Степин В.С. Теоретическое знание

 

Советский и российский философ и организатор науки, специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки. Доктор философских наук, профессор, академик.

  • Родился: 19 августа 1934 г., Навля
  • Умер: 14 декабря 2018 г. (84 года), Москва, Россия
  • Чем известен: концепция структуры и генезиса научной теории; операция построения теории; система универсалий культуры
  • *****************************************

Рубрика: Философия науки

Теоретическое знаниеСтепин В.С. Монография. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.

В книге показано, как возникает и развивается в культуре ее особый феномен — теоретическое знание.  Анализируются типы и структура теоретических знаний. Рассматриваются механизмы порождения теорий. Показано, что эти механизмы исторически развиваются, зависят от типов системных объектов, осваиваемых наукой, а также от особенностей присущих той или иной культуре ценностей. Анализ проведен нa конкретном материале истории естественных и социальных наук.
Особое внимание уделено современным способам и формам теоретического освоения мира и его судьбам на переломном этапе развития цивилизации. Книга адресована специалистам в области философии науки и теории познания, а также всем тем, кто интересуется проблемами места и роли научной ра­циональности в историческом развитии культуры.//Скачать здесь: https://www.kodges.ru/nauka/vuz/filosof/374173-teoreticheskoe-znanie.html

**************************************************

Теоретическое знание

Степин Вячеслав Семенович

Теоретическое знание  В книге показано, как возникает и развивается в культуре ее особый феномен – теоретическое знание. Анализируются типы и структура теоретических знаний. Рассматриваются механизмы порождения теорий. Показано, что эти механизмы исторически развиваются, зависят от типов системных объектов, осваиваемых наукой, а также от особенностей, присущих той или иной культуре ценностей. Анализ проведен на конкретном материале истории естественных и социальных наук.
Особое внимание уделено современным способам и формам теоретического освоения мира и его судьбам на переломном этапе развития цивилизации.
Книга адресована специалистам в области философии науки и теории познания, а также всем тем, кто интересуется проблемами места и роли научной рациональности в историческом развитии культуры.

 

 

Оглавление

Предисловие
Примечания
Глава I. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Наука в культуре техногенной цивилизации
Традиционные и техногенные цивилизации
Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса
Специфика научного познания
Главные отличительные признаки науки
Научное и обыденное познание
Генезис научного познания
Преднаука и развитая наука
Духовная революция Античности
Зарождение опытных наук
Примечания
Глава II. СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Абстрактные объекты теории и их системная организация
Теоретическая схема и математический аппарат
Роль теоретических схем в дедуктивном развертывании теории
Теоретические схемы и опыт. Операциональный статус теоретических схем
Примечания
Глава III. ОСНОВАНИЯ НАУКИ
Научная картина мира
Мировоззрение, философия, научная картина мира
Историческая эволюция понятия “научная картина мира”
Картина мира в системе научного знания
Идеалы, нормы и философские основания науки
Идеалы и нормы исследования
Философские основания науки
Примечания
Глава IV. ГЕНЕЗИС ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Научная картина мира и опыт
Генезис первичных теоретических моделей классической науки
Формирование теоретической схемы как гипотезы
Обоснование гипотезы и превращение ее в теоретическую модель объекта
Построение развитой теории в классической науке
Глава V. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Математическая гипотеза и ее эмпирическое обоснование
Особенности современных форм физической картины мира и их роль в выдвижении математических гипотез
Проблема эмпирической проверки математической гипотезы
Формирование развитой теории в современной науке
Основные этапы развития математического аппарата квантовой электродинамики
Квантово-механическая картина мира и ее роль в формировании математического аппарата квантовой электродинамики
Парадоксы создаваемой теории и проблема интерпретации
Идеализированные процедуры измерения поля и интерпретация аппарата квантовой электродинамики (исходная идея процедур Бора—Розенфельда)
Перестройка теоретической модели квантованного электромагнитного поля и обоснование ее непротиворечивости
Доказательство измеримости квантованного поля излучения
Промежуточные интерпретации аппарата современной физической теории как условие ее развития
Взаимосвязь генезиса и функционирования теории. Принцип конструктивности
Примечания
Глава VI. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Внутридисциплинарные революции
Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции
Эвристическая роль методологических идей
Философские предпосылки перестройки оснований науки
От методологических идей к теории и новой картине мира
Научные революции и междисциплинарные взаимодействия
Глобальные научные революции как изменение типа рациональности
Научная революция как выбор новых стратегий исследования
Потенциальные истории науки
Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке
Глава VII. СТРАТЕГИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭПОХУ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
Универсальный эволюционизм — основа современной научной картины мира
Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Библиография

Приложение

Книги по теме

 

______________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Александр ЗАПЕСОЦКИЙ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
АКАДЕМИКА В. С. СТЕПИНА
ЛЕКЦИИ, ПРОЧИТАННЫЕ СТУДЕНТАМ СПбГУП
В МАЕ–СЕНТЯБРЕ 2010 ГОДА:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *