Е.П. Блаватская. «Евангельский эзотеризм»

Блаватская Елена. Евангельский эзотеризм

Рига: Виеда, 1991.
«Мысли Евангелия. — указывает Е. Блаватская, — если они освобождены от богословского толкования, принадлежат к древнейшей религии мудрости… Существовал универсальный язык мистерий, на котором были написаны все Священные Писания, начиная от Вед и заканчивая Откровением Иоанна, от Книги мертвых до Деяний апостолов».

*************************************************

…“Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и конца века?”— (От Матф. XIV, 37) спросили апостолы на горе Елеонской.

Ответ “Человека Скорбей”, Хреста, как его надо называть на пути испытаний и Христос — на пути Его творчества[1] — пророческий и имеет громадное значение. Мы должны привести его целиком. Иисус сказал:

“Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: “Я — Христос” и многих прельстят. Также услышите о войнах… Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство, будут глады, моры и землетрясения по местам. Но все это только начало бедствий. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за Имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга, и многие лжепророки восстанут и прельстят многих. И, по причине умножения беззакония, во многих ослабеет любовь, и тогда придет конец… Тогда, если кто скажет вам: “Вот здесь Христос, или там” — не верьте… Если скажут вам: “Вот Он в пустыне” — не выходите. “Вот Он в комнате” — не верьте. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.

Две вещи ясны нам из вышеприведенных слов.

  1. “Будущее Христа”, т. е. пришествие Христа, — означает присутствие Христа в обновленном мире, а не появление “Христа” Иисуса.
  2. Этот Христос не в пустыне и не в комнате. Его не надо искать в каком-либо храме, построенном человеческими руками, потому что Христос, Истинный эзотерический Спаситель — не человек, но Божественный Принцип в каждой человеческой груди. Кто стремится пробудить дух, который был распят его собственными человеческими страстями и лежит глубоко в “гробу” его грешной плоти, кто обладает силой откатить камень материи от дверей своего внутреннего святилища, тот имеет в себе воскресшего Христа (“Ибо вы суть храм Бога живаго”. II-е посл. ап. Пав. к коринф. VI, 16). Сын Человеческий не сын земной рабыни — плоти, но небесной царицы — духа[2]; дитя собственных дел человека, плод его спиритуалистических усилий.

С другой стороны, с начала христианского времяисчисления указанные Матфеем признаки ни к одной эпох так хорошо не подходили, как к нашей. Когда больше восставал народ против народа, как не в последние десятилетия? Когда более ужасно выступала страшная нужда, безграничная бедность и голод пролетариата, землетрясения и др. несчастья, как не в последние годы?

Пусть Чнлиасты и адвентисты продолжают проповедовать: “Пришествие (плотского) Христа уже приблизилось”, пусть они готовятся к “кончине мира”. Но мы, теософы, по крайней мере, те теософы, которые понимают скрытый смысл всемирно ожидаемого Аватара Мессии, Сосиоша или Христа, понимаем, что речь идет вовсе не о “кончине мира”, но о кончине нашей эпохи.

Различные важные циклы прошли около конца XIX века. Первый 5000-летний — цикл Каллиюга; потом мессианский цикл, который связан с созвездием Рыбы — “Ихтис”, или “рыбочеловек”; цикл Даго, который был известен евреям самарянам и евреям-каббалистам, последний цикл чисто исторический и глубоко оккультный. Он длился около 2155 солнечных лет. Но этот цикл имеет оккультное значение только тогда, если исчислить его по лунным месяцам. Последние из этих циклов окончились 2410 и 255 до Р. X., т. е. когда точка равноденствия перешла в созвездие Рыб. Когда точка равноденствия перешла в 1906 году в созвездие Водолея, психологи получили новую работу, и психические свойства человечества претерпели большую перемену.

Снова и снова истолковывается предупреждение против “лжепророков” так, как будто бы оно направлено против мистиков и особливо против теософов. И все же едва можно слова Матфея применить к теософам, потому что никогда они не говорили, что Христос “там” или “здесь”, в пустыне или в городе, или даже — в комнате, в алтаре какой-либо современной церкви. Пусть они будут по происхождению своему язычники или христиане, они отказываются материализировать самый чистый и высокий идеал — символ символов — н низводить его, мы говорим о бессмертном духе человека, назовем его Гор, Кришна, Будда или Христос. Никто из ниx не говорил: “Я — Христос”, потому что все рожденные на Западе теософы считают себя только “христианами”, как они ни стараются стать истинными “хрестианами”. К тем, которые в своей надменности и большой гордости отказываются от права носить имя Христа, потому что они ведут жизнь Хреста[3], и которые полагают, что, будучи еще младенцем, они получили название христианина, т. е. имя Христа (прославленного, избранного), к ним относятся упомянутые слова лучше. Каждая из всех 350 протестантских сект уверяет, что Христос только в их “церкви”, в то время, как большинство их приверженцев ежедневно распинают Христа на кресте материи — “древе позора” древних римлян.

Обожествление мертвой буквы Библии есть только новая форма идолопоклонства. Главный догмат веры не признает никакого Двуликого Януса. “Оправдание” через Христа не может произойти по нашему желанию ни через “веру” или “дела”, и когда Иаков (1, 25) противоречит Павлу (к Евреям XI, 31) и наоборот, то, естественно, один из них ошибается. Следовательно, Библия не есть Слово Божие, но содержит в себе слова ошибающихся людей и несовершенных учителей. Если читать ее эзотерически, то мы найдем в ней если не всю истину, то зато ничего кроме истины… Только: quot homines, tot sententiae[4].

“Принцип Христа”, пробужденный, прославленный дух истины, который всемирен и бесконечен — этот истинный Христос не может быть монополизован никаким человеком, даже если он присвоит себе название “наместника Христа”. Дух “Хреста” или “Христа” не может ограничиваться никакой сектой только потому, что эта секта считает себя выше глав всех других сект и религий. Имя христианина связано, особенно в наши дни, с такой нетерпимостью, таким догматизмом, что христианство приходится назвать par excelence[5] религией несправедливости и религией присвоения. Поэтому это некогда такое благородное наименование, про которое Юстин Мученик говорил, что “только через одно имя, которое возложено на нас как преступников, мы прославлены”, — и это наименование теперь обесчещено.

Да, мало есть христиан, которые понимают истинное значение слова “Христос”[6], а те немногие священнослужители, которые это случайно знают, боязливо скрывают это от своей паствы. Они же воспитаны так, что считают занижаться такими вопросами грехом. А все-таки, что такое “Божественная мудрость”, или “Гнозис”, как единая реальность среди нереальных форм природы, как душа проявленного Логоса? Зачем же нам, если мы стремимся к слиянию с вечным и Абсолютным Божеством, пугаться при мысли проникнуть в его мистерии?

Некоторые намеки и указания к эзотерическому пониманию Евангелий будут даны в дальнейшем. Все любящие истину не найдут ничего против этого; те же, про которых сказано: qui vult decipi decipiatur “если им хочется, пусть будут обмануты!”.

Библию, так же, как и все другие книги мировых религий, нельзя исключить из класса  аллегорических и символических писаний, которые, начиная с доисторических времен, возвещали о тайных учениях мистерий в более или менее скрытой форме.

Примитивные авторы “Логий”, из которых и появились наши Евангелия, знали, конечно, истину и всю истину; их же потомки сохранили только догматы и формы, на которых они могли создать свое “священство”, вместо истинного духа так называемого учения Христа. Так постепенно произошло извращение.

Мысль написать это сочинение про эзотеризм Евангелий была дана нам письмом Джеральда Массея: “Противоречит ли самому себе учение Христа?” Это письмо было обнародовано в журнале “Люцифер”.

Мы не хотели смягчить сказанное Массеем; противоречия, которые он открыл, настолько ясны, что их опровергнуть не может какой-нибудь “проповедник”. Мы имеем возразить только относительно небольшой фразы. Массей пишет: “Зачем клясться именем Библии — если книга, именем которой мы клянемся, есть “лавка обмана”, которая уже взорвалась или каждый миг может взорваться?”.

Такой великий символист, как Массей, конечно, никогда не назвал бы “Книгу мертвых”, “Веды”, или какую другую древнюю книгу, “лавкой обмана”[7]. Почему не рассматривать с этой же символической точки зрения Ветхий Завет и — в еще большей степени — Новый?

Все эти священные книги есть “лавки обмана”, если рассматривать экзотерическое буквенное толкование их старых, а тем более новых богословских интерпретантов. Все они служили священству, как средство добиться мощи и вести честолюбивую политику; священству, которое поддерживало, по возможности, суеверие, которое сделало из своих богов кровожадных молохов и заставляло целые нации служить этим богам вместо Бога истины.

Но если искусно вымышленные догматы и намеренные извращения схоластиков есть,  безусловно, “лавки обмана”, то сами тексты являются “ценными рудниками”, полными универсальных истин. Для профанов и грешников эти тексты все еще “таинственные слова”, написанные человеческой рукой на стене дворца “Валтасара”. Им нужен Даниил, чтобы прочел нх и дал им понять.

И все-таки — истина не допустила, чтобы свидетели ее перемерли. Наряду с “Великими” в символогии Священного писания была небольшая часть учеников, которые посвятили свою жизнь труду вырвать у сфинкса мировых религий его тайну.

И если никто из этих учеников не овладел “семью ключами”, которые открывают двери проблемы, то все же они работали много, чтобы сказать: “существовал универсальный язык мистерий, на котором были написаны все Священные Писания, начиная от Вед и заканчивая “Откровением Иоанна”, от “Книги мертвых” до “Деяния Апостолов”.

Но если настаивать на толковании Библии в значении ее мертвых букв, несмотря на современные открытия ориенталистов и стремлений независимых мыслителей и каббалистов, — то легко предвидеть, что и новое поколение, как в Америке, так и в Европе, отбросит от себя Библию, как это сделали уже материалисты.

Чем больше изучать древние религиозные тексты, то больше убеждаешься в том, что основа Нового Завета та же самая, что и в Ведах, Египетской Теогонии и древне американской.

Примирение путем крови, союзы крови и смешение крови между богами и людьми, так же как жертвы, приносимые богами людям, равно как и людьми богам — есть ключ ко всякой космогонии и теогонии; душа, жизнь и кровь в древних языках, особенно у евреев, обычно называется одним и тем же словом. Много легенд у различных народов, географически очень удаленных друг от друга, приписывают душу и сознание нового человеческого рода крови божественного Создателя. Берозий приводит одну халдейскую легенду, в которой говорится, что человеческий род произошел от смешения пыли с кровью, истекавшей из головы бога Ваала. “Отсюда объясняется, что у людей есть разум, и они обладают также частью божественного знания”, говорит Берозий[8]. А Ленорман указал[9], что орфики говорили: “внематериальная часть человека, его душа, вышла из крови Дионисия Загрейского, которого титаны растерзали в клочья”. Кровь пробуждает мертвых к новой жизни, т. е. объясняя метафизически: она дает человеку сознательную жизнь и душу. Мистическое значение предписания: “истинно говорю вам: Если вы не едите плоть Сына Человеческого и не пьете Его кровь, то в вас не будет жизни”, и т. д. — никогда не понималось в его настоящем оккультном смысле, исключая тех, кто знает несколько из “семи ключей”.

Первый ключ, которым надо обладать, чтобы раскрыть темные тайны имени Христа, это ключ, которым отпирались двери старых мистерий первых арийцев, поклонников огня и египтян.

Гнозис, который впоследствии был отстранен христианской догматикой, был некогда универсальным. Это было эхо первоначальной религии мудрости, которая была некогда наследием всего человечества; поэтому можно сказать, что дух Христа — Божественный Логос — в своем  метафизическом аспекте светил человечеству с самого начала.

Мистерия этого духовного Христа, Принципа Христианства, мистерия, которая была возвращена две тысячи лет тому назад Иисусом из Назарета, с давних времен была открыта только “достойным”. Из Евангелия от Луки мы видим, что “достойные” были такие, которые были посвящены в мистерии Гнозиса, и которые “считались достойными” воскреснуть из мертвых в этой земной жизни: “Те, которые знают, что умереть больше не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения”. Другими словами: они были великие адепты любой религии; и слова эти относятся ко всем, которые, не будучи посвященными, стараются жить своей жизнью и добиться спиритуалистического просветления, когда они соединяют свою личность — “сына” с “отцом” своим индивидуальным божественным духом, духом Бога в себе.

Это “воскресение” не должно быть монополизовано только христианами: потому что оно спиритуалистическое право от рождения каждого человеческого существа, к какой бы религии он ни принадлежал. Каждый, кто понял этот принцип христианства в себе самом, есть истинный христианин; все же те, которые отмежевываются от этого принципа, умрут непременно, как язычники без воскресения, — несмотря на все церемонии крещения, таинства, молитву на устах и веру в догмы.

Чтобы понять все это, читатель должен понять архаическое значение слова Хрестос и Христос. Первое слово значит больше, чем “хороший человек”; второе никогда не принадлежало живому человеку, но только посвященному в минуту его второго рождения и воскресения. Каждый, кто ощущает в себе Христа и признает Его единственным “путем” для себя, становится апостолом Христа, если бы он даже не был никогда крещен, никогда не встречался с христианами, уже не говоря о том, что не называет себя христианином.

Далее мы остановимся подробнее на обоих словах “Хрестос” и “Христос”.

Слово “Хрестос” существовало уже давно, задолго до того, как стало известно христианство. В пятом веке до Р. X. упоминает его Геродот, Айсхилос и другие греческие писатели.

Так, мы читаем у Айсхилоса про “оракулов, которые возвещали о пифийском боге…”. Исходящие от этого наименования многочисленны. “Хрестос был тот, кто, объяснял оракул, “пророк”, а “хрестерионский” был такой, который стоял на службе оракула, будь то бог или “учитель”[10].

Отсюда нам кажется вполне вероятным, что первоначально слова Христос и христиане читались, как: Хрестос и хрестиане[11], ведя свое начало от терминологии языческих храмов и, имея то же значение. Бог иудеев был на месте старых оракулов и других богов: общее наименование Хрестос перешло теперь на одну определенную личность, и новые названия как-то: “хрестианой” и “хрестодаулос”, приверженец или слуга Хреста, получили происхождение из старого материала.

В эзотерической фразеологии храмовых мистерий слово “Хрестос” — производное от глагола Chraomai (спрашивать совета у какого-нибудь бога) значит то, что мы называем адепт, следовательно высший чела, высокий ученик. В этом смысле мы это находим у Эврипида (Ион. 1320). Слово прилагалось к каждому ученику, который был признан учителем, как и ко всякому хорошему человеку вообще.

Христианские богословы производят слово Христос от “Chrio” (миропомазать)… Слово Хрестос означает священник или пророк, подходит к Иисусу больше, чем “помазанный”, потому что Иисус, как говорит Норк, ссылающийся на Евангелие, не был помазан, ни как король, ни как священник.

Великая тайна скрыта за этим вопросом, и эта тайна, как я утверждаю, может быть только разрешена путем тщательного изучения языческих мистерий. Потому что у древних дохристианского периода не было никакой причины — каковую имели первые отцы церкви — скрывать или затушевывать истинное значение имени “Хрестос” и “Христос”, поэтому их утверждения более правдоподобны.

Слово Хрестос, как мы уже говорили, имеет несколько значений. Оно может быть приложено как к Богу, так и к человеку. В первом смысле мы находим его в Евангелии от Луки (Г. VI, 35), где оно значит “милосердный” и “доброжелательный”. Во втором смысле мы находим его у Клемеития Александрийского, где оно означает просто доброго человека… “Все, кто верит в Хреста (хорошего человека), тоже хрестиане, хорошие люди (как их и называют)”.

Молчаливость Клементия понятна. Он был посвященным в мистерии, платонист, и благодаря этому обстоятельству, прежде чем он стал христианином, как далеко он не отошел от своих прежних убеждений, он не мог нарушить своей клятвы молчания мистиков.

Как гностик и теософ, Клементий должен был знать, что “Христос” был путь, тогда как “Хрестос” обозначал одинокого путника, который идет по этому пути к далекой цели, указуемой ему Христом, преображенным духом истины, по достижении которой душа (сын) соединится с духом (отцом).

О том, что Павел знал эту тайну, об этом говорят его собственные слова, ибо что иное значат его слова: (IV к Галатам 19 и 20) “Опять мучаюсь я в предродовых муках, пока Христос войдет в вас” — иначе, говоря эзотерически: пока вы найдете Христа в себе, как свою единственную дорогу.

Таков был и человек Иисус; будь он из Назарета или Лидды[12], это безразлично — Христос так же бесспорно, как никто не называл Его Христом во время Его земной жизни до Его последнего испытания…

Что же касается слова Христос, то можно привести несколько древних писателей, которые докажут, что это слово употреблялось еще до Христианской эры.

Христос, или “состояние во Христе”, было всегда синонимом состояния в “Махатме”, т. е. слияния человека с божественным в нем принципом. Так говорит также Павел (III к Ефесянам, 17): “Чтобы нашли Христа внутри себя путем знания” (не веры, как это обычно переводится. Потому что  греческое слово pistis означает “знание”).

Тертуллиан объясняет во II части своей Апологии, что слово “Христианство” украдено умелой интерпретацией. Но еще более важное доказательство в том, что слово Христос дохристианского происхождения. Вероятность этого находим в известных предсказаниях эритрейской сибиллы: Jesous Chrei’stos theou yios soter stauros” “слова, которые точно переводятся как: “Иисус, Христос, Бог, Сын, Спаситель, Крест”.

Если читать их эзотерически, эти слова, хотя они и не связаны друг с другом ничем и не имеют для профана никакого значения, получают смысл настоящего предсказания, только оно не имеет прямого отношения к Иисусу, так как эта строфа из мистического катехизиса посвященных. Предсказание относится к приходу Духа истины (Христа) на землю — событие, после которого наступит золотое время. Но это событие, говорим еще раз, не имеет ничего общего с Иисусом. Эти слова учат, что необходимо пройти через распятие плоти или материи, пока мы достигнем блаженного состояния внутренней (или субъективной) теофании.

Если читать их экзотерически, эти слова представляют собой прекрасную основу, чтобы связывать с ними христианские пророчества. Только не надо забывать одного: эти слова языческие, не христианские.

Если бы нам предложили их разъяснить, то мы ответили бы: “Изучайте мифологию, так называемые “измышления” древних, и она даст вам ключ… Мифология учит нас, что Янус, сын Аполлона, “посвященный” в мистерии, “открывает двери света” или тайной мудрости мистерий… — так что ему, как и его брату, Асклепию, божественному врачу, придается имя “Спаситель”  (soter) и что Язо, дочь Асклепия, богиня лечения, которая покровительствует всем, кто добивается посвящения в храм ее отца, т. е. новичкам или “Chrestoi”, которые и назывались “сыны Язо”.

Почему же не считать, что предсказания относятся к одному из “сыновей Язо”, мистиков и будущих посвященных? Почему не читать сибиллические книги в их истинном смысле — смысле, который не имеет ничего общего с христианскими пророчествами? Тайная наука говорит, что два первых слова “Jesous Chreistos” означают только “сын Язо, Хрестос” т. е. жрец бога оракула. В действительности на ионическом наречии Язо называется Иезо, сибилла говорила только на этом языке, потому что Эритрея — город Ионический. Jesous — родительный падеж, означает сын Иезо.

Не обращая внимания на мистическое значение предсказания сибиллы, буквальное значение его будет таково: “Сын Язо, Хрестос (жрец или слуга), сын бога (Аполлона), спаситель от креста (материи)”. Действительно, христианство этого никогда не поймет, пока не исчезнет всякий след догматики, а мертвая буква не будет принесена в жертву духу истины, который открыл себя так же в Горе, Кришне, Будде, как в гностическом Христе и настоящем Христе Павла…

Потому что, повторяем еще раз — название Христос и история распятия человека Христа появляются не первый раз. Повсюду: в Индии, Египте, Халдее, Греции бывали такие легенды, и все они имеют одну и ту же основу. Они все символизируют добровольную жертву Логоса, первой открытой эманации Единого, вечно скрытого, Безграничного, Неведомого, лучи которого воплощаются в человечестве. Лучи Логоса согласились упасть в материю, поэтому их называют “упавшие”. Это одна из величайших мистерий, которая может быть только слегка упомянута, но которая подробно изложена в моей “тайной науке”.

Наконец, необходимо кое-что прибавить к этимологии обоих слов: Хрестос и Христос. Слово Христос — происходит от греческого chrio (хрио — мазать), но переводят богословы, как — “помазанник”. Также можно сделать из Кришны, первый слог имени которого санскритское слово кри (проливать, покрывать)[13], помазанника. Христианские богословы пробуют, правда, произносить имя Кришна от “krishna” (черный). Но если сравнивать санскритский с греческими корнями, которые встречаются в словах Хрестос, Христос, Кришна, то сразу видно, что они того же происхождения, и каждое из этих имен, как верят многие ученые, может быть объяснено просто при помощи астрономии и знанием знаков зодиака в связи с фаллийскнми символами. В то время, как астрономические символы носят мистический характер Пурана и исполняют астрономические функции, то их спиритуалистические противообразы  невидимо, но крепко владеют миром. Они существуют в виде чистой абстракции на высшем пространстве, как открытые идеи на астральной плоскости, и появляются в виде мужских, женских или андрогинных сил на нашей низшей, физической плоскости. Скорпион, как Хрестос-мешиак[14], и Лев, как Христос-Мессия, существовали задолго до христианской эры в испытаниях и триумфах посвящения мистерий — в то время, как Скорпион был символом испытуемого и мучимого посвященного, Лев же — символ полного славы торжества истины.

Поэтому “Христос” есть больше чем “помазанник” или “избранник” христианского богословия. Эти оба названия относятся к Хресту, человеку скорбей и страданий в его физическом, ментальном и психическом состояний. Христос есть победный венец страдающего Хреста мистерий, стремящегося к окончательному слиянию, к какой бы расе, религии он ни принадлежал. Для истинного потомка духа истины довольно безразлично, жил ли Христос, как человек, и Хрестос во время начала христианского времяисчисления, или не жил. Адепты, которые жили и умирали за человечество, существовали во все времена, и много было святых людей задолго до того, как родился Иисус из Назарета.

Поэтому мы имеем  большое основание придти к утверждению, что Иисус или Иегошуа, равно, как Сократ, Фокион, Феодор и все остальные носившие прозвание Хреста, т. е. “хороший, благородный”, был высший святой, посвященный, который показывал “путь” к сознанию Христа, и который сам становился “путем” в сердцах своих увлеченных поклонников. Христиане попробовали, как и все “поклонники героев”, отодвинуть на второй план всех прочих “хрестиан”, потому что они казались им соперниками их Богочеловека…

Никого не признают христианином, если он не исповедует веры в Иисуса, Крещение и Искупление “кровью Христа” или, по крайней мере, не подает вид, что верит в это. Чтобы быть хорошим христианином, надо показывать веру в догматы церкви; во всем остальном можно вести общественную и частную жизнь прямо противоположную той, какая указана в учении Нагорной проповеди. Главный пункт — слепая вера в учение церкви и наказание, которое постигнет каждого иноверца, ясно выражен в Евангелии от Марка (XVI, 16) “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет”.

На самом деле церковь совсем не интересуется тем, что этого текста в самых древних Евангелиях нельзя найти… что древнейшие греческие переводы не пропустили слова, ибо они никогда и не существовали. Снова и снова печатают эту греховную подделку: снова и снова усваивается это студентами богословия, которые ее передадут своим будущим духовным детям. Невозможно, что они могут верить таким словам, которые достойны теологического сатаны, но все они делают вид, что верят в это. И этот сатана-молох есть их собственный Бог безграничной любви и справедливости в небесах и воплощенный символ милосердия на земле.

Странны, воистину, ваши парадоксальные пути, — вы, церкви Христовы!

Я не имею цели противоречить здесь богословским системам: достаточно это сделали наши великие “неверующие”, и неоднократно. Я хочу только повторить здесь одно пророчество, которое стало понятно само собой при современном состоянии христианства: вера в букву Библии и в телесного Христа будет не дольше, как четверть века. Или церкви отбросят свои догматы, или XX век увидит крушение христианства. И с этим крушением будет утеряна также вера в Христа, как в Чистого Духа, и наступят века грубейшего материализма, как реакция после веков слепого суеверия — если старые идеалы не будут заменены новыми — идеалами, которые неразрушимы, потому что они универсальны, ибо они построены на скале вечной истины, а не на песке человеческого безумия.

Чистая имматериализация должна придти на место антропоморфизма. Почему же христианские  догматы, которые являются только противоположностью догматам прочих экзотерических религий, должны иметь преимущество? Все эти религии были построены экзотерически на тех же самых астрономических и физиологических символах.

Прочтите священные книги прочих народов и подумайте о прочитанном. Тогда увидите, что браманы, египетские иерофанты и халдейские маги много тысяч лет назад учили, что боги были (в своих прошлых жизнях) тоже смертные, пока они не добились бессмертия, принеся свою кровь высшему Богу. В Таитирии Брамана сказано: “Жертвой достигли боги неба” и у Сатафата Брамана: “Кто это знает и приносит в жертву перворожденное, становится Всем”.

Всегда, когда я слышу, «то такие слова называются “ужасные человеческие жертвы и каннибализм”, спрашиваю я себя: где же разница с христианством? Но на самом деле разница есть. Если христиане должны понимать драму распятия и принесения в жертву Исаака буквально; браманизм учит, по крайней мере, своих философских учеников, что принесение в жертву “первородного” есть только аллегорический и философский символ.

В своем внешнем буквальном смысле все четыре Евангелия есть только слегка разнящиеся друг от друга версии святых легенд языческих народов. Материализм находит в них с полным правом тот же самый “солнечный миф”…

Но чего добьется профессор, когда указывает своим ученикам это сходство, которое может заметить каждый человек? Ничего! Наоборот, он, не зная ничего про эзотерическое значение этой всюду повторяющейся аллегории, разрушит во многих из своих учеников веру в “божественное происхождение” церкви и христианства вообще, и число материалистов увеличится.

Происхождение всех религий, — включая туда иудейско-христианскую, — можно найти в  старинных истинах, из которых ни одну нельзя объяснить раздельно от прочих, потому что каждая является дополнением других. Она все, больше или меньше, преломленные лучи солнца истины, и их начаток можно искать в архаических указаниях религии мудрости.

Без света последней увидят даже большие ученые только скелет, покрытый  покровом суеверия, составленный из  олицетворенных знаков зодиака.

Тяжелый покров из аллегорий закрывает первоначальные эзотерические тексты, из которых, как мы знаем, составлен Новый Завет.

Откуда же жизнь Иисуса из Назарета? Разве не совсем ясно, что какой-нибудь человеческий разум мог придумать жизнь этого иудейского реформатора, закончившуюся драмой на горе Кальварий?

Опираясь на авторитет эзотерической восточной школы, мы говорим, что все это частью идет от гностиков, поскольку это касается имени Христа и астрономически-мистических аллегорий, — с другой стороны, это взято из писаний старых “Танаим”, поскольку это касается связи  Иисуса или Иошуа с библейскими олицетворениями.

Гностические сказания сохраняют описания главных сцен, какие с незапамятных времен представлялись посвященными в мистериях, но на бумаге они были одеты в одежду полуаллегории. Старые Танаим — посвященные, от которых взяли потом талмудисты мудрость кабаллы, словесной  передачи — понимали тайну языка мистерий. И на этом языке мистерий были написаны Евангелия[15].

Только тот, кто знает эзотерическую систему древности — тайный смысл чисел, который некогда был общим достоянием всех народов, может вполне оценить созидательную мощь, с которой связаны между собой чисто египетско-иудейские аллегории Ветхого Завета с аллегориями греческо-языческих гностиков, глубочайших мистиков того времени.

И вполне естественно, что посвященные гностики перед посвящением должны были принести клятву держать втайне  истинное значение старейших и святейших тайн. В праве отцов церкви покрыть все это еще толстым покровом своей собственной фантазии скорей всего можно сомневаться. Гностический писатель не обманывал никого. Каждый, посвященный в архаический Гнозис, — будь то в дохристианский или послехрнстпанскпй период, — знал значение каждого отдельного слова, “языка мистерий”. Ни они, ни их последователи не могли подвергнуться опасности принять буквально свои же собственные тексты.

Иначе было с жертвами фабрикантов так называемого православного и исторического христианства. Их последователи впали  в ошибку  “неразумных Галат”, которые, как говорит им Павел (К Галатам III, I—5), начали с веры в духа, т. е.  духовного Христа, но окончили верой в плоть. Это есть истинный смысл греческого изречения[16].

Что Павел был гностик, учредитель новой секты Гнозис, которая, как и все прочие гностические  секты, принимали “Христа-Духа”, ясно для всех, кроме догматиков-богословов. Ясно, что первоначальные учения Христа могут быть найдены только в гностических учениях, но что их нельзя найти, в этом вина обманщиков, которые низвели дух в плоть и таким образом деградировали   философию древней религии мудрости. Сочинения Василия: “Философия созерцания божественных вещей”, как называет ее Клементий; 24 тома “Разъяснения Евангелия” были, по распоряжению церкви, сожжены (как об этом сообщает Евсевий. (Н. Е. IV. 7).

Подозрение в намеренной постепенной эфемеризации христианского принципа становится непоколебимой уверенностью, когда мы примем во внимание признания святого Иеронима, которое содержится в части II “Комментариев к Матфею[17].

Это признание к тому же является доказательством того, что Евангелие от Матфея в своем греческом тексте не то, какое было написано первоначально. Сохранившееся до нас Евангелие от Матфея кажется только обработкой слишком ретивого отца церкви Иеронима. Он говорит, что в конце IV века его послали епископы Хроматий и Илиодор в Цезарию, чтобы на месте перевести оригинальное еврейское Евангелие От Матфея. Он сделал это с протестом, ибо, как он говорит, содержало в себе Евангелие “вещи не созидательные, но разрушительные”. Разрушительные для чего? Очевидно, догматов, что Иисус из Назарета и Христос одно и то же — а так как это был главный догмат только что введенной религии, это может повлечь за собой разрушение религии. В этом же письме святой говорит, что Матфей не хотел писать Евангелие открыто, иначе говоря, Евангелие была тайна…

Неудивительно, что значение имен Хрестос и Христос и отношение обоих к “Иисусу из Назарета” для всех, кроме нехристианских оккультистов, осталось мертвой буквой.

Что же осталось от гностиков — правомочных наследников древней религии мудрости, после того, как весьма рьяные отцы церкви работали над уничтожением старых документов и помещением новых текстов среди оставшихся старых, — это только маленькие, мало понятные отрывки.

Но эти кусочки чистого золота будут сверкать вечно. Как бы не извращали их сообщения  Тертуллиана и Епифания насчет чтения этих “еретиков” — все-таки оккультист в них найдет следы этой древней мудрости, которая содержалась в мистериях посвящения.

И если голос мистерии молчал на Западе в течение столетий, если даже Элевзис, Мемфис, Антиум, Дельфи и Крезо много лет назад стали могилой науки, которая некогда на Западе была так же велика, как сегодня на Востоке, то теперь ее последователи находятся в стадии зарождения.

Двадцатый вех имеет в запасе для человечества странные вещи и, возможно, будет последний своего рода.

КОНЕЦ.

[1]  Разница между “Хрестос” и “Христос” – предварительное условие для понимания истинного значения Евангелия. Дальше мы остановимся на значении обоих слов.

[2]  Дух, Святой Дух у евреев, как и у всех древних народов — женского рода, также и у первых христиан. София гностиков и третья Сефирот Бина (Иегова женского пола у каббалистов) — все женский принцип   Божественный Дух или  Руах (Р-у-а-х). “Ахат Руах Элохим Чиим”. “Единое она Дух Элохим жизни” — сказано в “Sepher Vexiroh”

[3]  Старейший христианский писатель Юстин Мученик называет в своей первой апологии своих единоверцев хрестианами, а не христианами

[4]  quot homines, tot sententiae (латынь) – сколько людей, столько мнений

[5]  par excellence (франц.) – преимущественно

[6]  Клементий Александрийский  во 2 веке п. Р. X. основывает свои важные доказательства на этой паропомазии (кн. III, гл. 17), что все, которые верят в Хреста, т. е. “хорошего человека”, называются также хрестианами. А Лактавий (IV, гл. 7) говорит, что люди только из незнания называют Хреста  Христом: “qut propter ignorantlum еггсгегп cum immutata litera Chrestum solent dicere”

[7]  Доказательства, которые приводит известный египтолог в своем упомянутом письме, указывают, что он проник в тайну составления Нового Завета. Массей знает разницу между спиритуалистическим, божественным, чисто метафизическим Христом. Он указывает также на то, что христианские каноны, особенно же Евангелия, Деяния Апостолов и Послании, состоят из отрывков гностической мудрости, мудрости, основы которой дохристианского периода и построены на мистериях.

Но оккультист, который различает оба течения, чисто гностическое и лжехристианское, знает, что мысли Евангелия, если они освобождены от богословского толкования, принадлежат к древнейшей религии мудрости.

[8]  Corys Anc. Frong. п. 39. Подобные же легенды рассказывают Сайхониотон и Гезиод, оба они приписывают обновление человека пролитой богами крови.

[9]  Начало истории п. 52 примечания

[10]  Это слово обозначает “гуру”, “учителя” и челу, “ученика” в своих меняющихся отношениях.

[11]  Юстин Мученик, Тертуллиан, Лактавий, Клементий Александрийский и другие знали это написание. В “Христианских надписях” Бока, которых всего 1278, до третьего века мы находим только написание “Хрестос” или “Хрестойс”

[12]  Это относится к раввинской традиции в вавилонской Гемаре, называемой Сефер Теледот Иешу — насчет Иисуса. По ней Иисус — сын человека, именуемого Пондира, и жил за сто лет до начала христианского летоисчисления во время иудейского царя Александра Янаея и жены его Саломеи, которые правили с 106-79 до Р. X. Он был оклеветан иудеями, что изучил в Египте магию и украл во святом святых имя, которое нельзя произносить. После этого Иегошуа (Иисуса) убили в Лидде: его побили камнями, а потом пригвоздили ко кресту, вечером накануне праздника пасхи.

[13]  Многие классические писатели показывают это. В Феар. стр. 226Е читаем: “Ты имеешь в виду Феодора Хреста”. Плутарх говорит о том же, а один ученик Геродота Аттикий носил даже имя Хреста (как собственное имя).

[14]  Мешиак – Месси́я (от ивр. מָשִׁיחַ‎, Маши́ах; др.-греч. Χριστός, Христо́с) — букв. «пома́занник». В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «царь».

[15]  Три синоптические Евангелия содержат в себе связь языческо-греческой и иудейской символогии, тогда как Евангелие от Иоанна чисто гностическое, а откровения Иоанна написано на языке мистерий Танаим — остатке египетской и халдейской мудрости.

[16]  Вечная борьба Павла с Петром, как и его рассказ  о его видении   спиритуалистического Христа (не человека Иисуса из Назарета), как  это рассказано в деянии  апостолов, являются  доказательствами этого.

[17]  Кн. II. гл. 13

___________________________

Источник: https://eknigi.org/religija/155198-evangelskij-yezoterizm.html

3 комментария

  1. Наталья Шлемова

    Первоначально нами не планировалось публиковать в нашем сквозном журнале тексты духовных первоисточников.
    Но, оказалось, что это иногда необходимо, в частности, для дискуссии по теме или в качестве актуальной справки.

  2. Актуальность исследования. Современная актуализация эзотерической культуры обусловлена массой позиций, в том числе и переломными элементами во многих структурах бытия, обозначаемыми как кризисные. Привлекательность эзотерической куьтуры сейчас обусловлена ее интегральностью и возможностью объяснить сложные вопросы существования в силу самой ее природы. В ней объединены все средства познания, организованные вокруг единого принципа, позволяющего интерпретировать причины, следствия, смыслы и гармонию сложных отношений, образующие устройство мира и определяющие его развитие. По традиции эзотерическая культура является древнейшей системой развития сверхкачеств и способностей человека и представляет собой первородную познавательную модель, опирающуюся на признание единства мира, объясняя его происхождение. Именно она выступает как «протодуховность» культуры, из которой впоследствии образовались отдельные сферы знания. В ней присутствуют единство знания и познания, признание сходства мира и человека, рассмотрение их как взаимопересекающихся суперсистем в процессах существования, функционирования, творения.

  3. https://youtu.be/abvgf3yFcbg?si=hQCT4-or_zLKsTwq
    YouTube
    полный фильм: Деяния Апостолов | Святой Дух работает с апостолами после воскресения Иисуса | Russian

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *