Евгений Замятин. «Мы» (роман-антиутопия)

Роман-антиутопия Евгения Замятина, написанный в 1920 году. В СССР не печатался до 1988 года как «идеологически враждебное» и «клеветническое» произведение. Повлиял на творчество многих известных писателей XX века, в том числе на Олдоса Хаксли, Джорджа Оруэлла, Курта Воннегута и Владимира Набокова.

Действие первого советского антиутопического романа разворачивается в 26-м веке нашей эры. Жители Утопии утратили свою индивидуальность: вместо имен они носят номера, живут в стеклянных домах, не имеют свободы частной и даже интимной жизни. Главный герой романа — Д-503, инженер космического корабля «ИНТЕГРАЛ», — неожиданно для себя выпадает из этой отлаженной системы и оказывается перед главным выбором в своей жизни.

Полный текст романа впервые был опубликован в 1952 году в Нью-Йорке, а в России он появился только спустя 30 лет — в 1988 году в журнале «Знамя». Высоко оценил «Мы» британский писатель Джордж Оруэлл: «Это возмутительно, что книга такой удивительной судьбы и такого огромного значения не выходит к читателю».//https://www.culture.ru/books/643/my

my-pdf (полная версия книги бесплатно).

О КНИГЕ

Евгений Иванович Замятин – русский писатель, публицист, критик и сценарист. В 1920 году он написал свой роман-антиутопию под кричащим названием «Мы». Действие романа происходит в фантастическом мире, к которому, по мнению автора, стремительно движется человечество. Однако время действия истории – 32 век! А потому все представлено таким, что невозможно узнать. Даже текста, имен и обычных букв – нет. Все заменили коды.

Государство этого времени предстает тоталитарной властью, которая контролирует абсолютно все. Даже интимную жизнь каждого человека! Нельзя думать, нельзя мечтать. Фантазия и разум должны быть отвергнуты. Но все же выборы главы государства существуют. Вот только кандидат всегда один, и другого предоставить нельзя. Фактически, это безальтернативные выборы.

Глава государства, объединяющего все страны мира – «Благодетель». Он хочет нести свою «благую» миссию в построении аналогичного общества и на другие планеты, для чего призывает своих подданных составить агитационное послание, которое отправят в космос вместе с экипажем космического корабля «Интеграл».

Главный герой – Д-503, от своего имени рассказывает, как живется в таком обществе, где все должны пребывать в прекрасном состоянии, ведь полностью отсутствует разница в жизнях, одеждах, квартирах. Зеленая природа не уничтожена, но ограждена от городов огромной стеной. Главная часовая скрижаль контролирует время каждого. Но главное – у людей (а теперь «Нумеров») все равно остаются чувства – любовь, привязанность, забота и желание выйти из-под контроля…//https://bookzap.net/kn/my.html

**************************************************

Цитаты: Е. Замятин «Мы». Тонко, красиво, злободневно.

1) Стены — это основа всякого человеческого…

2) Но прежде оружия мы испытываем слово.

5) Смех — самое страшное оружие: смехом можно убить все — даже убийство.

6) Я — как машина, пущенная на слишком большое число оборотов: подшипники накалились, еще минута — закапает расплавленный металл, и все — в ничто. Скорее — холодной воды, логики. Я лью ведрами, но логика шипит на горячих подшипниках и расплывается в воздухе неуловимым белым паром.

7) Быть оригинальным — это нарушить неравенство.

8) Если бы человеческую глупость холили и воспитывали веками, так же, как ум, может быть, из нее получилось бы нечто необычайно драгоценное.

9) Вся человеческая история, сколько мы ее знаем, это история перехода от кочевых форм к более оседлым.

10) Инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку.

11) Только убитое и может воскреснуть.

12) Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей.

13) Закрывши глаза, я мечтал формулами.

14) Расскажи что-нибудь детям — все до конца. А они все-таки непременно спросят: «А дальше, а зачем?». Дети — единственно смелые философы.

15) Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, — это вера.

16) Я не способен на шутки — во всякую шутку неявной функцией входит ложь.

17) …естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты – грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…

18) Даже у древних – наиболее взрослые знали: источник права – сила, право – функция от силы.

19) Я не боюсь этого слова – «ограниченность»: работа высшего, что есть в человеке – рассудка – сводится именно к непрерывному ограничению бесконечности, к раздроблению бесконечности на удобные, легко переваримые порции – дифференциалы. В этом именно божественная красота моей стихии – математики.

20) — А какую же ты хочешь последнюю революцию? Последней — нет, революции — бесконечны.

21) Единственное средство избавить человека от преступлений — это избавить его от свободы.

22) Секундная скорость языка должна быть всегда немного меньше секундной скорости мысли, а уже никак не наоборот.

23) Человек — как роман — до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать.

24) Разумеется, это непохоже на беспорядочные, неорганизованные выборы у древних, когда – смешно сказать – даже неизвестен был заранее самый результат выборов. Строить государство на совершенно неучитываемых случайностях, вслепую – что может быть бессмысленней? И вот все же, оказывается, нужны были века, чтобы понять это.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/notabene/citaty-ezamiatin-my-tonko-krasivo-zlobodnevno-5ab0e7e257906ab8d3e73e25

*************************************************

Коротко о писателе

Евгений Замятин жил и творил в эпоху перемен. Его молодость пришлась на первую русскую революцию, взрослая жизнь — на две революции и гражданскую войну. По натуре он был под стать этой эпохе — своим бунтарством и критикой он собирал как единомышленников, так и множество недоброжелателей.

Его главное произведение — роман «Мы» — отражает все его взгляды на роль государства как аппарата подчинения и на обратную сторону технического прогресса. Остальные его произведения не так известны широкой публике, да и сам роман долгое время был недоступен для отечественных читателей — по идеологическим соображениям он был запрещен, а сам автор был вынужден эмигрировать. Замятин умер в Париже, до конца жизни оставаясь советским гражданином.

Интересные факты

  • В 1929 г. Замятин вышел из Союза писателей. После этого его перестали публиковать на территории СССР. Замятин написал письмо Сталину, в котором кратко изложил причины, побудившие его эмигрировать, и попросил соответствующего разрешения. Прошение было удовлетворено.
  • В юношестве он заложил в ломбард свою золотую медаль, а выкупить не смог. Сумма заклада была по тем временам достаточно большой – 25 рублей.

Биография

Вкратце о юности и становлении Замятина как писателя. Его самые знаковые работы и наследие, которое он оставил.

Детство и юность

Евгений Иванович Замятин родился в 1884 г. в уездном тамбовском городе Лебедянь (ныне Липецкая область). Его мать, Мария Александровна (урожденная Платонова), была образованным человеком, любила литературную классику, играла на рояле. Все это передалось детям. Отец Замятина, Иван Дмитриевич, был священником.

Лебедянь по переписи 1883 г. насчитывала 6678 жителей.

Вспоминая детство Замятин писал:

Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская-тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев…

Образование

С 1893 по 1896 годы Замятин посещал Лебедянскую гимназию, потом учился в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью. Продолжить учёбу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института. Как он сам пишет в своей автобиографии:

В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.

Институт он закончил в 1908 году.

Творческая деятельность и путь к известности

Самый первый рассказ был написан Замятиным в 1908 году, по окончанию института — это рассказ «Один». Следующая работа, рассказ «Девушка« вышла только спустя два года, пока Евгений преподавал и работал инженером.

Первая повесть была написана на фоне высылки в Лахту — это повесть «Уездное», в которой он с горечью изображает полный инертности мир русской провинции. Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького.

Его бунтарство и инакомыслие начало проявляться еще во время Первой мировой войны. В повести «На куличках» (1914) он «в самом отталкивающем виде» описал внутренний быт небольшого военного отряда на Дальнем Востоке, за что был привлечён к суду и сослан в Кемь.

Во время командировки в Англию он создаёт повести «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (опубликована в 1921) — тонкую сатиру на английский быт, а также начинает повесть «Север», написанную на основе впечатлений северной ссылки и опубликованную в «Петербургском альманахе» З. И. Гржебина (Берлин, 1922). В 1918—1924 годах был членом редколлегии «Всемирной литературы» и заведующим редакцией в издательстве. В 1924 году участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник».

Был активен в литературной жизни страны: входил в Правление Всероссийского союза писателей, в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей.

В 1920 году Замятин заканчивает работу над знаковым романом «Мы». В нем он описал свое видение развития военного коммунизма под впечатлением от промышленной революции в Англии.

Единственный роман не опубликовали на Родине

В 1921 году рукопись романа «Мы» была отправлена автором в Берлин для публикации издательством З. Гржебина, с которым Замятин был связан договорными отношениями. Издательство, в свою очередь, передало копию в США для перевода и издания на английском языке.

Но советская цензура усмотрела в романе прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения. Впоследствии роман был напечатан как на английском, так и на французском и чешском языках, что очень сильно ударило по репутации Замятина в Советской России.

Личная жизнь

В это время Замятин увлекается социалистическим учением, вступает во фракцию большевиков РСДРП (1905—1910), входит в боевую дружину Выборгского района и принимает активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи. Тогда же он встречает свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965).

Супруга пережила мужа почти на тридцать лет и была похоронена рядом с ним.

Последние годы жизни и смерть

На волне жёсткой критики и травли Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж.

Замятин пишет статьи для французских газет, основная тема — состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом пишет сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации одноимённой пьесы Горького).

В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство.

Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36).

Фотографии писателя

В юности

В молодые годы

За рабочим местом

1923 год, картина Кустодиева

Титулы, награды и премии

Лауреат

1994

Прометей / Prometheus Awards, 1994 // Зал славы
→ Мы (1924)

Номинации

1988

Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма
→ Мы (1924)

1989

Прометей / Prometheus Awards, 1989 // Зал славы
→ Мы (1924)

1990

Прометей / Prometheus Awards, 1990 // Зал славы
→ Мы (1924)

Показать остальные 4 ↓

О чём писал, особенности

Свое писательское кредо Замятин очень четко обрисовал в статье «Я боюсь»:

Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики

Учитывая его близость к движению левых эсеров и постоянную острую критику большевистской политики, он говорил довольно искренне. И это очень ярко прослеживается в его произведениях. Например, «четвёртая революция», за которую борются повстанцы в романе «Мы«, отчётливо перекликается с концепцией «третьей революции» анархистов и левых эсеров.

Также достаточно большое влияние на него оказало пребывание в Англии и его инженерное образование — технократическая и промышленные революции в его понимании несли как положительный, так и отрицательный посыл. Михайлов О. Н. писал:

Как убедился Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.

Лучшие книги

Наиболее популярной книгой Замятина остается роман «Мы», относимый к «классическим» антиутопиям, и на основе этого формата и идей, в него заложенных, впоследствии появились другие антиутопии, такие как «О дивный новый мир» и «1984». В нем сосредоточены все взгляды Замятина на государство, на технический прогресс, боязнь обесценения личности и уничтожения индивидуальности и человечности.

Помимо «Мы» Замятин написал несколько повестей и ряд рассказов. В основном они основаны на его личном опыте — некоторые написаны в ссылке, некоторые в командировке в Англию, некоторые в эмиграции.

Вклад в развитие научной фантастики

Роман «Мы» является одним из основоположников жанра антиутопии в ее современном виде. До него выходили произведения в этом жанре — одним из первых было сочинение английского философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», посвящённое проблемам государства. Элемента антиутопии можно встретить у Жюля Верна, Герберта Уэллса, Джека Лондона, Яна Вайсса и других.

Замятин заложил и оформил основную идею всех антиутопий — утопические идеи в руках государства извращаются и превращаются в инструмент подавления личности и тотального контроля.

Вслед за «Мы» Замятина классическими образцами жанра становятся романы «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, написанный в 1932 году, и созданный в 1948 году «1984» Оруэлла.

Также он одним из первых поднял тему опасности технического прогресса, который может привести к обесцениванию личности и человеческой жизни, превратив людей в простые винтики системы.

Цитаты и высказывания

Человек — как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать…

Цитата из книги «Мы»

Единственное оружие, достойное человека – завтрашнего человека – это слово.

Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы.

И математика, и смерть – никогда не ошибаются.

Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, – это вера.

Блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем.

Источник: http://asimovonline.ru/writers/evgenii-zamiatin/

10 комментариев

  1. Зачем он всё это устроил? / Екатерина Шульман
    https://www.youtube.com/watch?v=lgdvDrKAqww
    Екатерина Шульман : «Я думаю, что те процессы — трансформации ценностей, общественных взглядов, мнений — которые мы наблюдали, были истинными. Я думаю, мы [исследователи] не были в плену иллюзий, когда говорили, что в обществе снижается насилие, снижается преступность, что новые поколения имеют другую ценностную картину. Что компьютерные игры понижают насилие, а не повышают его. Что насильственные преступления и потребление алкоголя снижаются тем выраженнее, тем моложе страта, которую исследуем. Имперская ностальгия уходит в прошлое.

    А теперь представьте себя по другую сторону [по сторону имперской ностальгии]. Вот вы сидите и смотрите, как песок времени утекает у вас сквозь пальцы. А вам неизбежно наследуют — давайте говорить их языком — предатели. Ваши дети — предатели. Они не разделяют вашего взгляда на жизнь, не разделяют взгляда на мир, они не видят того, что видите вы так ясно. Вы — последний защитник крепости, они — сдадут её врагу, потому что даже не считают его врагом. И сколько ни пытайтесь убедить, всё равно не считают.

    Многочисленная культурная публика сидит вокруг вас на безопасном расстоянии и смотрит: «Давай… Мы подождём… Сейчас ты помрёшь, мы придём. Симпатии будущего на нашей стороне. Кумир молодёжи мы, а не ты. А ты сиди, пока, сиди, мы не будем тут бороться, мы просто подождём».

    Год проходит, другой, третий, — всё так же точно и продолжается. (…) Вы понимаете, что ещё немножко, ещё чуть-чуть — и всё. И ваше историческое время завершится. Окошко закроется. Вам скажут: «Всё, слезай, сейчас придут следующие». А эти следующие — неприемлемы для вас, (…) всё порубят, всё развалят.

    Вот эта ненависть к наследнику, ненависть к живым — за то, что им жить. (…) Человек, что называется, разумный, понимает это, ласкает мило младенца. Но если вы устроены немножко по-другому, если у вас большой ресурс, то (…) вы можете на все эти поколения опрокинуть большую бетонную плиту. Которая придавит их навсегда (по крайней мере, на обозримую перспективу). Того будущего, которого они хотели, не будет, а будет по-вашему, даже если вас в живых не останется.

    Вы внутри вашей крепости, которую охраняете, взорвёте атомную бомбу. Да, она будет радиоактивна, но к ней никто не подойдёт. И она останется непокорённой. (…)

    Если вы не можете принять ход времени, как-то смириться с ним, и при этом у вас есть власть, вы — можете делать вот такую штуку. Моё объяснение — вот оно такое».

    полная версия / Тюрьма травмы: когнитивные искажения в чрезвычайной ситуации. Выступление в Европейской гимназии/ на канале Екатерины Михайловны —
    https://www.youtube.com/watch?v=WOUcS

    • …ну ход времени может быть и тупиковым. ))
      По-моему, нашу цивилизацию останавливают, замедляют сейчас Свыше, чтобы не развалила всю Солнечную систему.
      И я не соглашусь, что компьютерные игры снижают насилие, статистика роста жестокости среди подростков говорит об обратном.

  2. Православных — с Вербным воскресением!
    Католиков и протестантов — с Пасхой!
    Господь ваш, живи! Амэн. Ом

  3. https://www.youtube.com/watch?v=Zq-MVQkE73I
    #UA #stoprussia #FreeДОМ
    Противостояние групп влияния в РФ: борьба за Кремль. Марафон FreeДОМ
    Олигархи России ежедневно теряют шестизначные суммы своих капиталов. Кто-то – по инерции принципов экономики, кто-то – из-за жестких санкций партнеров Украины. Теперь же одни богачи спасаются молчанием, другие – нейтральным сопротивлением, а такие, как Роман Абрамович, например, даже вовлечением в некие «переговоры».

    Приведет ли кровавая война России против Украины к внутреннему перевороту и смене власти в РФ – говорим с российским оппозиционным политиком Геннадием Гудковым.

  4. На этот час в ЖЕЗ — 960 публикаций, 2 903 комментария.
    Ползем и летим дальше!))) Ом
    ______________________________
    ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ! ЖДЕМ!

  5. Интуиция писателя указует на вполне возможные невероятные последствия для будущих обществ. Технолитические цивилизации могут своей отрицательной селекцией сформировать таких гомо сапиенс, которые лишены будут не только каких то божественных качеств, но и элементарных человеческих чувств. Кстати, не являются ли некоторые нынешние » властители дум» такими уже сейчас? И думают ли они о простых людях, выстравая чудовищные планы? Роман » МЫ» писался во время военного коммунизма, когда еще во всю ивановскую гуляли идеи иудушки Троцкого- о примитивном устроении жизни для простых людей, коммунны- это общаки, где вместе все живут , без различия, и женщины, и мужчины. Эту дурь жизнь сама отбросила, а вот культ техники был поднят на необозримую высоту — с ней связывалась идея мировой революции в ее практическом аспекте. Революционеры , захватившие в 1917 году власть в России, боготворили технику, а вот Культуру, духовность не считали принципиально важными. Не потому ли и отринули помощь Шамбалы в 1926 году? И вот о чем еще подумалось после беглого знакомства с творчеством Евгения Замятина. Немного в ином ракурсе. После 1945 года СССР спешно выстраивал свой ракетно ядерный щит. Напомним, что атомные бомбы на японские города — Хиросиму и Нагасаки- доставлены и сброшены были летчиками американскими. Явно США спешили — отомстя за ПерлХарбр, показать СССР оружие, которое принудит менять политику. Но события пошли по нарастающей. Обе страны от самолетов перешли к ракетам, как более надежным и быстрым носителям атомного оружия. Помню, как уже в пятидесятых годах по радио часто сообщалось новое техническое понятие , как ракетно ядерный щит страны. Но если по ядерной составляющей ООН утвердило ограничение — в виде пятерки стран, и не более. То в части ракет носителей подобного не сделали… А случись тогда и запреты по ракетам, жесткие, глядишь, и не было бы сегодняшней жесточайшей картины.Которую видим ежедневно… А жители городов на своей шкуре чувствуют. Когда невесть откуда прилетают на голову мощные заряды и разносят все в пух и прах! Без атомной начинки совершаются разрушения , в разы более мощные, нежели в сороковые роковые. В загоне для власть предержащих Культура и духовность, творчество и сострадание. Мы неужели двигаемся к ситуации на планете, предвосхищенной Замятиным? Сколько средств и усилий потрачено на бойню! Не говоря уже о другом… И когда же двуногие перстанут выстраивать отношения с позиции грубой силы? Неужели сильные мира сего так и не распознали, зачем вообще люди на земле воплощаются и живут и… Что с душами случится после ? И что ждет ТАМ ? Александр Сиротин.

    • Хороший вопрос: «Что с душами случится после ? И что ждет ТАМ?» .
      Здравия, Александр Георгиевич!
      Да, Евгений Замятин как в воду смотрел — дар прозрения и математического анализа. Эпоха «Нумеров» — Zумеров — куаркодов. И поклонения ее величеству Машине/Технике. Заметьте, НЕ культу Света — Культуре! Не Духу, а материи — цивилизации!
      Вспоминается мысль из Агни Йоги, по памяти: технократия заведет человечество в такой тупик…что одна радость для души останется — обращение к Тонким и Дальним мирам.
      Сажусь смотреть фильм М.Ромма Обыкновенный фашизм.

      • Мысли вслух после фильма М.Ромма «Обыкновенный фашизм».

        Стоит помнить две вещи: «Фюрер приказал, мы исполняем. Думать не надо» и национальное чванство.
        История циклична. Сегодня мы поднимаем на щит достижения предков, т.к. самим за истекшую четверть века ничем великим похвалиться не приходится.
        А если начинать каяться/осознавать ошибки — то с Беловежской пущи, развалившей историю, когда жили ОДНОЙ страной, державшей, худо-бедно, но ось Общего Блага, или Добра на планете.
        Но, «Украина имени Владимира Ильича Ленина» питерскому чекисту не понравилась, маловато показалось для психологии гопника, так он путем кровавой войны объявил Русский мир имени В.В.П. Стоит открутить всю цепочку причинно-следственной связи, чтобы сознание прояснилось.
        А то факельное шествие Рейха ни чем не отличается от Zумеров-zетников. Так работает коллективное Бессознательное, питающееся мифами-заместителями того, чего не достает в реальности. Лично я говорю однозначное НЕТ — рашизму, русскому национал шовинизму — этому рудименту империи, самодержавия.
        С рашизмом за пазухой в Новый мир НЕ войти!
        Миссия России — это вставание на Крест, разворачивающий от цивилизации к Культуре! Аминь. Мир всем! Ом
        Наталья Шлемова, 17.04.22

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *