесть.

*

Тот, кто от тоски предается разгулу, не может разгулом прогнать тоску.

*

У меня нет совести. У меня есть только нервы.

*

Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи.

*

Чтобы считаться человеком, у которого слово не расходится с делом, нужно достичь совершенства в умении оправдываться.

*

Человеческая жизнь — больше ад, чем сам ад.

*

Я был равнодушен к деньгам. Конечно, потому, что на еду их хватало.

**************************************************

Акутагава Рюноскэ — все книги автора

Современная проза

Бал Читать

Паутинка Читать

Рассказ об одной мести Читать

Публицистика

Из заметок «В связи с великим землетрясением» Читать

Поэзия: прочее

Из книги «Собрание хайку Текодо» Читать

О войне

Генерал Читать

Любовные детективы

Завещание Читать

Литературоведение

Мысли о литературе Читать

Контркультура

Счастье Читать

Классическая проза

Mensura Zoili Читать

Ад одиночества Читать

Барсук Читать

Бататовая каша Читать

В стране водяных Читать

В стране водяных (иллюстрации Д.Бисти) Читать

В чаще Читать

Вагонетка Читать

Вши Читать

Десятииеновая бумажка Читать

Дзюриано Китискэ Читать

Диалог во тьме Читать

Ду Цзычунь Читать

Жизнь идиота Читать

Зубчатые колёса Читать

Из «Слов пигмея» Читать

Из заметок «Текодо» Читать

Из записок Ясукити Читать

Избранное Читать

Как верил Бисэй Читать

Ком земли Читать

Кэса и Морито Читать

Лошадиные ноги Читать

Лук Читать

Мандарины Читать

Маска Хеттоко Читать

Муки ада Читать

Нанкинский Христос Читать

Нос Читать

Носовой платок Читать

О себе в те годы Читать

Обезьяна Читать

Повесть об отплате за добро Читать

Подкидыш Читать

Рассказ о том, как отвалилась голова Читать

Святой Читать

Снежок Читать

Сомнение Читать

Сражение обезьяны с крабом Читать

Табак и дьявол Читать

Три окна Читать

Усмешка богов Читать

Холод Читать

Чудеса магии Читать

Серия: Классика (мяг)

Ворота Расемон Читать

Философия

Серия: Зарубежная художественная публицистика и документальная проза

Слова пигмея Читать

Домоводство

Читать

О-Гин Читать

О-Рицу и ее дети Читать

Сусоноо-но микото на склоне лет Читать

Чистота о-Томи Читать

Чудеса магии (сборник) Читать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *