Эрих Фромм. «Искусство любить» etc

Эрих Фромм
Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.  Википедия
  • Родился: 
    23 марта 1900 г., Франкфурт-на-Майне, Германская империя
  • Умер: 
    18 марта 1980 г. (79 лет), Локарно, Швейцария
  • В браке с: 
  • Чем известен: 
    иметь и быть как способы существования, бегство от свободы, социальный характер
  • Цитата: 
    Эгоизм — симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя.
*****************************************************
Изданная в 1956 году работа психоаналитика и философа-фрейдомарксиста Эриха Фромма, исследующая вопросы духовной сферы жизни человека.

Э.Фромм. Искусство любить

 

«Одна из самых известных работ Эриха Фромма – «Искусство любить» – посвящена непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого, казалось бы, простого чувства, как любовь.Действительно ли любовь – искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение?..Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому…».

****************************************************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ

Цитаты Фромма

Цитаты Эриха Фромма Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат социолога, психолога, философа Эриха Фромма (1900 — 1980).

Каким-то образом ему удалось творчески совместить идеи Фрейда, Маркса и гуманизма.

Цитаты сведены по темам: любовь, жизненная этика, смысл жизни, человеческие проявления, свобода, человек, родители и дети, жизнь, общество, счастье, болезнь, искусство, религия, разрушение, бизнес, разум, материнская любовь, эгоизм, желания, женское и мужское, одиночество, истина.

В заключение приводятся цитаты о Фромме.

О любви

Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.

Любовь – это акт веры, и если в человеке мало веры, то в нем мало и любви.

Любовь — это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость.

Любить – это принести себя в дар без всяких гарантий, полностью отдать себя в надежде на то, что наша любовь возбудит ответную любовь в возлюбленном человеке.

Вряд ли есть еще хоть одна другая деятельность или инициатива, которая начинается с такими огромными надеждами и упованием и которая так регулярно заканчивается провалом, как любовь.

Любовь часто путают со взрывчатым переживанием «влюбленности», неожиданного рухнувшего барьера, до той минуты разделявшего двух незнакомых людей.

В любимом человек надо находить себя, а не терять себя в нём.

В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя.

Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы.

Любовь начинает проявляться, только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях.

Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.

Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее.

Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие. Это «стояние в…», а не «падение куда-то». В самом общем виде активный характер любви можно описать утверждением, что любовь означает прежде всего давать, а не принимать.

Первая потребность человека, будь то прокажённый или каторжник, отверженный или недужный, — обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает все свои силы, всё своё могущество, весь пыл души.

Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Если индивидум любит только одного человека и равнодушен к другим, его любовь является не любовью, а симбиотической привязанностью или разросшейся самовлюбленностью.

Мы думаем, что любить легко, просто подходящего человека найти сложно; а как только мы найдем того самого, единственного, больше нам никто не будет нужен.

Забота и ответственность — составные элементы любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в господство и собственничество.

В современном обществе двое влюбляются, если чувствуют, что нашли наилучший имеющийся на рынке объект, с учетом собственных ограниченных ресурсов для взаимовыгодного обмена.

Любовь, которую ты «заслужил», оставляет горький осадок предположения, что ты значим для объекта любви не сам по себе, а возможностью доставить удовольствие, быть полезным. В конце концов, может, ты вовсе и не любим, тебя просто используют.

Современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания.

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».

Кстати, цитаты о любви

О жизненной этике

Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, — а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики.

Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много отдает.

Отдавать — высшее выражение силы.

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен.

Принцип «меньшего зла» – это принцип отчаяния. Большей частью он лишь удлиняет отсрочку победы большего зла.

Более важно найти не решение, которое лучше, а то, которое жизнеспособно.

Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться, пока наши действия не причиняют боль или не посягают на других. Сколько жизней было разрушено этой необходимостью «объяснять», которая обычно подразумевает, чтобы вас «поняли»,то есть оправдали.

Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.

О смысле жизни

Любовь – это единственный разумный ответ на проблему человеческого существования.

В переживании любви заключена высшая форма ответа на проблему человеческого бытия, оно является залогом душевного здоровья.

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

Если человек может жить не принужденно, не автоматически, а спонтанно, то он осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл – сама жизнь.

Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность.

Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с другой – превзойти ее и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развития личность может подняться над своим Я.

Понятие «быть живым» — это понятие не статическое, а динамическое. Существование – это тоже, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил – это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни.

Мы все страдаем от чувства отчуждения от себя самого, от окружающих и от природы; от сознания, что жизнь уходит, как песок сквозь пальцы, что мы умрем, не прожив жизнь, что мы живем в изобилии, но остаемся безрадостными.

Кстати, цитаты о смысле жизни

О человеческих проявлениях

Не существует почти ничего, во что бы человек ни поверил или что бы он ни подавил, перед лицом явной или скрытой угрозы остракизма.

Надежда парадоксальна. Это не пассивное ожидание и не форсирование событий, которые не могут произойти в реальности. Она подобна затаившемуся тигру, который прыгает лишь тогда, когда для этого настал момент.

Уважение — это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть.

Только тот, кто честен с собой, способен быть честным с другими.

Сочувствие и переживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я – одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на мое переживание того, что переживает он.

Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть – неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека.

О свободе

Каждый новый шаг может окончиться неудачей — вот одна из причин, заставляющих людей бояться свободы.

Не существует подлинной свободы без свободы на неудачу.

Средний человек не является свободным, а живет только иллюзией свободы, поскольку его поступки мотивированы не осознанными им силами.

Всякий, кто пытается стать самим собой, знает, что каждый новый шаг в этом направлении дает ощущение силы и радости, которое ни с чем не спутать.

Право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли.

Если другие люди не понимают нашего поведения — так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и наша смелость быть самими собой.

Сознаем мы это или нет, но мы ничего так не стыдимся, как отказа от себя, а наивысшую гордость, наивысшее счастье испытываем тогда, когда думаем, говорим и чувствуем подлинно самостоятельно.

Кстати, цитаты про свободу

О человеке

Человек – единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать.

Потеряв религиозную веру и связанные с нею гуманистические ценности, он сконцентрировался на технических и материальных ценностях и потерял способность к глубоким эмоциональным переживаниям, к радости и печали, которые их сопровождают.

Наша моральная проблема — это безразличие человека к самому себе.

Мы есть то,что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.

Человек может играть множество ролей и быть субъективно уверенным, что каждая из них — это он. На самом же деле человек разыгрывает каждую роль в соответствии со своими представлениями о том, чего от него ждут окружающие; и у многих людей, если не у большинства, подлинная личность полностью задушена псевдоличностью.

Человеку все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.

Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его.

Человек строит машины, действующие как люди, и создаёт людей, действующих как машины.

В прошлом была опасность стать рабом. Опасность будущего в том, что человек может стать роботом.

Кстати, цитаты о человеке

О родителях и детях

На свете мало родителей, которым бы хватило смелости и независимости беспокоиться более о счастье своего ребенка, чем о его успешности.

Многим не удается одновременно и любить ребенка, и позволить ему уйти – даже желать этого.

Функция матери — охранительная. Она обеспечивает ребенку безопасность в жизни. В обязанности отца входит учить его, руководить, чтобы в дальнейшем он справлялся с задачами, которые ставит перед ним общество, в котором ему предстоит жить.

Влияние «жертвенной» матери почти не отличается от влияния эгоистичной матери. Иногда это даже приводит к худшему результату, потому что жертвенность матери не дает детям возможности ее критиковать.

Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.

Кстати, цитаты про родителей

О жизни

Вся жизнь индивида – это не что иное, как процесс рождения себя; мы, наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинства людей – умереть, не успев родиться.

Желание жить врождено каждому организму, и человек не может не хотеть жить, независимо от того, что ему нравится думать об этом.

Человек живет иллюзиями, потому что эти иллюзии помогают ему вынести страдания реальной жизни. Если он сможет понять, что такое иллюзии, для чего они существуют, т. е. если он сможет очнуться от своего полусонного состояния, тогда он может прийти в чувство, осознать присущие ему силы и власть и изменить реальность таким образом, что иллюзии ему больше не будут нужны.

Вера в жизнь, в самого себя, в других должна быть построена на твердой основе реализма, так сказать, на способности видеть зло везде, где оно есть, видеть мошенничество, разрушительность и эгоизм не только там, где они очевидны, но и под многими масками и в различных модификациях. В самом деле, вера, любовь и надежда должны идти рядом с такой страстью видеть реальность во всей ее наготе, что посторонний будет склонен назвать это «цинизмом».

Кстати, цитаты о жизни

Об обществе

История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития.

Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.

В XIX в. проблема состояла в том, что Бог мертв; в XX — проблема в том, что мертв человек.

История – это процесс создания человеком самого себя посредством развития – в процессе труда, — тех потенций, которые даны ему от рождения.

Вместе с Эйнштейном Маркс и Фрейд были архитекторами современной эпохи.

О счастье

Счастье — это переживание полноты бытия, а не пустоты, которую нужно заполнить.

Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

В наше время счастье для большинства людей — это удовлетворение от того, что они получают больше, чем другие.

Счастье современного человека выражается в восторге, с которым он разглядывает витрины, и в возможности купить все, что он может себе позволить, – за наличные или в кредит.

Кстати, цитаты про счастье

О болезни

Болезнь — в сущности не что иное, как желание того, чего не стоило бы желать.

Неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешенных моральных конфликтов.

Невротик может быть охарактеризован как человек, который не сдался в борьбе за собственную личность.

Лень — это далеко не нормальное качество, это симптом психопатологии.

Об искусстве

Все великое искусство революционно, потому что оно освещает действительность человека и ставит под вопрос действительность различных переходных форм человеческого общества.

Для огромного большинства «культура» – это всего лишь еще один предмет потребления, еще один символ статуса, обязывающий увидеть «правильные» картины, узнать «правильную» музыку, прочитать нужные книги.

Художники были придворными шутами на протяжении всей прошлой истории. Им разрешали говорить правду, потому что они изображали ее в особой, социально ограниченной, художественной форме.

Кстати, цитаты про искусство и цитаты о творчестве

О религии

Любая культура – религия, а любой невроз – личная форма религии, если под религией мы имеем в виду попытку дать решение проблемы человеческого существования.

Без веры невозможна жизнь человека. Вопрос в том, какой будет вера будущих поколений: рациональной или иррациональной. Будет ли это вера в вождей, машины, успех; или это будет непоколебимая вера в человека и его силы, основанная на опыте собственной плодотворной деятельности.

Разум бесплоден, если человек лишен надежды и веры. Эпохи торжества веры прекрасны, возвышены и плодотворны; напротив, эпохи господства безверия исчезают бесследно, поскольку никто не занимается тем, что не приносит плодов.

Кстати, цитаты о религии

О разрушении

Разрушить мир — это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня.

Жажда разрушения, которую мы находим в человеческой истории и которую мы с таким страхом наблюдаем в наше время, коренится в природе человека точно так же, как и стремление к созиданию.

Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения.

О бизнесе

Предприниматель потакает наиболее развращенным мечтам ближнего, играя роль сводника между ним и его потребностями, пробуждает в нем нездоровый аппетит и наблюдает за каждой слабостью с тем, чтобы позже потребовать вознаграждения за этот труд любви.

Фактически именно зависть и уравнивание составляют сущность конкуренции.

Человек, не имеющий никакой власти, наконец обретает ее в качестве покупателя и потребителя.

О разуме

Разум – благо человека – является также и его проклятием.

Умственные способности, помимо врожденных данных, выступают в большой мере как функция независимости, бодрости и жизнеспособности…

Чтобы понизить общий уровень тупости, нам нужен не рост «интеллекта», а иной тип характера: независимые, предприимчивые люди, влюбленные в жизнь.

Кстати, цитаты про разум

О материнской любви

Материнская любовь прививает ребенку любовь к жизни, а не просто желание оставаться в живых.

Материнская любовь – благодать, покой, ее не нужно ни завоевывать, ни заслуживать.

Если материнская любовь есть – она подобна благословению; если ее нет, жизнь словно бы лишается всей своей красоты.

Кстати, цитаты про маму

Об эгоизме

Именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения.

Подлинный отказ от эгоистических устремлений как следование воле Господа обретает реальный смысл, если понятие Бога при этом отсутствует как таковое.

О желаниях

Знать свои подлинные желания гораздо труднее, чем кажется большинству из нас; это одна из труднейших проблем человеческого бытия. Мы отчаянно стараемся уйти от этой проблемы, принимая стандартные цели за свои собственные.

Именно стремление к власти является наиболее характерной формой проявления садизма.

О женском и мужском

Полярность женского и мужского начала существует также внутри каждого мужчины и каждой женщина.

И мужчина, и женщина приходят к согласию с собой только через единение своего мужского и женского начала. Эта полярность оставляет основу любого творчества.

Об одиночестве

Способность быть в одиночестве – это условие способности любить.

Самозабвенное помешательство друг на друге — не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества.

Кстати, цитаты об одиночестве

Об истине

Идея обретает мощь, только когда она свежая.

Я полагаю, что постижение истины не вопрос интеллекта, но прежде всего характера.

О разном

Потребление сигарет облегчает скрытую тревогу и напряжение, и людям проще рискнуть своим здоровьем, чем испытывать тревогу.

«Приватность» – комплексное понятие, привилегия среднего и высшего классов, поскольку сама ее основа, личное пространство, обходится недешево.

Ренессанс западного гуманизма вернет Маркса на его выдающееся место в истории человеческой мысли.

Даже тиран лучше полного отсутствия лидера.

Я цитирую чужие мысли, чтобы подтвердить свои.

Красота – противоположность не безобразному, а фальшивому.

 

Как видим, в цитатах Эриха Фромма достаточно остро вскрываются существенные проблемы XX века. Общая идеология веры в потенциал развития и свободы человека весьма привлекательна, но левая (марксистская) радикальность Фромма вызывает некоторую озабоченность.

В свое время глубже проникнуться идеями Фромма мне помешал прямолинейно-рекламный стиль его текстов. Это было забавно: как человек, жестко критикующий американское общество потребления, может настолько откровенно использовать его же рекламно-пропагандистскую стилистику.

Цитаты про Фромма

  • Г. Маркузе: Фромм пытается возвратить к жизни все освященные веками ценности идеалистической этики, как будто никто и никогда не разоблачал их конформистские и репрессивные черты. Он говорит о продуктивной реализации личности, о заботе, ответственности и уважении к другим людям, о продуктивной любви и счастье — как будто действительно возможно, осуществляя все это, по-прежнему оставаться здоровым и «благополучным» в обществе, которое сам Фромм описывает как общество тотального отчуждения и в котором все решают товарные «рыночные» отношения.
  • А. Бэттлер: При всем уважении к гуманистскому заряду работ Фромма, его гимну любви, следует признать, что его концепция любви в корне неверна — вывод, не только подтверждаемый практикой, но доказываемый и в теории.
  • П. Гуревич: «Многоликость» Фромма как исследователя является главной трудностью при систематизации его учения, при попытках изложить последовательность его идей, их внутреннюю связь.
  • С. Савельев: Фромм болтун, который психологическими терминами, выдуманными им самим, объясняет предыдущие психологические термины, которые тоже ничего не обозначают. Переживание феномена другого человека как своего собственного – это утверждение с биологической точки зрения является идиотизмом.

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

Источник: Статья Цитаты Фромма с https://burido.ru/903-tsitaty-fromma на сайте Буридо

****************************************************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ФРОММ

ФРОММ (Fromm) Эрих (23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне – 18 марта 1980, Локарно) – немецко-американский философ и психоаналитик, один из основоположников неофрейдизма. Получил социологическое образование в Гейдельберге. Приобщился к психоанализу в Берлинском психоаналитическом институте, был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. После прихода нацистов к власти в 1933 эмигрировал в США, а с 1949 четверть века работал в Мексике, создав там Институт психоанализа. С сер. 70-х гг. жил в Швейцарии.

Первой книгой, принесшей Фромму широкую известность, было «Бегство от свободы» (Escape from freedom, 1941, рус. пер. 1975). В ней содержатся основные положения его концепции, развитые затем в двух десятках книг – «Человек для самого себя» (Man for himself, 1947), «Здоровое общество» (The sane society, 1955, рус. пер. 1995), «Забытый язык» (The forgotten language, 1951), «Анатомия человеческой деструктивности» (Anatomy of human destructiveness, 1973, рус. пер. 1994), «Иметь или быть?» (Tо have or to be? 1976, рус. пер. 1986) и др. И «гуманистический психоанализ» Фромма, и его «демократический социализм» определяются его видением человеческой природы как сохраняющейся во всех изменениях и во всех культурах. Она ставит границы для социальных «экспериментов», является критерием для оценки тех или иных экономических и политических режимов как способствующих или препятствующих свободной реализации этой природы. «Человек – не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свой текст». И современный капитализм, и «реальный социализм» осуждались Фроммом не просто как несправедливые или недемократичные, но как враждебные самой человеческой природе. Неизменным ее ядром являются не какие-то постоянные качества или атрибуты, но противоречия, называемые Фроммом экзистенциальными дихотомиями. Человек – это часть природы, он подчинен ее законам и не может их изменить, но он же постоянно выходит за пределы природы; он отделен от мирового целого, бездомен, но стремится к гармонии с миром; он конечен и смертен, знает об этом, но пытается реализовать себя в отпущенный ему недолгий век, утверждая вечные ценности и идеалы; человек одинок, сознает свою обособленность от других, но стремится к солидарности с ними, в т.ч. с прошлыми и будущими поколениями, и т.д. Экзистенциальные противоречия – источник специфических для человека потребностей, поскольку в отличие от животного он лишен равновесия, гармонии с миром. Эту гармонию ему приходится всякий раз восстанавливать, создавая все новые формы соотнесенности с миром, которые, однако, никогда не бывают окончательными. Экзистенциальные дихотомии неустранимы, для человека разрешимы только исторические противоречия вроде современного разрыва между ростом технических средств и неспособностью их должным образом использовать во благо всего человечества. На экзистенциальные противоречия каждый человек дает ответ всем своим существом. Поэтому природа человека определяется Фроммом не как биологически заданная совокупность влечений, но как осмысленный ответ, целостное отношение к миру. Таким ответом может быть стремление к свободе, справедливости, истине, но в равной степени им могут стать ненависть, садизм, нарциссизм, конформизм, деструктивность. В отличие от инстинктов или «органических влечений» Фрейда такие специфические для человека черты Фромм называет «укорененными в характере страстями». Социально-исторические обстоятельства способствуют или препятствуют тем или иным проявлениям человеческой природы, но эти черты не являются преходящими, будучи вечными спутниками человечества.

Характер определяется Фроммом как «относительно стабильная система всех не-инстинктивных стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром». Наследуемые психофизиологические свойства, темперамент, инстинкты лишь в малой мере детерминируют способ взаимоотношения человека с миром. Садистом может стать и флегматик, и меланхолик. Характер – это заместитель отсутствующих у человека инстинктов. Органические влечения у людей примерно одинаковы, индивиды различаются теми страстями, которые занимают господствующее положение в их характере – в этом смысле Гераклит говорил о характере как о «роке» для человека. Характер снимает с индивида бремя решения всякий раз, когда требуется действие: он задает типичный для данного человека способ восприятия идей и ценностей, отношения к другим людям. Личность как бы «инстинктивно» ведет себя в соответствии со своим характером. Скупец не задумывается, копить ему или тратить, – его влечет сбережение. Именно в этом смысле Фромм предлагает употреблять термин «влечение» – речь идет не об инстинкте, а о «страсти», которая воспринимается носителем такого характера как нечто само собой разумеющееся и «естественное».

Такого рода дебиологизация влечения ведет к пересмотру понятия «бессознательное». Фромм отвергает субстанциалистское понимание бессознательного Фрейда и его локализацию («Оно»). Понятия «сознательное» и «бессознательное» – функциональные термины, относимые к субъективным состояниям психики индивида. Сознание не равнозначно интеллектуальной рефлексии, поскольку последняя является лишь малой частью того, что нами осознается, в чем мы отдаем себе отчет. Каждый из нас отдает себе отчет в том, что дышит, но это не значит, что мы все время думаем о дыхании. Сознание не представляет собой и чего-то более высокого, чем бессознательное: содержание сознания многих людей нельзя оценить иначе как заполненное фикциями, клишированными образами и иллюзиями. В свою очередь бессознательное не есть нечто «животное» в человеке, поскольку к неосознаваемому относятся и многие высшие устремления человека, и черты его характера. Всякая социальная система создает совокупность «фильтров», не пропускающих в сознание те или иные содержания. Такая «цензура» происходит уже на уровне данного языка, логики, принимаемой за нечто само собой разумеющееся; вытесняются и многие чувства, которые считаются нежелательными в данном обществе (такое вытеснение обеспечивается прежде всего воспитанием). Индивидуальные табу связаны с социальными запретами, а характер данного человека зависит от того, что Фромм называет социальным характером.

Человек живет не сам по себе, он является членом какой-то конкретной исторической группы (рода, племени, класса, нации). Каждое такое сообщество обладает некими общими для ее членов чертами, поскольку все они живут в примерно одинаковых исторических обстоятельствах и должны приспосабливаться к условиям природной и социальной среды. При этом каждая группа заинтересована в развитии определенных психических черт: ее члены «должны желать делать то, что они обязаны делать для нормального функционирования общества». Семья является «психическим агентом» общества, поскольку в ней осуществляется первичная социализация, способствующая формированию именно такого «социального характера», который выступает как образец для подражания и как норма для данного общества.

Эти нормы, типичные установки и ориентации, будучи усвоенными в раннем детстве, также не осознаются индивидом. Функциональность данного социального характера для конкретного общества не означает того, что такой характер является чем-то положительным, приспосабливаться индивидам приходилось и к тоталитарным диктатурам. Во времена значительных общественных перемен консервативность социального характера препятствует необходимым реформам. Описывая социальный характер, господствующий при капитализме, Фромм отмечает такие его черты, как конформизм, накопительство («анальный характер» Фрейда), растущая деструктивность. Индустриальное общество требует дисциплины, порядка, пунктуальности, и эти черты развиты у современных европейцев в значительно большей мере, чем в 16–17 вв. у их предков, живших до промышленной революции. Эти черты воспитываются, одобряются, тогда как противоположное им поведение осуждается и т.д. Но развитие их сопровождается упадком спонтанности, непосредственности, открытости другим людям, и рационально управляемое общество оборачивается механичностью поведения и мышления: «Люди во все большей степени делаются автоматами, производящими машины: разумность их уменьшается вместе с ростом интеллекта машин». Роботоподобные люди, обладающие самой совершенной техникой, опасны и для себя самих, и для всего живого на Земле; сделавшись Големом, человек не может оставаться психически здоровым существом.

Критика современной цивилизации имеет у Фромма религиозные истоки: библейские пророки, христианские мистики, даосизм и буддизм имели для него не меньшее значение, чем Бахофен, Фрейд или Маркс. Сторонников своей «гуманистической религии» Фромм находит среди представителей всех вероисповеданий, противопоставляя их воззрения идолопоклонству и превращению церкви в инструмент социального контроля.

Хотя многие книги Фромма получили широкую известность, его доктрина не оказала заметного влияния на теорию и практику психоанализа. Только в Мексике существует созданный самим Фроммом психоаналитический институт (Куэрнавака). С 1986 существует Международное общество Эриха Фромма (Тюбинген).

Сочинения:

1. Gesamtausgabe, Bd. 1–10. Stuttg.;

2. Schriften aus dem Nachlass, Bd. 1–8. Winheim – Вasel, 1989–92;

3. в рус. пер.: Душа человека. M., 1992;

4. Психоанализ и этика. М., 1993;

5. Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996;

6. Психоанализ и культура. Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995;

7. Фромм Э., Судзуки Д., Мартино Р. de. Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1995.

А.М.Руткевич //https://platona.net/board/novaja_filosofskaja_ehnciklopedija/fromm/3-1-0-2236

Один комментарий

  1. Интервью К. Собчак с Михаилом Шемякиным — советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993)…:
    https://youtu.be/hFel5O8wl4M — март 2023.
    МИХАИЛ ШЕМЯКИН: «Человек — это придурок. Уникальное существо»
    Осторожно: Собчак

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *