Братья Стругацкие: жизнь и творчество. || Борис Стругацкий: «Фашизм – это очень просто!..»

Братья Стругацкие – популярные писатели-фантасты, сценаристы, авторы современной научной и социальной фантастики.

Их никогда не воспринимали поодиночке, всегда говорили просто – братья Стругацкие. Из этих двух таких разных людей получился один писатель, но какой! Библиография Стругацких очень обширна, они написали и издали примерно три десятка повестей и романов, и свыше двадцати рассказов. Произведения братьев воодушевили многих режиссеров — Александра Сокурова, Андрея Тарковского, Алексея Германа. Они знакомили читателя с другим, вымышленным миром, таким необычным и интересным. Однако, куда бы не заводила их фантазия, центром повествования всегда оказывался человек, со своими достоинствами и недостатками.

 

Аркадий Стругацкий родился 28 августа 1925 года в Батуми, Борис Стругацкий 15 апреля 1933 года в Ленинграде, в семье искусствоведа Натана Стругацкого и учительницы Александры Литвинчевой. Отец по национальности еврей, мать – украинка. Родители Александры были против этого брака, но девушка порвала все связи с родственниками, и поступила по-своему. В Гражданскую войну Натан Стругацкий был комиссаром в кавалерийской бригаде, потом выполнял обязанности политработника при Фрунзе. Демобилизовавшись, перешел на партийную работу, трудился в Украине, где и познакомился со своей будущей супругой. Погиб в начале 1942 года, а его жена Александра дожила до преклонных лет, получила звание Заслуженная учительница РФ, удостоилась ордена «Знак Почета». Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Стругацкий строил укрепления, потом устроился на работу в гранатную мастерскую. В 1942-м покинул блокадный Ленинград, отправился в эвакуацию в город Оренбург. Оттуда его и призвали в армию, направили в Актюбинское артиллерийское училище. Незадолго до выпуска, весной 1943-го, получил направление в столицу, и продолжил обучение в Военном институте иностранных языков. Диплом о его окончании получил в 1949-м, стал профессиональным переводчиком с английского и японского. Трудовую биографию начал с Канской школы военных переводчиков, служил в качестве дивизионного переводчика на Дальнем Востоке. В 1955-м демобилизовался, устроился на работу в «Реферативный журнал», потом в Госполитиздат и Детгиз.

Борис Стругацкий тоже отправился в эвакуацию, после войны вернулся, стал студентом физико-математического факультета ЛГУ. По профессии астроном, устроился в Пулковскую обсерваторию. Профессиональным писателем стал в 1960-м, совместно с братом писал научную фантастику, переводил произведения зарубежных авторов. В 1986 году получил Государственную премию РСФСР за сценарий к картине «Письма мертвого человека».

ТВОРЧЕСТВО

Первая проба пера у Аркадия случилась еще до войны. Свою дебютную попытку он назвал «Находка майора Ковалева», но произведение пропало в блокадном Ленинграде. По этой причине первым сочинением старшего из братьев Стругацких принято считать рассказ «Как погиб Канг». В 50-х Аркадий продолжал писать, и вскоре представил повесть под названием «Четвертое царство». Первое опубликованное произведение автора называлось «Пепел Бикини». Но Аркадий писал его не в одиночку, у него появился соавтор – Лев Петров. В этой повести описываются печальные события, случившиеся при испытании водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис пополнил писательскую братию тоже где-то в 50-х. Братья поддерживали тесный контакт, переписывались, так как в то время Аркадий продолжал служить в армии.

СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Первая совместная работа талантливых братьев получила название «Извне». Вначале это был небольшой рассказ, а потом братья сделали из него повесть. Рассказ был опубликован в 1958-м, на страницах журнала «Техника молодежи».

Спустя год вышла первая книга братьев, которую они назвали «Страна багровых туч». Ходили слухи, что Аркадий заспорил со своей женой Еленой, и выиграл его, создав свою первую книгу. Позже он перенесет некоторых персонажей этой книги в другие свои произведения – «Стажеры», «Путь на Амльтею», и в рассказы, вошедшие в первый совместный сборник братьев – «Шесть спичек». Это было начало длинного цикла о мире будущего, который назывался Мир Полудня. Авторы потом признавались, что они и сами не прочь пожить в таком идеальном мире.

Несколько десятков лет Стругацкие занимали лидирующие позиции среди других писателей-фантастов, они стали лучшими в этом жанре. Постепенно мастерство писателей росло, формировалось особое мировоззрение. Ни одно из написанных произведений Стругацких не прошло незамеченным, их работы вызывали жаркие споры и многочасовые дискуссии. Критики много раз пытались провести параллель между творчеством Стругацких и Ивана Ефремова, автора известного произведения «Туманность Андромеды».

Начало творчества братьев Стругацких велось в соответствии с канонами соцреализма. Но уже тогда авторы наделяли своих персонажей характером и индивидуальностью. Главные герои Стругацких – интеллигенты, гуманисты, отважные исследователи, которые желают развивать мир и двигать научно-технический прогресс. Помимо этого, герои выделяются своеобразным языком, и благодаря этому нехитрому, но действенному приему, они получались реальными, и узнаваемыми, как будто жили в соседнем дворе. Рождение этих героев пришлось на хрущевскую «оттепель», когда люди жили надеждой на улучшение жизни и продвижение научно-технического прогресса, а также улучшения межполитических отношений.

Самой значимой книгой того времени оказалась повесть «Полдень, XXII век», герои которой – счастливые высокоинтеллектуальные люди, смело исследуют космическое пространство.

Но вскоре в творчество Стругацких вплелись напряженные нотки. В произведении «Далекая Радуга» описывается катастрофа, накрывшая отдаленную планету. Это результат неудачного эксперимента ученых, поставившего человека перед трудным выбором. А выбирать-то и не из чего, один вариант хуже другого.

А вот герои повести под названием «Попытка к бегству» столкнулись с другой проблемой – они увидели свое прошлое и теперь стремятся удалить этот «палеолит» из собственного сознания. В романе «Трудно быть богом» один на один с той же проблемой оказываются сотрудники Института экспериментальной истории. Актуальные вопросы современности поднимают авторы и в повести «Хищные вещи века». Это первое произведение в отечественной литературе, антиутопия в утопии, что достаточно актуально в советской литературе.

СОВЕТСКАЯ ЦЕНЗУРА

В 60-е годы из-под пера братьев появились и другие оригинальные произведения. Например, «Понедельник начинается в субботу», в котором искрится добродушный, но, в то же время злободневный юмор. Читатели высоко оценили эту работу братьев, и вскоре вышло ее продолжение под названием «Сказка о Тройке». Теперь это уже не юмор, а прямая сатира. Произведение вызвало скандал, альманах «Ангара», опубликовавший этот рассказ, вскоре закрыли, а рассказ достаточно долго не печатали. Такая же участь постигла и другую повесть – «Улитка на склоне», сюжет которой переносит читателя в Лес и в Управление по делам этого же Леса. Советская цензура не обратила внимания на более важные вещи, а именно на то, что надвигается прогресс, сносящий на своем пути все преграды, и упорно мчащийся вперед.

Критики так же в штыки встретили и сатирическое произведение «Второе нашествие марсиан»: Записки здравомыслящего». Всех персонажей братья назвали именами героев легенд Древней Греции, но даже это не мешает видеть в произведении критику современной ситуации. Личное достоинство человека, его честь – вот главные вопросы, которые авторы поднимают в своем произведении. Практически на аналогичную тему и другое произведение братьев Стругацких – повесть «Отель «У Погибшего Альпиниста». Основной вопрос, готов ли землянин встретиться с представителем инопланетного разума. Повесть стала своеобразным экспериментом авторов, в ней смешаны два жанра – научно-фантастический роман и детектив.

В 70-е годы братья почти не выпускали свои книги, так как советские цензоры крепко взялись за их творчество. Самая известная повесть Стругацких «Пикник на обочине» появилась на страницах журнала, а потом долгих восемь лет находилась под запретом. В 1979-м Стругацкие написали на ее основе сценарий, а режиссер Андрей Тарковский снял своего знаменитого «Сталкера». После аварии на Чернобыльской АС эта же история отразилась в компьютерной игре с аналогичным названием. Только в 80-м, когда братья готовили к выпуску сборник «Неназначенные встречи», они смогли включить в него «Пикник на обочине», да и то намного сократив. Молодые авторы продолжали чувствовать на себе влияние строгой советской цензуры.

Далее один, за одним выходят популярные произведения прозаиков – повесть «За миллиард лет до конца света» и роман «Град обреченный». Позже братья выпустили еще один роман – «Хромая судьба», герои которого имеют сходство с самими авторами.

Свою последнюю совместную работу под названием «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» Стругацкие выпустили в 1990 году. Спустя год не стало Аркадия, и Борис отправился в самостоятельное плавание.

Он взял псевдоним С. Витицкий, и выпустил еще два романа – «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Поиск предназначения».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Подробностями своей личной жизни братья не делились. Известно, что у Аркадия была жена, а вот о Борисе нет никаких сведений.

Аналогичная ситуация и с детьми писателей. Даже в Википедии отсутствуют данные об их наличии.

СМЕРТЬ

Аркадий Стругацкий скончался 12 октября 1991 года в Москве, Борис Стругацкий пережил брата на двадцать лет, и умер 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге. Могил братьев не существует, так как они завещали развеять свой прах по ветру, причем, в точно указанном месте. Прах старшего брата развеяли в районе Рязанского шоссе, прах младшего – над Пулковской обсерваторией.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1959 — «Страна багровых туч»

1960 — «Извне»

1960 — «Путь на Амальтею»

1961 — «Полдень, XXII век»

1962 — «Стажёры»

1962 — «Попытка к бегству»

1963 — «Далёкая Радуга»

1964 — «Трудно быть богом»

1965 — «Понедельник начинается в субботу»

1965 — «Хищные вещи века»

1965 — «Беспокойство»

1966-1968 — «Улитка на склоне»

1967 — «Гадкие лебеди»

1968 — «Второе нашествие марсиан»

1968 — «Сказка о Тройке»

1969 — «Обитаемый остров»

1970 — «Отель „У Погибшего Альпиниста“»

1971 — «Малыш»

1972 — «Пикник на обочине»

1974 — «Парень из преисподней»

1976-1977 — «За миллиард лет до конца света»

1980 — «Повесть о дружбе и недружбе»

1979-1980 — «Жук в муравейнике»

1982 — «Хромая судьба»

1985—1986 — «Волны гасят ветер»

1988 — «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»

1988—1989 — «Град обреченный»

//https://biographe.ru/znamenitosti/bratya-strugatskie

**************************************************

Цитаты братьев Стругацких:

Восемьдесят три процента всех дней в году начинаются одинаково: звенит будильник. («Понедельник начинается в субботу»)

Целыми неделями тратишь душу на пошлую болтовню со всяким отребьем, а когда встречаешь настоящего человека, поговорить нет времени. («Трудно быть богом»)

Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать. («Пикник на обочине»)

Просто удивительно, как быстро проходят волны восторга. Грызть себя, уязвлять себя, нудить и зудеть можно часами и сутками, а восторг приходит и тут же уходит. («Отель «У погибшего альпиниста»)

Но ведь не может быть так, чтобы среди тысячи дорог не нашлось верной! («Желание странного»)

Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо. («Хищные вещи века»)

Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление. («Гадкие лебеди»)

Лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем относиться с подозрением к каждому. («Стажеры»)

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта. («Понедельник начинается в субботу»)

Каждый человек в чем-нибудь да гений. Надо только найти в нем это гениальное. («Улитка на склоне»)

Удивительная, между прочим, вещь: как ни придешь — вечно эти бармены бокалы протирают, словно у них от этого зависит спасение души. («Пикник на обочине»)

Фантазия — бесценная вещь, но нельзя ей давать дорогу внутрь. Только вовне, только вовне. («Хищные вещи века»)

Скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, потому что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни. («Стажеры»)

Среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье — в непрерывном познании неизвестного, и смысл жизни в том же. («Понедельник начинается в субботу»)

Что это такое — нужен? Это когда нельзя обойтись без. Это когда все время думаешь о. Это когда всю жизнь стремишься к. («Улитка на склоне»)

Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные. («Трудно быть богом»)

Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается история человечества. («Второе нашествие марсиан»)

Это ведь неправда, что бывают дети и бывают взрослые. Все, на самом деле, сложнее. Бывают взрослые и бывают взрослые. («Стажеры»)

Нет на свете ничего такого, чего нельзя было бы исправить. («Пикник на обочине»)

Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ! («Пикник на обочине»)

Это очень грешно, но когда я с тобой, мне не нужен бог. («Трудно быть богом»)

Думал я, думал, ничего полезного не придумал и решил наплевать! («Пикник на обочине»)

Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди, дон Румата, и таков наш мир. («Трудно быть богом»)

Я иногда спрашиваю себя: какого черта мы так крутимся? Чтобы заработать деньги? Но на кой черт нам деньги, если мы только и делаем, что крутимся… («Пикник на обочине»)

В нашем деле не может быть друзей наполовину. Друг наполовину — это всегда наполовину враг. («Трудно быть богом»)

Только тот достигнет цели, кто не знает слова «страх»… («Понедельник начинается в субботу»)

У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает… («Град обреченный»)

Детей бить нельзя. Их и без тебя будут всю жизнь колотить кому не лень, а если тебе хочется его ударить, дай лучше по морде самому себе, это будет полезней. («Гадкие лебеди»)

Человек создан для того, чтобы мыслить. («Пикник на обочине»)

Я верю во все, что могу себе представить, Петер. В волшебников, в Господа Бога, в дьявола, в привидения… в летающие тарелки… Раз человеческий мозг может всё это вообразить, значит, всё это где-то существует, иначе зачем бы мозгу такая способность? («Отель «У погибшего альпиниста»)

Совесть своей болью ставит задачи, разум — выполняет. Совесть задает идеалы, разум ищет к ним дороги. Это и есть функция разума — искать дороги. Без совести разум работает только на себя, а значит — в холостую. («Обитаемый остров»)

Чтобы начать работать, надо хорошенько заскучать, чтобы ничего больше не хотелось. («Хромая судьба»)

Проще поверить, чем понять. Проще разочароваться, чем понять. Проще плюнуть, чем понять. («Улитка на склоне»)

Тупик — это отличный предлог, чтобы ломать стены. («Далекая радуга»)

Жить — это хорошо. Даже когда получаешь удары. Лишь бы иметь возможность бить в ответ. Настоящая жизнь есть способ существования, позволяющий наносить ответные удары. («Гадкие лебеди»)

Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. («Понедельник начинается в субботу»)

 

**************************************************

В 1995 году писатель Борис Стругацкий написал статью о признаках фашизма

Двадцать лет назад культовый советский и российский фантаст Борис Стругацкий опубликовал в газете «Невское время» заметку под названием «Фашизм — это очень просто. Эпидемиологическая памятка» .

Чума в нашем доме. Лечить ее мы не умеем. Более того, мы сплошь да рядом не умеем даже поставить правильный диагноз. И тот, кто уже заразился, зачастую не замечает, что он болен и заразен.

 

КУЛЬТ ТРАДИЦИИ

Хотя традиционализм сам по себе – явление древнее и вполне может существовать без всякого фашизма, все известные фашистские движения опирались на идеи традиционалистов, которые искали смысл в наследии прошлого: в древних символах, народных ритуалах, легендах и мифологии. Как пример можно вспомнить систематическое использование нацистами языческих символов, включая свастику, ритуалов и символики Священной римской империи. Восхваление мудрости и традиций предков до уровня народного культа закрепляет традиционные взгляды, порядки и устои как неоспоримо праведные. Соответственно, любое развитие знаний и убеждений, любая эволюция менталитета и системы ценностей a priori рассматриваются как ошибочные и вредные явления. Для традиционалистов правда уже давно обозначена, и любое отклонение от неё может быть только в сторону неправды и зла.

 

ОТРИЦАНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Традиционалисты враждебно воспринимают новые технологии и веяния, видя в них вызов традиционным духовным ценностям. И хотя и итальянские фашисты, и немецкие нацисты, гордились своими индустриальными достижениями, вся их идеология строилась на отрицании современного мира как плода западной капиталистической плутократии и нравственного разложения эпохи возрождения, противопоставившей традиционным ценностям такую мерзкую вещь, как здравый смысл.

ДЕЙСТВИЕ РАДИ ДЕЙСТВИЯ

Фашисты 1930-х с презрением относились к интеллектуалам, ибо интеллектуальное мышление ставит под вопрос «зачем» и «почему» любое действие. Фашисты упорно не хотят находить обоснования своим действиям, ибо видят прелесть в самом действии, даже если ему нет рационального объяснения. Марши, погромы, смены символики, чёрные рубашки, гитлеровские приветствия, помпезные сооружения без практического применения – всё это сложно обосновать рационально в ответе на вопрос «зачем?», постановкой которого интеллигенция всегда вызывала к себе лютую ненависть фашистов, за что обвинялась последними в предательстве традиционных ценностей.

НЕСОГЛАСИЕ = ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Фашизм не допускает плюрализма мнений. Поскольку правда у традиционалистов – одна, все, кто пытается поставить её под вопрос, – враги и предатели.

КСЕНОФОБИЯ

Этот древний звериный инстинкт – неприязнь ко всему чужеродному, иностранному, непонятному, непривычному, ненормальному – является благодатной почвой для зарождения фашизма. Это важнейший признак фашистской идеологии – деление людей на «наших и не наших».

РАЗДРАЖЁННОСТЬ МАСС

Неслучайно фашистские движения всегда набирали особую популярность во время переживания широкими слоями общества трудных времён, катаклизмов, экономической стагнации, национального унижения (как, например, в Германии после поражения в Первой мировой). Обида и злоба среди широких масс делает их восприимчивыми к агрессивным призывам. Раздражённый человек менее склонен мыслить рационально. Ему хочется выплеснуть свою агрессию.

СПЕКУЛЯЦИЯ ПАТРИОТИЗМА

В обществе, страдающем от комплекса неполноценности, фашизм представляется своего рода лекарством, ибо он делает основным поводом для гордости то, что свойственно почти всем – родиться в этой стране. Идея патриотизма эффективно работает только при наличии внешних врагов, без которых патриотизм теряет всяческий смысл.
Люди должны чувствовать, что они находятся во вражеском кольце.

ОБРАЗ ВРАГА

Враг должен выглядеть одновременно сильным и слабым. Он может быть более богатым, развитым, хорошо вооружённым, но при этом глуповатым и трусливым. Таким образом, в сам образ врага изначально закладывается вдохновляющий патриотов сценарий, когда более слабый, но более хитрый и смелый в итоге обязательно победит. Поверив в этот образ, люди будут не понимать серьёзность угрозы, ибо они верят в неизбежную победу.

КУЛЬТ ВОЙНЫ

Пацифизм равносилен братанию с врагом. Сражение – это смысл жизни. Мирный фашизм – немыслим. Милитаризм наблюдался во всех сферах жизни фашистских режимов – проходили праздничные военные парады, строились памятники солдатам-героям, процветала военная промышленность, детей с ранних лет готовили к войне.

КУЛЬТ СИЛЫ И ВЛАСТИ

Идея народного элитизма – принадлежности к самому великому народу в мире – сама по себе подразумевает превосходство одних над другими, лучших над худшими, сильных над слабыми. Если наш народ – самый сильный, героический, духовно-праведный, значит, есть народы, которые в этом отношении, наоборот, – самые слабые, жалкие, гадкие. При таком подходе один народ должен вызывать восхищение, а другой, соответственно, презрение. Если общество допускает такую логику, то и внутри самого общества также формируется элитарная иерархия, культивирующая силу и презирающая слабость. Вышестоящих возносят до небес, прославляют силу и храбрость вождей, при этом вытирая ноги о нижестоящих.

КУЛЬТ ГЕРОИЗМА И СМЕРТИ

В фашистском обществе героизм – это норма. Каждый человек должен быть героем, совершать подвиги и, если придётся, отдать жизнь за родину. Причём, именно героическая смерть является основным вдохновляющим образом, который фашистские идеологи транслируют своим последователям, восхваляя павших героев и распространяя рассказы об их смертельных подвигах. Эта тема очень популярна в текстах современных песен жанра «Белой силы».

КУЛЬТ МУЖЕСТВЕННОСТИ

У фашизма – мужское лицо. И не только лицо. Фашизм – это жёсткая, агрессивная идеология с лицом брутального мачо, альфа-самца. Именно такой образ фашисты обычно придают своим вождям и героям. Джентльмены в него не вписываются , они как проявление женственности презираются. Этот образ имеет высокую силу притяжения , ибо опирается на базовые звериные инстинкты размножения и стайного поведения.

ВЫБОРОЧНЫЙ ПОПУЛИЗМ

С одной стороны, фашизм – в корне популистская идеология, мобилизующая большинство с помощью простых ответов на волнующие всех проблемы (предварительно создав эти проблемы для населения). Раздражают мигранты? Выгнать мигрантов! Раздражают геи ? Запретить геев? Надоели коррупционеры ?Начать борьбу с коррупционерами (или сделать вид борьбы) .

При этом фашисты всегда оправдывают свои действия «волей народа». Понятно, что у целого народа не может быть одной общей воли. Может быть в лучшем случае воля большинства. И поскольку с другой стороны фашисты не намерены считаться с мнением большинства в вопросах, которые не вписываются в фашистскую парадигму, они берут на себя роль «голоса народа».

Человек должен верить, что за действиями фашистской власти всегда стоит воля народа, и если он сам сомневается, значит, он один такой. Взяв на себя роль голоса народа, фашисты стараются дискредитировать любых противников как предателей и антинародных наёмников внешних врагов.

Именно с помощью такой риторики фашистам удаётся убедить массы в том, что демократические институты, парламент, не в состоянии выполнять волю народа, и поэтому основную власть нужно доверить «голосу народа». Примерно так это происходило в Германии и Италии, когда с согласия широких масс парламентскую демократию заменил фашизм.

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ

Фашизм может вернуться под видом борьбы с фашизмом. «Фашисты будущего будут называть себя антифашистами», – говорил Уинстон Черчилль.
коренной фашизм до сих пор живёт среди нас и он может возрождаться под самым невинным обликом. Таким обликом может стать даже облик борцов с фашизмом. Поскольку слово «фашист» уже давно стало нарицательным, современные фашисты уж точно не будут применять это понятие к себе. Зато они могут в лучших традициях новояза и подмены понятий налепить клеймо «фашиста» на своих врагов. А чтобы стать врагом фашисту, достаточно, как мы уже знаем, просто быть несогласным с его политикой, которую сам фашист вполне может увенчать «антифашистской». Ведь противоречивость и иррациональность – естественные черты фашизма.

Источник: old.fishki.net
****************************************************

Стругацкий Аркадий — все книги автора

Юмористическая фантастика

Адарвинизм Читать

Понедельник начинается в субботу (Иллюстрации. С. Лемехова) Читать

Понедельник начинается в субботу. Сценарий Читать

Сказка о Тройке (Журнальный вариант 1987 г.) Читать

Серия: Миры братьев Стругацких

Понедельник начинается в субботу Читать

Экспедиция в преисподнюю Читать

Современная проза

Ведьма Читать

Социальная фантастика

Gesammelte Werke 1 Читать

Возвращение Читать

Глубокий поиск Читать

Должен жить Читать

Извне Читать

Полдень, XXII век (Возвращение) Читать

Понедельник начинается в субботу. Парень из преисподней Читать

Собрание сочинений в 10 т. Т. 10. Хромая судьба. Читать

Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. Хищные вещи века. Читать

Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. Трудно быть богом. Читать

Собрание сочинений в 10 т. Т. 4. Обитаемый остров. Читать

Собрание сочинений в 10 т. Т. 5. Понедельник начинается в субботу. Читать

Собрание сочинений в 10 т. Т. 6. Отель «У погибшего альпиниста». Читать

Собрание сочинений в 10 т. Т. 7. Отягощенные злом. Читать

Собрание сочинений в 10 т. Т. 8. За миллиард лет до конца света. Читать

Собрание сочинений в 10 т. Т. 9. Бессильные мира сего. Читать

Том 1. 1955–1959 Читать

Том 10. С.Витицкий, С.Ярославцев Читать

Том 11. Неопубликованное. Публицистика Читать

Том 12. Дополнительный Читать

Том 2. 1960-1962 Читать

Том 3. 1961-1963 Читать

Том 4. 1964-1966 Читать

Том 5. 1967-1968 Читать

Том 6. 1969-1973 Читать

Том 7. 1973-1978 Читать

Том 8. 1979-1984 Читать

Том 9. 1985-1990 Читать

Улитка на склоне — 1 (Беспокойство) Читать

Улитка на склоне (журнал «Байкал») Читать

Хищные вещи века (вариант 1965 г.) Читать

Хищные вещи века; Второе нашествие марсиан; Град обреченный: Романы Читать

Чародеи Читать

Серия: Библиотека фантастики

Второе нашествие марсиан. Записки здравомыслящего Читать

Серия: История будущего. XX–XXII века

Обитаемый остров (трилогия о Максиме Каммерере. Книга 1) Читать

Серия: Камерер

Волны гасят ветер Читать

Серия: Максим Каммерер

Обитаемый остров (Восстановленный полный вариант 1992 года) Читать

Серия: Миры братьев Стругацких

Град обреченный Читать

Стажеры Читать

Хромая Судьба Читать

Серия: Рассказы

Бедные злые люди Читать

Испытание «СКИБР» Читать

Первые люди на первом плоту Читать

Почти такие же Читать

Чрезвычайное происшествие Читать

Публицистика

«Сказание о Ёсицунэ». Инструкция к чтению Читать

Избранная публицистика Читать

Куда ж нам плыть? Читать

Научная фантастика

Белый камень Эрдени Читать

Библиотека современной фантастики. Том 7. А. Стругацкий, Б. Стругацкий Читать

Великий КРИ Читать

Венера. Архаизмы Читать

Возвращение (Полдень. ХХII век) Читать

Гадкие лебеди Читать

Далекая Радуга; Отель «У Погибшего Альпиниста»; Хромая судьба: Романы Читать

Девятая планета Тайи (диафильм) Читать

Десантники Читать

Дни затмения Читать

Дни Кракена Читать

Дни кракена (Главы из неоконченной повести) Читать

Дьявол среди людей Читать

ЖУК В МУРАВЕЙНИКЕ Читать

Жук в муравейнике (киносценарий) Читать

Жук в муравейнике. Повести Читать

За миллиард лет до конца света Читать

Забытый эксперимент Читать

К вопросу о циклотации Читать

Как погиб Канг Читать

Куда ж нам плыть (Сборник публицистики) Читать

Летающие кочевники Читать

Малыш Читать

Мир иной Читать

Моби Дик Читать

Нарцисс Читать

Населений острів Читать

Неизвестные Стругацкие От «Страны багровых туч» до «Трудно быть богом»: черновики, рукописи, варианты Читать

НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 32 Читать

НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 34 Читать

Обитаемый остров Читать

Обитаемый остров (сборник) Читать

Обитаемый остров. Малыш. Жук в муравейнике. Волны гасят ветер Читать

Отель «У Погибшего Альпиниста». Стажеры. Улитка на склоне Читать

Отягощенные злом, или Сорок лет спустя Читать

Переводы Читать

Пикник на обочине Читать

Планета Багровых Туч ( Собрание сочинений: В 11 т. Т. 1: 1955–1959 гг.) Читать

Подробности жизни Никиты Воронцова Читать

Полдень, XXII век Читать

Полдень, XXII век (Возвращение) (с иллюстрациями) Читать

Полдень, XXII век (сборник) Читать

Полдень, XXII век. Малыш Читать

Понедельник начинается в субботу. Трудно быть богом. Пикник на обочине Читать

Попытка к бегству Читать

Попытка к бегству. Хищные вещи века. За миллиард лет до конца света. Гадкие лебеди Читать

Поселок на краю Галактики Читать

Путь на Альматею Читать

Путь на Амальтею Читать

Путь на Амальтею. Повесть и рассказы Читать

Сказка о Тройке Читать

Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. Страна багровых туч. Читать

Собрание сочинений в 11 томах. Том 1: 1955-1959 гг. Читать

Собрание сочинений в 11 томах. Том 2: 1960-1962 гг. Читать

Собрание сочинений в 11 томах.Том 3: 1961-1963 гг. Читать

Собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 1. 1955–1959 Читать

Собрание сочинений: В 11 т. Т. 1: 1955–1959 гг. Читать

Стажеры. Второе нашествие марсиан. Повести Читать

Страна багровых туч. Глиняный бог Читать

Страшная большая планета Читать

Стругацкие, Аркадий и Борис. Собрание сочинений в 15 томах. Том 1. Извне. Путь на Амальтею. Стажеры. Рассказы Читать

Стругацкие. Лучшие произведения в одном томе Читать

ТАЛИСМАН. Сборник научно-фантастических и фантастических повестей и рассказов Читать

Третий глаз Читать

Трудно быть богом Читать

Трудно быть богом (комикс) Читать

Трудно быть богом. Хищные вещи века Читать

Улитка на склоне Читать

Фантастика-1964 Читать

Хищные вещи века Читать

Хищные вещи века. Фантастические повести Читать

Частные предположения Читать

Человек из пасифиды Читать

Четвертое Царство (На грани возможного) Читать

Шесть спичек (сборник) Читать

Шесть спичек. Рассказы Читать

Серия: Библиотека советской фантастики (Изд-во Молодая гвардия)

Неназначенные встречи (сборник) Читать

Стажеры. Второе нашествие марсиан Читать

Серия: Библиотека фантастики

Второе нашествие марсиан Читать

Серия: История будущего

Обитаемый остров, Малыш Читать

Парень из преисподней, Беспокойство, Жук в муравейнике, Волны гасят ветер Читать

Страна багровых туч, Путь на Амальтею, Стажеры Читать

Трудно быть богом. Попытка к бегству. Далекая Радуга Читать

Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век Читать

Серия: История будущего. XX–XXII века

Чрезвычайные происшествия. Рассказ 5. Шесть спичек Читать

Серия: Миры братьев Стругацких

Парень из преисподней Читать

Серия: Рассказы

Белый конус Алаида Читать

Беспокойство Читать

В наше интересное время Читать

Ночь на марсе Читать

О странствующих и путешествующих Читать

Песчаная горячка Читать

Повесть о дружбе и недружбе Читать

Пять ложек эликсира Читать

Спонтанный рефлекс Читать

Критика

Контакт и пересмотр представлений Читать

Космическая фантастика

Девятая планета Тайи Читать

Серия: Книжная полка

Страна багровых туч Читать

Страна багровых туч (c иллюстр.) Читать

Серия: Максим Каммерер

Обитаемый остров (Вариант 1971 года, иллюстрации: Ю.Макаров) Читать

Классическая проза

Шесть спичек Читать

История

Собрание сочинений: В 11 т. Т. 2: 1960-1962 гг. Читать

Историческая проза

Год тридцать седьмой Читать

Газеты и журналы

Искатель, 1962 №2 Читать

Фэнтези

Дорога в сто парсеков Читать

Фантастика

Серия: Миры братьев Стругацких

Далекая радуга Читать

Драматургия: прочее

Жиды города Питера, или невеселые беседы при свечах Читать

Машина желаний Читать

Туча Читать

Серия: Миры братьев Стругацких

Без оружия Читать

Домоводство

Христо-люди Читать

Документальная литература

Пепел Бикини (Художник В. Трубкович) Читать

Детективная фантастика

Дело об убийстве, или Отель «У погибшего альпиниста» Читать

Отель «У Погибшего Альпиниста» Читать

Отель «У погибшего альпиниста». Повесть Читать

Боевая фантастика

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА. Том 66 Читать

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. I том Читать

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. II том Читать

Биографии и Мемуары

Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники, 1972–1977 Читать

Серия: Миры братьев Стругацких

Сталкер. Литературная запись кинофильма Читать

Извне. Повесть в трех рассказах Читать

Пикник на обочине (Журнальный вариант) Читать

Аудиокниги

Боевики

Экспедиция в преисподнюю

 

2 комментария

  1. https://youtu.be/ygSwhoutsO8
    YouTube
    Аркадий и Борис Стругацкие — Невероятные предсказания, которые СБЫЛИСЬ // Подкаст

  2. https://www.youtube.com/watch?v=mNWvfJ0iBu8
    «Синяя папка». История братьев Стругацких

    //Meduza

    13 дек. 2023 г.
    «Синяя папка» — пятый совместный документальный фильм берлинской студии Narra и кооператива независимых журналистов «Берег». Он посвящен братьям Стругацким — культовым советским писателям, которые по-прежнему невероятно популярны и актуальны в России. За книгами Стругацких в СССР выстраивались очереди, журналы с их повестями перепродавали на черном рынке. Братья не были диссидентами: свою писательскую карьеру они начинали убежденными коммунистами; мир будущего, описанный ими, — это мир коммунистической утопии. Тем удивительнее, что вся их творческая биография — это ожесточенная борьба с цензурой. Которую они проиграли.

    Роман Штыль-Битыньш, автор фильма о братьях Стругацких: «Аркадий и Борис Стругацкие — важнейшие советские писатели, которые помогли не одному поколению читателей бежать (пусть всего лишь мысленно) от унылого советского настоящего в удивительное будущее. Но главное, их книги не давали забыть о философских вопросах, встающих перед каждым из нас в реальной жизни, — и побуждали искать ответы на них.

    Писатели, востребованные полвека назад, в советские времена, нужны и сейчас, их читают, у них множество фанатов. Но если вы захотите посмотреть кино о Стругацких, вы почти ничего не найдете — видеоматериалов о них очень мало. Между тем жизнь Стругацких будто дает ответ на вопрос о том, способен ли взрослый человек меняться, признавать ошибки и становиться лучше.

    К сожалению, почти невозможно уместить их жизнь и книги в рамки часового фильма, неизбежны и упрощения, и сокращения. Поэтому эта картина — не байопик. Наше кино рассказывает лишь об одной из сторон жизни Стругацких. Она о борьбе писателей с советской цензурой за свои книги. Иногда эта борьба бывала успешной, иногда приходилось идти на компромиссы, порой они просто отказывались от схватки. Но спустя полвека мы по-прежнем читаем братьев — а значит, они все-таки победили. Победили цензоров. Победили время и пространство».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *