Алексей Лосев. «Диалектика мифа»

«Диалектика мифа» — последняя работа из знаменитого восьмикнижия Лосева, вышедшего в период с 1927 по 1930 г., которая спровоцировала его арест и запрет на издание собственных трудов.
В восьмикнижии Лосев формулирует свое философское кредо, нашедшее окончательное оформление именно в «Диалектике мифа». Основной проблемой всей философской концепции Лосева стала проблема мистических откровений. В его философии слился интерес к мифу как форме сознания и к мифологии как форме коммуникации с Богом. Согласно Лосеву, миф — древнейшая форма освоения мира, обобщающая в одном слове множественные конкретности жизни, — которую философ исследует последовательно диалектически: сначала через отграничение от близких, но все же иных категорий, затем — с точки зрения собственного смысла и внутренней формы. Таким образом, Лосев определяет миф как синтез четырех понятий — личности, истории, чуда и слова. В итоге дается окончательная диалектическая форма: «Миф есть в словах данная чудесная личностная история», «миф есть развернутое магическое имя».

Лосев Диалектика мифа

 

 

2 комментария

  1. Миф есть Любовь.

    ОМ!
    Поклон!
    ))

  2. Заметки о статье А. Ф. Лосева Русская философия
    Михаил Озмитель : https://proza.ru/2021/05/12/85

    ***************************************************************************

    О Диалектике мифа А. Ф. Лосева
    Михаил Озмитель // https://proza.ru/2021/05/12/81

    Резюме моего прочтения сочинения А. Ф. Лосева «Диалектика мифа»
    Аксиомы, на которых покоится мысль, выраженная в «Диалектике мифа», может быть выражена в следующем суждении:

    1. Бог существует и Бог лично жил в этом мире;
    2. Человек обладает душой;
    3. Душа нуждается в личном богообщении.
    Положение, которое берётся доказать в своём сочинении А. Ф. Лосев, я сформулировал так: миф – в его понимании А. Ф. Лосевым, – есть то, как душа общается с Богом. Миф – это присутствие Бога в сознании человека.
    Для доказательства этого положения автор, во-первых, отграничивает миф от других форм сознания: науки, религии в её догматической форме, художественной словесности (эпоса и лирики).
    Во-вторых, для отграничения этих форм А. Ф. Лосев прибегает к их временным или вневременным признакам. Критерий временности или вневременности выводится А. Ф. Лосевым из концепции «становящейся личности», которая участвует в истории человечества в качестве Имени Бога.
    Философские и религиозные истоки этой концепции личности остаются за рамками моего рассмотрения, поскольку меня интересует лишь структура «Диалектики мифа» и то, как автор сочинения переходит от одного положения к другому.
    Для доказательства присутствия Имени как Личности в истории человека и человечества автору сочинения «Диалектика мифа» необходим инструмент, превосходящий своими возможностями формальную логику (и прежде всего – формально-логическое требование тождества). Таким инструментом становится гегелевская диалектика – неизменное оружие всех ниспровергателей основ.
    Таким образом, диалектика является третьим источником и составной частью мысли А. Ф. Лосева о той разновидности нашего сознания, которое он называет «мифом», «мифологическим сознанием».
    Но именно диалектика (как отрицание формальной логики) не требуется для понимания «мифологического» сознания, которое есть форма мышления представлениями и обобщенными представлениями. Эта разновидность человеческого мышления совершается по тем же самым законам формальной логики; для того, чтобы понять работу этого сознания, вовсе не требуется «диалектических» отмычек.

    © Copyright: Михаил Озмитель, 2021
    Свидетельство о публикации №221051200081

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *