Фрэнсис Фукуяма. Конец истории и последний человек | Фрэнсис ФУКУЯМА. НАШЕ ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ

 

Фукуя́ма Фрэ́нсис, Фрэнсис Ёсихиро Фукуяма (Francis Yoshihiro Fukuyama) (род. 27.10.1952, Чикаго), американский политолог и философ, автор концепции «конца истории».

Происхождение и образование

Дед Ф. Фукуямы по отцовской линии эмигрировал из Японии в США в период русско-японской войны 1904–1905 гг. Его отец, теолог и доктор социологии Фукуяма Ёсио, преподавал в Чикагской духовной семинарии; мать, Кавата Тосико, была дочерью основателя экономического факультета Киотского университета.

В 1974 г. окончил бакалавриат Корнеллского университета. В 1981 г. защитил докторскую диссертацию по политологии в Гарвардском университете на тему советской угрозы на Ближнем Востоке.

Профессиональная деятельность

В 1979–1980, 1983–1989, 1995–1996 гг. занимался исследовательской деятельностью в RAND Corporation. Работал в отделе политического планирования Государственного департамента США: в 1981–1982 гг. в качестве постоянного члена, специализирующегося по делам Ближнего Востока (был в составе делегации США на египетско-израильских переговорах по палестинской автономии); в 1989–1990 гг. заместитель директора по европейским военно-политическим вопросам. В разные годы преподавал в Университете Джорджа Мейсона (1996–2000) и Школе передовых международных исследований имени Пола Нитце при Университете Джонса Хопкинса (2001–2010). В 2001–2004 гг. – член Президентского совета США по биоэтике. В 2005 г. стал сооснователем журнала The American Interest. С 2010 г. старший научный сотрудник Института международных исследований имени Фримана Спогли. С 2015 г. директор Центра демократии, развития и верховенства закона при Стэнфордском университете.

Вклад в науку

В исследованиях конца 1980-х – начала 1990-х гг. Ф. Фукуяма изложил концепцию «конца истории». Ядром её выступила идея о линейности исторического процесса как движения к определённому конечному рубежу, символизирующему завершение идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии в мире.

По мнению Фукуямы, победа либеральной демократии в мире ознаменует окончание межгосударственных конфликтов, вызванных борьбой стран за верховенство в мире. Причина – в консенсусном характере либеральной демократии: государства, движимые общими ценностями свободы и равенства, не стремятся к конфронтации и господству друг над другом. В то же время он признаёт неспособность либеральной демократии умерить стремление человека быть признанным выше других: поскольку в социуме всеобщего равенства бороться будет не с кем, то человек неизбежно ополчится против самого строя. Потому от способности государств направить эти устремления в конвенциональное русло, по мнению Фукуямы, будет зависеть будущее либерально-демократического порядка в мире.

Наиболее известные труды – «The end of history?» (1989), «The end of history and the last man» (1992), «Governance and World Order in the twenty first century» (2004) и др.

Признание

Почётный доктор Университета Досися (Япония), Университета Кансай (Япония), Университета Доана (США), Орхусского университета (Дания) и др. Член Американской ассоциации политической науки и Совета по международным отношениям.

Источник: https://bigenc.ru/c/fukuiama-frensis-7359e2
********************************************************************************************************
«Конец истории и последний человек» (англ. The End of History and the Last Man) — первая книга американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы.
Была выпущена в 1992 году издательством Free Press.
В книге Фукуяма утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства.
По мнению Фукуямы, конец истории не означает конец событийной истории, но означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними — конец искусства и философии.

КНИГА:

konec-istorii-i-posledniy-chelovek-fykyuama — 259 стр. в pdf

 

Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма ; [пер. с англ. М. Б. Левина].:
АСТ; Москва;
2015
ISBN 978-5-17-089637-0

Аннотация
«Конец истории и последний человек» – это одно из самых известных произведений
философа и футуролога Фрэнсиса Фукуямы, ставшее международным бестселлером и
переведенное на несколько десятков языков.
Капиталистическая либеральная демократия, убеждает Фукуяма в своей работе,
есть конец истории в привычном нам ее направлении. Современные технологии все
более способствуют гомогенизации различных культур, достижения индивидуальные
превалируют над коллективными.
Результатом становится своеобразная «капиталистическая утопия» – идеальное
общество потребления, прекратившее историческое развитие, замкнувшееся внутри себя
и, следовательно, поглощенное лишь внутренними проблемами.
Какой же станет философия «последних людей»?
И не станет ли материальная утопия духовной антиутопией?

****************************************************

10 цитат из книг Фрэнсиса Фукуямы

Внешняя политика отражает ценности стоящих за нею обществ

Фрэнсис Фукуяма (род. 27 октября 1952) — американский философ, экономист и писатель. Всемирную известность ему принесла книга «Конец истории и последний человек», которая была опубликована в 1992 году. Эта работа оказала огромное влияние на современную политэкономию. Также Фукуяма автор таких знаковых трудов, как «Америка на распутье», «Отставание», «Угасание государственного порядка» и «Доверие».

Мы отобрали 10 цитат из его книг:

Как говорится, если из инструментов у тебя только молоток, все проблемы выглядят как гвозди. «Америка на распутье»
Внешняя политика отражает ценности стоящих за нею обществ. Власть, несправедливая к своим гражданам, вероятно, будет вести себя так же и по отношению к иностранцам. Таким образом, усилия по смене тиранических или тоталитарных режимов путем внешних поощрений и санкций неизменно будут менее эффективными, нежели перестройка коренной природы этих режимов. «Америка на распутье»
Одна из главных причин децентрализации политической власти — желание обеспечить минимальные стандарты некоррупционного поведения в общественном управлении. «Сильное государство»
Экономическая модернизация, если она проходит успешно, как правило, требует участия в политической жизни, а значит, создания среднего класса, имеющего собственность, которую нужно охранять, высокого уровня образования и большей требовательности граждан к признанию их индивидуальности. Либеральная демократия — один из побочных продуктов процесса модернизации и становится предметом всеобщих устремлений только в ходе истории. Я никогда не выстраивал последовательной теории модернизации с указанием чётких стадий развития и определённых экономических результатов. «Америка на распутье»
Возможность войны – величайшая сила, вынуждающая общества к рационализму и к созданию единообразных социальных структур в различных культурах. Любое государство, желающее сохранить свою политическую автономию, вынуждено усваивать технологии своих врагов и соперников. «Конец истории и последний человек»
Война — самый слабый из мотивов для построения сильного государства. «Сильное государство»
Индивидуализм, фундаментальная ценность современного общества, незаметно начинает переходить от гордой самостоятельности свободных людей в род замкнутого эгоизма, для которого целью становится максимизация персональной свободы без оглядки на ответственность перед другими людьми. «Великий разрыв»
Агитпроп, трудовые лагеря, перевоспитание, фрейдизм, обработка с раннего детства, бихевиоризм — все это способы забивания квадратной сваи человеческой природы в круглую дыру социального плана. Ни один из них не основан на знании неврологической структуры или биохимической основы мозга; ни в одном нет понимания генетических истоков поведения, а если есть, то нет никаких средств на них воздействовать. «Наше постчеловеческое будущее»
Тоталитарное правление требует сохранения монополии режима на информацию, а современная технология, делая её невозможной, подрывает мощь режима. «Наше постчеловеческое будущее»
В любом экономически успешном обществе жизнеспособность хозяйственных объединений зависит от их уровня внутреннего доверия. «Доверие»

Источник: https://eksmo.ru/articles/10-tsitat-iz-knig-frensisa-fukuyamy-ID3754237/

****************************************************************************************************

 

Фрэнсис ФУКУЯМА. НАШЕ ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ. Последствия биотехнологической революции.  удк 316.6 ББК 87.6. Francis Fukuyama. Our posthuman future. Consequences of the Biotechnology revolution. … Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологичес-кой революции/Ф. Фукуяма; Пер. с англ. М.Б. Левина. — ООО «Из- дательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004.

ФУКУЯМА-4 — Наше постчеловеческое будущее 2002(2004) 349с. в пдф

 

PHILOSOPHY

Фрэнсис ФУКУЯМА

НАШЕ ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ

ПОСЛЕДСТВИЯ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО  ЛЮКС LUXE

Москва • 2004

УДК 316.6 ББК 87.6 Ф94

Francis Fukuyama

OUR POSTHUMAN FUTURE

Consequences of the Biotechnology revolution

2002

Перевод с английского М.Б. Левина Серийное оформление A.A. Кудрявцева

Печатается с разрешения автора

и ICM, International Creative Management, Inc.

с/о Toymania LLC.

Подписано в печать 25.06.04. Формат 84х108 1/32, Усл. печ. л. 18,48. Тираж 5000 экз. Заказ № 2172.

Ф94

Фукуяма Ф.

Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. М.Б. Левина — М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС». 2004. — 349. [3] с. —(Philosophy).

ISBN 5-17-024038-4 (000 «Издательство АСТ») ISBN 5-9660-0124-3 (ОАО «ЛЮКС»)

Известный американский философ вновь обращается к теме будущею человечества какие перспективы предлагает нам бурное развитие медицины и биотехнологии, к каким социальным и политическим последствиям может привести генная инженерия и, в частности, клонирование человека? Что мы обретем на этом пути? . И — что потеряем?

УДК 316.6 ББК 87.6

© Francis Fukuyama. 2002

© Перевод М.Б Левин, 2004

© ООО «Издательство АСТ». 2004

Хватит! Наступает время, когда политика приобретает иное значение.

Фридрих Ницше, «Воля к власти», раздел 9601*

* Здесь и далее примечания, отмеченные цифрами, вынесены в конец книги. — Примеч. ред.

Электронное оглавление

Электронное оглавление

Предисловие

Часть 1. ПУТИ В БУДУЩЕЕ

  1. ПОВЕСТЬ О ДВУХ  АНТИУТОПИЯХ

Лобовое решение

Биотехнология и возобновление истории

  1. НАУКА О МОЗГЕ

Революция в когнитивной неврологии

Наследуемость интеллекта

Генетика и преступность

Гены и сексуальность: гетеро и гомо

  1. НЕЙРОФАРМАКОЛОГИЯ И КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
  2. ПРОДЛЕНИЕЖИЗНИ
  3. ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

Путь к младенцам на заказ

  1. ПОЧЕМУ НАМ СЛЕДУЕТ БЕСПОКОИТЬСЯ

Религиозные соображения

Утилитарные соображения

Политическая корректность

Почтение к природе

Ограничения утилитаризма

Часть 2. БЫТЬ ЧЕЛОВЕЧНЫМ

  1. 7.ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Разговор о правах

Необходимость прав

Почему учение о натуралистическом заблуждении само есть заблуждение

  1. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Рис. 1. Распределение роста 2000

Рис. 2. Распределение роста в разные времена

Contra naturam*

Рис. 3.Распределение IQ

Так все-таки что такое человеческая природа?

Заполненная tabula rasa*

Человеческая специфика и права животных

  1. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕДОСТОИНСТВО

Фактор икс

Ухватить власть

Человеческое достоинство возвращается

Части и целое

Сознание

За что бороться

Когда мы становимся людьми?

Часть 3. ЧТО ДЕЛАТЬ

  1. ПОЛИТИЧЕСКИЙКОНТРОЛЬ НАДБИОТЕХНОЛОГИЕЙ

Кому решать?

Можно ли контролировать технологию?

  1. КАК РЕГУЛИРУЕТСЯ БИОТЕХНОЛОГИЯСЕГОДНЯ

Нормы для сельскохозяйственной биотехнологии

Биотехнология человека

  1. ПОЛИТИКА НА БУДУЩЕЕ

Где проводить красную черту?

Начало постчеловеческой истории?

Примечания

Эпиграф

Глава 1. Повесть о двух антиутопиях

Глава 2. Наука о мозге

Глава 3. Нейрофармакология и контроль поведения

Глава 4. Продление жизни

Глава 5. Генная инженерия

Глава 6. Почему нам следует беспокоиться

Глава 7. Права человека

Глава 8. Природа человека

Глава 9. Человеческое достоинство

Глава 10. Политический контроль над биотехнологией

Глава 11. Как регулируется биотехнология сегодня

Глава 12. Политика на будущее

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Когда человек, занимавшийся последние годы в основном вопросами культуры и экономики, берется писать книгу о биотехнологии, его поступок может показаться весьма экстравагантным, но «в этом безумии есть своя система».

В начале 1999 года Оуэн Харрис, редактор «Национального интереса» (The National Interest), попросил меня написать десятилетнюю ретроспективу по моей статье «Конец истории?», впервые опубликованной летом 1989 года. В той статье я утверждал, что Гегель был прав, говоря, будто история закончилась в 1806 году, поскольку с тех пор не было существенного движения за пределы принципов Французской революции, а в победе Наполеона под Иеной в 1806 году Гегель видел консолидацию этих принципов. Коллапс коммунизма в 1989 году свидетельствовал лишь о завершении широкой конвергенции в сторону либеральной демократии в мировом масштабе.

Раздумывая над обильной критикой этой статьи, которая с тех пор появилась, я пришел к выводу, что лишь один аргумент невозможно отвергнуть: конца истории не может быть, пока не будет конца науки. Согласно механизму прогресса универсальной истории, который я описал в своей следующей книге, «Конец истории и

8

последний человек», развитие современной науки и порождаемой ею технологии есть одна из главных движущих сил этого прогресса. Многие аспекты технологии конца двадцатого столетия, в том числе так называемая информационная революция, весьма способствовали распространению либеральной демократии. Но мы отнюдь не приблизились к концу науки, а науки биологического направления сейчас вообще на крутом подъеме.

Как бы там ни было, я довольно долго размышлял о влиянии современной биологии на наше понимание политики. Этот интерес возник из работы семинара, который я возглавлял несколько лет и который занимался исследованием влияния новых наук на международную политику. Некоторые мои мысли по этому поводу вошли в книгу «Великий разрыв» (The Great Disruption), где исследовался вопрос о человеческой природе и нормах и о том, как наше понимание формируется под влиянием новой экспериментальной информации из таких областей, как этология, эволюционная биология и когнитивная неврология. Но приглашение написать ретроспективу «Конца истории» дало мне повод подумать о будущем более систематически, и в результате в 1999 году в «Национальном интересе» появилась статья, озаглавленная «По зрелом размышлении: последний человек в бутылке» (Second ThoughtsThe Last Man in a Bottle). Предлагаемая книга представляет собой серьезное развитие затронутых там тем.

Террористические акты в США 11 сентября 2001 года снова вызвали к жизни сомнение относительно тезиса о конце истории, на этот раз в связи с утверждением, что мы стали свидетелями «столкновения цивилизаций» (пользуясь формулировкой Сэмюэля П. Хантингтона) — Запада и Ислама. Я лично считаю, что эти события ни-

9

чего подобного не доказывают — просто исламский радикализм, стоящий за этими актами, ведет отчаянные арьергардные бои и будет в свое время смыт широким приливом модернизации. Но на что эти события действительно указывают — это на то, что те наука и технология, которые порождают современный мир, сами по себе являются ключевыми уязвимыми точками нашей цивилизации. Самолеты, небоскребы и биолаборатории — все эти символы современности — были превращены в оружие одним прикосновением злонамеренной изобретательности. В данной книге не идет речь о биологическом оружии, но возникновение биотерроризма как вполне реальной угрозы указывает на необходимость (о которой в книге говорится) большего политического контроля над применением науки и технологии.

Излишне говорить, что я многих людей хотел бы поблагодарить за помощь в работе над книгой. Среди них — Дэвид Армор, Ларри Арнхарт, Скотт Баррет, Питер Берковиц, Мэри Кэннон, Стив Клемонс, Эрик Коэн, Марк Кордовер, Ричард Доерфлингер, Билл Дрейк, Терри Истленд, Робин Фокс, Гиллель Фрадкин, Эндрю Франклин, Франко Ферджер, Джонатан Галасси, Тони Гилланд, Ричард Хассинг, Ричард Хейес, Джордж Холмгрен, Леон Касс, Билл Кристолл, Джей Лефковиц, Марк Лилла, Майкл Линд, Майкл Мак-Гайр, Дэвид Прентис, Гэри Шмитт, Абрам Шульски, Грегори Сток, Ричард Велкли, Кэролайн Вагнер, Марк Вит, Эдвард О. Уилсон, Адам Вольфсон и Роберт Райт. Я весьма благодарен своему литературному агенту Эстер Ньюберг и всем сотрудникам «Интернейшнл Криейтив Менеджмент», которые помогали мне все эти годы. Неоценимую помощь оказали мои ассистенты Майк Кёртис, Бен Аллен, Кристин Поммеренинг, Санджей Марва и Брайан Гроу. Я хотел бы

10

выразить благодарность Фонду Брэдли за поддержку участия студентов в этом проекте. Мой бессменный ассистент Синтия Пэдцок внесла существенный вклад в окончательную подготовку рукописи. И как всегда, моя жена Лора была вдумчивым комментатором рукописи по тем вопросам, относительно которых придерживается весьма твердых взглядов.

Далее, читаем по ссылке: http://yanko.lib.ru/books/politologiya/fukuyama-nashe_postchel_budujee-a.htm

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *