Эрих Мария Ремарк — один из самых ярких писателей-пацифистов своего времени. Избранное

Эрих Мария Ремарк

(Erich Maria Remarque, 1898—1970)

Творчество Ремарка пользуется широкой популярностью у современного читателя.

Ремарк родился в Оснабрюке (Вестфалия) в семье переплетчика и владельца небольшой книжной лавки. Сразу же после окончания школы в 1916 г. он добровольцем отправился на Западный фронт. В 1918 гг. был ранен. Переживания на фронте определили характер литературного творчества Ремарка, путь к которому оказался долгим и трудным.

Первое послевоенное десятилетие он провел в нелегких поисках своего жизненного призвания. Первые книги не приносят Ремарку ни малейшего признания, и он вынужден перепробовать самые разнообразные профессии. Был бухгалтером, торговым служащим, коммивояжером, органистом и учителем, журналистом и редактором рекламных и спортивных газет.

Выход романа «На Западном фронте без перемен» (Im Westen nichts Neues, 1929) принес Ремарку сразу мировую известность. Произведение стало самым популярным антивоенным романом 20-х гг. Одновременно оно навлекло на писателя преследования милитаристских и реваншистских кругов, и в 1932 г. Ремарк вынужден был покинуть Германию и проживал во Франции и Швейцарии. Фашисты, придя к власти, лишили писателя немецкого гражданства, а книги его сожгли.

Первый роман Ремарка написан с позиций «потерянного поколения», испытавшего ужасы первой мировой войны. «Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, — заявил писатель в эпиграфе к роману, — о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Рассказ о трагической судьбе поколения потрясает своей суровой и беспощадной правдивостью.

Ремарк показал войну во всех ее страшных проявлениях: картины атак, артиллерийских дуэлей, множество убитых и искалеченных в этой адской мясорубке.

Юноши вначале верили всему, чему их учили в школе, в семье, о чем они читали в газетах. Однако жестокая и бессмысленная война сразу рассеяла их иллюзии, показала пустоту и фальшь высокопарных слов о долге, справедливости, гуманизме. Но отказываясь верить шовинистической пропаганде, вчерашние школьники не понимают смысла происходящего. Им непонятно, почему люди разных национальностей должны убивать друг друга. «Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой, и люди убивают друг друга», — говорит Пауль Боймер, один из главных героев романа. И Боймеру, и другим солдатам так до конца и останется неясным, кому нужна эта бойня.

Стремясь быть максимально объективным и прямо не выражать своего отношения к изображаемому, автор косвенно дает почувствовать читателю свою глубокую заинтересованность в судьбах героев. В коротком лирическом монологе Боймера ясно звучит боль писателя: «Я молод — мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, — это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего, бездумного прозябания с безмерными муками».

Книга Ремарка имела трагическое звучание. Гибнут многие юноши, так и не узнав настоящей жизни. Нелепо гибнет и сам Пауль Боймер в один из дней затишья, о которых в военных сводках лаконично сообщается: «На фронте без перемен».

В своем романе Ремарк искренне и взволнованно поведал правду о войне, и до настоящего времени это одна из наиболее гярких антивоенных книг. Но пацифистские иллюзии помешали ‘»автору глубоко раскрыть социальный смысл происходящего. В этом отношении Анри Барбюс в романе «Огонь» сказал большую правду о войне. Он показал, как под влиянием пережитого на войне росло сознание солдат, приходивших к пониманию социальных причин войны и к мысли о необходимости ее революционного преодоления.

Первый роман Ремарка нашел свое продолжение в книге «Возвращение» (Der Weg zurück, 1931), в которой рассказывается о судьбе солдат, уцелевших на войне и вернувшихся на родину. Измученные, изверившиеся во всем, они не могут найти себе места в жизни, ибо кругом видят только «фальшь, спесивое ничтожество и беспомощное самодовольство». Кое-кто из них кончает самоубийством, сходит с ума, попадает в тюрьму.

Автор по существу оставляет без ответа вопросы о том, что же делать, где же искать выход. Отсутствие светлой перспективы придает роману пессимистическое звучание.

Замысел романа «Три товарища» (Drei Kameraden, 1938) также связан с темой послевоенной судьбы «потерянного поколения». Герои романа друзья Готфрид Ленц, Отто Кестер и Роберт Локамп — участники войны. По своим взглядам и жизненной судьбе они имеют много общего с героями первых двух романов. Они также пережили горькое разочарование в шовинистических и националистических идеалах. Четкая и выразительная характеристика умонастроений друзей да и всего «потерянного поколения» дана Локампом: «Мы хотели было воевать против всего, что определило наше прошлое,— против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел забывать, оставалось только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета».

Хотя у героев Ремарка нет высоких идеалов, они не походят на героев декадентской литературы: им свойственно уважение к человеку, вера в товарищество, мужскую дружбу и любовь.

Ремарк рассказывает об их жизни в подчеркнуто объективной манере. Он не обвиняет и не оправдывает их, не скрывает их слабостей, их бесцельного существования. Друзья равнодушны к политике, не питают к ней доверия, а свободное время проводят за стойкой бара. Лишь один из них, Ленц, проявляет интерес к левым организациям. Автор скептически относится к этому увлечению Ленца, в результате которого он был убит фашистским молодчиком. Не скрывая своей неприязни к людям в униформе, Ремарк, однако, не раскрывает социально-политической сущности фашизма. Для него это просто отвратительное проявление варварства и дикости. И месть друзей за смерть Ленца —это не антифашистская борьба, а акт личной мести за убитого товарища.

В своих романах Ремарк часто показывает, как трагическое находится в жизни рядом с обыденным. В сознании друзей довольно часто встают кошмарные картины войны с ее бесчисленными жертвами и страшной жестокостью. Тяжелые воспоминания чередуются с картинами тусклого и бесцветного существования, которое ведут друзья, работающие в авторемонтной мастерской.

Душевная драма героев протекает в сугубо обыденной обстановке. Так, чтобы достать деньги на лечение своей возлюбленной Пат, Локамп вынужден подрабатывать тапером в ночном ресторане, увеселяя разгулявшихся толстосумов. Еще сильнее эта сторона творчества Ремарка зазвучит в романе «Триумфальная арка».

Своеобразна авторская манера письма. Ремарк пишет сжато, лаконично, просто, он скуп на детали, которые всегда несут большую смысловую нагрузку.

В произведениях 40—50-х гг. творческие горизонты Ремарка расширяются. Он выходит за рамки темы «потерянного поколения» и ставит острые проблемы социально-политической жизни Европы. В романе «Триумфальная арка» (Arc de Triumph, нем. Triumphbogen, 1946) изображена Франция накануне второй мировой войны, жизнь немецких беженцев и эмигрантов, оказавшихся в Париже.

Главный герой романа Равик — талантливый хирург, бежавший из фашистской Германии. В прошлом он участник мировой войны. Гитлеровцы арестовали его за то, что он помог скрыться двум антифашистам. В гестапо его пытали, требуя выдачи антифашистов. Но Равика не сломили. Ему удалось бежать из Германии за границу. Позднее он окажется в рядах испанских республиканцев, сражавшихся с франкистами, но об этом в романе говорится мимоходом. Ремарк не раскрывает мотивов, побудивших Раэика поехать в Испанию, наоборот, в романе подчеркивается, что герой предпочитал стоять в стороне от организованного политического движения,

В «Триумфальной арке» впервые в творчестве Ремарка ставится тема борьбы с фашизмом, которая станет в дальнейшем у него одной из главных. Но решается она очень противоречиво. Равик встречает в Париже гестаповца Хааке, истязавшего его в Германии. Он решает убить фашиста. Но его мучают сомнения — изменится ли что-нибудь от этого. На место одного негодяя встанет другой, и все останется по-прежнему. В то же время, в отличие от других героев Ремарка, Равик понимает, что пассивность и бездействие ничем не могут быть оправданы, что нацисты оттого особенно распоясались и обнаглели, что не получали настоящего отпора.

Писатель с большим искусством анализирует сложный и противоречивый духовный мир Равика, воля которого парализуется скептицизмом его взглядов.

В конце концов Равик убьет Хааке, но это не акт личной мести, как в «Трех товарищах», а борьба против фашизма, которую герой, правда, предпочитает вести в одиночестве, до конца оставаясь скептиком и индивидуалистом.

После убийства Хааке Равик спрашивает себя, что же делать дальше. Но этот вопрос, как и раньше, остается без ответа.

Противоречивость позиции Равика подчеркивается и фактом его дружбы с русским белоэмигрантом Борисом Морозовым, ненавидящим Советскую страну. Этих отверженных сближает индивидуализм, пессимизм и глубокий скептицизм.

Чувство безнадежности и бесперспективности усиливается к концу романа. В аллегорической форме это подчеркивается картиной Парижа, погруженного в глубокий мрак: «Нигде ни огонька. Площадь тонула во мраке… В кромешной тьме нельзя было разглядеть даже Триумфальную арку». Образ Триумфальной арки, проходящий через весь роман, имеет глубоко символическое значение. Построенная в честь военных побед, она служит постоянным напоминанием о войнах, как бы предостерегает против новых военных авантюр. Не случайно роман заканчивается объявлением второй мировой войны.

Глубокий пессимизм проявляется и в трактовке темы любви в романе. Если в «Трех товарищах» любовь и дружба показывались как единственное прибежище в жизни, то в «Триумфальной арке» герою суждено пережить разочарование и в любви. Равик думает, что любовь к красивой Жоан принесет ему счастье. Но эгоистичная Жоан обманула его надежды, хотя по-своему и любила Равика. Из-за безволия, нравственной и душевной опустошенности она не смогла стать верной подругой Равика и принесла ему новые мучения и разочарования.

Роман «Время жить и время умирать» (Zeit zu leben und Zeit zu sterben, 1954) —один из лучших в творчестве Ремарка, знаменующий собой новый этап в идейно-художественном развитии писателя. В этом произведении дано гневное осуждение фашизма, покрывшего себя бесчисленными преступлениями. Автор показал, как гитлеровцы несли смерть и разрушение народам нашей страны, привели к национальной катастрофе Германию. Писатель ставил вопрос об ответственности фашистов за их преступления.

Главный герой романа Эрнст Гребер — качественно новый для Ремарка персонаж. От героев предыдущих романов его отличают активные поиски правды, истинного пути в жизни. Убедившись в преступности фашизма, он упорно ищет ответа на вопрос «что же делать?»

Гребер — солдат гитлеровской армии, воевавший в ее рядах в ряде стран Европы, пока судьба не забросила его на советско-германский фронт. Образ его дан автором в развитии. Вначале Гребер ничем не отличается от других солдат, оболваненных нацистской пропагандой: «Осенью 1941 года фюрер заявил, что с ними (русскими. — И. Ш.) покончено. Казалось, так оно и есть. Осенью 1942 года он заявил это вторично, и тогда еще все казалось, что так оно и есть. Но потом произошло что-то необъяснимое…»

Под влиянием поражений на Восточном фронте Гребер постепенно начинает прозревать. В конце концов он приходит к выводу о неизбежности поражения гитлеровской армии, ее ответственности за совершенные злодеяния и своей собственной причастности к этим преступлениям.

Ремарку удалось нарисовать широкую и разностороннюю картину Германии периода второй мировой войны, ее армии и тыла. Писатель глубже, чем в предыдущих романах, проникает в суть ряда важнейших социально-политических процессов этой эпохи. Когда-то в своем первом романе Ремарк писал о фронтовой дружбе солдат первой мировой войны. Сейчас он более трезво показывает гитлеровскую армию в условиях отступления. Среди солдат наблюдаются острые противоречия и разногласия. Рядом с профашистски настроенными солдатами писатель показывает и таких, которые больше не верят Гитлеру или начали прозревать, как Гребер.

Среди солдат есть коммунист Иммерман, связанный с антифашистским подпольем, солдат Фрезенбург, который помогает Греберу понять обреченность гитлеризма.

Свою ненависть к фашизму писатель вложил в образы гитлеровцев, действующих в армии и в тылу. Приехав в отпуск, Гребер встречает бывшего школьного товарища Биндинга, ставшего видным нацистом. В то время как кругом голодают, кладовые Биндинга полны награбленного добра и продуктов.

Особенно резко очерчен фашист Штейнбреннер, «девятнадцатилетний юноша с лицом готического ангела». За красивой внешностью этого человека скрывается извращенная душа убийцы и шпиона. Он подслушивает разговоры солдат и доносит об этом начальству. Несколько раз он доносил на Иммермана. Кое-кто из солдат уже поплатился за излишнюю откровенность. Штейнбреннер жесток и беспощаден, особенно с пленными, которых он всегда расстреливает.

На романе «Время жить и время умирать» видно, как изменилось отношение писателя к войне. Оно перерастает рамки пацифистского отрицания ее. Ремарк осуждает разбойничью войну фашистов, оправдывая во многом освободительную борьбу русского народа.

Поиски Гребером ответа на вопрос «что делать?» приводят его к решению убить Штейнбреннера. В конце романа показано, как этот фанатик пытается расстрелять арестованных партизан. Гребер воспротивился этому и застрелил Штейнбреннера, одновременно освободив партизан. Но сам Гребер был убит одним из освобожденных им партизан. В этом эпизоде снова проявились противоречивость и ограниченность писателя, оставшегося в плену философии скептицизма и индивидуализма, не видевшего истинных путей борьбы с фашизмом.

Вышедший посмертно роман Ремарка «Тени в раю» (Schatten in Paradies, 1971) посвящен тяжелой судьбе немецких эмигрантов в Соединенных Штатах Америки. Американский «рай» встретил их неприветливо. Порой «тени» прибывали в Америку, не зная ее языка, не имея надлежащих документов, и жизнь их здесь была очень трудной. Нелегкой оказалась она и у одного из главных героев Роберта Росса, которому угрожает высылка (он приехал в США с временной визой).

Образ Росса, человека одинокого и неприкаянного, типичен для Ремарка. Он презирает мир собственников, но его положительные взгляды крайне расплывчаты и неопределенны. Больше всего его привязывает к жизни любовь к Наташе Петровой, тоже одинокой и несчастной эмигрантке. После окончания войны Роберт решает вернуться в Германию. Но что он будет там делать, какой будет его позиция — все это остается неясным.

Американские бизнесмены пользуются трудным положением многих эмигрантов и бессовестно эксплуатируют их. Так, один из прожженных дельцов Силверс с большой выгодой для себя использует познания Росса в искусстве. Сам Силверс мало понимает в картинах, равнодушен к ним. Для него предметы искусства — очень ходкий и прибыльный товар, при продаже которого он не гнушается самых жульнических приемов. При изображении американской действительности Ремарк верен традициям критического реализма.

Трагически завершается жизнь Кана, единственного из эмигрантов, кто активно борется против фашизма. Но Кан при всем его мужестве и отчаянной смелости типично ремарковский герой. Он внутренне опустошен и не верит в силу организованного антифашистского движения. Он предпочитает бороться в одиночестве. Под видом испанского дипломата Кан совершает ©о Франции ряд смелых операций против гитлеровцев и гибнет.

В романе «Тени в раю» Ремарк повторяет отдельные мотивы «Трех товарищей», «Триумфальной арки», «Времени жить и времени умирать».

Сильные стороны творчества Ремарка — в гуманистическом осуждении фашизма и войны, в мастерском изображении душевного мира простого человека.

Источник: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/erih-mariya-remark.htm

************************************************

German author Erich Maria Remarque poses with his dog in 1918, after returning from world war one, WW I, when he attended a teachers seminar in Osnabrueck, Germany. Some years later, he wrote his bestseller “All quiet on the western front”. (AP Photo)

Антивоенные темы в произведениях Ремарка

Начало двадцатого века ознаменовалось началом эпохи мировых войн, и уже первая из них, Первая мировая, унесла жизни миллионов людей, сделав десятки миллионов инвалидами. Не меньшая трагедия заключается и в том, что души целого поколения, участвовавшего в этой войне, как и во всех других войнах, оказались разрушенными, не имеющими никаких шансов вернуться к мирной жизни даже после того, как залпы и взрывы отгремели. Эрих Мария Ремарк оказался одним из первых писателей, кто не только почувствовал, но и сумел с удивительной достоверностью описать ужасающие моральные последствия войн. В его творчестве мимо нас проходит целая череда характеров, которые в физическом плане на войне не пострадали, но души их оказались искалеченными.

Герои романов Ремарка «На западном фронте без перемен», «Три товарища» и «Возвращение» отправляются на войну прямо из-за школьной парты, не приобретя еще никакого социального опыта, даже не став еще полноценными мужчинами. Годы войны, страданий и мучений, ожидание неминуемой гибели и картины смерти, окружающей их — это и есть весь опыт жизни, с которым им приходится жить дальше в такой непривычной и, в некоторой степени, непостижимой мирной жизни. Они возвращаются с войны с ощущением, что их предали, что они окружены обманом и подлостью и намерены изо всех сил бороться с тем, что не успело в них самих развиться: корыстолюбием, лицемерием и эгоизмом общества, к которому они изо всех сил отказываются принадлежать. По прошествии лет некоторым из них удается более или менее приспособиться к окружающей действительности и «забыть» страхи и ужасы войны. Тем, кто оказывается неспособным к переменам, остается только сойти с круга и оказаться обреченным на одиночество и медленную деградацию.

В романе «Три товарища» это проявилось наиболее выпукло. Три главных героя, три верных товарища как бы олицетворяют по гениальному замыслу автора три основных и наиболее важных для мужчин направлений самореализации. Кестер занимается бизнесом, Ленц — политикой, а Роберт, от имени которого ведется повествование, поглощен главным человеческим чувством — любовью. Казалось бы в начале все у них развивается неплохо, они по-настоящему талантливы в своих направлениях и уверенно движутся к успеху. Однако, не тут-то было. Ни одному из них так и не удается достичь успеха, который, как казалось был уже близок.

Ленц, самый разносторонний из друзей, обладающий широким кругозором и амбициями, прекрасно понимает к каким ужасным последствиям могут привести националистические выступления, входящие в силу в конце двадцатых годов. Он активно участвует в политической жизни, посещает антифашистские митинги и погибает, застреленный фашистским молодчиком.

Роберт встречает любовь своей жизни. Патриция Хольман, Пат, прекрасна и обворожительна, умна и непосредственна. Ее обожают все друзья Роберта. С ней в его жизни наконец-то появляется хоть какой-то смысл. И она неизлечимо больна. Из-за того, что она очень сильно голодала во время войны, у Пат развился туберкулёз, еще один бич послевоенного поколения. Сначала кажется, что с болезнью можно справиться, но не тут-то было. Пат умирает, разрушив жизнь не только Роберта, но и его друга Кестера, который чтобы хоть как-то оплатить дорогостоящее пребывание девушки друга в санатории, продает и свою авторемонтную мастерскую, в которой до этого трудились все три друга, и своего любимца, и единственную свою ценность, гоночную автомашину по имени Карл.

Все герои Ремарка — порядочные, мужественные и сильные люди, которые не могут, да и не хотят отказаться от приобретенных на войне качеств и навсегда продолжают быть преданными своему верному боевому братству. Но в мире, в котором им приходится жить, они никому не нужны.

Ремарк первым написал о изнаночной стороне войны и о людях этой стороны. Он заглянул в души этих людей и увидел, что одни из них даже в годы кровавых испытаний так и не свыклись с оружием, а другие даже в самое мирное время не хотят и не могут с оружием расставаться. То, что он рассказал о своем поколении, в равной степени рассказывает и о американских парнях, прошедших сквозь пекло Вьетнама, и о советских ребятах, вернувшихся из Афганистана, и о российских, побывавших в Чечне.

Неподражаемая по простоте и искренности проза Ремарка привлекала и привлекает до сих пор к его книгам множество читателей. Он отрицал войну во всех ее проявлениях, считал, что это самое губительное, что только может случиться с человеком и его душой. Он боролся с ней, как со страшной губительной заразой всей своей жизнью и всем своим творчеством, и оставил после себя бесценное наследие, свои книги. Которые каждый думающий и переживающий за судьбы мира человек читает и перечитывает.//https://emremarque.ru/page/antivoennye-temy-v-proizvedeniiakh-remarka

**************************************************

Биография

Одним из популярных писателей Германской империи двадцатого века является Эрих Мария Ремарк. Публицист, чьи высказывания стали бессмертными, представлял «потерянное поколение» — период, когда в восемнадцатилетнем возрасте совсем еще юных парней призывали на фронт, и они были вынуждены убивать. Это время в дальнейшем стало основным мотивом и идеей творчества литератора.

Детство и юность

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германская империя). Отец писателя трудился переплетчиком, поэтому дом будущего публициста всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой. Особенно юного гения привлекало творчество Федора ДостоевскогоИоганна Гете и Марселя Пруста.

Из биографии литературного гения известно, что в детстве Ремарк также увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были натянутые из-за разных взглядов на жизнь. Когда Эриху исполнилось девятнадцать лет, от рака умерла мать, с которой у писателя всегда было теплое, доверительное общение.

Учился Эрих Мария в церковной школе, по окончании которой юноша поступил в католическую семинарию. Затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии. Там писатель стал членом литературного кружка, в котором нашел друзей и единомышленников.

В 1916 Ремарк пошел на фронт. Спустя год он получил пять ранений и все остальное время находился в госпитале. По возвращении в родные края в доме своего отца Эрих оборудовал кабинет, в котором занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 году было создано первое его произведение – «Приют грез».

На протяжении года Эрих преподавал в местной школе, но позже отказался от этой профессии. Литератор сменил множество работ, прежде чем стал зарабатывать писательством. Так в разное время он подрабатывал бухгалтером, репетитором, органистом и даже торговал надгробными плитами.

В 1922 Ремарк покинул Оснабрюк и отправился в Ганновер. Там он устроился в журнал «Эхо Континенталь», в котором на протяжении пары месяцев писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи.

Известно, что Эрих также печатался и в других журналах. Так работа в издании «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 журналист-самоучка уехал в Берлин, чтобы стать редактором иллюстраций этого журнала.

В 1926 один из журналов опубликовал романы «Из юношеских времен» и «Женщина с золотыми глазами». Это и стало началом творческого пути Ремарка. С того момента он не прекращал писать, создавая новые шедевры.

Литература

В 1928-ом был опубликован роман «Остановка на горизонте». По словам друга писателя, это была книга про первоклассные радиаторы и красивых женщин. Через год свет увидел роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нем описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши.

Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз. В Германии книга произвела фурор (один миллион экземпляров продался за год). В 1930-х по мотивам произведения сняли фильм.

1931-ый ознаменовался выходом в свет романа «Возвращение», повествующего о жизни вчерашних школьников, вернувшихся с войны. Через пять лет на прилавках появляется книга «Три товарища». Его издали на датском и английском языках.

В 1938 году Ремарк приступил к работе над произведением «Возлюби ближнего своего», которое было закончено в 1939. Тогда же журнал «Collier’s» начал частями печатать творение писателя.

В мае 1946-го в Цюрихе на немецком языке вышел роман «Триумфальная арка», а в середине лета Ремарк закончил работу над произведением «Искра жизни». В следующем году состоялась премьера нового фильма по рассказу «По ту сторону» (картина называлась «Другая любовь»).

1950-ый стал годом разрыва отношений с Наташей Пале (Браун) после десяти лет постоянных встреч, ссор и примирений. В тот же период началась работа над романом «Земля обетованная» («Тени в раю») и «Черный обелиск».

В 1954 в свет вышел антивоенный роман «Время жить и время умирать», в 1959-ом в гамбургском журнале «Kristall» было напечатано произведение «Жизнь взаймы», а в 1962-ом на прилавках появилось отдельное издание романа «Ночь в Лиссабоне».

Личная жизнь

В 1925 году Ремарк добрался до Берлина. Там в красавца-провинциала влюбилась дочь издателя престижного журнала, в котором он непродолжительное время работал. Правда, родители девушки воспрепятствовали их свадьбе, несмотря на то, что писатель получил в издании место редактора.

Вскоре Эрих женился на танцовщице Ильзе Ютте Замбоне, брак с которой просуществовал четыре года. Большеглазая, худенькая барышня стала прообразом пары его литературных героинь, в том числе Пэт из «Трех товарищей».

Тогда столичный журналист вел себя так, словно хотел поскорее забыть свое разночинное прошлое: элегантно одевался, носил монокль, часто посещал с женой концерты, театры, модные рестораны и даже купил за 500 марок баронский титул у обедневшего аристократа.

В январе 1933-го, накануне прихода Адольфа Гитлера к власти, друг Ремарка посоветовал писателю как можно быстрее покинуть город. Эрих тут же сел в машину и, в чем был, уехал в Швейцарию. В мае этого же года нацисты предали роман «На Западном фронте без перемен» публичному сожжению, а его автора лишили немецкого гражданства.

В 1938 году литератор совершил благородный поступок. Чтобы помочь своей бывшей жене Ютте выбраться из Германии и дать ей возможность жить в Швейцарии, он снова заключил с ней брак, который был расторгнут только в 1957-ом.

Главной женщиной в жизни писателя стала знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих, являющаяся прообразом героини романа «Триумфальная арка» — Джоан Маду. Соотечественница Ремарка, она тоже покинула Германию и с 1930 года с успехом снималась в США. С точки зрения общепринятой морали Марлен не блистала добродетелью.

Их роман был невероятно мучителен для литератора. Во Францию Марлен приехала с дочерью-подростком, мужем и любовницей супруга. Говорили, что бисексуальная актриса, которую Ремарк прозвал Пумой, сожительствовала с ними обоими. На глазах Ремарка она еще и завела связь с богатой лесбиянкой из Америки.

Из-за своей граничащей с безумием любви Эрих был готов простить артистке все, начав жизнь с белого листа. Когда литературный гений предложил Марлен выйти за него замуж, женщина сообщила горе-кавалеру о том, что сделала аборт. Отцом ребенка был актер Джимми Стюарт, с которым свободолюбивая особа снималась в фильме «Дестри снова в седле».

Когда Дитрих узнала, что Ремарк перевез в Америку коллекцию живописи (в том числе 22 работы Поля Сезанна), Марлен пожелала получить как минимум одну картину в подарок на день рождения. После бесчисленных унижений у Ремарка хватило духу ответить отказом.

Стоит отметить и то, что в Голливуде писатель не чувствовал себя изгоем. Денежные дела его были превосходны. Он пользовался успехом у известных актрис, в числе которых была и прославленная Грета Гарбо. Правда, мишурный блеск киностолицы раздражал Ремарка. Люди казались ему фальшивыми и непомерно тщеславными.

Окончательно расставшись с Марлен, он переехал в Нью-Йорк. Здесь в 1945 году была закончена «Триумфальная арка». Под впечатлением от смерти сестры он начал работать над романом «Искра жизни», посвященным ее памяти. Это была первая книга о том, чего он сам не испытал — о нацистском концлагере.

В 1951 году в Нью-Йорке литератор встретил Полетт Годар, которой в то время исполнилось 40 лет. Ее предки с материнской стороны происходили из американских фермеров, эмигрантов из Англии, а с отцовской были евреями.

В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, выплатив ей $25 тыс. и назначив пожизненное содержание в $800 в месяц. На следующий год Ремарк и Годдар узаконили отношения.

Смерть

Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970-го у писателя вновь отказало сердце, и его положили в больницу в Локарно. Там литератор скончался 25 сентября этого же года. Могила создателя произведения «Искра жизни» располагается на швейцарском кладбище Ронко.

Известно, что в день похорон бывшая жена прислала экс-супругу розы, но Годдар не положила их на гроб.

Первые 5 лет после смерти мужа Полетт усердно занималась его делами, публикациями, постановкой пьес. В 1975 году она тяжело заболела. Опухоль в груди удалили слишком радикально (вынули несколько ребер), и у женщины распухла рука.

Возлюбленная писателя прожила еще 15 лет, но это были печальные годы. Полетт стала странной, капризной и принимала слишком много лекарств. Во время очередной депрессии барышня пожертвовала $20 млн. Нью-Йоркскому университету, а затем начала распродавать собранную Ремарком коллекцию картин импрессионистов.

Также известно, что бывшая жена Чарльза Чаплина неоднократно пыталась покончить с собой. Хозяин дома в Нью-Йорке, в котором она снимала квартиру, не хотел сдавать жилье алкоголичке и попросил ее уехать в Швейцарию.

23 апреля 1990 года Полетт потребовала дать ей в постель каталог аукциона, на котором в этот день продавались ее драгоценности. Продажа принесла $1 млн., а спустя 3 часа после окончания торгов актриса скончалась. Похоронили номинантку премии «Оскар» рядом с мужем на швейцарском кладбище Ронко.

Библиография

  • 1920 – «Приют грез»
  • 1924 – «Гэм»
  • 1927 – «Станция на горизонте»
  • 1929 – «На Западном фронте без перемен»
  • 1931 – «Возвращение»
  • 1936 – «Три товарища»
  • 1941 – «Возлюби ближнего своего»
  • 1945 – «Триумфальная арка
  • 1952 – «Искра жизни»
  • 1954 – «Время жить и время умирать»
  • 1956 – «Черный обелиск»
  • 1959 – «Жизнь взаймы»
  • 1962 – «Ночь в Лиссабоне»

Цитаты

«Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу»

«Самый чудесный город — это тот, где человек счастлив»

«Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки»

«Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать»

«Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть»

АВТОР: АЛЕКСЕЙ КОВАЛЬСКИЙ//https://24smi.org/celebrity/24146-erikh-mariia-remark.html
ЦИТАТЫ РЕМАРКА

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат немецкого писателя Эриха Мария Ремарка.

Их основное содержание — человек, трагически осознающий себя, других и жизнь.

Цитаты разнесены по темам: жизненная этика, отношения, жизнь, любовь, женщины и мужчины, человек, счастье и несчастье, разум и чувства, деньги, город, слова, война.

О жизненной этике

Помните, ваша опора — в вас самих! Не ищите счастье вовне. Ваше счастье — внутри вас. Будьте верны себе.

Если во что-то веришь, страдания не столь мучительны.

Никогда не предпринимай никаких сложных ходов, если того же можно достичь гораздо более простыми способами. Это одно из самых мудрых правил жизни. Применять его на деле очень трудно. Особенно интеллигентам и романтикам.

Самое непростое в жизни — понять, какой мост следует перейти, а какой сжечь.

Все гениальные идеи просты. Потому-то они так тяжело и даются.

Я доверяю телу. Оно лучше знает, чего хочет, — лучше головы, в которую бог знает что взбредет.

Чтобы что-то понять, человеку нужно пережить катастрофу, боль, нищету, близость смерти.

Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить.

Жить — значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга. Пусть хоть иногда теплится огонёк доброты… Не надо отказываться от неё. Доброта придаёт человеку силы, если ему трудно живётся.

Если к кому-то потянулась душа, не сопротивляйтесь. Она единственная точно знает, что нам надо.

Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы.

Ведь нужно уметь и проигрывать. Иначе нельзя было бы жить.

Принципы нужно иногда нарушать, иначе от них никакой радости.

И что бы с вами ни случилось — ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован. Тогда все, что придет потом, покажется вам приятной неожиданностью.

Когда совсем падете духом, приходите ко мне в больницу. Один обход ракового отделения в два счета лечит от любой хандры.

Утешает только самое простое. Вода, дыхание, вечерний дождь. Только тот, кто одинок, понимает это.

Смеяться ведь лучше, чем плакать. Особенно, если и то и другое бесполезно.

Нигде ничто не ждет человека, всегда надо самому приносить с собой все.

Если хочешь что-либо сделать, никогда не спрашивай о последствиях. Иначе так ничего и не сделаешь.

Чем больше пустяков считаешь везением, тем чаще тебе везёт.

Никогда не следует мельчить то, что начал делать с размахом.

Страдания любви нельзя победить философией- можно только с помощью другой женщины.

Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.

А ведь, собственно говоря, стыдно ходить по земле и почти ничего не знать о ней. Даже нескольких названий цветов.

Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.

Чем меньше у человека самолюбия, тем большего он стоит.

Если хочешь, чтобы люди ничего не заметили, не надо осторожничать.

Ты хочешь знать, как быть, если ты сделал что-то не так? Отвечаю: никогда не проси прощения. Ничего не говори. Посылай цветы. Без писем. Только цветы. Они покрывают все… Даже могилы.

Раскаяние — самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее.

Стань богаче других, если тебя злит их богатство.

Даже в самые тяжелые времена надо хоть немного думать о комфорте. Старое солдатское правило.

Если мы перестанем делать глупости — значит, мы состарились.

Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть.

Об отношениях

Мы за равенство только с теми, кто нас превосходит.

Твой человек не тот, кому «с тобой хорошо» — с тобой может быть хорошо сотне людей. Твоему «без тебя плохо».

Вероятно, каждый человек для одного бывает хорош, а для другого – плох.

Не важно, как часто вы видитесь — важно, что эти встречи значат для вас.

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого? Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь — захочешь удержать. А удержать ничего нельзя…

Кто хочет удержать — тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить — того стараются удержать.

Стараться забыть кого-то — значит все время о нем помнить.

От оскорбления можно защититься, от сострадания нельзя.

Я ничего не имею против приключений, и ничего — против любви. И меньше всего — против тех, которые дают нам немного тепла, когда мы в пути. Может быть, я немножко против нас самих. Потому что мы берем, а взамен можем дать очень немногое.

Сердце, однажды слившееся с другим, никогда уже не испытает того же с прежней силой.

Человеческая жизнь тянется слишком долго для одной любви. Просто слишком долго. Любовь чудесна. Но кому-то из двух всегда становится скучно. А другой остается ни с чем. Застынет и чего-то ждет… Ждет, как безумный…

Я, между прочим, ссорился с каждой. Когда нет ссор, значит, все скоро кончится.

Разве можно что-нибудь объяснить, когда не смотришь друг другу в глаза.

Извинение — не означает, что ты не прав, а другой человек прав. Это всего лишь означает, что ценность ваших отношений важнее, чем собственное эго.

Для оскорбленного чувства правда почти всегда груба и невыносима.

Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по-настоящему интересоваться всем, что его касается. Таков один из парадоксов любви.

Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил.

Одиночество не имеет никакого отношения к тому, много у нас знакомых или мало.

Просто мы чужие люди, которые случайно прошли вместе какой-то отрезок пути, так и не поняв друг друга.

Если женщина принадлежит другому, она в пять раз желаннее, чем та, которую можно заполучить, — старинное правило.

Я стоял рядом с ней, слушал ее, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным.

Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь ее. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать ее всегда.

Еще ничего не потеряно, — повторил я. — Человека теряешь, только когда он умирает.

О жизни

Ничего не повторяется. Повторяемся мы.

Жизнь — это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться.

Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много.

Люди любят друг друга и в этом все: это и есть самое невероятное, и самое простое.

То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом состоит романтика и идиотизм человеческой жизни.

В темные времена хорошо видно светлых людей.

Самая тяжелая болезнь на свете, это привычка думать. Она не излечима.

В жизни побеждает только глупец. А умному везде чудятся одни лишь препятствия, и, не успев что-то начать, он уже потерял уверенность в себе.

Так бывает всегда: только мелочи объясняют всё, значительные поступки ничего не объясняют.

Видимо, жизнь любит парадоксы: когда тебе кажется, будто все в абсолютном порядке, ты часто выглядишь смешным и стоишь на краю пропасти. Зато, когда ты знаешь, что все пропало, жизнь буквально задаривает тебя — ты можешь даже не пошевелить пальцем, удача сама бежит за тобой, как пудель.

Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником.

А время — оно не лечит. Оно не заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта.

Говорят, труднее всего прожить первые семьдесят лет. А дальше дело пойдет на лад.

Кстати, цитаты о жизни

О любви

Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки.

Всякая любовь хочет быть вечной. В этом и состоит ее вечная мука.

Как много придумано слов для простого, дикого, жестокого влечения двух человеческих тел друг к другу.

Для любви необходима известная наивность.

Любить — это когда хочешь с кем-то состариться.

Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя.

Если мы любим друг друга, мы вечны и бессмертны, как биение сердца, или дождь, или ветер, — и это очень много.

Самая хрупкая вещь на Земле — это любовь женщины. Один неверный шаг, слово, взгляд и ничего восстановить уже не удастся.

Любовь — не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, … и ящики с золотом, и жемчужины… Но жемчужины — те лежат совсем глубоко.

Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой.

Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хваленый опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.

Самый верный путь избавится от любви к женщине — время от времени снова спать с ней.

Кстати, цитаты о любви

О женщинах и мужчинах

Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.

Женщинам ничего не нужно объяснять, с ними всегда надо действовать.

Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Всё прочее — ложь.

Как мало можем мы сказать о женщине, когда счастливы. И как много, когда несчастны.

Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.

Женщина — это вам не металлическая мебель; она — цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на нее.

Запомни одну вещь, мальчик: никогда, никогда и еще раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради нее.

Женщина может натворить в своей жизни Бог знает что. Но одно-единственное слово все перечеркивает: она была матерью.

Не следует затевать ссоры с женщиной, в которой пробудились материнские чувства. На ее стороне вся мораль мира.

Если женщина злится, значит она не только неправа, но и понимает это.

Женщина, экономящая на себе, вызывает у окружающих только одно желание — сэкономить на ней еще больше.

Кстати, цитаты о женщинах и цитаты о мужчинах

О человеке

Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние.

Каждый неизменно находится на пути к Богу. Весь вопрос в том, что человек под этим разумеет.

Когда у человека уже нет ничего святого — всё вновь и гораздо более человечным образом становится для него святым.

Когда находишь свое, на другое даже смотреть не хочется.

Мы так боимся быть навязчивыми, что кажемся равнодушными.

Люди, полагающие, что они никому не нужны, на самом деле часто самые нужные.

Так уж человек устроен. Не успеет избавиться от одной опасности, как опять готов рисковать.

Люди еще больший яд, чем алкоголь или табак.

— Мне не лучше и не хуже. Мне — никак.

Люди становятся сентиментальными скорее от огорчений, нежели от любви.

Совесть мучает обычно тех, кто не виноват.

Странное дело. Самые естественные вещи вгоняют человека в краску, а подлость – никогда.

Самый легкий характер у циников, самый невыносимый у идеалистов. Вам не кажется это странным?

Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения.

Как это ни странно, но всяческие беды и несчастья на этом свете очень часто исходят от людей маленького роста; у них гораздо более неуживчивый и энергичный характер, чем у людей высоких.

Кстати, цитаты о человеке

О счастье и несчастии

Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.

О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказывают ночи напролет.

Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме.

На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх. И все-таки, даже если тебя подгоняет страх, можно смеяться. А что же еще остается делать?

Просто счастливы нынче только коровы.

Кстати, цитаты про счастье

О разуме и чувствах

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.

Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.

Самое сильное чувство — разочарование. Не обида, не ревность и даже не ненависть… после них остается хоть что-то в душе, после разочарования — пустота.

Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет.

Кстати, цитаты про разум

О деньгах

Деньги, правда, не приносят счастья, но действуют чрезвычайно успокаивающе.

Всё, что можно уладить с помощью денег, обходится дёшево.

Кстати, цитаты про деньги

О городе

Самый чудесный город это тот, где человек счастлив.

Любой город перестаёт быть враждебным, как только ты в нём поел и попил.

Кстати, цитаты про город

О словах

Трудно найти слова, когда действительно есть, что сказать.

Какими жалкими становятся истины, когда высказываешь их вслух.

Кстати, цитаты о речи и слове

О войне

Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика.

Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой.

Кстати, цитаты о войне

О разном

Хорошая память – основа дружбы и гибель любви.

До чего же теперешние молодые люди странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу.

У древних были боги вина и веселья — Вакх и Дионис. А у нас вместо них — Фрейд, комплекс неполноценности и психоанализ, боязнь громких слов в любви и склонность к громким словам в политике.

Наверное, цитаты Ремарка оказались самыми психологичными из всех цитат поэтов и писателей, которые размещены на сайте Буридо. Даже такие темы как город, деньги разворачиваются у него своей субъективной стороной. В этом он заметно отличается от другого, раннего классика немецкой литературы Иоганна Вольфганга Гёте (см. цитаты Гёте)

С одной стороны, это особенность Ремарка как писателя, с другой стороны — общая тенденция литературы, культуры, философии 20 века.

В дополнение вы можете прочитать:

Источник: Статья Цитаты Ремарка с https://burido.ru/705-tsitaty-remarka на сайте Буридо

**************************************************

Ночь в Лиссабоне

Автор: Эрих Мария Ремарк

Жанры: военныйисторическийдрама

Категория: зарубежная классика

Формат: роман

Год написания: 1962

Язык оригинала: немецкий

Переводчик: Юрий Павлович Плашевский

Мир медленно, но неуклонно скатывается к войне, противники рейха вынуждены бежать из Германии в другие европейские страны, но война настигает их и там. Многие маршруты бегства перекрыты, а оставшиеся требуют больших денег.
Португалия 1942 год. Последняя точка исхода из оккупированной нацистами Европы. В порту Лиссабона человек впился взглядом в корабль, отправляющийся в Америку. Корабль, который мог бы стать спасением, будь у него деньги и виза…
К молодому человеку подходит незнакомец, и предлагает разрешить его проблемы, показывая два билета на корабль. Денег не нужно. Единственное условие – выслушать историю незнакомца. Историю смелости, борьбы и смерти. Историю, цена любви в которой безмерна, а зло безгранично. Историю, которая сплетает жизни и судьбы.
(с) MrsGonzo для LibreBook

noch-v-lissabone-pdf

**************************************************

ТЕНИ В РАЮ

Год издания:  1971
О книге

«Тени в раю» – это последний роман Эриха Марии Ремарка. Произведение было опубликовано уже после смерти выдающегося писателя. Критики и читатели оценили роман как самый мощный и трагический из всех произведений автора. Внезапная смерть писателя не дала ему возможности дописать финал книги, но оставшиеся черновики и наброски позволили редакторам завершить роман.

Повествование ведется от лица журналиста, который является главным героем и знакомит читателей с остальными персонажами. События разворачиваются в конце Второй мировой войны. Главный герой приезжает в Америку, сбежав от гитлеровского фашизма. В книге автор подробно описывает переживания и трудности, с которыми сталкиваются эмигранты. Казалось, что может быть общего между людьми из разных миров: красивой манекенщицей, пьянствующим писателем, глупой актрисой, циничным бизнесменом и героем романа – журналистом. Всех их связывает одна цель – сбежать от ужаса войны и фашистского террора. Люди, измученные долгой войной, питают надежду найти надежное пристанище и новый дом. Америка кажется им раем, где они смогут забыть свои горести и построить спокойную жизнь.

Однако местные жители довольно холодно встречают беженцев. Они уже позабыли все тягости войны. Беженцы, как тени, входят в чуждый им мир – США. Теперь их судьба зависит только от них самих, им самим придется заново начинать свою жизнь в чужой стране.

teni-v-rayu-pdf

 

Мастеру — Поклон! Вечная Память! Амэн

***********************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ

****************************************************

2 комментария

  1. История повторяется
    «Передовые газеты были ужасны — лживые, кровожадные, заносчивые. Весь мир за пределами Германии изображался дегенеративным, глупым, коварным. Выходило, что миру ничего другого не остается, как быть завоеванным Германией».

  2. Источник: https://t.me/s/eshkinkrot

    Захар Прилепин, писатель, один из лидеров марионеточной партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду»

    «Я не любитель пустых прогнозов, но одно я знаю точно — тот, кто сегодня плюёт своей армии в спину, улюлюкает и требует «Нет войне!», тот просто откровенный враг, или наивный дурак, не понимающий, что сейчас решается его собственная судьба». Прилепин с 2014 года ездил на Донбасс и в эфире федеральных каналов кичился тем, что убивал украинцев. Прилепин совершенно сошёл с ума: с огнём в глазах, получая удовольствие, он постоянно рассказывает об убийствах.

    Передать Прилепину всё, что вы о нём думаете:
    Личный телефон: +79202992234
    Почта: zaharprilepin@list.ru
    Руководитель аппарата Прилепина Дмитрий Кузнецов: +79779314304

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *