Рудольф Штайнер
-
Родился27 февраля 1861 г., Доний Кралевец, Хорватия, Австрийская империя
-
Умер30 марта 1925 г. (64 года), Дорнах, кантон Золотурн, Швейцария
-
В браке с
-
Чем известенантропософия, эвритмия, биодинамическое земледелие, Вальдорфская педагогика, антропософская медицина
-
Цитата
*************************************************
РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР
Социальные идеи
Социальная действительность
Социальная практика
Вечера вопросов и обучения союза
для трёхчленности социального организма
в Штуттгарте между 25 мая 1919 года
и 15 сентября 1920 года
Библиография № 337а
bdn-steiner.ru
Перевод: Гончаров Виктор
Вена, 2022 год
1999
ИЗДАТЕЛЬСТВО РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА
ДОРНАХ, ШВЕЙЦАРИЯ
Р.ШТАЙНЕР о социальных идеях… — 166 стр. в файле DOC
RUDOLF STEINER
Soziale Ideen
Soziale Wirklichkeit
Soziale Praxis
Frage- und Studienabende des Bundes
für Dreigliederung des sozialen Organismus
in Stuttgart zwischen dem 25. Mai 1919
und 15. September 1920
GA 337a
1999
RUDOLF STEINER VERLAG
DORNACH / SCHWEIZ
СОДЕРЖАНИЕ
I
ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ СОЮЗА
ДЛЯ ТРЁХЧЛЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
ПЕРВЫЙ ВЕЧЕР ВОПРОСОВ. Штуттгарт, 25 мая 1919 года
Вопросы к трёхчленности социального организма — 1
Резолюция о призвании Рудольфа Штейнера в правительство Вюртемберга. Правительство как ликвидационное министерство: задачи, которые оно могло бы сохранить, и задачи, от которых ему пришлось бы отказаться. Необходимость гармонизации интересов потребителей и производителей. Преодоление противопоставления умственного и физического труда путём введения производственных советов. Три типа советов: производственные советы (Betriebsräte), транспортные советы и экономические советы (Wirtschaftsräte); их задачи. Вопрос добавленной стоимости. В экономике речь идёт об объединении различного отдельного опыта. Насилие должно быть заменено личным доверием человека к человеку. К чему стремится движение трёхчленности: к созданию жизнеспособного социального организма. Производственные советы формируются сами, когда экономическая жизнь встаёт на собственные ноги. Что делает социализация в старом смысле. Трёхчленность может быть реализована без нарушения внешних связей. Понимание трёхчленности у рабочих, но не у их руководителей. «Основные пункты социального вопроса» подразумеваются практически, а не теоретически.
ВТОРОЙ ВЕЧЕР ВОПРОСОВ. Штуттгарт, 30 мая 1919 года
Вопросы к трёхчленности социального организма — 2
Огромная социальная задача, стоящая перед человечеством после катастрофы мировой войны. Раскол людей на две группы: одна представляет старую практику без цели, другая — новую цель без практики. Перевес промышленного производства над земельным, производства. Консервативный и прогрессивный настрой как результате этого противоречия. Разрешение этого противоречия посредством реализации трёхчленности. Регулирование прессы в трёхчленном обществе. Ограниченные полномочия демократического парламентаризма. Взаимодействие между высшими органами трёх областей жизни. Отдельные вопросы в связи с осуществлением трёхчленности. Закон первичной ячейки хозяйственной жизни. Благодаря трёхчленности прекратится смешение экономических, правовых и духовных интересов. Что можно ожидать от реализации трёхчленности. Освобождение рабочей силы от её товарного характера как основное требование пролетариата. Необходимо освобождение не только физического, но и интеллектуального труда. Реорганизация духовной жизни посредством создания культурного совета.
II
УЧЕБНЫЕ ВЕЧЕРА СОЮЗА
ДЛЯ ТРЁХЧЛЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВЕЧЕР. Штуттгарт, 30 июля 1919 года
К истории социального движения
Социальные утописты и их надежда разрешения социального вопроса посредством видения отдельного человека. В противоположность этому, убеждение Карла Маркса в том, что в качестве преобразующего фактора общества будет выступать только пролетариат как класс. Огромный сдвиг в социалистическом мировоззрении в восьмидесятые годы: моральные точки зрения заменяются представлением о необходимости социального развития. От «Готской программы» к «Эрфуртской программе». Вера в неизбежное развитие к коммунизму. Раскол социалистического движения на профсоюзное и парламентское направление. Сохранение старых партийных взглядов, несмотря на революционные потрясения в обществе, вызванные катастрофой мировой войны. Социальная трёхчленность как историческая необходимость. Союз для трёхчленности — это не партия. «Основные вопросы» не утопичны: каждое предложение может быть воплощено в непосредственной реальности. Отсутствие реалистических понятий в науке. Бессмысленная полемика профессора Гека (Heck) против «трёх парламентов». Отсутствующая историческая связь сегодняшних народно-экономических понятий. Связь современного капитализма и церкви. Определения капитала и работы как примеры абстрактных понятийных образований.
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВЕЧЕР. Штуттгарт, 3 марта 1920 года
Как продолжить работу по трёхчленности?
Обзор предыдущих усилий и неудач. Как нужно действовать дальше: практическая реализация идеи трёхчленности путём создания образцов экономических институтов. Почему необходимо такое изменение курса. Необходимость ассоциативного оформления экономической жизни. Что такое ассоциации. Этапы новейшего экономического развития. Последствия денежного капитализма: земля и средства производства ставятся на один уровень с предметами потребления. Вредные последствия формирования доверия. Создание реальной экономической сети связей через ассоциации. Идея трёхчленности как противоположность всем социальным утопиям. Чем земля отличается от промышленных средств производства и от товаров. Понятия в социальном должны быть гибкими. Без трёхчленности не может быть никакой антропософии. Как можно избежать голода. Условия новой эффективности внешней политики Центральной Европы. О сотрудничестве в других партиях и участии в выборах.
ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВЕЧЕР. Штуттгарт, 9 июня 1920 года
Пропаганда идеи трёхчленности
Предыдущая попытка пропагандировать идею трёхчленности. Непонимание людей, поскольку они ориентируются только на старые партийные шаблоны. Действенность журнала «Трёхчленность социального организма» выдохлась. Социальный вопрос — это не вопрос реорганизации отдельных институтов, а вопрос человечества. Причины неудачи движения трёхчленности в 1919 году. Трёхчленность следует распространять таким образом, чтобы она проникла в как можно большее количество голов. Необходимость замены старой духовной жизни новой духовной жизнью. Почему «Грядущий день» может быть только суррогатом. Действительно реформировать можно только на основе свободной от государства экономической и духовной жизни. Об отношениях между трёхчленностью и
синдикализмом. Какие соображения стоят за появлением «Грядущего дня». Как можно судить о теории свободных денег Сильвио Гезеля. Морализированием дальше не продвинуться, — только переосмыслением.
ЧЕТВЁРТЫЙ УЧЕБНЫЙ ВЕЧЕР. Штуттгарт, 16 июня 1920 года
Вопрос земли с точки зрения трёхчленности
Неудовлетворительное социальное положение дел, связанное с земельным вопросом. Предложения земельных реформаторов. Сегодняшние партийные программы иллюзорны. Чего люди хотят из глубины своего сердца. Знания, законы, договоры как три существенных элемента социальной структуры. Земельные реформаторы ещё рассчитывают на старое унитарное государство. Разница между землей и промышленными средствами производства. Почему землю нельзя компенсировать просто деньгами. Обращение с землёй в трёхчленном социальном организме. Ассоциативное взаимодействие крупных и мелких сельских хозяйств. Регулирование транспорта с точки зрения трёхчленности. Создание практических условий как цель трёхчленности. В какой степени каждый человек имеет право на участок земли. Проблема нехватки жилья может быть решена только в общем контексте.
ПЯТЫЙ УЧЕБНЫЙ ВЕЧЕР. Штуттгарт, 23 июня 1920 года
О внешней политике в свете духовной науки и трёхчленности
Абстрактность либерализма в Центральной Европе. Выдающиеся либеральные политики Австро-Венгрии. Два политически противоположных направления в монархии Габсбургов. Либерализм как уходящее течение, панславизм как восходящее течение. Английская политика как политика великих исторических точек зрения. Экономическая борьба между центральноевропейским и англо-американским пространствами. Значение так называемого завещания Петра Великого для политики Востока. Противоположность Запада и Востока. Смешение народов в Австро-Венгрии требует, как раз, осуществления трёхчленности. Политику надо изучать как реальность. Отсутствие у людей способности различать факты и журналистские фразы.
ШЕСТОЙ УЧЕБНЫЙ ВЕЧЕР. Штуттгарт, 28 июля 1920 года
Исторические взгляды на внешнюю политику
Разделение человечества на три культурные области: Запад, Центр и Восток. В Центральной Европе: в качестве ориентиров для социального строительства только абстрактные теории. Книга профессора Варги о Советской республике в Венгрии. Описание Варги принятых революционных мер и его удивительно немарксистское признание. На Западе: экономическая и политическая экспансия как само собой разумеющийся принцип жизни. Отсутствие такого сознания в Центральной Европе. Сесил Родс (Cecil Rhodes) как инструмент миссионерской мировой экономической политики Англии. На Востоке: лишённое дискуссий перенимание идей Запада. Почему идея трёхчленности должна была реализоваться прежде всего в Центральной Европе. Первоначально она имелась в виду как программа, противоположная Четырнадцати Пунктам Вильсона. При каких условиях может быть компенсирована слабость промышленности по сравнению с сельским хозяйством. Чего хочет идея трёхчленности: не разделения человека на три части, а членения общественного организма на три организации жизни. Человек стоит внутри всех трёх частей социального организма; эти три системы взаимно проникают друг в друга.
СЕДЬМОЙ УЧЕБНЫЙ ВЕЧЕР. Штуттгарт, 15 сентября 1920 года
Сегодняшний экономический кризис
Современное убеждение, что экономические события протекают как природные явления. Пример кризиса 1907-го года: целенаправленные финансовые манипуляции группы Моргана как причина. «Капитал» Карла Маркса — кабинетный продукт. О действительности высказываний статистических законов. Эмансипация денежного рынка от товарного рынка в начале 19-го столетия. Сегодняшнее экономическое мышление односторонне ориентировано на производство. Противоположная связь производства и потребления с человеческой моралью. Что должно быть достигнуто «Грядущим днём». Ассоциации как инструменты формирующей воли человека в экономике. Почему выполнение ненужной работы не безразлично для народного хозяйства. Диктаторское регулирование потребления нарушает свободу человека. Необходимость в активации воли. Параллелизм между становлением абстрактной экономической жизни и становлением абстрактной духовной жизни. Именно духовная жизнь определяет экономическую жизнь. Возникновение живого единства посредством взаимодействия трёх областей жизни, исходя из их самостоятельности.
****************************************************************************************************
Аудиокнига полностью: https://www.youtube.com/watch?v=hTQ0ntpRh9I&list=PLBqI_amgWevQmaaW8VxxqMbyrLqG_dlzt
**************************************************
https://www.livelib.ru/author/29502/top-rudolf-shtajner
Главная 📚 Рудольф Штайнер Лучшие книги
****************************************************************************************************
Великие мистики: Рудольф Штайнер
Во второй половине XIX века возникло религиозно-мистическое учение теософия, из которого вышло много ярких личностей. Их идеи и концепции выбивались из рамок этого течения. Учение Рудольфа Штайнера во многом строилось на личном духовном опыте и в малой степени зависело от теософской традиции. Создатель уникального Гётеанума и комментатор Гёте и Ницше, выработал свое собственное учение — антропософию.
Начало биографии основателя антропософии Рудольфа Йозефа Лоренца Штайнера (Rudolf Joseph Lorenz Steiner) поражает с самого начала. Солидная и авторитетная Большая Советская Энциклопедия пишет о нем — «немецкий философ-мистик». Бесспорно, Рудольф Штайнер — этнический немец, но родившийся на территории Австро-Венгрии и поэтому по праву считается австрийцем.
Вторая «загвоздка» в биографии эзотерика и философа заключается в дате его появления на свет. Как правило, в официальных документах указывалась дата крещения, у Штайнера записано — 27 февраля. Штайнер своей рукой начертал в блокноте: «Дата моего рождения выпала на 25 февраля 1861 года. Через два дня меня крестили». Но в 2009 году был обнаружен документ, из которого следовало, что Рудольф Штайнер появился на свет 27 февраля и в тот же день на его имя выдано свидетельство о крещении.
Будущий мистик происходил из простой семьи железнодорожного служащего. Его отец Иоганн (1829-1910) и мать Франциска, урожденная Blie (1834-1918) были родом из нижнеавстрийской области Вальдфиртель. После Рудольфа у них родились дочь Леопольдина (1864-1927), которая работала швеей и вплоть до смерти родителей проживала вместе с ними. Сын Густав (1866-1941) родился глухим и всю жизнь получал пособие по инвалидности.
До 1860 года отец Штайнера служил лесничим и егерем у одного имперского графа в округе Хорн (Horn), но после того, как тот отказался дать свое согласие на свадьбу, Иоганн Штайнер уволился со службы и устроился на должность железнодорожного телеграфиста. В 1879 году семья перебралась в коммуну Инцерсдорф (Inzersdorf), которая в настоящее время является одним из районов австрийской столицы Вены. До этого семья трижды переезжала с места на место, но в написанных на немецком языке биографиях Штайнера нам не встретилось упоминания, данного в русской энциклопедии «Мистики ХХ века», где сказано, что Штайнер «жил в удаленном районе Карпатских гор».
Еще обучаясь в начальной школе, Рудольф, помимо преподававшихся в школе предметов, усердно занимался своим самообразованием. Особенно он увлекался геометрией, а в 16 лет по собственному почину прочитал кантовскую «Критику чистого разума». Мальчик уже в детстве имел визионерский опыт общения с духовными существами, открывавшими ему тайны мироздания, несмотря на то, что тогда он еще ничего не знал о теософии. Вспоминая свое детство, Штайнер утверждал, что в геометрии он впервые испытал сознательное удовлетворение от духовной жизни, рассматривающей, помимо зрительных впечатлений, еще и вопросы.
После окончания реального училища Штайнер с 1879 по 1883 годы учился на стипендию в Техническом институте в Вене. Наряду с математикой и естественными науками он факультативно посещал занятия по философии, литературе и истории в Венском университете. Незадолго до выпускных экзаменов Рудольф вынужден был прервать свою учебу из-за денежных затруднений. И только несколько лет спустя, в 1891 году в университете города Росток Штайнер защитил кандидатскую об основном вопросе теории познания (позже вошедшую в его книгу под заголовком «Правда и наука»).
В период с 1884 по 1897 годы Рудольф Штайнер работает над изданием работ по естествознанию Иоганна Вольфганга Гете. Комментарии и вводные статьи Штайнера к научным трудам великого немецкого поэта и ученого получают самую высокую оценку от германистов и специалистов по гетевскому наследию.
Наряду с этим Штайнер издавал такжепроизведенияфилософаАртураШопенгауэра и немецкого писателя Жан Поля. Выходят в свет и его собственные труды — «Мировоззрение Гете» и «Фридрих Ницше, борец против своего времени». Для нескольких словарей им написаны статьи по естественнонаучным темам. Временно он был редактором издававшегося в Вене «Немецкого еженедельника» — Deutschen Wochenschrift. Несмотря на различные источники дохода, Штайнер зарабатывал в качестве воспитателя и домашнего учителя четырех сыновей еврея-коммерсанта. И лишь в 1890 году, после его назначения в Веймарский архив Гете, у Штайнера наконец появляется скромный достаток. В это время Штайнер знакомится со многими интересными людьми, среди которых оказывается и Елена Петровна Блаватская.
Штайнер не только выдающийся гетевед и знаток Ницше, он автор оригинальных концепций. В 1900 году он был принят в Теософское общество, а два года спустя уже становится во главе его немецкого отделения. В его рамках он проработал 12 лет. Искренне считающий себя христианином, Рудольф Штайнер разрабатывает комплекс практических упражнений, способствующих развитию личности (впоследствии все они объединены в его книге «Тайная наука»), которые основаны на Восьмеричном Пути Будды.
Будучи еще теософом, Штайнер параллельно вступает в эзотерическое общество Ordo Templi Orientis — Орден Восточного храма, в котором интенсивно занимаются ритуальной магией и даже возглавляет одну из его лож Mysteria Mistica Aeterna. Об этом обществе больше известно в связи с сексуальными скандалами Алистера Кроули, а сам Штайнер до конца своих дней отрицал какую бы ни было связь с этим тамплиерами Востока.
Ученый и мистик, он пишет об исчезнувших континентах Атлантиде и Лемурии и в то же время, особенно перед и во время Первой мировой войны, не только интересуется, но и живо занимается политикой. Несмотря на политические разногласия с 1899 по 1905 годы Штайнер активно участвует в марксистской школе для образования рабочих Розы Люксембург.
Перед самым началом Первой мировой войны Штайнер, порвавший с теософами, проектирует центр Антропософского движения — Гетеанум (Goetheanum назван в честь Гете). Архитектура центра была призвана символизировать Вселенную, а породы дерева подбирались по принципу строения скрипки, вбирающей в себя вибрации всех искусств. В строительстве Гетеанума принимали участие представители русской интеллигенции: Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Ася Тургенева.
Огромное влияние на Штайнера оказала его вторая жена — прибалтийская немка Мария фон Зиверс (Marie von Sivers или Sievers), которая познакомилась с ним в немецком Теософском обществе. 24 января 1905 года они вдвоем с мужем вступили в Ordo Templi Orientis. В этот «иррегулярный» масонский орден Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима, который еще называют «египетским масонством, принимали лиц обоего пола. Именно Мария подала Штейнеру мысль о том, чтобы излагать свое учение в драматургической форме.
Рудольф Штайнер скончался после тяжелой болезни 30 марта 1925 года в швейцарском городе Дорнах.
Читайте другие статьи из серии «Великие мистики в реалиях»:
Мистики в реалиях: Гвидо фон Лист
Мистики в реалиях: Хуан де ла Крус
Мистики в реалиях: Хильдегарда
Мистики в реалиях: Эрик Хануссен
Мистики в реалиях: Григорий Распутин
Мистики в реалиях: адепты тибетского буддизма
Мистики в реалиях: Елена Блаватская
Источник: https://nasledie.pravda.ru/1102866-rudolf_steiner/
****************************************************************************************************
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||
![]() |
|
Источник: http://bdn-steiner.ru
****************************************************************************************************
Рудольф Штайнер. Актуальное на данный период истории Земли и на ближайшее будущее//Из цикла лекций, прочитанных в Дорнахе в ноябре 1917. В русском архиве его произведений идут под номером GA 178. Смотрите http://bdn-steiner.ru/
**************************************************
https://ok.ru/video/1367817589094 —