Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества

Бердяев Н.А. - Философия свободы. Смысл творчества

Бердяев Николай Александрович

Философия свободы. Смысл творчества
М.: Правда, 1989.- 608 с.
Серия «Из истории отечественной философской мысли». Приложение к журналу «Вопросы философии»
PDF  15 Мб
Качество: сканированные страницы, текстовый слой
Язык: русский
«Философия свободы» Бердяева объединила ряд опубликованных ранее статей, но нельзя не видеть в ней цельности и логической последовательности в реализации замысла. Ее первая часть воинственно полемична и направлена против современной ему западной философии, по мнению Бердяева, утратившей «бытие» как жизненную первореальность, в которой совершается всякое познание.
Вторая часть «Философии свободы» внешне разворачивается как историософия, как поиск смысла истории. Однако для Бердяева это подлинная христианская онтология, построение которой создает прочный фундамент возводимой им «церковной гносеологии». Истинное познание возможно только в истинном бытии, и пока само бытие остается неосмысленным в его «падшести», никакая критика современной философии не может ничего исправить. Должно быть исправлено само бытие: личностное (потому одно из названий «философии свободных» — «конкретный персонализм») и вселенское. Личное изживание греховности как путь из отчужденности к соборности «церковного сознания» дополняется поэтому у Бердяева провидением мессианского предназначения России.
В «Философии свободы» Бердяев выступает как продолжатель многих тем и традиций русской философии XIX в. В связи с поисками Л.М. Лопатина и А. А. Козлова стоит его стремление базировать философию на религиозно-мистическом опыте.В произведении «Смысл творчества», как отмечал Бердяев, его «религиозная философия» впервые была вполне осознана и выражена. Удалось это потому, что принцип построения философии посредством выявления глубин личностного опыта был однозначно осознан им как единственный путь к вселенскому, «космическому» универсализму. К традициям русской философии он подключает средневековую мистику Каббалы, Мейстера Экхарта, Якоба Беме, христианскую антропологию Фр. Баадера, нигилизм Фр. Ницше, современный оккультизм (в частности антропософию Р. Штейнера).
Человек поставлен в центр бытия — так определяется общий контур его новой метафизики как концепции «моноплюрализма». Центральным стержнем «Смысла творчества» становится идея творчества как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения.

СОДЕРЖАНИЕ

Л. В. Поляков. Философия творчества Н. Бердяева 3
ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ
Предисловие 12
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава I. Философия и религия 14
Глава II. Вера и знание 38
Глава III. Гносеологическая проблем 68
Глава IV Об онтологической гносеологии 96
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава V Происхождение зла и смысл истории 123
Глава VI. О христианской свободе 192
Глава VII. Мистика и Церковь 205
Приложение. Утонченная Фиваида 229СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА
Введение 254
Глава I. Философия как творческий акт 262
Глава II. Человек. Микрокосм и макрокосм 293
Глава III. Творчество и искупление 325
Глава IV Творчество и гносеология 341
Глава V Творчество и бытие 354
Глава VI. Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм 368
Глава VII. Творчество и аскетизм. Гениальность и святость 382
Глава VIII. Творчество и пол. Мужское и женское. Род и личность 399
Глава IX. Творчество и любовь. Брак и семья 420
Глава Х . Творчество и красота. Искусство и теургия 437
Глава XI. Творчество и мораль. Новая этика творчества 460
Глава XII. Творчество и общественность 479
Глава XIII. Творчество и мистика. Оккультизм и магия 498
Глава XIV Три эпохи.Творчество и культура.Творчество и церковь. Творчество и христианское возрождение 518Примечания и экскурсы 535
Примечания 581
Указатель имен 601//https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_russkaja/berdjaev_filosofija_svobody_smysl_tvorchestva/15-1-0-3803
Полный текст, бесплатно:
Поклон! Аминь!
***************************************************
+++
Автор: Бердяев Николай
Название: Философия свободы
Жанр: Философия
ISBN: 5-94865-316-1, 978-5-94865-316-7
Издательский дом: АСТ
Год издания: 2005
Аннотация:
«… Заглавие этой книги требует разъяснения. Философия свободы не означает здесь исследования проблемы свободы как одной из проблем философии, свобода не означает здесь объекта. Философия свободы значит здесь – философия свободных, исходящая из свободы, в противоположность философии рабов …»//https://royallib.com/book/berdyaev_nikolay/filosofiya_svobodi.html

Книга: Бердяев Николай. Философия свободы — royallib.com.doc

Н. Бердяев

Философия свободы

 

Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…

Первое послание к Коринфянам Св. Апостола Павла.

 

Предисловие

 

Заглавие этой книги требует разъяснения. Философия свободы не означает здесь исследования проблемы свободы как одной из проблем философии, свобода не означает здесь объекта. Философия свободы значит здесь – философия свободных,  философия, исходящая из свободы, в противоположность философии рабов, философии, исходящей из необходимости, свобода означает состояние философствующего субъекта. Свободная философия есть философия религиозная, философия интуитивная, философия сынов, а не пасынков. Путь этой книги исходит из свободы в самом начале, а не приводит к свободе лишь в конце. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать. И божественную истину нельзя вывести, она открывается в блеске молнии, она целостно дана в откровении. Эта незыблемая, непоколебимая вера в то, что истина дана в мистическом восприятии, что нельзя двигаться, нельзя подниматься, не имея под собой твердыни божественного, не имея благодатной помощи, будучи оставленным и покинутым, от вселенской души отрезанным, определяет характер изложения этой книги. В ней сознательно проводится метод исхождения,  а не прихождения,  исхождения из того, что открылось, увиделось как свет, а не прихождения к тому, что еще не открылось, не увиделось и погружено в тьму. Путем этим шли все мыслители-мистики; шел, наприм., близкий мне по духу Франц Баадер. Христианская философия, или теософия, этой книги не претендует на «научность», но претендует на истинность. Претензия эта оправдывается тем, что истина не мною выдумана и открыта, ибо я исповедую религию Христа. Научность не есть ни единственный, ни последний критерий истинности.

В книге этой, думается мне, есть внутреннее единство и внутренняя последовательность, хотя и нет достаточного внешнего единства и внешней последовательности. Отдельные части этой книги писались в разное время и отрывками печатались в «Вопросах философии и психологии». Теперь отрывки эти переработаны, написаны новые части, и все претворилось в книгу, не систематическую, но отражающую цельное религиозно-философское миросозерцание и мирочувствие. Я был бы счастлив, если б книгой этой обострил в современном сознании ряд жгучих религиозно-философских проблем, особенно в сознании людей, вступивших на путь религиозно-мистический. Ныне не время созидания систем, законченных и обоснованных. Ныне религиозная философия должна быть выражением и творчеством жизни. Ныне парадоксальность философствования может быть верным отражением антиномичности религиозной жизни.

В основе «философии свободы» лежит деление на два типа мироощущения и мироотношения – мистический  и магический.  Мистика пребывает в сфере свободы,  в ней – трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу божественной жизни. Магия еще пребывает в сфере необходимости,  не выходит из заколдованности естества. Путь магический во всех областях легко становится путем человекобожеским . Путь же мистический должен быть путем богочеловеческим.  Философия свободы есть философия богочеловечества.

 

Москва. Январь. 1911 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *