Каспер Вальтер. «Иисус Христос» (Глава I. Проблематика современной христологии) || Шедевры современной православной мысли etc

Иисус Христос.
Каспер Вальтер 

Предисловие к русскому изданию

«За кого почитают люди Сына Человеческого?» Об этом спрашивал Иисус своих учеников по дороге в Кесарию Филиппову. Петр отвечал: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16:16).

Как вопрос, так и ответ остаются и сегодня актуальными. Как и Петр, все христиане Востока и Запада отвечают теми же словами. Как и прежде, этот ответ является моментом, объединяющим Восток и Запад, несмотря на то, что во втором тысячелетии они пошли различными путями. И Восток, и Запад основываются на едином исповедании, впервые сформулированном Петром и развитом в дальнейшем вселенскими соборами в Никее (325), Константинополе (381), Эфесе (431) и Халкидоне (451). Они исповедуют Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека.

Это общее наследие первого тысячелетия было сохранено Востоком и Западом во втором тысячелетии, и сегодня они вновь с радостью и надеждой хотят совместно пронести это наследие в быстро изменяющийся, становящийся все более единым, хотя и обуреваемый кровавыми конфликтами, мир третьего тысячелетия. Ибо они вместе убеждены: ни в ком другом нет спасения, кроме Иисуса Христа (Деян 4:12). Он и в наше время есть путь, истина и жизнь (Ин 14:6).

Однако продолжает жить не только исповедание Петра, но и представления людей, не разделяющих его и думающих об Иисусе по–иному (Мф 16:14). Более того, их голоса звучат значительно громче. В первые столетия это были известные лжеучители, с которыми вели споры первые церковные соборы. После Просвещения в последние столетия к ним добавились голоса тех, кто считал Иисуса хорошим, благочестивым, гениальным и гуманным человеком, но именно только человеком. Атеистическая пропаганда XX века окончательно объявила его весть о грядущем Царстве Божьем фантазией или опиумом, только препятствующим решению земных проблем.

Таким образом, богословие, занимающееся Иисусом Христом, не могло остановиться на месте. Оно осталось верным наследию отцов; однако лишь воспроизводить это наследие было бы недостаточно. Богословие должно по–новому дать отчет в нашей надежде (1 Петр 8:15). Из этого духа не мертвой, а живой традиции и исходила предлагаемая книга, написанная более 30 лет назад. За это время она была переведена на многие языки и помогла многим будущим священникам и заинтересованным мирянам узнать Иисуса Христа, понять его глубже, больше его полюбить, последовать за ним и возвещать его миру, утратившему без него ориентир.

Предлагаемая книга вовсе не хочет и не может возвещать нового учения об Иисусе Христе. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки — Тот же» (Евр 13:8). Таким образом, эта книга пытается изложить старое и остающееся действенным учение об Иисусе Христе по–новому, то есть в споре и во встрече с современной, так называемой исторической интерпретацией Священного Писания, и с просвещенной мыслью Нового времени. Она хочет показать, что у нас, как христиан, нет основания бояться современного мира; мы не должны неестественно замыкаться. Мы можем обладать той же уверенностью (библейское parrhesia), которая одухотворяла отцов церкви первых столетий, когда они выявляли истину об Иисусе Христе при помощи интеллектуальных средств своего времени. Сегодня перед нами вновь стоит такая же задача.

Конечно, за последние 30 лет время не остановилось. Возникли новые проблемы, которые в этой книге еще не могли быть рассмотрены ясно. Самая серьезная постановка вопроса исходит сегодня от постмодернистского релятивизма и плюрализма, объектом которых являются разнообразные целители и воплощающие божество личности в различных религиях человечества. Они ставят под сомнение тот факт, что Иисус Христос — единый и единственный посредник между Богом и человеком (1 Тим 2:5). Широко распространенное в современной мысли направление хочет нас убедить в том, что для разных людей, разных пространств и времен существует не одна истина, а много.

Если в противовес этой принципиально скептической точке зрения, ведущей в итоге к неразборчивости и безразличию, мы будем настаивать на уникальности и универсальности личности Иисуса Христа и совершенного им спасения, то тогда мы останемся верны свидетельству Писания: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф 4:5–6). В одном Господе Иисусе Христе Бог хочет всё соединить (Еф 1:10) и примирить (Кол 1:20).

Исповедуя единого Бога, единого Господа Иисуса Христа и единого, объединяющего всех верующих Святого Духа, мы исповедуем тем самым единство всего человечества, в котором люди всех народов и культур сотворены по одному и тому же образу и подобию Бога (Быт 1:27) и в котором все призваны быть подобными образу Сына Божьего (Рим 8:29) — для того чтобы в конце Бог был «всё во всех» (1 Кор 15:28). Только тогда, когда есть один Бог и одна Божья истина, можно в мирном диалоге разрешить конфликты и избежать «столкновения культур». Так по–новому обнаруживается, что Иисус Христос есть наш мир (Еф 2:14); в нем не существует чужих; все могут быть своими для Бога (Еф 2:19).

С этим русским изданием моей книги я связываю надежду, что она будет способствовать тому, чтобы христиане Востока и Запада вновь обрели полноту единства, и чтобы молитва Иисуса, произнесенная им накануне его страданий и смерти, стала реальностью: «чтобы все едино были, … чтобы веровал мир» (Ин 17:21).

Кардинал Вальтер Каспер,

Рим,

Адвент 2004 года.

 

 

Глава I. Проблематика современной христологии

 

1. Место христологии сегодня
Богословская дискуссия последнего десятилетия — по крайней мере с католической стороны — в основном была посвящена поставленной II Ватиканским собором задаче обновления церкви. Вопрос о церкви, ее сущности, ее единстве и ее структурах, а также вопрос об отношении церкви к современному обществу привлекали первоочередное внимание. Дискуссию определяли экуменическое богословие, богословие мира, политическое богословие, богословие секуляризации, развития, революции, освобождения. Эти вопросы никоим образом не разрешены. Однако обнаруживается, что на уровне одной только экклезиологии они и не могут быть разрешены. Вместе с программой обновления («аджорнаменто»), церковь оказывается перед опасностью утратить в полной открытости свою идентичность. Там же, где она пытается говорить однозначно и ясно, она оказывается перед опасностью действовать помимо людей и их проблем. Если она заботится о сохранении своей идентичности, ей грозит опасность потерять свою значимость. Напротив, если она стремится к приобретению значимости, ей грозит опасность лишиться своей идентичности. Недавно эту дилемму сложной идентичности (identity–involvement–Dilemma) убедительно описал Ю. Мольтман[64].

Эта дилемма и вызванная ею в церкви поляризация может вызвать углубленное размышление о собственной основе и смысле церкви и ее задачах в современном мире. Однако смысл и основа церкви заключается не в какой–то идее, принципе или программе, а также не в отдельных догмах и моральных предписаниях и, тем более, не в каких–то определенных церковных или общественных структурах. Все это, конечно, имеет право на существование и свое значение на своем месте. Но основа и смысл Церкви — личность, носящая вполне конкретное имя: Иисус Христос. Все разнообразные церкви и церковные общины, а также все столь различные группировки внутри церкви сходятся в одном: они претендуют на то, чтобы представлять личность, слово и дело Иисуса Христа. И если даже они при этом приходят к противоположным результатам, они все же имеют общее начало и общий центр. Только исходя из этого центра и обращаясь к нему, церкви могли бы совместно разрешить трудные проблемы.

Итак, встает вопрос: кто такой Иисус Христос? Кем является для нас Иисус Христос сегодня? Иисус Христос — это не сдвоенное имя, как, скажем, Иван Кузнецов, а исповедание, которое говорит: Иисус есть Христос[65]. Исповедание «Иисус есть Христос» это краткая формула христианской веры, и христология — не что иное, как точное изложение этого исповедания. Этим исповеданием говорится: он, неповторимый, ни с кем не сравнимый Иисус из Назарета есть одновременно посланный Богом Христос, то есть помазанный Духом Мессия, спасение мира, эсхатологическое завершение истории. Таким образом, исповедание Иисуса Христа, с одной стороны, является прямо–таки вызывающе конкретным, с другой — предельно универсальным. Исповедание Иисуса Христа обосновывает как определенность, неповторимость и своеобразие христианства, так и его универсальную открытость и всеобъемлющую ответственность. Поэтому нерешенные проблемы экклезиологии могут быть решены только в рамках обновленной христологии. Только она может содействовать церкви в новом обретении ее универсальности и ее кафоличности (в первоначальном смысле этого слова), не отрицая при этом безумия креста и не отказываясь от собственного христианского вызова.

Разрыв веры и жизни в церкви нашего времени совершается на обширнейшем духовно–и общественно–историческом фоне, описанном еще Гегелем в его ранних произведениях. Пропасть между верой и жизнью для него лишь форма отчуждения, которое характеризует все новое время. Внешний мир, обусловленный современной эмансипацией субъекта, становился все больше лишь объектом, мертвым материалом совершенствующегося господства над ним человека, осуществляемого с помощью современной науки и техники. Внешняя реальность все больше демифологизировалась и десакрализовалась. Религия же все больше обособлялась в субъекте и становилась здесь пустой и бессодержательной тоской по бесконечному «Религия воздвигает в сердцах индивидуума святилища и алтари, воздыхания и молитвы ищут Бога, созерцания которого он не удостаивается, ибо существует угроза разума, который распознает в созерцаемом вещь, в роще — древесину»[66]. Но в итоге с обеих сторон — со стороны объекта и со стороны субъекта — разверзается зияющая пустота. Внешний мир становится плоским и банальным, внутренний мир субъекта — безобразным и пустым. С обеих сторон разверзается бессмысленное Ничто. В итоге современного развития появляется нигилизм, как это уже предчувствовали Ж. Поль, Якоби, Новалис, Фихте, Шеллинг, Гегель и все романтики, как это было доведено до предела Ницше и как это обобщенно констатировал М.Хайдеггер. Кризис идентичности церкви разворачивается на фоне духовного кризиса современного общества.

Вот то место, где за рамками узкого богословского контекста христология обретает значение. В учении о вочеловечении речь идет о примирении Бога и мира. Поскольку единство Бога и человека, совершившееся в Иисусе Христе, не отменяет самобытности человека и различия между ним и Богом, но именно делает его реальным, то примирение в Иисусе Христе осуществляется одновременно как избавление, а избавление — как примирение. Бог выступает здесь не ограничением человеческой свободы, как думает современный атеистический гуманизм, но ее условием и основой. Поэтому христология может поддержать законное стремление нового времени и разрешить его апорию. Правда, это возможно только на основе того решения, которое выявляет принципиальное различие между верой и неверием. Освобождающее примирение, совершающееся в Иисусе Христе и через него, это прежде всего дар Божий, и только потом — задача человека. Именно здесь проходит граница между христианским богословием и всего лишь христиански окрашенной идеологией и утопией. Ставится решающий вопрос: меч или благодать (А.Камю), обетование или исполнение. Разумеется, что согласно и христианскому представлению, из стремления к дарованным избавлению и примирению следует требование прилагать усилия к освобождению и примирению в мире. Однако поставленная альтернатива может быть устранена только ценою утраты христианской идентичности. А без идентичности не существует никакой значимости.

Таким образом, задачей богословия сегодня становится именно христология, в которой идентичность и значимость, бытие и значение сочетаются неповторимым и совершенным образом. Осознание христологии представляет собой сегодня ту необходимую помощь, которую богословие (а оно, разумеется, не составляет полноты церкви) может оказать современному обществу и церкви в отыскании ее идентичности.

Читайте также

 

II. Проблема синтеза христологии и пневматологии.

II. Проблема синтеза христологии и пневматологии. Что должен был включать соответствующий синтез христологии и пневматологии? Этот вопрос необходимо задать, прежде чем сделана какая?то попытка заниматься проблемой церковных институтов. Мы будем обсуждать это только в

I. Проблематика

I. Проблематика Попытка охарактеризовать некую историческую эпоху как самостоятельную культурную целостность всегда наталкивается на одну существенную трудность. Эта эпоха должна быть понята социологически — в <отношении к другим эпохам, главным образом к

Глава 4. О современной философии

Глава 4. О современной философии Однако здесь мне могут возразить следующее: так как воображение, по моему собственному признанию, является последней судебной инстанцией для всех систем философии, то я поступаю несправедливо, осуждая древних философов за то, что они

Глава 2 Основные направления современной социологии

Глава 2 Основные направления современной социологии Современная социология преодолела споры приверженцев позитивизма и антипозитивизма. Различия социологических направлений в наши дни носят не фундаментально-философский, а практическо-методологический характер.

1. Проблематика трактата

1. Проблематика трактата Для иллюстрации так понимаемой мыслительной виртуозности достаточно будет рассмотреть хотя бы только один из двух трактатов Давида Анахта, а именно»Определения философии». То, что мы сейчас скажем об этом трактате, общеизвестно, и по своему

ГЛАВА 29. ПЛОДЫ ПРОШЛЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ЦВЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ 

ГЛАВА 29. ПЛОДЫ ПРОШЛЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ЦВЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ  – Согласно ассоциативному течению моих рассказов о заинтересовавших тебя трехмозговых существах, плодящихся на планете Земля, теперь, мой мальчик, я должен обязательно рассказать тебе немного больше о тех двух

Глава 8 ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Глава 8 ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ В начале VI века н. э. Боэций определил личность как «индивидуальную субстанцию рациональной природы». Это определение, которое стало классическим и было принято, например, святым Фомой Аквинским, очевидно,

Глава 29. Обзор современной философии

Глава 29. Обзор современной философии В этой главе мы вкратце рассмотрим ряд направлений современной философии, а именно некоторые особенности логического позитивизма и аналитической философии (Поппер, Кун и Витгенштейн), феноменологии и экзистенциализма. Мы затронем

1. Место христологии сегодня

1. Место христологии сегодня Богословская дискуссия последнего десятилетия — по крайней мере с католической стороны — в основном была посвящена поставленной II Ватиканским собором задаче обновления церкви. Вопрос о церкви, ее сущности, ее единстве и ее структурах, а

2. Основные тенденции современной христологии

2. Основные тенденции современной христологии Первая волна нового осознания христологии[67] во второй половине нашего столетия началась почти двадцать пять лет назад в связи с празднованием 1500–летия Халкидонского собора (451–1951). Она охарактеризована в программной

3. Задачи христологии сегодня

3. Задачи христологии сегодня Из концепции исповедания «Иисус есть Христос», как и из обзора современной христологической дискуссии, в основном выявляются три главные задачи современной

Глава 17 Характер современной войны

Глава 17 Характер современной войны Внимание, которое мы обязаны уделять характеру современной войны, имеет огромное влияние на все наши предположения, особенно же на стратегические.С тех пор как отвага и счастье Бонапарта свели на нет все прежде принятые приемы, войны и … 

Источник: https://fil.wikireading.ru/83204

 

****************************************************************************************************

 

12 шедевров современной православой мысли

Владимир Шалларь (С)Редактор медиатеки «Предание.Ру»

Святые Отцы создали православное мышление; можно вспомнить русскую религиозную философию, актуализировавшую православную мысль в XIX — нач. XX в. А что сейчас? Может ли Православие донести свою истину в современном философском контексте? Может, и еще как!

Красота Бесконечного. Эстетика христианской истины

«Красота Бесконечного. Эстетика христианской истины» американца Дэвида Харта — шедевр современной православной мысли. Если вы вдруг ничего не читали по православному богословию, почитайте эту книгу, хотя бы потому, что она нереально хорошо написана, чудеснейший красивейший текст, настоящая литература. В плане философии: нет лучшего доказательства, что у Православия есть философия, и философия гениальная. Лучшего источника, чтобы узнать, во что верят православные, православную догматику, как по мне, чем «Красота Бесконечного», — нет.

Центральная и большая часть книги посвящена изложению православной догматики: Троица, Творение, Спасение, Эсхатон (на основе Григория Нисского, Блаженного Августина и др. авторитетов Древней Церкви, но в современном философском и богословском контексте). Первая и последняя части суть полемика против постмодернистской мысли, изложение христианских истин в современных философских, социальных и т. д. условиях.



Бог после метафизики

«Бог после метафизики. Богословская эстетика» американского архимандрита Джона Пантелеимона Мануссакиса — подлинный шедевр современной православной мысли. Мануссакис в русле феноменологической традиции (Мариона прежде всего) хочет ответить на вопрос «как возможно явление Бога?». Для этого он вводит свою «редукцию» — «обратную интенциональность» — главное слово не «Я», а «МЕНЯ» — субъект есть в смысле «меня любят», «на меня смотрят» — отношения (любви, прежде всего) первичней субъекта. На таком фундаменте Мануссакис показывает, как Бог является зрению, слуху и осязанию.



Личность и эрос

«Личность и эрос» — вероятно, главная книга «живого классика» богословия грека Х. Яннараса. Здесь развертываются главные идеи Яннараса: онтология Хайдеггера как основа философствования, возвращение к святоотеческой мысли, личность как то, в чем «есть» бытие и эрос как способ существования личности.

Сам Яннарас формулирует: «В этой книге я попытался рационально и систематически показать, как греческая философская мысль ранне- и средневизантийской эпох отвечает на вопрошание онтологии. В исследуемой конкретной философской традиции ответы на онтологический вопрос в конечном счете сконцентрированы в двух основных терминах: личность и эрос. Для греческой философской мысли ранне- и среднехристианского периодов отправным пунктом для приближения к подлинному бытию служит реальность личности; а способ этого приближения, делающий личность доступной познанию, есть эрос».



Бытие как общение

«Бытие как общение. Исследование о личности и Церкви» — главная книга греческого митрополита Иоанна (Зизиуласа), вероятно, самого большого богослова нашего времени. 

«Бытие Бога есть относительное бытие; без концепции общения было бы невозможно говорить о бытии Бога. Тавтология «Бог есть Бог» ничего не говорит об онтологии, как логическое утверждение А=А является мертвой логикой и, следовательно, отрицанием бытия, которое есть жизнь. Было бы немыслимо говорить об «одном Боге», не говоря о Боге, Который является «общением», то есть о Святой Троице. Пресвятая Троица является изначальной онтологической концепцией, а не понятием, которое добавляется к божественной сущности или, скорее, которое следует за этим».



Внутреннее Царство

«Внутреннее Царство» — сборник статей британского епископа Каллиста (Уэра). Название очерков, составивших «Внутренне Царство», показывает многообразие тем, поднятых еп. Каллистом, и в своей совокупности рисует довольно точный портрет православной духовности: богословие молитвы, смысл удивления, идеал непрерывнной молитвы в восточном монашестве, семя Церкви: мученичество как всеобщее призвания, юродивый как пророк и апостол, время: темница или путь к свободе, смеем ли мы надеяться на спасение всех и пр.



Истоки — радио «Град Петров»

«Истоки» французского богослова Оливье Клемана — безусловно, одна из лучших православных книг последнего времени. Основа книги — мастерски подобранные и блестяще откомментированные цитаты из творений Святых Отцов Церкви.

Трудно посоветовать лучшее (и по доступности, и по глубине, и по охвату) введение в богословие Святых Отцов, да и вообще в православие. Но «Истоки» Оливье Клемана — книга не только для новоначальных, она для всех, кто пытается думать. Во всяком случае, многие высказывания Отцов, приводимых Клеманом в «Истоках», как минимум удивят: необычной перспективой, постановкой проблем. Клеман же осторожно, но не теряя планки, поставленной Отцами, поможет современному читателю проникнуть в смысл того, чему учили Отцы.



Православие

«Православие» французского богослова Павла Евдокимова — классическая книга «парижской школы богословия». Книга представляет собой введение в православное богословие, синтез современной православной мысли: история православия, учение о человеке, Церкви, богослужении, о последних временах.

«В глубине, за завесой природного, скрывается или дьявольская мука – пожар неутоленного желания быть равным Богу, – или тоска образа, ищущего свой Божественный архетип – эрос архетипных условий райского существования. Итак, вовсе не разум находит Бога, но разум может найти и узнать себя в Боге. После грехопадения более не существует имманентной дороги. Только от Бога исходят, бросаются и погружаются в Него. Вот почему христианский разум никогда не развивается внутри какой-то системы мышления, а это развитие происходит в реальной полноте исторического существования, возведенного до уровня “места Бога”, Его богоявления. И глубинный смысл таинств состоит именно в том, чтобы продолжать видимое присутствие исторического Христа. Если каждый мистик есть прежде всего аскет, то это потому, что он никогда не является существом абстрактным, мечтателем, погруженным во всю конкретность “горних” и “дольних” бездн этого мира».



Тайна Пресвятой Троицы

«Тайна Пресвятой Троицы. Очерк догматического богословия». Учение о Троице — есть собственно «богословие» как его понимали Святые Отцы. Если «догматическая система» желает быть православной, она должна быть «тринитарной», начинаться и кончаться Троицей. Именно такова «Тайна Пресвятой Троицы» французского богослова протопресвитера Бориса Бобринского, плод его многолетних исследований и размышлений, преподавания в Парижском Свято-Сергиевском богословском институте.

Бобринский в своей книге расскажет о Троице в «теологическом» и «икономическом» плане, об Откровении Троицы в Новом Завете, о тринитаризме в литургической жизни в Церкви (Троица и Крещение, Троица и Евхаристия), о том, как развивалась триадология от первых лет Церкви до наших дней (святоотеческое учение о Троице), о Троице в связи с апофатикой и катафатикой. Отдельная глава посвящена спору о филиокве.



К феноменологии аскезы

Сергей Хоружий — наверное, главный из ныне живущих российских мыслителей, основатель «синергийной антропологии», философской тематизации исихазма, попытке выстроить антропологию на основе исихазма, причем в контексте современной эпохи, контексте постклассической философии. Сам этот жест уже интересен: антропология Хоружего «постмодернистская» в смысле сознательного отказа от парадигм модерна, и при этом основывается на средневековых мысли и практике. Из многочисленных трудов Хоружего выделим «К феноменологии аскезы»:

«Два текста, представленные в книге, решают начальные задачи современной рецепции исихазма, руководимой двумя очерченными идеями. “Аналитический словарь”, первый текст, преследует скромные цели. Максимально используя собственную речь Традиции, он попросту представляет основной материал исихастской антропологии в едином, упорядоченном расположении, следующем его смыслу и содержанию: представляет как цельный, единонаправленный антропологический процесс (“Духовный Процесс”), восходящий к трансформации человеческой природы — обожению, причем не эволюционным, не телеологичным и не “естественным” путем, а “сверхъестественно”, благодатно и свободно — в особой установке синергии. Вслед за тем, второй текст (будем его кратко называть «Органон») выполняет посредствующие и переходные функции, рассматривая методологические проблемы, что возникают, когда мы делаем исихастский опыт предметом или даже истоком какого-либо дисциплинарного дискурса, ближайшим образом — философского или психологического».



Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир

Протодиакон Андрей Кураев, миссионер всея Руси, тоже своего рода постмодернист, Жижек от Православия: глубокие философские и богословские вещи в контейнере из шуток, андекдотов, комментариев к массовой культуре, ссылок на авторов разных традиций и эпох, быстрых скачков мысли от темы к теме и пр.

«Дары и анафемы» — книга, как и всегда у о. Андрея Кураева, отличается доступностью, но и огромным охватом и глубиной тем. Что христианство принесло в мир? В чем его уникальность? Зачем оно современному человеку? В чем его отличие от других религий? «Дары и анафемы» Кураева действительно очень богата и темами, и фактическим материалом, и глубокими мыслями. Просто проиллюстрируем ее название. «Дары» — разве не огромный дар человечеству религия, запретившая человеческие жертвоприношения (которые до сих пор практикуются, в том числе и буддистами, — один из очевидных примеров абсурдности утверждения, что «все религии учат любви»). «Анафема» — этот же пример: собственно, анафема человеческим жертвоприношениям и есть один из величайших даров христианства.



Зона opus posth, или Рождение новой реальности

«Зона opus posth, или Рождение новой реальности» Владимира Мартынова — одно из самых значимых высказываний о положении современного мира, нашей ситуации «пост…» и «смерти…». Будучи композитором и музыковедом, Мартынов тщательно прослеживает историю музыки от средневековья до постминимализма, схватывая ее в нетривиальных культурологических концепциях. Музыка, однако, — только пример всей истории западного (христианского), то есть «современного человечества». Ситуация «конца», в котором оказалось современное человечество, — и это одна из самых блестящих мыслей Мартынова — не означает какого-либо пессимизма. Конец обещает начало: если история модерна — постепенной десакрализации — заканчивается «смертью Бога», и мы живем «пост» — после этой «смерти», то — как минимум — эта ситуация, во-первых, новая (немодерная, то есть не несущая десакрализации), а во-вторых, она носит явно религиозный характер. Сейчас «после конца», а значит, перед началом неизвестного нового, мы обретаем невиданную ранее прозрачность и невиданные ранее возможности — прозрачность сквозной «христианскости» нашей истории и нашего теперешнего положения и возможностей — конечно, религиозных, — в терминологии Мартынова возможности нового сакрального пространства.



Узнай себя

«Узнай себя» — книга великого философа Владимира Бибихина, состоящая в первой своей половине из курса лекций, во второй — из дневниковых записей.

«Магазин, вот образ вашей религии. Вы приходите и покупаете высшие блага за человеческие, которые у вас есть, — немного преданности, немного усердия, немного отрешенности. Но оставление мира не значит завистливое гляденье на витрины из пустоты собственной бедности. Оставить мир не так просто. Всё не в счет, если ты не намерен выкупить весь мир обратно своим золотом. 

Оставить мир — невозможная задача, а вы ее решаете как возможную. И по мере «оставления мира» населяете сердце завистью, злобой, похотью, расслабленностью. Крашеные гробы, похоронившие себя под благодушием. Вы хотели искусственно добыть благую душу, получайте же пустоту. Превратности мира показались вам слишком тяжелы, вы решили, что где‑то вам припасен другой виноград; вы отдали рай, сказав, что рая на земле нет, чтобы уберечь себя от тревоги и муки, от ужаса возможной ошибки различения. Поистине, вместо золота мира вы взяли слюду. Фрейд был неправ, назвав вашу веру иллюзией; иллюзорный блеск — трагический удел мира, а ваш удел — плоская добровольная слепота».

Источник: https://blog.predanie.ru/article/12-shedevrov-sovremennoj-pravoslavoj-mysli/

****************************************************************************************************

 

Альберт Дондейн. Христианская вера и современная мысль. — Брюссель, 1974 

dondejn_khristianskaya_vera_i_sovremennaya_mysl_1974__ocr

Альберт Дондейн
Профессор Лувенского Университета
ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА
И СОВРЕМЕННАЯ МЫСЛЬ
О философских проблемах,
затронутых в энциклике Нumаnі Generis

 

****************************************************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ О ХРИСТЕ И О ВЕРЕ

 
Уильям Шекспирвеликий драматург.
Уильям Шекспир
Уильям Шекспир

«Я вручил мою душу в руки Бога, моего Создателя, и абсолютно непоколебимо верю в Иисуса Христа, моего Спасителя».

 
Александр Пушкин
Александр Пушкин
Александр Пушкин

«Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов.

Книга сия называется Евангелием — и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению».

«Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия — всемирна».

 
Блез Паскальфранцузский математик, писатель, ученый.
Блез Паскаль
Блез Паскаль

«Евангелие даёт человеку утешение, в каком бы положении и в каких бы условиях он не находился. Христос притягивает к Себе всё человечество… Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяния, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе — вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди заели бы друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы».

«Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту»

«Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нём находим мы Бога и свою греховность».

«Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди это разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастливы».

«Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее».

 
Николай Гоголь
Николай Гоголь
Николай Гоголь

«Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, и сам хозяин не знает, где лежит она. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских, в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословье, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, — и эта Церковь наша незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!»

«Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь — Иисус Христос»

 
Макс Планкнемецкий физик-теоретик, основатель квантовой механики.
Макс Планк
Макс Планк

«Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога».

 
Федор Достоевский
Федор Достоевский
Федор Достоевский

«…Мерзавцы дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога. Этим олухам и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в Инквизиторе и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман. Не как дурак же, фанатик, я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием. Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицание, которое перешел я. Им ли меня учить.»

«Христианство есть единственное убежище Русской земли от всех ее зол».

 
Луи Пастерфранцузский микробиолог и химик, основатель современной микробиологии и иммунологии.
Луи Пастер
Луи Пастер

«Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, подобно бретонскому крестьянину. А если бы я еще более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка».

«Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя».

 
Николай Пирогов
Николай Пирогов
Николай Пирогов

«Я не могу слышать без отвращения ни малейшего намека об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании, а посему существование Верховного Разума, а следовательно и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума».

 
Карл Линнейшведский испытатель, создатель системы классификации животного и растительного мира.
Карл Линней
Карл Линней

«Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении; и везде, даже в самых мелких и незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как сам шар земной тяготеет к солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь».

 
Лев Толстой

«На протяжении тридцати пяти лет моей жизни я был в полном смысле слова нигилистом, не то, чтобы специалистом-революционером, но не верящим ни во что. Но пять лет тому назад ко мне пришла вера. Теперь я верю в доктрину об Иисусе Христе, и вся моя жизнь неожиданно совершенно изменилась… Жизнь и смерть перестали быть для меня злом, вместо безнадёжности и отчаяния, я теперь ощущаю радость и счастье, которых не сможет отнять у меня даже смерть».

 
Исаак Ньютонученый, физик, математик.
Исаак Ньютон
Исаак Ньютон

«Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся перед Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия; и все соответственное месту и времени разнообразно сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного, Которое я называю Господом Богом».

 
Александр Герцен

«Евангелие я читал много и с любовью, по-славянски и в лютеровском переводе. Я читал без всякого руководства, не все понимал, но чувствовал искреннее и глубокое уважение к читаемому. В первой молодости моей я часто увлекался вольтерианизмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством; во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу».

 
Наполеон Бонапартфранцузский государственный деятель, полководец.
Наполеон Бонапарт
Наполеон Бонапарт

«Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? На основе насилия. Один лишь Иисус Христос основал Свою империю любовью… И будьте уверены, что все они были настоящими людьми, но никто из них не был подобен Ему; Иисус Христос больше, чем человек… На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца».

 
Виссарион Белинский
Виссарион Белинский
Виссарион Белинский

«Есть Книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, Книга бессмертная, святая, Книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философия, заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги. Основание Евангелия — откровение истины посредством любви и благодати».

 
Альберт Эйнштейнфизик, создатель теории относительности.
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн

«Я верю в Бога как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом».

«Нельзя читать Евангелие, не чувствуя действительного присутствия Иисуса, Его Личность пульсирует в каждом слове».

«Правда, я иудей, но лучезарный опыт Иисуса Назорея произвел на меня потрясающее впечатление. Никто так не выражался, как Он. Действительно, есть только одно место на земле, где мы не видим тени, и эта Личность — Иисус Христос. В Нем Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю».

 
Федор Тютчев
Федор Тютчев
Федор Тютчев

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий Лик изобразится в них!

 
Конрад Аденауэрпервый канцлер ФРГ.

«Если Христос не жив сегодня, тогда у мира нет вообще никакой надежды. Только факт воскресения дает надежду на будущее».

 
Авраам Линкольнпрезидент США.
Авраам Линкольн
Авраам Линкольн

«Я часто преклонял мои колени пред Богом, побуждаемый сильным убеждением, что ни к кому другому я не могу обратиться в моей нужде».

«Я верю, что Библия — наилучший дар Божий человеку. Всё прекрасное от Спасителя мира передаётся нам через эту Книгу».

 
Владимир Соловьев

«Во всяком сомнительном случае, если только осталась возможность опомниться и подумать, вспомните о Христе, представьте Его себе живым, каков Он и есть, и возложите на Него всё бремя ваших сомнений».

 
Тарас Шевченко

«Сейчас моё единственное утешение — это Евангелие. Я читаю его ежедневно, ежечасно».

 
Иоганн Гетенемецкий мыслитель, поэт.
Иоганн Гете
Иоганн Гете

«Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она — основа всякого образования и всякого развития!»

«Человеческий ум может разрастись сколь угодно, но выше величия и нравственной культуры христианства, как они отражены в Евангелиях, он не пойдёт… Я считаю все четыре Евангелия, безусловно, истинными, ибо в них проявляется отблеск величия личности Христа и в такой форме, в какой только Божество могло явит Себя на земле… Если меня спрашивают, согласна ли моя натура оказать Ему благоговейное поклонение, я отвечаю: безусловно. Я поклоняюсь Ему, как откровению высшего принципа нравственности».

 
Анна Ахматова

Анна Ахматова

Распятие

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

 
Николай Коперникпольский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.
Николай Коперник
Николай Коперник

«Переплетенная терпением, моя жизнь была одной радостью. Хотя перед величием Божиим я должен сознаться: Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия, но мне казалось, что я иду по следам Бога. Чувствую, недалеко и моя смерть, но это меня не пугает. Всемогущий Бог найдет для моего духа иную форму бытия, поведет меня дорогой вечности, как ведет блуждающую звезду через мрак бесконечности. Я спорил с людьми за правду, но с Богом — никогда, спокойно ожидая конца отмеренного мне времени».

 
Джордж Байронанглийский поэт.

«Если Человек может быть Богом и, если Бог может быть Человеком, то Иисус Христос был и Тем и Другим».

 
Михаил Ломоносов

«Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».

 
Чарльз Диккенсанглийский писатель и мыслитель.

«Я предал душу свою на милость Божию во Христе Спасителе».

 
Чарльз Дарвинученый, основатель теории эволюции.
Чарльз Дарвин
Чарльз Дарвин

«Я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Творца».

«В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом».

«Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется, как продукт разума — это указание на его Творца».

 
Иммануил Кантфилософ.
Иммануил Кант
Иммануил Кант

«Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытало».

«Все книги, которые я читал, не дали мне того утешения, которое мне дало Слово Божее: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною». (Пс.22:4)»

 
Роберт Бойльученый, химик.

«В сравнении с Библией всё человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца».

 
Иоганн Кеплерученый, астроном.
Иоганн Кеплер
Иоганн Кеплер

«Велик наш Господь и велика держава Его, И премудрости Его нет конца. Хвалите Его солнце, луна и звёзды, и планеты, — на каком бы языке восхваление не происходило. А также вы, свидетели Его открытых истин, и ты, душа моя, воспевай честь и славу Господу всю твою жизнь».

 
Анри Беккерельфранцузский физик, предвестник открытия радиоактивности.

«Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».

 
Галилео Галилейитальянский физик, математик, астроном, поэт.

«Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться. Всё, что оно говорит, совершенно непреложно. Как оно, так и природа, созданы божественным Словом: Библия — по внушению Духа Святого, а природа — к исполнению Божественных велений».

Источник: https://pravoslavie.ru/put/051213124235.htm

 

6 комментариев

  1. Cм. также статьи на Эсхатосе:

    https://esxatos.com/articles/sovremennye-perspektivy-hristologii

    Современные перспективы христологии
    ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ХРИСТОЛОГИИ
    Перевод Алексей Казак

  2. Священник Эндрю Лаут
    Современные православные мыслители: от «Добротолюбия» до нашего времени

    Содержание
    Введение
    1. «Добротолюбие» и его влияние
    Коротко о влиянии «Добротолюбия», преимущественно в России
    Славянофилы
    «Добротолюбие» и рост интереса к святым отцам
    «Добротолюбие» как поворотная точка в православном богословии
    2. Владимир Соловьев и София
    Ранние годы
    Свидания с Софией
    Интеллектуальный фон
    Возвращение в Россию
    «Речи в память Достоевского»
    Понимание эстетики
    София Премудрость Божия
    «Нечто среднее»
    Христианская традиция Византии и России
    3. Отец Павел Флоренский и природа разума
    Жизнь
    Сочинения
    Проблема разума
    «Столп и утверждение истины»
    Антиномия
    Альтернатива Канту
    Антиномическая истина
    Искусство и иконография
    Отец Сергий Булгаков и природа богословия
    Ранние годы и жизнь в России
    Изгнание и полемика
    Природа богословия
    Природа догмата
    Литургическое богословие
    Структура богословия
    Богословие, выведенное из литургии
    Софиология
    5. Николай Бердяев. Творчество, свобода и личность
    Жизненный путь
    Сочинения
    Христианский экзистенциализм
    Свобода и творчество
    Бердяев и Мартин Бубер
    Творческий акт
    Красота, смерть, трагедия
    Бердяев и Достоевский
    «Легенда о Великом инквизиторе»
    6. Отец Георгий Флоровский и неопатристический синтез
    Жизнь
    Пути русского богословия
    Христианский эллинизм? Неопатристический синтез?
    Псевдоморфоза? Вавилонское пленение?
    Флоровский и неопатристический синтез
    Представление патристического богословия у Флоровского
    Ведущие темы в представлении патристики
    Авторитет отцов
    Учение о творении
    Христианский историк
    Центральное значение Христа
    7. Апофатическое богословие и обожение. Мирра Лот-Бородина и Владимир Лосский
    Мирра Лот-Бородина. Жизнь
    Владимир Лосский. Жизнь
    Лот-Бородина и Лосский: сходства и различия
    Лосский. «Мистическое богословие»…
    …и «апофатическое»
    …и личность
    Лот-Бородина и обожение
    …и аскетизм
    …и литургическое
    8. Святая Мария Парижская (мать Мария Скобцова) и Православие в современном мире
    Жизнь
    Некоторые особенности богословия матери Марии
    Типы религиозной жизни
    9. Современное православное догматическое богословие I. Отец Думитру Станилоэ
    Жизнь
    Сочинения
    Румынская «Филокалия»
    Тварный порядок
    «Крест на даре мира»
    «Православное догматическое богословие» (Опытное переживание Бога)
    Апофатическое измерение богословия
    Учение о священнодействиях
    10. Современное православное догматическое богословие II. Преподобный Иустин (Попович)
    Другая русская эмиграция: митрополит Антоний Храповицкий и Церковь в изгнании
    Жизнь
    Сочинения и влияние в Сербии
    Преподобный Иустин и Сербское Православие
    Святой Иустин и западная угроза Православию
    Наследие славянофилов
    Восприятие славянофильства преподобным Иустином
    Неопатристический синтез по преподобному Иустину
    Аскетическая эпистемология
    11. Павел Евдокимов. Любовь и красота Божия
    Жизненный путь
    Положение Евдокимова в эмигрантской традиции Парижа
    Вперёд к отцам Церкви!
    Что значит быть человеком?
    Учение о Церкви
    Богоматерь
    Природа его богословия
    Женщина
    Внутреннее монашество
    Богословие красоты
    Amour fou de Dieu
    12. Неопаламизм: отец Иоанн Мейендорф и некоторые греческие неопаламиты. Неопаламизм и неопатристический синтез
    Биография отца Иоанна Мейендорфа
    Богословие
    История
    О Паламе
    Исихастский спор и Палама
    Понимание спора у Мейендорфа
    Палама по Мейендорфу
    Влияние о. И. Мейендорфа
    Неопаламизм в Греции
    Георгий Мандзаридис
    Панайотис Неллас
    13. Литургическое богословие: отец Александр Шмеман и греки – Иоаннис Фундулис и отец Василий Гондикакис
    Понятие литургического богословия
    Литургическое богословие Востока и Запада
    Александр Шмеман
    Сочинения
    Литургическое богословие
    «За жизнь мира»
    Эсхатология и литургия
    Осмысление и влияние
    О «мистериологическом» благочестии
    Влияние Шмемана… в Греции
    Иоаннис Фундулис
    Отец Василий (Гондикакис)
    14. Богословие патристического возрождения: митрополит Иоанн Пергамский (Зизиулас) и отец Иоанн Романидис
    Митрополит Иоанн (Зизиулас)
    Кинония
    Понятие личности
    Евхаристическая экклезиология…
    …и епископат
    Другие проблемы
    Иоанн Романидис
    Первородный грех
    Возвращение в США
    Богословие опыта
    Восток и Запад
    Богословы-миряне I. Филипп Шеррард
    Ранние годы и встреча с Георгием Сеферисом
    Последующие годы, сочинения
    Греческое: эллинское или ромейское?
    Сеферис и Православие
    Платон и Аристотель: Восток и Запад
    Разделение христианства: Великий раскол между Востоком и Западом
    «Филокалия»
    Мужчина и женщина: эрос
    Священная традиция
    Экологический кризис
    16. Богословы-миряне II. Димитрис Кутрубис, Христос Яннарас, Стелиос Рамфос
    Мирянское богословие?
    Яннарас и Рамфос
    Димитрис Кутрубис
    Яннарас и Хайдеггер
    Апофатика и персональность
    Антизападничество?
    Стелиос Рамфос
    Понятие личности
    И снова – Православие и Запад
    17. Богословы-миряне III. Элизабет Бер-Сижель, Оливье Клеман
    Deux passeurs
    Жизнь Элизабет Бер-Сижель
    …темы и произведения
    Жизнь Оливье Клемана
    Богословие Элизабет Бер-Сижель…
    …и Александр Бухарев
    Молитва и святость
    Роль женщины в Церкви
    Мысль Оливье Клемана
    Богословская алхимия
    Архангел смерти
    Преображение
    …Лицо во славе
    18. Духовные старцы I. Мать Фекла (Шарф) и восприятие Православия в Англии
    Духовные старцы
    Восприятие Православия на Западе
    Жизнь
    Отношения с матерью Марией (Гизи)
    Отношения с Джоном Тавенером
    Духовное наставничество
    Православие в английском одеянии
    «Гамлет» Шекспира
    Джон Китс
    Джордж Герберт
    19. Духовные старцы II. Преподобный Силуан Афонский и отец Софроний(Сахаров): видеть Бога как Он есть
    Жизнь преподобного Силуана
    Жизнь отца Софрония
    Учение святого Силуана
    Любовь к врагам
    «Держи ум свой во аде и не отчаивайся»
    Учение отца Софрония
    Единство Церкви по образу Святой Троицы
    Духовность как онтология
    Становление личностями
    Видеть Бога как Он есть
    20. Богословие в Советской России. Отец Александр Мень
    Д.С. Лихачев
    А.Ф. Лосев
    С.С. Аверницев
    Православная миссия в России через радиопроповеди. Отец Александр Шмеман и митрополит Антоний (Блум)
    Отец Александр Мень – жизненный путь…
    …и священническое служение
    Сочинения и богословие
    Истоки богословия отца Александра Меня
    Христос – центр истории
    Учение о молитве
    Комментарий на Апокалипсис
    Митрополит Каллист и богословское видение «Филокалии»
    Английский православный мыслитель
    Жизнь
    Сочинения
    Монах-академик: учитель и учёный
    Приходской священник и экуменист
    Найти и провозгласить истину Благовестия
    Работа над «Филокалией»
    Исихия
    …А что значит «быть человеком»?
    Тайна человека
    Человек и космос
    Значение личности
    https://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/sovremennye-pravoslavnye-mysliteli/

  3. https://www.youtube.com/watch?v=OvrNL2Xc1rI
    류이치 사카모토. ~ ~ *️⃣✴️ 4 апр. 2023 г. #류이치사카모토 #ryuichisakamoto #뉴에이지
    ***
    Рю́ити Сакамото (яп. 坂本 龍一 Сакамото Рю:ити, 17 января 1952, Накано — 28 марта 2023, Токио) — японский музыкант, композитор, продюсер. Лауреат премий «Оскар», «Грэмми» и BAFTA, двукратный лауреат премии «Золотой глобус». Известен по музыке к фильмам Бернардо Бертолуччи «Последний император», «Под покровом небес» и «Маленький Будда».
    RIP

  4. https://youtu.be/DoXLVqMOcTw
    YouTube
    Беседы с Богом — Книга 1. Нил Доналд Уолш
    Эта книга затрагивает большинство вопросов, которыми мы когда-либо задавались, — о жизни и любви, цели и средствах, людях и взаимоотношениях, добре и зле, вине и грехе, прощении и искуплении, о тропе к Богу и дороге в ад… она обо всем. В ней открыто обсуждаются…

  5. Андрей Баумейстер. Православие в современной Европе : https://youtu.be/7sEfota-wf8?si=73oE4TlEMaarj9We
    Свет с Востока? Православие и современный мир. Беседа с профессором Томасом Бремером

    //Andrii Baumeister

    19 янв. 2024 г.
    — Христианство в современной Европе: упадок или предвестие нового начала?
    — Почему в современной Германии наблюдается исход из церквей (католической и протестантской)?
    — Христианство и идентичность Европы.
    — Утратит ли Европа свою идентичность, если христианство потеряет свое влияние? Возможна ли Европа без христианства?
    — Создание ФРГ в 1949 году и роль католической социальной доктрины. Роль Аденауэра.
    — Западная Германия после 1945: поиск новой модели.
    — Католицизм и протестантизм в истории Европы и Германии. Вестфальский мир и новая Европа.
    — Как папский нунций на мирных переговорах в Мюнстере охотился за зайцами и почему он не принимал участия в переговорах?
    — Православие в современном мире.
    — Почему православие на постсоветском пространстве не справилось с вызовами времени?
    — Греческое православие.
    — Антиохийский патриархат и молитва на арабском.
    — В чем ценность православия?

    О Томасе Бремере: https://de.wikipedia.org/wiki/Thomas_

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *