23 апреля — День рождения Сергея Сергеевича Прокофьева: жизнь и музыка. Поклон!

Сергей Сергеевич Прокофьев

Sergei Prokofiev

Дата рождения
23.04.1891
Дата смерти
05.03.1953
Профессия
Страна
Россия, СССР

Belcanto.ru

Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

 

Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…

Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.
С. Прокофьев

 

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).

На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.

В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам — Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения — оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927); балеты «Стальной скок» (1925, навеян революционными событиями в России), «Блудный сын» (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.

Сергей Сергеевич Прокофьев

В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. …Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», — писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.

С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров — балет «Ромео и Джульетта» по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья», по Р. Шеридану — 1940); кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка» (1935).

В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку «Золушка». Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».

Сергей Сергеевич Прокофьев, 1926. Портрет работы Зинаиды Серебряковой

В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-начало 50-х гг. были омрачены шумными кампаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора.

Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения «упрощенческой концепции» — увертюра «Встреча Волги с Доном» (1951), оратория «На страже мира» (1950), сюита «Зимний Костер» (1950), некоторые страницы балета «Сказ о каменном цветке» (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами великого вождя народов.

С. С. Прокофьев. Портрет работы П. П. Кончаловского. 1934

Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает 4 с половиной десятилетия бурного XX в., претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века — К. Дебюсси. Б. Бартоком, А. Скрябиным, И. Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции М. Мусоргского, А. Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как «варварство» («Наваждение» и Токката для фортепиано, «Сарказмы»; симфоническая «Скифская сюита» по балету «Ала и Лоллий»; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича», — отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности — он застенчив, нежен, деликатен («Мимолетности», «Сказки старой бабушки» для фортепиано).

Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци («бокал шампанского», по определению А. Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1 ч., проникновенным лиризмом одной из вариаций 2 ч. (1917-21); напряженность сильных эмоций «Огненного ангела» (по роману В. Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); «кубистический» урбанизм «Стального скока»; лирическая интроспекция «Мыслей» (1934) и «Вещей в себе» (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х гг. отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Прокофьев оставил огромное творческое наследие — 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепианоСоната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.).

Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.

Ю. Холопов

Список сочинений Прокофьева →
Статья о Прокофьеве в Музыкальной энциклопедии →
Оперное творчество Прокофьева →
Фортепианное творчество Прокофьева →
Фортепианные сонаты Прокофьева →
Прокофьев-пианист →

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ПУБЛИКАЦИИ

«Ангел» без огонька(operanews.ru) 24.10.2016 в 22:43
Петя и… Петя!01.11.2013 в 19:15

ГЛАВЫ ИЗ КНИГ

СЛОВАРНЫЕ СТАТЬИ

ЗАПИСИ

**************************************************

Апдейт: 5 марта 2023

Смерть под грифом «секретно». Почему композитора Сергея Прокофьева хоронили тайно от всех

05.03.2023  00:00

Ольга Леоненкова
Мифы и правда о том, как простились с Сергеем Прокофьевым

Ровно 70 лет назад, 5 марта 1953 года, в своей квартире в проезде Художественного театра скончался Сергей Сергеевич Прокофьев.

Этот день он провел как обычно: съездил на своем «Москвиче» погулять в сквере неподалеку, потом работал у себя в кабинете, обсуждал с Леонидом Лавровским детали постановки нового балета «Сказ о каменном цветке», отдыхал. В восемь вечера он почувствовал себя плохо и спустя час умер с диагнозом «кровоизлияние в мозг».

Сергей Прокофьев и Мира Мендельсон, вторая жена композитора. Фото: wikipedia.org

Факт смерти крупнейшего композитора ХХ века, блестящего пианиста, дирижера, шестикратного лауреата Сталинской премии не имел практически никакого резонанса в его родной стране. Так сложились обстоятельства: в этот же день скончался Сталин.

На фоне огромного масштаба всенародного горя — рыдали даже заключенные в лагере под Воркутой, где в этот момент отбывала свой срок первая жена Прокофьева Лина, — событие кончины великого композитора сузилось до размеров частного похоронного мероприятия. Родственники и близкие вынуждены были срочно решать внезапные бытовые проблемы в виде острого дефицита цветов и венков. Даже доставка тела из квартиры Прокофьева к месту официальной церемонии прощания превратилась в сложную спецоперацию.

7 марта, когда реки советского народа стекались к Дому Союзов, чтобы проститься с вождем, в небольшом зале композиторского дома на 3-й Миусской прошла скромная гражданская панихида. Дмитрий Шостакович произнес траурную речь, Самуил Фейнберг сыграл Баха, а Давид Ойстрах проводил друга и соперника по шахматной доске в последний путь звуками его Скрипичной сонаты.

Удивительное наложение двух этих событий трудно не трактовать как некий выразительный знак, перекресток, на котором сошлись две силовые линии высокой степени напряжения: история сталинской империи и личная судьба ее «блудного сына», музыкального гения Сергея Прокофьева.

Зрительный зал Большого театра во время исполнения оперы Сергей Прокофьева «Игрок». Фото: РИА Новости

В 1918 году он уехал от революционного хаоса России: сначала в США, а затем во Францию. Его зарубежная карьера в эмиграции сложилась вполне благополучно, и спустя девять лет, уже в статусе мировой знаменитости, Прокофьев посетил родину с гастрольным туром. Здесь его ждали триумфальный успех и готовность властей предоставить ему гарантии свободы, заказы и хорошие условия для жизни и работы в СССР. С новым советским паспортом в кармане он уехал обратно во Францию, но отныне мысль о возвращении на родину посещала его все чаще.

Слева направо: композитор Сергей Прокофьев, немецкий панист Эгон Петри, пианист и педагог Генри Нейгауз и французский пианист и композитор Робер Казадезюс в Клубе мастеров искусств в Москве. Фото: РИА Новости

Решение окончательно созрело в 1936 году — как раз в разгар политических репрессий. Вместе с женой — испанской певицей — и двумя сыновьями Прокофьев вернулся на родину окончательно. Политику он считал делом преходящим, в отличие от музыки: «Ни война, ни революция не свергнут вождя в фуге и не перевернут гармонического строя». К тому же в СССР был создан настоящий рай для творческих работников, не имевший прецедентов ни в одной стране мира: «композиторские» дома в Москве, государственные дачи для отдыха, гарантированные госзаказы, система финансовых поощрений, включая Сталинские премии, и даже автомобили для композиторской элиты.

В СССР Прокофьеву пришлось играть по новым правилам, но, возможно, эта интрига даже вдохновляла его. Он приспособил свой музыкальный язык к стандартам соцреализма, не погрешив против качества, и создал настоящие шедевры мирового уровня во всех жанрах: от грандиозной оперной эпопеи «Война и мир», написанной в военные годы, до тонких балетных материй «Ромео и Джульетты» и «Золушки». Даже советский «композиторский оброк» — «Здравицу» в честь Сталина или кантаты к 20-летию и 30-летию Великого Октября — Прокофьев писал с настоящим вдохновением.

Он стал главным советским классиком, народным артистом РСФСР и рекордсменом по количеству Сталинских премий. Но и любимца Сталина не миновал «барский гнев».

10 февраля 1948 года «Правда» опубликовала Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», где опера стала только поводом для разгрома первых лиц композиторского цеха СССР: Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна и еще нескольких известных всей стране «антинародных формалистов».

В отличие от своих коллег — воспитанников советской власти, Прокофьев имел за плечами эмигрантское прошлое и грехи модернизма, поэтому ситуация для него была особенно серьезной. Несмотря на его независимый характер, ему все же пришлось «преклонить колена» перед председателем Союза композиторов Тихоном Хренниковым и написать ему покаянное письмо. Далее последовали официальный запрет на исполнение целого списка произведений Прокофьева, скандал с американским антисоветским фильмом, где была использована его музыка, отказ в постановке оперы «Повесть о настоящем человеке» и арест Лины, первой жены композитора, осужденной на восемь лет за шпионаж.

Прокофьев старался держать лицо и «делать что должно» — писать музыку. Но здоровье его серьезно пошатнулось: летом 1949 года он пережил инсульт.

Через некоторое время гнев вождя сменился на милость, запрет на исполнение музыки Прокофьева был снят, сам он получил очередную Сталинскую премию (второй степени), а также государственную пенсию в две тысячи рублей. Но это уже ничего не могло поправить. Здоровье было подорвано, и хотя Прокофьев продолжал спасаться работой, прежняя энергия творчества осталась в прошлом.

(Звучит Седьмая симфония Сергея Прокофьева. Она была написана в 1952 году, за год до смерти композитора. Впервые симфония была исполнена исполнена 11 октября 1952 года в Москве оркестром под управлением Самуила Самосуда. Премьера имела успех, и в 1957 году, спустя четыре года после смерти Прокофьева, симфония была удостоена Ленинской премии.)

Для Прокофьева наступил закат, окрашенный виолончельными тонами: в оставшиеся три года он пишет для молодого Мстислава Ростроповича две виолончельных сонаты, Симфонию-концерт и Концертино. В его последней, «детской» Седьмой симфонии слышны ноты просветленного прощания с миром.

Прокофьев умер 5 марта 1953 года, оставив много незаконченных сочинений. Только спустя две недели — 18 марта — газета «Советское искусство» опубликовала некролог. Сталин был уже мертв, но даже здесь по инерции Прокофьеву припомнили «ложные увлечения модернизмом» в период эмиграции.

В большой прощальной статье на этой же странице ее автор Дмитрий Кабалевский продолжил критиковать Прокофьева, напомнив о «чуждых западных влияниях» в его музыке и «формалистических заблуждениях» в музыке композитора, а также о благотворном влиянии на него «суровой, но справедливой» критики Постановления 1948 года.

Фото: РИА Новости
Какие тайны хранит музей-квартира Прокофьева

Сергей Прокофьев умер в своей квартире в Театральном проезде, ныне Камергерском переулке, где сегодня и находится музей музыкального гения.

Какие секреты хранит Музей-квартира композитора Сергея Прокофьева / Автор:

Кто украл портфель?

В музее среди нот, костюмов к фильму «Иван Грозный», звукозаписывающего оборудования, фотографий и афиш взгляд выхватывает вдруг оранжевый с черно-желтыми полосками шарф и кожаный портфель. Они среди главных экспонатов выставки «Прокофьев. Камера! Мотор! Музыка», которая формально посвящена работе композитора в кино, но по большому счету открывает историю величайшей дружбы ХХ века. И шарф с портфелем — лишь эпизод этой истории. Но мимо не пройдешь.

Артист Николай Черкасов в роли Ивана Грозного, кинооператор Эдуард Тиссэ и режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Эйзенштейн (слева направо) на съемках одного из эпизодов советского исторического фильма «Иван Грозный». Фото: РИА Новости

— Дело было в Алма-Ате, где в разгар войны снимали фильм «Иван Грозный», — рассказывает куратор выставки Алиса Насибулина. — Однажды у композитора фильма Сергея Прокофьева исчез портфель с нотами, в киногруппе началась паника, дали объявление по радио: верните, вознаграждение гарантируем. На следующее утро в квартире, где жил автор музыки, раздался звонок: «Я вор, готов за тысячу рублей вернуть портфель, и тут еще шарф — его отдам бесплатно». Прокофьева такое хамство возмутило, и он послал вора по знакомому адресу. Каково же было его удивление, когда и портфель, и шарф он увидел в машине заехавшего за ним Сергея Эйзенштейна. «А я твой голос даже не узнал?!» — удивился Сергей Сергеевич. — «Значит, я неплохой актер!»

— Они обращались друг к другу на ты?

— Надо знать сложный характер обоих, чтобы понять, что это важная деталь в их взаимоотношениях. Видите фарфоровый бюст Прокофьева? Такой продавался еще при его жизни. А режиссер тогда еще подшучивал над приятелем: «Не знал, что ты еще и посуда…»

Впрочем, на выставке — не только «милые детали». Дальше — о творчестве всерьез. Хотя разве у гениев так просто отделить одно от другого? Вот взять хотя бы 16 эскизов — это сцены из «Александра Невского» и «Ивана Грозного», нарисованные Эйзенштейном специально для Прокофьева. Режиссер не пытался объяснить, какую он хочет музыку, композитор его не понимал, даже порой ругались. В конце концов Эйзенштейн брал в руки карандаш, он ведь был еще и талантливым художником.

— А часто, — говорит заведующая музеем Юлия Чеботарева, — бывало так, что Эйзенштейн показывал на ночь глядя Прокофьеву отснятый за день материал, и к утру тот привозил на студию уже готовую партитуру.

— В чем секрет вдохновения?

— Я лично считаю, что на произведения для кино композитора вдохновляли, конечно, и гениальный Эйзенштейн, и история страны, к которой он обращался, но в то же время контекст времени, в котором они жили.

О времени на выставке разговор особый. Оно отражено в неровных вырезках из газет, расклеенных на стене. В газетах то выпускают «Александра Невского» на экраны в 1938 году, когда в воздухе уже отчетливо пахло большой войной. То в 1939-м запрещают: подписан пакт о ненападении с Германией — не стоит раскалять и без того взрывоопасную предвоенную атмосферу.

А война все-таки началась. Алиса Насибулина торопится подчеркнуть важную деталь: «О том, что немцы на нас напали, Прокофьев узнал от Эйзенштейна, они тогда жили в одном дачном поселке. А на второй день войны «Александр Невский» был возвращен в широкий прокат, — продолжает Насибулина, — и часто так бывало, что зрители, отстоявшие очереди в кинотеатры, после фильма шли в другие очереди — в военкоматы.

Все помнят знаменитый монолог «Кто с мечом к нам…» — но ведь и музыка Прокофьева воодушевляла, поднимала народный дух?

— Конечно, — отвечает Насибулина. — Не случайно кантата «Александр Невский» в итоге стала отдельным произведением, а одна из ее частей, «Вставайте, люди русские», воспринималась, как «гимн русских» — это наблюдение американской прессы. За океаном вообще одними из первых почувствовали всю мощь прокофьевской кантаты, и именно ее просили исполнить на совместных концертах стран антигитлеровской коалиции.

Среди экспонатов выставки — звукозаписывающее оборудование тех лет: сложные механизмы, похожие на токарные станки, с тумблерами, бобинами, индикаторами. С их помощью Прокофьев экспериментировал. Например, чтобы создать «неприятные русскому уху» звуки, он у самого микрофона записывал валторну — мы слышим ее, когда в кадре на Русь наступает вражеская конница, и ненавидим уже с первых нот.

Кто такой ПРКФВ?

В чем величие музыки Прокофьева к фильму «Александр Невский»? Мне объясняют: он был «глубоко национален». Об этом же в эссе о Прокофьеве писал и Эйзенштейн — на выставке есть оригинал той статьи. В этих листках, побывавших в печатной машинке, обращает на себя внимание частый повтор сочетания букв ПРКФВ. Что это за шифр?

Сцена ледового побоища из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Фото: РИА Новости

Оказывается, так подписывался Прокофьев, изгнавший все гласные из своей фамилии и из своей музыки. И да, на выставке много партитур, подписанных композитором — по углам то тут, то там эти пять согласных ПРКФВ. У Эйзенштейна на эти фонетические вибрации хороший слух. Он замечал: «Так писалось на древних иконах». И дальше: «Вот почему так прекрасно звучит в Прокофьеве древность — не через архаизм или стилизацию, но сквозь самые крайние и рискованные изломы ультрасовременного музыкального письма».

— Для Эйзенштейна, — продолжает Насибулина, — в 1948 году стала ударом новость о том, что Прокофьев вместе с крупнейшими советскими композиторами объявлен «формалистом». У режиссера случился инфаркт. И скончался он в тот же год.

Композитор Сергей Прокофьев с женой Линой и сыновьями Олегом и Святославом. Фото: РИА Новости

В постоянной экспозиции музея, среди любимых Прокофьевым шахмат и карт, среди его афиш и наград, среди личных вещей — мелькает тут и там имя Сталина. Строго говоря, вождь едва ли не раньше Эйзенштейна почувствовал силу прокофьевского таланта. Когда Прокофьев, будучи еще эмигрантом, приехал на гастроли в СССР — и такое было возможно! — Сталин на одном из концертов заметил: «Он — наш». После возвращения композитора на родину в 1936 году эти два слова стали для него оберегами.

Похоронили Сергея Прокофьева на Новодевичьем кладбище. Могила Сергея Эйзенштейна — на соседнем участке. Смерть всесильна? Перед их именами — бессильна.

В каких еще фильмах звучала музыка и даже голос Прокофьева

Сергей Прокофьев написал музыку к восьми советским фильмам. Помимо эйзенштейновских «Александра Невского» и «Ивана Грозного», стоит напомнить о «Поручике Киже» (режиссер Александр Файнциммер): один из главных героев этого фильма поет голосом Прокофьева. В музее рассказывают: «Исполнитель роли Павла Первого Михаил Яншин никак не попадал в ноты. Пришлось выручать композитору. Когда Прокофьеву дали послушать запись, он заметил: «Мой голос вышел здорово, очень смешно». Режиссер тут же парировал: «У вас открылась карьера!»

В карьере Прокофьева были еще фильмы «Котовский», «Партизаны в степях Украины», «Тоня» и «Лермонтов». Последний — по сценарию Константина Паустовского — не сразу вышел на экраны из-за «идейной порочности».

Подробнее о работе над фильмами и о других перипетиях судьбы и творчества Прокофьева можно узнать, посетив музей композитора. Адрес музея: Москва, Большая Дмитровка, д. 5/6, стр. 3.

Подготовил Максим Васюнов

// https://rg.ru/2023/03/05/smert-pod-grifom-sekretno-pochemu-kompozitora-sergeia-prokofeva-horonili-tajno-ot-vseh.html

**********************************************************************************************************

 

UPD: 10.01.2024

Прокофьев: иная жизнь

Сергей Прокофьев не только выдающийся композитор, но еще шахматист, писатель и автор альбома автографов своих известных друзей.

Начало творческой деятельности

Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда на Украине. К 9 годам он написал свою первую оперу, а в 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию, где учился под руководством Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Н. Н Черепнина и А. Н Есиповой. В 1914-м он выиграл премию им. А. Г. Рубинштейна и официально стал лучшим среди выпускников консерватории. Затем Сергей пробовал себя в роли дирижёра, продолжал сочинять и играть, начал гастролировать, сотрудничать с С. П. Дягилевым, эмигрировал в США.

За границей он написал оперы «Огненный ангел», «Любовь к трём апельсинам», балеты «Блудный сын», «Стальной скок», «На Днепре». Вернувшись в 1936-м в СССР, он продолжил композиторскую деятельность, создал симфоническую сказку для Центрального детского театра «Петя и волк» по инициативе Наталии Сац, балет «Золушка», музыку к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный». Ещё при жизни Прокофьев стал классиком и достиг признания.

Новатор музыкального языка, Прокофьев был не только гением в области музыки, но и незаурядной личностью, обладал разного рода дарованиями и активно их развивал.

Сергей Сергеевич с детства и почти до 40 лет вёл дневник, стиль которого можно назвать «чеховским» за ясность и простоту. Прочтя дневники Прокофьева, американский дирижёр и музыкальный критик Роберт Крафт написал: «…это несомненно лучшая из известных мне подобных книг, написанных композитором… Прокофьев является писателем-прозаиком удивительного мастерства», чья книга «может выдержать сравнение с Набоковской «Speak, Memory».

Прокофьев играет в шахматы.

Прокофьев играет в шахматы. Источник: pinterest

Не без юмора Прокофьев описывает своё отбытие из Одессы: «Перед самым отъездом произошёл забавный инцидент. Оказывается, какой-то тип уже второй день внизу ресторана ел, пил и заказывал дорогие блюда, говоря, что он приехал с Прокофьевым чуть ли не в качестве его секретаря. Параллельно с этим он красно рассказывал про заграницу и про разные случаи из жизни Прокофьева, а хозяин и прислуга слушали и записывали съеденное и выпитое на мой счёт. Когда в момент моего отъезда выяснилось, что означенный тип никакого ко мне отношения не имеет, в отеле поднялась тревога. Метр д’ отель кричал:

— Подождите, я его найду! Он от меня не уйдёт!

Впрочем нам препятствий не чинили и отпустили нас с поклонами».

Музыка мысли

Помимо писательства, музыкант увлекался и шахматами, которые он называл «музыкой мысли». Любовь к этой игре проснулась ещё в детстве — за этим занятием мальчик проводил часы в компании своего учителя музыки Р. М. Глиэра. Прокофьев имел первую категорию и не пропускал ни одного турнира. Однажды противником Сергея был сам Х. Р. Капабланка, кубинский шахматист-виртуоз, 3-й чемпион мира по шахматам. Прокофьев, разумеется, проиграл, но поставил шахматиста в трудное положение. Капабланка почти три минуты не мог принять решение, чему Прокофьев был несказанно рад и потом отметил это в своем дневнике.

Автограф Достоевской.

Автограф Достоевской. Источник: pinterest.com

Кроме вышеперечисленных увлечений, Сергей Сергеевич создал альбом автографов, оставленных его выдающимися современниками. «Деревянная книга» — так назывался этот альбом, который был изготовлен специально по заказу музыканта. Прокофьев посчитал, что «книга» ни в коем случае не может быть «альбомом институтки», но «в переплете из двух простых досок, с краешком из грубой кожи, пробитой простыми гвоздями, и с железной застежкой, такой, чтобы при прикосновении к ней руки непременно пахли металлом». Обыкновенные автографы показались композитору неинтересными, поэтому он решил каждому расписывавшемуся задавать вопрос: «Что вы думаете о солнце?»

Среди «отвечающих» были К. Бальмонт, В. Маяковский, А. Ремизов, А. ДостоевскаяФ. ШаляпинИ. Стравинский, Наталья Гончарова, Х. Капабланка и А. Алехин.

Поэт Константин Бальмонт написал в «деревянной книге» небольшой сонет:

Ребенку богов, Прокофьеву
Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат.
Твое вино — рассвет. Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять в спешащем разговоре,
Цветов загрезивших невнятный аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад,
Там где-то далеко рассыпчатые зори,
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растет с угрозным гулом сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши светы
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной, —
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И, в звук свой, заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной Луной.

Достоевская Анна Григорьевна, жена Достоевского, написала: «Солнце моей жизни — Федор Достоевский». Композитор Игорь Стравинский оставил острый комментарий: «Очень глупо, что по-немецки солнце женского, а не мужского рода».

Автограф Маяковского.

Автограф Маяковского. Источник: pinterest.com

Пианист Артур Рубинштейн написал: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король-солнце сказал: «Государство — это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце — это я!»

Маяковский без лишней скромности в альбоме оставил цитату из поэмы «Облако в штанах»:

«От вас,
которые влюбленностью мокли,
от которых
в столетия слеза лилась,
уйду я,
солнце моноклем
вставлю в широко растопыренный глаз».

Шахматист и близкий друг Прокофьева Капабланка высказался так: «Солнце — это жизнь», а его «коллега», шахматист Алексей Алехин написал: «Когда вижу Его, мир мятен». Художница Наталья Гончарова также оставила свой автограф в альбоме: «Очень хорошее ласковое слово: солнышко ясное, кажется, есть только по-русски. И люди солнечные в Европе есть, кажется, только русские».

«Деревянная книга» является историческим памятником и по сей день хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Умер Прокофьев 5 марта 1953 года — в один день со Сталиным, поэтому его похороны остались практически без внимания.

2 комментария

  1. Лучшее из Прокофьева: https://www.youtube.com/watch?v=3E9tN3vnyf4

    The Best of Prokofiev
    _____________________________________________________

    https://www.youtube.com/watch?v=mF8oTzXoyts&t=7s
    Prokofiev: Symphony No. 7 / Gergiev · London Symphony Orchestra
    Jose

  2. Марта Аргерих исполняет Прокофьева, 3-ий концерт для фортепиано: https://youtu.be/GVefuGS7Xjs?si=Mud2AxQZw2A-E8tp

    Браво, гениальная Марта!
    https://youtu.be/BS0SwRoYAW0?si=HOp5FFThAJr_1zMd

    Невероятно! https://youtu.be/KpcfVmqEtpQ?si=Ikl5D8CCMOJf0jG2
    Поклон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *