Памяти Поэта Арсения Тарковского. Поклон!

Арсений Тарковский
Русский поэт
Русский поэт и переводчик с восточных языков. Сторонник классического стиля в русской поэзии. Отец кинорежиссёра Андрея Тарковского. Посмертно награждён Государственной премией СССР.

*************************************************

АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ. Острова. Д/ф. ГТРК «Культура», 2000. Режиссёр: В. Трояновский.

**************************************************

Все стихи Арсения Тарковского

Читайте все стихи русского поэта Арсения Тарковского на одной странице.



» 1914
» Сны
*****************************************************
Арсений Тарковский

Арсений Тарковский

Годы жизни:
25 июня 1907 — 27 мая 1989
Страна рождения:
Российская империя
Сфера деятельности:
Поэт
Содержание

Долгое время Арсений Тарковский был известен только как переводчик с восточных и европейских языков. Прославился поэт, когда ему было уже больше 50 лет. Он дружил с Анной Ахматовой, переписывался с Мариной Цветаевой, его называли «последним поэтом Серебряного века». Стихотворения Тарковского прозвучали в фильмах его сына — режиссера Андрея Тарковского«Зеркало»«Сталкер», «Ностальгия».

Арсений Тарковский родился 25 июня 1907 года в городе Елисаветграде Херсонской губернии (сейчас — Кропивницкий, Украина) в дворянской семье. Его отец Александр Тарковский служил в Елисаветградском общественном банке, а также занимался журналистикой и литературой — публиковал свои стихи, рассказы и статьи. Мать будущего поэта Мария Рачковская преподавала в частных училищах и воскресной школе. Кроме Арсения в семье Тарковских был еще сын Валерий.

Свои первые стихи Арсений Тарковский начал сочинять в раннем детстве. В этом ему помогал отец. Несколько раз Александр Тарковский водил детей на поэтические вечера, где выступали Игорь Северянин, Федор Сологуб и Константин Бальмонт. Также он занимался с сыном иностранными языками.

На праздники Тарковские устраивали у себя дома представления. Они разыгрывали пьесы и сказки, которые сочиняли Арсений и Валерий Тарковские. Между собой дети часто общались записками в стихах.

Начальное образование Тарковский получил в елисаветградской частной гимназии Мелетия Крыжановского. Позднее поэт вспоминал: «Учился я в гимназии Крыжановского, где были очень хорошие преподаватели. Гимназия… была «классической», но преподавание естественных наук там также было поставлено отлично, физический кабинет, химическая лаборатория были хорошо оборудованы, различные коллекции — насекомых, минералов — были велики; нам, гимназистам, их часто показывали». После революции гимназию национализировали и переименовали в Единую трудовую школу им. Льва Толстого.

В 1917 году старший брат Тарковского Валерий организовал собственный кружок революционеров, позже принял участие в Гражданской войне. Уже в мае 1919 года Валерий Тарковский погиб в бою между красноармейцами и армией атамана Никифора Григорьева.

В 1921 году вместе со своими одноклассниками из Единой трудовой школы Арсений Тарковский написал антиленинский акростих: первые буквы каждой из строк в нем составили слово Ленин. Произведение опубликовали в одной из елисаветградских газет. Вскоре всех авторов стихотворения арестовали.

Тарковского и других заключенных повезли на поезде в город Николаев, где должны были судить. Но по дороге поэт сбежал. В Елисаветград он побоялся возвращаться и поэтому несколько лет скитался по Украине. За это время Тарковский сменил несколько профессий. Он был помощником сапожника, работал на рыболовецкой артели на берегу Азовского моря. В свободное время поэт писал стихи.

В 1925 году Арсений Тарковский переехал в Москву. Первое время он работал продавцом книг, а вскоре поступил на созданные в том же году Высшие государственные литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов (ВГЛК).

Вступительные экзамены у Тарковского принимал писатель Георгий Шенгели, который стал его наставником. Он разрешил поэту жить в своей квартире: к концу 1925 года у Тарковского не хватало денег снимать комнату. Позднее он вспоминал: «Георгий Аркадьевич кормил меня и заставлял писать стихи». Под руководством Шенгели поэт экспериментировал с языковыми средствами и формой стихотворений, использовал современные сюжеты.

Шенгели стал моим учителем во всем, что касалось стихотворчества. Прежде всего, он обучал меня современности. Когда я забирался на античные горы слишком высоко, он хватал меня за ноги и стаскивал на землю. Он говорил:
— Почему вы не напишите стихотворения — ну, скажем, о милиционере? Он же несет чрезвычайно важные функции: он осуществляет власть государства на этом перекрестке…
Арсений Тарковский. Из статьи «Мой Шенгели»

По рекомендации Шенгели Арсений Тарковский устроился на работу в газету «Гудок», где начал публиковать свои «фельетоны в стихах на международную тему», судебные отчеты и басни. Поэт печатался под псевдонимами «А. Т.», «Тарас Подкова» и «А. Троль». В «Гудке» Тарковский познакомился с Михаилом БулгаковымЮрием ОлешейИльей Ильфом и Евгением Петровым.

Во время учебы во ВГЛК стихи Тарковского «Хлеб» и «Свеча» опубликовали в литературных журналах и сборниках. В 1929 году Высшие литературные курсы закрыли из-за самоубийства одной из студенток. Остальным слушателям разрешили сдавать экзамены в МГУ. Однако Тарковский решил бросить учебу. К тому времени он уже сотрудничал с несколькими журналами и газетами, получал стипендию от Фонда помощи начинающим писателям при Госиздате.

В 1931 году Арсений Тарковский устроился на работу на Всесоюзное радио (ВР), где писал сценарии для постановок. В конце 1931 года поэт получил от ВР заказ на пьесу о мастерах-стеклодувах. Чтобы получилось правдоподобное произведение, Тарковский ездил на Борский стекольный завод, общался с его сотрудниками.

Пьеса «Стекло» вышла в эфир 3 января 1932 года и почти сразу была запрещена из-за «мистицизма». Среди героев произведения был персонаж «Голос Ломоносова». С помощью него Тарковский хотел показать историю развития стекольного дела в России. Ломоносов много лет исследовал свойства стекла, построил собственную стекольную фабрику, а также изготавливал мозаичные композиции.

Из-за пьесы «Стекло» Тарковского уволили с Всесоюзного радио. Георгий Шенгели предложил поэту заняться переводами для Отдела литературы народов СССР Государственного литературного издательства. В 1930-х Тарковский переводил стихотворения киргизских, туркменских, грузинских поэтов. Несколько раз он ездил в командировки на Кавказ и в Крым, знакомился там с народным эпосом. Литературовед Евгений Витковский писал о переводах Тарковского: «Тарковский переводил с трудом и без любви к делу, но прекрасно поставленный поэтический голос и безупречный слух не позволяли ему халтурить»

Собственные стихотворения Тарковского в эти годы почти не публиковали. Из-за большого количества переводов поэт стал меньше сочинять. Позднее он писал в стихотворении «Переводчик»:

Для чего я лучшие годы
Продал за чужие слова?
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.

По рекомендации поэта Марка Тарловского в 1940 году Арсения Тарковского приняли в Союз писателей СССР за переводы народного эпоса кавказских народов, сочинений туркменского поэта Кемине, а также пьесы французского драматурга Пьера Корнеля «Цинна».

Сборник переводов Кемине Тарковский в том же году отправил Марине Цветаевой, которая вернулась в СССР из эмиграции. В ответ она писала поэту: «Ваша книга — прелестна. <…> Ваш перевод — прелесть. Что Вы можете — сами? Потому что за другого Вы можете — все». После этого поэты переписывались и несколько раз встречались.

Цветаева посвятила Тарковскому свое последнее стихотворение «Все повторяю первый стих», которое написала в марте 1941 года. Оно стала ответом на произведение Тарковского «Стол накрыт на шестерых». После смерти Цветаевой поэт тоже посвятил ей несколько сочинений, в том числе «Сколько было пустого, вздорного»:

Ах, крылатая, звезда падучая,
Что с собой сотворила ты!
Как светилась ты, милостивица,
Жизнь раздаривая на пути…

После начала Великой Отечественной войны Арсения Тарковского как члена Союза писателей эвакуировали в Чистополь. Оттуда осенью 1941 года он написал более десяти прошений отправить его на фронт. Поэт вспоминал: «Я не вынес эвакуационного удушья». Отказывали Тарковскому из-за слабого здоровья.

В конце 1941 года, после очередного письма в военкомат, Тарковского вызвали в Москву. В декабре он получил направление в действующую армию, его назначили военным корреспондентом. Он писал для газеты «Боевая тревога» стихи, очерки и рассказы о советских солдатах. Среди произведений Тарковского о войне — «На полоски несжатого хлеба…», «Хорошо мне в теплушке»«Близость войны». Для армейского Ансамбля песни и пляски поэт сочинил несколько песен, в том числе «Гвардейскую застольную».

Несколько раз Тарковский участвовал в боях. В начале 1943 года его наградили орденом Красной Звезды.

Тарковский показал себя способным поэтом. Его перу принадлежат десятки поэм и стихов, посвященных героям нашей армии. Своими поэмами, стихами, рифмованными шапками, сатирой и юмором, печатаемым регулярно в газете, тов. Тарковский прививал бойцам любовь к Родине и ненависть к врагу. Прославляя героев, он воодушевлял бойцов на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками… <…> Очень часто во время боев Тарковский находился среди красноармейцев передовых подразделений и, рискуя жизнью, собирал материал о героях. <…> И на передовой линии под огнем противника Тарковский ведет себя мужественно, находит возможность работать и в этой обстановке.
Из наградного листа о награждении Арсения Тарковского орденом Красной Звезды

В декабре 1943 года Арсения Тарковского ранили в ногу в одном из боев на Прибалтийском фронте. По требованию второй жены поэта Антонины Бохоновой его перевезли в Москву, в Институт хирургии. Операцией руководил глава института — профессор Александр Вишневский. Однако ранение Тарковского было таким серьезным, что ногу пришлось ампутировать.

Арсений Тарковский был женат трижды. Со своей первой женой Марией Вишняковой поэт познакомился в 1925 году, на занятиях на Высших литературных курсах. В 1928 году Тарковский и Вишнякова поженились, хотя их родители и были против этого брака.

Тарковские были влюблены друг в друга, любили своих друзей, свою работу, литературу и жили большой кипучей жизнью студентов 20-х годов. Муж и жена Тарковские были студентами литературных курсов… вместе слушали лекции в одной группе, на одном курсе. Они сообща готовились к экзаменам и волновались, как они будут проходить друг у друга. И, несмотря на сопротивление матери Маруси этому браку, он осуществился, и жизнь молодых пошла своим путем, несколько беспорядочно, богемно, но любовно.
Поэт и фотограф Лев Горнунг (по книге Паолы Педиконе и Александра Лаврина «Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы»)

В браке у Тарковского и Вишняковой родилось двое детей: сын Андрей, который позднее стал режиссером, и дочь Марина. В дневнике Мария Вишнякова писала о муже: «Папа Ася — замечательно хороший папа и очень хорошая няня».

В 1940 году Тарковский и Вишнякова развелись. Второй раз поэт женился на Антонине Бохоновой. С ней он познакомился еще в середине 1930-х, а затем несколько лет переписывался. Марина Тарковская рассказывала: «Это было сильное чувство, заставившее папу уйти от семьи и оставить детей, которых он любил».

Со своей третьей женой — переводчицей Татьяной Озерской — Арсений Тарковский познакомился во время Великой Отечественной войны. Озерская вспоминала: «В мае сорок четвертого в переделкинском Доме творчества я увидела человека в военной форме на костылях, и передо мной… возник образ птицы, но со сломанным крылом. Спросила: «Кто это?» Мне ответили: «Разве вы не знаете, это Тарковский». Не успела я опомниться, как меня извещают: «Сегодня он будет читать свои стихи, приходите». Уже в 1946 году поэт расстался с Антониной Бохоновой, а еще через пять лет женился на Озерской. С ней Тарковский прожил до смерти.

После ранения Арсений Тарковский уже не мог вернуться на фронт. Со своими военными стихотворениями он выступал в домах культуры.

В 1945 году Тарковский по заданию Союза писателей поехал в Тбилиси, где познакомился с современными грузинскими поэтами. Тарковский переводил их стихотворения, но одновременно с этим готовил к выходу свой первый сборник. Книгу одобрили на одном из заседаний Союза писателей. Поэт Александр Коваленков писал: «Облик Тарковского — камерная поэзия, очень хорошо вооруженная. Книга обобщает. Тарковский традиционен, он развивает и продолжает линии Блока, Анненского, Пастернака…»

Сборник «Стихотворения разных лет» из 54 произведений Тарковского уже готовился к печати в издательстве «Советский писатель», когда вышло Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». В документе критиковали творчество Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. В постановлении писали, что они публиковали непатриотичные, «пустые, бессодержательные и пошлые вещи».

Непатриотичной посчитали и книгу Тарковского: поэт всего один раз упомянул Ленина и не посвятил ни одного стихотворения Сталину. Кроме того, Тарковского назвали членом так называемого «черного пантеона» писателей Серебряного века. Его упрекали в отходе от реализма, обилии метафор, сюжетах «начала века». Кроме него в «черный пантеон» вошли Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Владислав Ходасевич.

Стихотворения Тарковского вновь стали редко появляться в газетах и журналах. Поэт зарабатывал переводами восточных авторов — Расула Рзы, Махтумкули, Симона Чикованиа. В этот период он писал в стол.

В 1949 году ЦК КПСС поручил Арсению Тарковскому перевести ранние стихотворения Иосифа Сталина с грузинского. Предполагалось издать их отдельным сборником к семидесятилетию генсека. Поэт уже перевел несколько произведений, но Сталин лично запретил публиковать их.

В 1940-х Тарковский познакомился с Анной Ахматовой. Поэты переписывались, ездили друг к другу в гости и посвящали стихи, обменивались мнением о прочитанных книгах. Несколько раз Тарковский и Ахматова ссорились.

Тарковский… никогда не кривил душой, говоря о ее произведениях. Анна Андреевна часто читала ему свои новые стихи и требовала, чтобы он высказал свое мнение. Иногда стихи ему не нравились, и он откровенно говорил об этом. Она же, привыкнув слышать восторженные отзывы, огорчалась. Прочитав воспоминания Ахматовой о Модильяни, Тарковский сказал, что они ему не понравились, и добавил: «Лучше, чем растрачивать себя на них, собрали бы силы для новых стихов». Анна Андреевна очень обиделась. Несколько дней они не виделись. Тарковский уже собирался по совету жены купить красивый букет и поехать мириться. Но Ахматова сама позвонила и сказала: «Арсений Александрович, мы друзья, а значит, должны поддерживать друг друга и говорить добрые слова.
Журналист Максим Гуреев. Из книги «Вселенная Тарковские. Арсений и Андрей»

Во времена хрущевской оттепели Арсению Тарковскому несколько раз предлагали опубликовать стихи. Однако поэт отказывался. Он не хотел, чтобы книгу вновь отозвали в последний момент. В 1962 году жена Тарковского Татьяна Озерская и писатель Виктор Виткович сами подготовили к изданию сборник поэта «Перед снегом», в который вошли стихотворения 1940–60-х годов. Туда же включили военную лирику поэта.

Сборник опубликовали в издательстве «Советский писатель» небольшим тиражом в шесть тысяч экземпляров. Сын поэта Андрей Тарковский говорил об отце: «Мой отец, конечно, сегодня — самый большой русский поэт. Вне всяких сомнений. С огромным духовным зарядом. Поэт, для которого самое важное — его внутренняя духовная концепция жизни. Он никогда не писал ничего, чтобы прославиться».

Андрей Тарковский несколько раз вставлял в свои фильмы стихотворения отца. А в картине «Зеркало» стихотворение «Первые свидания» прочитал сам поэт.

В 1960-х вышли еще несколько сборников Тарковского — «Земле — земное» и «Вестник». Среди стихотворений этих лет — «Вот и лето прошло», которое прочитал один из героев фильма «Сталкер» Андрея Тарковского.

После выхода сборников Арсений Тарковский стал известен. Его приглашали на поэтические вечера, литературные передачи на телевидении. В 1966 году открылась поэтическая студия Тарковского при Московском отделении Союза писателей. Несколько раз поэт ездил в командировки за рубеж — во Францию и Великобританию. В 1970-х Тарковский получил несколько государственных наград: премию Туркменской ССР им. Махтумкули, орден Дружбы народов. Продолжили выходить книги поэта — «Волшебные горы», «Зимний день». Печатались и сборники его избранных стихотворений.

К 80-летию Тарковского наградили орденом Трудового Красного Знамени. В издательствах «Советская Россия» и «Советский писатель» подготовили к выходу его сборники «От юности до старости» и «Быть самим собой». Однако в их редактировании Тарковский уже не принимал участия из-за слабого здоровья. К тому моменту он жил в Доме ветеранов кино. Последним прижизненным сборником Тарковского стала книга «Звезды над Арагацем», куда кроме собственных стихотворений поэта вошли его переводы с армянского.

Последние полгода жизни Арсений Тарковский провел в Центральной клинической больнице. Там он умер 27 мая 1989 года. Похоронили поэта на кладбище в Переделкине, где у него была дача.

В том же году Тарковского посмертно наградили Государственной премией СССР за сборник «От юности до старости». В 2000-х в Кропивницком открыли дом-музей поэта.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9875/arsenii-tarkovskii

************************************************

ЛюбИм, трижды — Поклон! (Н.Ш.)

**************************************************

**************************************************

Цитаты Арсения Тарковского

Стихи Арсения Тарковского


Надо ослепнуть, чтоб имя твое
не прочесть на ступеньках и сводах


И научился он небытию
И ни на что не обращал вниманья…


После меня — хоть ремонт


В пустоте оставляю себя самого,
Равнодушно смотрю на себя — на него.


На белом свете чуда нет,
Есть только ожиданье чуда.


Человек живет не для того, чтобы быть счастливым. Есть вещи гораздо более важные, чем счастье.


Не веришь в ад, не ищешь рая,
А раз их нет — какой в них прок?
Что скажешь, если запятнаю
Своею кровью твой порог?


Ни словом унять, ни платком утереть…


Влюбленность — так это чувствуешь, словно тебя накачали шампанским… А любовь располагает к самопожертвованию. Неразделенная, несчастная любовь не так эгоистична, как счастливая; это — жертвенная любовь. Нам так дороги воспоминания об утраченной любви, о том, что было дорого когда-то, потому что всякая любовь оказывает влияние на человека, потому что в конце концов оказывается, что и в этом была заключена какая-то порция добра.


Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост —
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.


Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами…
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.



Смерть никто, канцеляристка, дура,
Выжига, обшарканный подол,
У нее чертог — регистратура,
Канцелярский стул — ее престол.


Ты, что бабочкой чёрной и белой,
Не по-нашему дико и смело,
И в моё залетела жильё,
Не колдуй надо мною, не делай
Горше горького сердце моё.


…И потому бессмертен я, пока
Течет по жилам — боль моя и благо
Ключей подземных ледяная влага,
Все эр и эль святого языка.


Эй, в чёрном ситчике, неряха городская,
Ну, здравствуй, мать-весна! Ты вон теперь какая:
Расселась — ноги вниз — на Каменном мосту
И первых ласточек бросает в пустоту.


Терзай меня — не изменюсь в лице.
Жизнь хороша, особенно в конце,
Хоть под дождем и без гроша в кармане,
Хоть в Судный день — с иголкою в гортани.


Мерцая жёлтым язычком,
Свеча всё больше оплывает.
Вот так и мы с тобой живём
Душа горит и тело тает.


Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.


Когда тебе придётся туго,
Найдешь и сто рублей и друга.
Себя найти куда трудней,
Чем друга или сто рублей.

Порой по улице бредёшь —
Нахлынет вдруг невесть откуда
И по спине пройдёт, как дрожь,
Бессмысленная жажда чуда.


Всё, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полёт,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берёт.


Я голос твой далёкий слышу,
Друг другу нам нельзя помочь,
И дождь всю ночь стучит о крышу,
Как и тогда стучал всю ночь.


Зима висит на хвойных лапах,
По-праздничному хороша,
Арбузный гоголевский запах —
Её декабрьская душа.


Выпало лето холодной иголкой
Из онемелой руки тишины
И запропало в потёмках за полкой,
За штукатуркой мышиной стены.

11 комментариев

  1. Всё, я исчезла из эфира НАДОЛГО, все Долги, приятные, раздав.
    Ом
    Всем — Добра и Света!
    НАШ 🙂
    _________________________
    На этот час в ЖЕЗ — 1 019 записей, 3 555 комментариев.
    Идем НЕ в объем, а во внутренний центр отныне. Оум.
    ***************************
    https://proza.ru/2018/10/04/963

  2. Знакомый посоветовал почитать » Потрясение…» В Инете аудиозапись книги Евгения Савченко имеется. Экс- губернатор Белгородской области, за четверть века смог наладить достойную жизнь жителям , работу, в солидном возрасте серьезно заинтересовался духовными вопросами. Судьба свела с человеком, принимающим тексты от Существа, которое в Небесной Иерархии занимает высокое положение. Женщину зовут Любовь. Как и Борис Николаевич Абрамов, она ночами принимает тексты. В книге много ценных мыслей- о России, о ее правителях, о назначении человека и т.д. Мне удалось прослушать пока десять глав. Это не Йога и не буддизм, превалирует религиозная составляющая. Но есть и объяснение природы Мироздания, ДНК. Часто сам Савченко объясняет те или иные тексты. В 1985 еще году такую книгу непременно бы купил и запоем читал. Кстати, где то перекличка с Розой Мира. Автор считает даже, что отдельные два тома Демиурга желательно предложить в школьные учебные Программы. Язык значительно понятней, нежели в Тайной Доктрине и в Живой Этике. Сегодняшнее знакомство с » Потрясением…» Напомнило о событиях почти десятилетней давности. К нам несколько раз приезжали из Барнаула последователи Маслова. Доктор наук принимал Послания из высокого источника, как говорили гости нам. Раздавали его » Откровение», потом правда эти книги с записями Маслова изъяли из фондов библиотек. Сам Леонид Иванович был выведен из состава редколлегии журнала » Наука и религия». И вот имеем что то новое, в 2022 году. Пусть каждый и решает, ознакомившись с главами книги экс- губернатора, нужно или не нужно ему знакомиться с необычными знаниями. Александр

    • Эту книгу я, помнится, грузила этой весной в ЖЕЗ — для широкого читателя. Так, предисловие перелистнула…положительно оценив ее.

      Мое мнение: пусть духовных источников будет много, никакого догматизма и претензий на истину в последней инстанции ни один адекватный духовный источник НЕ должен содержать в себе, если он исходит от Иерархии Сил Света, а не тьмы, навязывающей догмы и подавляющей волю человека. Сколько людей, столько и типов сознаний, как темпераментов в психологии. Каждый пусть возьмет свое, ему близкое по опыту и развитию, духовной ориентации. Эпоха демократии должна коснуться и этой сферы — духовного знания и сознания. Полифония Единой Истины.
      Наша Задача — заниматься творческим Синтезом Единого Знания.
      (читаю сейчас сразу несколько книг: Трактат о Космическом Огне Алисы Бейли (рекомендую, Она большая умница!), Историю России с Киевской Руси… С.Ф. Платонова, Историю русской философии Зеньковского, Библию Лопухина («Толковая Библия» (толкование Библии), вышла в свет под редакцией проф. Александра Павловича Лопухина (1852–1904).) — местами.., еще стихи…разные, гуляю наконец-таки на природе, за городом у речки, и ремонт ждет меня. И еще множество прекрасных книг томятся в очереди…)
      Всех Благ! Пока! Жму руку.
      НАШ

    • P.S. …но одно дело — информацию принимать, а другое — писать самому, будучи ведомым собственной Душою, Высшим Я.

      Я согласна с ютуб-каналом Эра Водолея, говорящей, что учителя/лидеры и школы — это эпоха Рыб. Эпоха Водолея — каждый ведет себя сам…имея Внутренний субъект сознания, направляющий его.
      Это будет сказано для духовно развитых людей.
      Всех остальных, детсадовского возраста, надо вести за руку. (При этом, они еще будут кусать вашу руку…)
      НАШ

  3. » множество книг томятся…» А как же ленинское: лучше меньше, но лучше? Хотя многие нарушали это. И успевали прочитывать просто невобразимые обьемы текстов. Память. В Живой Этике говорится, что чудовищной памяти нет. Есть умение вызывать образы, не дословно. Не можете прояснить эту мысль? С уважением, Александр

    • Доброго дня, Александр Георгиевич!
      (не даете мне-таки уйти на каникулы… Игорь Львович с утра шлет смс : «тебя ждет комментарий»… :-))

      Я отношусь именно к тем людям, у кого избирательная память. И читала я меньше, чем хотелось бы…жизнь была такая…слишком напряженная… почти всегда. Но у меня собралась сильная домашняя библиотека, которой я могу гордиться, потому что отказывала себе в материальном ради духовного — стяжание Духа Святого. И мне действительно надо кое-что прочесть, перечесть, полистать… а я всё пишу, комментирую, ЖЕЗ для читателей делаю…часто себе в ущерб.
      Лучше меньше да лучше — это я практикую всегда, неизменно.
      Память моя хранит только то, что ей нужно, ей — Душе.
      __________________________
      «В Живой Этике говорится, что чудовищной памяти нет. Есть умение вызывать образы, не дословно». (хорошо бы давать в контексте…)
      У меня образы часто вызывает контакт со стихией воды…вот лежу с утра в ванной и вдруг вижу призматическим зрением лицо Ленина…чего-то хочет от меня.
      Настройтесь на нужное Вам, и образы сами пойдут…это ведь так просто.
      Воображение — это сумма опыта прежних жизней.
      Иногда какая-то цитата вас «опрокинет» в себя, и вы три дня будете ее проживать, забыв об остальном. У меня так. Получил импульс и пошел дальше, совсем не обязательно читать от корки до корки.
      Я не из тех, кто глотает книги. Я из тех, кто много рефлексирует. Это тоже не всегда хорошо, мучительно.
      Всех Благ! (у нас гроза).
      С уважением, НАШ (это теперь моя подпись 🙂 коротко и ясно.)
      ____________________________________
      Игорь Львович дежурит в ЖЕЗ до сентября. Я за три месяца весны, считаю, годовую норму работы в ЖЕЗ выполнила.
      Ушла…До свидания! Храни Вас, Александр, и всех Бог! АУМ!
      ______________________________________
      Лирическое, Утро: https://proza.ru/2014/07/03/1512…))

  4. Арсений Тарковский (мой любимый Поэт. — Н.Ш.)

    Я учился траве, раскрывая тетрадь…

    Я учился траве, раскрывая тетрадь,
    И трава начинала, как флейта, звучать.
    Я ловил соответствие звука и цвета,
    И когда запевала свой гимн стрекоза,
    Меж зеленых ладов проходя, как комета,
    Я-то знал, что любая росинка — слеза.
    Знал, что в каждой фасетке огромного ока,
    В каждой радуге яркострекочущих крыл
    Обитает горящее слово пророка,
    И Адамову тайну я чудом открыл.

    Я любил свой мучительный труд, эту кладку
    Слов, скрепленных их собственным светом, загадку
    Смутных чувств и простую разгадку ума,
    В слове п р, а в д, а мне виделась правда сама,
    Был язык мой правдив, как спектральный анализ,
    А слова у меня под ногами валялись.

    И еще я скажу: собеседник мой прав,
    В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,
    Но зато не унизив ни близких, ни трав,
    Равнодушием отчей земли не обидел,
    И пока на земле я работал, приняв
    Дар студеной воды и пахучего хлеба,
    Надо мною стояло бездонное небо,
    Звезды падали мне на рукав.

    ****
    Я так давно родился…

    Я так давно родился,
    Что слышу иногда,
    Как надо мной проходит
    Студеная вода.
    А я лежу на дне речном,
    И если песню петь —
    С травы начнем, песку зачерпнем
    И губ не разомкнем.

    Я так давно родился,
    Что говорить не могу,
    И город мне приснился
    На каменном берегу.
    А я лежу на дне речном
    И вижу из воды
    Далекий свет, высокий дом,
    Зеленый луч звезды.

    Я так давно родился,
    Что если ты придешь
    И руку положишь мне на глаза,
    То это будет ложь,
    А я тебя удержать не могу,
    И если ты уйдешь
    И я за тобой не пойду, как слепой,
    То это будет ложь.

    ****
    Посредине мира

    Я человек, я посредине мира,
    За мною мириады инфузорий,
    Передо мною мириады звёзд.
    Я между ними лёг во весь свой рост —
    Два берега связующее море,
    Два космоса соединивший мост.

    Я Нестор, летописец мезозоя,
    Времён грядущих я Иеремия.
    Держа в руках часы и календарь,
    Я в будущее втянут, как Россия,
    И прошлое кляну, как нищий царь.

    Я больше мертвецов о смерти знаю,
    Я из живого самое живое.
    И — боже мой! — какой-то мотылёк,
    Как девочка, смеётся надо мною,
    Как золотого шёлка лоскуток.

    1958 г.

  5. Поэт и компромисс: https://proza.ru/2014/07/04/1159
    *
    Из чего рождаются стихи?.. https://proza.ru/2017/01/24/2395
    ай да заниматься творчеством!

    НЕТ войне! Мир — ВСЕМ! АУМ!
    НАШ 🙂
    _________________________________
    Зов в Шамбалу…для тех, кто слышит…https://proza.ru/2018/12/24/1454 Ом
    Шаг и Путь!

  6. https://proza.ru/2022/06/02/117 — Уже началось. Самообучающаяся машина пишет рассказы.

  7. Еще из Арсения Тарковского… //https://www.culture.ru/literature/poems/author-arsenii-tarkovskii

    Дерево Жанны

    Мне говорят, а я уже не слышу,
    Что говорят. Моя душа к себе
    Прислушивается, как Жанна Д’Арк.
    Какие голоса тогда поют!

    И управлять я научился ими:
    То флейты вызываю, то фаготы,
    То арфы. Иногда я просыпаюсь,
    А все уже давным-давно звучит,
    И кажется — финал не за горами.

    Привет тебе, высокий ствол и ветви
    Упругие, с листвой зелено-ржавой,
    Таинственное дерево, откуда
    Ко мне слетает птица первой ноты.

    Но стоит взяться мне за карандаш,
    Чтоб записать словами гул литавров,
    Охотничьи сигналы духовых,
    Весенние размытые порывы
    Смычков, — я понимаю, что со мной:
    Душа к губам прикладывает палец —
    Молчи! Молчи!
    И все, чем смерть жива
    И жизнь сложна, приобретает новый,
    Прозрачный, очевидный, как стекло,
    Внезапный смысл. И я молчу, но я
    Весь без остатка, весь как есть — в раструбе
    Воронки, полной утреннего шума.
    Вот почему, когда мы умираем,
    Оказывается, что ни полслова
    Не написали о себе самих,
    И то, что прежде нам казалось нами,
    Идет по кругу
    Спокойно, отчужденно, вне сравнений
    И нас уже в себе не заключает.

    Ах, Жанна, Жанна, маленькая Жанна!
    Пусть коронован твой король, — какая
    Заслуга в том? Шумит волшебный дуб,
    И что-то голос говорит, а ты
    Огнем горишь в рубахе не по росту.

    1959 г.
    ____________________________________
    Я прощаюсь со всем…

    Я прощаюсь со всем, чем когда-то я был
    И что я презирал, ненавидел, любил.

    Начинается новая жизнь для меня,
    И прощаюсь я с кожей вчерашнего дня.

    Больше я от себя не желаю вестей
    И прощаюсь с собою до мозга костей,

    И уже наконец над собою стою,
    Отделяю постылую душу мою,

    В пустоте оставляю себя самого,
    Равнодушно смотрю на себя — на него.

    Здравствуй, здравствуй, моя ледяная броня,
    Здравствуй, хлеб без меня и вино без меня,

    Сновидения ночи и бабочки дня,
    Здравствуй, всё без меня и вы все без меня!

    Я читаю страницы неписаных книг,
    Слышу круглого яблока круглый язык,

    Слышу белого облака белую речь,
    Но ни слова для вас не умею сберечь,

    Потому что сосудом скудельным я был.
    И не знаю, зачем сам себя я разбил.

    Больше сферы подвижной в руке не держу
    И ни слова без слова я вам не скажу.

    А когда-то во мне находили слова
    Люди, рыбы и камни, листва и трава.

    …………………………..

    На этой трепетной ноте мы и простимся с вами, наши Читатели, на время…надеюсь. А потом встретимся вновь! Ом
    НАШ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *