Герман Гессе (Hermann Hesse): Избранное. || «Путь внутрь». «Игра в бисер» (роман) и другие произведения

Немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

**************************************************

Цитаты Гессе

Цитаты Германа Гессе  Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат немецкого писателя Германа Гессе (1877 — 1962).

Наиболее известные произведения Гессе посвящены духовным поискам.

Цитаты разнесены по темам: жизненная этика, человеческие проявления, человек, любовь, жизнь, мудрость, реальность, книги, время, мысли, искусство, женщины, смерть, цель, свобода, счастье, родители и дети, истина.

Приводятся цитаты о Гессе.

О жизненной этике

Не надо держаться за желания, в которые вы не верите.

Легкая жизнь, легкая любовь, легкая смерть — это не для меня.

Отчаянно держаться за своё «Я», отчаянно цепляться за жизнь — это значит идти вернейшим путём к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим «Я» ради перемен ведёт к бессмертию.

Научитесь серьезно относиться к тому, что заслуживает серьезного отношения, и смеяться над прочим!

Писать — хорошо, думать — лучше. Мудрость — хороша, терпение — лучше.

На все надо обращать внимание, ибо все можно толковать.

Каждый, кто идет в жизни собственным путем, — герой. Каждый, кто осуществляет то, на что способен, — герой.

Ничего на свете не надо бояться, ничего не страшно — только в безумии мучим мы себя всеми этими ужасами, только в собственной нашей запуганной душе возникают добро и зло, ценность и ничтожность, вожделение и болезнь.

Не мне определять пути чужих судеб. Только за себя, за себя одного, я должен решать, должен выбирать, должен отвергать.

Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью, законами и методами духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.

Можно наблюдать людскую глупость, можно смеяться над ней или чувствовать к ней сострадание, но не надо мешать людям идти своей дорогой.

О человеческих проявлениях

Каждый человек считает страдания, выпавшие на его долю, величайшими.

Если тебе непременно нужно чье то разрешение на твое удовольствие, то ты действительно бедняга.

Когда мы ненавидим кого-то, мы ненавидим в его образе то, что сидит в нас самих. То, чего нет в нас самих, нас не волнует.

Всякий высокий юмор начинается с того, что перестаешь принимать всерьез собственную персону.

При каждом потрясении своей жизни я в итоге что-то приобретал, этого нельзя отрицать, становился свободнее, духовнее, глубже, но и делался более одинок, более непонятен, более холоден.

Человек в состоянии глубокого сна — входит в свое сокровенное.

Вы слишком сильно чувствуете своё «я» или слишком от него зависите, а это отнюдь не то же самое, что быть сильной личностью.

Ты слишком много ищешь; из-за чрезмерного искания ты не успеваешь находить.

И самому невинному человеку случается раз-другой в жизни вступать в конфликт с такими прекрасными добродетелями, как почтительность и благодарность.

Одиночество — это независимость, его я хотел и его добился за долгие годы. Оно было холодным, как то холодное тихое пространство, где вращаются звезды.

Если я не могу разделить с тобой твои печали и горести и заразить себя ими, из этого отнюдь не следует, что я не уважаю их и не отношусь к ним серьезно.

Люди мужественные и с характером всегда очень жутки другим людям.

О человеке

Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать.

Истинное призвание каждого состоит только в одном — прийти к самому себе.

Мы сами история и тоже несем ответственность за мировую историю и за свою позицию в ней. Нам очень недостает сознания этой ответственности.

Человек — луковица, состоящая из сотни кожиц, ткань, состоящая из множества нитей.

Чем сильнее личность, тем предосудительней произвол.

В безопасный путь отправляют только слабых.

Большинство людей похожи на падающие листья; они носятся в воздухе, кружатся, но в конце концов падают на землю. Другие же — немного их — словно звезды; они движутся по определенному пути, никакой ветер не заставит их свернуть с него.

Кстати, цитаты о человеке

О любви

Двух людей, как бы ни были они близки, всегда разделяет бездна, которую шаг за шагом по хрупкому мостику пытается преодолеть одна только любовь.

Любовь не должна просить и не должна требовать, любовь должна иметь силу увериться в самой себе. Тогда не ее что-то притягивает, а притягивает она сама.

Любовь можно вымолить, купить, получить как дар, найти на улице, но взять силой нельзя.

Ах, любовь существует не для того, чтобы делать нас счастливыми. Я думаю, она создана, чтобы показать нам, насколько мы сильны в страдании и терпении.

Я любил в жизни дважды — я имею в виду, по-настоящему, — и оба раза был убежден, что все это навеки и кончится только с моей смертью; и оба раза это кончилось, а я, как видишь, не умер.

О жизни

Жить полной жизнью можно лишь ценой своего «я».

И у самой несчастливой жизни есть свои светлые часы и свои цветики счастья среди песка и камней.

Все повторяется, все, что не было выстрадано до конца и искуплено.

Думаешь, что близок к Богу, а обнимаешь женщину. Думаешь, что достиг гармонии, а всего только сваливаешь свою вину и свою беду на далекое будущее существо!

И как прекрасен мир, когда глядишь на него таким образом – так просто, так по-детски, без всяких исканий!

Кстати, цитаты про жизнь

О мудрости

Мудрость: мыслить с пессимизмом, действовать с оптимизмом.

То, что один человек считает своим сокровищем и мудростью, звучит для другого, как глупость. Знание можно передать, мудрость же — никогда. Её можно найти, ею можно жить, ее можно сделать своим парусом, ею можно творить чудеса, но облечь ее в слова, научить ей кого-либо невозможно.

Когда мы начинаем отчаиваться во всякой вере каким утешением может стать для нас возможность следовать за мудрецом его путями и видеть, что и он порою был только человеком, слабым и несовершенным.

Кто подлинно ищет, подлинно желает найти, тот не может принять никакого учения. Тот же, кто нашел, может одобрить любое, да-да, любое учение, любой путь, любую цель.

Кстати, цитаты про мудрость

О реальности

Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе.

Вещи, которые мы видим, это те же вещи, которые в нас. Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе.

Чтобы были упадок и подъём, надо, чтобы были низ и верх. Но низа и верха нет, это живет лишь в мозгу человека, в отечестве иллюзий.

Нет на свете ни одной вещи, которая не была бы такой же прекрасной, такой же желанной, могла бы так же осчастливить тебя, как ее противоположность!

О книгах

Навык чтения сегодня могут приобрести все, но лишь немногие понимают, какой могущественный талисман им доверен.

Жизнь коротка, и по ту сторону ее никого не спросят о количестве одоленных книг. И поэтому неумно и вредно тратить время на чтение, не представляющее ценности. При этом я имею в виду не только плохие книги, а прежде всего качество самого чтения.

Читающий ради времяпрепровождения, пусть даже читает он очень много и только очень хорошие, лучшие книги, будет прочитывать их и забывать, а в конце концов останется бедняком, каким был. Но если читать книги так, как мы слушаем речи друзей, они раскроются тебе и станут твоими. Прочитанное не ускользнет и не затеряется в памяти, но останется с тобой, будет тебе принадлежать, будет радовать и утешать так, как это умеют только друзья.

Кстати, цитаты про книги

О времени

От всего, чего человек жаждет, он всегда отделен только временем! Оно — одна из опор, один из мостов, которые надо прежде всего упразднить, если хочешь свободы.

Разве все страданье — это не время, разве все самоистязанье и страх — это не время, разве все тяжкое, все враждебное в мире не исчезает побежденное, стоит лишь победить время, отрешиться в мыслях от времени?

Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, — все это в равной мере лишено значения.

Кстати, цитаты о времени

О мыслях

Ценность имеют только те мысли, которыми мы живем.

Стоит только высказать какую-нибудь мысль вслух, как она уже получает несколько иной характер, звучит немного фальшиво, немного глупо.

В суждениях нет важности, каковы бы они ни были — прекрасные или безобразные, умные или безрассудные, всякий может быть им привержен или может пренебречь ими.

Кстати, цитаты про мысли

Об искусстве

Сочинение плохих стихов делает человека намного счастливее, чем чтение самых распрекрасных стихотворений.

Творения же духа, культуры, искусства, являют собой полную противоположность, они всякий раз суть освобождение от рабства времени, прыжок человека из грязи своих инстинктов, из своей инертности в другую плоскость, во вневременное, разрешенное от времени, божественное, всецело внеисторическое и враждебное истории бытие.

Кстати, цитаты про искусство

О женщинах

Нет на свете женщины, без которой нельзя прожить, — и нет женщины, с которой нельзя ужиться.

Она была окошечком, крошечным светлым отверстием в темной пещере моего страха. Она была спасением, путем на волю. Она должна была научить меня жить или научить умереть, она должна была коснуться своей твердой и красивой рукой моего окоченевшего сердца, чтобы оно либо расцвело, либо рассыпалось в прах от прикосновения жизни.

Кстати, цитаты о женщинах

О смерти

Разве идеалы существуют для того чтобы их достигнули? Разве мы, люди, живем для того чтобы отменить смерть? Нет, мы живем чтобы бояться ее, а потом снова любить, и как раз благодаря ей жизнь так чудесно пылает в иные часы.

Когда художник пишет картину, а философ ищет законы и формулирует мысли – это лишь для того, чтобы спасти хоть что то от великого танца смерти, чтобы создать нечто такое, что переживет нас.

О цели

Если животное или человек направит все своё внимание и всю свою волю на определенную цель, то он ее и достигнет.

Когда человек ищет случается, глаз его видит лишь то, что он ищет, и он не в состоянии ничего найти, не в состоянии ничего воспринять, ибо думает всегда лишь об искомом, имеет цель, одержим этой целью. Искать — значит иметь цель. А находить — значит быть свободным, распахнутым настежь, не иметь цели.

Кстати, цитаты про цель

О свободе

Властолюбец погибает от власти, сребролюбец — от денег, раб — от рабства, искатель наслаждений — от наслаждений. Так и Степной волк погибал от своей независимости.

Если Коллегия призывает тебя занять определенный пост, то знай: каждая следующая ступень — это не шаг к свободе, а новое обязательство. Чем выше пост, тем больше обязательство. Чем больше власть, тем строже служение.

Кстати, цитаты о свободе

О счастье

Счастье не имеет ничего общего ни с разумом, ни с этикой, оно в самой сущности своей — нечто магическое, принадлежащее архаическим, юношеским ступеням человечества.

Если мы можем сделать человека счастливей и веселее, нам следует это сделать в любом случае, просит он нас о том или нет.

Кстати, цитаты о счастье

О родителях и детях

Никто не женится ради того, чтобы иметь детей, однако, когда у человека появятся дети, они заставят его измениться, и под конец он увидит, что ведь все совершалось только для них.

Без матери нельзя жить. Без матери нельзя умереть.

Кстати, цитаты про родителей

Об истине

Истиной живут, её не преподают.

По поводу каждой истины можно сказать нечто совершенно противоположное ей, и оно будет одинаково верно.

О разном

Животные более настоящие, чем люди. Они не хотят тебе льстить, не хотят производить на тебя какое-то впечатление. Ничего показного. Какие они есть, такие и есть, как камни и цветы или как звезды на небе.

Большинство вещей, которым нас учат, конечно, вполне правдивы и правильны, но на все можно смотреть и совсем не так, как учителя, и тогда они большей частью приобретают куда лучший смысл.

Не все друзья юности выдерживают проверку временем.

Молодость кончается вместе с эгоизмом, старость начинается с жизни для других.

Отчаяние Бог посылает нам не затем, чтобы убить нас, он посылает нам его, чтобы пробудить в нас новую жизнь.

 

Наверное, было бы преувеличением сказать, что Гессе до сих пор остается одним из самых популярных писателей XX века. Тем не менее, и пройти мимо него оказывается непросто.

Цитаты про Гессе

  • С. Цвейг: Живительная чистота выражения, свойственная его прозе, замечательное мастерство, с которым он передает словами даже самые невыразимые состояния, определения… совершенно особое место Германа Гессе в немецкой литературе… Сегодня еще не полностью выявлены масштабы его деятельности и столь же мало выявлены его предельные возможности.
  • Т. Манн: В поколении литераторов, к которому и я принадлежу, он, достигший теперь библейского возраста, с самого начала был выбран мною как самый близкий и дорогой мне человек, и я наблюдал за его ростом, чувствуя к нему большую симпатию, поддерживаемую как тем, в чем мы были с ним несходны, так и тем, в чем мы друг другу соответствовали.
  • М. Бубер: Герман Гессе служит Духу благодаря тому, что он как Рассказчик повествует о противоречии между Духом и Жизнью и о споре Духа с самим собой. И за счет этого он также дает возможность полнее ощутить тяготы того тернистого пути, который может привести к некой новой Цельности и единству. Однако как человек, как homo humanus, каковым он является, он отдается этой службе и постоянно, там, где это имеет смысл, выступает в защиту цельности и единства человеческого существа.
  • А. Жид: У Гессе уравновешенной является лишь форма выражения, но отнюдь не ощущение и мысль. А сдержанно в выражении чувства и мысли определяется тонким, обостренным чувством меры, гармонии и — в отношении к миру — всеобщей взаимообусловленности. Это свое рода скрытая ирония — дар, который, как мне кажется, свойствен лишь очень немногим немцам.
  • С. Аверинцев: Еще раз оглянемся на отражения лица Гессе в чужих глазах. Тихий идиллик 900-х годов и неистовый отверженец буржуазного благополучия в период между двумя мировыми войнами; престарелый мудрец и учитель жизни, в котором иные поспешили увидеть духовного банкрота; старомодный мастер «хорошо темперированной» немецкой прозы и кумир длинноволосых юношей Америки, — как, спрашивается, собрать столь различные обличил в единый образ? Кто был этот Гессе на самом деле? Какая судьба гнала его от одной метаморфозы к другой?
  • С. Довлатов: Гессе был наивным человеком прошлого столетия. Ему и в голову не приходило, что зло может быть абсолютно сознательным. И даже — принципиальным. (кстати, цитаты Сергея Довлатова)

В дополнение вы можете прочитать:

 

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Источник: Статья Цитаты Гессе с https://burido.ru/969-tsitaty-gesse на сайте Буридо

****************************************************************************************************

 

https://theperson.pro/german-gesse/Биография Германа Гессе

Детство

Герман Гессе родился в немецком городке Кальв. Его родители были глубоко верующими и относили себя к миссионерам. На момент рождения Германа в семье уже подрастала девочка Адель, позже появились еще одна сестра Марулла и брат Ганс.

Мальчика воспитывали в соответствии с строжайшими религиозными канонами в духе пиетизма, но, не смотря на все старания родителей привить ему любовь к религии, для себя он выбрал иной путь. Однако до того как определиться с призванием было еще далеко.

В 1881 году семейство перебралось в Швейцарию, в город Базель. Здесь мальчик поступил в миссионерскую школу, а после стал учеником христианского пансионата. С юных лет Герман проявлял себя всестороннее: он рисовал, пытался освоить музыкальные инструменты, а будучи десятилетним мальчишкой, написал свое первое произведение. Им стала сказка «Два брата» созданная для маленькой сестрички.

Герман Гессе

Юность

Вскоре семья вернулась в родной Кальв, где Герман и продолжил обучение. В 1880 году он поступил в школу в Геппингене, а через год уже числился студентом семинарии в Маульборнском монастыре. Период обучение в семинарии выдался крайне непростым для юноши. Несмотря на то, что его увлекала наука (причем интересовался он многими дисциплинами), через полгода он покинул монастырь. Некоторые эпизоды из пребывания Германа в Маульборне позже он перенесет в свою автобиографическую повесть «Под колесом».

Вскоре после ухода из семинарии Гессе попытался свести счеты с жизнью. Неудавшаяся попытка суицида закончилась «ссылкой» в психиатрическую лечебницу, куда его отправили напуганные родители. Далее следовала еще одна неудачная попытка закончить гимназию, потом работа в типографии, после должность помощника в одном из миссионерских издательств Кальва. Но все это не приносило радости юному Герману.

В 1895 году Гессе наконец-то нашел работу более-менее по душе. Он не жалея себя трудился в небольшом книжном магазинчике в Тюбингене. Пропадая на работе по 12, а порой и больше чесов, придя домой, он всегда находил время для чтения, так как в его понимании саморазвитие стояло превыше всего. Выходные он с радостью проводил, изучая местные газеты, интересуясь событиями городка и, конечно же, — он писал стихи.

Первая книга писателя — «Романтические песни», — вышедшая в мир в 1899 году осталась практически незамеченной – тираж был мизерный, продажи минимальные. Далее последовала череда книг, выпускаемых Гессе, которые опять-таки, не принесли желаемого результата.

Начало профессиональной карьеры

В 1901 году миру были презентованы «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» — оригинальное произведение, написанное Гессе, но подписанное именем другого, вымышленного автора. Такой прием, хоть и был знаком опытному читателю,  стал одним из любимых приемов Гессе. Позже он неоднократно подпишет свои работы чужими именами.

После публикации книги писатель берет небольшой творческий тайм-аут. Он решает воплотить свою давнюю мечту в реальность, а потому налегке отправляется в путешествие по Италии. По возвращению домой он знакомится с будущей женой, а после свадьбы перебирается жить в Гайенхофен. Переезд способствовал развитию творчества Гессе, и он стал активно издавать повести и рассказы один за другим. В том числе и упомянутую повесть «Под колесом» (1906), в которой открыто делился переживаниями времени, проведенного в семинарии.

В 1911 году писатель принимает решение отправиться в Индию — ему интересно увидеть, где жили его предки, где родилась мать и работал долгое время отец. Шри-Ланка, Сингапур, Индонезия – эти места оказали на него огромное впечатление, которое он искусно использовал во время создания сборника  «Записки об индийском путешествии». В этом же году семейство переехал в Берн.

Герман Гессе

Военное время, дальнейшая деятельность

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война подвигла Гессе записаться добровольцем на фронт. Однако его инициатива была отклонена представителями посольства по состоянию здоровья. В ноябре этого же года была опубликована статья, написанная Гессе, которая в полной мере демонстрировала отношение автора ко всему происходящему. Название статьи было более чем красноречивым — «Друзья, довольно этих звуков!», а саму войну он называл не иначе как «кровавой бессмыслицей».

Гессе вел активную кампанию по сбору денег на создание библиотек для военнопленных, но в родной Германии отношение к нему было довольно прохладным. Писатель, сотрудничавший и с обеими враждующими сторонами, был ознаменован трусом и предателем. Гессе, в свою очередь, тоже не стеснялся в высказываниях, открыто призывая либералов наконец перейти от слов к действиям.

На период первой мировой войны припал развод Гессе с женой (1918 год), а также гибель отца, что способствовало ухудшению и без того слабого здравья писателя. Тогда же, после пережитого, он отправляется в Люцерн. Этот город подарил ему знакомство с Йозефом Лангом — величайшим  доктором своего времени, «вытащившим» его из болезни и впоследствии ставшим его хорошим приятелем. Ланг провел длительный курс психоанализа, включавший в себя более 50 сеансов терапии. После пройденного лечения, автор издает роман «Демиан», под которым ставит подпись Эмиль Синклер. В период с 1918 по 1924 год Гессе издает еще несколько работ, в том числе «Последнее лето Клингзора» и «Сиддхартха. Индийская поэма». В 1924 году он получает швейцарское гражданство, и уже на новом месте женится на местной певице Рут Венгер.

Следующим значимым творением писателя становится роман «Степной волк», выпущенный в 1927 году. Произведение является одним из важнейших за весь период писательской карьеры Гессе. Он в очередной раз решил отступить от стандартной структуры сюжета, а потому, читая роман, создается впечатление чтения «книги в книге». «Степной волк» стал основоположником так называемых «интеллектуальных романов», которые позже часто встречались в работах немецких писателей того времени.

Герман Гессе

В 1929 году к Гессе приходит ошеломляющий успех – повесть «Нарцисс и Златоцвет» находится на слуху, а его имя произносят с нескрываемым восторгом. Гессе в повести затрагивает довольно актуальную и часто используемую тему –  тему разности бытия мирского и духовного. В то же 29-ом году писатель начал активную деятельность по написанию оригинального романа, ставшего своеобразной кульминацией его творчества. На его создание ушло более 10 лет. Роман «Игра в бисер» отдельными частями публиковался на протяжении многих лет работы над ним, а полностью увидеть произведения мир смог в 1943 году; книга была издана в Цюрихе. Немецкий читатель смог насладиться произведением соотечественника лишь в 1951-ом – до этого книги автора были под запретом на территории Германии.

Гессе творил и дальше – писал повести, заметки, статьи, — но это уже было больше «для души», знаковых работ более не последовало.

В 1946 году Герман Гессе был удостоен Нобелевской премии. Формулировка была довольно обширная: «За вдохновенное творчество, проявляющее гуманистические идеалы и неповторимый стиль». Гессе также присуждалась статусная премия Гете (1946 г.), Премия мира (1955 г.), а в 1958 году была учреждена премия имени самого писателя.

Личная жизнь

Герман Гессе вступал в брак трижды. Первой его женой стала дочь знаменитых математиков — Мария Бернулли. После женитьбы в 1904 году пара обосновалась в небольшом поселке вдали от шумного города, где Герман возвел дом, а Мария занималась обустройством сада. У пары родилось трое детей: Бруно, Хайнер и Мартин. В 1918 году, на фоне обострения психической болезни жены, Гессе принял решение расторгнуть брак. После переезда в Швейцарию, Герман довольно быстро наладил личную жизнь – здесь он познакомился с дочерью популярной писательницы Лизы Венгер и вскоре молодые сыграли свадьбу. Однако брак длится недолго — через три года, в 1927-ом пара расстается. Третьей женой писателя стала уроженка Черновцов, искусствовед Нинон Дольбин. Нинон отыграла значимую роль в жизни писателя – она помогала Гессе продолжать творить, когда болезнь уже стала подкашивать его.  После кончины мужа она занялась сбором, редактурой и печатью его последних произведений.

Герман Гессе был болен лейкемией. Его не стало 11 августа 1962 года.

Цитаты и афоризмы

  • Истина должна быть пережита, а не преподана.
  • В основном, свободу человек проявляет только в выборе зависимости.
  • Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя.
  • В безопасный путь отправляют только слабых.

Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, — все это в равной мере лишено значения

Книги Германа Гессе:

Нарцисс и Гольдмунд

Нарцисс и Гольдмунд

Автор: Герман Гессе

Скачать  

Книга россказней

Книга россказней

Автор:Герман Гессе

Скачать  

Степной волк

Степной волк

Автор:Герман Гессе

Скачать  

Игра в бисер

Игра в бисер

Автор: Герман Гессе

Скачать  

**************************************************

27764717.a4  — фрагмент романа //https://avidreaders.ru/download/igra-v-biser.html?f=pdf

**************************************************

Мой любимый Писатель — Посвященный, Поклон! Ом

**************************************************

https://litmy.ru/knigi/belletristika/25520-german-gesse-sobranie-sochineniy-v-4-h-tomah.html:

Название: Собрание сочинений в 4-х томах
Автор: Герман Гессе
Издательство: Северо-Запад
Год: 1994-1995
ISBN: 5-8352-0314-4
Формат: FB2
Размер: 10 MB
Язык: Русский

Герман Гессе (нем. Hermann Hesse; 2 июля 1877, Кальв, Германия — 9 августа 1962, Монтаньола, Швейцария) — немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии (1946). Всё своё творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». Одна из основных тем творчества писателя — судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в мире.

Аннотации и содержание

I. Первый том четырехтомного собрания сочинений Г. Гессе — это история начала «пути внутрь» своей души одного из величайших писателей XX века. В книгу вошли сказки, легенды, притчи, насыщенные символикой глубинной психологии; повесть о проблемах психологического и философского дуализма «Демиан»; повести, объединенные общим названием «Путь внутрь», и в их числе — «Сиддхартха», притча о смысле жизни, о путях духовного развития.
Содержание:
Н. Гучинская. Герман Гессе на пути к духовному синтезу (статья)
Сказки, легенды, притчи (сборник)
Август (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Поэт (рассказ, перевод Р. Эйвадиса)
Странная весть о другой звезде (рассказ, перевод В. Фадеева)
Тяжкий путь (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Череда снов (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Фальдум (рассказ, перевод Н. Фёдоровой)
Ирис (рассказ, перевод С. Ошерова)
Роберт Эгион (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Легенда об индийском царе (рассказ, перевод Р. Эйвадиса)
Невеста (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Лесной человек (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Демиан (роман, перевод Н. Берновской)
Путь внутрь
Сиддхартха (повесть, перевод Р. Эйвадиса)
Душа ребенка (повесть, перевод С. Апта)
Клейн и Вагнер (повесть, перевод С. Апта)
Последнее лето Клингзора (повесть, перевод С. Апта)
Послесловие (статья, перевод Т. Федяевой)

II. Во второй том входят следующие произведения: «Кнульп», «Курортник», «Степной волк».
Повесть «Кнульп» написана Г. Гессе в 1907–1913 гг. В ней раскрыта тема бродяжничества, которое в 80–90 гг. прошлого века было в Германии обычным явлением. В этой повести Герман Гессе дал романтический образ бродяги.
Повесть «Курортник» (1925 г.) — плод раздумий писателя о собственной жизни, о формах и путях преодоления конфликта между Духом и природой, личностью и коллективом.
Роман «Степной волк» — одно из самых популярных произведений Гессе. Он в известной мере автобиографичен. Это исповедь буржуазного интеллигента, пытающегося преодолеть собственную болезнь.
Содержание:
Кнульп (повесть, перевод Е. Маркович)
Канун весны
Мои воспоминания о Кнульпе
Конец
Курортник (документальное произведение, перевод В. Курелла)
Предисловие
Курортник
Распорядок дня
Голландец
Уныние
Выздоровление
Оглядываясь назад
Степной волк (роман, перевод С. Апта)
Комментарии Р. Каралашвили

III. Духовно гармоничный Нарцисс и эмоциональный, беспорядочно артистичный Гормульд — герои повести Г. Гессе «Нарцисс и Гольдмунд» — по-разному переживают путь внутрь своей души. Истории духовных поисков посвящены также повести «Индийская судьба» и «Паломничество в Страну Востока», вошедшие в третий том настоящего издания.
Содержание:
Нарцисс и Гольдмунд (повесть, перевод Г. Барышниковой)
Паломничество в Страну Востока (повесть, перевод С. Аверинцева)
Индийская судьба (повесть, перевод Р. Эйвадиса)
Путь сновидений (сборник)
Запись (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Трагедия (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Детство волшебника (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Краткое жизнеописание (рассказ, перевод И. Городинского)
Европеец (рассказ, перевод Г. Снежинской)
О степном волке (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Птица (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Эдмунд (рассказ, перевод Г. Снежинской)
Швабская пародия (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Город (рассказ, перевод Р. Эйвадиса)
Сказка о плетеном стуле (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Король Юй (рассказ, перевод И. Алексеевой)
Сон о флейте (рассказ, перевод Г. Снежинской)

IV. Роман «Игра в бисер» по праву считается вершиной творчества лауреата Нобелевской премии Германа Гессе.
Роман рассказывает о судьбе магистра Игры Иозефа Кнехта, о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться человеку, вставшему на путь слияния души и Духа.
Содержание:
Игра в бисер (роман, перевод С. Апта)
Опыт общепонятного введения в ее историю
Жизнеописание магистра Игры Йозефа Кнехта
Сочинения, оставшиеся от Йозефа Кнехта
Комментарии С. Аверинцева

Скачать Герман Гессе — Собрание сочинений в 4-х томах [1994, FB2]

 

**********************************************************************************************************
ПРИЛОЖЕНИЕ

Герман Гессе: «Лёгкая жизнь — это не для меня»

«Степной волк», «Игра в бисер», «Сиддхартха» — книги немецкого писателя до сих пор читают во всём мире.

Несостоявшийся миссионер

Будущий немецкий писатель родился 2 июля 1877 года. Его родители были миссионерами, отец даже имел опыт работы на территории Индии. Помимо Германа, мистер и миссис Гессе воспитывали ещё трёх детей. Дедушкой автора «Игры в бисер» был теолог-миссионер Герман Гундерт, повлиявший на мировоззрение внука. В доме царили консервативные нравы, родители стремились дать детям традиционное воспитание.

В 1881 году немецкая семья переехала в Швейцарию, в город Базель. Четырёхлетний Герман сразу же поступил в школу местных миссионеров. После её окончания Гессе отправился получать образование в христианский пансионат. Учась прилежно, Герман не забывал и о личном развитии за пределами стен религиозных заведений: он играл на разных музыкальных инструментах, рисовал, а ближе к окончанию пансионата начал потихоньку писать тексты художественных произведений. Они были небольшими, в основном юный Гессе создавал сказки.

Через пять лет после переезда в Швейцарию родители решили вернуться в Германию. Год их сын Герман проучился в латинской школе, а позже смог поступить в семинарию. Находясь в учебном заведении Маульбронна, Гессе изучал тексты Священного Писания, читал в оригиналах лирику древнейших поэтов, например, Гомера и Вергилия. Также в этот период жизни семинарист познакомился с творчеством таких знаковых фигур немецкой литературы, как Иоганн Гёте и Фридрих Шиллер. Вдохновлённый их произведениями, Гессе с ещё большим энтузиазмом стал писать собственные тексты. Друзьям Герман предпочитал книги, с другими семинаристами он не общался.

В 1892 году психическое состояние Гессе ухудшилось. Он пропал из семинарии, пытался добраться до другого города, но по пути решил покончить с собой. К счастью, его вовремя спасли и отправили к родителям. Родные Германа решили на время отдать сына в клинику.

После окончания лечения Гессе пытался учиться в гимназии, однако через год покинул учебное заведение. Началась взрослая жизнь — юноша пошёл на работу. Два года Герман работал в кальвской типографии, издающей миссионерские листовки. Там вместе с будущим писателем работал его отец, помогавший сыну и следивший за его состоянием. Затем Гессе решил отправиться в самостоятельное плавание и пошёл работать в книжную лавку, где ему поручили сортировать произведения и вести счета. Параллельно с работой по выходным он много читал — глава лавки разрешал сотруднику на время брать книги себе. А сочинения Германа наконец-то начали выходить в свет в литературных газетах — это были стихи Гессе.

Герман Гессе.
Герман Гессе. Источник: pinterest.com

В конце XIX века начинающий немецкий писатель опубликовал книгу собственных сочинений, получившую название «Романтические песни», а позже — сборник рассказов «Час после полуночи». Книги молодого Гессе не пользовались большим спросом, но самое главное состояло в том, что он обрёл уверенность в своем предназначении. В этот же период Герман уехал в Швейцарию. Там он устроился на работу в книжную лавку в Базеле.

В начале XX столетия Гессе посетил Италию. Страна произвела огромное впечатление на писателя, давно мечтавшего посетить родину многих деятелей эпохи Возрождения. Вдохновившись поездкой, Гессе начал активно писать стихи и рассказы.

И наконец-то к автору пришёл успех. Его тексты часто публиковали в литературных газетах, а сам Гессе познакомился с различными немецкими писателями того времени. Роман «Петер Каменцинд» обрёл огромную популярность и денежно обеспечил Германа, ушедшего из книжной лавки, чтобы полностью погрузиться в литературное творчество.

В 1904 году успешный молодой писатель женился на Марии Бернулли. Пара встретилась в Швейцарии, девушка занималась фотографией, и после совместного путешествия по Италии, которое стало вторым для Германа, они решили связать жизни брачными узами. Вернувшись, Гессе и Мария переехали в Германию. Там они жили аскетично, далеко от крупных городов. У них родился первый сын, получивший имя Бруно.

Также в этот период Гессе создал множество разных произведений, уединившись с природой. Романы Германа произвели сильное впечатление на книгоиздателей, и автору «Романтических песен» предложили подписать контракт на дальнейшее издание произведений.

Гессе. Портрет работы Фреда Стейна.

Гессе. Портрет работы Фреда Стейна. Источник: wikipedia.org

В 1911 году Герман поехал в Азию. Он мечтал увидеть Индию, и его желание осуществилось. Вернувшись в Германию, Гессе опубликовал «Записки об индийском путешествии». После азиатской «Одиссеи» последовал переезд в Швейцарию.

Нобелевская премия — успех Гессе

На фронт начавшейся в 1914 году Первой мировой войны Германа не забрали, так как состояние здоровья писателя было плохим со времён побега из семинарии. В течение всего вооруженного конфликта Гессе не раз выступал в прессе с антимилитаристскими призывами, говорил об ужасах войны. На родине его часто критиковали за непатриотическое поведение, проявляющееся именно в пропаганде антивоенных взглядов. Также Гессе открыл библиотеку для нуждающихся семей военных и успел побыть чиновником Военного министерства в немецком посольстве в Швейцарии.

Гессе в библиотеке.
Гессе в библиотеке. Источник: pinterest.com

После Первой мировой Герман покинул Берн. Этому предшествовал развод с женой и постоянные посещения психолога, связанные с ухудшением внутреннего состояния Гессе. Писатель отправился в Лугано. Там он написал новый сборник рассказов. Затем последовал переезд в деревню Монтаньола. Здесь писатель познакомился с Рут Вегнер — девушкой, ставшей музой и женой немецкого автора. Однако брак не был долгим, и пара рассталась через три года.

Помимо литературы Гессе интересовал психоанализ. В 20-е годы XX столетия писатель даже посещал в Цюрихе лекции, связанные с изучением этой психологической теории. Примечательно, что их читал Карл Густав Юнг.

В 1926 Гессе приступил к написанию романа «Степной волк». Через год произведение было окончено и выпущено в свет. Эта работа стала одной из центральных в творчестве немецкого писателя. Ещё через несколько лет Герман опубликовал другое важное произведение — роман «Нарцисс и Златоуст».

В начале 30-х годов Гессе женился ещё раз — на этот раз его избранницей стала Нинон Ауслендер, по первому мужу Дольбин. После свадьбы писатель создает несколько успешных повестей и приступает к работе над романом «Игра в бисер».

Жизнь Гессе в Швейцарии 30-х годов была спокойной, в отличие от других немецких писателей, остававшихся на родине. После прихода к власти в Германии нацистов, лидером которых был Адольф Гитлер, в другие европейские государства хлынули потоки беженцев. В их числе был друг Гессе Томас Манн. Герман же, проживавший в Швейцарии, был в безопасности, однако его произведения были под запретом в Третьем рейхе и странах, попавших под влияние Гитлера.

Во время Второй мировой войны, а конкретно в 1942 году, Гессе дописал роман «Игра в бисер». Книгу опубликовали впервые через год в Швейцарии. Это было последнее крупное произведение, написанное Гессе.

В 1946 году талант немецкого писателя был по достоинству оценён миром — Гессе получил Нобелевскую премию по литературе. Награду автору «Степного волка» вручили со следующей формулировкой: «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

В последние годы своей жизни Гессе создавал стихотворения, небольшие рассказы. Его всё больше манили короткие по объёму произведения. Здоровье уже пожилого писателя ухудшалось с каждым годом, и 9 августа 1962 года мир потерял одного из самых талантливых немецких авторов XX столетия.

Источники

  • Г. Гессе. Магия книги. Эссе о литературе. 2018
  • Г. Гессе. Игра в бисер. Путешествие к земле Востока. 2019
  • Г. Гессе. Собрание сочинений. 6 томов. — Москва: «Амфора», 1999

Источник: https://diletant.media/articles/31227802/

****************************************************************************************************

«НОЖ»

Отверженный лауреат Нобелевской премии. Как Герман Гессе становился собой

Когда диалога уже не получается, донести свои мысли помогает творчество, и в довесок — справиться с одиночеством и наполнить жизнь новым смыслом. Если сделать всё правильно. Вместе с сообщением, которое созидатель оставляет абстрактному получателю, он оставляет и часть себя. Это — самый искренний подарок. Остается принять его — либо сразу, либо немного позже. Один из таких подарков, оцененных миром лишь спустя время, сделает Герман Гессе. За свою «Игру в бисер», законченную в 1942 году, в 1946-м он получит Нобелевскую премию. Ее назовут «ювелирным чудом среди окопов», а еще «радостно-таинственной» книгой, по версии Томаса Манна. Она станет для Гессе решающей — подведет итог творчества и личной борьбы. А читаться будет как признание в любви к самой жизни.

Как Герман Гессе становится поэтом

Сухие биографии известных писателей — те, что еще в школьных учебниках литературы скупо представляли факты в хронологическом порядке, — способны делать писателей пугающе похожими друг на друга. Причем отличаться они могут как инь и ян, небо и земля, север и юг, ожидание и реальность, но быть одинаковыми в своей пугающей безличности серых квадратов (или квадратов желтых — если речь об авангардных авторах вроде обэриутов). Однако писатели, конечно, не перестают быть личностями. И личностью интересной, свободолюбивой и светлой был Герман Гессе, кажущиеся академизм и аккуратность которого могли быть присущи нудному и скучному человеку, но им Гессе точно не был.

Герман Гессе улыбается своему коту. Котиков он, кстати, очень любил и писал о них с такой же любовью: «Существует одна любовь, одна сила, одно спасение, одно счастье, и то, что называется любовью. Многое из этого может вам дать всего лишь одна кошка»

В 13 лет человек, которого звали Герман Гессе, понял, что хочет стать поэтом. И сразу же столкнулся с жестокой правдой жизни: в настоящем поэтам не рады. Им рады только в прошлом и в будущем — на страницах всё тех же учебников и в лучах потенциальной поэтической славы.

Быть поэтом — здорово и почетно; становиться поэтом — впустую тратить драгоценное время. То самое время, когда можно выучиться на любую профессию.

К тому же маленькому Герману Гессе не то чтобы повезло с педагогами (а он сменил несколько образовательных учреждений, в которых всегда был одним из первых учеников) — гораздо больше, чем творчество, ценились исполнительность и ведомость. В этом он, испытывающий природную неприязнь к слову «должен», чувствовал главное противоречие. Необъяснимым образом следование тому, что описывалось как ценность, делало человека странным для окружающих, а иногда и вовсе порицалось. Вот что писал он в своем «Кратком жизнеописании»:

«С поэтом дело обстояло в точности так, как с героем и со всеми могучими или прекрасными, великодушными или небудничными людьми и порывами: в прошедшем они были чудны, любой учебник в изобилии воздавал им хвалу, но в настоящем, в действительной жизни, их ненавидели, и позволительно было заподозрить, что учителя затем и были поставлены, чтобы не дать возрасти ни одному яркому, свободному человеку, не дать состояться ни одному великому, разительному деянию».

Так что в глазах определенной (и видимо, многочисленной) группы взрослых Герман Гессе был тем самым ребенком, о котором говорят: «способный, но неуправляемый». В 15 лет он всё-таки бросил школу и не без удовольствия заперся в дедовской библиотеке. Ему был открыт мир восточной философии и классической литературы, хотя некоторые универсальные пути (да, те самые, которые открываются лишь по предъявлении корочки) закрылись.

Необходимость выживать ничуть не мешала взрослому Гессе оставаться всё тем же, хоть уже и не тринадцатилетним, мечтателем. Сменив несколько работ — обычно связанных с книготорговлей, хотя будущий нобелевский лауреат успел побывать и часовщиком, — он продолжал заниматься самообразованием и пробовать себя в писательстве.

И если в 1899 году, когда Гессе опубликовал томик стихов и сборник «Час после полуночи», о нем знали только завсегдатаи литературного кружка, то уже в 1904-м его второй роман, «Петер Каменцинд», принес 26-летнему писателю признание и успех.

Так Гессе наконец перестал становиться поэтом. Он им стал.

Семинария в Маульбронне, из которой когда-то сбежал Гессе. В своих книгах он часто описывает жизнь в закрытом учебном заведении и повторяет тему побега (но не обязательно одновременно). Особенно перекликается с детскими переживаниями Германа Гессе повесть «Под колесом» — о том, как навязанная гонка за академическими успехами буквально ломает талантливого и чувствительного героя. Семинарские воспоминания помогают Гессе создать монастырь Мариабронн в «Нарциссе и Гольдмунде» и, конечно, Касталию из «Игры в бисер»

Как Герман Гессе становится Эмилем Синклером

Заключив контракт с издательством Сэмюэля Фишера, Гессе бросил работу в антикварных лавках и официально стал зарабатывать творчеством. Он обзаводится семьей, приобретает дом в провинции и живет стабильной идиллической жизнью.

Похожее впечатление производит и его литература — романтическая и натуралистическая проза, достаточно простая и предсказуемая, не выделяющаяся ничем, кроме своего качества.

Имя Гессе долго ассоциируется со спокойными и неторопливыми описаниями провинциального быта, изображением переживаний созерцательного, углубленного во внутренний мир героя-мечтателя.

Кажется, что именно таким писателем Герман Гессе будет всегда. Но он отказывается становиться заложником подобного образа.

В этот дом в Гайенхофене Герман Гессе переезжает сразу после своего успеха. Он проводит там целых восемь лет, наслаждаясь творчеством и сельской жизнью в кругу семьи. Это здание расположено на берегу живописного Боденского озера — того самого, что находится одновременно в Германии, Швейцарии и Австрии. Сейчас там один из музеев Гессе

Когда оседлый образ жизни надоедает и Гессе понимает, что романтическое призвание поэта как будто растворяется в неторопливом быте, он совершает второй в своей жизни побег, отправляясь в Индию.

Почему именно туда? Просто любовь к Индии и восточной философии почти прописана в генетическом коде писателя — его родители покинули эту страну только из-за неподходящего для здоровья климата. Необходимость самой поездки для Гессе отлично описал академик С.С. Аверинцев в предисловии к избранным сочинениям писателя — тот просто изменил судьбе странника и бродяги. В Индии Гессе задумывается о праве творца вести обычную счастливую жизнь, но не находит однозначного ответа.

Вместо этого он сталкивается с действительностью, ведь начинается Первая мировая. Он ужасается царящей вокруг истерии. Гессе пугает энтузиазм, с которым «люди духа» встречают изменения. Милитаристским настроениям поддаются писатели и публицисты, художники и композиторы — все те, кто, по скромному мнению Гессе, должны создавать общую культуру. В попытке что-то сделать Гессе публикует статью, ссылаясь на Девятую симфонию Бетховена. «Друзья, довольно этих звуков!» — пишет он. И жестко критикуется.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пока не Пелевин, еще не Сорокин. На что живут начинающие писатели в современной России

Сталин, ружья — хорошо. Как художник-аутсайдер Александр Лобанов создал собственный мир из осколков советской пропаганды

Жестко обходится с ним и сама жизнь — именно в тот период, когда от Гессе начинают отворачиваться читатели, умирает его отец и сходит с ума жена. Как будто вдобавок к этим потрясениям он истощает себя непривычной работой, к которой вряд ли был приспособлен, — снабжает военнопленных книгами. Неизвестно (во всяком случае, так утверждает кандидат филологических наук Ю.В. Каминская, а причин не верить ей нет), доходили ли эти книги до получателей и читал ли их кто-нибудь, но Гессе упрямо продолжает заниматься этим. В результате ему самому требуется помощь психоаналитика, и он проходит терапию у ученика Карла Юнга, Йозефа Лэнга.

Всё это не только меняет мировосприятие Гессе, но и приводит к началу нового литературного периода. Циклом рассказов о Кнульпе он как бы подводит итоги. Понедельником литературного творчества становится «Демиан».

Гессе пишет «Демиана» под псевдонимом, представляя роман как авторскую исповедь молодого героя (когда самому писателю около сорока). У него выходит по-настоящему юный, лишенный какой-либо зрелости, слегка косноязычный и невероятно честный роман — настолько не похожий на привычного миру Гессе, что никто не узнает его.

В том числе преданный читатель в лице Томаса Манна:

«У меня недавно было сильное впечатление литературного свойства — „Демиан, История одной молодости“ Эмиля Синклера… Я был весьма потрясен и пытаюсь узнать что-нибудь об авторе, его возрасте и т. д. Если у Вас есть время, прочитайте роман! По-моему, это что-то совершенно необычайное…»

Гессе действительно перестает быть «тем самым Гессе», замкнутым на себе где-то в далеком прошлом отмирающего века. Он становится голосом поколения, сумевшим выразить и обуревающую жажду перемен, и крах культуры. Его начинает увлекать идея связи противоположного: деятельного и созерцательного, мирского и духовного.

С одной стороны, это всё те же размышления Гессе, который как будто боится, что растеряет в себе всё волшебное (в переводе с Гессе — поэтическое), задерживаясь в реальности, — он ведь не шутил, когда писал «Детство волшебника»! С другой стороны, эта внутренняя проблема перестала быть исключительно внутренней, теперь она стала новой проблемой современности. Гессе узнает ее и описывает так же ново.

Как Герман Гессе становится изгнанником

Для такого человека, как Гессе, созерцательность не просто красивое слово. Он, подобно своим героям, склонен погружаться в самого себя. Это индивидуалист, писавший очень лично, далекий от всего общественного, — не активист и не деятель истории. И если представлять себе Гессе именно таким, сложно понять: почему вдруг он вступает в неравный бой с общественностью? Почему он обращается к своим коллегам, рискуя высоким положением? Разве «искусство вне политики» — это не про Гессе?

Чтобы ответить, важно увидеть, что критика Гессе — это не критика войны. Он убежден, что всё это — сфера деятельности людей иного склада. Его самого, гуманиста с верой в счастливое будущее, войны пугают. Но он не в силах назвать бесполезной смерть на поле боя. Его критика направлена на «людей духа» — тех, кто должен был остаться по ту сторону. На той стороне — искусство и знание, строящийся мост между всеми людьми.

Задача «людей духа», или «нейтралов», как называет их Гессе, — хранить и приумножать ценности, напоминать о мирном, светлом и вечном. Они не только не должны провозглашать насилие и ненависть, но и обязаны сделать всё, чтобы сохранить остатки мира.

Это всё тот же Гессе, который хотел стать поэтом и не понимал, почему этому так не рады. Теперь он спрашивал: если мир — это ценность, почему никто не пытается его сохранить?

Гессе поздно начал заниматься живописью, но именно это занятие помогло ему пережить потрясение и одиночество. Вот что он писал: «Уже в сорокалетнем возрасте я начал рисовать. Не то чтобы я вдруг счел себя художником или захотел таковым стать. Но рисовать — это чудо, это доставляет много радости и делает тебя более терпимым. И пальцы у тебя потом не черные, как после писания, а красные и синие»

Этого вполне безобидного и даже наивного вопроса было достаточно, чтобы вызвать шквал критики. От Гессе, который после «Друзья, довольно этих звуков!» пишет еще (вот и вот, например), начинают отворачиваться друзья, издательства и читатели. Его обзывают «отщепенцем без отечества», «предателем народа и народности» и интернационалистом. Насчет последнего — правда, ведь Гессе стремится к «интернациональному миру мысли». Насчет остального — обидно, ведь первые антимилитаристские очерки он начинает с признания в любви к своей родине. Вот что он пишет о Гете, которого глубоко почитает и как бы ставит в пример коллегам по цеху:

«Любовь к человечеству он ставил выше любви к Германии, а ведь он знал и любил ее, как никто другой. Гете был гражданином и патриотом в интернациональном мире мысли, внутренней свободы, интеллектуальной совести, и в лучшие свои мгновения он воспарял на такую высоту, откуда судьбы народов виделись ему не в их обособленности, а только в подчиненности мировому целому».

С точки зрения милитаристски настроенного общества — того самого, что с восторгом приняло «Манифест девяноста трех» 1914 года, фактически ставящий знак равенства между немецкой культурой и милитаризмом, — интернационализм был болезнью. Особенно раздражал тот факт, что им заболел именно Гессе, казавшийся воплощением всего немецкого. Сложно представить, что испытал сам писатель — его, привыкшего к молчаливому уважению, донимают гневными письмами совершенно незнакомые люди. Он оказывается один на один с агрессией — и не выдерживает ее. Оставаясь в нейтральной Швейцарии, Гессе медленно тратит силы на свой последний роман — чтобы сохранить культуру так, как он это умеет.

Как Герман Гессе становится нобелевским лауреатом

Можно спросить случайного собеседника или себя самого, на что похожа литература военных и послевоенных лет. Собирательный образ, скорее всего, будет мрачным. Одиночество, бессмысленность, потеря, вина, страх, боль — продолжать можно бесконечно. Мне, например, в первую очередь приходят на ум бесконечно пьющие (но от этого не менее прекрасные) герои Ремарка. Причем тяжелая тональность — это не только про литературу потерянного поколения, но и про будущих битников, драму абсурда и др.

А «Игра в бисер» — невероятно светлый, полный жизненной силы роман. Но Гессе пишет его не для того, чтобы дать возможность укрыться от реальности. Это скорее попытка напомнить: смотрите, у нас есть культура, способная пережить всё!

Он буквально вручает ее миру, так как сама игра (как и книга, получается) — гармония искусства и знания, вообще всего, что создал человек:

«Игра в бисер — это, таким образом, игра со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры, она играет ими примерно так, как во времена расцвета искусств живописец играл красками своей палитры».

Но это, конечно, не всё. Говоря о гармонии игры, Гессе пытается говорить о гармонии жизни. О том, что всё противоположное — просто разные полюса, в конце концов соединяющиеся друг с другом. О том, что понять себя — это всё равно что понять другого и само течение жизни. Он говорит о балансе деятельного и созерцательного, смерти и рождения, созидания и разрушения.

Такие, на первый взгляд, простые мотивы отлично удаются ему за счет сочетания восточного и западного. Искомый интернациональный мир мысли, к которому он так стремился раньше, оказывается общим устройством мира. «И болезнь, и лекарство — всё это в тебе», — как будто говорит он. И лучший способ услышать Гессе — читать его. Даже если не удастся проникнуться его созидательной философией, можно насладиться той лучистой радостью, что есть в «Игре в бисер» вопреки всему:

Цветок сникает, юность быстротечна,
И на веку людском ступень любая,
Любая мудрость временна, конечна,
Любому благу срок отмерен точно.
Так пусть же, зову жизни отвечая,
Душа легко и весело простится
С тем, с чем связать себя посмела прочно,
Пускай не сохнет в косности монашьей!
В любом начале волшебство таится,
Оно нам в помощь, в нем защита наша.
Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали,
Шагать вперед, идти от дали к дали,
Всё шире быть, всё выше подниматься!
Засасывает круг привычек милых,
Уют покоя полон искушенья.
Но только тот, кто с места сняться в силах,
Спасет свой дух живой от разложенья.
И даже возле входа гробового
Жизнь вновь, глядишь, нам кликнет клич призывный,
И путь опять начнется непрерывный…
Простись же, сердце, и окрепни снова.

«Ступеньки» Йозефа Кнехта, «Игра в бисер», пер. С. Апта

https://knife.media/herman-hesse/

2 комментария

  1. Друг мой, как жить? Ты одна у меня.
    Есть ещё ветер, душа и полнеба…
    Есть ещё совесть листвы и огня —
    Как же так жить, высоко и нелепо?

    Взять сигарету, на мокрый балкон
    Выйти, твердея душой от погоды…
    Спичку зажечь, осветив рубикон
    Мокрых перил, невесомой свободы.

    Мокрого дерева голос и всхлип,
    Что у него за душой деревянной?
    Огнь холодный, горячечный грипп,
    Воображенья колодец багряный?

    Даже и дерева нет у меня.
    Птица молчит — о судьбе, о погоде —
    До перелета, до крайнего дня.
    Друг мой, как жить? Вот и осень проходит…

    Анатолий Фомин (С)

  2. UPD публикации — 12.09.2022
    ________________________________
    Приложение

    Герман Гессе на рубеже перелома жизни, и вся его жизнь
    Посторонний: https://proza.ru/2004/08/07-29
    *
    https://eksmo.ru/interview/20-tsitat-iz-knig-germana-gesse-ID7224193/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *