Немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.
- Родился: 2 июля 1877 г., Calw, Королевство Вюртемберг, Германская империя
- Умер: 9 августа 1962 г. (85 лет), Швейцария
- В браке с: Нинон Гессе (1931-1962 гг.), Рут Венгер (1924-1927 гг.), Мария Бернулли (1904-1923 гг.)
- Родители: Йоханнес Гессе, Мария Гундерт
- Дети: Мартин Гессе, Хайнер Гессе, Бруно Гессе
- Награды: Нобелевская премия по литературе
**************************************************
Цитаты Гессе
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат немецкого писателя Германа Гессе (1877 — 1962).
Наиболее известные произведения Гессе посвящены духовным поискам.
Цитаты разнесены по темам: жизненная этика, человеческие проявления, человек, любовь, жизнь, мудрость, реальность, книги, время, мысли, искусство, женщины, смерть, цель, свобода, счастье, родители и дети, истина.
Приводятся цитаты о Гессе.
О жизненной этике
Не надо держаться за желания, в которые вы не верите.
Легкая жизнь, легкая любовь, легкая смерть — это не для меня.
Отчаянно держаться за своё «Я», отчаянно цепляться за жизнь — это значит идти вернейшим путём к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим «Я» ради перемен ведёт к бессмертию.
Научитесь серьезно относиться к тому, что заслуживает серьезного отношения, и смеяться над прочим!
Писать — хорошо, думать — лучше. Мудрость — хороша, терпение — лучше.
На все надо обращать внимание, ибо все можно толковать.
Каждый, кто идет в жизни собственным путем, — герой. Каждый, кто осуществляет то, на что способен, — герой.
Ничего на свете не надо бояться, ничего не страшно — только в безумии мучим мы себя всеми этими ужасами, только в собственной нашей запуганной душе возникают добро и зло, ценность и ничтожность, вожделение и болезнь.
Не мне определять пути чужих судеб. Только за себя, за себя одного, я должен решать, должен выбирать, должен отвергать.
Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью, законами и методами духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.
Можно наблюдать людскую глупость, можно смеяться над ней или чувствовать к ней сострадание, но не надо мешать людям идти своей дорогой.
О человеческих проявлениях
Каждый человек считает страдания, выпавшие на его долю, величайшими.
Если тебе непременно нужно чье то разрешение на твое удовольствие, то ты действительно бедняга.
Когда мы ненавидим кого-то, мы ненавидим в его образе то, что сидит в нас самих. То, чего нет в нас самих, нас не волнует.
Всякий высокий юмор начинается с того, что перестаешь принимать всерьез собственную персону.
При каждом потрясении своей жизни я в итоге что-то приобретал, этого нельзя отрицать, становился свободнее, духовнее, глубже, но и делался более одинок, более непонятен, более холоден.
Человек в состоянии глубокого сна — входит в свое сокровенное.
Вы слишком сильно чувствуете своё «я» или слишком от него зависите, а это отнюдь не то же самое, что быть сильной личностью.
Ты слишком много ищешь; из-за чрезмерного искания ты не успеваешь находить.
И самому невинному человеку случается раз-другой в жизни вступать в конфликт с такими прекрасными добродетелями, как почтительность и благодарность.
Одиночество — это независимость, его я хотел и его добился за долгие годы. Оно было холодным, как то холодное тихое пространство, где вращаются звезды.
Если я не могу разделить с тобой твои печали и горести и заразить себя ими, из этого отнюдь не следует, что я не уважаю их и не отношусь к ним серьезно.
Люди мужественные и с характером всегда очень жутки другим людям.
О человеке
Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать.
Истинное призвание каждого состоит только в одном — прийти к самому себе.
Мы сами история и тоже несем ответственность за мировую историю и за свою позицию в ней. Нам очень недостает сознания этой ответственности.
Человек — луковица, состоящая из сотни кожиц, ткань, состоящая из множества нитей.
Чем сильнее личность, тем предосудительней произвол.
В безопасный путь отправляют только слабых.
Большинство людей похожи на падающие листья; они носятся в воздухе, кружатся, но в конце концов падают на землю. Другие же — немного их — словно звезды; они движутся по определенному пути, никакой ветер не заставит их свернуть с него.
Кстати, цитаты о человеке
О любви
Двух людей, как бы ни были они близки, всегда разделяет бездна, которую шаг за шагом по хрупкому мостику пытается преодолеть одна только любовь.
Любовь не должна просить и не должна требовать, любовь должна иметь силу увериться в самой себе. Тогда не ее что-то притягивает, а притягивает она сама.
Любовь можно вымолить, купить, получить как дар, найти на улице, но взять силой нельзя.
Ах, любовь существует не для того, чтобы делать нас счастливыми. Я думаю, она создана, чтобы показать нам, насколько мы сильны в страдании и терпении.
Я любил в жизни дважды — я имею в виду, по-настоящему, — и оба раза был убежден, что все это навеки и кончится только с моей смертью; и оба раза это кончилось, а я, как видишь, не умер.
О жизни
Жить полной жизнью можно лишь ценой своего «я».
И у самой несчастливой жизни есть свои светлые часы и свои цветики счастья среди песка и камней.
Все повторяется, все, что не было выстрадано до конца и искуплено.
Думаешь, что близок к Богу, а обнимаешь женщину. Думаешь, что достиг гармонии, а всего только сваливаешь свою вину и свою беду на далекое будущее существо!
И как прекрасен мир, когда глядишь на него таким образом – так просто, так по-детски, без всяких исканий!
Кстати, цитаты про жизнь
О мудрости
Мудрость: мыслить с пессимизмом, действовать с оптимизмом.
То, что один человек считает своим сокровищем и мудростью, звучит для другого, как глупость. Знание можно передать, мудрость же — никогда. Её можно найти, ею можно жить, ее можно сделать своим парусом, ею можно творить чудеса, но облечь ее в слова, научить ей кого-либо невозможно.
Когда мы начинаем отчаиваться во всякой вере каким утешением может стать для нас возможность следовать за мудрецом его путями и видеть, что и он порою был только человеком, слабым и несовершенным.
Кто подлинно ищет, подлинно желает найти, тот не может принять никакого учения. Тот же, кто нашел, может одобрить любое, да-да, любое учение, любой путь, любую цель.
Кстати, цитаты про мудрость
О реальности
Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе.
Вещи, которые мы видим, это те же вещи, которые в нас. Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе.
Чтобы были упадок и подъём, надо, чтобы были низ и верх. Но низа и верха нет, это живет лишь в мозгу человека, в отечестве иллюзий.
Нет на свете ни одной вещи, которая не была бы такой же прекрасной, такой же желанной, могла бы так же осчастливить тебя, как ее противоположность!
О книгах
Навык чтения сегодня могут приобрести все, но лишь немногие понимают, какой могущественный талисман им доверен.
Жизнь коротка, и по ту сторону ее никого не спросят о количестве одоленных книг. И поэтому неумно и вредно тратить время на чтение, не представляющее ценности. При этом я имею в виду не только плохие книги, а прежде всего качество самого чтения.
Читающий ради времяпрепровождения, пусть даже читает он очень много и только очень хорошие, лучшие книги, будет прочитывать их и забывать, а в конце концов останется бедняком, каким был. Но если читать книги так, как мы слушаем речи друзей, они раскроются тебе и станут твоими. Прочитанное не ускользнет и не затеряется в памяти, но останется с тобой, будет тебе принадлежать, будет радовать и утешать так, как это умеют только друзья.
Кстати, цитаты про книги
О времени
От всего, чего человек жаждет, он всегда отделен только временем! Оно — одна из опор, один из мостов, которые надо прежде всего упразднить, если хочешь свободы.
Разве все страданье — это не время, разве все самоистязанье и страх — это не время, разве все тяжкое, все враждебное в мире не исчезает побежденное, стоит лишь победить время, отрешиться в мыслях от времени?
Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, — все это в равной мере лишено значения.
Кстати, цитаты о времени
О мыслях
Ценность имеют только те мысли, которыми мы живем.
Стоит только высказать какую-нибудь мысль вслух, как она уже получает несколько иной характер, звучит немного фальшиво, немного глупо.
В суждениях нет важности, каковы бы они ни были — прекрасные или безобразные, умные или безрассудные, всякий может быть им привержен или может пренебречь ими.
Кстати, цитаты про мысли
Об искусстве
Сочинение плохих стихов делает человека намного счастливее, чем чтение самых распрекрасных стихотворений.
Творения же духа, культуры, искусства, являют собой полную противоположность, они всякий раз суть освобождение от рабства времени, прыжок человека из грязи своих инстинктов, из своей инертности в другую плоскость, во вневременное, разрешенное от времени, божественное, всецело внеисторическое и враждебное истории бытие.
Кстати, цитаты про искусство
О женщинах
Нет на свете женщины, без которой нельзя прожить, — и нет женщины, с которой нельзя ужиться.
Она была окошечком, крошечным светлым отверстием в темной пещере моего страха. Она была спасением, путем на волю. Она должна была научить меня жить или научить умереть, она должна была коснуться своей твердой и красивой рукой моего окоченевшего сердца, чтобы оно либо расцвело, либо рассыпалось в прах от прикосновения жизни.
Кстати, цитаты о женщинах
О смерти
Разве идеалы существуют для того чтобы их достигнули? Разве мы, люди, живем для того чтобы отменить смерть? Нет, мы живем чтобы бояться ее, а потом снова любить, и как раз благодаря ей жизнь так чудесно пылает в иные часы.
Когда художник пишет картину, а философ ищет законы и формулирует мысли – это лишь для того, чтобы спасти хоть что то от великого танца смерти, чтобы создать нечто такое, что переживет нас.
О цели
Если животное или человек направит все своё внимание и всю свою волю на определенную цель, то он ее и достигнет.
Когда человек ищет случается, глаз его видит лишь то, что он ищет, и он не в состоянии ничего найти, не в состоянии ничего воспринять, ибо думает всегда лишь об искомом, имеет цель, одержим этой целью. Искать — значит иметь цель. А находить — значит быть свободным, распахнутым настежь, не иметь цели.
Кстати, цитаты про цель
О свободе
Властолюбец погибает от власти, сребролюбец — от денег, раб — от рабства, искатель наслаждений — от наслаждений. Так и Степной волк погибал от своей независимости.
Если Коллегия призывает тебя занять определенный пост, то знай: каждая следующая ступень — это не шаг к свободе, а новое обязательство. Чем выше пост, тем больше обязательство. Чем больше власть, тем строже служение.
Кстати, цитаты о свободе
О счастье
Счастье не имеет ничего общего ни с разумом, ни с этикой, оно в самой сущности своей — нечто магическое, принадлежащее архаическим, юношеским ступеням человечества.
Если мы можем сделать человека счастливей и веселее, нам следует это сделать в любом случае, просит он нас о том или нет.
Кстати, цитаты о счастье
О родителях и детях
Никто не женится ради того, чтобы иметь детей, однако, когда у человека появятся дети, они заставят его измениться, и под конец он увидит, что ведь все совершалось только для них.
Без матери нельзя жить. Без матери нельзя умереть.
Кстати, цитаты про родителей
Об истине
Истиной живут, её не преподают.
По поводу каждой истины можно сказать нечто совершенно противоположное ей, и оно будет одинаково верно.
О разном
Животные более настоящие, чем люди. Они не хотят тебе льстить, не хотят производить на тебя какое-то впечатление. Ничего показного. Какие они есть, такие и есть, как камни и цветы или как звезды на небе.
Большинство вещей, которым нас учат, конечно, вполне правдивы и правильны, но на все можно смотреть и совсем не так, как учителя, и тогда они большей частью приобретают куда лучший смысл.
Не все друзья юности выдерживают проверку временем.
Молодость кончается вместе с эгоизмом, старость начинается с жизни для других.
Отчаяние Бог посылает нам не затем, чтобы убить нас, он посылает нам его, чтобы пробудить в нас новую жизнь.
Наверное, было бы преувеличением сказать, что Гессе до сих пор остается одним из самых популярных писателей XX века. Тем не менее, и пройти мимо него оказывается непросто.
Цитаты про Гессе
- С. Цвейг: Живительная чистота выражения, свойственная его прозе, замечательное мастерство, с которым он передает словами даже самые невыразимые состояния, определения… совершенно особое место Германа Гессе в немецкой литературе… Сегодня еще не полностью выявлены масштабы его деятельности и столь же мало выявлены его предельные возможности.
- Т. Манн: В поколении литераторов, к которому и я принадлежу, он, достигший теперь библейского возраста, с самого начала был выбран мною как самый близкий и дорогой мне человек, и я наблюдал за его ростом, чувствуя к нему большую симпатию, поддерживаемую как тем, в чем мы были с ним несходны, так и тем, в чем мы друг другу соответствовали.
- М. Бубер: Герман Гессе служит Духу благодаря тому, что он как Рассказчик повествует о противоречии между Духом и Жизнью и о споре Духа с самим собой. И за счет этого он также дает возможность полнее ощутить тяготы того тернистого пути, который может привести к некой новой Цельности и единству. Однако как человек, как homo humanus, каковым он является, он отдается этой службе и постоянно, там, где это имеет смысл, выступает в защиту цельности и единства человеческого существа.
- А. Жид: У Гессе уравновешенной является лишь форма выражения, но отнюдь не ощущение и мысль. А сдержанно в выражении чувства и мысли определяется тонким, обостренным чувством меры, гармонии и — в отношении к миру — всеобщей взаимообусловленности. Это свое рода скрытая ирония — дар, который, как мне кажется, свойствен лишь очень немногим немцам.
- С. Аверинцев: Еще раз оглянемся на отражения лица Гессе в чужих глазах. Тихий идиллик 900-х годов и неистовый отверженец буржуазного благополучия в период между двумя мировыми войнами; престарелый мудрец и учитель жизни, в котором иные поспешили увидеть духовного банкрота; старомодный мастер «хорошо темперированной» немецкой прозы и кумир длинноволосых юношей Америки, — как, спрашивается, собрать столь различные обличил в единый образ? Кто был этот Гессе на самом деле? Какая судьба гнала его от одной метаморфозы к другой?
- С. Довлатов: Гессе был наивным человеком прошлого столетия. Ему и в голову не приходило, что зло может быть абсолютно сознательным. И даже — принципиальным. (кстати, цитаты Сергея Довлатова)
В дополнение вы можете прочитать:
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!
Источник: Статья Цитаты Гессе с https://burido.ru/969-tsitaty-gesse на сайте Буридо
****************************************************************************************************
https://theperson.pro/german-gesse/Биография Германа Гессе
Детство
Герман Гессе родился в немецком городке Кальв. Его родители были глубоко верующими и относили себя к миссионерам. На момент рождения Германа в семье уже подрастала девочка Адель, позже появились еще одна сестра Марулла и брат Ганс.
Мальчика воспитывали в соответствии с строжайшими религиозными канонами в духе пиетизма, но, не смотря на все старания родителей привить ему любовь к религии, для себя он выбрал иной путь. Однако до того как определиться с призванием было еще далеко.
В 1881 году семейство перебралось в Швейцарию, в город Базель. Здесь мальчик поступил в миссионерскую школу, а после стал учеником христианского пансионата. С юных лет Герман проявлял себя всестороннее: он рисовал, пытался освоить музыкальные инструменты, а будучи десятилетним мальчишкой, написал свое первое произведение. Им стала сказка «Два брата» созданная для маленькой сестрички.
Юность
Вскоре семья вернулась в родной Кальв, где Герман и продолжил обучение. В 1880 году он поступил в школу в Геппингене, а через год уже числился студентом семинарии в Маульборнском монастыре. Период обучение в семинарии выдался крайне непростым для юноши. Несмотря на то, что его увлекала наука (причем интересовался он многими дисциплинами), через полгода он покинул монастырь. Некоторые эпизоды из пребывания Германа в Маульборне позже он перенесет в свою автобиографическую повесть «Под колесом».
Вскоре после ухода из семинарии Гессе попытался свести счеты с жизнью. Неудавшаяся попытка суицида закончилась «ссылкой» в психиатрическую лечебницу, куда его отправили напуганные родители. Далее следовала еще одна неудачная попытка закончить гимназию, потом работа в типографии, после должность помощника в одном из миссионерских издательств Кальва. Но все это не приносило радости юному Герману.
В 1895 году Гессе наконец-то нашел работу более-менее по душе. Он не жалея себя трудился в небольшом книжном магазинчике в Тюбингене. Пропадая на работе по 12, а порой и больше чесов, придя домой, он всегда находил время для чтения, так как в его понимании саморазвитие стояло превыше всего. Выходные он с радостью проводил, изучая местные газеты, интересуясь событиями городка и, конечно же, — он писал стихи.
Первая книга писателя — «Романтические песни», — вышедшая в мир в 1899 году осталась практически незамеченной – тираж был мизерный, продажи минимальные. Далее последовала череда книг, выпускаемых Гессе, которые опять-таки, не принесли желаемого результата.
Начало профессиональной карьеры
В 1901 году миру были презентованы «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» — оригинальное произведение, написанное Гессе, но подписанное именем другого, вымышленного автора. Такой прием, хоть и был знаком опытному читателю, стал одним из любимых приемов Гессе. Позже он неоднократно подпишет свои работы чужими именами.
После публикации книги писатель берет небольшой творческий тайм-аут. Он решает воплотить свою давнюю мечту в реальность, а потому налегке отправляется в путешествие по Италии. По возвращению домой он знакомится с будущей женой, а после свадьбы перебирается жить в Гайенхофен. Переезд способствовал развитию творчества Гессе, и он стал активно издавать повести и рассказы один за другим. В том числе и упомянутую повесть «Под колесом» (1906), в которой открыто делился переживаниями времени, проведенного в семинарии.
В 1911 году писатель принимает решение отправиться в Индию — ему интересно увидеть, где жили его предки, где родилась мать и работал долгое время отец. Шри-Ланка, Сингапур, Индонезия – эти места оказали на него огромное впечатление, которое он искусно использовал во время создания сборника «Записки об индийском путешествии». В этом же году семейство переехал в Берн.
Военное время, дальнейшая деятельность
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война подвигла Гессе записаться добровольцем на фронт. Однако его инициатива была отклонена представителями посольства по состоянию здоровья. В ноябре этого же года была опубликована статья, написанная Гессе, которая в полной мере демонстрировала отношение автора ко всему происходящему. Название статьи было более чем красноречивым — «Друзья, довольно этих звуков!», а саму войну он называл не иначе как «кровавой бессмыслицей».
Гессе вел активную кампанию по сбору денег на создание библиотек для военнопленных, но в родной Германии отношение к нему было довольно прохладным. Писатель, сотрудничавший и с обеими враждующими сторонами, был ознаменован трусом и предателем. Гессе, в свою очередь, тоже не стеснялся в высказываниях, открыто призывая либералов наконец перейти от слов к действиям.
На период первой мировой войны припал развод Гессе с женой (1918 год), а также гибель отца, что способствовало ухудшению и без того слабого здравья писателя. Тогда же, после пережитого, он отправляется в Люцерн. Этот город подарил ему знакомство с Йозефом Лангом — величайшим доктором своего времени, «вытащившим» его из болезни и впоследствии ставшим его хорошим приятелем. Ланг провел длительный курс психоанализа, включавший в себя более 50 сеансов терапии. После пройденного лечения, автор издает роман «Демиан», под которым ставит подпись Эмиль Синклер. В период с 1918 по 1924 год Гессе издает еще несколько работ, в том числе «Последнее лето Клингзора» и «Сиддхартха. Индийская поэма». В 1924 году он получает швейцарское гражданство, и уже на новом месте женится на местной певице Рут Венгер.
Следующим значимым творением писателя становится роман «Степной волк», выпущенный в 1927 году. Произведение является одним из важнейших за весь период писательской карьеры Гессе. Он в очередной раз решил отступить от стандартной структуры сюжета, а потому, читая роман, создается впечатление чтения «книги в книге». «Степной волк» стал основоположником так называемых «интеллектуальных романов», которые позже часто встречались в работах немецких писателей того времени.
В 1929 году к Гессе приходит ошеломляющий успех – повесть «Нарцисс и Златоцвет» находится на слуху, а его имя произносят с нескрываемым восторгом. Гессе в повести затрагивает довольно актуальную и часто используемую тему – тему разности бытия мирского и духовного. В то же 29-ом году писатель начал активную деятельность по написанию оригинального романа, ставшего своеобразной кульминацией его творчества. На его создание ушло более 10 лет. Роман «Игра в бисер» отдельными частями публиковался на протяжении многих лет работы над ним, а полностью увидеть произведения мир смог в 1943 году; книга была издана в Цюрихе. Немецкий читатель смог насладиться произведением соотечественника лишь в 1951-ом – до этого книги автора были под запретом на территории Германии.
Гессе творил и дальше – писал повести, заметки, статьи, — но это уже было больше «для души», знаковых работ более не последовало.
В 1946 году Герман Гессе был удостоен Нобелевской премии. Формулировка была довольно обширная: «За вдохновенное творчество, проявляющее гуманистические идеалы и неповторимый стиль». Гессе также присуждалась статусная премия Гете (1946 г.), Премия мира (1955 г.), а в 1958 году была учреждена премия имени самого писателя.
Личная жизнь
Герман Гессе вступал в брак трижды. Первой его женой стала дочь знаменитых математиков — Мария Бернулли. После женитьбы в 1904 году пара обосновалась в небольшом поселке вдали от шумного города, где Герман возвел дом, а Мария занималась обустройством сада. У пары родилось трое детей: Бруно, Хайнер и Мартин. В 1918 году, на фоне обострения психической болезни жены, Гессе принял решение расторгнуть брак. После переезда в Швейцарию, Герман довольно быстро наладил личную жизнь – здесь он познакомился с дочерью популярной писательницы Лизы Венгер и вскоре молодые сыграли свадьбу. Однако брак длится недолго — через три года, в 1927-ом пара расстается. Третьей женой писателя стала уроженка Черновцов, искусствовед Нинон Дольбин. Нинон отыграла значимую роль в жизни писателя – она помогала Гессе продолжать творить, когда болезнь уже стала подкашивать его. После кончины мужа она занялась сбором, редактурой и печатью его последних произведений.
Герман Гессе был болен лейкемией. Его не стало 11 августа 1962 года.
Цитаты и афоризмы
- Истина должна быть пережита, а не преподана.
- В основном, свободу человек проявляет только в выборе зависимости.
- Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя.
- В безопасный путь отправляют только слабых.
Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, — все это в равной мере лишено значения
**************************************************
27764717.a4 — фрагмент романа //https://avidreaders.ru/download/igra-v-biser.html?f=pdf
**************************************************
Мой любимый Писатель — Посвященный, Поклон! Ом
**************************************************
https://litmy.ru/knigi/belletristika/25520-german-gesse-sobranie-sochineniy-v-4-h-tomah.html:
Название: Собрание сочинений в 4-х томах
Автор: Герман Гессе
Издательство: Северо-Запад
Год: 1994-1995
ISBN: 5-8352-0314-4
Формат: FB2
Размер: 10 MB
Язык: Русский
Герман Гессе (нем. Hermann Hesse; 2 июля 1877, Кальв, Германия — 9 августа 1962, Монтаньола, Швейцария) — немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии (1946). Всё своё творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». Одна из основных тем творчества писателя — судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в мире.
Аннотации и содержание
I. Первый том четырехтомного собрания сочинений Г. Гессе — это история начала «пути внутрь» своей души одного из величайших писателей XX века. В книгу вошли сказки, легенды, притчи, насыщенные символикой глубинной психологии; повесть о проблемах психологического и философского дуализма «Демиан»; повести, объединенные общим названием «Путь внутрь», и в их числе — «Сиддхартха», притча о смысле жизни, о путях духовного развития.
Содержание:
Н. Гучинская. Герман Гессе на пути к духовному синтезу (статья)
Сказки, легенды, притчи (сборник)
Август (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Поэт (рассказ, перевод Р. Эйвадиса)
Странная весть о другой звезде (рассказ, перевод В. Фадеева)
Тяжкий путь (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Череда снов (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Фальдум (рассказ, перевод Н. Фёдоровой)
Ирис (рассказ, перевод С. Ошерова)
Роберт Эгион (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Легенда об индийском царе (рассказ, перевод Р. Эйвадиса)
Невеста (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Лесной человек (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Демиан (роман, перевод Н. Берновской)
Путь внутрь
Сиддхартха (повесть, перевод Р. Эйвадиса)
Душа ребенка (повесть, перевод С. Апта)
Клейн и Вагнер (повесть, перевод С. Апта)
Последнее лето Клингзора (повесть, перевод С. Апта)
Послесловие (статья, перевод Т. Федяевой)
II. Во второй том входят следующие произведения: «Кнульп», «Курортник», «Степной волк».
Повесть «Кнульп» написана Г. Гессе в 1907–1913 гг. В ней раскрыта тема бродяжничества, которое в 80–90 гг. прошлого века было в Германии обычным явлением. В этой повести Герман Гессе дал романтический образ бродяги.
Повесть «Курортник» (1925 г.) — плод раздумий писателя о собственной жизни, о формах и путях преодоления конфликта между Духом и природой, личностью и коллективом.
Роман «Степной волк» — одно из самых популярных произведений Гессе. Он в известной мере автобиографичен. Это исповедь буржуазного интеллигента, пытающегося преодолеть собственную болезнь.
Содержание:
Кнульп (повесть, перевод Е. Маркович)
Канун весны
Мои воспоминания о Кнульпе
Конец
Курортник (документальное произведение, перевод В. Курелла)
Предисловие
Курортник
Распорядок дня
Голландец
Уныние
Выздоровление
Оглядываясь назад
Степной волк (роман, перевод С. Апта)
Комментарии Р. Каралашвили
III. Духовно гармоничный Нарцисс и эмоциональный, беспорядочно артистичный Гормульд — герои повести Г. Гессе «Нарцисс и Гольдмунд» — по-разному переживают путь внутрь своей души. Истории духовных поисков посвящены также повести «Индийская судьба» и «Паломничество в Страну Востока», вошедшие в третий том настоящего издания.
Содержание:
Нарцисс и Гольдмунд (повесть, перевод Г. Барышниковой)
Паломничество в Страну Востока (повесть, перевод С. Аверинцева)
Индийская судьба (повесть, перевод Р. Эйвадиса)
Путь сновидений (сборник)
Запись (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Трагедия (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Детство волшебника (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Краткое жизнеописание (рассказ, перевод И. Городинского)
Европеец (рассказ, перевод Г. Снежинской)
О степном волке (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Птица (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Эдмунд (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Швабская пародия (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Город (рассказ, перевод Р. Эйвадиса)
Сказка о плетеном стуле (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Король Юй (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Сон о флейте (рассказ, перевод Г. Снежинской)
IV. Роман «Игра в бисер» по праву считается вершиной творчества лауреата Нобелевской премии Германа Гессе.
Роман рассказывает о судьбе магистра Игры Иозефа Кнехта, о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться человеку, вставшему на путь слияния души и Духа.
Содержание:
Игра в бисер (роман, перевод С. Апта)
Опыт общепонятного введения в ее историю
Жизнеописание магистра Игры Йозефа Кнехта
Сочинения, оставшиеся от Йозефа Кнехта
Комментарии С. Аверинцева
Друг мой, как жить? Ты одна у меня.
Есть ещё ветер, душа и полнеба…
Есть ещё совесть листвы и огня —
Как же так жить, высоко и нелепо?
Взять сигарету, на мокрый балкон
Выйти, твердея душой от погоды…
Спичку зажечь, осветив рубикон
Мокрых перил, невесомой свободы.
Мокрого дерева голос и всхлип,
Что у него за душой деревянной?
Огнь холодный, горячечный грипп,
Воображенья колодец багряный?
Даже и дерева нет у меня.
Птица молчит — о судьбе, о погоде —
До перелета, до крайнего дня.
Друг мой, как жить? Вот и осень проходит…
Анатолий Фомин (С)
UPD публикации — 12.09.2022
________________________________
Приложение
Герман Гессе на рубеже перелома жизни, и вся его жизнь
Посторонний: https://proza.ru/2004/08/07-29
*
https://eksmo.ru/interview/20-tsitat-iz-knig-germana-gesse-ID7224193/