- Родился: 28 марта 1868 г., Нижний Новгород, Нижегородская губерния, Российская империя
- Умер: 18 июня 1936 г. (68 лет), Горки-10, Московская область, РСФСР, СССР
**************************************************
ПЕСНЯ О СОКОЛЕ
Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами.— А-ала-ах-а-акбар!.. — тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик.Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, — у камня печального, хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени.Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда всё кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота — это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам.Рагим лежит грудью на песке, головой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль, опершись локтями и положив голову на ладони. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок, с моря веет свежестью в его высокий лоб, весь в мелких морщинах. Он философствует, не справляясь, слушаю ли я его, точно он говорит с морем:— Верный богу человек идет в рай. А который не служит богу и пророку? Может, он — вот в этой пене… И те серебряные пятна на воде, может, он же… кто знает?Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу, на берег и камень, у которого мы лежим.— Рагим!.. Расскажи сказку… — прошу я старика.— Зачем? — спрашивает Рагим, не оборачиваясь ко мне.— Так! Я люблю твои сказки.— Я тебе всё уж рассказал… Больше не знаю… — Это он хочет, чтобы я попросил его. Я прошу.— Хочешь, я расскажу тебе песню? — соглашается Рагим.Я хочу слышать старую песню, и унылым речитативом, стараясь сохранить своеобразную мелодию песни, он рассказывает.
I
«Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.«Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень…«А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…«Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя.«Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…«С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень…«Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…«Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:«— Что, умираешь?«— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Ох ты, бедняга!«— Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!«Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.«И так подумал: „Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет…“«Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами.«Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.«И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:«— О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..«А Уж подумал: „Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..“«И предложил он свободной птице: „А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии“.«И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.«И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.«И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья…«Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.«А волны моря с печальным ревом о камень бились… И трупа птицы не видно было в морском пространстве…
II
«В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.«И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.«— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать всё это, взлетевши в небо хоть ненадолго.«Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.«Рожденный ползать — летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…«— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам всё знаю! Я — видел небо… Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я.«И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.«Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.«В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:„Безумству храбрых поем мы славу!„Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!„Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!„Безумству храбрых поем мы песню!..“» …Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде всё больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.— Куда идешь?.. Пшла! — машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море.Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Всё кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.Всё дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду всё встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…
Источник: https://ilibrary.ru/text/1330/p.1/index.html (интернет биб-ка Алексея Комарова)
**************************************************
Автор пьесы «На дне», романа «Мать» и автобиографических повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты», Максим Горький много лет жил в бедности, снимал углы в ночлежках, работал продавцом, посудомойщиком и помощником сапожника. После революции его признали «главным пролетарским писателем». В честь Горького назвали Тверскую улицу в Москве, Литературный институт, а в 1934 году его назначили главой Союза писателей СССР.
«Я был наполнен стихами бабушки»: детские годы
Максим Горький родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Его настоящее имя — Алексей Пешков. Отец будущего писателя, Максим Пешков, был столяром, а мать, Варвара Каширина, происходила из небогатой мещанской семьи. Когда Горькому исполнилось три года, он заболел холерой и заразил отца. Мальчик выздоровел, но Максим Пешков вскоре умер. Мать вышла замуж второй раз, и Горький остался на попечении ее отца Василия Каширина, владельца красильной мастерской. Воспитывали будущего писателя бабушка и дедушка. Василий Каширин научил Горького грамоте по церковным книгам, а Акулина Каширина читала ему сказки и стихи. Позднее писатель вспоминал: «Я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; кажется, я и думал в формах ее стихов».
К 1870-м годам дед Максима Горького разорился. Семья переехала в самый бедный район Нижнего Новгорода — Кунавинскую слободу. Чтобы помочь родственникам, будущий писатель с детства пытался заработать и занимался ветошничеством — искал на улицах города вещи и продавал их.
В 1878 году Горький поступил в Слободско-Кунавинское начальное училище. Учился он отлично, от учителей получал награды за хорошие оценки — книги, похвальные листы.
«В школе мне снова стало трудно, ученики высмеивали меня, называя ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры, заявили учителю, что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной. <…> Но вот наконец я сдал экзамен в третий класс, получил в награду Евангелие, басни Крылова в переплете и еще книжку без переплета с непонятным титулом — «Фата-Моргана», дали мне также похвальный лист. <…> Я отнес книги в лавочку, продал их за пятьдесят пять копеек, отдал деньги бабушке, а похвальный лист испортил какими-то надписями и тогда же вручил деду. Он бережно спрятал бумагу, не развернув ее и не заметив моего озорства»
Из училища Горького исключили. В документах написали: «Курса <…> по бедности не окончил». После этого он был учеником сапожника и чертежника, посудомойщиком на пароходе, помощником иконописца и продавцом в купеческой лавке. С детства Горький много читал, среди его любимых авторов были Стендаль, Оноре де Бальзак и Гюстав Флобер. Интересовался будущий писатель и философией — изучал труды Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Свои впечатления от прочитанных книг Горький вносил в личный дневник.
«Я почувствовал себя не на своем месте среди интеллигенции»
В 1884 году, в 16 лет, Максим Горький отправился в Казань — поступать в местный университет. Но у будущего писателя не было аттестата об образовании, и его не допустили к экзаменам. В повести «Мои университеты» он позднее писал: «Под шум ливня и вздохи ветра я скоро догадался, что университет — фантазия…». Денег на съем жилья у Горького не было. Первое время он жил у знакомых, а затем стал подрабатывать в казанском порту и снимать углы в ночлежках вместе с босяками. В свободное время он сочинял свои первые литературные произведения: заметки, рассказы и стихи.
Спустя несколько месяцев Горький нашел работу в булочной Василия Семенова, где часто собирались народовольцы. Там он познакомился с трудами русских революционеров, а вскоре вступил в один из подпольных кружков марксистов. Горький был агитатором, он проводил просветительские беседы с неграмотными и рабочими. Несмотря на всю активность во время собраний, Горького не воспринимали всерьез.
«Горькому не суждено было ни установить прочные связи с [Николаем — Прим. ред.] Федосеевым, ни познакомиться в то время с Лениным. Друзей в этой среде у Горького не было. <…>. В среде студентов-народников он был не равным им человеком, а лишь «сыном народа», как они называли его между собой: он был для них как бы наглядным доказательством исповедуемой ими «веры в народ». <…> Годы чрезмерной физической работы и напряженность переживаний подорвали его душевные силы. Весь противостоящий ему мир в его буднично-тяжкой обстановке противоречил всем его давним ожиданиям. Неприятие этого чуждого мира испытывалось им со всей глубиной»
1887 год был тяжелым для Максима Горького. Умерла бабушка, у него стали возникать конфликты на работе, ссоры с членами кружка. Горький стрелялся. Ему повезло: он выжил, хотя и попал под церковный суд и был отлучен от церкви. После этого Горький переехал в Нижний Новгород, где стал работать помощником присяжного поверенного. Там же он познакомился с писателем Владимиром Короленко, которому показал свою поэму «Песнь старого дуба». Короленко прочитал произведение и нашел в нем много смысловых и орфографических ошибок. Позднее Горький писал об этом: «Я решил не писать больше ни стихов, ни прозы и действительно все время жизни в Нижнем — почти два года — ничего не писал».
В 1890 году Горький отправился в пешее путешествие и побывал на юге России, посетил города Кавказа и Крыма. В автобиографии он писал: «Я почувствовал себя не на своем месте среди интеллигенции и ушел путешествовать». На юге Горький много общался с местными жителями, занимался традиционными для них промыслами: ловил рыбу, добывал соль. В пути он писал рассказы и заметки, стихи, в которых подражал Джорджу Байрону.
«Не писать же мне в литературе — Пешков»
В 1892 году Горький остановился в Тифлисе, где познакомился с революционером Александром Калюжным. Писатель прочитал ему свои произведения, и Калюжин посоветовал Горькому опубликоваться и сам отнес его рассказ «Макар Чудра» в редакцию тифлисской газеты «Кавказ». Произведение опубликовали в сентябре 1892 года под псевдонимом Максим Горький. По словам Калюжина, писатель объяснил это так: «Не писать же мне в литературе — Пешков».
Вскоре Горький вернулся в Нижний Новгород на прежнее место работы. В свободное время он продолжал писать рассказы. Их Горький читал друзьям и знакомым. Один из друзей отправил рассказ «Емельян Пиляй» в редакцию московской газеты «Русские ведомости». Вскоре произведение напечатали.
По совету Короленко при работе над следующими произведениями Горький стал тщательнее прорабатывать образы героев, старался выдерживать единый стиль повествования. Эти изменения заметны в рассказе «Челкаш», о котором Короленко написал: «Совсем неплохо! Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у вас от себя, от своей сущности, вы умеете не вмешиваться в течение их мысли, игру чувств, это не каждому дается!.. Я же говорил вам, что вы реалист!.. Но в то же время — романтик!». Рассказ Горький отправил в известный петербургский еженедельный журнал «Русское богатство», где вскоре его опубликовали.
По рекомендации Короленко Горький в 1895 году стал журналистом «Самарской газеты» и переехал из Нижнего Новгорода в Самару. Там он писал о происшествиях в городе, театральных событиях и светской жизни, публиковал фельетоны под псевдонимом Иегудиил Хламида. Через несколько месяцев писателю доверили вести литературную рубрику, в которой Горький еженедельно печатал свои произведения. Вскоре он вернулся в Нижний Новгород, где стал редактором «Нижегородского листка».
Горький стал известным журналистом. Крупная провинциальная газета «Одесские новости» предложила ему быть специальным корреспондентом издания на Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году.
«Великий писатель Максим Горький»
В середине 1890-х Горький в основном выполнял журналистские заказы. Однако он не оставил литературного творчества: писал рассказы, стихи, работал над своей повестью «Фома Гордеев» о жизни русского купечества. В 1898 году вышел первый сборник Горького «Очерки и рассказы». После его публикации писатель начал общаться с Антоном Чеховым. Чехов давал Горькому советы и критиковал: «Несдержанность чувствуется в описаниях природы, которыми вы прерываете диалоги, когда читаешь их, эти описания, то хочется, чтобы они были компактнее, короче, этак в 2-3 строки». Писателю нравились сказки Горького, в том числе «Песня о соколе».
В 1899 году в газете «Жизнь» опубликовали «Фому Гордеева». Повесть прославила Горького: рецензии на нее появились в ведущих журналах России, в Петербурге организовали конференцию по творчеству писателя, а Илья Репин написал портрет Горького. В Нижнем Новгороде Максим Горький занялся общественной деятельностью: устраивал благотворительные вечера, новогодние елки для детей бедняков. Писатель постоянно находился под надзором полиции, поскольку не переставал общаться с революционерами.
«Не писал Вам потому, что был занят разными делами до чертиков и все время злился, как старая ведьма. Настроение — мрачное. Спина болит, грудь тоже, голова помогает им в этом… С горя и от скверного настроения начал пить водку и даже писать стихи. Думаю, что должность писателя не такая уж сладкая должность»
В 1899 году Горького выслали из Нижнего Новгорода за пропаганду революционных идей в небольшой город Арзамас. Перед ссылкой ему разрешили съездить в Крым поправить здоровье: у писателя был туберкулез.
В Художественном театре в Москве в то же время начали готовить постановку первой пьесы Горького — «Мещане». Премьера состоялась через три года во время гастролей в Петербурге в марте 1902 года, но прошла без успеха. Вскоре после выхода спектакля закончилась ссылка Горького, и он вернулся в Нижний Новгород, где дописал пьесу «На дне». На сцене Художественного театра в Москве премьера одноименного спектакля состоялась в декабре 1902 года. Постановку готовили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Они тщательно подбирали актеров, проводили долгие репетиции. Помогал постановщикам и сам писатель. Он хотел, чтобы исполнители главных ролей вжились в образы босяков.
«Горького надо уметь произносить так, чтобы фраза звучала и жила. Его поучительные и проповеднические монологи <…> надо уметь произносить просто, с естественным внутренним подъемом, без ложной театральности, без высокопарности. Иначе превратишь серьезную пьесу в простую мелодраму. Надо было усвоить особый стиль босяка и не смешивать его с обычным бытовым театральным тоном или с актерской вульгарной декламацией. <…> Нужно проникнуть в душевные тайники самого Горького, как в свое время мы это сделали с Чеховым, чтобы найти потайной ключ к душе автора. Тогда эффектные слова босяцких афоризмов и витиеватых фраз проповеди наполнятся духовной сущностью самого поэта, и артист заволнуется вместе с ним»
Премьера «На дне» прошла с успехом, билеты на спектакль было трудно достать. Однако в правительственных изданиях пьесу критиковали, а вскоре запретили играть в провинциальных театрах без специального разрешения.
В том же 1902 году Горький возглавил издательство «Знание». Он публиковал писателей-реалистов: Ивана Бунина, Леонида Андреева и Александра Куприна. Для публикации он старался выбирать произведения, которые были понятны даже читателям из рабочих и крестьян. Горький писал: «Самый лучший, ценный и в то же время самый внимательный и строгий читатель наших дней — это грамотный рабочий, грамотный мужик-демократ. Этот читатель ищет в книге прежде всего ответов на свои социальные и моральные недоумения, его основное стремление — к свободе». Тех же принципов он придерживался в своих произведениях следующих лет — пьесах «Варвары», «Дачники» и «Дети солнца», в которых критиковал буржуазию.
22 января 1905 года началась Первая русская революция. Горький поддержал восставших рабочих и написал прокламацию «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств», в которой призывал к «немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием». Вскоре писателя задержали и заточили в Петропавловской крепости. На арест Горького отреагировали зарубежные деятели искусств. Французское «Общество друзей русского народа» опубликовало призыв к освобождению писателя: «Великий писатель Максим Горький должен будет предстать, за закрытыми дверьми, перед беспрецедентным судом по обвинению в заговоре против государства <…> Нужно, чтобы все люди, достойные называться людьми, защитили, в лице Горького, свои священные права». Под давлением общества уже в феврале 1905 года писателя отпустили. Чтобы избежать нового задержания, Горький уехал из страны. Около полугода он прожил в США, где написал сборник очерков «В Америке».
Из-за обострения туберкулеза в конце 1906 года Горький уехал в Италию и поселился на острове Капри недалеко от Неаполя. К писателю из России приезжали его друзья Федор Шаляпин, Иван Бунин и Леонид Андреев.
В эмиграции Горький много писал. Он создал роман «Мать», на который его вдохновили революционные события на Сормовском заводе. В полном виде произведение издали в Германии, в России сокращенную версию изъяли из печати. Следующее произведение Горького — пьесу «Враги» — цензура опубликовать не разрешила. Пьесы «Последние» и «Васса Железнова», роман «Жизнь Матвея Кожемякина» и другие работы писателя этих лет выходили в изданиях Германии, Франции и США, почти сразу их переводили на иностранные языки. В этот период Горький сотрудничал с Владимиром Лениным и другими коммунистами, был членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В официальной газете РСДРП писатель публиковал обличающие статьи и памфлеты.
«На Русь надвигаются тучи»
В 1913 году в честь трехсотлетия дома Романовых Николай II объявил частичную амнистию политическим преступникам, в число которых входил и Максим Горький. Писателю разрешили вернуться в Россию. Друзья и родственники отговаривали его. Ленин писал: «Я страшно боюсь, что это повредит здоровью и подорвет вашу работоспособность». Горький отложил возвращение на несколько месяцев. К декабрю 1913 года он закончил автобиографическую повесть «Детство» и отправился в Россию. Писатель поселился в Петербурге, где вновь попал под надзор полиции. Несмотря на это, он продолжил общаться с революционерами, писать статьи о судьбе России и критиковать власть.
«Никто не станет отрицать, что на Русь снова надвигаются тучи, обещая великие бури и грозы, снова наступают тяжелые дни, требуя дружного единения умов и воль, крайнего напряжения всех здоровых сил нашей страны <…> Несомненно также, что русское общество, пережив слишком много потрясающих сердце драм, утомлено, разочаровано, апатично»
В Петербурге Горький закончил автобиографическую повесть «В людях» — продолжение ставшего популярным «Детства». В 1915 году писатель начал издавать журнал «Летопись», в котором свои научные и политические статьи публиковали Юлий Мартов, Александра Коллонтай, Анатолий Луначарский и другие. Среди литераторов, которые здесь печатались, были Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок. Вскоре Горький стал редактором большевистских изданий «Правда» и «Звезда».
В годы Первой мировой войны писатель работал над циклом рассказов «По Руси», в основу которого легли его впечатления от первых путешествий по югу России, Кавказу и Поволжью. В газетах и журналах Горький публиковал антивоенные статьи. Тогда же писатель основал издательство «Парус». В нем свои произведения печатали Иван Бунин, Владимир Короленко и другие.
Февральскую революцию 1917 года Горький воспринял настороженно. Писатель критиковал Временное правительство за неорганизованность, политическую разнородность: «Не нужно забывать, что мы живем в дебрях многомиллионной массы обывателя, политически безграмотного, социально невоспитанного. Люди, которые не знают, чего они хотят, — это люди опасные политически и социально». В мае 1917 года Горький начал издавать газету «Новая жизнь», где в разделе «Несвоевременные мысли» публиковал свои статьи с размышлениями о политике. После Октябрьской революции писатель критиковал действия большевиков и Владимира Ленина.
«Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности <…> Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся якобы по пути к «социальной революции» — на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции. <…> За Лениным идет довольно значительная — пока — часть рабочих, но я верю, что разум рабочего класса, его сознание своих исторических задач скоро откроет пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина, на всю глубину его безумия»
В июле 1918 года за критику власти газету Горького закрыли, а статьи из цикла «Несвоевременные мысли» в СССР не издавали до перестройки. Тогда писатель прямо у себя на квартире в Петрограде создал «Дом искусств» — организацию, которая стала прообразом будущего Союза писателей. Здесь действовала творческая студия Николая Гумилева, проводили встречи участники литературного объединения «Серапионовы братья», читал лекции Александр Блок.
В 1919 году Горького назначили главой оценочной комиссии наркомата торговли и промышленности. Ему поручили контролировать работу антикваров, которые составляли каталоги конфискованных частных коллекций. Писатель и сам увлекся собирательством — начал покупать старинные китайские вазы, японские статуэтки.
По инициативе Горького в том же 1919 году организовали издательство «Всемирная литература», в котором начали печатать произведения русской и мировой классической литературы с комментариями литературоведов.
«Периоды счастья и непонимания»: личная жизнь
Когда Горький работал журналистом в «Самарской газете», он познакомился с Екатериной Волжиной — она подрабатывала в этом же издании корреспондентом. В августе 1896 года они сыграли свадьбу. Волжина была единственной законной женой писателя. С ней в браке Горький прожил семь лет, у них родилось двое детей — сын Максим и дочь Екатерина. Волжиной Горький писал: «Я люблю тебя не только как мужчина, муж, люблю как друг, может быть, больше — как друг».
В 1902 году, во время репетиции пьесы Горького «На дне», писатель познакомился с актрисой Марией Андреевой, женой чиновника Андрея Желябужского. Вместе они прожили больше 15 лет и поддерживали отношения до смерти Горького. Андреева писала: «Были периоды, и очень длительные, огромного счастья, близости, полного слияния — но сменялись они столь же бурными периодами непонимания, горечи и обид».
В 1920 году Горький встретился с бывшей фрейлиной баронессой Марией Закревской-Будберг. Она стала последней музой писателя, ей он посвятил роман «Жизнь Клима Самгина». Будберг переводила произведения Горького на английский язык, редактировала его рукописи. Они расстались за несколько лет до смерти писателя, в 1933 году. После этого Будберг уехала в Лондон, где жила с Гербертом Уэллсом. В Советском союзе о ее отношениях с Горьким писать запретили: она была шпионкой и сотрудницей НКВД.
Эмигрант и глава Союза писателей СССР
В 1921 году Максим Горький уехал в Германию. Официальной причиной в советской прессе назвали ухудшившееся здоровье писателя, но на самом деле он покинул страну из-за разногласий с правящей партией. Однако все расходы Горького за границей оплачивала РКП (б). Отношения писателя с Владимиром Лениным наладились, они вновь начали переписываться. Горький сообщал Ленину о своем лечении: «Лечусь. Два часа в день лежу на воздухе, во всякую погоду, — здесь нашего брата не балуют: дождь — лежи! снег — тоже лежи! и смиренно лежим».
В Берлине Горький основал журнал «Беседа», в котором печатал русских писателей-эмигрантов. Издание выходило редко, а вскоре закрылось. Литературовед Анри Труайя писал: «Слишком уж много расхождений во взглядах существовало между теми, кто покинул Россию, чтобы бежать от диктатуры пролетариата, и теми, кто предпочел остаться в стране». Писателя критиковали в эмигрантской прессе за его связи с Советским правительством. В ответ в газете Manchester Guardian он опубликовал статью, где сообщал, что поддерживает большевиков и жалеет о написанных в 1917–1918 годах критических статьях. Многие друзья писателя, в том числе Иван Бунин, перестали с ним общаться. Горький писал: «С изумлением, почти с ужасом слежу, как отвратительно разлагаются люди, еще вчера «культурные»».
В 1924 году Горький уехал в Италию и поселился в городе Сорренто. К этому году он закончил автобиографическую повесть «Мои университеты» о своей жизни в Казани, роман «Дело Артамоновых», а затем приступил к созданию эпопеи «Жизнь Клима Самгина». Журналисту Константину Федину об этом произведении Горький писал: «Это будет вещь громоздкая и, кажется, не роман, а хроника 1880-х — 1918 годов». Над книгой он работал до конца жизни.
В 1928 году Горький отметил шестидесятилетний юбилей. По приглашению Иосифа Сталина в мае того же года он приехал в СССР и совершил путешествие по стране, во время которого встречался с поклонниками, посещал литературные встречи. В 1929 году писатель вновь побывал на родине. На этот раз он посетил лагерь «Соловки», пообщался с его заключенными, выступил с речью на Международном съезде атеистов. В следующие несколько лет Горький еще несколько раз приезжал в СССР, но окончательно вернулся туда только в 1933 году. Многие писатели не принимали его решения.
«Мы говорили между собой: он [Максим Горький — Прим. ред] вот-вот взорвется. Но все сотрудники «Новой жизни» исчезли в тюремных застенках, а он не говорил ни слова. Литература умерла, а он не говорил ни слова. Я как-то случайно увидел его на улице. Один на заднем сиденье огромного «Линкольна», он показался мне отделенным от улицы, отделенным от московской жизни и превратившимся в алгебраический символ самого себя. <…> Существо аскетическое, изможденное, жившее только желанием существовать и думать. Может быть, думал я, это началось у него старческое иссушение и одеревенение?»
В Москве Горькому устроили торжественный прием. Для жизни ему и семье выделили бывший особняк миллионера Сергея Рябушинского в центре Москвы, дачу в деревне Горки в Подмосковье, дом в Крыму. Именем писателя еще при его жизни назвали улицу в Москве и родной город — Нижний Новгород.
По инициативе Горького в начале 1930-х создали журналы «Литературная учеба» и «Наши достижения», издали книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта», открыли Литературный институт. В августе 1934 года в Москве состоялся Первый съезд советских писателей, на котором был принят устав нового органа — Союза писателей СССР. Горький стал его первым руководителем. В это время он почти не покидал свою дачу в Горках. Туда же приезжали иностранные писатели и поэты: Ромен Роллан, Герберт Уэллс и другие.
В мае 1936 года Горький вернулся из Крыма и простудился. Он тяжело заболел и уехал на дачу в Горки. Туда к писателю приезжал Иосиф Сталин. Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. После вскрытия его мозг извлекли и отдали в НИИ мозга СССР для изучения, а тело писателя кремировали. Урну с прахом Максима Горького замуровали в Кремлевской стене.
Интересные факты
1. Максима Горького пять раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но так и не вручили ее. Последний раз его представили к награде в 1933 году. Тогда в списке номинантов были сразу три русских писателя: Горький, Мережковский и Бунин. Награду за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» вручили Бунину. У него, как и у Горького, это была пятая номинация.
2. Горький общался со Львом Толстым. Впервые писатели встретились в январе 1900 года в Москве в доме Толстого и вскоре начали переписываться. Толстой внимательно следил за творчеством Горького. Он писал: «За ним [Горьким] всегда останется крупная заслуга. Он показал нам живую душу в босяке. <…> Жаль только, что он много выдумывает… Я говорю о выдумке психологической».
3. Горький посетил «Соловки» и строительство Беломорско-Балтийского канала, на котором трудились заключенные. Писатель назвал советские лагеря «небывалым, фантастично удачным опытом перевоспитания общественно опасных людей», а в 1930-х редактировал сборник «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства, 1931–1934 гг».
Источник: https://www.culture.ru/persons/10003/maksim-gorkii
************************************************
Книги, женщины, неудачное самоубийство: как жил и как умирал Максим Горький
В издательстве «Пятый Рим» выходит продолжение бестселлера «Смерть замечательных людей». Вторая книга носит подзаголовок «Сделано в СССР» и рассказывает о последних днях советских знаменитостей, от Александра Грина и Сергея Королева до Льва Ландау и Сталина. Авторы, научные журналисты Алексей Паевский и Анна Хоружая, смотрят на свой материал через призму медицины и оценивают, насколько велики были у героев книги шансы выжить, если бы им оказали своевременную помощь современные врачи. Публикуем фрагмент, который посвящен драматическому образу жизни Максима Горького, приблизившему его кончину.
— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко.
— Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..
Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Ох ты, бедняга!
Максим Горький. Песнь о Соколе
Всю молодость Алексея Максимовича Пешкова, которого мы знаем как прославленного пролетарского писателя Максима Горького, можно назвать жизнью «вопреки». Вопреки судьбе он выжил в три года после тяжелейшей атаки холеры. Вопреки материнской «заботе» и равнодушию родственников, из которых его искренне любила, кажется, только бабушка, вырос и овладел различными ремеслами. Вопреки ненавистной школе и почти полному отсутствию классического образования стал популярнейшим писателем и драматургом Российской империи и самым издаваемым и почитаемым автором Советского Союза.
Интересно, что до того, как Горький попал на морское судно в ученики к судовому коку, даже книги, литературу — главное дело всей его жизни — он поначалу ненавидел.
Увы, но ошибки тяжелой молодости навсегда сказались на его здоровье. Болезнь, развившаяся после попытки самоубийства, когда молодой человек прострелил себе легкое, шла за ним по пятам, то отступая, то накатывая со свойственной ей настойчивостью. Не пощадивший ни Чехова, ни Кафку, ни Белинского, ни миллионы других людей туберкулез сильно подорвал здоровье писателя, и в один из моментов организм попросту не смог справиться с тем ушатом недугов, который внезапно на него опрокинулся. И запустив разрушительные, похожие на цепочку падающих домино реакции, разнес остатки здоровья вдребезги.
Горький сопротивлялся, как мог, его окружали забота и внимание близких людей, которых, несмотря на все его жизненные перипетии (фактический развод с женой, смерть сына, любовные похождения), осталось рядом с ним немало.
Последние десять дней он фактически не жил — существовал, но даже в этом состоянии ему хватило сил принять в гостях навестившего его Иосифа Сталина, побеседовать с ним о литературе, женщинах-писательницах и даже пригубить стакан красного вина.
Однако недуг всё равно оказался сильнее.

Anamnesis vitae
Когда мы говорили о существовании «вопреки», мы не преувеличивали. Алеша Пешков родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра и мещанки. Отец Алексея на момент рождения сына работал управляющим пароходной конторы. В 1871 году, когда мальчику было три года, в Нижнем разразилась эпидемия холеры.
Маленький Алеша подцепил страшную инфекцию. Ему самому удалось выжить только по счастливой случайности, а вот отец, который ухаживал за ним, заразился и умер. Это стало причиной того, что у Горького испортились отношения с матерью.
Она, по свидетельству самого Алексея, считала его виновником смерти любимого мужа и потому, утратив любовь и привязанность к сыну, отдала его на воспитание своим родителям — Кашириным. Затем она занялась устройством личной жизни и снова вышла замуж. После этого забрала Алексея к себе, но у того сложились враждебные отношения с отчимом, который постоянно избивал мать. Во время одной из таких ссор Алеша даже набросился на отчима с ножом. После этой истории он окончательно ушел к деду, который к тому времени разорился почти до полной нищеты. Вскоре, когда мальчику исполнилось 11 лет, его мать умерла. Причиной стал туберкулез.
Дед, Василий Каширин, по воспоминаниям литератора, «был очень религиозен, до жестокости деспотичен и болезненно скуп». Он рано научил мальчика читать Псалтирь и знать жития святых. В семь лет Алексея отдали в церковно-приходскую школу, которую он возненавидел из-за строгих порядков. Успевал Пешков плохо, интереса к занятиям не испытывал, а через полгода и вовсе бросил обучение, заразившись и переболев оспой. Результатом религиозного воспитания стало только то, что Алексей еще в ранней юности оказался воинствующим атеистом.
Единственным человеком, искренне любившим и понимавшим Алешу, была бабушка по матери, «изумительно добрая и самоотверженная старуха». Она старалась защищать его и от родственников — дядьев, которые «любили жить широко, то есть много и хорошо пить и есть», а напившись, «обыкновенно дрались между собой или с гостями, которых у нас всегда бывало много, или же били своих жен.
Один дядя вколотил в гроб двух жен, другой — одну». Поколачивали и племянника. Потому Алексей отмечал, что «среди такой обстановки о каких-либо умственных влияниях не может быть и речи, тем более что все мои родственники — народ полуграмотный».
Помыкавшись по подработкам (подмастерье в обувном магазине, ученик чертежника) и побыв недолго учащимся начального приходского училища для детей из неимущих слоев, где его называли «ветошником» и «нищебродом» (вообразите степень бедности!), юный Пешков сбежал из дома и поступил на пароход в ученики к повару. И тут с ним произошли перемены, изменившие всю дальнейшую жизнь, так сказать, направившие его в нужное русло.
Будучи «человеком сказочной физической силы, грубым, но очень начитанным», повар — Михаил Смурый — поразил десятилетнего мальчишку своей эрудированностью. Он обладал богатством — сундуком, набитым книгами самых разных форматов и жанров. Ненавидевший до того любую литературу, Алексей принялся жадно поглощать книгу за книгой и в какой-то момент стал читать всё, что попадалось под руку, а вскоре завел дневник, в который записывал впечатления от прочитанного. «Лошадиная память», по словам его деда, сделала свое дело.
Уже в 16 лет юноша, выглядевший полным уличным оборванцем, успевший поторговать иконами, послужить на Грязе-Царицынской железной дороге сторожем, поработать крендельщиком, булочником, пожить в трущобах и постранствовать по России, имел весьма обширные познания — даже выше уровня молодой интеллигенции.
Он уверенно цитировал философов: Ницше, Шопенгауэра и Гартмана, — даже пытался поступить в Казанский университет, но попытка не увенчалась успехом, поскольку Пешков не имел аттестата о среднем образовании.
Алексей не расстроился и принялся посещать молодежные кружки самообразования. Как известно, там, где собирается молодежь, всегда есть революционные настроения. Пешков быстро добрался до произведений Маркса и Энгельса, которые в России издавались совершенно свободно, и с головой погрузился в пропагандистскую работу. Но в 1887 году он получил сразу двойной удар — в течение трех месяцев умерли любимая бабушка и дед.
Начались также серьезные трудности с деньгами, пропитанием, и это всё вогнало Пешкова в такую депрессию, что в декабре он попытался покончить жизнь самоубийством — выстрелил в себя из ружья, целясь в сердце, однако попал в легкое.
И снова счастливая случайность — неподалеку оказался сторож, который позвал на помощь полицию, и молодого человека увезли в земскую больницу, где удачно прооперировали, отрезав, правда, половину легкого, и достали пулю. Алексей тем не менее через несколько дней попробовал довести дело до конца — на пике истерики выпил хлоральгидрат, но, так как это произошло в ординаторской при врачах, ему быстро сделали промывание желудка и спасли. Впоследствии Горький вспоминал эти выходки с большим стыдом.
После излечения снова были работы, странствия, первые неудачные попытки писать (знакомый писатель Владимир Короленко разнес первую поэму Алексея в пух и прах), вылившиеся затем в первое осознанное произведение Горького «Макар Чудра». После этой публикации он, собственно, и стал Максимом Горьким, взяв в качестве псевдонима имя отца в знак памяти о нем. В странствиях Горький заразился туберкулезом. Впрочем, несмотря на слабые легкие, здоровье молодого человека было богатырским, и болезнь до поры до времени протекала в скрытой форме.
Горький был официально женат всего два раза, но вот для того, чтобы перечислить все объекты его страсти и влюбленности, точно не хватит пальцев на руках и ногах.
Это всё были женщины необычайно талантливые, яркие, образованные, высокоинтеллектуальные и сильные духом — с другими неординарной личности писателя было неинтересно. Интересно, что они прекрасно уживались друг с другом, и когда уже Алексей Максимович приобрел мировую известность и славу — с удовольствием обитали вместе с ним большой «горьковской коммуной».
С первой женой не сложилось. Мало того что Ольга Каменская имела дочь от первого брака и была старше писателя на 9 лет, так она еще и не слишком жаловала его творчество — и нечаянно уснула на первой авторской читке «Старухи Изергиль». Как выражался Горький — «всю мудрость жизни заменил учебник акушерства». Через два года, в 1896-м, он сделал предложение своей коллеге — корректору «Самарской газеты» Екатерине Волжиной, барышне совсем еще юной, «вчерашней гимназистке», которую «воспринимал снисходительно, долгими ухаживаниями не удостоил».
Между прочим, именно благодаря Екатерине ранние произведения Горького в принципе можно читать. Дело в том, что писатель в молодости был, мягко говоря, не в ладах с орфографией и пунктуацией.
В том же году Горький впервые узнал о своем заболевании, которое до этого принимал за банальные частые простуды. В октябре он слег с сильным бронхитом, который перетек в воспаление легких. Месяц пролежал в больнице, и только в январе с диагнозом всё стало ясно. Какие рекомендации на тот момент могли дать Горькому врачи? Усиленное питание да реабилитация в санаториях. После поездки в Крым, на которую у писателя деньги уже были, болезнь несколько отступила.
Так и жил Горький — творчество, путешествия, аресты за прежние революционные дела, больницы, реабилитации на курортах, снова творчество. В начале ХХ века он уже лично познакомился с Чеховым и Толстым, в 1902-м его пьесы начали ставить на театральной сцене, тогда же Горького избрали в почетные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.
«Законодатель литературных мод», мировая известность и щедрые гонорары, богема и интеллигенция, первая измена жене и отношения с актрисой МХТ Марией Андреевой, двоеженство, первая поездка в США, смерть младшей дочери Кати от менингита.
Начало издательской деятельности, помощь нуждающимся писателям в виде огромных гонораров и отъезд на Запад. Революция, отношения с большевиками, встреча с Марией Закревской-Бенкендорф-Будберг и расставание с Андреевой. Затем «эмиграция» по причине болезни и продолжения лечения, а если смотреть на ситуацию честно — высылка, скитание по «европам». Сотрудник ОГПУ и молодой любовник Андреевой в качестве главного редактора советского издательского предприятия «Международная книга», которое печатало Горького, и его личного секретаря (речь о Петре Крючкове). Шикарная вилла в итальянском Сорренто в сопровождении всё той же коммуны. Триумфальное возвращение в СССР в роли национального героя, которого «носили на руках», особняк Рябушинского и дача в Горках, переименование Нижнего Новгорода в Горький, первый Всесоюзный съезд советских писателей, смерть сына от переохлаждения и крупозной пневмонии…
Цепь взлетов и падений, обжигающих разочарований и страстной любви, безумных кутежей и отчуждения — о жизни Алексея Максимовича и его домочадцев можно написать сценарий не одного фильма, причем в совершенно разных жанрах.
И жизнь 68-летнего писателя продолжалась бы, наверняка преподнеся нам, наблюдателям, еще не один сюрприз, если бы не досадное стечение обстоятельств, ставшее роковым.
Anamnesis morbi
В мае 1936 года Горький в очередной раз вернулся в Москву, вместе с семьей проведя по своему обыкновению зиму в теплом городе Тессели. Но эта зимовка скорее оказалась во зло, нежели во благо. Перед самым отъездом он простыл, в поезде не спал — задыхался, поэтому по приезде чувствовал себя, мягко говоря, неважно. Тем не менее перед тем, как поехать на дачу, Горький высказал безапелляционное желание навестить маленьких внучек Марфу и Дарью. Его отговаривали, поскольку внучки как раз загрипповали, а ему сейчас только и не хватало того, чтобы подцепить вирус. Но живой классик был непреклонен — остался переночевать в особняке Рябушинского в Первопрестольной и только утром выдвинулся в подмосковные Горки с заездом на Новодевичье кладбище.
Естественно, для вируса гриппа больной и ослабленный организм стал лакомой добычей. Добавила «красок» и поездка на кладбище. Вера Мухина аккурат к его прибытию должна была изготовить памятник для установки на могиле сына, и Горькому не терпелось его увидеть. Погода меж тем стояла противоречивая: обманчивое солнце маскировало дуновения холодного ветра, а потом и вовсе испортилась. Однако, несмотря на протесты сопровождающих его медсестры Липы (Олимпиады Чертковой) и Крюкова, писатель не спешил возвращаться домой и решил прогуляться по кладбищу, чтобы поглядеть на памятник Надежде Аллилуевой, жене Сталина.
Все предчувствовали неладное, ибо еще с утра от дома к машине Горький прошествовал как-то очень вяло. «У машины задержался, с трудом поднял голову, поглядел на солнце, вздохнул тяжело, после большой паузы протяжно сказал: „Всё печет“»,
— вспоминал комендант московского особняка И.М. Кошенков.
Вечером ему позвонили и попросили прислать в Горки кислородные подушки. А 1 июня прибывшие по звонку доктора, между прочим, лучшие — Плетнев, Левин, Казаков, — зафиксировав температуру 38 градусов, поставили диагноз: грипп и воспаление легких.
Болезнь развивалась стремительнейшим образом — писатель буквально таял на глазах. Уже 8 июня ему было настолько худо, что опустившие руки доктора приняли решение оставить больного на время и пригласить домочадцев для прощания с ним.
Катерина Пешкова, которая несмотря ни на что оставалась с ним до самого конца, вспоминает эти страшные моменты:
«Алексей Максимович сидит в кресле, глаза его закрыты, голова поникла, руки беспомощно лежат на коленях. Дыхание прерывистое, пульс неровный. Лицо, уши и пальцы рук посинели. Через некоторое время началась икота, беспокойные движения руками, которыми он точно отодвигал что-то, снимал что-то с лица.
Один за другим тихонько вышли из спальни врачи.
Около Алексея Максимовича остались только близкие: я, Надежда Алексеевна (жена сына Максима. — Прим. авт.), Мария Игнатьевна Будберг, Липа, П.П. Крючков — его секретарь, И.Н. Ракицкий — художник, ряд лет живший в семье Алексея Максимовича…
После продолжительной паузы Алексей Максимович открыл глаза. Выражение их было отсутствующим и далеким.
Точно просыпаясь, он медленно обвел всех нас взглядом, подолгу останавливаясь на каждом из нас, и с трудом, глухо, раздельно, каким-то странно-чужим голосом произнес:
— Я был так далеко, откуда так трудно возвращаться…»
В этот момент весь мир напряженно следил за ходом болезни. Выходили официальные бюллетени, в которых сообщалось о здоровье писателя. В первом значилось:
«Алексей Максимович Горький серьезно заболел 1 июня гриппом, осложнившимся в дальнейшем течении катаральными изменениями в легких и явлениями ослабления сердечной деятельности. А.М. Горький находится под непрерывным и тщательным врачебным наблюдением доктора Л.Г. Левина и профессора Г.Ф. Ланга».
Он действительно был готов умирать… Но неожиданно вступила Олимпиада.
«Я пошла к Левину и сказала: „Разрешите мне впрыснуть камфару 20 кубиков, раз всё равно положение безнадежное“. Без их разрешения я боялась. Левин посовещался с врачами, сказал: „Делайте что хотите“. Я впрыснула ему камфару. Он открыл глаза и улыбнулся: „Чего это вы тут собрались? Хоронить меня собрались, что ли?“»
Горький воспрянул духом, приободрился, показалось, что внезапно болезнь отступила и теперь Алексей Максимович пойдет на поправку. Удивительно, но этот момент потом многие будут называть чудом. Впрочем, показания о его причинах разойдутся.
Липа считала, что это все камфора, а Пешкова же была уверена, что столь оживляюще подействовал звонок из Кремля, извещавшего, что к писателю выехали прощаться Сталин, Молотов и Ворошилов.
Встретил литератор почетных гостей достойно. Начал говорить о работе.
«— О деле поговорим, когда вы поправитесь, — перебил его Сталин.
— Ведь столько работы… — продолжал Горький.
— Вот видите, — Сталин укоризненно покачал головой, — работы много, а вы вздумали болеть, поправляйтесь скорее! — И после паузы спросил: — А может быть, в доме найдется вино? Мы бы выпили за ваше здоровье по стаканчику…»
Улучшение оказалось мнимым. Последующие впрыскивания камфоры только продлевали страдания:
«В один из последних дней сказал чуть слышно: „Отпустите меня“ (умереть). И второй раз — когда уже не мог говорить — показывал рукой на потолок и двери, как бы желая вырваться из комнаты».
«16-го [июня] мне сказали доктора, что начался отек легких, — вспоминала Олимпиада Черткова. — Я приложила ухо к его груди послушать — правда ли? Вдруг как он обнимет меня крепко, как здоровый, и поцеловал. Так мы с ним и простились». <…>
Крючков, который присутствовал при вскрытии, также отмечал, что «состояние легких оказалось ужасное.
Оба легких почти целиком „закостенели“, равно как и бронхи. Чем жил и как дышал — непонятно.
Доктора даже обрадовались, что состояние легких оказалось в таком плохом состоянии. С них снималась ответственность».
При этих многочисленных и в том числе документально подтвержденных доказательствах тяжелого состояния пациента вокруг смерти Горького тем не менее умудрялись роиться слухи и теории заговоров, которые подкрепили затем и сами врачи, представшие перед судом над «троцкистами» и дававшие под пытками ложные показания. Правда, после смерти Сталина удалось доказать их абсолютную невиновность и то, что они действовали строго согласно правилам.
Кроме того, гуляла и гуляет версия о том, что Горького отравили по приказу Сталина конфетами, — тоже достаточно абсурдная и необоснованная. Говорили даже о том, что отравила его любимая Мария Будберг, хотя непонятно, как это могла сделать женщина, столь сильно уважавшая писателя и крепко к нему привязавшаяся (пусть и агент НКВД, и любовница Герберта Уэллса).
Но всё это — пустые разговоры, которым не тягаться с истинной патологией — туберкулезом, хронической обструктивной болезнью легких (Горький еще и курил почти всю жизнь) и внезапно так некстати нагрянувшим вирусом гриппа, давшим «стандартное» осложнение — воспаление легких.
Могли бы спасти писателя сейчас? В принципе — да. Скорая помощь, ОРИТ (отделение реанимации и интенсивной терапии), искусственная вентиляция легких, антибиотики. Случай Максима Горького напоминает нам, что грипп и поныне остается очень коварной болезнью, к которой, увы, многие относятся легкомысленно.
Каждый год от гриппа в мире умирает до 650 000 человек, не от самого заболевания, а от его осложнений, среди которых одно из самых распространенных — воспаление легких. И, кстати, именно от осложнений в основном и предохраняет нас прививка от гриппа. Поэтому Всемирная организация здравоохранения настоятельно рекомендует ее в первую очередь беременным женщинам, детям и пожилым людям.
Источник: НОЖ — https://knife.media/gorky-death/
**************************************************
ЦИТАТЫ ГОРЬКОГО
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат писателя Максима Горького.
В цитатах «буревестника революции» Горького подкупает глубокое знание людей, а настораживает местами категоричность и лозунговость.
Цитаты сгруппированы по темам: жизненная этика, человеческие проявления, жизнь, писательство и искусство, человек, труд, любовь, смысл жизни, религия, знание и наука, русский народ, война, книга, правда и ложь, ум, политика, талант, женщины, матери, дети, солнце, память, совесть, счастье и несчастие, слово, смех, болезнь.
О жизненной этике
Учитесь у всех. Не подражайте никому.
В карете прошлого никуда не уедешь.
Рожденный ползать — летать не может!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
Хорошее всегда зажигает желание лучшего.
И опережать время надо вовремя.
Когда человеку лежать на одном боку неудобно — он перевертывается на другой, а когда ему жить неудобно — он только жалуется. А ты сделай усилие: перевернись!
Красота спасет Мир, если она добра. Но добра ли она? Не красота спасет Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты?
Красота и мудрость в простоте.
Гуманизм должен внушать не пассивное чувство сострадания, а воспитывать активное отвращение ко всякому страданию.
Нельзя проповедовать людям то, что отрицаешь сам.
Не жалей себя — это самая гордая, красивая мудрость на земле.
До той поры, пока мы не научимся любоваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением на нашей планете, до той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни.
Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше дурного, чем хорошего.
Как можно не верить человеку? Даже если и видишь — врет он, верь ему, то есть слушай и старайся понять, почему он врет?
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
Скучно мерить жизнь смертным часом.
Человека приласкать — никогда не вредно.
Если вам хочется похвалить кого-то — сделайте это немедленно, а если поругать — отложите до завтра: возможно, вы сочтете, что этого делать не стоит.
Около хорошего человека потрешься — как медная копейка о серебро — и сам за двугривенный сойдешь..
Товарищей выбирай себе с оглядкой, потому что есть люди, которые заразны, как болезнь…
Да не о том думай, что спросили, а о том — для чего? Догадаешься — для чего, тогда и поймешь, как надо ответить.
Один, если он и велик, все-таки мал.
На всякое «малое дело» нужно смотреть с высоты той великой цели, которую поставила пред нами история.
На день надо смотреть как на маленькую жизнь.
Время — враг людей, которые любят спокойную жизнь.
Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление.
Чтобы иметь право критиковать — надо верить в какую-то истину.
Право критики налагает обязанность беспощадно критиковать не только действия врагов, но и недостатки друзей.
Мучительны сердца скорби, И часто помочь ему нечем, — Тогда мы забавной шуткой боль сердца успешно лечим!
Не сердитесь на дураков, они будут жить еще долго, к ним следует относиться, как к дурной погоде.
О человеческих проявлениях
Когда вы радуетесь, вглядитесь в глубину своего сердца, и вы увидите, что ныне вы радуетесь именно тому, что прежде печалило вас. Хорошо жить с сердцем, полным ожидания великой радости в будущем!
Сильные — всегда добрые.
Слабые люди выжидают благоприятных случаев — сильные их создают.
Любовь к идеалу — чувство деятельное и страстно склонное к жертве.
Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче.
Чудаки украшают мир.
Когда человек говорит мало — он кажется умнее.
Люди запутываются в массе лишних слов.
Женщина иногда может в своего мужа влюбиться.
Истинное страдание молчаливо.
Когда много спрашивают — мало думают и плохо помнят.
Моралисты стараются вколотить принципы морали внутрь людей, а сами всегда носят их снаружи, как галстуки и перчатки.
Личный эгоизм — это родной отец подлости.
Самодовольный человек — затвердевшая опухоль на груди общества.
Подлецы — самые строгие судьи.
Черти в аду мучительно завидуют, наблюдая иезуитскую ловкость, с которой люди умеют порочить друг друга.
Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.
Сравнить предателя не с кем и не с чем. Я думаю, что даже тифозную вошь сравнение с предателем оскорбило бы.
О жизни
“Мир создан не словом, а деянием”, это прекрасно сказано, и это неоспоримая истина.
Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую.
В жизни всегда есть место подвигам.
Права — не дают, права — берут.
Будущее принадлежит людям честного труда.
Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
Жизнь идет: кто не поспевает за ней, тот остается одиноким.
Всего полнее и интереснее жить тогда, когда человек борется с тем, что ему мешает жить.
Действительность всегда есть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал, воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, — мы создали в воображении иной, лучший.
Наш воспитатель — наша действительность.
Жизнь всегда будет достаточно плоха для того, чтоб желание лучшего не угасало в человеке.
Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей.
Жизнь тасует нас, как карты, и только случайно — и то не надолго — мы попадаем на своё место.
Всё относительно на этом свете, и нет в нем для человека такого положения, хуже которого не могло бы ничего быть.
Жизнь устроена так дьявольски искуссно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.
Пусть сильнее грянет буря!
Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой.
Слёзы вместе, смех пополам.
Очарование — дело веры, разочарование — возмездие за слепую веру.
Кстати, цитаты про жизнь
О писательстве и искусстве
Язык — это оружие литератора, как ружьё — солдата. Чем лучше оружие — тем сильнее воин…
Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное, бесстрашное слово правды.
Литература — дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.
Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь.
Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом — это дает красоту и силу ему.
Для того чтобы хорошо изобразить, художник должен прекрасно видеть и даже — предвидеть, не говоря о том, что он обязан много знать.
Писатель, не обладающий знаниями фольклора, — плохой писатель. В народном творчестве сокрыты беспредельные богатства, и добросовестный писатель должен ими овладеть. Только тут можно изучить родной язык, а он у нас богат и славен.
Искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтобы оно стало ещё лучше, преувеличивать плохое – враждебное человеку, уродующее его, – чтобы оно возбуждало отвращение, зажигало волю уничтожить постыдные мерзости жизни, созданные пошлым, жадным мещанством.
Писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и роль могильщика.
Факт — еще не вся правда, он — только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства.
Воображение — один из наиболее существенных приемов литературной техники, создающей образ.
Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души.
О человеке
В каждом человеке есть бубенчик, и если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть.
Превосходная должность — быть на земле человеком!
Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!
Человек — чудо, единственное чудо на земле, а все остальные чудеса её — результаты творчества его воли, разума, воображения.
Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир.
Человек должен вмещать в себя по возможности все, плюс еще нечто.
Росту человеческих потребностей нет предела… Человек никогда не будет доволен, никогда, и это его лучшее качество.
Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких; люди все пестрые.
Если всё время человеку говорить, что он «свинья», то он действительно в конце концов захрюкает.
Кстати, цитаты о человеке
О труде
История человеческого труда и творчества гораздо интереснее и значительнее истории человека, — человек умирает, не прожив и сотни лет, а дело его живет века.
Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!
Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер.
Всякая работа трудна до времени, пока ее не полюбишь, а потом — она возбуждает и становится легче.
Дело — зверь живой и сильный, править им надо умеючи, взнуздывать надо крепко, а то оно тебя одолеет.
В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, и нужно ей дать волю развиться и расцвести.
Сидит человек и грешит оттого, что скучно ему, делать нечего: машина за него делает всё… Он обзавёлся машинами и думает — хорошо! Ан она, машина-то, — дьяволов капкан тебе! В труде для греха нет время, а при машине — свободно! От свободы человек погибнет!
О любви
Любовь — это желание жить.
Любовь — как огонь железу, которое хочет быть сталью.
Истинная любовь бьет сердце, как молния, и нема, как молния.
Без любви жить человеку невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он мог любить.
Самое умное, чего достиг человек — это уменье любить женщину, поклоняться ее красоте: от любви к женщине родилось все прекрасное на земле.
Ссориться — не значит не любить.
Жалость — это имитация любви.
Есть любовь, которая мешает человеку жить.
Не меньше чумы губит людей любовь.
Кстати, цитаты про любовь
О смысле жизни
Смысл жизни в красоте и силе стремления к цели, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.
В совершенствовании человека — смысл жизни.
Смысл жизни вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!
Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям.
Нужно жить всегда влюбленными во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх.
Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха — идеал! И с той поры он бессознательно стремится к лучшему — все выше!
Кстати, цитаты о смысле жизни
О религии
Бог выдуман — и плохо выдуман! — для того чтоб укрепить власть человека над людьми, нужен он только человеку-хозяину, а рабочему народу он — явный враг.
Основная задача всех церквей была одна и та же: внушать бедным холопам, что для них — нет счастья на земле, оно уготовано для них на небесах, и что каторжный труд на чужого дядю — дело богоугодное.
Надо ли говорить о том, что «рай» — очень глупая выдумка жрецов и «отцов церкви», выдумка, назначение которой заплатить людям за адовы мучения на земле мыльным пузырем надежды на отдых в другом месте.
Атеистическое наше время, усмехаясь над библейской легендой, считает, что бог — это псевдоним человеческой глупости.
Кстати, цитаты о религии
О знании и науке
Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием,— непобедим.
Всегда — учиться, всё — знать! Чем больше узнаёшь, тем сильнее станешь.
Доказывать человеку необходимость знания — это все равно что убеждать его в полезности зрения.
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
Надо понять, что труд учёного – достояние всего человечества и наука является областью наибольшего бескорыстия.
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником.
О русском народе
Народ — не только сила, создающая все материальные ценности, он — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных.
Что человек на Руси не делает, все равно его жалко.
Русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.
Мышление афоризмами характерно для народа.
В бесконечных буднях и горе — праздник и пожар — забава; на пустом лице и царапина — украшение.
Кстати, цитаты про русских
О войне
Нет гнусности, которая не допускалась бы войной, нет преступления, которое не оправдалось бы ею.
Я знаю, что война — сплошное зверство и что на войне люди, ни в чем не повинные друг перед другом, истребляют друг друга, будучи насильно поставлены в состояние самообороны.
Сколько бы ни лгали лицемеры о «великих» целях войны, их ложь не скроет странной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся «реальные политики», убийцы, торгующие жизнью народа.
На войне необходимо как можно больше убивать людей — такова циническая логика войны.
Кстати, цитаты о войне
О книге
Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.
Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.
Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков.
Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай!
Кстати, цитаты про книгу
О правде и лжи
Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека.
Правда всегда невкусна, но она всегда необходима.
Истина необходима человеку так же, как слепому трезвый поводырь.
Неоспоримая истина никаких украшений не требует, она — проста.
Кстати, цитаты о правде и цитаты о лжи
Об уме
Разум, не организованный идеей, — еще не та сила, которая входит в жизнь творчески.
Ум есть драгоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности.
Мышление есть долг всякого грамотного человека.
Ум имей хоть маленький, да свой.
О политике
Естественно, что внимание мыслящих людей приковано к политике, — к области насилия и деспотизма, злобы и лжи, где различные партии, группы и лица, сойдясь якобы «на последний и решительный бой», цинически попирают идеи свободы, постепенно утрачивая облик человеческий в борьбе за физическую власть над людьми.
Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров.
Матерый человечище (о В.И. Ленине)
Клевета и ложь — узаконенный метод политики мещан. Среди великих людей мира сего едва ли найдется хоть один, которого не пытались бы измазать грязью.
С кем вы, мастера культуры?
Если враг не сдаётся, — его уничтожают.
Кстати, цитаты о политике
О таланте
Талант — это вера в себя, в свою силу.
Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу.
Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы.
О женщинах
Но то, чего женщина хочет, — Сам Бог не ведает даже!
Есть чувства, мысли и догадки, о которых говоришь только любимой женщине и не скажешь никому больше.
Высота культуры определяется отношением к женщине.
Кстати, цитаты о женщинах
О детях
Дети — цветы жизни.
Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни.
Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.
Кстати, цитаты о детях
О матери
Мать — творит, она охраняет, и говорить при ней о разрушении — значит говорить против нее. Мать — всегда против смерти.
Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!
Кстати, цитаты про мать
О солнце
Краше солнца — нету в мире бога, нет огня, огня любви чудесней.
Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится самое имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.
Кстати, цитаты про солнце
О памяти
Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего.
Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда.
О совести
Совесть — это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают ее своим желаниям.
Без совести и при большом уме не проживешь.
О счастье и несчастии
Счастье с женщиной возможно только при условиях полной искренности духовного общения.
Несчастье — самый прочный цемент для соединения натур даже прямо противоположных друг другу.
Кстати, цитаты о счастье
О слове
Слово — одежда всех фактов, всех мыслей.
Корень слова — дело.
Кстати, цитаты о речи и слове
О смехе
Хороший смех — верный признак духовного здоровья.
Всего больше те люди шутят, у которых сердце ноет…
Кстати, цитаты про смех
О болезни
Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье то же золото.
Наиболее деятельным союзником болезни является уныние больного.
О разном
Русский язык достаточно богат, но у него есть свои недостатки, и один из них — шипящие звукосочетания: -вши, -вша, -вшу, -ща, -щей.
Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются.
Да был ли мальчик?
Если от многого взять немножко, это не кража, а просто дележка.
Интересно то, что хотя Горький в цитатах предстает нам в первую очередь как учитель жизни, почти не нашлось цитат, которые относятся к рубрике «О себе». Обычно это взаимосвязанные вещи: автор, любящий поделиться своим жизненным опытом, считает важным поделиться также и о себе как ценном носителе этого жизненного опыта.
Мнения современников о личности и творчестве Горького безусловно субъективны и противоречивы, но вместе очерчивают определенный образ:
Цитаты про Горького
- В. Ходасевич: От нижегородского цехового Алексея Пешкова, учившегося на медные деньги, до Максима Горького, писателя с мировой известностью, — огромное расстояние, которое говорит само за себя, как бы ни расценивать талант Горького.
- Д. Мережковский: В произведениях Горького нет искусства; но в них есть то, что едва ли менее ценно, чем самое высокое искусство: жизнь, правдивейший подлинник жизни, кусок, вырванный из жизни с телом и кровью.
- Л. Андреев: Самая резкая и самая глубокая черта, более того: основание художественной индивидуальности Горького — это его деспотизм. Повелитель, властелин, деспот, не терпящий ни в ком противоречий, даже в себе самом. Если Горький противоречит Горькому, то он просто прикрывает его шапкой; и пусть под шапкой две головы — снаружи полное единство. (кстати, цитаты Л. Андреева)
- М. Булгаков: Несимпатичен мне Горький, как человек, но какой это огромный, сильный писатель и какие страшные и важные вещи говорит он о писателе.
- А. Серафимович: Горький был не только гениальный, незабываемый пролетарский писатель, но и удивительный организатор. Две эти черты особенно ярко его характеризуют. Кипучая энергия всегда билась в его груди и сказывалась в его соприкосновении со всем окружающим.
- И. Бунин: Вот уже сколько лет мировой славы, совершенно беспримерной по незаслуженности.
Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:
Источник: Статья Цитаты Горького с https://burido.ru/722-tsitaty-gorkogo на сайте Буридо
**************************************************
Горький Максим — все книги автора
Аудиокниги
|
Горький сегодня актуален…
С Днем рождения, Алексей Максимович! Вы или уже в воплощении или готовитесь!.. Но сегодня востребованы!
Поклон! Аминь. Ом
Литература о творчестве М.Горького см.:
https://yandex.ru/search/?text=монографии+по+максиму+горькому&lr=213&src=suggest_In
Часто слышу, как современные родители жалуются: детей школьного возраста не могут заставить читать. Если ребенок с детства видит родителя с книгой в руках, погруженным в нее, будьте уверены, что он вырастет читающим человеком. Ну а если со смартфоном…то вряд ли.
И не школа здесь виновата… а семья, неспособная наладить воспитание и образование ребенка. Всё исходит из семьи — будем помнить.
Исключение составляют только высокоодаренные личности, живущие «вопреки» системе.
https://www.youtube.com/watch?v=-2kOZbT1Z4U или
https://rutube.ru/video/af688aacc8a3f81517a3800025b6e43e/
Мариэтта Чудакова. Непроясненные вопросы жизни и смерти А. М. Горького (Пешкова)//Литературный институт имени А.М. Горького
Каким на самом деле был Максим Горький
Загадки истории
https://www.youtube.com/watch?v=VQ0xMqvQfsE
11 авг. 2022 г.
Почему биографию детства и юности Алексея Пешкова нельзя считать достоверной? Каким образом бродяга-босяк, не учившимся в школе, начал писать произведения, в которых чувствовалась рука крепкого мастера? Почему настоящего Горького не знали даже его друзья? Кто помог продвинуть Максима Горького в начале его литературной карьеры? Как Горький создавал свой имидж? Что о нем говорили его друзья писатели? Сколько зарабатывал Максим Горький за свои произведения? Как со временем менялись образы Горького? Какие отношения были у Горького и Ленина? Почему Ленин был резко против увлечения Горького богостроительством на острове Капри? Почему писателя не обрадовала революция в России и приход к власти большевиков? Почему Максим Горький не любил русских крестьян? Возвращение писателя в СССР. Почему Горький в конце 20-х годов переродился?
Х/ф «Васса» по роману М. Горького «Васса Железнова». 1982, реж. Глеб Панфилов, в гл. роли с Инной Чуриковой: https://youtu.be/PHm7rOOdVJ0?si=qDCp05pi4ecwS1Tx
Классика!