Шанкарачарья Ш. — Семь трактатов

Шанкара

Индийский мыслитель, ведущий представитель Веданты, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. На основе Упанишад создал последовательную монистическую систему — адвайта-веданту.

  • Родился: 788 г.
  • Умер: 820 г. (32 года)

**************************************************

Краткая биография Шанкары.
(Б.М. Малхотра).

Шри Ади Шанкарачарья — многогранный гений, воплотивший в себе редкие качества философа, поэта, ученого, комментатора, святого мудреца и религиозного реформатора, — был одной из самых блистательных звезд на философском и духовном небосклоне Индии. Он был величайшим проповедником философии «Адвайта», или недуализма, согласно которой душа индивидуума и Брахман/Бог (т.е. высшая Душа) представляют собой одну-единую Сущность, а не две отдельные сущности. По его лаконичным и недвусмысленным словам: «Существует только один недвойственный Брахман; двойственности вовсе нет» можно сделать вывод о невероятной интеллектуальной смелости этого философа. В «Упанишадах» слово «Брахман» означает «превосходящая всё Реальность», в «Ригведе» же под ним подразумевается «священное знание речи» и «Реальность, испытанная на трансцендентальном уровне». Для Шанкарачарьи это слово знаменовало собой вечность и чистоту, являющиеся самыми видными аспектами все той же превосходящей Реальности. В контексте реального мира «Брахман» (как Ишвара) также считается всесильным, всемогущим, вездесущим Создателем, Хранителем и Разрушителем.
Шри Шанкарачарья родился в 788 году (некоторые исследователи называют более раннюю дату, относя рождение и деятельность Ади-Шанкарачарьи к середине седьмого века) в селении Калади в районе Малабара (Керала) в семье одаренного религиозного наставника Шивагуру и его верной жены Арьямбы. Все его звали Шанкарой. Его родители принадлежали к классу ученых, строгих и ревностных браминов, и его отец сам взялся за религиозное обучение Шанкары практически с младенческих лет. Шанкара был умным мальчиком, награжденным экстраординарным талантом и большим интеллектом. Шанкарачарью не зря считают воплощением Бога Шивы. Гениальность его проявилась в самом раннем детстве — он овладел санскритом уже в возрасте 1 года, еще до того, как он научился свому родному языку малаяламу, на котором он начал говорить, когда ему было два года. Он был наделен феноменальной памятью и невероятной способностью сосредоточения. Он мог повторить слово в слово все то, что он прочел или услышал лишь один раз.
Его отец скончался, когда ему было около 5 лет. Вскоре после этого он поступил в гурукул — школу религиозного обучения. И за короткий период времени он овладел всеми ведическими знаниями. После завершения своего образования в возрасте всего 8 лет он начал вести монашеский образ жизни (санньяса). Он постоянно соблюдал духовную дисциплину, следуя джняна-йоге, приверженности своим идеалам, контролируя свой ум. В скором времени он был признан ведущим философом, мистиком, возродившим и реформировавшим Санатана-Дхарму.
В последующие 24 года, прежде чем он растворился во вспышке света в Кедарнатхе (Гархвал, Гималаи) в 820 году в возрасте всего лишь 32 лет, он путешествовал по Индии, пройдя её пешком вдоль и поперек. Он основал самый ранний индуистский монашеский орден с целым рядом матхов, или ашрамов (монастырей или храмов), главные из которых находились в Рамешвараме (Шрингери) на юге, Дварке на западе, Пури на востоке и Бадринатхе на севере. В каждом монастыре был учитель, которого тоже звали Шанкарачарьей и который проповедовал философию монизма/абхеды. Этот искренний и страстный почитатель Бога появился в критическое время в истории человеческого мышления и культуры, когда религиозные конфликты были повседневными событиями и когда самые разные тенденции/секты конкурировали друг с другом. Шанкара достиг успеха в основном потому, что сумел урегулировать эти конфликтные течения и достиг единой гармонии, знаменующей собой единое воззрение и единый смысл жизни. Посредством своих блестящих комментариев к священным текстам/Шастрам, в особенности к Упанишадам, Бхагавад-Гите и Веданта-Сутре, и во время острых дебатов (с санкхьяиками, ритуалистами, буддистами, и т.д.) Шанкара смог опровергнуть ошибочную логику своих оппонентов и назвал недуализм (т.е. Адвайту) высшей верой/дхармой. Он также опроверг утверждения популярной религии тех времен, заявлявшей, что только она предоставляла эксклюзивный путь к достижению высшего блага. Шанкара придал новые измерения религиозной литературе, привнеся в неё элементы глубокого исследования и мистицизма. В своих комментариях к «Бхагавад-Гите» он четко заявил,что Всевышний Господь трансцендентален по отношению к материальному творению и что Бог Шри Нараяна был тем же самым Верховным существом, который хотя и казался рожденным и владевшим телом, но на самом деле не был рожден, был неизменен, был Богом всех созданий и по своей натуре был вечным, чистым, просвещенным и свободным. Труды Шри Шанкарачарьи, включая ряд философских трактатов и трогающие за душу гимны (напр., «Бхаджа Говиндам»), считались «чудесами точности и проникновения». Согласно известному философу и бывшему президенту Индии д-ру С. Радхакришнану: «Поскольку традиционно принятые убеждения становились неадекватными и фальшивыми с течением времени, глубина мыслей Шанкарачарьи возобладала и разбудила духовную жизнь людей».
Шри Шанкарачарья признавал различные популярные божества (дэвы) как манифестации одного и того же Бога. По его мнению, все священные книги Санатана-Дхармы передают одну истину, а именно: необходимость Единения в различных путях. Он считал, что ничто не существует, кроме Бога, который является Ниргуном (т.е. свободным от всех атрибутов), а все остальное — это просто иллюзия, которую человек по своему незнанию/авидье считает реальностью. Он действует в практической жизни под влиянием этой гипотезы. Истинный искатель спасения, однако же, должен приподнять эту завесу неведения и познать реальное Единство всего сущего. Это экзальтированное состояние может быть достигнуто только после определенных духовных (йогических) упражнений, которые ведут к мистическим транс-состояниям.
Это поощрение им гармонии всех религий через свою философию Адвайты/недуализма было и даже сейчас является его уникальным вкладом и вкладом Индии в философское мышление мира. Оно находит отражение в вековой традиций этой древней страны, традиции религиозной терпимости и культурной толерантности. Как и в случае ряда других духовно просвещенных, познавших Бога святых, с именем Ади Шанкарачарьи было связано немало чудес. Например, когда в возрасте 8 лет он хотел пойти в монастырь, его мать этому сильно воспротивилась. Однако когда он однажды купался в реке, его схватил за ногу крокодил. Мать Шанкары, увидевшая все это, стала отчаянно молиться, чтобы Бог спас её сына любой ценой. В этот момент Шанкара сказал, что он спасет себя только в том случае, если его мать согласится с его решением уйти в монастырь. Матери пришлось согласится. Шанкара выдернул свою ногу из пасти крокодила и вышел из воды невредимым. Это не было единственным чудом в жизни Шанкары. Тот факт, что за свои короткие 32 года жизни Шанкара сделал столько, сколько хватает на несколько долгих жизней, сам по себе является величайшим чудом.

Источник: http://sankara.narod.ru/biography.htm

*************************************************

НазваниеСемь трактатов
АвторШри Шанкарачарья
Издательство: СПб.:Общество «Адити», «Общество Рамакришны»
Год: 1999
Страниц: 248
Формат: PDF
Размер: 17,4 Мб
Качество: Отличное
Язык: Русский
ISBN: 5-7938-0010-7

Описание: Книга представляет собой публикацию семи текстов, автором которых считается известный индийский мыслитель, ведущий представитель философии Веданты — Шанкара или Шанкарачарья (788-820).
В качестве «ученого предисловия» и яркого образца современной адвайтической мысли издание также включает интересную статью Пандита Динэша Чандра Бхаттачария, Шастри, философа-психолога, который всю свою жизнь посвятил изучению культуры мысли, особенно традиции Адвайта-Веданты.
В приложении к изданию переводов, данная книга содержит оригинальный текст трактатов на санскрите, письмом деванагари.

Доп. информация: Составление, предисловие, перевод, транслитерация санскритского текста, пословный перевод, комментарий Алены Адамковой.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение V-VII
Предисловие VIII-XVIII
Пандит Д.Ч.Бхаттачариа, Шастри. «Сознание» XIX-XXX
Трактат I. «Десять шлок об Атмане» 1
Трактат II. «Восемь шлок — Гимн Учителю» 15
Трактат III. «Устремись к Говинде», или «Удар по заблуждению» 23
Трактат IV. «Созерцание Брахмана» 53
Трактат V. «Восемь шлок — Гимн Дакшинамурти» 77
Трактат VI. «Жемчужное ожерелье вопросов и ответов» 93
Трактат VII. «Самопознание» 147
Приложение 196
Библиография 212

Книга бесплатно: Шри Шанкарачарья Семь трактатов (1999)

Источник: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_vostochnaja/shankaracharja_sh_sem_traktatov/14-1-0-2270

************************************************

Величайшему Гению Индии — Поклон! Аум!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *